Содержание
Приказ
о возложении обязанностей специалиста по охране труда
|
N |
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением в , на основании статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» приказываю:
1. Возложить обязанности специалиста по охране труда в соответствии со штатным расписанием, должностной инструкцией и Положением о системе управления охраной труда на с .
2. обеспечить единый порядок надзора и контроля за организацией работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, осуществлять надзор и контроль за организацией работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда руководителями структурных подразделений и ответственными по направлениям деятельности.
3. организовать разработку дополнительного соглашения к трудовому договору в связи с возложением на него обязанностей специалиста по охране труда.
4. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия специалиста по охране труда выполнение его обязанностей возложить на .
5. Контроль за исполнением приказа .
С приказом ознакомлен:
При какой численности организации вводится специалист по охране труда
Когда и при какой численности в организации вводится должность специалиста по охране труда
В любой компании, маленькой или большой, должны соблюдаться безопасные условия работы и охрана труда сотрудников условия труда должны соответствовать требованиям безопасности и государственным нормам и правилам по охране труда. Однако самостоятельно организовать работу по охране труда в соответствии с требованиями законодательства работодателю довольно сложно. В данной статье расскажем о том, какие действия должен предпринять руководитель организации для создания собственной службы по охране труда. Обучение по охране труда дистанционно, без отрыва от производства.
Когда создание службы охраны труда обязательно?
Законодательством установлено, что обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя (ст. 212 ТК РФ) и прежде всего сам работодатель несёт ответственность за соблюдение безопасных условий труда своих сотрудников и создание специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.
Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий (ст. 209 ТК РФ).
Как следует из приведённого выше определения, реализация комплекса мероприятий, направленных на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда, – процесс довольно трудоёмкий.
Согласно требованиям ст. 217 ТК РФ, у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, если численность работников превышает 50 человек, создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Под производственной деятельностью трудовым законодательством понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ). В силу ст. 779 ГК РФ к услугам относятся совершение определённых действий или осуществление определённой деятельности, в том числе в сфере услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг. Исходя из приведённого определения, практически любая современная компания осуществляет производственную деятельность.
Обязанность по созданию системы управления охраной труда возложена на руководителя организации, а функции по охране труда работников с учётом численности сотрудников, специфики и видов деятельности компании могут выполнять:
- отдельное структурное подразделение;
- штатный специалист по охране труда;
- самостоятельно руководитель;
- уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа в порядке совместительства или совмещения профессий);
- аккредитованная специализированная организация (специалист) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если руководитель организации определяет необходимость создания службы охраны труда в качестве структурного подразделения, то следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее – Нормативы) и Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее – Рекомендации № 14).
Так, согласно Нормативам в организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжёлых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек достаточно иметь отдельного специалиста (специалистов) по охране труда. В организациях же с большей численностью создаётся бюро охраны труда, состоящее из 3 – 5 работников, или отдел, состоящий из 6 и более сотрудников (п. 3.1.1).
Как создать службу охраны труда
Решение руководителя о создании службы по охране труда в виде структурного подразделения или о принятии специалиста по охране труда отражается в приказе. Также вносятся изменения в штатное расписание, если подразделение или должность специалиста не были предусмотрены в штате организации.
Разрабатывается Положение о службе по охране труда, которым устанавливаются цели и задачи такой службы, права и обязанности, порядок взаимодействия с другими подразделениями, а также должностные инструкции для специалистов по охране труда с учётом Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённого Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (далее – Справочник должностей).
Справочником должностей установлены следующие квалификационные требования к должности руководителя службы охраны труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет.
В случае если руководитель организации с количеством работников менее 50 человек возлагает обязанности специалиста по охране труда на себя, то приказ издавать не требуется, поскольку он и так обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда в организации в силу ст. 212 ТК РФ.
Наравне со специалистами по охране труда руководитель должен пройти специальное обучение по охране труда в объёме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. п. 2.3.1, 3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).
Также пройти обучение и проверку знаний по охране труда обязаны все сотрудники организации. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (ст. 225 ТК РФ).
Таким образом, мероприятия по обеспечению соблюдения правил и норм охраны труда включают в себя:
- издание приказа о создании службы по охране труда (ввода в штатное расписание должности Специалиста по ОТ);
- утверждение Положения об охране труда и должностных инструкций для специалистов службы по охране труда;
- разработку Инструкций по охране труда для сотрудников организации;
- разработку и оформление учётной документации, отражающей деятельность по охране труда;.
В каждой организации службой по охране труда также должны быть разработаны и вестись следующие локальные документы: журналы регистрациивводного инструктажа по охране труда; инструктажа на рабочем месте (первичного, повторного, целевого, внепланового) по безопасным методам труда; журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности; график ежегодной проверки знаний работников по охране труда; журнал регистрации несчастных случаев на производстве и многое другое.
При наличии на предприятии вредных и (или) опасных факторов производственной среды разрабатывается и утверждается Перечень работ повышенной опасности или выполняемых в опасных и вредных условиях; Перечень профессий и работ, для которых работникам необходимо пройти медицинский осмотр; Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности; Перечень выдаваемых бесплатно спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; Перечень рабочих мест, подлежащих оснащению средствами коллективной защиты; Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств; Перечень должностей, освобожденных от инструктажа на рабочем месте; Перечень должностей на 1-ую группу по электробезопасности; Перечень должностей на 2-5-ую гр. по ЭБ; Перечень должностей (профессий) на прохождение предварительного и периодического медосмотров и т.д и т.п.
Ответственность за непроведение мероприятий по охране труда
Ответственность за деятельность службы несёт руководитель организации. Работники службы, в свою очередь, ответственны за выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных Положением о службе охраны труда и должностными инструкциями (п. п. 19, 20 Рекомендаций № 14).
В случае если руководитель организации обязанности по охране труда ни на кого не возложил, то в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ организация может быть подвергнута наказанию за административное правонарушение в виде штрафа в размере от 1 000 до 5 000 рублей – на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; от 30 000 до 50 000 рублей – на юридических лиц или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное правонарушение, может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трёх лет.– это что касается только отсутствие специалиста по ОТ. А далее за каждое нарушение, будь то отсутствие инструктажа, невыдача СИЗ, отсутствие медосмотра, непроведение СОУТ, на юрлицо – от 80 до 110 т.р. за каждое нарушение.
Поэтому рекомендуем работодателям, у кого отсутствует служба охраны труда или хотя бы один специалист по охране труда, заняться организацией системы управления охраной труда в своей компании во избежание нарушений трудового законодательства, и как следствие, ответственности.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ) Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Охрана труда на предприятии — пределы ответственности
Право на труд в условиях безопасности и гигиены должно быть гарантировано каждому работнику. Обеспечивать безопасные трудовые условия обязаны работодатели. Для того, чтобы реализовать свои обязанности, руководство должно выполнять целый спектр мероприятий и действий по охране труда. В целом охрана труда представляет собой комплексные меры по сохранению жизни и здоровья сотрудников во время трудовой деятельности. Как предписывает Трудовой кодекс охрана труда первостепенно обеспечивается путём создания на предприятии специальной службы — службы безопасности (ст 217 ТК РФ). В каждой фирме, число работников которой превышает 50 человек, должна быть создана такая служба. Служба охраны труда (ОТ) также может быть организована и на предприятиях с меньшим числом сотрудников, если того требуют особенности вида деятельности. В таком случае служба безопасности создаётся по решению руководителя. Служба безопасности может представляться:
- целым структурным подразделением;
- штатным инженером по охране труда;
- руководителем фирмы, уполномоченным сотрудником или предпринимателем лично (при малом количестве работников);
- сторонней аккредитованной фирмой;
- специалистом, работающим по гражданско-правовому договору.
Структуру службы по охране труда разрабатывает руководство с учётом рекомендаций Ростуда. Служба ОТ на большом предприятии обычно представлена целым штатом работников во главе с начальником, которому они непосредственно подчиняются. Работает такая служба в тесном взаимодействии с другими структурными элементами фирмы (профсоюзами, комитетами), а также с местными органами власти и органами контроля и надзора. Обязательно соблюдение всех положений, которые устанавливает Трудовой кодекс, норм. акты в сфере охраны труда, отраслевые соглашения, колл. договор и локальные акты фирмы. Основные задачи службы ОТ таковы:
- построить трудовой процесс так, чтобы всеми сотрудниками выполнялись требования безопасности;
- контролировать соблюдение сотрудниками законов, актов, колл. договора и ПВР;
- готовить профилактические мероприятия по предупреждению травм и проф. заболеваний и работу по улучшению трудовых условий;
- информировать и консультировать всех сотрудников, включая руководство, по вопросам охраны труда;
- изучать и распространять передовой опыт в сфере трудовой безопасности.
Следует отметить также, что на любом предприятии могут быть созданы, помимо службы безопасности, комиссии или комитеты по охране труда. Образовываются такие комиссии по воле работодателя или работников (их профсоюза), и состоят из их представителей. Комитеты обеспечивают дополнительные совместные действия по проверке трудовых условий. Представители комитетов следят за тем, как соблюдается Трудовой кодекс. Охрана труда, таким образом, обеспечивается еще более надёжно. Тем не менее, если на предприятии все же произойдет несчастный случай или будут нарушены какие-либо нормы, не всегда ответственность возлагается на службу ОТ или на конкретного работника. Особым лицом в организации является её руководитель, так как он непосредственно представляет работодателя и управляет трудом от его имени. И большая часть ответственности возлагается именно на руководство. Непосредственным причинителем ущерба или вреда руководитель может не быть, но даже в этом случае его ответственность не исключается. Поскольку именно он управляет предприятием и обеспечивает соблюдение Трудового кодекса и охрану труда. Одна из обязанностей руководителя не допускать нарушений, которые могли бы стать основанием для привлечения к ответственности. Работодатель или уполномоченный работник проводит трудовой инструктаж для каждого сотрудника при приёме на службу, а также проходит его сам. Поэтому за безопасность работы и обеспечение должного обучения отвечает в первую очередь руководитель (гендиректор) предприятия. Если вдруг сотрудник был допущен к работе без необходимого инструктажа и обучения (или необходимого мед. осмотра) виновно в любом ЧП будет руководство. Итак, при нарушении норм безопасности, если не будут назначены ответственные лица (сами сотрудники или начальник службы охраны труда), ответственность понесёт руководитель. Она может быть дисциплинарной , материальной, административной, и даже уголовной.
Штат организации превышает 50 человек, но не больше 100 человек. Профессий с вредными условиями труда нет. Деятельность можно отнести к производственной, поскольку оказываются услуги населению по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Является ли с точки зрения правоприменительной практики нарушением отсутствие в штате организации инженера по технике безопасности и охраны труда, при условии, что охрану труда на предприятии ведет подрядная организация, имеющая все разрешения и аттестацию на основании договора об оказании услуг?
29 декабря 2018
Рассмотрев вопрос, мы пришла к следующему выводу:
Отсутствие службы охраны труда или штатной единицы специалиста по охране труда у работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, является нарушением государственных нормативных требований охраны труда и может служить основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по части первой ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Обоснование вывода:
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (часть первая ст. 217 ТК РФ). В письмах Минтруда России от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136, от 28.09.2017 N 15-2/ООГ-2693 содержится вывод о том, что обязанность по созданию службы охраны труда или введению должности специалиста по охране труда лежит на любом работодателе, численность работников которого превышает 50 человек, независимо от характера его деятельности.
В соответствии с частью третьей ст. 217 ТК РФ при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют: работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Системный анализ положений ст. 217 ТК РФ позволяет заключить, что данные способы организации охраны труда доступны только работодателям с числом работников до 50 человек включительно.
Следовательно, привлечь по гражданско-правовому договору организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, вправе только работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек. А поскольку в рассматриваемой ситуации в штате работодателя насчитывается более 50 человек, то в целях исполнения требований ст. 217 ТК РФ необходимо создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (письмо Минтруда России от 11.11.2016 N 15-2/В-3673, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»)).
Отсутствие службы охраны труда или штатной единицы специалиста по охране труда у работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, является нарушением требований, установленных частью первой статьи 217 Кодекса, а следовательно, нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, что может послужить основанием для привлечения должностных лиц и юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698, решение Приморского краевого суда от 16.02.2016 N 21-142/2016, решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 25.05.2015 по делу N 12-375/2015, решение Ленинского районного суда г. Мурманска Мурманской области от 5 ноября 2014 г. по делу N 12-322/14).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария