При проведении проверке или проверки?

Рис. 3.1. Классификация ревизий Внеплановые

Важнейшим средством контроля за соответствием товарных операций отчетным показателям является инвентаризация. Инвентаризация бывает плановая и внеплановая. Плановая инвентаризация подразделяется на годовую и периодическую. Годовую инвентаризацию проводят в конце года перед представлением соответствующей отчетности периодическую инвентаризацию — по плану, утверждаемому вышестоящей организацией, в течение года внеплановую инвентаризацию—при ревизиях в связи с обнаружением хищения или при замене материально ответственного лица.  
Периодические инвентаризации осуществляются по плану, утверждаемому вышестоящей организацией, в течение года. Внеплановые инвентаризации проводятся при ревизиях в связи с обнаружением хищения или при замене материально ответственного лица.  
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.  
По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.  
В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.  
Ревизионная комиссия представляет в совет директоров не позднее чем за 10 дней до годового собрания акционеров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета, установленными согласно положениям ст. 11 настоящего Устава. Внеплановые ревизии проводятся ревизионной комиссией по письменному запросу владельцев не менее чем 10% обыкновенных акций Общества или большинства членов совета директоров. Работники Общества должны своевременно обеспечивать ревизионную комиссию всей необходимой информацией и документами.  
По отношению к плану различают плановые и внеплановые ревизии. Проведение плановых ревизий предусматривается в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов. Внеплановые ревизии проводятся при неудовлетворительном состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности, наличии данных о халатности, бесхозяйственности и злоупотреблениях, а также по требованию следственных и других органов.  
По организационному признаку ревизии подразделяются на плановые и внеплановые.  
Внеплановые ревизии проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом.  
Составьте календарный план проведения документальных ревизий в компании по форме, указанной в приложении 9. При этом необходимо предусмотреть равномерную загрузку аудиторов в течение года, чтобы они располагали временем для подготовки к предстоящей ревизии, реализации ее материалов и для внеплановых ревизий и проверок. Следует помнить, что в основном проводятся комплексные ревизии, а 30% — в виде выборочных тематических проверок. Недостающие сведения сформулируйте самостоятельно.  
При планировании работы ревизоров контроля доходов дороги предусматривают, что 80% рабочего времени ими затрачивается на непосредственное проведение плановых ревизий, остальное время выделяется для проведения внеплановых обследований и ревизий и для выполнения коммерческих проверок и обследований по заданиям финансового отдела дороги и Финансового управления МПС.  
Д. р. различают по их назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу проведения и другим признакам. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, они бывают ведомственными и вневедомственными. Ведомственные проводятся вышестоящими организациями, которые имеют бухгалтеров-ревизоров вневедомственные — контрольными органами, например контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов. В зависимости от назначения ревизии могут быть плановые и внеплановые. Плановые проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных органов, внеплановые проводятся при их необ-  
Д. р. различают по их назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу проведения и другим признакам. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, они бывают внутренние и внешние, ведомственные и вневедомственные. В зависимости от назначения ревизии могут быть плановые и внеплановые. По объему охватываемых проверкой хозяйственных операций ревизии делятся на полные и частичные. В зависимости от повторяемости контрольных функций различают ревизии первичные, повторные и дополнительные. По методу проведения ревизии бывают сплошные, выборочные и комплексные.  
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные комплексные и тематические плановые и внеплановые документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.  
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).  
Ревизия. Как метод финансового контроля ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод. Она выражается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. В практике финансового контроля различают следующие виды ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые. Ревизии могут проводиться как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля.  
Оценка надежности средств контроля может быть осуществлена с помощью таких процедур, как наблюдение, опрос и некоторых других. Например, аудитор с помощью процедур опроса и просмотра документов убедился в наличии такого средства контроля, как проведение внеплановых ревизий склада. Для оценки надежности этого средства контроля аудитор обратился к руководству с просьбой о проведении внеплановых ревизий в его присутствии. Наблюдая за их проведением, аудитор оценивает надежность этого средства контроля.  
Приобретение и хранение основных средств и материально-производственных запасов Наличие материально ответственных лиц Наличие специальных помещений для хранения Проведение плановых и внеплановых ревизий  
Лучший способ ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, — проводить периодический анализ того, насколько эффективно работает ваша стратегия. Проводите ревизию после каждых 100 сделок. Следует также осуществлять внеплановые проверки в тех случаях, когда вы сталкиваетесь с результатами, вероятность которых оценивалась тренажером менее чем в 20%. Это может быть длинная полоса поражений или получение убытка в размере, превышающем ваши самые пессимистические ожидания. Вы могли бы также постоянно рассчитывать текущее ожидание вашей системы (путем деления текущей Л-кратной прибыли на количество проведенных сделок). Если ожидание становится слишком низким и его значение входит в зону с 20%-ной вероятностью появления, проверьте систему.  
Накануне Великой Отечественной войны изменился характер ревизионной работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1940 г. были реорганизованы Комиссия советского контроля и Комиссия главного военного контроля в Народный комиссариат государственного контроля СССР (НКГК). На него было возложено производство плановых и внеплановых государственных ревизий, контроль за учетом и использованием государственных средств и материальных ценностей государственными, кооперативными, общественными организациями, учреждениями и предприятиями, а также проверка исполнения постановлений и распоряжений правительства и выдача заключений правительству по исполнению государственного бюджета. Работники НКГК проводили предварительный и последующий контроль за учетом, хранением и расходованием денежных средств и материальных ценностей. Положение о Народном комиссариате Государственного контроля СССР утверждено постановлением СНК СССР от 15 октября 1940 г.  
В экономической литературе существует несколько концепций классификации ревизий, предлагаются разнообразные их классификационные схемы. Многие авторы ревизию классифицируют по неодинаковым признакам, а также в понятие одного и того же признака вкладывают разное значение. Так, деление ревизии на плановую и внеплановую Л. М. Крамаровский считает классификацией по принципу организации, В. Д. Андреев, И. А. Борознов, Г. Н. Лисин , Н. Т. Белуха , В. Б. Ермолинский и С. И. Филипенко —по организационному признаку, Л. И. Слепак и Е. И. Булычева —по назначению, В. Н. Обухов — по основаниям для ее назначения, М. И. Протасов и О. Н. Шапиро —в зависимости от времени проведения, Н. Г. Белов —по отношению к плану, А. А. Шпиг —по признаку плановости. С. И. Бобыр считает, что по организационному признаку ревизии делятся не только на плановые и внеплановые, но также и на внутриведомственные и вневедомственные. В. Ф. Журко и В. Б. Ястребов по таким признакам классификации, как назначение и объем проверяемых показателей, делят ревизии на плановые, внеплановые, сплошные и выборочные .  
Контроль за выполнением принятых решений может осуществляться в различных формах. Лучшей и действенной формой контроля является проверка на месте, позволяющая выяснить, в каком состоянии находится исполнение решения. Она предполагает глубокий анализ состояния выполнения решения с привлечением данных статистического, бухгалтерского и оперативно-технического учета. Проверки могут быть разовые, выборочные, комплексные, а также плановые и внеплановые. Контроль может осуществляться также в форме инспектирования, ревизии, наблюдения к т. п. Важным средством контроля может служить систематическое заслушивание сообщений руководителей по реализации решений на различных совещаниях, днях экономиста, днях качества и т. д.  

И. проводится в установленные сроки, а также при смене материально ответственных лиц, во время ревизии, после стихийных бедствий, по требованию контрольных и следственных органов. В зависимости от полноты охвата проверкой средств И. может быть болной и частичной. При полной И. проверке подлежат все средства. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчета. При частичной И. проверке подвергается один или несколько видов средств в определенных местах хранения. В зависимости от основания проведения И. бывают плановые и внеплановые. Плановые проводятся в установленные инструкциями сроки, а внеплановые—по мере необходимости, обычно внезапно.  
К главным методам Ф. к. относятся ревизии (плано-ные и внеплановые, ведомственные и вневедомственные, тематические и комплексные), счётные проверки бухгалтерских балансов и отчётов, аиилиз хозяйственной (деятельности социалистически. ri/it

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день малый бизнес подвергается давлению со стороны контролирующих органов. Чаще всего такое давление оказывается органами фискальной службы. В большинстве своем права владельцев бизнеса нарушаются во время проведения проверок. Проверяющие не соблюдают сроков, которые отведены для проведения проверки, требуют и изымают первичные документы, чем фактически парализуют работу предприятия, незаконно доначисляют налоговые обязательства и отказывают в пересмотре налоговых уведомлений-решений. При этом, многие соглашаются с таким поведением налоговых органов в связи с тем, что не хотят «портить с ними отношения» либо втягиваться в судебную тяжбу.

Считаю, что такая позиция неправильная, так как в большинстве случаев предприятие может отстоят свои права, при этом, как минимум, либо значительно уменьшить сумму налоговых доначислений, либо вообще признать действия налоговой незаконными. При проверке контролирующие органы должны придерживаться требований закона и действовать исключительно в пределах своих прав и полномочий. По моему мнению, сторона, которую проверяют, должна знать эти права даже лучше чем контролирующий орган.

Основные гарантии бизнеса от незаконного проведения проверок закреплены в ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины.

В частности, установлено, что незаконное вмешательство и препятствие хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются. Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять инспектирование и проверки деятельности субъектов хозяйствования беспристрастно, объективно и оперативно, придерживаясь требований законодательства, уважая права и законные интересы субъектов хозяйствования. Субъект хозяйствования имеет право на получение информации о результатах инспектирования и проверок его деятельности не после их окончания.

Невозможна ситуация, когда на вашем предприятии провели проверку и в результате не направили информацию о выявленных нарушениях, либо отсутствия таковых, принятых мерах и санкциях по отношению к предприятию и его служебным лицам.

Действия и решения государственных органов контроля и надзора, а также их должностных лиц, проводивших инспектирование и проверку, могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в установленном законодательством порядке.

Запрещается требовать от субъектов хозяйствования, обособленных подразделений юридических лиц, выделенных на отдельный баланс, представление статистической информации и других данных, не предусмотренных законом или с нарушением порядка, установленного законом.

Но, как показывает практика, права стороны, которую проверяют, очень часто нарушаются. Основные проблемы возникают из-за неподготовленности к проведению проверки – недостаток определенных документов, либо же наоборот, их наличие. Сотрудники не проинструктированы о порядке своих действий при проведении проверки, не знают, какие документы можно предоставить контролирующему органу, а которые нет. В таких случаях проверяющие могут набрать достаточно материала для того, чтобы в последующем предоставить вам много неприятностей.

Что делать если проверка пришла внезапно, а у вас в компании ситуация, которая была описана выше?

Ответ прост, для подготовки к проверке стоит привлекать команду профессионалов, так как штатный юрист очень часто не может охватить весь круг проблем и обратить внимание на все тонкости, с которыми придется столкнуться при проведении проверки.

Наша команда обладает достаточным количеством инструментов, которые помогут защитить бизнес от давления контролирующих органов. В следствии нашей работы, единственным негативным последствием, которое может получить предприятие, может быть незначительный административный штраф, что согласитесь, существенно отличается от миллионов доначислений, которые появляются после проверки предприятия налоговой, либо остановки действия предприятия в результате другого проверяющего органа.

Старший партнер, адвокат

Виталий Бахуринский

Федеральным законом от 26 февраля 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) даётся определение плановым и внеплановым проверкам.

Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок. План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Образовательные организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в сети «Интернет».

pen

Сводный план проверок — это документ открытого доступа. Как найти интересующую Вас организацию в данном плане? Сделать это достаточно легко — необходимо знать некоторые данные по организации (самый точный способ поиска — поиск организации по ИНН).

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако ч. 9 ст. 9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности (не чаще 1 раза в 2 года).

Таким образом, непосредственно проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, увеличенная периодичность не касается, т. к. лицензионный контроль не включается в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования. Следовательно, например, общеобразовательные организации могут быть включены в план проверок чаще, чем один раз в три года, но при этом предметом такой проверки будет только лицензионный контроль и только в отношении общеобразовательных программ, а не, например, программ профессионального обучения.

Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении) (ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки проводятся по строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок. Основания для проведения внеплановых проверок установлены Федеральным законом № 294-ФЗ, а, кроме того, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются дополнительные основания, отражающие специфику государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливаются следующие основания для проведения внеплановых проверок.

1. Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Это наиболее распространенное основание для проведения внеплановой проверки. Если в результате плановой проверки образовательной организации выдано соответствующее предписание, то контрольный орган вправе проверить факт исполнения этого предписания путем проведения выездной или документарной проверки.

2. Поступление обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Из указанных категорий информации основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Возникновение угрозы жизни и здоровью граждан или причинение такого вреда как основание для проведения внеплановой проверки в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования маловероятно. Как правило, такие факты являются основанием для проведения проверок в образовательных организациях в рамках иных видов надзора, например, государственного пожарного надзора. В качестве гипотетического примера можно предположить, что внеплановая проверка может быть проведена при наличии сообщений в СМИ о применении физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся для поддержания дисциплины. Следует отметить, что проведение проверки по указанным выше основаниям «а» и «б» требует согласования с органами прокуратуры.

Говоря о таком основании проведения внеплановых проверок как нарушение прав потребителей, следует рассмотреть само понятие «потребитель» применительно к деятельности образовательных организаций. Как известно, финансовое обеспечение образовательной деятельности может осуществляться двумя основными способами: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (ст. 99, 100 Федерального закона № 273-ФЗ) и за счет средств физических и юридических лиц по договорам оказания платных образовательных услуг (ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ). Понятие «потребитель», прежде всего, установлено в Законе РФ «О защите прав потребителей» и, следовательно, распространяется только на второй случай.

Означает ли это, что обращение родителей (законных представителей) учащихся о защите их прав не является основанием для проведения внеплановой проверки? Нет. Такой вывод можно сделать из анализа норм бюджетного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг». Таким образом, в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители», а, следовательно, их обращение о нарушении права является основанием для проведения внеплановой проверки. Такой подход содержится и в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) от 31 октября 2011 г. № 05–3992.

?

Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок, который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 15.05.2015
  • Все консультации автора

УТВЕРЖДАЮ

____________ (фамилия и инициалы)

«___» ______________ 201_ г.

ПРАВИЛА

  1. Общие положения

1.2. Настоящие Правила разработаны на основании Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в соответствии с частью 1 «Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211.

1.6.2 оценка уровня осведомленности и знаний работников _________________________ в области обработки и защиты персональных данных;

1.6.3 оценка обоснованности и эффективности применяемых мер и средств защиты.

  1. Тематика внутреннего контроля

Тематика внутреннего контроля соответствия обработки ПДн требованиям к защите ПДн:

2.1. Проверки соответствия обработки ПДн установленным требованиям в _________________________ разделяются на следующие виды:

  • регулярные;
  • плановые;
  • внеплановые.

2.4. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решения комиссии по информационной безопасности (создается на период проведения мероприятий). Решение о проведении внеплановых контрольных мероприятий и созданию комиссии по информационной безопасности может быть принято в следующих случаях:

2.4.1 по результатам расследования инцидента информационной безопасности;

2.4.2 по результатам внешних контрольных мероприятий, проводимых регулирующими органами;

2.4.3 по решению руководителя _________________________.

  1. Планирование контрольных мероприятий

3.1. Для проведения плановых внутренних контрольных мероприятий лицо, ответственное за обеспечение безопасности персональных данных, разрабатывает План внутренних контрольных мероприятий на текущий год.

3.2. План проведения внутренних контрольных мероприятий включает следующие сведения по каждому из мероприятий:

3.2.1 цели проведения контрольных мероприятий;

3.2.2 задачи проведения контрольных мероприятий,

3.2.3 объекты контроля (процессы, подразделения, информационные системы и т.п.);

3.2.4 состав участников, привлекаемых для проведения контрольных мероприятий;

3.2.5 сроки и этапы проведения контрольных мероприятий.

3.3. Общий срок контрольных мероприятий не должен превышать пяти рабочих дней. При необходимости срок проведения контрольных мероприятий может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней, соответствующие изменения отображаются в Отчете, выполняемом по результатам проведенных контрольных мероприятий.

  1. Оформление результатов контрольных мероприятий

4.1. По итогам проведения регулярных контрольных мероприятий результаты проверок фиксируется в Журнале учета событий информационной безопасности.

4.2. По итогам проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий лицо, комиссия, разрабатывает отчет, в котором указывается:

4.2.1 описание проведенных мероприятий по каждому из этапов;

4.2.2 перечень и описание выявленных нарушений;

4.2.3 рекомендации по устранению выявленных нарушений;

4.2.4 заключение по итогам проведения внутреннего контрольного мероприятия.

4.3. отчет передается на рассмотрение руководству _________________________.

4.4. Общая информации о проведенном контрольном мероприятий фиксируется в Журнале учета событий информационной безопасности.

  1. Порядок проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий

5.1. Плановые и внеплановые контрольные мероприятия проводятся при обязательном участии лица, ответственному за обеспечение безопасности ПДн, также по его ходатайству к проведению контрольных мероприятий могут привлекаться администраторы АИС, и ответственный за обеспечение безопасности персональных данных информационных систем персональных данных _________________________.

5.2. Лицо, ответственное за обеспечение безопасности ПДн, не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения контрольных мероприятий уведомляет всех руководителей подразделений, в которых планируется проведение контрольных мероприятий, и направляет им для ознакомления План проведения контрольных мероприятий. При проведении внеплановых контрольных мероприятий уведомление не требуется.

5.3. Во время проведения контрольных мероприятий, в зависимости от целей мероприятий, могут выполнятся следующие проверки:

— Соответствие полномочий Пользователя правилам доступа.

— Соблюдение Пользователями требований инструкций по организации антивирусной и парольной политики, инструкции по обеспечению безопасности ПДн.

— Соблюдение Администраторами инструкций и регламентов по обеспечению безопасности информации в _________________________.

— Соблюдение Порядка доступа в помещения _________________________, где ведется обработка персональных данных.

— Знание Пользователей положений Инструкции пользователя по обеспечению безопасности обработки ПДн при возникновении внештатных ситуаций.

— Знание Администраторами инструкций и регламентов по обеспечению безопасности информации в _________________________.

— Порядок и условия применения средств защиты информации.

— Состояние учета машинных носителей персональных данных.

— Наличие (отсутствие) фактов несанкционированного доступа к ПДн и принятие необходимых мер.

— Проведенные мероприятия по восстановлению ПДн, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

— Технические мероприятия, связанные с штатным и нештатным функционированием средств защиты.

— Технические мероприятия, связанные с штатным и нештатным функционированием подсистем системы защиты информации.

Приложение 1

к Правилам осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных

ПЛАН

внутренних проверок контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных

Приложение 2

к Правилам осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных

ПРОТОКОЛ № ____

Настоящий Протокол составлен в том, что «__»_______201_ г.

_______________________________________________________ (комиссией)

(должность, Ф.И.О. сотрудника)

проведена проверка _________________________________________________

(тема проверки)

Проверка осуществлялась в соответствии с требованиями:

(название документа)

В ходе проверки проверено:

Выявленные нарушения:

Меры по устранению нарушений:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *