Комиссия по легализации объектов налогообложения

22 апреля 2019 года Арбитражный суд Московской области вынес решение по делу ООО «Производственно-строительная компания Пластметалл» (далее – «Общество», дело № А41-394/2019).

Как следует из решения, в отношении Общества было проведено заседание комиссии по легализации объектов налогообложения. Заседание проводилось в рамках предпроверочного анализа. По его результатам налоговой инспекцией был составлен протокол, согласно заключительной части которого Обществу было предложено произвести расчет сумм налогов, которые Общество признает необоснованной налоговой выгодой, и представить предложения по корректировке суммы налогов к уплате за соответствующие периоды в соответствии со ст. 81 НК РФ.

Действия налоговой инспекции были обжалованы Обществом в вышестоящем налоговом органе, который оставил жалобу Общества без удовлетворения.

Суд, рассмотрев заявление Общества о признании не соответствующим закону решения комиссии, оформленного протоколом, а также о признании не установленной презумпции вины Общества в получении необоснованной налоговой выгоды, принял решение прекратить производство по делу и отказать Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения вышестоящего налогового органа.

В обоснование своей позиции суд указал на следующее:

  • Решение комиссии, состоящей из должностных лиц налогового органа, оформленное протоколом, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ, так как оно не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении Общества, не влечет для него каких-либо правовых последствий и его исполнение не обеспечено мерами государственного принуждения. Соответственно, данный акт не затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
  • Решение комиссии по своей правовой природе является процессуальным документом, фиксирующим результаты заседания комиссии, и носит информационный характер.
  • Действующее налоговое законодательство содержит нормы об обязанности налоговых органов в рамках установленной законом процедуры доказывать виновность налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и оформлять результаты такой процедуры надлежащим образом. В данном случае процедура доказывания налоговым органом наличия вины налогоплательщика, проведенная налоговой инспекцией в установленной законом форме, отсутствует.

Применительно к решению вышестоящего органа суд, ссылаясь на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указал на то, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде только в том случае, если оно представляет собой новое решение либо была нарушена процедура его принятия, или если вышестоящий налоговый орган вышел за пределы своих полномочий.

Специалисты налоговой практики Dentons имеют значительный опыт представления интересов клиентов в налоговых спорах. Мы будем рады оказать вам всестороннюю поддержку как на этапе проведения предпроверочного анализа, так и непосредственно в ходе налоговых проверок (включая поддержку при подготовке ответов на требования налоговых органов, представление интересов компаний при проведении осмотров и выемки, сопровождение процедуры допроса сотрудников) и споров с налоговыми органами (включая рекомендации по формированию правовой позиции, представление интересов в спорах с налоговыми органами на досудебной стадии и в суде).

Первоначально комиссии по легализации объектов налогообложения, по большому счету, носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании. Никакого углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный статус. У компаний не было ответственности за непредставление информации, неявку на комиссию, а налоговики не имели права потребовать присутствия должностных лиц организации.

Сейчас многое изменилось. Налоговики готовятся к комиссии по легализации объектов налогообложения ничуть не меньше, чем к выездной налоговой проверке, а вопросы, задаваемые на таких комиссиях, все сложнее предугадать. Все это сильно затрудняет представителям компании подготовку к защите от возможных претензий. Однако это возможно.

Три типа комиссий по легализации

Существует три типа комиссий по легализации налоговой базы в зависимости от инициатора мероприятия:

· комиссия при местной налоговой инспекции;

· комиссия при управлениях ФНС России по субъектам РФ;

· межведомственная комиссия при администрации субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Если инициатива приглашения представителей компании на комиссии по легализации различного уровня исходит от местных налоговиков, об этом прямым текстом будет написано в протоколе решения. Однако независимое от ИФНС желание побеседовать с руководством компании может появиться и у администрации региона или города, и у УФНС. Обслуживающая налоговая инспекция может вообще не знать о комиссиях по легализации объектов налогообложения при администрации ничего, кроме того, что сообщено в новостях в интернете. Так как обмен информацией (протоколов с комиссий) возможен, только если сама ИФНС направила компанию на такую комиссию.

Кроме того, инициатива по комиссии по легализации может исходить и от чиновников УФНС, если у них имеется общая информация о компаниях, отразивших убытки, периоде их отражения, их причинах, отрасли и т. д. Как правило, инспекторы из управления один раз квартал или в полугодие запрашивают у курируемых ими инспекций информацию для проведения своей комиссии.

На комиссию по легализации стоит захватить юриста

Налоговикам достаточно присутствия на комиссии по легализации объектов налогообложения только главного бухгалтера компании или ее финансового директора. Так как задаваемые вопросы касаются преимущественно их компетенции. Конечно, эти люди могут и самостоятельно оценить степень угрозы для компании со стороны налоговых органов, однако они зачастую не обладают юридическими знаниями, чтобы понять, насколько законны вопросы и требования комиссии. Поэтому присутствие опытного юриста на комиссии по легализации будет нелишним. Естественно, юриста, хорошо ориентирующегося в деятельности компании. Предварительно обсудившего все возможные риски с главным бухгалтером и иными руководителями компании, подобравшего выгодные арбитражные решения.

Со стороны налоговиков в состав комиссии по легализации объектов налогообложения включаются сотрудники, в чьи должностные обязанности входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Начальники структурных подразделений по проведению камеральных и выездных проверок, предпроверочного анализа, урегулированию задолженности. Юристы со стороны налогового органа сейчас в состав комиссии не входят.

В исключительных случаях в состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры. Однако для их присутствия обычно нужны какие-то дополнительные основания.

Так, в настоящее время происходит объединение информационных ресурсов ФНС, ФМС, Росфинмониторинга и МВД. В результате получения доступа к информации коллег, у какого-то из этих ведомств может возникнуть интерес к участию в комиссии по легализации. И желание задать вопросы представителю компании.

Кроме того, причиной участия в комиссии по легализации правоохранительных органов может стать наличие фактов снятия с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная налогоплательщикам заработная плата. Или обоснованные подозрения в применении схем необоснованного возмещения НДС, связей с однодневками или иные признаки преступной деятельности.

Вопросы комиссии по легализации регламентируются письмом ФНС

Если ранее вопросы комиссии по легализации сводились только к причинам получения убытков или выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и к планам компании стать прибыльной, то сейчас ситуация кардинально поменялась. В настоящее время работа всех налоговых инспекций регулируется письмом ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как правило, начинается заседание комиссии с оглашения общей информации о компании — это делается просто с целью проверки данных. Иногда сверка такой информации позволяет налоговым органам установить факты отсутствия у компании лицензий, наличие незарегистрированных обособленных подразделений и другие нарушения.

Далее, естественно, участники переходят к главному вопросу: интересуются причинами убытка, низкого уровня оплаты труда персонала, высокой доли вычетов по НДС и т. п. При этом обязательно стоит ждать дополнительных вопросов о скачках показателей в аналитических таблицах, приведенных в приложениях к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Просчитать, какие именно вопросы зададут на комиссиях по легализации объектов налогообложения, возможно, собрав информацию о своей компании в интернете. Так как такие общедоступные сведения могут направить интерес налоговиков в определенное русло. Особенно стоит обратить внимание на сделки и операции, оказавшие значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность и, возможно, приведшие к убыткам. Любая информация, которую сообщают на комиссии представители компании, будет перепроверена по общедоступным источникам.

При проведении анализа компании налоговые органы учитывают такие факторы, как сезонность, спады и смена расчетных схем в отрасли. Отраслевой квартальный анализ проводится с использованием материалов отраслевых бюллетеней, составляемых РИА-Рейтинг, которые представляют собой свод данных Росстата и сведений сайтов холдингов России с учетом экспертных оценок.

Стоит отметить, что органы статистики категорически отказываются предоставлять такого рода информацию в налоговые органы. Однако налоговые органы получают информацию из других источников. Например, на порталах администрации областей приводится информация о социально-экономическом развитии области, где часто перечисляются достижения ведущих в своих отраслях компаний и сведения о монополистах с указанием их финансовых показателей.

Не последнюю роль может сыграть и арбитражная практика. При изменении позиции Президиума ВАС РФ или практики Федерального арбитражного суда данного округа налоговики попробуют найти аналогии в деятельности приглашенной на комиссию компании и задать соответствующие вопросы. Следовательно, перед посещением комиссии представителю компании стоит ознакомиться с последними тенденциями арбитражной практики.

Вопросы могут касаться также информации, предоставленной другой инспекцией, которая запросила сведения, касающиеся приглашенной на комиссию компании. Либо просит провести выездную налоговую проверку для выявления фактов участия в незаконной налоговой оптимизации.

Также налоговые органы тесно сотрудничают с инспекцией по труду — она наиболее контактна в направлении материалов выявленных нарушений. Информация о проведенных трудинспекцией проверках по конкретному налогоплательщику доступна на сайте генеральной прокуратуры (www.genproc.gov.ru). С указанием органа, проводящего проверку, сроков проверки и основания ее проведения. Помощь этого ведомства становится особенно актуальной при имеющихся у налоговых органов сведениях о выплате компанией «конвертной» заработной платы.

Часто инспекторы задают вопросы технологического характера о тонкостях процесса производства, изношенности основных фондов, отраслевых проблемах и т. п. Во-первых, инспекторам, собирающимся на проверку в компанию, важно заранее знать, с чем они столкнутся. И понимать технологические особенности деятельности компании. Во-вторых, понимание технологии поможет при проверке аналогичного налогоплательщика, которая в данный момент, возможно, проводится.

Если за технологическими тонкостями не кроется никакой налоговой оптимизации, то разъяснить инспекторам особенности хозяйственной деятельности — в интересах самой компании. Меньше вопросов возникнет на проверке. В противном случае, конечно, не стоит делиться подробностями — есть шанс, что несведущие инспекторы не заметят каких-то налоговых схем.

На особый контроль на комиссиях по легализации объектов налогообложения поставлены заемные отношения. В практике нередки случаи, когда российский налогоплательщик постоянно несет убытки из-за выплаты значительной суммы процентов по займу, предоставленному дружественной иностранной компанией. По сути вся прибыль российской компании под видом процентов перечисляется за рубеж в низконалоговую юрисдикцию (например, Кипр) без уплаты налога у источника. Естественно, в этом случае представителей компании на комиссии будут убеждать добровольно прекратить подобную практику, ссылаясь на необоснованность налоговой выгоды, задавать вопросы о заимодавце и бенефициарах. Однако реальных инструментов заставить российского заемщика стать прибыльным у налоговиков нет — необоснованность налоговой выгоды еще надо доказать. Причем, скорее всего, делать это им придется в суде.

В приложении № 10 к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 указаны критерии зоны риска при анализе операций по расчетному счету налогоплательщика. Естественно следует ожидать вопрос и по контрагентам.

Основной «защитник» на комиссии по легализации

Основную опасность для компаний могут представлять вопросы выездников, иногда камеральщиков. Особенно если комиссия по легализации объектов налогообложения собралась, к примеру, обсудить убыток в декларации за 9 месяцев 2014 года, а в данный момент налоговый орган уже проверяет период 2010–2013 годов. В этом случае комиссия становится отличным поводом для выездников задать накопившиеся вопросы, возникшие в ходе текущей выездной налоговой проверки.

Поэтому необходимо четко следить и отсекать вопросы не по тому периоду, по которому состоялся вызов на комиссию, прямо указывая на это спросившему. Или по не относящемуся к делу по информационному содержанию. Когда, к примеру, комиссия проводится в связи с получением убытков, а задаются вопросы технологического характера, которые никаким образом не могли на него повлиять.

В целом для компании участие в комиссии по легализации объектов налогообложения несет не только минусы, но и плюсы. Присутствие на комиссии позволяет руководству компании здраво оценить степень налоговых рисков по характеру задаваемых вопросов, а также вычислить источники получения налоговиками негативной информации.

Стоит учитывать, что и для налоговиков такая комиссия является лишь разведкой перед боем — этапом подготовки к выездной налоговой проверке, которая рано или поздно случится. И кроме сбора важной информации для налоговиков комиссии чаще всего ничего не несут. Особенно справедливо это для крупных компаний. Сами налоговики признают, что комиссии эффективны только для малого и среднего бизнеса. Уточненные декларации на уменьшение убытка среди крупнейших налогоплательщиков, скорее, исключение из правил.

Стоит обратить внимание, что ход проведения комиссии по легализации объектов налогообложения иногда фиксируется аудиозаписью, о которой сразу могут не сообщить. Есть смысл заранее уточнить этот момент. При этом стенограмма беседы редко ведется в протоколе дословно, чаще редактируется в официально-деловом стиле. Поэтому протокол, перед тем как подписать, стоит внимательнейшим образом прочесть во избежание смысловых искажений. Некоторые организации подписывают протокол не только на последней, но и на каждой странице. А часть сложных вопросов, на которые налогоплательщик затруднился ответить устно, он может описать сам, когда ему пришлют проект протокола на согласование.

Не всегда разумно брать по итогам комиссии по легализации на себя какие-то конкретные обязательства. К примеру, если представитель компании обязался в течение какого-то срока выйти на прибыль, то ему гарантировано повторное приглашение на комиссию по истечении срока.

В практике встречаются случаи, когда по окончании проведения комиссии по легализации объектов налогообложения какие-либо требования выдвигаются к собственникам компании. Часто это связано с тем, что они сами оказали прямое или косвенное влияние на получение убытков. Например, головная компания продала дочерней дорогостоящее оборудование в неисправном состоянии, составив при этом договор таким образом, что дочерняя компания не могла предъявить претензии головной компании. Из-за чего и возник убыток. Однако этого не стоит сильно бояться, так как собственников компании привлечь к административной или уголовной ответственности можно лишь в редчайших случаях. И никаких реальных инструментов воздействия на них у налоговиков нет.

Убыточные комиссии легализованы

Многие налогоплательщики самостоятельно или под влиянием различных материалов в прессе пришли к выводу о нежелательности посещения подобного рода комиссий. Особенно часто так поступали должностные лица крупнейших налогоплательщиков. Они отказывались присутствовать на комиссиях, мотивируя свой отказ проведением инвентаризации, нахождением генерального директора в командировке и рядом других причин. Участившиеся отказы привели к тому, что Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ дополняет пункт 3 статьи 88 НК РФ абзацем, устанавливающим право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка при проведении камеральной налоговой проверки.

Отказаться от дачи пояснений убыточная компания теперь не вправе. В случае неявки к должностным лицам в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП. А в исключительных случаях неявка на комиссию без уважительной причины приведет к назначению выездной налоговой проверки.

Легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы и создание условий для своевременной её выплаты — одна из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.
Теневая заработная плата не учитывается при налогообложении, выдаётся в «конвертах» или товарами. Организации малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объёме, часть заработной платы выплачивают официально, а другую — не отражают в бухгалтерских документах, либо выплачивают полностью в конвертах.
Сокрытие сумм реально выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями суммы страховых взносов, перечисляемых в пенсионный фонд, ведёт к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объёме. «Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищённости наёмных работников. Распространено явление, когда работодатели используют труд наёмных работников без оформления трудовых договоров, лишая своих сотрудников заслуженного пенсионного обеспечения. А сами граждане, соглашаясь с такой формой расчётов за труд, лишают себя, в свою очередь, возможности оплаты больничных листов и других видов пособий и в перспективе могут рассчитывать только на минимальные пенсии, т.к. при начислении любых выплат учитываются только официальные данные, представленные работодателями.
У такого работника не идёт трудовой стаж, в том числе льготный, который необходим для ряда категорий работников для досрочного получения трудовой пенсии по старости и он не защищён от травматизма и профессиональных заболеваний.
Работник лишается гарантированного минимального размера оплаты труда: работодатель может платить столько, сколько захочет.
Легализация налоговой базы по начислению и удержанию с заработной платы и отражение в бухгалтерских и налоговых документах сумм фактически выплачиваемой заработной платы работникам – это возможность получить в полном объёме помощь по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит, налоговый кредит при приобретении квартиры в ипотеку, получении платного образования и платных медицинских услуг, а также достойную пенсию в дальнейшем.
При любом варианте «серых трудовых отношений» и выплаты зарплаты «в конверте» возникает проблема следующего рода: с одной стороны платят, как правило, достаточно большую заработную плату, при этом с неё не уплачиваются налоги, различные взносы в фонды обязательного социального страхования, т.е. фактически у работника «в кармане» должно оставаться больше денег. Однако он, работая в условиях «серой схемы трудовых отношений», остаётся полностью незащищённым: не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, т.к. для этого требуются свидетельские показания, однако, далеко не всегда действующие работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.
Вызывает вопросы и денежно-налоговая составляющая трудовых отношений. Записав в договор полную сумму вознаграждения, предприятие автоматически обязано заплатить страховые взносы в пенсионный фонд и иные внебюджетные фонды. И работодатель начинает думать: вычесть эти деньги из зарплаты сотрудника или записать на собственные убытки? При стольких трудностях вменяемый руководитель вряд ли пойдет на полную легализацию трудовых отношений, а значит, кодекс останется на бумаге, а зарплата — в конверте.
За обнаружение нелегальной выплаты заработной платы работодателю грозит ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ, административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ, а в крайних случаях — уголовная ответственность согласно Уголовному кодексу РФ. Поводом для проведения проверки может стать обращение гражданина или организации.
При администрации Лебяжского района работает муниципальная межведомственная комиссия по вопросам обеспечения поступлений доходов в бюджет муниципального района, полноты и своевременности выплаты и легализации заработной платы. На заседания комиссии приглашаются работодатели, выплачивающие заработную плату ниже минимальной или допускающие иные нарушения трудовых прав работников.
Напоминаем гражданам, что по вопросам нарушения трудовых прав (задолженность по выплате заработной платы, работа без заключения трудового договора, выплата заработной платы ниже минимальной и др.) Вы можете обратиться в управление по экономике администрации Лебяжского района по адресу: пгт Лебяжье, ул. Комсомольская, д.5, каб. № 313 (телефон 2-04-37) или в прокуратуру Лебяжского района.

МЭРИЯ ГОРОДА БИРОБИДЖАНА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 года N 359
О создании Межведомственной комиссии по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области

(с изменениями на 28 июня 2019 года)

В соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области от 25.12.2014 N 660-рг «О работе органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области в области легализации трудовых отношений и контроля за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципальных районов, городского округа Еврейской автономной области» мэрия города

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Создать Межведомственную комиссию по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.

2. Утвердить прилагаемые:

— Положение о Межведомственной комиссии по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области;

— состав Межведомственной комиссии по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.

3. Признать утратившими силу постановления главы мэрии города:

— от 06.05.2006 N 272 «О межведомственной комиссии по координации политики оплаты труда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области»;

— от 30.10.2007 N 2435 «О приостановлении постановления главы мэрии города».

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы мэрии города по экономике и финансам — начальника финансового управления Я.А.Аблова.

5. Настоящее постановление опубликовать в муниципальной информационной газете.

6. Настоящее постановление вступает в силу через один день после дня его официального опубликования.

Глава мэрии города
А.Г.ПАРХОМЕНКО

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
мэрии города
от 04.02.2015 N 359

(в ред. постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 09.11.2018 N 2361)

1. Межведомственная комиссия по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее — Межведомственная комиссия), создается в целях контроля за соблюдением трудового законодательства, социальной защиты работников, занятых в организациях, расположенных на территории городского округа, в части обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, легализации трудовых отношений.

2. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Еврейской автономной области, а также настоящим Положением.

II. Основные задачи Межведомственной комиссии

3. Основными задачами Межведомственной комиссии являются:

3.1. Противодействие нелегальной занятости и сокрытию работодателями фактического размера выплачиваемой заработной платы.

3.2. Своевременное выявление причин задержек заработной платы.

3.3. Осуществление постоянного контроля за погашением работодателями задолженности по выплате заработной платы работникам.

3.4. Определение эффективных методов воздействия на работодателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы работникам.

3.5. Подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию и развитию законодательства по решаемым Межведомственной комиссией вопросам.

3.6. Взаимодействие с работодателями в отношении лиц предпенсионного возраста.

(пп. 3.6 введен постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 09.11.2018 N 2361)

III. Права Межведомственной комиссии

4. Межведомственная комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право:

4.1. Запрашивать и получать в установленном порядке материалы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на нее задач.

4.2. Взаимодействовать по вопросам, входящим в компетенцию Межведомственной комиссии, с органами исполнительной власти Еврейской автономной области, соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями.

4.3. Заслушивать работодателей, выплачивающих работникам заработную плату ниже регионального размера минимальной заработной платы, имеющих задолженность по выплате заработной платы работникам, а также по вопросам нелегальной занятости.

4.4. Обращаться в соответствующие уполномоченные государственные органы в случае выявления нарушений действующего законодательства работодателями для принятия мер.

4.5. Осуществлять контроль за выполнением решений Межведомственной комиссии.

4.6. Вносить предложения территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, органам исполнительной власти Еврейской автономной области по вопросам, входящим в компетенцию Межведомственной комиссии.

4.7. Создавать рабочие группы в целях выявления причин нарушения работодателями норм трудового права и принятия мер по погашению задолженности по оплате труда работников.

4.8. Заслушивать работодателей, у которых согласно информации органов службы занятости осуществляют трудовую деятельность работники предпенсионного возраста.

(пп. 4.8 введен постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 09.11.2018 N 2361)

IV. Организация работы Межведомственной комиссии

5. Заседания Межведомственной комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. Заседания Межведомственной комиссии проводит председатель Межведомственной комиссии, а в его отсутствие — заместитель председателя Межведомственной комиссии.

6. Заседание Межведомственной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.

7. Каждый член Межведомственной комиссии имеет один голос. В случае отсутствия члена Межведомственной комиссии на заседании он вправе изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу в письменном виде или направить своего представителя для участия в заседании Межведомственной комиссии.

8. Решения Межведомственной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Межведомственной комиссии и оформляются протоколом. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Межведомственной комиссии является решающим. Протокол Межведомственной комиссии подписывается председательствующим на заседании Межведомственной комиссии.

9. Организационное обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет отдел по труду мэрии города.

Состав межведомственной комиссии по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области

УТВЕРЖДЕН
постановлением
мэрии города
от 04.02.2015 N 359

(в ред. постановлений мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 09.11.2018 N 2361, от 28.06.2019 N 1148)

Аблов

Ян Александрович

— первый заместитель главы мэрии города по экономике и финансам — начальник финансового управления, председатель комиссии

Аводкова

Лариса Анатольевна

— начальник отдела по труду мэрии города, заместитель председателя комиссии

Емельянова

Татьяна Николаевна

— главный специалист-эксперт отдела по труду мэрии города, секретарь комиссии

Члены комиссии:

Аносова

Светлана Владиславовна

— начальник управления экономики мэрии города

Кацман

Александр Алексеевич

— президент некоммерческого партнерства «Организация предпринимателей по экономическому развитию ЕАО»

Клочек

Светлана Александровна

— директор областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Биробиджана»

Свириденко

Иван Олегович

— начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области

Смикун

Ольга Алексеевна

— заместитель начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области (по согласованию)

Усталов

Николай Владимирович

— руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Еврейской автономной области

В настоящее время легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышения уровня заработной платы и создание условий для своевременной её выплаты остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.

Проблема «теневой» заработной платы – одна из актуальных и острых по всей стране.

Под теневой заработной платой подразумевается выплата работникам, не учитываемая при налогообложении — это заработная плата, выдаваемая «в конвертах» или промышленными и продовольственными товарами. Значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть заработной платы выплачивают официально, а другую, как правило, большую часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах, либо выплачивают полностью в конвертах.

Сокрытие сумм выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями сумм страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объеме. «Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищенности наемных работников.

Распространено явление, когда работодатели используют труд наемных работников без оформления трудовых договоров, тем самым работодатель лишает своих сотрудников заслуженного пенсионного обеспечения. А сами граждане, соглашаясь с такой формой расчетов за свой труд, лишают себя в свою очередь возможности оплаты больничных листов и других пособий и в перспективе могут рассчитывать только на минимальные пенсии, т.к. при начислении любых выплат учитываются только официальные данные представленные работодателями.

Легализация налоговой базы по начислению и удержанию заработной платы и отражение в бухгалтерских и налоговых документах сумм фактически выплачиваемой заработной платы работникам – это возможность получить в полном объеме помощь по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит.

Необходимо отметить, что при любом варианте «серых трудовых отношений» и, как следствие выплаты зарплаты «в конверте», возникает проблема следующего рода:

-с одной стороны работнику платят достаточно большую заработную плату, при этом с неё не уплачиваются налоги, различные взносы во внебюджетные фонды, т.е. фактически у работника должно оставаться «в кармане» больше денег.

-с другой стороны работник остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем, он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы, когда их нарушает работодатель.

Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, так как для этого требуются свидетельские показания, однако не всегда действующие работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *