Правовое положение пенсионного фонда РФ

Правовое положение органов Пенсионного фонда РФ

Экономической основой современного социального обеспечения нетрудоспособных граждан в Российской Федерации служит система государственного пенсионного страхования.

Для практического осуществления всего комплекса правовых, организационных и экономических условий, необходимых для их реализации, создан и развивается Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР, ПФ РФ).

ПФР относится к категории (системе) внебюджетных фондов денежных средств, он образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеет своей целью аккумулирование денежных средств и использование их для решения определенных социально-экономических задач, в частности пенсионное обеспечение. ПФР является самостоятельным органом управления финансами пенсионного обеспечения, его средства не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент ПФР подотчетен Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах исполнения бюджета.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ.

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

  • -целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
  • -организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • -капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;
  • -контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • -межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации руководство Фондом осуществляется Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также некоторые управляющие отделениями Фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

На Правление Пенсионного фонда Российской Федерации возлагаются: ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР; определение перспективных и текущих задач Фонда; утверждение бюджета отделений, сметы расходов ПФР и его органов, отчетов об их исполнении, а также утверждение его структуры и штатов.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда Российской Федерации. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • -фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
  • -денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • -страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • -на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с рисунком 3. организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

Рисунок 3. Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации.

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально — государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов — по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Добавить по новому 2015 году части пенсии.

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

1.2. Правовое положение, задачи и функции Пенсионного фонда рф

Согласно Конституции, Российская Федерация является социальным государством, которое обязуется проводить политику, обеспечивающую каждому гражданину необходимый уровень жизни. К основным направлениям этой политики относят: назначение и выплату государственных пенсий и социальных пособий; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; охрану здоровья людей и др.

Одним из учреждений, созданных для реализации данных направлений, является Пенсионный Фонд России. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России, образованная Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

ПФР выполняет функцию государственного управления финанса­ми пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Являя­сь самостоятельным финансово-кредитным учреждением, он осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. «Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, уста­новленном действующим на территории Российской Федерации за­конодательством о банках и банковской деятельности. Его денежные средства находятся в государственной собствен­ности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат». .

Статус ПФР и его территориальных органов определяется 4 основными законодательными актами:

— Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»;

— Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ);

-Проектом Федерального закона «О государственных социальных фондах»;

— Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ)

За Пенсионным Фондом России законодательно закреплены «следующие функции:

— установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;

-выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;

— назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;

— администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

— назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

— ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

— формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;

— адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;

— реализация Программы государственного софинансирования пенсии;

— реализация международных соглашений».

Работники системы ПФР приравниваются по условиям меди­цинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответ­ствующих органов исполнительной власти.

Правление Фонда принимает решение о создании Отделений ПФР в субъектах с целью организации пенсионного обеспечения на региональном уровне. «В своей деятельности Отделение подчиняется ПФР и руко­водствуется Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, решениями правления ПФР и его исполнительной дирекции, а также указания­ми Министерства труда и социального развития РФ по вопросам применения пенсионного законодательства». .

Отделениям ПФР были переданы права и обязательства органов социальной защиты населения по назначению и перерасчету пенсий, выплате пенсий и соци­альных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работав­ших на день смерти.

Осуществление финансового обеспечения деятельности отделений ПФР осуществляется за счет средств ПФР и бюджета субъектов.

В прямом подчинении у Отделения ПФР находятся Управления ПФР в городе (районе), которые создаются в соответствии с Соглашением между ПФР и администрацией субъектов РФ о передаче государственному учреждению — Отделению ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий по ре­шению правления ПФР.

Цель создания Отделения ПФР – осуществление деятельности по пенсионному обеспечению граждан на уровне субъектов РФ.

«Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, теку­щий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». .

С численностью пенсионеров до 5 тыс. человек создаются отде­лы пенсионного страхования ПФР в городе (районе) с теми же за­дачами и функциями, что и Управления ПФР.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображени­ем Государственного герба РФ и своим наименованием, Отделения и Управления ПФ имеют также фирменные бланки, штампы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *