Платежка с отметкой банка

Платежное поручение

Платежное поручение (платежка) – расчетный документ. Владелец счета (плательщик) посредством платежного поручения дает своему банку распоряжение перевести определенные денежные средства на счет получателя, открытый в этой или другой кредитной организации.

Платежными поручениями могут производиться:

— расчеты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

— перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

— перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов) или депозитов и уплаты процентов по ним;

— перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором;

— предварительная оплата товаров, работ, услуг;

— осуществление периодических платежей.

Платежное поручение составляется клиентом на стандартном бланке формы 0401060. Стандарты платежного поручения, как и других расчетных документов, прописаны в «Положении о безналичных расчетах в РФ» ЦБ РФ № 2-П от 03 октября 2002 года, а с 9 июля 2012 года — в «Положении о правилах осуществления перевода денежных средств»; № 383-П от 19.06.2012 года.

Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:

— наименование и номер платежного поручения, число, месяц и год его выписки;

— код формы по ОКУД ОК 011-93;

— наименование плательщика и получателя средств и их номера счетов;

— ИНН плательщика и получателя;

— наименование и местонахождение банка плательщика и получателя, их банковские идентификационные коды (БИК), номера корреспондентских счетов или субсчетов;

— назначение, сумма и очередность платежа;

— вид операции;

— подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Банк не принимает к исполнению платежные поручения, не соответствующие требованиям, предусмотренным законом (ст. 864 ГК РФ). При оформлении платежного поручения нельзя допускать исправления и ошибки при заполнении реквизитов.

Количество оформляемых и предъявляемых в банк экземпляров платежного поручения определяется числом участников расчетов. На первом экземпляре, который остается в банке, наличие подписи и оттиска печати (при наличии) плательщика обязательно. На одном из экземпляров платежного поручения банк делает отметку об исполнении и возвращает его владельцу счета. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Банк полностью исполняет поручение, если на счете клиента достаточно денежных средств для осуществления платежа. При недостаточности средств на счете их списание происходит с соблюдением определенной в ст. 855 ГК РФ очередности. Такие платежные документы банк помещает в специальную картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Платежное поручение действительно к предъявлению в банк в течение 10 дней. Об исполнении поручения банк обязан проинформировать плательщика не позже следующего рабочего дня после его подачи в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.

Платежное поручение может быть оформлено и в электронной форме через систему «Клиент-Банк». Для электронных платежных поручений, передаваемых по каналам связи, каждый банк самостоятельно определяет порядок оформления, приема и защиты.

Платежное поручение

Платежные поручения являются самой распространенной формой осуществления безналичных расчетов.

Платежное поручение — это форма безналичных расчетов, при которой вкладчик счета (плательщик) дает распоряжение своему банку о переводе конкретной суммы на счет получателя денежных средств, открытый в этом банке или другом банке.

Банк при расчетах платежными поручениями принимает на себя обязательство по поручению плательщика благодаря средствам, которые находятся на его счетах, перевести указанную сумму денег на счет лица, которое указано плательщиком.

Платежное поручение исполняется банком в срок, установленный законодательством, либо в срок, предусмотренный договором банковского обслуживания.

Например, платежные поручения на перечисление денежных средств налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации исполняются банком в течение одного операционного дня.

При этом, банк может принять к исполнению платежное поручение только при наличии остатка денег на счете плательщика в нужном количестве, если в договоре с банком не прописано иных условий.

Расчеты с использованием платежных поручений

Схема расчетов платежными поручениями в бумажном виде, заключается в следующем:

  1. Сначала покупатель — плательщик денежных средств предоставляет в свой банк платежное поручение в четырех (или пяти) экземплярах и получает от банка четвертый экземпляр в качестве расписки банка;

  2. Далее банк покупателя на основании первого экземпляра платежного поручения снимает денежные средства со счета покупателя;

  3. После этого банк, обслуживающий покупателя, направляет в банк продавца два экземпляра платежного поручения и денежные средства в размере, указанном в платежном поручении;

  4. Затем банк продавца, получив второй экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на счет продавца — получателя денежных средств;

  5. В заключение, после проведения расчетных операций банки покупателя и продавца выдают своим клиентам выписки с расчетных счетов, подтверждающие перечисление денежных средств покупателем — плательщиком денежных средств и получение денежных средств продавцом — получателем денежных средств.

Порядок заполнения платежного поручения

Платежное поручение отправитель формирует самостоятельно.

Образец и форма документа утверждается законодательством.

Платежное поручение является бланком строгой отчетности.

В обязательном порядке следует указать следующие данные платежного поручения:

  • код по ОКУД, наименование документа;

  • номер платежки, дата составления в формате ДД.ММ.ГГГГ;

  • вид осуществляемого платежа;

  • плательщика и получателя перечисляемых денег и их реквизиты: счета, ИНН, КПП;

  • банки обеих сторон, их местонахождение, корсчета и субсчета, БИК;

  • назначение платежа с выделением отдельно суммы НДС (если получатель денег по законодательству не признается плательщиком НДС, то указывается формулировка «не облагается НДС»);

  • сумма осуществляемого перевода (цифрами и прописью);

  • очередь исполнения платежа согласно действующим нормативным актам;

  • вид операции (по правилам осуществления учета в кредитном учреждении на территории Российской Федерации);

  • все обязательные подписи уполномоченных сотрудников со стороны плательщика и печать (в установленных законом случаях).

При оформлении платежного поручения нельзя допускать исправления и ошибки при заполнении реквизитов.

Банк не принимает к исполнению платежные поручения, не соответствующие требованиям, предусмотренным законом.

Преимущества электронного поручения

Если организации/ИП хотят сделать процедуру проведения платежей более простой, оперативной и легкой, то вместо бумажных носителей они используют электронную форму.

Для того чтобы проводить электронные платежи, на компьютерах фирмы должно быть установлено специальное программное обеспечение. Также необходим доступ в Интернет, так как именно через него происходит передача данных. Обычно для выполнения электронных переводов чаше всего используют один из компьютеров, находящихся в бухгалтерии.

Важно, что передача данных от организации банку и обратно происходит через защищенный интернет-канал. Это делается:

  • Для безопасности платежей.
  • Защиты информации о них.

Электронные переводы банк делает в сроки, определенные законодательством. Но может проводить их и быстрее, если сложилась подобная практика или более короткие сроки определены договором банковского счета.

Подробнее об этом см. «Сколько составляет срок действия платежного поручения».

Как правило, ЭПД можно использовать при переводе денежных средств:

  • за проведение работ/оказание услуг/продажу товаров;
  • в любые бюджеты всех и во внебюджетные фонды;
  • для уплаты процентов и/или возврата кредитов, займов;
  • для внесения денег на вклад;
  • для иных целей, не противоречащих законодательству.

Кроме того, платежные поручения можно использовать для оплаты постоянных (текущих) сумм и для предоплаты услуг, работ и товаров.

Риски электронных платежей

При переходе на ЭПД следует учитывать, что за правильность внесения реквизитов отвечает сотрудник организации, работающий с программным обеспечением банка. Вместе с тем в бумажном поручении ошибку заметить легче, поскольку его дополнительно проверяет глава предприятия и главбух.

Если же все или некоторые реквизиты заполнены неправильно, платеж может пройти по ним, но попасть не в ту организацию, в которую планировался перевод. В соответствии с законодательством получатель платежа, произведенного по ошибке, обязан вернуть его отправителю. Но для компании возвращение платежей это дополнительные трудозатраты и сложности.

Подробнее об этом см. «Назначение платежа при возврате ошибочно перечисленной суммы».

Использовать при денежных переводах электронный платежный документ – это ответственное решение. В договоре между банком и компанией, который заключают перед началом обслуживания, прописывают, что ответственность за риски, связанные с ошибками работников, организация берет на себя.

Таким образом, использование электронной формы платёжного документооборота несет в себе как преимущества, так и определенные риски. Поэтому при работе с электронными документами сотрудники должны быть предельно аккуратны и внимательны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *