Полномочия пенсионного фонда

Содержание

Пенсионный фонд РФ относится к сфере финансов

· государственных и муниципальных

— экономических субъектов

3. Источником финансовых ресурсов общества, если исключить дублирование, являются:

— федеральный бюджет

— амортизационные отчисления

· поступления от внешнеэкономической деятельности

— национальный доход

4. Государственными финансовыми ресурсами являются:

· денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ

— денежные средства и имущество граждан

— денежные доходы рабочих и служащих

— долговые обязательства государства

— денежные средства, находящиеся в распоряжении экономических субъектов

· средства, находящиеся в распоряжении федеральных органов государственной власти

5. Верны утверждения:

— понятие «финансовые ресурсы» шире, чем понятие «финансы»

— финансовые фонды — единственная форма использования финансовых ресурсов

· финансовые ресурсы являются материально-вещественным воплощением финансов

· финансовые ресурсы используются, как правило, в фондовой форме

· финансовые фонды — основная форма функционирования финансов

6. Инструментами государственного финансового регулирования социальных пропорций являются:

· налоговые льготы и санкции в отношении физических лиц

· трансфертные платежи населению

· бюджетное финансирование организаций, оказывающих социально-значимые услуги

— амортизационная политика

· социальное страхование

7. Отношения, характеризующие финансы как экономическую категорию:

— возникающие на стадии потребления общественного продукта

· денежные

— регулируемые государством

— товарные

· распределительные

8. Слагаемые финансового механизма, если исходить из сфер функционирования финансов и не допускать дублирования:

· финансовый механизм экономических субъектов

— финансовый механизм коммерческих предприятий

— финансовый механизм индивидуального предпринимательства

· бюджетный механизм

— налоговый механизм

9. Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:

— составление проекта федерального бюджета

· рассмотрение и утверждение федерального бюджета

— разработка программ государственных заимствований

— принятие финансового законодательства

— составление отчета об исполнении федерального бюджета

· утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

10. Главное управление Федерального Казначейства реализует функции в области управления государственными финансами:

· осуществляет учет операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства

· регулирует межбюджетные отношения в процессе исполнения федерального бюджета

· осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств

— осуществляет методическое руководство в налоговой сфере

— регламентирует деятельность всей финансовой системы страны

11. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

· федеральный бюджет России

· бюджет Псковской области

· бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

— консолидированный бюджет Российской Федерации

— сводный финансовый баланс региона

· бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации

· областные и краевые бюджеты

— сводная бюджетная роспись

— смета доходов и расходов бюджетного учреждения

— консолидированный бюджет Российской Федерации

12. Контроль, осуществляемый исполнительными органами власти субъекта РФ, относится к:

· Общегосударственному

— Внутриведомственному

— Внутрихозяйственному

— Общественному

— аудиторскому

13. Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:

· государственные налоговые инспекции

· органы Федерального казначейства РФ

— отделения Пенсионного фонда РФ

— территориальные финансовые органы

— контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

14. Внешние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

· выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке

· иностранные инвестиции

· бюджетные ссуды

— реинвестируемая прибыль

— амортизационные отчисления

· средства бюджета

· иностранные инвестиции

— амортизационные отчисления

— прибыль от основной деятельности

15. Отличия пенсии от пособия по социальному страхованию:

· зависимость пенсии от возраста получателя

· связь пенсии с долгосрочными социальными рисками

— длительность получения

— зависимость от трудового стажа

— зависимость пенсии от заработной платы

— связь пенсии с краткосрочными социальными рисками

| следующая лекция ==>
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО НЕВРОЛОГИИ. Внимание! На каждый вопрос выберите только один правильный ответ | Установите соответствие между терминами и их определениями

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 529 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Полномочия пенсионного фонда России: правовой аспект

Ерохина Татьяна Вячеславовна, доцент кафедры публичного права Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», кандидат юридических наук.

В настоящей работе проводится анализ нормативного материала, закрепляющего полномочия Пенсионного фонда России. Особое внимание уделяется контрольным полномочиям ПФР, в ходе исследования которых формулируется вывод об их недостаточности и аргументируется предложение о необходимости расширения таких полномочий по отдельным направлениям.

Ключевые слова: Пенсионный фонд России, полномочия, правовой статус, права и обязанности, контрольные полномочия.

Powers of the pension fund of Russia: Legal aspect

T.V. Yerokhina

Key words: pension fund of Russia, powers, legal status, rights and duties, control power.

Общественные отношения, складывающиеся в связи с пенсионным обеспечением населения, крайне важны, поскольку являются залогом уверенности граждан в завтрашнем дне, с одной стороны, и социальной стабильности в государстве — с другой <1>. В силу столь высокой социальной значимости сферы пенсионного обеспечения исследование полномочий Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося основным органом государственного управления финансами названной сферы, представляется весьма актуальным.

<1> Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4. С. 33.

Полномочия Пенсионного фонда РФ составляют основу его правового статуса. Толковый словарь русского языка определяет «полномочия» как официально предоставленные кому-нибудь права какой-нибудь деятельности, ведения дел <2>. Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица: он в равной степени охватывает и права, и обязанности <3>.

<2> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН: Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: Азъ, 1993. С. 571.
<3> См.: Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов: Учебное пособие. М.: Юрид. лит., 1982. С. 35; Старовойтов Н.Г., Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов (Конституционные основы, теория, практика). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 22.

Таким образом, закрепленные в нормах права субъективные права и юридические обязанности Пенсионного фонда России составляют содержание его правового статуса. Как известно, Пенсионный фонд РФ является особым государственным учреждением, он наделен правом на осуществление государственно-властных полномочий. Следовательно, содержание правового статуса ПФР будут составлять его права и обязанности, реализуемые им в результате осуществления управленческих функций.

Общеправовая теория определяет права как материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами. А вот обязанности — это социально возможная необходимость определенного поведения субъекта, установленная государством.

Элементы правового статуса ПФР и его территориальных органов обладают некоторой особенностью, которая состоит в том, что закреплены они во многих нормативных правовых актах, имеющих различную юридическую силу. Так, общие полномочия установлены в Положении о Пенсионном фонде РФ <4>, согласно которому фонд обеспечивает:

<4> Постановление Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов средств ПФР;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
  • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в органы государственной власти предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством о банках и банковской деятельности.

Названные полномочия детализируются и конкретизируются в отдельных законах. Так, права, обязанности и ответственность ПФР как страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в РФ, закреплены в ст. 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <5>. Обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта управления средствами пенсионных накоплений закреплены установлены в ст. 10 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» <6>. Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 16). В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ <7> ПФР осуществляет полномочия в сфере дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Отдельные права и обязанности ПФР как страховщика и субъекта управления системой обязательного социального страхования содержатся также в ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» <8>.

<5> Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
<6> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.
<7> Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.
<8> Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

Анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод, что они регулируют деятельность фонда лишь как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Однако следует учитывать, что задачи, выполняемые в настоящее время ПФР, не ограничиваются пенсионным страхованием.

Сегодня Пенсионный фонд РФ осуществляет ряд социально-значимых функций. Так, ПФР ведет учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи (почти 63 млн. россиян). Фонд занимается назначением и выплатой пенсий, в том числе трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пенсий военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсий госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров. ПФР назначает и реализует социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. При осуществлении своих функций ПФР осуществляет взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц. К функциям ПФ РФ также относятся выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала, управление средствами пенсионной системы и реализация Программы государственного софинансирования пенсии <9>.

<9> О Пенсионном фонде // Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/about/.

Пенсионный фонд наделен значительными полномочиями по проведению государственной политики в социальной сфере, хотя в систему федеральных органов исполнительной власти не входит. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 <10> координацию деятельности Пенсионного фонда России осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Однако Пенсионный фонд близок к органам исполнительной власти по своему правовому положению. Например, важным полномочием Пенсионного фонда является принятие нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции. В 2001 г. была введена обязательная государственная регистрация и официальное опубликование документов Пенсионного фонда, имеющих нормативный характер и затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. Регистрация таких документов осуществляется Минюстом России в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Более того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия… относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов <11>.

<10> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3528.
<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2001. N 27. Ст. 2804.

Для характеристики полномочий ПФР, реализуемых в сфере административно-правового регулирования, особый интерес представляют контрольные полномочия рассматриваемого государственного учреждения. Обращение к исследованию контрольных полномочий ПФР обусловлено особой значимостью контроля в системе управления обязательным пенсионным страхованием. Можно сказать, что контрольные полномочия ПФР являются частью государственного контроля (надзора), который в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <12> представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности.

<12> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

По справедливому замечанию Т.В. Зыряновой и Е.М. Кот «организация контроля… является обязательным элементом управления государственными (общественными) финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль… является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования…» <13>.

<13> Зырянова Т.В., Кот Е.М. Внешний и внутренний контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. N 16.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 июля 2008 г. N 10-П указал, что «контрольная функция государства по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения…» и что «…государство вправе и обязано осуществлять контрольную функцию…» <14>. Контрольная функция, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П <15>, присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления.

<14> Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова» // СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3763.
<15> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СЗ РФ. 1997. N 50. Ст. 5711.

Изначально Пенсионный фонд РФ был наделен полномочиями по контролю с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств. Позднее Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ <16> в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на Пенсионный фонд России были возложены дополнительные контрольные полномочия. В частности, названный Закон закрепил за ПФР статус органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, а именно за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС. В связи с принятием данного Закона были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ, — она была дополнена обязанностью страховщика (ПФР) по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд России.

<16> Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.

Как показывает практика, реализация названных полномочий Пенсионного фонда и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий ПФР по сравнению с налоговыми органами. Например, органы ПФР до сих пор не наделены правами на получение информации по счетам страхователя и на приостановление операций по счетам плательщиков, у него ограничены сроки проведения выездных проверок, отсутствует право на проведение повторной проверки, не установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах.

Таким образом, необходимо развивать действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в направлении расширения контрольных полномочий Пенсионного фонда России. Думается, что это позволит значительно сократить, а в идеале исключить возникновение задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, а также способствовать развитию социальных гарантий.

Литература

  1. Зырянова Т.В., Кот Е.М. Внешний и внутренний контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. N 16.
  2. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов: Учебное пособие. М.: Юрид. лит., 1982. С. 35.
  3. О Пенсионном фонде // Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/about/.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН: Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: Азъ, 1993. С. 571.
  5. Постановление Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СЗ РФ. 1997. N 50. Ст. 5711.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2001. N 27. Ст. 2804.
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова» // СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3763.
  9. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 20102. N 26. Ст. 3528.
  10. Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4. С. 33.
  11. Старовойтов Н.Г., Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов (Конституционные основы, теория, практика). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 22.
  12. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.
  13. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
  14. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
  15. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.
  16. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.
  17. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Правовая гарантия и обязанность Пенсионного Фонда

Правовая гарантия является факультативным (возможным, но не обязательным) элементом правового статуса. Под правовой гарантией он понимает юридическое средство обеспечения субъективного права. В качестве такого средства он рассматривает, например, установление мер юридической ответственности за нарушение данного права.

В этом контексте мы рассмотрим только гражданско-правовую ответственность ПФР. В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона №167-ФЗ за нарушение положений Закона №167-ФЗ и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании ПФР несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Важной гарантией является то, что денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

1. Юридическая обязанность ПФР.

Юридическая обязанность является одним из основных (наряду с юридическим правом) элементом правового статуса. Под юридической обязанностью он понимает юридически закрепленную меру должного (предписанного) поведения.

Закрепление юридической обязанности ПФР осуществляется методом перечисления в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, например, в пункте 3 Положения о ПФР, пункте 2 статьи 13 Закона №167-ФЗ, в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в иных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Основными обязанностями ПФР являются:

— установление и выплата пенсий;

— ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

— администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;

— формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

— назначение и реализация социальных выплат;

— назначение и реализация социальной доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

— выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского (семейного) капитала;

— реализация программы государственного софинансирования пенсий;

— совместно с региональными органами власти оказание адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

— разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

— составление проекта бюджета, а также отчета о его исполнении и т.д.

2. Правовой (юридический) запрет ПФР.

Я соглашусь с мнением И.В. Лексина, который считает, что правовой (юридический) запрет также представляет собой один из основных элементов правового статуса и под ним он понимает, как юридически установленная обязанность воздержаться от определенного поведения.

Под правовым (юридическим) запретом следует понимать — требование, предписанное законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленное на воздержание от определенного действия (бездействия).

Так, например, ПФР запрещено:

— распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления без согласия собственника этого имущества (Российской Федерации);

— осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом);

— размещать средства пенсионных накоплений в объекты инвестирования, прямо не предусмотренные Законом №111-ФЗ;

— раскрывать и распространять третьим лицам персональные данные застрахованных лиц, без согласия указанных лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом;

— принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в случаях предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации;

— заключать государственные контракты, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг без соблюдения процедур, установленных законодательством о размещении государственных заказов. Законодательством Российской Федерации установлены и иные запреты для ПФР.

3. Полномочие ПФР.

Соглашусь с мнением И.В. Лексина, который рассматривает полномочие как факультативный элемент правового статуса и под полномочием он понимает способность субъекта права совершать юридически значимые действия, которой он наделяется другим субъектом права.

Правовую основу действующих полномочий ПФР составляют несколько источников: Положение о ПФР, Закон №165-ФЗ, Закон №167-ФЗ, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 г. №9-П, в соответствии с которыми ПФР наделен довольно широким кругом полномочий, в том числе государственно-властных. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном постановлении, такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», государство может передавать исполнительной власти и ее органам часть своих полномочий и наделять правом на их выполнение. Полномочиями исполнительная власть может наделяться, в частности, на основании федерального закона.

ПФР и его территориальные органы действуют на основании Закона №167-ФЗ и составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В связи с тем, что средства обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации, поэтому с учетом положений статьи 71 Конституции Российской Федерации (об исключительной компетенции Российской Федерации в вопросах управления федеральной собственностью) управление этими средствами может осуществляться только федеральным органом или централизованной системой органов с жесткой вертикально интегрированной структурой и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.

Таким образом, государство наделило ПФР и его территориальные органы частью своих полномочий и по некоторым их них несет субсидиарную ответственность.

Также ПФР осуществляет управление имуществом Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Пределы распоряжения средствами обязательного пенсионного страхования закрепляются Законом №167-ФЗ и ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ПФР.

Делегирование государственных полномочий ПФР может осуществляться в соответствии со статьей 125 ГК РФ на основании принятых федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Такой механизм делегирования полномочий ПФР является одним из способов «вступления» Российской Федерации в гражданские правоотношения и приобретение ей гражданских прав и обязанностей через действия ПФР. Полномочия ПФР распространяются на всю территорию Российской Федерации.

4. Предмет ведения ПФР.

Термин предмет ведения обычно употребляется в отношении государства, территориальных единиц, международных организаций (реже также органов публичной власти, должностных лиц) и обозначает сферу или объект их властного воздействия».

По содержанию вопросов, относящихся к предмету ведения ПФР, на наш взгляд, целесообразно делить их на две группы:

— исключительные предметы ведения ПФР;

— совместные предметы ведения ПФР и его территориальных органов.

Например, исключительно к предмету ведения ПФР относятся вопросы:

— межгосударственного и международного сотрудничества в области государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, участие в подготовке и реализации договоров и соглашений о социальном обеспечении с иностранными государствами;

— формирования территориальных органов, утверждения их структуры и положений о них;

— изучения и обобщения практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования и внесение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

— проведения научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;

— управления имуществом Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Например, к предмету совместного ведения ПФР и его территориальных органов относятся вопросы:

— контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

— организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Законом №27-ФЗ, а также организации и ведения государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

— разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

— оказания услуг физическим и юридическим лицам, предоставляемых ПФР, в электронном виде используя интернет-портал государственных и муниципальных услуг.

К исключительному предмету ведения ПФР и совместному предмету ведения ПФР и его территориальных органов относятся и иные вопросы, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Компетенция ПФР.

Компетенция (от латинского сompetere — добиваться, соответствовать, подходить; английского сompetence) — совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.

Так, например, полномочия ПФР распространяются на всю территорию Российской Федерации. При этом разграничение полномочий между ПФР и территориальными органами осуществляется на основании положений о территориальных органах и актов ПФР.

Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей (полномочий) по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса и сама представляет собой систему элементов.

В соответствии с этим подходом компетенцию ПФР можно определить как совокупность полномочий ПФР по вопросам сбора, использования и распределения денежных средств, являющихся собственностью Российской Федерации, а также полномочий по проведению государственной политики в области выплаты пенсий, доплат и иных социальных выплат. Компетенция ПФР закрепляется в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, например, в Положении о ПФР, Законе №167-ФЗ и т.д.

Компетенция ПФР приравниваются к полномочиям органов исполнительной власти, например, к полномочиям налоговых органов, при осуществлении контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

6. Юрисдикция ПФР.

Юрисдикция (лат. Jurisdiction — судопроизводство, от jus — право + dico — говорю; англ. Jurisdiction) установленное законом или иным нормативным правовым актом полномочия государственных органов и должностных лиц решать какие-либо правовые вопросы, например, устанавливать нормы права, применять их, в т.ч. давать правовую оценку фактам, разрешать юридические споры, применять меры юридической ответственности и т.п. Как отмечает И.В. Лексин, юрисдикция в наиболее широком значении — синоним компетенции любого субъекта.

По территориальному признаку полномочия ПФР распространяется на всю территорию Российской Федерации.

По временному признаку полномочия ПФР распространяются с момента его создания и принятия соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

По субъектному составу (кругу лиц) полномочия ПФР распространяются на физические и юридические лица.

7. Правовые преимущества ПФР.

Соглашусь с мнением И.В. Лексина, который представляет правовые преимущества как особый элемент правового статуса, обеспечивающий более выгодное положение субъекта в сравнении с другими субъектами (льготы, привилегии, иммунитеты и т.п.).

Так, например, ПФР имеет следующие правовые преимущества: специальную правоспособность; публично-властные полномочия.

Кроме того, для ПФР предусмотрены и льготы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, например, по уплате государственной пошлины по уплате земельного налога и т.д.

Считаю целесообразно рассматривать еще один элемент правового статуса ПФР — ответственность.

Я считаю, что ответственность также является элементом правового статуса ПФР. Наиболее урегулированной на законодательном уровне является гражданско-правовая ответственность, которая наступает и реализуется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Предлагается закрепить правовой статус ПФР и его элементы, на законодательном уровне, что позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с учреждением и деятельностью ПФР, а также позволит определить место в реализации государственных функций.

Вывод по главе 1

Пенсионный фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий. Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Закон №167-ФЗ установил, что ПФР является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму ПФР как юридического лица — государственное учреждение. Правовой статус ПФР регулируется не только Положением о ПФР и вышеназванными федеральными законами, но и гражданским законодательством Российской Федерации, устанавливающим основные требования к организационно-правовой форме ПФР как юридического лица, созданного в качестве государственного учреждения.

ПФ РФ, по своему правовому статусу и организационно-правовой форме является государственным учреждением со специальной правоспособностью, установленной Верховным Советом Российской Федерации, в том числе и наделенными публично-властными полномочиями и одновременно статус страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. ПФ РФ имеет статус государственного учреждения, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Одной из особенностей правового статуса ПФ РФ является то, что имущество принадлежит ему на праве оперативного управления.

Правовая гарантия является факультативным (возможным, но не обязательным) элементом правового статуса. Под правовой гарантией он понимает юридическое средство обеспечения субъективного права. В качестве такого средства он рассматривает, например, установление мер юридической ответственности за нарушение данного права

В работе провели, на основе научного анализа, классификацию элементов правового статуса применительно к ПФ РФ.

Правовой статус ПФ РФ состоит из следующих элементов: юридическое право ПФ РФ; законный интерес ПФР; юридическая обязанность ПФР; правовой (юридический) запрет ПФР; полномочие ПФР; предмет ведения ПФР; компетенция ПФР; юрисдикция ПФР; правовые преимущества ПФР; ответственность.

Предлагается закрепить правовой статус ПФР и его элементы, на законодательном уровне, что позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с учреждением и деятельностью ПФР, а также позволит определить место в реализации государственных функций.

Права, обязанности и ответственность страховщика (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

определены статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

1. Права страховщика (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

Страховщик (Пенсионный фонд РФ) по обязательному пенсионному страхованию имеет право:

  • проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд РФ, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке;

  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;

  • получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством РФ;

  • предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов для осуществления деятельности в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

  • осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда РФ и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством РФ;

  • представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

  • осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные страховые взносы уплачены;

  • осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством РФ, на бумажном носителе, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в форме электронного документа устанавливается с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

  • требовать и получать у государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

  • получать у Агентства по страхованию вкладов гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

2. Обязанности страховщика (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

Страховщик (Пенсионный фонд РФ) по обязательному пенсионному страхованию обязан:

  • осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

  • подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

  • назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать

страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений,
срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

  • осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

  • составлять проект бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

  • регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

  • обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета;

  • осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

  • осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей;

  • вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

  • вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

  • обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

  • обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную пенсию,

а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»,
размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

  • обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

  • бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

  • организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

  • развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в РФ;

  • принимать, рассматривать заявления лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и вести их учет;

  • информировать застрахованных лиц об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» путем размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов и в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда РФ,

а также путем направления застрахованным лицам информации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг;

  • осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством РФ;

  • обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с предложением о введении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» запрета на заключение новых договоров об обязательном пенсионном страховании в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 10.1 или 10.2 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

  • определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной пенсии);

  • учитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счет Пенсионного фонда РФ в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию за этот период;

  • уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

  • предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд РФ в целях определения факта наступления гарантийного случая

в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

  • предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при установлении застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня получения запроса;

  • при наступлении гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» исполнять обязанности, установленные указанным Федеральным законом;

  • предоставлять Агентству по страхованию вкладов информацию о количестве застрахованных лиц, приобретающих право на установление выплат за счет средств пенсионных накоплений в следующем году, об объеме гарантируемых средств в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» и о причитающихся им выплатах за счет средств пенсионных накоплений в целях прогнозирования сроков и сумм гарантийного возмещения.

Если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на счет Пенсионного фонда РФ от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

3. Ответственность страховщик (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании страховщик (Пенсионный фонд РФ) несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни
kolesovgb.ru

Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета

Главная — Статьи

1. В рассматриваемой статье представлены права и обязанности ПФ РФ как страховщика в правоотношениях ИПУ. Органы ПФ РФ имеют особый статус в правоотношениях ИПУ. Они не только связаны определенными правами и обязанностями с другими участниками правоотношений ИПУ (страхователем и застрахованным лицом), но и выполняют контрольную функцию в отношении других участников ИПУ, следят за достоверностью и своевременностью исполнения своих обязанностей другими участниками ИПУ. Кроме того, органы ПФ РФ вправе применять меры принуждения в отношении других участников ИПУ, хотя сами не являются органом государственной власти, а имеют статус государственного учреждения. Рассмотрим права и обязанности органов ПФ РФ в правоотношениях ИПУ более подробно.
Права ПФ РФ закреплены не только в рассматриваемой статье, но и в п. 68 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н. Территориальные органы Фонда имеют право требовать от страхователей своевременного и надлежащего исполнения своих обязанностей по представлению сведений в территориальные органы Фонда (по месту их регистрации в качестве страхователей), а также своевременной уплаты сумм страховых взносов.
Территориальные органы Фонда имеют право:
1) требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений;
2) осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным;
3) осуществлять в необходимых случаях, в том числе по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, включая застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, корректировку этих сведений и вносить уточнения в лицевой счет, письменно уведомив об этом страхователя и застрахованное лицо;
4) получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.
Территориальные органы Фонда обязаны:
1) своевременно регистрировать застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
2) своевременно вносить в лицевые счета сведения, представленные страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы;
3) обеспечить отдельный учет в специальной части лицевого счета застрахованного лица сведений о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, а также сведений о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
4) организовать надежное хранение сведений, содержащихся в лицевых счетах застрахованных лиц, а также документов индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых они сформированы;
5) осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений;
6) бесплатно предоставлять один раз в год застрахованному лицу по его заявлению сведения, содержащиеся в его лицевом счете, в течение 10 дней со дня подачи заявления;
7) разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию ведения индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм документов индивидуального (персонифицированного) учета и представления индивидуальных сведений.
В комментариях к ст. 15 и 14, 8 — 11 Закона уже неоднократно рассматривались все основания для подачи сведений общей части индивидуального лицевого счета в территориальные подразделения ПФ РФ. В тех случаях, когда страхователи нарушают сроки представления отчетности, несвоевременно уплачивают страховые взносы, ст. 17 комментируемого Закона устанавливает за это ответственность имущественного характера.
Основная цель контрольной функции ПФ РФ и его территориальных органов состоит в том, чтобы сведения о страховом стаже в отношении каждого застрахованного лица были максимально достоверны, обязанности страхователей по уплате страховых взносов были своевременно исполнены. Дополнение и уточнение сведений индивидуального лицевого счета в отношении каждого застрахованного лица, общая функция контроля со стороны ПФ РФ за соблюдением застрахованными лицами законодательства обязательного пенсионного страхования можно назвать одновременно и правом, и обязанностью ПФ РФ.
Если по результатам контроля выясняются сведения не соответствующие тем, которые содержаться в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то сотрудники ПФ РФ должны выяснить истинные сведения, подлежащие включению в индивидуальный лицевой счет, а затем внести изменения и при необходимости применить меры принуждения и наказания к лицам, виновным в искажении сведений (если к этому есть основания).
Отдельно в законодательстве урегулирован вопрос относительно того, как должны вноситься изменения сведений индивидуального лицевого счета в отношении уточнения сведений о страховом стаже, приобретенном лицами до 01.01.2001. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 N 246п утвержден Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 г., территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правовое урегулирование данного вопроса стало необходимым в связи с тем, что с начала 90-х годов по 01.01.2002 страховой (трудовой) стаж подтверждался различными документами (в том числе записью в трудовой книжке, справками с места работы), но не всегда работодатели отчитывались за своих работников в ПФ РФ, не уплачивали страховых взносов.
Законодательство периода с начала 90-х годов по 01.01.2002 содержало не мало неурегулированных вопросов государственного контроля за достоверностью сведений, представляемых страхователями в территориальные органы ПФ РФ в отношении застрахованных лиц. Именно с принятием Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в декабре 2001 г. пенсионное законодательство значительно изменилось и у ПФ РФ появились не только контрольные функции, но и возможность применения мер принуждения к лицам, ненадлежаще исполняющим свои обязанности по обязательному пенсионному страхованию.
Под корректировкой территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета в части зачета в трудовой (страховой) стаж периодов работы и иной деятельности застрахованного лица до 1 января 2002 г. понимается изменение и дополнение индивидуальных сведений, ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
Под уточнением индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц понимается выполнение в установленном порядке процедур по включению уточненных сведений о трудовом (страховом) стаже до 1 января 2002 г. в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц на основании форм документов персонифицированного учета, подготовленных территориальным органом ПФР.
Корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в случаях:
— обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 г.;
— непредставления страхователем уточненных сведений о трудовом (страховом) стаже в 2-недельный срок после уведомления его территориальным органом ПФР о необходимости устранения расхождений между представленными сведениями о трудовом (страховом) стаже за период до 1 января 2002 г. и сведениями, выявленными проверками;
— отказа страхователя от представления уточненных сведений в части трудового (страхового) стажа за период до 1 января 2002 г. после уведомления его территориальным органом ПФР о выявленных в результате проверок расхождениях и необходимости их устранения;
— представления государственным (муниципальным) органом и (или) страхователем в территориальный орган ПФР дополнительных документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж застрахованного лица за период до 1 января 2002 г.
Корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа застрахованного лица за период до 1 января 2002 г. предусматривает:
— принятие территориальным органом ПФР решения о корректировке исходных данных индивидуальных сведений, ранее представленных страхователем, и уточнении индивидуального лицевого счета застрахованного лица в части трудового (страхового) стажа за период до 1 января 2002 г. (далее — решение о корректировке);
— оформление форм документов персонифицированного учета («Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-1)», «Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах в ПФР застрахованного лица (СЗВ-3)»), утвержденных Постановлением Правления ПФР от 21 октября 2002 г. N 122п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению», содержащих уточненные сведения о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица за период до 1 января 2002 г.;
— выполнение процедур по включению уточненных сведений персонифицированного учета в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц на основании форм документов персонифицированного учета, подготовленных по решению территориального органа ПФР;
— сообщение застрахованному лицу и страхователю о решении территориального органа ПФР о корректировке.
Территориальный орган ПФР:
— оформляет формы документов персонифицированного учета, содержащие уточненные данные о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица за период до 1 января 2002 г. в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 21 октября 2002 г. N 122п;
— выполняет в установленном порядке процедуры по вводу сведений, содержащихся в указанных формах, в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, и получению выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающей, что корректировка сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуального лицевого счета застрахованного лица в части трудового (страхового) стажа за период до 1 января 2002 г. произведены в соответствии с решением территориального органа ПФР о корректировке;
— сообщает в письменной форме застрахованному лицу и страхователю (за исключением случаев его ликвидации или реорганизации в установленном порядке) о принятом решении о корректировке;
— обеспечивает хранение в архиве документов персонифицированного учета и в пенсионном деле застрахованного лица решений о корректировке документов, на основании которых принято решение (актов проверки территориальным органом ПФР достоверности представленных страхователем сведений, уведомлений страхователя территориальным органом ПФР о выявленных расхождениях между представленными сведениями и результатами проверки и необходимости их устранения в установленный срок, дополнительных документов, представленных застрахованным лицом, страхователем или государственным (муниципальным) органом в территориальный орган ПФР для подтверждения трудового (страхового) стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, ответов на запросы территориального органа ПФР о подтверждении названного стажа, выписок из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и др.), форм документов персонифицированного учета, подготовленных территориальным органом ПФР, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащей уточненные данные о трудовом (страховом) стаже за период до 1 января 2002 г., и документов, подтверждающих приглашение застрахованного лица и представителя страхователя для рассмотрения вопроса о зачете в трудовой (страховой) стаж периодов работы и иной деятельности застрахованного лица для назначения трудовой пенсии, сообщение страхователю и застрахованному лицу решения о корректировке.
Территориальные подразделения ПФ РФ вправе требовать от негосударственных пенсионных фондов всю необходимую информацию для учета пенсионных прав застрахованных лиц. Такое положение содержится в рассматриваемой статье, но подробного регулирования данного вопроса в комментируемом Законе нет. Деятельность негосударственных пенсионных фондов урегулирована Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ. Негосударственные пенсионные фонды были созданы российским законодательством как институт, позволяющий инвестировать и тем самым увеличивать средства накопительной части будущей трудовой пенсии по старости.
Однако правоотношения с негосударственными пенсионными фондами впоследствии пересматривались и значительно дополнялись в правовом регулировании, в том числе появились ст. 35.1 — 35.3 Закона «О негосударственных пенсионных фондах», которыми более четко прописаны контрольные функции ПФ РФ за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. В том числе предусмотрена та информация, порядок ее представления, которую негосударственный пенсионный фонд должен представлять территориальному подразделению ПФ РФ. Негосударственный пенсионный фонд должен представлять территориальному подразделению ПФ РФ не только ту информацию, которая касается размера накопительной части будущей трудовой пенсии по старости, перечень информации в Законе «О негосударственных пенсионных фондах» гораздо шире.
Порядок представления всей информации, подлежащей представлению в ПФ РФ от негосударственного пенсионного фонда, никак не различается в зависимости от того, какая это информация, данный порядок полностью регламентирован Законом «О негосударственных пенсионных фондах».
2. Перейдем к рассмотрению обязанностей ПФ РФ и его территориальных подразделений. При рассмотрении прав ПФ РФ мы отмечали, что его право по осуществлению контроля за надлежащим исполнением другими участниками правоотношений по ИПУ и полномочия на применение к ним мер принуждения, наказания — одновременно является и его обязанностью. ПФ РФ не является органом государственной власти, а имеет статус бюджетного учреждения, но он обладает полномочиями на применение мер принуждения и наказания в отношении других участников правоотношений ИПУ и обязательного пенсионного страхования, данное следует из Постановления Верховного Совета Министров РСФСР от 22.12.1990.
Другие обязанности ПФ РФ можно наиболее обобщенно охарактеризовать как надлежащее исполнение своих обязанностей по ведению ИПУ, лицевых счетов застрахованных лиц. Так, согласно комментируемой статье, территориальные органы ПФ РФ обязаны своевременно исполнять свои обязанности по внесению сведений в индивидуальные лицевые счета каждого застрахованного лица, когда страхователи и сами застрахованные лица подают в территориальные подразделения ПФ РФ все необходимые для этого формы документов (см. комментарий к ст. 8 настоящего Закона). Территориальные органы ПФ РФ обязаны своевременно открывать индивидуальные лицевые счета застрахованного лица, проводить регистрацию (постановку на учет) страхователя и снимать его с учета, при наступлении оснований комментируемого Закона.
Территориальные органы ПФ РФ должны выполнять и информационную функцию, такой вывод следует из еще одной группы обязанностей ПФ РФ, а также из прав застрахованных лиц и других участников правоотношений ИПУ. В комментарии к ст. 14 рассматриваемого Закона уже говорилось о праве застрахованного лица на получение информации от территориального органа ПФ РФ о состоянии своего индивидуального лицевого счета один раз в год бесплатно. Данное право застрахованного лица и одновременно обязанность для страховщика (территориальный орган ПФ РФ) реализуются посредством того, что территориальный орган ПФ РФ направляет письмом застрахованному лицу сведения его индивидуального лицевого счета (все произошедшие за год начисления страховых взносов и от каких страхователей они поступили).
Далее право застрахованного лица быть информированным о состоянии своего индивидуального лицевого счета может реализовываться и дополнительно на основании комментируемой статьи. Закон позволяет застрахованному лицу помимо обязательного направления ему сведений индивидуального лицевого счета один раз в год и бесплатно, еще один раз в тот же год самостоятельно обратиться в ПФ РФ с заявлением о предоставлении ему таких сведений в письменном виде (или в электронном виде с использованием сети Интернет, портала государственных и муниципальных услуг).
Таким образом, у застрахованного лица право быть информированным о состоянии его индивидуального лицевого счета по итогам года может быть реализовано бесплатно в течение одного года дважды. Первый раз ПФ РФ обязан направить данные сведения не позднее 01.09 каждого года, второй раз застрахованное лицо само может обратиться за сведениями в ПФ РФ и получит их в течение 10 дней со дня своего обращения.
Реализация информационной функции территориальными подразделениями ПФ РФ состоит еще и в том, что они обязаны разъяснять другим участникам правоотношений ИПУ их права и обязанности, регламентированные комментируемым Законом. ПФ РФ должен разъяснять застрахованным лицам, страхователям не только их права и обязанности в правоотношениях ИПУ, но и порядок их реализации, порядок заполнения специальных форм, посредством которых и реализуются права застрахованных лиц и страхователей.
Территориальные подразделения ПФ РФ обязаны информировать всех участников правоотношений ИПУ о порядке ведения индивидуального лицевого счета, его составных частях и т.д., информировать о возможности формирования пенсионных накоплений и другими способами, помимо обязательных страховых платежей (например, участие в государственной программе софинансирования своей будущей пенсии по старости).
Обязанности страховщика (ПФ РФ) состоят и в том, чтобы правильно и своевременно вести индивидуальные лицевые счета каждого застрахованного лица на основании поданных сведений в отношении застрахованного лица. В комментарии к ст. 6 Закона рассматривались все составные части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Поскольку, как уже отмечалось, пенсия каждого человека состоит из базовой, страховой и накопительной частей, то индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица структурирован таким образом, чтобы было возможно вести раздельный учет будущей составной части пенсии и было возможно правильно ее рассчитать. Накопительная часть пенсии имеет особый правовой статус. Данные средства инвестируются в государственный или негосударственный пенсионные фонды, и к ним прибавляются доходы, образовавшиеся в процессе инвестирования средств.
Накопительная часть трудовой пенсии может формироваться различными источниками. Помимо того, что часть обязательных страховых платежей поступает в накопительную часть будущей трудовой пенсии, застрахованное лицо может принимать участие в государственной программе софинансирования своей будущей трудовой пенсии по старости, средства материнского капитала полностью или в части могут быть переведены в накопительную часть пенсии матери, другое физическое лицо может уплачивать за третье лицо (застрахованное лицо) добровольно страховые взносы, которые также пойдут в накопительную часть трудовой пенсии по старости.
Все источники формирования накопительной части будущей трудовой пенсии по старости предусмотрены Федеральными законами «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Именно в специальной части индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица ведется учет средств накопительной части трудовой пенсии, источники их поступления, отдельно учитывается доход от инвестирования накопительной части трудовой пенсии. По этой причине законодательно на ПФ РФ возложена обязанность вести раздельный учет (как это и предусмотрено в ст. 6 рассматриваемого Закона) всех сведений индивидуального лицевого счета, в том числе и отдельный учет сведений специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Еще одна обязанность ПФ РФ напрямую связана с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионных фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». ПФ РФ обязан предоставлять информацию о работающих застрахованных лицах (т.е. тех, за которые начисляются страховые взносы страхователями — работодателями, страхователями-заказчиками работ по гражданско-правовому договору) в территориальные отделения обязательного медицинского страхования.
Из ст. 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» следует, что ПФ РФ, Фонды обязательного социального и медицинского страхования должны взаимодействовать между собой в плане передачи друг другу информации, необходимой для обеспечения прав граждан — застрахованных лиц. ПФ РФ функционирует для обеспечения пенсионных прав граждан, Фонд обязательного медицинского страхования — оплачивает больничные листы временной нетрудоспособности, медицинскую страховку граждан РФ, Фонд социального страхования — возможное наступление нетрудоспособности вследствие трудового увечья.
Обмен информацией происходит на одном территориальном уровне — уровне муниципальных образований, на территории которых действуют территориальные подразделения всех трех внебюджетных фондов.
Рассматриваемая норма и ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривают, что такой обмен информацией осуществляется на основании соглашений об информационном обмене.
В настоящее время действует Соглашение об информационном обмене между ПФ РФ и Фондом обязательного медицинского страхования от 31 января 2011 г., Соглашение между ПФ РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 31 декабря 2010 г.
Обмен информацией между ТФОМС и ОПФР осуществляется в электронном виде с соблюдением форматов, определяемых Протоколом информационного обмена между ПФ РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи в два этапа.
На первом этапе (единовременно до 15 марта 2011 года) проводится первичная сверка сведений о работающих застрахованных лицах, имеющихся в регистрах застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС, со сведениями, имеющимися в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию в ОПФР, в следующем порядке:
ТФОМС до 1 марта 2011 года направляет в ОПФР сведения о застрахованных лицах по обязательному медицинскому страхованию, имеющиеся в регистрах застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС со статусом «работающий»;
ОПФР в течение 10 рабочих дней идентифицирует записи о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию, переданные ТФОМС, дополняет их в случае несоответствия данных сведениями о фамилии, имени, отчестве, поле, дате рождения, месте рождения, о документе, удостоверяющем личность, о месте регистрации, а также сведениями о работающих застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию со статусом «работающий» и направляет в ТФОМС файл сверки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *