Правотворческая инициатива граждан

Содержание

О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ (с изменениями на: 16.06.2010)

КРАСНОЯРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 22 декабря 2009 года N 8-141

О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ

(в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 16.06.2010 N 10-190)

В соответствии со статьей 28 Устава города Красноярска Красноярский городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в городе Красноярске согласно приложению.
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по городскому самоуправлению.

Глава
города Красноярска
П.И.ПИМАШКОВ

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ

Приложение
к Решению
Красноярского городского
Совета депутатов
от 22 декабря 2009 года N 8-141

(в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 16.06.2010 N 10-190)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в городе Красноярске (далее — Положение) определяет в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Красноярска порядок реализации правотворческой инициативы граждан на территории города Красноярска.
1.2. Правотворческая инициатива граждан (далее — правотворческая инициатива) является формой участия жителей города Красноярска в осуществлении местного самоуправления.
1.3. Под правотворческой инициативой граждан в городе Красноярске в настоящем Положении понимается коллективное обращение жителей города, обладающих избирательным правом (далее — инициативная группа), в органы городского самоуправления, а также к должностным лицам местного самоуправления, предусмотренным Уставом города Красноярска (далее — должностные лица местного самоуправления), с предложением принять правовой акт по вопросам местного значения города Красноярска.

ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ ГРАЖДАН

2.1. Участие граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Красноярска, в осуществлении правотворческой инициативы граждан является свободным и добровольным.
2.2. Никто не вправе принуждать гражданина к участию или неучастию в осуществлении правотворческой инициативы граждан.

ВИДЫ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ВНОСИМЫХ В ПОРЯДКЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН

3.1. В порядке правотворческой инициативы граждан могут быть внесены:
— проекты нормативных правовых актов Красноярского городского Совета депутатов (далее — городской Совет) по вопросам местного значения, за исключением проектов правовых актов, внесение которых отнесено к исключительной компетенции иных субъектов правотворческой инициативы;
— проекты нормативных правовых актов Главы города, администрации города Красноярска, а также должностных лиц местного самоуправления.

РЕГИСТРАЦИЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ

4.1. Проект правового акта может вноситься в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления инициативной группой в количестве не менее 5 человек.
(в ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от 16.06.2010 N 10-190)
4.2. Инициативная группа направляет в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие проекта правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, ходатайство о регистрации инициативной группы. В ходатайстве инициативной группы должны быть указаны наименование проекта правового акта, выносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства каждого члена инициативной группы, а также лица, уполномоченного действовать от имени инициативной группы и представлять ее при рассмотрении проекта правового акта (далее — уполномоченный представитель инициативной группы). Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.
Количество и состав уполномоченных представителей инициативной группы определяется самостоятельно (но не менее одного). В качестве уполномоченных представителей инициативной группы могут выступать как члены инициативной группы, так и иные граждане, обладающие правом на участие в правотворческой инициативе.
Инициативная группа вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив уведомление о прекращении полномочий уполномоченного представителя в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления.
4.3. Вместе с ходатайством о регистрации инициативной группы в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления направляются:
4.3.1. Исключен. — Решение Красноярского городского Совета депутатов от 16.06.2010 N 10-190
4.3.2. Копии паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также уполномоченных представителей инициативной группы.
4.3.3. Письменные заявления граждан о согласии быть уполномоченными представителями инициативной группы.
4.3.4. Проект правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы, и иные документы, прилагаемые к нему.
4.4. Содержание и оформление правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы, а также прилагаемых к нему документов должны соответствовать требованиям к содержанию и оформлению соответствующих муниципальных правовых актов, установленных правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления.
4.5. Проект правового акта города, вносимого в порядке правотворческой инициативы граждан, не должен быть направлен на ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, гарантий реализации таких прав и свобод.
4.6. Орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, принявшие ходатайство о регистрации инициативной группы, в течение четырнадцати дней проверяют представленные документы на соответствие требованиям пунктов 3.1, 4.1 — 4.5 настоящего Положения и принимают одно из следующих решений:
о регистрации инициативной группы;
об отказе в регистрации инициативной группы.
4.7. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы является невыполнение требований, предусмотренных пунктами 3.1, 4.1 — 4.5 настоящего Положения.
4.8. Орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в течение трех дней со дня принятия одного из решений, указанных в пункте 4.6 настоящего Положения, обязаны уведомить о нем в письменной форме уполномоченных представителей инициативной группы.
В решении органа городского самоуправления, должностного лица местного самоуправления об отказе в регистрации инициативной группы должны быть указаны основания отказа.
4.9. Отказ в регистрации инициативной группы не является препятствием для повторного внесения документов для ее регистрации при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, явившихся причиной для отказа в регистрации.
4.10. Отказ в регистрации инициативной группы представители инициативной группы и (или) инициативная группа вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством.

СБОР ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

5.1. Инициативная группа обязана собрать в поддержку правотворческой инициативы не менее 500 граждан, проживающих на территории города и обладающих избирательным правом.
5.2. Сбор подписей граждан в поддержку правотворческой инициативы начинается со дня регистрации инициативной группы.
5.3. В случае вынесения в порядке правотворческой инициативы нескольких проектов правовых актов сбор подписей проводится за каждый из предлагаемых проектов отдельно.
5.4. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы осуществляется в течение не более трех месяцев со дня принятия решения о регистрации инициативной группы.
(в ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от 16.06.2010 N 10-190)
5.5. Подписи в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством их внесения в подписные листы. Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме, установленной в приложении к настоящему Положению.
5.6. В подписном листе указываются:
наименование и вид проекта правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы;
дата принятия и номер решения органа городского самоуправления, должностного лица о регистрации инициативной группы.
5.7. В подписном листе ставится подпись жителя города, обладающего избирательным правом, дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указывается серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи. Подпись и дату ее внесения житель города ставит собственноручно. Сведения о жителе города, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по его просьбе лицом, осуществляющим сбор подписей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
5.8. Гражданин, поддерживающий правотворческую инициативу, вправе ставить подпись в поддержку данной правотворческой инициативы только один раз.
5.9. Подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы, который напротив своей фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
5.10. Право сбора подписей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по ее решению может заключать с лицом, собирающим подписи, договор о сборе подписей. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
5.11. Участие органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности в процессе сбора подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение (подкуп) за внесенные подписи, не допускается.
5.12. Сбор подписей может производиться по месту жительства граждан, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен настоящим Положением.
5.13. Сбор подписей в процессе и местах выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
5.14. Лицо, осуществляющее сбор подписей, обязано ознакомить граждан, поддерживающих правотворческую инициативу путем внесения подписей в подписной лист, с проектом правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

6.1. После завершения сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, но не позднее даты окончания срока сбора подписей инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей и составляет протокол об итогах сбора подписей, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
6.2. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку правотворческой инициативы, не может превышать более чем на 10 процентов их требуемого числа, установленного в пункте 5.1 настоящего Положения.
6.3. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок, протокол об итогах сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы передаются уполномоченным(-и) представителем(-ями) инициативной группы в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления не позднее 18 часов по местному времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы.
6.4. При приеме документов каждый подписной лист заверяется органом городского самоуправления, должностным лицом местного самоуправления. Орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников правотворческой инициативы, а затем выдает инициативной группе подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и подписей, даты и времени приема названных документов.
6.5. Если инициативной группой до 18 часов по местному времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, не были представлены подписи, процедуры по реализации правотворческой инициативы считаются прекратившимися.

ПРОВЕРКА ПОДПИСЕЙ, СОБРАННЫХ В ПОДДЕРЖКУ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

7.1. Орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в течение трех дней со дня приема подписных листов создают комиссию по их проверке.
7.2. Комиссия по проверке подписных листов (далее — Комиссия) в течение десяти дней со дня ее создания отбирает для проверки подписные листы и проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, соответствие количества подписей требуемому числу, оформления подписных листов, достоверность сведений о жителях города, внесших свои подписи в поддержку правотворческой инициативы, и их подписей.
Для проведения проверки Комиссия вправе обратиться в соответствующие органы и организации для проведения проверки достоверности сведений о гражданах, поставивших свои подписи в подписных листах, а также привлечь экспертов, специалистов.
7.3. Проверке подлежит часть подписей, составляющая 20 процентов от установленного пунктом 5.1 настоящего Положения числа, поданных в поддержку правотворческой инициативы.
7.4. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) Комиссией. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов Комиссией вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы. О времени и месте проведения жеребьевки и проверки Комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам.
7.5. Проверке и учету не подлежат подписи участников правотворческой инициативы, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления.
7.6. Не могут служить основанием для признания подписи участника правотворческой инициативы недействительной имеющиеся в сведениях об участнике правотворческой инициативы, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
7.7. По результатам проверки подпись жителя города, внесенная в поддержку правотворческой инициативы, может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
7.8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного в случае необходимости к проверке.
7.9. Недействительными считаются подписи, собранные с нарушениями порядка сбора подписей и (или) оформления подписного листа, устанавливаемыми настоящим Положением, а именно:
7.9.1. Подписи лиц, не обладающих избирательным правом на момент внесения подписи в подписной лист.
7.9.2. Подписи участников правотворческой инициативы, не имеющих регистрацию по месту жительства в городе Красноярске.
7.9.3. Подписи участников правотворческой инициативы, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной на основании официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации.
7.9.4. Подписи участников правотворческой инициативы без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Положением сведений либо без указания даты внесения подписи.
7.9.5. Подписи участников правотворческой инициативы, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом.
7.9.6. Подписи участников правотворческой инициативы с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками, а также подписи участников правотворческой инициативы, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно, — на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 7.2 настоящего Положения.
7.9.7. Подписи участников правотворческой инициативы с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках, если эти исправления специально не оговорены участниками правотворческой инициативы или лицами, заверяющими подписные листы.
7.9.8. Все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников правотворческой инициативы, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы указаны неполно либо не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно.
7.9.9. Подписи участников правотворческой инициативы, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы, либо после окончания срока сбора подписей.
7.9.10. Все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5.5 настоящего Положения.
7.9.11. Все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5.13 настоящего Положения.
7.10. Если при проверке подписных листов обнаружится несколько подписей одного и того же гражданина, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
7.11. По окончании проверки подписей составляется итоговый протокол, в котором указывается количество проверенных подписей, количество достоверных подписей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Итоговый протокол подписывается председателем Комиссии и составляется в двух экземплярах, один из которых передается в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, а другой — уполномоченному представителю инициативной группы.
7.12. В случае если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой отказ в осуществлении правотворческой инициативы на основании выявления недостаточного количества достоверных подписей участников правотворческой инициативы либо превышения установленного настоящим Положением количества недостоверных и (или) недействительных подписей, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в Комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников правотворческой инициативы недостоверными и (или) недействительными с указанием подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О РАССМОТРЕНИИ ПРОЕКТА ПРАВОВОГО АКТА В ПОРЯДКЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

8.1. В случае если Комиссия установит недостаточное количество достоверных подписей участников правотворческой инициативы, представленных в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, либо выявит 20 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления выносят решение об отказе в осуществлении правотворческой инициативы.
8.2. В случае отказа в осуществлении правотворческой инициативы орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в течение трех дней с момента принятия данного решения обязаны выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
8.3. Отказ в осуществлении правотворческой инициативы представители инициативной группы и (или) инициативная группа вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством.
8.4. В случае если количества достоверных подписей достаточно для рассмотрения правового акта в порядке правотворческой инициативы, орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления принимают решение о рассмотрении проекта правового акта в порядке правотворческой инициативы и доводят это до сведения инициативной группы в течение трех дней с момента вынесения соответствующего решения.

РАССМОТРЕНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

9.1. Проект правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы в соответствии с настоящим Положением, в течение трех месяцев со дня его внесения подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления в соответствии с требованиями правовых актов органов местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, регламентирующих порядок принятия соответствующих муниципальных правовых актов. Днем внесения правового акта считается день представления в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления подписей в поддержку правотворческой инициативы.
9.2. Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в письменной форме уведомляют инициативную группу о дате и времени рассмотрения внесенного ими проекта нормативного правового акта и обеспечивают уполномоченным представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
9.3. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы, относится к компетенции городского Совета, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании городского Совета с участием уполномоченных представителей инициативной группы.
9.4. При принятии правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, к рассмотрению в его текст могут быть внесены изменения, обусловленные требованиями законодательной техники и правового стиля изложения, не изменяющие смысл и сущность внесенного правового акта.
9.5. Решение, принятое по результатам рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, должно быть в письменной форме доведено до сведения инициативной группы и официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.
9.6. Представители инициативной группы и (или) инициативная группа вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством, решение, принятое по результатам рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы.
9.7. При внесении в порядке реализации правотворческой инициативы проекта правового акта в городской Совет решения, указанные в пунктах 4.6, 7.1, 8.1 и 8.4 настоящего Положения, принимает постоянная комиссия по городскому самоуправлению городского Совета.

Приложение. ПОДПИСНОЙ ЛИСТ о поддержке правотворческой инициативы граждан

Приложение
к Положению
о порядке реализации
правотворческой инициативы
граждан в городе Красноярске,
утвержденному Решением
Красноярского городского
Совета депутатов
от 22 декабря 2009 года N 8-141

N
п/п

Фамилия,
имя, отчество

Год рождения
(в возрасте
18 лет —
число и
месяц
рождения)

Адрес места
жительства

Серия и
номер, дата
выдачи
паспорта или
заменяющего
его документа

Подпись

Дата
внесения
подписи

1. Правотворческая инициатива граждан – это право граждан вносить в органы местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» проекты правовых актов по вопросам местного значения.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан составляет 1 процент от числа жителей городского округа «Город Йошкар-Ола», обладающих избирательным правом.
3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» или должностным лицом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола», к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного вопроса.
4. По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта принимается мотивированное решение, которое должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Назад в раздел

Правотворческая инициатива — это право населения муниципального образования участвовать в разработке и обсуждении местных нормативных актов. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Так, например, в г. Саратове минимальная численность инициативной группы граждан составляет 1 тыс. чел.

Согласно утвержденному решением Саратовской городской думы от 16.05.2006 Положению о правотворческой инициативе граждан (ст. 4) инициативная группа граждан вносит в соответствующий орган местного самоуправления города следующие документы:

  • а) проект муниципального правового акта, оформленный в соответствии с регламентом органа местного самоуправления;
  • б) протокол собрания граждан о создании инициативной группы по выдвижению правотворческой инициативы граждан;
  • в) сопроводительное письмо (заявление) о внесении в орган местного самоуправления проекта муниципального правового акта в порядке правотворческой инициативы граждан, содержащее наименование проекта муниципального правового акта (приложение 2), за подписью ответственного лица инициативной группы. В сопроводительном письме указываются лица, уполномоченные представлять инициативную группу в процессе рассмотрения органом местного самоуправления правотворческой инициативы граждан, в том числе докладчик по проекту муниципального правового акта из числа уполномоченных представителей инициативной группы;
  • г) пояснительную записку (для проектов, вносимых в Саратовскую Городскую думу) или справку (для проектов, вносимых в администрацию муниципального образования «Город Саратов»), содержащую предмет правового регулирования, обоснование необходимости принятия проекта решения (в том числе финансово-экономическое обоснование). Пояснительная записка или справка подписывается ответственным лицом инициативной группы;
  • д) иные документы, предоставление которых предусмотрено действующим законодательством и регламентом органа местного самоуправления.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Так, в соответствии с Положением о правотворческой инициативе граждан данная инициатива, внесенная в Саратовскую Городскую думу, подлежит обязательному рассмотрению на открытом заседании Саратовской Городской думы. Подготовка к рассмотрению документов, внесенных в Городскую думу при осуществлении правотворческой инициативы граждан, проводится в соответствии с Регламентом Саратовской Городской думы.

Председатель ответственной постоянной комиссии направляет правотворческую инициативу граждан на заключение в профильные структурные подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов». Заключения предоставляются в течение семи рабочих дней.

Рассмотрение проекта правового акта проводится на открытом заседании Саратовской Городской думы с участием уполномоченных представителей инициативной группы граждан в соответствии с регламентом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы граждан в администрацию муниципального образования «Город Саратов», подлежит обязательному рассмотрению должностным лицом, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта. Рассмотрение осуществляется на личном приеме уполномоченных представителей инициативной группы главой администрации муниципального образования «Город Саратов» или уполномоченным им лицом. Подготовка к рассмотрению документов, внесенных в администрацию муниципального образования «Город Саратов» при осуществлении правотворческой инициативы граждан, проводится в соответствии с регламентом администрации муниципального образования «Город Саратов» и инструкцией по работе с документами в администрации муниципального образования «Город Саратов».

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Федеральный закон достаточно подробно перечисляет органы и должностные лица местного самоуправления, наделяемые полномочиям в сфере муниципального правотворчества. В качестве субъектов муниципального правотворчества выступают:

— население муниципального образования;

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

— местная администрация;

— иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования;

— иные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования;

Все перечисленные выше субъекты муниципального правотворчества Федеральным законом (статья 46) наделяются и правом правотворческой инициативы. В этот перечень Федеральный закон включает также органы территориального общественного самоуправления и инициативные группы граждан. Закон допускает право муниципального образования по своему усмотрению определять иные субъекты правотворческой инициативы – при условии их внесения в устав муниципального образования.

Население муниципального образования участвует в принятии муниципальных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путём прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).

В случае, если для реализации решения, принятого на местном референдуме (сходе граждан), дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта.

Указанный срок согласно статье 45, ч. 2 Федерального закона не может превышать три месяца.

Представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Данные решения устанавливают правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

В компетенцию представительного органа входит принятие решений по вопросам организации деятельности самого этого органа, включая решение об удалении главы муниципального образования в отставку.

Глава муниципального образования, если он исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями его представительного органа, издаёт постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации, он издаёт постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи.

Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесённым к его компетенции уставом муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издаёт:

а) постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

б) распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Правотворческая инициатива граждан

Положение о правотворческой инициативе граждан в городском округе Баксан

Настоящее Положение регулирует в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Баксан порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение внесенных гражданами проектов муниципальных правовых актов органами и должностными лицами городского округа Баксан.

1. Понятие правотворческой инициативы граждан

1.1. Под правотворческой инициативой в настоящем Положении понимается право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение органов и должностных лиц городского округа Баксан проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

1.2. Предметом правотворческой инициативы могут выступать:

  • проект устава городского округа Баксан;
  • внесение изменений и дополнений в устав городского округа Баксан;
  • проекты правовых актов Совета городского округа Баксан;
  • проекты постановлений и распоряжений Главы городского округа Баксан (Председателя Совета);
  • проекты других муниципальных правовых актов.

1.3. Правотворческая инициатива может быть реализована в виде:

  • внесения проектов муниципальных правовых актов;
  • проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты;
  • проекты муниципальных правовых актов о признании утратившими силу.

2.Порядок формирования инициативной группы по реализации правотворческой инициативы

2.1. Формирование инициативной группы по внесению в Совет городского округа Баксан проектов муниципальных правовых актов осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, во время общественно-политических акций, в трудовых коллективах и т.п.

2.2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан в количестве не более 3 % от общего числа жителей городского округа Баксан, обладающих избирательным правом.

2.3. Решение о создании инициативной группы граждан, для реализации правотворческой инициативы, принимается на собраниях по месту жительства, во время общественно-политических акций, в трудовых коллективах и т.п.

2.4. В целях реализации правотворческой инициативы, инициативная группа граждан вносит в Совет городского округа Баксан или Главе (Председателю Совета) городского округа Баксан, в зависимости от того, в чью компетенцию входит принятие муниципального правового акта, следующие документы:

  • проект муниципального правового акта;
  • пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений;
  • финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат);
  • список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства и телефонов членов группы;
  • протокол собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы.

2.5. Документы, представленные инициативной группой, в 10-дневный срок со дня получения Советом городского округа Баксан рассматриваются ими в присутствии представителя инициативной группы.

По представленным инициативной группой документам проводится проверка правильности их оформления и достоверности содержащихся в них сведений.

2.6. По итогам их рассмотрения соответствующий орган городского округа Баксан готовит проект решения о регистрации инициативной группы и сроках сбора подписей, а также образцы подписного листа и регистрационного свидетельства на право сбора подписей в поддержку народной инициативы, который затем рассматривается на сессии Совета городского округа Баксан.

2.7. Актом регистрации является принятие Советом городского округа Баксан соответствующего решения. Дата принятия решения является датой регистрации инициативной группы.

2.8. На основании принятого решения Совет городского округа Баксан выдает членам инициативной группы регистрационное свидетельство на право сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, которое действительно в течение 20 дней и передает официальный образец подписного листа, заверенный печатью Совета городского округа Баксан.

2.9. Основание для отказа в регистрации инициативной группы по сбору подписей под проектом правового акта, вносимого по инициативе избирателей городского округа Баксан, может быть, только нарушение инициативной группой Законов Российской Федерации, Законов Кабардино-Балкарской Республики, Устава городского округа Баксан, правовых актов Совета городского округа Баксан.

2.10. В случае отказа в регистрации инициативной группы выдается решение Совета городского округа Баксан, в котором указываются основания отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

2.11. Отказ в принятии документов не является препятствием для повторной подачи документов для реализации правотворческой инициативы при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, вызвавших отказ.

3.Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы

3.1.Для поддержки правотворческой инициативы необходимо собрать подписи не менее 1000 жителей городского округа Баксан, обладающих избирательным правом.

3.2. Сбор подписей производится в сроки, установленные решением Совета городского округа Баксан, и начинается с момента регистрации инициативной группы.

3.3. Подписи в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие наименование проекта муниципального правового акта, выносимого на рассмотрение Совета городского округа Баксан.

Лицо, собирающее подписи, должно представить текст указанного проекта городского округа Баксан акта по требованию лиц, ставящих свои подписи в подписные листы.

3.4. Житель городского округа Баксан, ставя свою подпись в подписном листе собственноручно, указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день сбора подписей — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документ, а также дату внесения подписи.

Нельзя осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат. Не допускается вознаграждение за внесение подписи в подписной лист. Нарушение указанных запретов является основанием для признания собранных подписей недействительными.

3.5. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

3.6. Каждый житель городского округа Баксан имеет право беспрепятственной агитации в поддержку или против правотворческой инициативы в соответствии с действующим законодательством с момента, когда ему станет известно о сборе подписей в поддержку правотворческой инициативы.

Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения собраний, встреч с жителями городского округа Баксан, дискуссий, распространения агитационных печатных материалов и иных законных форм и методов агитации.

4. Проверка достоверности подписей, содержащихся в подписных листах

4.1. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа вносит в соответствующий орган городского округа Баксан:

  • окончательный проект муниципального правового акта;
  • итоговый протокол инициативной группы о результатах сбора подписей, в котором указывается общее количество собранных подписей, с пронумерованными и сброшюрованными подписными листами, подписанными уполномоченным представителем инициативной группы;
  • фамилию, имя докладчика по проекту муниципального правого акта из числа уполномоченных представителей инициативной группы.

4.2. В десятидневный срок со дня получения Советом городского округа Баксан итоговых документов инициативной группы, указанными органами при участии представителя инициативной группы проводится проверка правильности оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений.

4.3. Недействительными считаются:

  • подписи лиц, не обладающих правом подписи на день сбора подписей, и подписи участников, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
  • подписи без указания всех перечисленных в приложении сведений либо с указанием этих сведений в неполном или сокращенном виде, за исключением сокращений, не препятствующих однозначному восприятию этих сведений;
  • подписи, собранные до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению сбора подписей;
  • подписи, признанные недействительными на основании сбора на рабочем месте, при получении пенсии и т.д.;
  • подписи участников, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
  • все подписи в подписном листе в случае, если данные о лице, собирающем подписи, отсутствуют либо внесены не собственноручно, либо подписной лист не удостоверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и уполномоченного представителя инициативной группы по проведению сбора подписей, либо если эта подпись недостоверна;
  • подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что данные об участнике подписавшим подписной лист были внесены не им самим и не лицом, собиравшим подписи.

4.4. Недостоверными считаются:

  • подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, такие подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе соответствующего органа городского округа Баксан;
  • если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица, учитывается только одна подпись.

4.5. В случае выявления данных о применении принуждения при сборе подписей, а также обнаружения фактов фальсификации в подписных листах (более чем 5% от проверяемых подписей) Совет городского округа Баксан вправе не рассматривать правотворческую инициативу.

4.6. Представители инициативной группы вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством, результаты проверки собранных в поддержку правотворческой инициативы подписей.

5. Рассмотрение правотворческой инициативы в органах местного самоуправления

5.1. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению Советом городского округа Баксан, органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения, в соответствии с требованиями правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок принятия соответствующих муниципальных правовых актов.

5.2. Совет городского округа Баксан, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления не позднее, чем за 10 дней до даты рассмотрения проекта муниципального правового акта в письменной форме уведомляет инициативную группу граждан о дате и времени рассмотрения, внесенного ими проекта муниципального правового акта и обеспечивает представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

5.3. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы, относится к компетенции Совета городского округа Баксан, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании Совета городского округа Баксан.

5.4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, не позднее 7 дней со дня принятия решения должно быть в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *