Понятие дети

Понятие «ребенок» в категориальном аппарате семейно-правового регулирования (Усачева Е.А.)

Вслед за Гражданским кодексом РФ российское семейное законодательство вступает на путь ревизии правовых норм и масштабной реформы системы правового регулирования. Среди основных направлений работы Концепция совершенствования семейного законодательства упоминает об устранении правовой неопределенности семейно-правового категориального аппарата путем введения в СК РФ статьи, предусматривающей определение основных терминов семейного законодательства, в том числе таких, как «брак», «семья», «родственники», «ребенок (дети)» и т.д. Оставляя за рамками настоящего исследования вопрос о возможности и целесообразности введения в СК РФ отдельной дефинитивной статьи, отметим, что большинство упомянутых в Концепции терминов действительно нуждаются во внимании законодателя, одни — в первичной формулировке, другие — в пересмотре. К последней категории относится понятие «ребенок», которое, хотя и имеет в настоящее время легальную дефиницию, тем не менее представляет собой довольно спорную конструкцию.
Не вызывает сомнений, что «ребенок» — есть категория многогранная не только в общенаучном, но и в юридическом смысле. Данный термин употребляется в нормативных актах различной отраслевой принадлежности (уголовное, трудовое, гражданское, налоговое право, право социального обеспечения и др.), соответственно, его наполнение в пределах правовой системы значительно варьируется и зависит в конечном итоге от целей и задач отрасли права, в рамках которой осуществляется воздействие на соответствующие отношения.
Действующая редакция СК РФ (п. 1 ст. 54) под ребенком понимает лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Безусловно, данная дефинитивная конструкция основана на конвенционном определении. В соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка <1> для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Однако, несмотря на то, что установленное СК РФ определение полностью соответствует международной трактовке категории «ребенок», вопрос о его лексико-юридической точности остается открытым.
———————————
<1> Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVL.
Представляется, что оценку данного понятия следует производить исходя из целей его введения в категориальный аппарат семейного права. В семейном законодательстве термин «ребенок» употребляется в двух аспектах: во-первых, для квалификации специального субъекта семейных отношений (ст. ст. 54 — 60, 67 — 79 и т.д.), во-вторых, для обозначения степени родства, биологической связи с родителями (ст. ст. 85, 87, 88). При этом дефиниция, легализованная п. 1 ст. 54 СК РФ, употребляется лишь применительно к первому значению понятия «ребенок», поскольку для определения биологического родства возраст ребенка роли не играет. Стоит согласиться с Е.А. Лактюнкиной в том, что для точной правовой трактовки понятие «ребенок» требует определенного контекста <2>. Однако, на наш взгляд, данным обстоятельством нельзя оправдать тот факт, что в рамках одного нормативного акта один и тот же термин используется многовариантно. Статьи 85, 87, 88 СК РФ, употребляя понятие «дети», уточняют, что это дети совершеннолетние. Такая комбинация сама по себе делает невозможным применение при толковании указанных норм дефиниции п. 1 ст. 54 СК РФ.
———————————
<2> См.: Лактюнкина Е.А. Права ребенка в контексте концепции устойчивого развития: Дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 2005. С. 65.
Гораздо более точно данный терминологический казус разрешен, например, австрийским законодателем. Всеобщий гражданский кодекс Австрии <3> при толковании термина «ребенок» занял позицию биологической связи, в связи с чем под детьми им понимаются все родственники по нисходящей линии (§ 42). При конструировании же понятия, обозначающего лицо со специальным правовым статусом, ГК Австрии комбинирует термины «ребенок» и «несовершеннолетний». Понятие «несовершеннолетний ребенок» используется всеми традиционными «родительскими» нормами данного акта (§ 144, 146, 146a, 146c, 148 и др.).
———————————
<3> См.: Всеобщий гражданский кодекс Австрии / Пер. с нем. С.С. Маслова. М., 2011. С. 6 — 8, 14 — 17.
«Ребенок» в том смысле, какой вкладывает в данное понятие п. 1 ст. 54 СК РФ, есть специальный субъект семейных правоотношений, обладающий особым правовым статусом. Представляется, что цель выделения данного субъекта определена в преамбуле Конвенции о правах ребенка, из которой российский законодатель заимствовал свое определение: дети имеют право на особую заботу и помощь. Между тем причина необходимости предоставления особой заботы и помощи данной категории лиц упомянута в другом международном акте, отсылку к которому содержит Конвенция о правах ребенка, — Декларации прав ребенка <4>. Ребенок нуждается в специальной охране и заботе ввиду его физической и умственной незрелости. Следовательно, ребенок — это специальный правовой статус, предоставляемый физически и умственно незрелым лицам с целью обеспечения специальной охраны их прав и заботы об их интересах.
———————————
<4> Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 385 — 388.
Исходя из указанной дефиниции, мы легко выделим квалифицирующий признак ребенка, поскольку единственным, относительно универсальным критерием физико-ментальной незрелости является возраст человека <5>. При этом по вопросу о моменте начала и окончания действия рассматриваемого правового статуса международное законодательство содержит более широкие правила, чем внутригосударственное право. Конвенция о правах ребенка определяет момент достижения лицом физической и умственной зрелости, достаточной для того, чтобы более не считаться ребенком, 18-летним возрастом либо возрастом совершеннолетия, если он составляет менее 18 лет и установлен законом, применимым к данному ребенку. Таким образом, в пределах усмотрения государств находится снижение «ювенального возраста», но не его превышение над конвенциональным.
———————————
<5> Возрастным критерием, на наш взгляд, полностью поглощается такой выделяемый некоторыми авторами признак, как ограниченные возможности ребенка по реализации установленных законодательством прав и свобод ввиду физиологической и социально-психологической беспомощности (см., например: Никулина О.М. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2011. Т. 11. N 2. С. 104).
Использование Конвенцией оборота «любое человеческое существо» создало базу для многовариантного толкования определения на предмет момента начала предоставления охраны ребенку как специальному субъекту в зависимости от того, какой позиции о моменте начала жизни придерживается соответствующее государство. Ряд стран при подписании Конвенции сделал оговорку о распространении понятия «ребенок» на человеческое существо с момента зачатия (Аргентина), другие — только с момента рождения (Великобритания). Однако большинство государств, в том числе и Россия, отметили, что при толковании преамбулы, ст. ст. 1 и 6 Конвенции они будут придерживаться положений своего национального законодательства <6>. Следовательно, нижний предел возрастного критерия в международном масштабе остается «плавающим».
———————————
<6> См.: Толстая Е.В. О правовых гарантиях защиты жизни ребенка до рождения в российском законодательстве // Российская юстиция. 2011. N 4. С. 55.
В рамках российского семейного права специальный правовой статус ребенка возникает с момента рождения человеческого существа и заканчивается по достижении возраста 18 лет (возраст совершеннолетия).
Очевидно, что анализ категории «ребенок» неизбежно ставит вопрос о ее соотношении с такими терминами, как «совершеннолетие» и «дееспособность». В юридической науке встречаются самые разнообразные точки зрения по данному поводу. По мнению Н.М. Савельевой, понятие «несовершеннолетний» связано с возрастом субъекта, понятие «ребенок» — с отсутствием у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве <7>. В такой трактовке ребенком является любое несовершеннолетнее лицо до приобретения им гражданской и (или) семейной дееспособности в полном объеме. Г.А. Трофимова обращает внимание на то, что если понятие «ребенок» употребляется в нескольких значениях, то термин «несовершеннолетний» является однозначным и обозначает носителя прав и обязанностей, не достигшего возраста совершеннолетия <8>. По мнению В.И. Абрамова, категории «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» охватываются общим понятием «ребенок» и могут служить основанием для формирования самостоятельных видов правового статуса детей <9>. А.В. Токарева отождествляет понятия «ребенок» и «несовершеннолетний», однако полагает, что последнее имеет отношение только к праву, причем преимущественно к уголовному и гражданскому, в то время как «ребенок» как категория употребляется в других отраслях знания, а в юридической отрасли превалирует в конституционно-правовой и семейно-правовой отраслях <10>.
———————————
<7> См.: Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 11.
<8> См.: Трофимова Г.А. Совершеннолетний ребенок: пробелы в правовом статусе // Адвокат. 2014. N 8. С. 68.
<9> См.: Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект) / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. С. 119.
<10> См.: Токарева А.В. Подходы к трактовке понятий «несовершеннолетний» и «ребенок» в конституционном праве Российской Федерации // Наука и мир. 2015. N 9. С. 171 — 173.
О.И. Величкова отмечает, что совершеннолетие четко связано с достижением 18-летнего возраста. Дееспособность может возникнуть раньше в результате эмансипации или вступления в брак. Следовательно, лицо может быть дееспособным и при этом несовершеннолетним. Такое лицо все еще остается ребенком в понимании СК РФ, хотя и со значительно усеченным специальным статусом (п. 1 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 120 СК РФ). Апеллируя к несоответствию нормы п. 1 ст. 54 СК РФ множеству положений СК РФ, О.И. Величкова предлагает усовершенствовать легальное определение и понимать под ребенком лицо (каждое человеческое существо) до достижения возраста восемнадцати лет, либо до вступления в брак, либо до приобретения полной дееспособности по другим основаниям <11>. Это предложение было подвергнуто критике Н.Н. Тарусиной, по мнению которой гражданская дееспособность в принципе не имеет базисного значения для семейного статуса <12>.
———————————
<11> См.: Величкова О.И. О понятии «ребенок» в свете положений Семейного кодекса РФ и Конвенции о правах ребенка // Семейное право на рубеже XX — XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Казань. Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г. М., 2011. С. 149 — 152.
<12> См.: Тарусина Н.Н. Ребенок в пространстве семейного права: Монография. М., 2014. С. 56 — 57.
На наш взгляд, при разграничении статусов «ребенок», «несовершеннолетний» и установлении их взаимосвязи с категорией «дееспособность» следует исходить из целевого назначения каждого понятия. С этих позиций термин «ребенок» в том значении, который вкладывает в него п. 1 ст. 54 СК РФ, и термин «несовершеннолетний» совпадают, во-первых, поскольку оба обозначают лицо, незрелое умственно и физически, во-вторых, потому, что законодательная дефиниция «ребенок» напрямую увязывает данный статус с недостижением совершеннолетия (поскольку возраст совершеннолетия составляет 18 лет и снижению не подлежит) <13>. В то же время в связи с тем, что использование термина «ребенок» в чистом виде, как было сказано ранее, создает некоторую коллизию между «ребенком как специальным правовым статусом» и «ребенком как степенью родства», с точки зрения развития семейного законодательства целесообразно, на наш взгляд, отказаться от использования данной дефиниции и перейти к концепции: ребенок — степень родства, несовершеннолетний ребенок — специальный правовой статус.
———————————
<13> В международном аспекте понятие «ребенок» может как совпадать, так и быть понятия «несовершеннолетний», поскольку дефиниция Конвенции о правах ребенка ограничивает верхний возрастной ценз детства восемнадцатью годами, в то время как в ряде стран возраст совершеннолетия превышает 18 лет, в результате чего граждане данных стран могут быть несовершеннолетними, не обладающими статусом ребенка в конвенционном смысле.
Что же касается соотнесения данных категорий с гражданской дееспособностью, отметим следующее. Совершеннолетие и дееспособность — категории не совпадающие, поскольку возможно как их единство в одном лице, так и наличие или отсутствие одного из признаков: дееспособные несовершеннолетние появляются в результате эмансипации и вступления в брак, совершеннолетние недееспособные — в результате признания гражданина, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, недееспособным. Таким образом, относительно дееспособности совершеннолетие имеет значение лишь как момент прекращения ограничения дееспособности по возрастному признаку (если полная дееспособность не приобретена ранее), т.е. по признаку естественной физической и умственной незрелости. Дальнейшее ограничение дееспособности возможно, однако связано с иными причинами.
В соответствии с действующей редакцией п. 1 ст. 54 СК РФ досрочное приобретение дееспособности несовершеннолетним лицом не оказывает однозначно ликвидирующего воздействия на его ювенальный статус. Однако согласимся с О.И. Величковой в том, что установление взаимосвязи данных категорий имеет смысл. Действительно, если закон признает лицо настолько физически и умственно зрелым, чтобы быть полноценным участником гражданских правоотношений, то с какой целью сохранять за таким лицом статус ребенка, пытаясь точечными нормами ограничить его?
Резюмируя изложенное, отметим, что в рамках действующего семейного законодательства термин «ребенок» имеет двоякое значение: с одной стороны, это лицо со специальным правовым статусом, с другой — это лицо, биологически происходящее от родителей. Специальный правовой статус ребенка предоставляется физически и умственно незрелым лицам с целью обеспечения специальной охраны их прав и заботы об их интересах. При этом единственным квалифицирующим признаком ребенка в данном смысле является «возраст детства», который в соответствии с российским законодательством берет свое начало от рождения человеческого существа живым и прекращается по достижении ребенком совершеннолетия (18 лет). В рамках СК РФ понятия «несовершеннолетний» и «ребенок» (как специальный правовой статус) совпадают. В международном смысле ребенок — это несовершеннолетнее человеческое существо, не достигшее возраста 18 лет (этот статус в соответствии с Конвенцией о правах ребенка прекращает как достижение совершеннолетия ранее 18 лет по применимому к ребенку закону, так и достижение 18-летнего возраста независимо от сохранения за лицом статуса несовершеннолетнего по внутригосударственному праву).
В рамках совершенствования категориального аппарата семейного права представляется целесообразным отказаться от использования для обозначения специального правового статуса термина «ребенок» в чистом виде в пользу категории «несовершеннолетний ребенок». Также заслуживает внимания высказанная в науке идея о необходимости прекращения ювенального статуса в отношении лица, которое приобрело полную гражданскую дееспособность до достижения совершеннолетия. С учетом указанных рекомендаций возможна следующая формулировка специального правового статуса: «несовершеннолетним ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет и не приобретшее полной гражданской дееспособности по иным основаниям».
Библиографический список
1. Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект) / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005.
2. Величкова О.И. О понятии «ребенок» в свете положений Семейного кодекса РФ и Конвенции о правах ребенка // Семейное право на рубеже XX — XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Казань. Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г. М.: Статут, 2011.
3. Лактюнкина Е.А. Права ребенка в контексте концепции устойчивого развития: Дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 2005.
4. Никулина О.М. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2011. Т. 11. N 2.
5. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2004.
6. Тарусина Н.Н. Ребенок в пространстве семейного права: Монография. М.: Проспект, 2014.
7. Токарева А.В. Подходы к трактовке понятий «несовершеннолетний» и «ребенок» в конституционном праве Российской Федерации // Наука и мир. 2015. N 9.
8. Толстая Е.В. О правовых гарантиях защиты жизни ребенка до рождения в российском законодательстве // Российская юстиция. 2011. N 4.
9. Трофимова Г.А. Совершеннолетний ребенок: пробелы в правовом статусе // Адвокат. 2014. N 8.

Исторические сведения

Дети играют в мяч, Римская империя, II век н. э.

Учение о ребёнке, как принято считать, берёт своё начало в IV веке до нашей эры книгой отца медицины Гиппократа «О природе ребёнка». В дальнейшем (I—II века) о воспитании детей и уходе за ними пишут Цельс, Гален и Соран. В последующие 15 веков практически повторялось то, что было изложено ранее у Галена и Сорана. Однако высокая детская смертность, появление благотворительных организаций, а также создание в некоторых странах Европы воспитательных домов (приютов) для подкидышей и беспризорных детей способствовали пробуждению интереса к особенностям детского организма в XV—XVII веках — опубликовано большое количество трудов, посвящённых воспитанию и выхаживанию детей.

В России Пётр I издаёт указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорождённых младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования». Позже М. В. Ломоносов высказывает идею создания народных богаделен для незаконнорождённых и издания наставлений по лечению детских болезней в своём письме «О размножении и сохранении Российского народа». Однако открыты первые воспитательные дома в России (1763 год — в Москве, 1771 год в Петербурге) только благодаря усилиям И. И. Бецкого, собственноручно составившего проекты этих домов и разработавшего наставления о воспитании и уходе за детьми.

Периоды взросления

Ребёнок — постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями. Различают следующие периоды развития психики ребёнка:

  • период новорожденности (первые четыре недели жизни — 28 дней);
  • грудной возраст (с 29-го дня жизни до 1 года);
  • ясельный или преддошкольный период (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный период (от 3 до 7 лет);
  • младший школьный возраст (от 7 до 12 лет);
  • подростковый возраст (от 13—14 до 17—18 лет).

Грудной ребёнок

Основная статья: МладенецГрудной ребёнок

Грудной ребёнок — ребёнок в возрасте до одного года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход. Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. В возрасте от одного до трёх месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см; в 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, в 10—12 месяцев — на 1 см. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см, масса тела увеличивается в среднем в 3 раза, достигая 10 кг.

Анатомо-физиологические особенности

Дети грудного возраста имеют нежную, легко ранимую кожу, недоразвитые выводные протоки потовых желез. Потоотделение за первый года жизни удваивается, но часто имеет неадекватный характер (может увеличиться при похолодании). Апокринные потовые железы не функционируют. Рост волос в этом возрасте замедлен, за первый год жизни их толщина увеличивается в среднем с 0,06 мм до 0,08 мм. В этом возрасте интенсивно нарастает как масса подкожной клетчатки, так и количество жировых клеток. Грудные дети имеют большее чем взрослые, отношение массы подкожной ткани к массе тела. При рождении содержание жира в подкожной ткани 35,5 %, за год оно увеличивается до 56 %.

Костная ткань младенцев содержит меньше, чем у взрослых, минеральных веществ. Более толстая, чем у взрослых, надкостница участвует в образовании новой костной ткани. Постепенно появляются точки окостенения, в скелете накапливаются соли кальция, кости твердеют. За время первого года жизни содержание кальция в костях становится больше в среднем в 3,5 раза (с 28 до 100 г). Появляются физиологические изгибы позвоночника. Швы между костями черепа, имеющиеся у новорождённого ребёнка, к 3—4 месяцам уплотняются, малый родничок закрывается к 4—8-й неделе; большой родничок — к концу первого года жизни. Форма грудной клетки бочкообразная, имеет горизонтальное расположение рёбер. Первые молочные зубы появляются в 6-8 месяцев, в годовалом возрасте должно быть 8 зубов.

Мышечная система развита слабо, отношение массы мышц к массе тела заметно меньше, чем у взрослого человека. Мышцы, особенно сгибатели, у новорожденных имеют повышеный тонус, который у рук нормализуется к 2—2,5 месяцам, у ног к 3—4 месяцам, при этом исчезает обычно согнутое состояние конечностей.

Уже сформированные бронхи имеют узкий просвет, их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Недостаточное развитие имеет эластическая ткань лёгких. В течение первого года жизни растёт количество альвеол, соответственно дыхательная поверхность лёгких увеличивается на первом году жизни в 4 раза, а минутный объём дыхания — с 635 до 2200 см3. Частота дыхания постепенно становится реже. У нормальных грудных детей на одно дыхание приходится примерно 3 удара сердца. Сердце к 8 месяцам увеличивает свою массу в 2 раза, в основном за счёт утолщения миокарда. Пульс постепенно становится реже: в годовалом возрасте его частота не превышает 120 ударов в минуту.

Развитие личности младшего школьника

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 28 июня 2014 года.

Ребёнок изучает работу пожарных в детском музее Денвера.

На развитие личности младшего школьника имеет смысл посмотреть в свете формирования у него внутренней позиции, результатом действия которой является его произвольное поведение — стратегическая цель всего психического развития в целом в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Последний связан с обязанностями в семье, когда сама деятельность начинает носить выраженный произвольный характер.

  1. Для развития произвольного поведения важно умение ребёнка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать своё поведение и умственную деятельность. Необходимо помнить о мощном побудительном значении цели для преодоления трудностей. Цель тогда выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она связана с не очень большим объёмом предстоящей работы. В противном случае ребёнок отказывается от деятельности.
  2. Следующий момент связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается на пороге 4-5 классов. Причем эта потребность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребёнок хочет найти своё место, хочет быть принятым и признанным своими товарищами. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимоотношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребёнка найти для себя наиболее близкого товарища и друга.
  3. Произвольность поведения обусловливает становление и развитие у учеников 4-5 классов чувства взрослости.

Различают:

  • социально-моральную взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в участии ребёнка в заботах о семье, её благополучии, систематической помощи родителям. Обычно это бывает в семье, где переживаются трудности, где ребёнок берёт на себя выполнение взрослых обязанностей;
  • интеллектуальную взрослость, выражающаяся в стремлении ребёнка что-то знать и уметь по-настоящему, что стимулирует его познавательную деятельность;
  • равнение ребёнка на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» как результат прямого подражания и выработка в себе таких взрослых качеств как сила, смелость, мужество, выносливость, верность в дружбе, забота о других и т. п.

Показателем возникновения чувства взрослости можно считать :

  • возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих,
  • стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых
  • наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.

Психологи считают, что появление чувства взрослости является важным психологическим новообразованием этого периода и по его появлению можно судить о начале нового этапа личностного развития ребёнка.

Подростковый период

Основная статья: Подросток

Возрастной период, в котором происходит половое созревание ребёнка и перестроение организма на более высокий уровень развития — совершеннолетие.

Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). На 2011 год в мире насчитывается более миллиарда подростков.

Галерея

  • 1 год

  • 2 года

  • 3 года

  • 4 года

  • 5 лет

  • 6 лет

  • 7 лет

  • 8 лет

  • 9 лет

  • 10 лет

  • 11 лет

  • 12 лет

  • 13 лет

  • 14 лет

Периоды умственного развития

Основная статья: Когнитивное развитие См. также: Развитие головного мозга человека

Интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

Основные стадии развития

Период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года)

См. также: Младенец

От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

Период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет)

Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

Здесь совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Символическая функция — «способность отличать обозначение от обозначаемого и вследствие этого возможность использовать первое для того, чтобы вспомнить второе или указать на него». В младенчестве ребёнок хотя и может воспринимать сенсорный сигнал как знак события, которое последует за ним, но не способен воспроизвести во внутреннем плане знак не воспринимаемого актуально события, не являющийся конкретной частью этого события.

Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями. Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями. Операции — «действия, интериоризованные и организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов». Всякая совершаемая (актуализируемая) операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.

Период формальных операций (11—15 лет)

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.

Воспитание

Основная статья: Воспитание детей

Воспитание — процесс формирования человеческой личности. В процессе воспитания ребёнок подготавливается к личной, общественной, производственной и культурной жизни. Воспитание играет основную роль в нравственном, умственном и физическом развитии ребёнка. Основными видами воспитания являются семейное, или домашнее, и общественное. Общественно-организованное воспитание включает в себя школы, дошкольные и внешкольные учреждения, детские и молодёжные организации. В процессе воспитания на ребёнка оказывают организованное совместное воздействие деятельности семьи, системы общественно-организованного воспитания и весь уклад жизни общества, уровень развития науки и техники, литература, искусство, СМИ. Воспитание теснейшим образом связано с обучением, которое является важнейшим воспитательным средством. Воспитание обеспечивает преемственность между старшими и младшими поколениями, передачу накопленного опыта по обучению знаниями, сохранению и развитию здоровья, мировоззрения и т.п.

Воспитание происходит при помощи следующих основных средств:

  • пример, в первую очередь подаваемый воспитателем воспитаннику;
  • приказ, в том числе требование и запрет;
  • убеждение;
  • приучение;
  • обучение;

Наука о воспитании — педагогика — выявляет и исследует все факторы, действующие в процессе воспитания.

Основными направлениями воспитания детей являются:

  • постоянное, но по возможности не навязчивое направление деятельности ребёнка, сначала только в процессе игр, позже — при участии в домашних делах и трудовой деятельности;
  • помощь в расширении кругозора, разъяснение сущности явлений, о которых ребёнку необходимо знать и которые ему интересны;
  • формирование необходимых нравственных качеств;
  • поощрение занятий физкультурой и спортом;

Педагогическая наука рекомендует постепенный систематический рост требований к детям в зависимости от возраста.

В древности воспитание детей не имело характера специфической деятельности. Жизненный опыт старших поколений устно передавался из поколения в поколение в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Воспитание обеспечивало в первую очередь их физическое развитие, развивало их трудовые способности.

Особенности физиологии

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

У новорождённых и детей раннего возраста растущие потребности в кислороде и отводе углекислого газа и мочевины пропорционально гораздо больше, чем у взрослых. Дыхание ребёнка очень отличается от взрослого, слизистая оболочка лёгких тонкая и ранимая, но более гибкая, часто с обильными выделениями слизи, лучшей мукоцилиарной деятельностью; более эффективен кашель и чихание, но они менее контролируемы, чем у взрослых. Частота дыхания (по отношению к весу тела) у ребёнка от 6 месяцев до 4 лет в три раза больше, чем у взрослого, а для ребёнка от 5 до 11 лет — в два раза. Это означает, что организм ребёнка лучше снабжается кислородом, чем организм взрослого, но также более уязвим, когда вдыхает загрязнённый воздух; а именно: в то время как организм взрослого поглощает токсичные газы или аэрозольные взвеси из расчёта 1 мг на 1 кг массы тела в сутки, то ребёнок в возрасте от 6 месяцев до 4 лет поглощает в три раза больше, и при этом его детоксикационный потенциал зачастую ниже, чем у взрослых.

Здоровье

См. также: Здоровье Дополнительные сведения: Педиатрия

Следит за течением процессов роста и развития детей, а также состоянием здоровья и связанными с этим проблемами самостоятельная область медицины — педиатрия. В отличие от других медицинских специальностей, занимающихся в основном изучением отдельных органов и систем либо течения биологических процессов, педиатрия изучает любые отклонения, возникающие в процессе роста, развития и возможные нарушения состояния здоровья ребёнка ибо течение патологических процессов у детей существенно отличается от таковых у взрослых, а реакция организма на заболевания меняется по мере роста ребёнка. В числе прочего, в обязанности педиатра входит обеспечение для всех детей организованного коллектива (ясли, дом ребёнка, детский комбинат, школа, интернат, стационар) благоприятных условий достижения ими природного потенциала развития. Таким образом, педиатры находятся в авангарде служб социальной заботы о детях, выступая в роли хранителей физического, умственного и эмоционального развития детей.

Состояние здоровья детей в различных популяциях земного шара и вызванные этим проблемы зачастую обусловлены многими, нередко взаимосвязанными, факторами, среди которых:

  1. распространение (эпидемиология) возбудителей инфекционных заболеваний и их носителей (лиц со стёртыми формами заболеваний);
  2. географическое положение, климатические условия, экология;
  3. сельскохозяйственные ресурсы и обычаи;
  4. социально-культурный уровень общества, образование, экономическое развитие;
  5. частота носительства генов некоторых наследственных болезней.

В настоящее время особое внимание придаётся социальным и поведенческим аспектам помощи детям: начиная от пересмотра привычных методов воспитания ребёнка и заканчивая внедрением важных программ, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми раннего и более старшего возраста, а также неудовлетворительного ухода за ребёнком.

Профилактическое направление в педиатрии в первую очередь включает мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и возможного развития инвалидизации подрастающего поколения:

  • первичная профилактика (попытки предупредить развитие заболевания до его начала): иммунизация населения, хлорирование (обеззараживание) или фторирование воды (профилактика кариеса зубов), пастеризация, дератизация, профилактика травматизма и так далее;
  • вторичная профилактика (выявление, распознавание и ограничение предвестников заболеваний, а также определение и лечение заболеваний на ранних стадиях, например нарушения осанки у подростков);
  • третичная профилактика (мероприятия, направленные на предотвращение прогрессирования ограничения функций, обусловленного выявленным заболеванием, например физиотерапевтические методы лечения у пациентов с хроническими неврологическими нарушениями, направленные на предотвращение развития контрактур).

Влияние возраста родителей на здоровье ребёнка

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его следующей информацией: о влиянии малого возраста родителей.

Возраст обоих родителей может влиять на здоровье ребёнка. В организме как мужчин, так и женщин с возрастом накапливаются изменения, негативно влияющие на здоровье потомства. Принято считать, что у женщины возрастом больше приблизительно 35 лет физиологические изменения могут сказываться на течении беременности и здоровье будущего ребенка. У мужчин с возрастом накапливаются мутации в половых клетках — примерно по две в год. В 2019 г. в обзорном исследовании показано, что при возрасте отца 45 лет и больше зачатый ребёнок подвергается повышенному риску врождённых заболеваний, в среднем такие новорожденные имеют более низкую оценку по шкале Апгар, кроме того, беременность женщины протекает тяжелее для неё. С другой стороны, есть данные о том, что у детей пожилых отцов увеличена длина теломер на концах ДНК, что потенциально увеличивает продолжительность жизни и здоровье организма. Причём увеличенная длина теломер наблюдается также во втором и третьем поколении, у детей, которые родились уже у молодых отцов.

Юридический статус

Статус «ребёнка» равно как и «взрослого» варьируется в разных культурах и юридических системах. В настоящее время Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста.

Возраст совершеннолетия

  • В большинстве стран совершеннолетие наступает с 18 лет.
  • Минимальный возраст совершеннолетия установлен на Фарерских островах — 14 лет.
  • На Кубе совершеннолетие наступает с 16 лет
  • В России совершеннолетие наступает в 18 лет

См. также — Совершеннолетие

Права ребёнка

Основная статья: Права ребёнка См. также: Ювенальная юстиция

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 мая 2019 года.

В соответствии с международным и российским законодательством ребёнок от рождения имеет неотъемлемые права, которые гарантируются ему государством: ребёнок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь, на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам, иметь и выражать своё мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, право на защиту от дискриминации, право на образование, на отдых и досуг и т. д.

Традиционно полагают , что человек остаётся ребёнком до 13-16 лет, но, в зависимости от контекста, можно использовать другие определения, например, легальный возраст, когда можно покупать спиртные напитки, получить паспорт, голосовать на выборах или «возраст согласия». Другой способ определения, перестал ли человек быть ребёнком, — по достижении половой зрелости.

До наступления совершеннолетия человек не обладает всей полнотой юридических прав, ответственность за него несёт родитель, или иной законный представитель (например опекун).

В большинстве стран существуют законы, по которым несовершеннолетним запрещена продажа алкогольной и табачной продукции.

Также существуют законы о защите детей от вредоносной информации (запрещена например демонстрация насилия, порнографии, пропаганда употребления наркотиков, и суицида). В России с 1 сентября 2012 года действует федеральный закон, устанавливающий правила для всех источников массовой информации.

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 3. — С. 453.
  2. Этимологический словарь славянских языков. — М.: Наука, 2005. — Т. 32. — С. 114—115.
  3. 1 2 3 А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. — 1-е изд. — М.: Медицина, 1986. — С. 6—19. — 432 с. — 100 000 экз.
  4. 1 2 3 4 5 6 Грудной ребёнок. Медицинская энциклопедия
  5. 1 2 3 4 Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. — С. 98-103.
  6. Информационный центр ООН в Москве — Пресс-бюллетень Архивировано 20 сентября 2012 года.
  7. 1 2 Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. С. 202.
  8. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. С. 222.
  9. 1 2 Воспитание // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  10. 1 2 ВОСПИТАНИЕ — это… Что такое ВОСПИТАНИЕ? (рус.), Словари и энциклопедии на Академике. Дата обращения 21 июля 2018.
  11. Семейное воспитание // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  12. 1 2 3 Педиария (руководство) / Под ред. Р. Е. Бергмана, В. К. Вогана. — Пер. с англ. под ред. Воронцова И. М — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: «Медицина», 1991. — Т. 1 (Общие вопросы). — С. 15—26. — 704 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-225-00537-3 0-03 011442-X.
  13. Педиария (руководство) / Под ред. Р. Е. Бергмана, В. К. Вогана. — Пер. с англ. под ред. Воронцова И. М — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: «Медицина», 1991. — Т. 1 (Общие вопросы). — С. 442—479. — 704 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-225-00537-3 0-03 011442-X.
  14. 1 2 Сергей Васильев. Ученые доказали, что «часики тикают» не только у женщин. Масштабный обзор медицинских исследований продемонстрировал негативное влияние возраста отца на здоровье его потомства. Naked Science (13 мая 2019). Дата обращения 14 мая 2019.
  15. 1 2 Phillipsa, N. Maternal, infant and childhood risks associated with advanced paternal age : The need for comprehensive counseling for men : / N. Phillipsa, L. Taylorb, G. Bachmanna // Maturitas : J.. — 2019. — Vol. 125 (July). — P. 81–84. — DOI:10.1016/j.maturitas.2019.03.020. — PMID 31133222.
  16. М.Франк-Каменецкий. Самая главная молекула. — Альпина Паблишер, 2016-11-28. — С. 301. — 345 с. — ISBN 9785961445220.
  17. Полина Лосева. Поздно зачавшие деды передали своим филиппинским внукам длинные теломеры. Ученые проследили эффект «поздним детям — длинные теломеры» по меньшей мере в двух поколениях. Чердак (30 мая 2019). Дата обращения 31 мая 2019.
  18. Eisenberg, Dan T. A. Older paternal ages and grandpaternal ages at conception predict longer telomeres in human descendants : / Dan T. A. Eisenberg, Nanette R. Lee, Peter H. Rej … // The Royal Society. — 2019. — 29 May. — DOI:10.1098/rspb.2019.0800. — PMID 31138065.
  19. Конвенция о правах ребенка // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи : сорок четвертая сессия : Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года : . — Нью-Йорк : ООН, 1989. — С. 230–239.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *