Потенциал инвест

Иода Ю.В.

к. э. н., доцент кафедры финансов, налогообложения и бухгалтерского учета ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Россия Снигирева А.А.

магистрант кафедры финансов, налогообложения

и бухгалтерского учета ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассматривается формирование инвестиционного потенциала на региональном уровне, являющегося источником экономического роста, темпы которого необходимо ускорить. Определяются факторы, которые оказывают влияние на эффективность реализации инвестиций и инвестиционный климат на уровне региона. Особое внимание уделяется подходам к определению категории «инвестиционный потенциал региона». Рассматривается сравнительная характеристика методик оценки инвестиционного потенциала на региональном уровне. Производится разграничение инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации посредством расчета цепного темпа роста и прироста инвестиций в основной капитал и определяются причины, оказывающие влияние на изменение значений показателей. Рассматривается сформированный алгоритм воздействия на изменение уровня инвестиционного потенциала на региональном уровне. В заключении сделан вывод по основным проблемам, выявленным в статье.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный потенциал региона, активность, привлекательность, климат.

Ioda Yu.V.

master student of finance, taxation and accounting department

Lipetsk state technical university, Lipetsk, Russia

FORMATION OF INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION

Key words: investments, investment potential of the region, activity, attractiveness, climate.

Формирование инвестиционного потенциала является актуальной проблемой, так как основой экономического роста является инвестиционный рост, следовательно, объем привлеченных инвестиций является индикатором качества экономического роста.

Проблема развития инвестиционного потенциала на уровне региона включает не только поиск источников инвестиций, но и формирование инвестиционных возможностей и стимулов для инвестиционной активности.

Высокий инвестиционный потенциал преобладает в тех регионах, которым характерно следующее: эффективность государственной политики и налоговой системы; высокие показатели нормы прибыли; доступность ресурсов и др.

Снижение инвестиционного потенциала наблюдается в тех регионах, которым характерно следующее: относительно высокий уровень

инфляции; правовая, экономическая и социальная нестабильность; наличие долговых обязательств и др.

Основные результаты исследования состоят в следующем: представлены уточненные теоретические аспекты и выделено значение инвестиционного потенциала региона; разграничена структура инвестиционного потенциала; выделены причины изменения объемов инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации посредством проведенного анализа; разработан алгоритм воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона. Актуальность результатов определяется недостатком разработки проблемы формирования инвестиционного потенциала на уровне региона и необходимостью создания эффективного механизма формирования инвестиционного потенциала на региональном уровне.

Цель исследования: разработать пути воздействия на формирование и уровень инвестиционного потенциала региона посредством полученных данных проведенного анализа инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации в 2014-2018 гг.

Задачи исследования:

— определить роль и значение инвестиций и инвестиционного потенциала региона;

— произвести оценку инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации;

— разработать пути изменения состояния инвестиционного потенциала на региональном уровне.

Научная новизна исследования заключается в уточнении и обосновании подходов к оценке инвестиционного потенциала на уровне региона и разработке алгоритма воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона.

Научная новизна подтверждается научными результатами: уточнены понятие инвестиционного потенциала региона и сравнительная характеристика методик оценки инвестиционного потенциала; разграничены факторы, оказывающие влияние на реализацию инвестиций и инвестиционный климат региона; разработан алгоритм воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложения, которые выделены в исследовании, необходимы для расширения теоретической базы для решения проблемы формирования инвестиционного потенциала на уровне региона.

Представленные в исследовании факторы, классификации, подходы, методы и алгоритм могут быть использованы Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и их региональными представительствами, инвесторами и другими для обоснования принимаемых решений по организации в регионе инвестиционной деятельности, что определено в разработанных путях формирования и изменения состояния инвестиционного потенциала на региональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендации могут использоваться для исследований проблемы формирования и управления инвестиционным потенциалом на уровне региона, в учебном процессе при изучении дисциплин: «Инвестиции», «Экономическая оценка инвестиций», «Финансы» и «Финансы предприятий».

Применены методы исследования: анализ, статистический, сравнение, синтез. Проведен анализ инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации в 2014-2018 гг. и проведен расчет цепного темпа роста и прироста посредством применения статистического метода. Метод сравнения позволил произвести сопоставление значений цепного темпа роста и прироста. Произведено обобщение полученных данных и сделан вывод посредством применения синтеза.

Одним из условий модернизации экономики Российской Федерации является привлечение инвестиций, что является ключевой задачей государственной экономической политики.

Инвестиции — это вложение капитала в предприятия, программы, проекты, социально-экономической направленности, с целью получения прибыли, результата, который запланировал инвестор .

И.Ю. Ткаченко, Н.И. Малых классифицируют инвестиции по следующим признакам: объект инвестирования; степень инвестиционного риска; жизненный цикл; характер участия в процессе инвестиционной направленности .

Г.П. Подшиваленко проводит классификацию инвестиций по следующим признакам: объект вложения капитала; приобретаемое инвестором право собственности; период инвестирования; региональный признак; форма собственности капитала, используемая инвестором .

Рис. 1. Классификация инвестиций по И.Ю. Ткаченко, Н.И. Малых , Г.П. Подшиваленко

К факторам, оказывающим влияние на эффективность реализации инвестиций, относятся: эффективность социально-экономической политики; уровень инфляции; политическая обстановка в государстве; инвестиционный климат и привлекательность; совершенствование налоговой системы; инвестиционные риски .

Инвестиционный климат региона — это состояние региона, характеризуемое привлекательностью либо ее отсутствием, для вложения инвестиций на уровне региона.

Методика оценки инвестиционного климата на уровне региона включает анализ региональных инвестиционный показателей: привлекательность, потенциал, риск, активность ‘

Инвестиционная привлекательность региона — это совокупность признаков, определяющих вложение инвестиций на региональном уровне, результат которых представлен инвестиционной активностью .

Существует многообразие подходов к определению и пониманию регионального инвестиционного потенциала.

Потенциал понимается как средства, источники, запасы, которые имеются в наличии, могут быть мобилизованы, включены, использованы в целях получения необходимого эффекта.

В.Ю. Катасонов определяет инвестиционный потенциал как: совокупность всех ресурсов, которые появились в результате предшествующей инвестиционной деятельности, использование которых направлено на обеспечение инвестиционной деятельности .

Д.С. Безнос подразумевает под инвестиционным потенциалом региона способность региона обеспечивать свои потребности в ресурсах инвестиционной направленности без привлечения дополнительных источников финансирования .

З.М. Каримова инвестиционный потенциал на уровне региона понимает как главное условие инвестиционной привлекательности региона, которое является ключевой задачей политики инвестиционной направленности на уровне региона .

Обобщим вышеуказанные значения инвестиционного потенциала на уровне региона в определении: инвестиционный потенциал региона -это совокупность привлеченных и собственных инвестиционных ресурсов региона, показатель, который характеризует инвестиционный климат, определяет инвестиционную привлекательность региона.

В современных условиях необходимо производить учет видов возможных рисков, в частности инвестиционных рисков региона. Оценка инвестиционного риска региона производится согласно методам, которые определяют качество климата региона инвестиционной направленности. Интересы инвестора, который вкладывает средства с целью получения определенного эффекта, являются объектом инвестиционного риска.

Инвестиционная активность региона — это результат процесса инвестиционной направленности на уровне региона, который выражается объемом и темпом роста привлеченных инвестиций .

На инвестиционный климат региона оказывают влияние следующие факторы: ресурсный, личностный, поддержка финансовой системы, развитие образовательной и информационной среды и др.

Разграничение структуры инвестиционного потенциала осуществляется по следующим признакам: отраслевой, территориальный, воспроизводственный.

Отраслевой признак определяет потенциалы инвестиционной направленности секторов экономики. Уровень развития связей межотраслевой и межрегиональной направленности оказывает влияние на величину инвестиционного потенциала отдельных территорий.

Территориальный признак позволяет разграничить потенциал инвестиционной направленности отдельных территорий.

Согласно воспроизводственному признаку структура потенциала инвестиционной направленности рассматривается посредством проведенного анализа воспроизводства отдельных элементов структуры по фазам воспроизводства: потенциал производства, потенциал распределения, потенциал обмена и потенциал потребления .

Необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат для осуществления инвестиционной деятельности. Органы государственной власти на региональном уровне применяют не менее 26 инструментов развития, направленных на стимулирование инвестиционного процесса, которые можно объединить в группы: прямые финансовые меры; региональные бюджетные инвестиции, направленные на развитие инфраструктуры; специальные режимы на уровне региона; нефинансовые меры.

Представим сравнительную характеристику методик оценки потенциала инвестиционной направленности, которая включает подходы: результативный, отраслевой, ресурсный, рейтинговый.

Результативный подход определяет доход, получение которого осуществляется в течение определенного времени функционирования инвестиционных ресурсов. Не производится раскрытие сущности инвестиционного потенциала, так как данная категория отождествляется с денежным потоком.

К недостатку отраслевого подхода относится: сущность инвестиционного потенциала отожествляется с производственным потенциалом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ресурсный подход позволяет произвести оценку совокупности источников формирования ресурсов инвестиционной направленности. К недостатку относится: не производится раскрытие сущности инвестиционного потенциала.

Рейтинговый подход позволяет произвести количественную оценку инвестиционных систем и присвоить соответствующий рейтинг отраслям и регионам. К недостатку относится: отсутствует согласованность в определении инвестиционного потенциала .

В таблице 1 и на рисунке 2 рассмотрены инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации в 2014-2018 гг. и проведен расчет цепного темпа роста и прироста.

Произведен расчет цепного темпа роста и прироста инвестиций в основной капитал по следующим регионам: город Москва, город

Санкт-Петербург, город Севастополь, Краснодарский край, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Челябинская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации в 2014-2018 гг. по данным Росстат

Субъект Российской Федерации Млн. руб. (в ценах, которые фактически действовали) Темп роста (цепной),% Темп прироста (цепной),%

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г 2017 г 2018 г

г. Москва 1541884 1611512 1703085 1972300 429320 115,81 23,17 15,81 23,17

г. Санкт-Петербург 523331 521293 582306 658549 47407 113,09 13,49 13,09 13,49

г. Севастополь 3385 5081 12087 30382 40547 251,36 33,46 151,36 33,46

Краснодарский край 750236 579908 428972 484105 481141 112,85 99,39 12,85 -0,61

Республика Дагестан 202245 231065 209843 199385 201782 95,02 101,2 -4,98 1,2

Республика Татарстан 542781 617180 642494 637612 629731 99,24 98,76 -0,76 -1,24

Челябинская область 227861 212793 193817 194745 259366 100,48 133,18 0,48 33,18

Красноярский край 363956 394410 419060 424729 420866 101,35 99,09 1,35 -0,91

Республика Саха (Якутия) 181172 199960 275273 384853 403427 139,81 104,83 39,81 4,83

□ г. Москва ■ г. Санкт-Петербург

□ г. Севастополь

□ Краснодарским край ■ Республика Дагестан

□ Республика Татарстан ■ Челябинская область

□ Красноярский край

■ Республика Саха (Якутия)

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации в 2014-2018 гг. по данным Росстат, млн. руб.

В 2017 г. в городе Москва произошло увеличение объема инвестиций в основной капитал на 15,81%, а в 2018 г. — 23,17%. В городе Москва создана территориально-кластерная модель организации городского пространства, которая включает 20 технопарков. Так как, кластеры являются основой развития инфраструктуры производства, то решение проблемы развития производственной инфраструктуры региона лежит в плоскости развития производственной инфраструктуры кластера . Город Москва является для инвесторов одним из привлекательных регионов Российской Федерации.

В 2017 г. в городе Санкт-Петербург объем инвестиций увеличился на 13,09%, а в 2018 г. — 13,49%. Для дальнейшего роста инвестиций необходимо применять партнерство государственно-частной направленности в инвестиционной деятельности, которое направлено на развитие социально-экономической направленности города Санкт-Петербург.

К основным направлениям инвестиционной политики города Санкт-Петербург относятся: обеспечение благоприятного инвестиционного климата; уменьшение административных барьеров; совершенствование трудовых ресурсов и др. .

В 2017 г. в городе Севастополь произошло увеличение объема инвестиций в основной капитал на 151,36%, а в 2018 г. — 33,46% за счет развития ведущих направлений туристической отрасли в городе Севастополь, что определяется выгодным географическим положением, благоприятными климатическими условиями, богатым историко-культурным потенциалом, наличием природных ресурсов, туристской инфраструктуры, многообразными рекреационными ресурсам и др.

1 января 2015 г. на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь создана свободная экономическая зона, которая представляет особый режим предпринимательской и иной деятельности, свободной таможенной зоны, что оказало влияние на рост инвестиций в основной капитал .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2017 г. в Краснодарском крае объем инвестиций увеличился на 12,85%, а в 2018 г. уменьшился на 0,61% за счет привлечения инвестиций в обрабатывающую промышленность, производство и распределение энергоресурсов, транспорт, связь, сельское хозяйство.

В 2017 г. в Республике Дагестан объем инвестиций уменьшился на 4,98%, а в 2018 г. увеличился на 1,2%. Реализация инвестиций осуществляется в здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс, транспорт, жилищное строительство и др.

В 2017 г. в Республике Татарстан произошло уменьшение объема инвестиций на 0,76%, а в 2018 г. — 1,24%, чтобы избежать отток инве-

стиций из региона необходимо на предприятиях региона производить инвестирование в инновации.

В 2017 г. в Челябинской области произошло увеличение объема инвестиций на 0,48%, а в 2018 г. — 33,18%.

В 2017 г. в Красноярском крае произошло увеличение объема инвестиций на 1,35%, а в 2018 г. уменьшение на 0,91%. Увеличение объема инвестиций обусловлено природно-ресурсным потенциалом, обширной территорией, развитой промышленностью топливно-энергетического комплекса и др.

В 2017 г. в Республике Саха (Якутия) объем инвестиций в основной капитал увеличился на 39,81%, а в 2018 г. — 4,83% за счет реализации инвестиций в промышленность, добычу полезных ископаемых и др.

Таким образом, существует неравномерность реализации инвестиций в основной капитал в субъекты Российской Федерации, что определяет необходимость в разработке путей воздействия на реализацию инвестиций в основной капитал.

Меры стимулирования на региональном уровне инновационно-инвестиционной деятельности включают: налоговые льготы для среднего и малого предпринимательства; разработка механизмов поддержки инвестиционных проектов; предоставление производственных площадей в инновационных технопарках и бизнес-инкубаторах и др.

На рисунке 3 представлен авторский вариант алгоритма воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона.

Представленный алгоритм включает этапы: анализ инвестиционного потенциала региона; определение методов привлечения инвестиций; выбор и оценка источников финансирования; выбор методов воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона при сравнении их эффективности; принятие решения; воздействие на уровень инвестиционного потенциала региона; мониторинг результатов.

Разработанный алгоритм позволяет провести оценку инвестиционного потенциала на региональном уровне, на основании проведенного анализа показателей, которые определяют региональные особенности.

Многообразие подходов к идентификации инвестиционного потенциала порождает различные подходы к оценке инвестиционного потенциала. Существует необходимость формирования привлекательного инвестиционного климата посредством создания минимальных административных барьеров, благоприятного налогового режима и эффективной инфраструктуры для развития бизнеса.

Рис. 3. Алгоритм воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона

С целью формирования путей воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона определена роль и значение инвестиций и инвестиционного потенциала региона, проведен анализ инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации.

В развитии экономики ключевая роль принадлежит инвестициям, которые необходимы для формирования и накопления капитала предприятий, что определяет производственные возможности государства.

Достаточный уровень инвестиционных ресурсов, реализуемый на региональном уровне, является ключевым элементом для формирования инвестиционного потенциала региона.

Проведенный анализ инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации показал, что наибольший объем инвестиций в основной капитал в 2018 г. реализован в городе Москва, что объясняется привлекательностью региона для инвесторов. Наименьший объем инвестиций в основной капитал в 2018 г. реализован в городе Севастополь, необходимо отметить, что в данном регионе начиная с 2014 г. наблюдается увеличение вовлеченных инвестиций в основной капитал.

Разработанный алгоритм воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона необходим для принятия решений по вопросам формирования и изменения инвестиционного потенциала как государству, так и частному сектору.

Полученные научные результаты, в частности, уточненные теоретические аспекты, сформулированное определение инвестиционного потенциала региона, факторы, классификации, подходы, методы, разграниченная структура инвестиционного потенциала, выявленные причины изменения объемов инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации, разработанный алгоритм воздействия на уровень инвестиционного потенциала региона, являются актуальными, так как могут быть использованы при разработке инвестиционной политики и стратегии ее реализации, для прогнозирования и проведения исследований инвестиционных процессов в регионе инвесторами, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и их региональными представительствами и другими.

Таким образом, ключевой способ формирования инвестиционного потенциала региона — это выработка и последовательная реализация стратегического курса инвестиционной политики. Стратегический курс заключается в создании защитных механизмов, конкурентных преимуществ, развитии науки и научно-технического потенциала, росте качества трудовых ресурсов. Существует необходимость долгосрочного государственного регулирования и поддержки в мероприятиях.

Список литературы

2. Безнос Д.С. Ресурсный и проектный подходы к определению сущности инвестиционного потенциала региона / Д.С. Безнос // Научные ведомости

Белгородского государственного университета. — 2014. — № 8 (179). -С. 42-46.

3. Голайдо И.М. Инвестиционный потенциал региона / И.М. Голайдо // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 17. — С. 59-68.

7. Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко . — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 480 с.

12. Рожкова М.Г. Особенности инвестиционной деятельности в Крыму и Севастополе / М.Г. Рожкова // Бенефициар. — 2017. — № 7. — С. 4-6.

13. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. / Росстат. -М., 2016. — 725 с.

14. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. -М., 2017. — 686 с.

15. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. -М., 2018. — 694 с.

17. Соловьева А.Б. Основные задачи государственного управления инвестиционной активностью региона / А.Б. Соловьева. — Тверь: Тверской государственный университет, 2017. — 123 с.

18. Ткаченко И.Ю. Инвестиции / И.Ю. Ткаченко, Н.И. Малых. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с.

На современном этапе своего развития, ООО «Потенциал-Инвест» («Potential-Invest.Llc») — динамично развивающаяся международная инвестиционно-юридическая компания, являющаяся правопреемницей инвестиционно-строительной компании «Потенциал» и насчитывающая уже более 20-ти лет успешной работы в различных сегментах рынка.
Направления деятельности: оказание правовых услуг, бухгалтерские услуги и аудит, услуги финансового расследования; работа с некоммерческими учреждениями; работа в области лицензирования и регистраций; консультирование предприятий по вопросам коммерческой деятельности и рейдерства, управление предприятием; производство строительных материалов, строительство и девелопмент, управление недвижимостью, аренда; инвестиции в землю, инвестиции в инженерную и коммунальную инфраструктуру.
Основными приоритетами в развитии деятельности компании являются оказание услуг физическим и юридическим лицам, производство и строительство.
Возникает вопрос — почему компания получила такое наименование?
Что же такое ПОТЕНЦИАЛ? Стратегический ПОТЕНЦИАЛ – это совокупность необходимых важнейших компонентов, определяющих жизнеспособность какой-либо экономической, социальной, политической и военной структуры. Существуют экономический, социальный, политический и военный стратегические потенциалы. Совокупность таких потенциалов определяет мощь государства или организации и их место в мире.
Основателем компании является один из ведущих специалистов в области строительства в СССР, выпускник факультета промышленного и гражданского строительства (ПГС) Московского инженерно-строительного института (ВЗИСИ) Коротин В. К.
Он окончил вуз в 1972 году, работал на должностях — Главный инженер Дирекции строящегося предприятия (ДСП) «ГлавАлма-Атастрой» Минтяжстрой КазССР; Заместитель директора по строительству заводов института «ВНИИТарматура» Минхиммаша СССР; Заместитель начальника объединения, директор строительного комплекса по строительству заводов цветного литья и изделий запорной арматуры Минхиммаша СССР г. Бологое (РСФСР); Заместитель директора по строительству экспериментального жилья Мособисполкома; Начальник ГЛАВКа «КАзстройматериалы» Минпромстройматериалы СССР.
Середина и конец 80-х годов – эпоха ПЕРЕСТРОЙКИ. Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок.
Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении) «1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады ифермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации.
Необходимо напомнить об обобщившем практику многочисленных экспериментов и зарубежный опыт Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г. ). Повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или на 69%), показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Этот потенциал в последующие годы, особенно после принятия закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995г. ), был реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования юридического лица.
В 1988 году вышел Закон Союза Советских Социалистических Республик от 26 мая 1988г. №8998-XI «О кооперации в СССР», фактически восстанавливающий частное предпринимательство. В этот, безусловно, прогрессивный закон благодаря настойчивости академика ВАСХНИЛ В. А. Тихонова и его сподвижников удалось включить положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов (с открытием своего счета в банке) в расходовании средств, закупках сырья, материалов, оборудования и т. п. ; о самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов по результатам работы); о гибких, демократичных формах самоуправления; об участии коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на развитие. Определенное недовольство консерваторов и сторонников традиционных взглядов вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т. п. ).
Широкое изучение зарубежного опыта (Японии, США, ФРГ, Швеции, Венгрии, Италии, Испании и других стран) и обобщение практики одобренного ранее хозяйственного эксперимента в Эстонии позволили подготовить (с привлечением экономистов, юристов, предпринимателей) и выпустить в августе 1990 г. первое постановление Совмина СССР от 08.08.1990 № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». С одной стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий еще не существовало. Эту задачу предстояло решить в условиях усилившегося обособления и выхода союзных республик из состава СССР.
«Страусиная» позиция союзного государственного руководства по отношению к конституционно-законодательному закреплению права на частную собственность и ее защиту на фоне усиления центробежных тенденций союзных республик привела к тому, что законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990г. ) в РСФСР оказались более продвинутыми. Признавались многоукладность экономики с правом на частную собственность граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику). В Законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990г. ) было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость установления государством ограничений или, наоборот, предоставления им льгот предприятиям той или иной формы собственности.
Так, в этой обстановке, в 1991 году Коротин В. К. создал и возглавил в качестве Директора – Малое частное предприятие (МЧП) «ПОТЕНЦИАЛ», которое занималось строительной деятельностью, проектированием, производством строительных материалов, сбытом различных товаров народно-хозяйственного потребления. Еще в 1992 году, одной и первых, компания вышла далеко за рамки работы внутри территории СССР (СНГ), вплотную начав работу с партнерами из США, ФРГ, Бельгии, КНР, Израиля, Кипра, Швейцарии, Турции.
Это был период постсоциалистического «экономического романтизма», когда правящая элита придерживалась взгляда группы крупных советских ученых-экономистов и политиков под руководством академика Шаталова В. и лидера движения «Яблоко» Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном» переходе к рынку за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление социально-экономического кризиса и реформирование экономики можно проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном этапе перехода к рынку радикальные реформы проводились «на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической подготовки. Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран, главным образом США.
В той сложной и критической обстановке, имевших место в начале 90-х годов, когда остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства страны было введение либерализации цен. Сейчас, по истечении более 15 лет, развитие экономики и вместе с ней развитие предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Первый этап — либерализация цен (1991-1992 гг. ). Первые субъекты рыночной экономики — малые предприятия — появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег.
Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг. ). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.
Третий этап — бум малой приватизации (1996-1997 гг. ). В конце 1996 и в начале 1997 годов произошли некоторые макроэкономические изменения. Для поддержки малого бизнеса принимается ряд правовых актов, способствующих бурному росту бизнес-проектов.
Четвертый этап — период качественного развития экономики (1998-2001 гг. ), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы.
После дефолта Правительства Российской Федерации в 1998 году и его последствий для экономики, компания оказалась в довольно стесненных обстоятельствах, началась долгая реструктуризация и процесс внутренней реорганизации.
В 2010 году, был подписан Акт о правопреемственности между компаниями «Потенциал» и «Потенциал-Инвест», признании прав и обязательств.
Коротин В. К (ранее Директор компании) занял пост — почетного Президента компании.
Возглавляет компанию (в должности Генерального директора) — Коротин Д. В., выпускник юридических факультетов московской частной гуманитарной академии (СГА) и государственного военного института (КПИ ФСБ РФ).
Ранее, он, занимал посты Начальника юридического департамента ЗАО «ИнвестДевелопмент», Главного юриста ОГУ «Центр лицензирования, аттестации и аккредитации Калининградской области».
В апреле 2010 года реструктуризация была окончательно завершена и объединенные компании выступили под общим наименованием — Общество с ограниченной ответственностью «Потенциал-Инвест».
Структура компании:
— Владельцы;
— Руководство (Генеральный директор и Президент);
— Департаменты (Отделы компании: Финансовый отдел; Отдел проектирования, капитального ремонта и строительства; Отдел работы с клиентами; Материально-технический отдел; Юридическая служба (в подчинении находятся — Канцелярия, Архивный фонд, Библиотечный фонд) ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *