Плата за загрязнение окружающей природной среды

Ильюшихин И.Н.
Генеральный директор ЗАО «Юридический центр
«Северо-Западный регион»
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее также — плата за загрязнение) на сегодняшний день регулируется прежде всего Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со статьей 3 указанного Закона платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде отнесены к числу принципов охраны окружающей среды. Исходя из того, что использование природных ресурсов определено в Законе как их эксплуатация, вовлечение в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (статья 1 Закона), следует сделать вывод, что платность природопользования охватывает и плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 16 указанного Закона: «Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами». Между тем, на сегодняшний день формы платы за загрязнение окружающей среды определены постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», принятым еще в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды». Уже поэтому постановление Правительства РФ N 632 следует признать противоречащим Закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 10 декабря 2002 года N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»:
«Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3) и определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий (пункты 1 и 2 статьи 16), тем самым, по существу, предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения — виды негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, им устанавливаются и другие существенные признаки этих платежей: субъекты — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15), в общей форме облагаемую базу — выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22-28)».
Таким образом, плательщиками платы за загрязнение окружающей среды выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом данного платежа выступают такие виды негативного воздействия на окружающую среду, как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий.
Облагаемая база — выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны.
Что касается правовой формы платы за загрязнение окружающей среды, то нужно отметить следующее.
Выше уже был дан анализ правовой природы платы за загрязнение, по итогам которого вопреки мнению Конституционного Суда РФ признали указанный платеж налогом. Вместе с тем, помимо проанализированных аргументов в подтверждение неналогового статуса платы за загрязнение Конституционный Суд РФ в определении от 10.12.2002 N 284-О признал плату за загрязнение окружающей среды фискальным сбором, используя критерий наличия у этой платы компенсационного характера. На наш взгляд данный признак на сегодняшний день полностью нивелирован.
Суть компенсационного характера платы за загрязнение в контексте определения N 284-О заключается в том, что она представляет собой форму возмещения экономического ущерба от негативного воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Аналогичной позиции придерживается Т.В.Петрова, указывая, что «данная функция платы обеспечивается путем установления целевого характера ее использования на осуществление мероприятий природоохранного характера»*. Более того, в пункте 2.2. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных письмом Минприроды России от 26.01.1993 N 01-15/65-265 указано, что «плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов».
________________
* Петрова Т.В. Указ.соч. С.115.

Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.

Устанавливается два вида базовых нормативов платы:
• за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
• за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы – природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Расчет представляется плательщиками в установленном законодательством порядке в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.

Начальник отдела экологии: Клопцов Алексей Евгеньевич

Налоговый вестник, 31 октября 2001 г.
Порядок учета платежей за загрязнение окружающей среды при налогообложении прибыли (на примере страховой организации)
1527 просмотров

В соответствии со ст. 21 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения подлежат перечислению в государственные внебюджетные экологические фонды, а не в соответствующие бюджеты.

Данный платеж распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее — природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
— размещение отходов;
— другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы определяются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) ввиду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется как сверпредельные платежи.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.
Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии с настоящим Порядком, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.
Вышеуказанная информация сведена в следующую таблицу.

Наименование платежа Объект Источник уплаты
За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия Себестоимость продукции
Превышение предельно допустимых нормативов За счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя
За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов Себестоимость продукции
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды За счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная За счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя

Средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» перечисляются природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов и 10% в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.
Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно подпункту «з» п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
Действующим законодательством с 1 января 1992 года установлен единый порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль, а также единые на всей территории Российской Федерации льготы по уплате данного налога. При этом льгота по налогу на прибыль на средства, поступившие за проведение экологической экспертизы, не предусмотрена.
Конкретные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов устанавливаются в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», а также в соответствии с другими инструктивно-нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Минприроды России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России.
Плата за загрязнение окружающей среды в размере 10% определялась от общей величины платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы.
Начиная с 2001 года плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду установлена в размере 19% доходов (ст. 9 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»).
Страховые организации, так же как и все предприятия, имея здания и автомобили, являются плательщиками платежей за загрязнения окружающей среды. Для уплаты данного платежа страховая организация должна составить экологический паспорт.
Затраты природоохранного назначения определены Перечнем работ и услуг природоохранного назначения, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 23.02.2000 № 102, в котором, в частности, предусмотрена экологическая паспортизация.
ГОСТ 17.0.0.04-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения. Госстандарт СССР» устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В экологическом паспорте отражаются общие сведения о предприятии и его реквизиты.
В соответствии с п. 12 Положения о составе затрат затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты — предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.).
Учитывая изложенное, затраты страховой организации по оплате услуг сторонних организаций, выполняющих работы по изготовлению экологического паспорта для уплаты платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, относятся на себестоимость страховых услуг и учитываются равными долями при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в течение срока, на который выдан паспорт в соответствии с подпунктом «з» п. 2 Положения о составе затрат.
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденной приказом Росстрахнадзора от 27.11.1992 № 0202/5, счет 68 «Расчеты с бюджетом» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, уплачиваемым страховой организацией, и налогам с персонала этой страховой организации.
Счет 68 «Расчеты с бюджетом» кредитуется на суммы, причитающиеся ко взносу в бюджет (в корреспонденции со счетами 81 «Использование прибыли (дохода)», на сумму налога на доход страховой организации, и за превышение предельных платежей, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т.д.), и дебетуется на суммы, фактически перечисленные в бюджет.
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты с бюджетом» ведется по видам налогов.
В соответствии с новым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т.д.).
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
М.В. РОМАНОВА, советник налоговой службы I ранга, к.э.н.

Вся пресса за 31 октября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Страховое право, Регулирование, Страхование ответственности

В материале упоминаются:

Компании, организации:

Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

Принятый в середине прошлого года Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) отменяет обязанность природопользователей по расчету и внесению платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ от передвижных источников в атмосферный воздух, однако вступление в силу отдельных положений указанного документа отложено. Так нужно ли в текущем году вносить плату за выбросы от передвижных источников или от этой обязанности мы будем избавлены только с 1 января 2016 г.? Давайте попробуем разобраться.

Ключевые слова: плата за НВОС, передвижные источники, выбросы

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. Пунктом 2 данной статьи установлены виды НВОС, за которые взимается плата, а именно:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды НВОС.

Обязанность исчисления платы за НВОС в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух была закреплена также в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ
(в редакции, которая утратила силу с 01.01.2015)

Статья 28. Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполняя указанные нормы, природопользователи вносили плату за НВОС в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как от стационарных, так и от передвижных источников. При этом отмечался тот факт, что при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов учитывались выбросы от передвижных источников (автомобильные стоянки, гаражи, проезд транспорта по территории предприятия, строительная техника и т.п.). Кроме того, в судебной практике из-за отсутствия до 01.01.2015 законодательно установленных понятий стационарного и передвижного источников выбросов встречались факты признания самоходной строительной техники (краны на автомобильном или гусеничном ходу, бульдозеры и т.п.) стационарными источниками выбросов (см. Постановление 15 ААС от 05.04.2011 № 15АП-2054/2011 по делу № А32-25126/2010, Решение АС Краснодарского края от 20.05.2010 по делу № А32-12033/2010-11/229-102АЖ, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2009 по делу № А32-25383/2008-59/283-132АЖ). Указанные обстоятельства привели к тому, что природопользователи вносили плату за одни и те же выбросы дважды: как за выбросы от стационарных источников и как за выбросы от передвижных источников по фактическому расходу топлива.

Федеральный закон № 219-ФЗ внес свои коррективы в сложившуюся ситуацию. В частности, в измененной редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам НВОС, за которые будет взиматься плата, отнесены только выбросы от стационарных источников, но эта норма вступает в силу лишь с 01.01.2016:

До 1 января 2016 г.
(п. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ)

С 1 января 2016 г.
(п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ в новой редакции)

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками ;

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты ;

размещение отходов производства и потребления.

Федеральным законом № 219-ФЗ также были внесены изменения и в Федеральный закон № 96-ФЗ. Так, в ст. 1 введены понятия стационарного и передвижного источников:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Интересующая же нас ст. 28 Федерального закона № 96-ФЗ в новой редакции, которая действует с 01.01.2015, выглядит следующим образом:

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 28. Плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
(в ред. от 21.07.2014)
За выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получается, что Федеральный закон № 219-ФЗ вносит аналогичные изменения в разные федеральные законы — № 7-ФЗ и № 96-ФЗ, но данные изменения вступают в силу в разное время. В связи с этим в апреле текущего года перед природопользователями возник вопрос о необходимости внесения платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников: часть природопользователей за I квартал 2015 г. внесли плату за выбросы от передвижных источников, а некоторые посчитали, что положение, избавляющее их от этой обязанности, уже вступило в силу и, следовательно, платить за выбросы от транспорта не нужно.

Напомним, что приоритетность нормативно-правовых актов закреплена ст. 76 Конституции Российской Федерации. Так, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Однако отметим, что прецеденты признания иерархии федеральных нормативно-правовых актов имели место.

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» изложена следующая правовая позиция: «Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях уже подчеркивал необходимость учета особенностей предмета регулирования тех или иных законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий (Постановления от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и от 24 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним)».

Таким образом, в соответствии с выводами Конституционного суда Российской Федерации предметные законы имеют приоритет над общими.

Федеральный закон № 7-ФЗ затрагивает общие вопросы охраны окружающей среды, а вопросы охраны конкретных компонентов природной среды регулируются следующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон № 96-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • Водный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Лесной кодекс Российской Федерации и др.

Несомненно, в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предметным является Федеральный закон № 96-ФЗ, а в части платы за НВОС к таковым можно отнести Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Но в данных нормативно-правовых актах рассматривается плата за НВОС в целом без разделения НВОС на виды.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что с 01.01.2015 природопользователи имеют право не вносить плату за НВОС в части выбросов от передвижных источников, что также подтверждается письмом Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»:

Извлечение
из письма Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413
«О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом необходимо отметить, что Росприроднадзор в настоящее время придерживается иной позиции и, отвечая на письменные запросы природопользователей, указывает на необходимость внесения платы за выбросы от передвижных источников в 2015 г.

Например, Департамент Росприроднадзора по СЗФО приводит на своем официальном сайте следующие разъяснения:

Разъяснения Департамента Росприроднадзора по СЗФО о внесении платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» установлены в том числе и нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).

В свою очередь Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха, направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии и не содержит норм запрещающего характера в части взимания платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 15.10.2014) «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» полномочия по администрированию платы за НВОС делегированы Росприроднадзору. Плата за НВОС является одним из источников формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) утвержден код бюджетной классификации для платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, по которому проводятся операции по перечислению сумм платежей.

При этом следует учитывать, что письма государственных органов не являются нормативно-правовыми актами. В то же время необходимо отметить, что Росприроднадзор как администратор платы за НВОС заинтересован в наполняемости бюджета Российской Федерации, тогда как Минприроды России является нормотворческим органом, поэтому именно разъяснения Министерства в рассматриваемой ситуации будут более весомыми.

Выделено автором.

Выделено автором.

Выделено автором.

Выделено автором.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ компоненты природной среды — это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Выделено автором.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 11.12.2014), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

ecology.gpntb.ru > > законодательство РФ > Нормативные документы Госкомэкологии России > Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. 27.11.92. Согласованы с Минэкономики России и Минфином России. Изменены письмом Минприроды России от 18.08.93 N 03-15/65-4400. Наверх

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации Приказ министра от 27 ноября 1992 г. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов Коэффициенты, учитывающие экологические факторы Настоящие базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Базовые нормативы включают: — нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;* — нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; — нормативы платы за размещение отходов. В основу указанных базовых нормативов платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты положены нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, действующие на территории Российской Федерации с 1991 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января N 13, измененные в связи с ростом уровня цен на природоохранные мероприятия. Данные нормативы действуют на начало 1993 года. Применение базовых нормативов платы осуществляется на основе Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, и разработанных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, инструктивно-методических документов по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и Перечня природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей. ————————— *) Плата за выбросы от передвижных источников рассчитывается по указанным нормативам в зависимости от вида сжигаемого топлива, транспортного средства, пробега и приводится в инструктивно-методических материалах, разработанных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Таблица 1 Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников —————————————————————— Норматив платы за выброс 1 т. —————————— Наименование загрязняющих в пределах в пределах вредных веществ допустимых установленных норм лимитов —————————————————————— 1 2 3 —————————————————————— Азота диоксид 415 2075 Азота оксид 275 1375 Акролеин, 685 550 2750 Акрилонитрил 550 2750 Альдегид пропионовый (пропаналь, 1650 8250 метилуксусный альдегид Альдегид масляный 1100 5500 Алюминия окись 415 2075 Аммиак, 202 415 2075 Амины алифатические 5500 27500 Аммония нитрат (аммиачная селитра) 55 275 Ангидрид малеиновый (пары,аэрозоль) 330 1650 Ангидрид серный (серы трехокись) 165 825 Ангидрид сернистый (двуокись серы, 330 1650 серы диоксид) Ангидрид уксусный 550 2750 Ангидрид фталевый (пары, аэрозоль) 165 825 Ангидрид фосфорный 330 1650 Ангидрид хроновый 11000 55000 Анилин 550 2750 Ацетон 50 250 Ацетальдегид (уксусный альдегид) 1650 8250 Ацетофенон (метилфенилкетон) 5500 2750 Барий углекислый (в пересчете на 4125 20625 барий) Белок пыли белково-витаминного 16500 82500 концентрата (БВК) Бенз (а) пирен (3, 4-бензапирен) 16500000 82500000 Бензин (нефтяной, малосернистый в 10 50 пересчете на углерод) Бензин сланцевый (в пересчете на 330 1650 углерод) Бензол 165 825 1-3-Бутадиен(дивинил) 15 75 Бутилацетат, 646 165 825 Бутил хлористый 235 1175 Бор аморфный 1650 8250 Бром 415 2075 Бензил хлористый (хлорметилбензол) 330 1650 Ванадия пятиокись 8250 41250 Взвеш.в-ва — проч.нетоксич.без 110 550 аром.углевод.,токс.мет. SiO2 Винилацетат 110 550 Винил хлористый 3300 16500 Водород бромистый 165 825 Водород мышьяковистый (арсин) 8250 41250 Водород фосфористьй (фосфин) 16500 82500 Водород фтористый 3300 16500 Водород хлористый (соляная кислота) 85 425 Водород цианистый (водорода цианид, 1650 8250 синильная кислота) Вольфрам, вольфрама карбид, силицид, 165 825 Гексаметилендиамин 16500 82500 Гексан 0 2 Гексахлорциклогексан (гексахлоран) 550 2750 Диоксан (диокись этилена) 235 1175 Дифенил-метандиизоцианат 16500 82500 Диметиламин 3300 16500 4, 4-диметилдиоксан-1,3 4125 20625 0, 0-диметил-0-(4-нитрофенил) 2065 10325 тиофосфат(метафос) 0,0-диметил-(1-окси-2, 2, 2-три- 825 4125 хлорэтил) фосфонат (хлорофос) Диметилсульфид 205 1025 Диметилформамид 550 2750 Динил (смесь 25% дифенила и 75% 1650 8250 дифенилоксида) Дихлордифторметан (фреон-12) 16 8 Дибутилфталат 165 825 Дивинилбензол 4125 20625 Диоксилфталат 825 4125 Дихлорпропан 90 450 Диэтиламин 330 1650 Дихлорэтан, 502 15 75 Диэтилбензол 3300 16500 Диэтиловый эфир 30 150 Диэтилртуть (в пересчете на ртуть) 55000 275000 Железа оксиды (в пересчете на железо) 415 2075 Железа хлорид (в пересчете на железо) 4125 20625 Железа сульфат(в пересчете на железо) 2355 11775 Угольная зола теплоэлектростат. 825 4125 (с сод.окиси кальция) Зола сланцевая 165 825 Изопропиламин 1650 8250 Изопрен 415 2075 Изобутилен (2-метилпропен) 165 825 Изопропилбензол (кумол) 1180 5900 Кадмия оксид (в пересчете на кадмий) 55000 275000 Кальция оксид (негашеная известь) 55 275 Канифоль (флюс канифольный 35 175 активированный ФКГ) Калия окись 165 825 Капролактам 275 1375 Керосин, 16 15 75 Кислота азотная 110 550 Кислота акриловая 415 2075 Кислота валериановая 1650 8250 Кислота капроновая 3300 16500 Кислота масляная 1650 8250 Кислота борная 825 4125 Кислота ортофосфорная 825 4125 Кислота пропионовая 1100 5500 Кислота себациновая 210 1050 Кислота серная 165 825 Кислота терефталевая 16500 82500 Кислота уксусная 275 1375 м-Крезол 825 4125 Кремния окись 330 1650 Кобальт металлический 16500 82500 Кобальта окись 16500 82500 Ксилол 85 425 Ксилидин (2,3-ксилидин) 1375 6875 Магния оксид 330 1650 Марганец и его соединения 16500 82500 Медь (оксид меди в пересчете на 8250 41250 медь) Медь сернокислая (в пересчете 16500 82500 на медь) Медь хлорная (в пересчете 16500 82500 на медь) Мышьяк, неорганические соединения 5500 27500 Мезидин 5500 27500 Метил хлористый (хлорметан) 275 1375 Метан 0 2 Метилаль 110 550 Метилен хлористый 2 10 Метилмеркаптан 165000 825000 альфа-Метилстирол 415 2075 Метилэтилкетон 165 825 Метиловый эфир метакриловой кислоты 1650 8250 (метилметакрилат) Натр едкий (гидрат окиси натрия, 1650 8250 гидроокись натрия) Натрия окись 1650 8250 Натрия карбонат (сода кальцинированная) 415 2075 Нафталин 5500 27500 Бета-нафтол 2750 13750 А-нафтахинон 3300 16500 Никель металлический 16500 82500 Никеля оксид (в пересчете на никель) 16500 82500 Никеля растворимые соли (в пересчете 82500 412500 на никель) Нитробензол 2065 10325 Озон 550 2750 Олова хлорид (в пересчете на олово) 330 1650 Пентан 0 3 Перхлорбензол 5500 27500 Пропилен 5 25 Пропилена оксид 205 1025 Пропиленхлоргидрин 1650 8250 Пиридин 205 1025 Пыль древесная 110 550 Пыль извести и гипса 110 550 Пыль каменноугольная 110 550 Пыль коксовая и агломерационная 330 1650 Пыль лубяная, хлопчатобумажная, 330 1650 хлопковая, льняная Пыль шерстяная, пуховая, меховая 550 2750 Пыль неорганическая содержащая двуокись кремния в % : — выше 70 (динас и др.) 330 1650 — от 20 до 70 (цемент, оливин, апатит, 165 825 глина, шмот паолиновый) — ниже 20 (доломит и пр.) 110 550 Пыль стекловолокна 275 1375 Пыль стеклопластика 275 1375 Пыль пресспорошков 165 825 Пыль цементных производств ( с 825 4125 содерж. оксида кальция > 60%) Пыль катализатора 330 1650 Ртуть металлическая 55000 275000 Ртуть металлическая и ее соед. (в 55000 275000 пересчете на ртуть) Растворитель древесноспиртовой 135 675 марки А (ацетоноэфирный) Сажа 330 1650 Свинец сернистый (в пересчете на свинец) 9705 48525 Свинец и его соединения, кроме тетра- 55000 275000 этилсвинца (в пересчете на свинец) Сероводород 2065 10325 Сероуглерод 3300 16500 Синтетические моющие средства 1650 8250 Скипидар 17 85 Спирт амиловый 1650 8250 Спирт бутиловый (бутанол) 165 825 Спирт диацетоновый 55 275 Спирт изобутиловый 165 825 Спирт изооктиловый (2-этилгексонал) 110 550 Спирт изопропиловый 30 150 Спирт метиловый (метанол) 35 175 Спирт этиловый (этанол) 3 15 Стирол 8250 41250 Теллура двуоксид (в пересчете на теллур) 35 175 Тетраэтилсвинец 5499995 27499975 О-Толуидин 660 3300 Тетрагидрофуран 85 425 Тетрахлорэтилен (перхлорэтилен) 275 1375 Титана диоксид 35 175 Толуилендиизоцианат 825 4125 Толуол 30 150 Трихлорметан (хлороформ) 550 2750 1.1. 1-Трихлорэтан (метилхлороформ) 85 425 Трихлорэтилен 15 75 Триметиламин 110 550 Трихлорбензол 2065 10325 Триэтаноламин 415 2075 Триэтиламин 120 600 Уайт-спирит 15 75 Углеводороды низкомолекулярные 10 50 (пары жидких топлив и др.) Углерода оксид 5 25 Углерод четырехлористый 25 125 Фенол 5500 27500 Формальгликоль (диоксолан-1, 3) 3 15 Фтортрихлорметан (фреон-11) 1 8 Формальдегид 5500 27500 Фтористый водород (плавиковая 3300 16500 кислота) Фтора газообразные соединения 3300 16500 Фтористые соединения хорошо 1650 8250 растворимые неорганические Фтористые соединения плохо 550 2750 растворимые неорганические Фосген 5500 27500 Фурфурол 330 1650 Хлор 550 2750 М-Хлоранилин 1650 8250 Хлорбензол 165 825 Хлоропрен 8250 41250 Хромовый ангидрид (трехокись хрома), 11000 55000 хромовый шестивалентный в пересчете на трехокись хрома П-Хлорфенол 1650 8250 Циклогексан 10 50 Циклогексанол 275 1375 Циклопентан 165 825 Циклогексаноноксим 165 825 Цинка оксид (в пересчете на цинк) 330 1650 Хлорэтил (этил хлористый) 85 425 Циклогексанон 415 2075 Эпихлоргидрин 85 4325 Этиленимин 16500 82500 Этилацетат 165 825 Этилбензол 825 4125 Этилен 5 25 Этилена оксид 550 2750 Этиленгликоль (этандиол) 15 75 Этиленхлоргидрин 1650 8250 Таблица 2 Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные обьекты ——————————————————————— Норматив платы за сброс 1т загрязняющих веществ (руб) ———————————— Наименование загрязняющих в пределах вредных веществ в пределах установленных допустимых лимитов (вре- нормативов менно согласо- сбросов ванных норма- тивов сбросов) ——————————————————————— 1 2 3 ——————————————————————— Азот аммонийный 5545 27725 Азот нитратный 245 1225 Азот нитритный 110875 554375 Алкил сульфонаты-СПАВ 4435 22175 Алюминий (Аl3+) 55440 277200 Аммиак 44350 221750 Анилин 22175000 110875000 Ацетон 44350 221750 Бензол 4435 22175 Бор (по ВЗ+) 130440 652200 Бор (по ВЗ,море) 220 1100 БПКполн 730 3650 Висмут 22175 110875 Ванадий 2217500 11087500 Взвешенные вещества (к фону) 2950 14750 Вольфрамат (по W6+) 2771875 13859375 Гидразин-гидрат 8870000 44350000 Глицерин 2220 11100 Декстрин 2220 11100 1, 2-Дихлорэтан 22175 110875 Диссольван 4411 2465 12325 поликоксиалкиленгликоль) Желтый железоокисный пигмент 22175 110875 (ГОСТ 18172-72) Железо двухвалентное (FE2+) 443500 2217500 Железо общее 22175 110875 Изопрен 221750 1108750 Кадмий 443500 2217500 Калий (К+) 45 225 Кальций (Са2+) 10 50 Капролактам 221750 1108750 Краситель прямой бирюзовый 55440 277200 светопрочный К Краситель хромовый черный О 73915 369575 Краситель кислотный черный С 44350 221750 Краситель прямой черный З 11090 55450 Ксантогенат бутиловый 73915 369575 натриевый Ксилол 44350 221750 Кобальт (Со2+) 221750 1108750 Латекс Бс-85М 4435 22175 Латекс СКН-40 ИХМ 22175 110875 Латекс сополимера винклиден- 221750 1108750 хлорида, винилхлорида, бути- лакрилата и итаконовой кислоты — ВА ВХ БАИк 63Е-ГАЛ Лимонная кислота 2220 11100 Магний (М 2+) 55 275 Марганец-двухвалентный кон 221750 1108750 Масло соляровое 221750 1108750 Масло легкое талловое 22175 110875 (ТУ-81-05-100-70) Медь (Си2+) 2217500 11087500 Метанол 22175 110875 Моноэтаноламин 221750 1108750 Молибден (по Мо6+) 1847915 9239575 Мочевина 30 150 Мышьяк 44350 221750 Натрий (Nа+) 20 100 Нефть и нефтепродукты 44350 221750 Никель (Ni2+) 221750 1108750 Нефтяной сульфонат натрия 22175 110875 Олово (по Sn2+) 3360 16800 Олово (Sn4+) 1108750 ОЖК-оксилированные жирные 2850 кислоты ОП-7 флотореагент 7390 36950 ОП-10 флотореагент 4435 22175 Пигмент железоокисный крас- 4435 22175 ный (марка КБ) Пиридин 221750 1108750 Роданид (Sоn) 22175 110875 Ртуть (Нg2+) 221750000 1108750000 Рубидий 22175 110875 Свинец (Рb2+) 22175 110875 Селен (по Sеb+) 1385940 6929700 Скипидар 11090 55450 Стирол 22175 110875 Сероуглерод 2220 11100 Сухой остаток 2 10 Сульфат-анион 20 100 Сульфид (S2-) 221750000 1108750000 Сульфит-ион 1167 5836 Сурьма 44350 221750 Сульфонат на керосиновой осно- 4435 22175 ве -натриевая соль алкилсуль- фокислот Танниды 220 1100 Тетраэтилсвинец 221750000 1108750000 Тиомочевина 2220 11100 Толуол 4435 22175 Трилон-Б 4435 22175 Фенолы 2217500 11087500 Флотореагент талловый 44350 221750 Фосфаты (по Р) 11090 55450 Формальдегид 22175 110875 Фосфор треххлористый 22175 110875 Фосфор пятихлористый 22175 110875 Фтор (F-) 2955 14775 Фурфурол 221750 1108750 Хлорид (Сi-) 7 35 Хлор свободный (хлор 221750000 1108750000 активный) (СI2) Хром трехвалентный 443500 2217500 Хром (по Crb+) 110875 554375 Цинк (Zn2+) 221750 1108750 Цезин (Сz+) 2218 11088 Цианиды 44350 221750 Этиленгликоль 8870 44350 Пестициды (по действующим веществам): Агрион 3577 17883 Амидин 2217500 11087500 Атразин 443500 2217500 Бензоилпропэтил 221750000 1108750000 Бентазон 1584 7920 Бета-дигидрогептахлор 4435000 22175000 Гексахлорофен 4435000 22175000 Гетерофос 221750000 1108750000 Гидрел 2217500 11087500 Глифосфат 2217500 11087500 Гранозан 221750000 1108750000 ГХЦГ 221750000 1108750000 Дапапон 740 3700 Десметрин 4435000 22175000 Дельтаметрин 11087500000 55437500000 Диазинон 221750000 1108750000 Дикотекс 110875 554375 Дикофол 221750000 1108750000 Диметиоат 1583929 7919643 Динобутон 221750000 1108750000 Динокап 31678571 158392857 Дикват 5156977 25784884 Дипропетрин 7391667 36958333 Диурон 1478335 7391675 Дифпубензурон 5543750 27718750 Дихлорпроп 3577 17883 Дихлорфос 221750000 1108750000 2, 4 Д ДМА 22175 110875 ДДТ 221750000 1108750000 Днок 1108750 5543750 Изофос 221750000 1108750000 Каптан 3695835 18479175 Карбамат — ИН 44350000 221750000 Карбарил 4435000 22175000 Квартазин 2217500 11087500 Кентавр 4435000 22175000 Краснодар I 221750 1108750 Ленацил 5543750 27718750 Линурон 5543750000 221750000 Линурон (для морских 2217500 11087500 вод) Лямбдацигалотрин 110875000000 554375000000 Малатион 221750000 1108750000 Меназион 11087500 55437500 Метазин 2220 11100 Металаксил 221750 1108750 Метолахлор 10079545 50397727 Метрибузин 2217500000 11087500000 Мивал 2218 11088 Молинат 3167857 15839286 Нитрафен 24639 123194 NNJ- 750 22175 110875 Паратион-метил 85288462 426442308 Перметрин 130441176 652205882 Пиримикарб 3167857 15839286 Пиримифос-метил 221750000 1108750000 Полидин 739167 3695833 Поликарбацин 9239585 46197925 Прометрин 44350 221750 Пропанид 7391665 36958325 Пропаргит 554375 2771875 Пропахлор 221750000 1108750000 Пропахлор (для морских 1108750 5543750 вод) Пропиконазол 36958333 184791667 Рескин 3695833333 18479166667 Сиказин 923960 4619800 Тиабендазол 4435000 22175000 Тиобенкарб 11087500 55437500 Тирам 221750000 1108750000 Токсафен 221750000 1108750000 Триадикенол 1847917 9239583 Триадимефон 1583929 7919643 Триаллат 6335714 31678571 Трихлорацетат натрия 63355 316775 Трифенилоловохлорид 221750000 1108750000 Трифлуралин 7391667 36958333 Трихлорфон 221750000 1108750000 ТЦМТБ 221750 1108750 Фенвалерат 18479166667 92395833333 Фенитротион 22175000000 110875000000 Фенкедифан 36958333 184791667 Фентион 221750000 1108750000 Флуазифоп-бутил 2217500 11087500 Флувалинат 4435000000 22175000000 Флуометурон 3167857 15839286 Фозапон 73916667 369583333 Фоксин 221750000000 110875000000 Формотион 887000 4435000 Хлорат магния 6336 31679 Хлоридазон 221750 1108750 Хлорорганические токси- 221750000 1108750000 канты (для морских вод) Хлорпирифос 221750000 1108750000 Хлортал-диметил 27719 138594 Хлортен 221750000 1108750000 Циклоат 22175000 110875000 Цинеб 5543750 27718750 Циперметрин 22175000000 110875000000 Эндосульфан 96413043 482065217 ЭПТК 27718750 138593750 Этан-1, 2-дикарбоновая 221750 1108750 кислота Этафос 36958333 184791667 Этефон 554375 2771875 Таблица 3 Базовые нормативы платы за размещение отходов ——————————————————————— Норматив Еди- платы за ница размещение изме- 1 т отходов рений в пределах Виды отходов установленных лимитов раз- мещения отходов (руб.) ——————————————————————— Нетоксичные отходы: добывающей промышленности т 2,5 перерабатывающей промышленности куб.м 115 Токсичные отходы: I класс токсичности — чрезвычайно опасные т 14000 II класс токсичности — высоко опасные т 6000 III класс токсичности — умеренно опасные т 4000 IY класс токсичности — малоопасные т 2000 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов» лимиты размещения отходов устанавливают обьемы их складирования, места размещения, предельные размеры выделяемой площади для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения. Таблица 4 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территории экономических районов Российской Федерации ——————————————————————— Коэффициенты экологической ситуации и экологической Экологические районы значимости Россйиской Федерации ——————————— атмосферного почвы* воздуха ——————————————————————— 1 2 3 ——————————————————————— Северный 1,4 1,4 Северо-Западный 1,5 1,3 Центральный 1,9 1,6 Волго-Вятский 1,1 1,5 Центрально-Черноземный 1,5 2,0 Поволжский 1,9 1,9 Северо-Кавказский 1,6 1,9 Уральский 2,0 1,7 Западно-Сибирский 1,2 1,2 Восточно-Сибирский 1,4 1,1 Дальневосточный 1,0 1,1 ————————————————————————- *) Применяется при взимании платы за размещение отходов Таблица 5 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных обьектов по бассейнам основных рек ——————————————————————— Бассейны морей и основных рек Значение коэффициента ——————————————————————— Бассейн Балтийского моря Бассейн р. Невы Карельская республика .04-1.22 Ленинградская область .11-1.91 Новгородская область .11-1.17 Псковская область .11-1.13 Тверская область .04-1.12 Прочие реки бассейна Балтийского моря .04 Бассейн Каспийского моря Бассейн р. Волги Вологодская область 1.13-1.14 Новгородская область 1.06 Владимирская область 1.16-1.18 Ивановская область 1.16-1.18 Тверская область 1.16-1.17 Калужская область 1.16-1.17 Костромская область 1.16-1.17 Московская область 1.16-1.24 г. Москва 1.16-1.41 Орловская область 1.16-1.17 Рязанская область 1.16-1.17 Смоленская область 1.16 Тульская область 1.16-1.21 Ярославская область 1.16-1.21 Нижегородская область 1.10-1.18 Кировская область 1.10-1.12 Республика Марий-Эл 1.10-1.11 Мордовская республика 1.10-1.11 Чувашская республика 1.10-1.11 Тамбовская область 1.08-1.09 Астраханская область 1.30-1.31 Вологодская область 1.30-1.33 Самарская область 1.30-1.42 Пензенская область 1.30-1.31 Саратовская область 1.30-1.33 Ульяновская область 1.30-1.32 Республика Татарстан 1.30-1.40 Республика Калмыкия-Хальм-Тангч 1.30 Оренбургская область 1.09 Пермская область 1.09-1.16 Свердловская область 1.09-1.10 Челябинская область 1.09-1.11 Республика Башкортостан 1.09-1.14 Удмуртская республика 1.09-1.10 Бассейн р. Терек Дагестанская республика 1.11 Кабардино-Балкарская республика 1.11 Северо-Осетинская республика 1.11-1.12 Чечено-Ингушская республика 1.11-1.85 Республика Калмыкия-Хальм-Тангч 1.11 Бассейн р. Урал Оренбургская область 1.08-1.81 Челябинская область 1.08-1.31 Республика Башкортостан 1.08-1.19 Прочие реки бассейна Каспийского моря 1.06 Бассейн Азовского моря Бассейн р. Дон Орловская область 1.10-1.11 Тульская область 1.10-1.18 Белгородская область 1.11-1.19 Курская область 1.11 Воронежская область 1.11-1.28 Липецкая область 1.11-1.29 Тамбовская область 1.11-1.12 Волгоградская область 1.06-1.08 Пензенская область 1.06-1.07 Саратовская область 1.06-1.08 Ставропольский край 1.26 Ростовская область 1.26-1.85 Бассейн р. Кубани Краснодарский край 1.49-2.90 Ставропольский край 1.49-1.56 Прочие реки бассейна Азовского моря 1.15 Бассейн Черного моря Бассейн р. Днепр Брянская область 1.10-1.50 Калужская область 1.10-1.12 Смоленская область 1.10-1.55 Белгородская область 1.04-1.05 Курская область 1.04-1.24 Прочие реки бассейна Черного моря 1.02 Бассейн Белого и Баренцева морей Бассейн р. Печоры Архангельская область 1.00-1.67 Коми республика 1.00-1.33 Бассейн р. Северной Двины Архангельская область 1.02-1.69 Вологодская область 1.02-1.16 Коми республика 1.02-1.17 Кировская область 1.01-1.02 Прочие реки бассейна Белого и Баренцева морей 1.00 Бассейн Тихого и Северного Ледовитого океанов Бассейн р. Оби Курганская область 1.05 Свердловская область 1.05-1.30 Челябинская область 1.05-1.20 Алтайский край 1.02-1.06 Кемеровская область 1.02-1.29 Новосибирская область 1.02-1.14 Омская область 1.02-1.18 Томская область 1.02-1.04 Тюменская область 1.02-1.05 Красноярский край 1.01-1.04 Бассейн р. Енисей Красноярский край 1.02-1.31 Иркутская область 1.02-1.70 Бурятская республика 1.02-1.70 Тувинская республика 1.02 Бассейн р. Лены Иркутская область 1.05-1.23 Бурятская республика 1.05-1.43 Хабаровский край 1.00-1.02 Амурская область 1.00-1.01 Якутская-Саха республика 1.00-1.43 Бассейн р. Амур Читинская область 1.00-1.10 Приморский край 1.00-1.08 Хабаровский край 1.00-1.53 Амурская область 1.00-1.10 Прочие реки бассейна Тихого и Северного Ледовитого океанов 1.00 Примечание: Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных обьектов и почвы могут увеличиваться: 1. Для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и за поведных территориях, экологокурортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции, — до 2 раз. 2. Для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, — на 20 процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *