Финансирование бюджетного учреждения

Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих элементов: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений, и организаций. Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные организации. Главной проблемой российской экономики, связанной с развитием системы образования, является проблема обеспечения стабильного и обоснованного финансирования образовательных учреждений. Финансирование – это безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности. Актуальным является то, что в России на систему образования распределяется и расходуется основная часть государственных финансовых средств. Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности финансирования системы образования Владивостокского городского округа. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: − рассмотреть понятие, сущность, структуру, принципы финансового обеспечения образовательных организаций в Российской Федерации; − проанализировать финансовое обеспечение образовательных организаций Владивостокского городского округа, в аспекте источников финансирования; − выявить особенности финансового обеспечения образовательных организаций ВГО. Объект исследования – финансовые отношения органов государственной и муниципальной власти и учреждений сферы образования. Предмет исследования – механизмы финансирования системы образования Владивостокского городского округа. В качестве методов исследования были использованы общетеоретические и эмпирические методы, такие как: аналитический метод, исследование и детальный анализ нормативно-правовой базы с учетом последних изменений в законодательстве на уровне местного самоуправления по вопросам развития образования в РФ. Информационно-эмпирической базой исследования являются данные Росстата РФ, Министерства финансов РФ, Министерства образования Российской Федерации, Администрации Приморского края, Администрации города Владивостока. Негативным моментом в области образования является состояние финансирования образования и науки. Необходимо коренным образом изменить и обновить качество предоставляемых услуг, внедрить информационные технологии, обеспечить современные подходы к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Все эти проблемы требуют первоочередного решения. Проведенный анализ показал, что финансовая поддержка предусмотренная МП «Развитие образования в городе Владивостоке» из бюджета ВГО оказывается общеобразовательным учреждениям в виде субсидий, а из средств краевого бюджета в виде субвенций. В 2017 году наибольшее финансирование муниципальной программы «Развитие образования в городе Владивостоке» осуществляется из средств краевого бюджета – 3089,29 млн р. (2964,64 – в 2016 году), из средств бюджета ВГО – 2757,76 млн р. (2517,07 – в 2016 году), из федерального бюджета 42,32 млн р. (35,99 млн р. – в 2016 году). По итогам реализации муниципальной программы 2017 года эффективность использования расходов на образование составили из средств бюджета ВГО – 95,36%, из средств краевого бюджета – 97,21%, из средств федерального бюджета – 93,73%, что характеризует высокий уровень эффективности реализации программы. В настоящее время состояние системы образования ВГО характеризуется в первую очередь нехваткой бюджетных средств. В этих условиях особенности, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план, так как они вызваны в первую очередь недостатком финансовых ресурсов. Одна из особенностей заключается в том, что системе образования ВГО не хватает бюджетных средств по обеспечению бесплатным питанием учеников начальных классов. Второй немаловажной особенностью является недостаточность бюджетных средств на отдых и оздоровление детей во Владивостокском городском округе. Третьей особенностью является недооцененность работы учебно-вспомогательного персонала в сравнении с младшим обслуживающим персоналом образовательного учреждения. По результатам проведенного исследования предлагаются пути совершенствования финансирования сферы образования. Необходимо разработать меры, нацеленные на увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования образования, которые должны сочетаться с рациональным их использованием. Необходимо обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики для экономического роста страны и улучшения уровня и качества жизни населения. : выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 38.03.01 — Экономика

Дипломы
Вуз: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
ID: 5b8ed49d7966e1073081bd42 UUID: b53b2b30-92a1-0136-bc11-525400005860 Язык: Русский Опубликовано: около 2 лет назад Просмотры: 182

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЮДЖНТНОГО УЧЕТА С ПЛАНИРОВАНИЕМ И ФИНАНСИРОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Социально-экономическое значение финансирования организаций социальной сферы

1.2 Связь бюджетного учета с программно-целевым планированием и бюджетированием, ориентированным на результат

1.3 Санкционирование расходов бюджетов, их роль и значение

1.4 Организационно-экономическая характеристика Министерства экономического развития и торговли КБР

Глава 2. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

2.1 Особенности отражения в бюджетном учете различных источников финансирования через структуру счета

2.2 Учет бюджетного финансирования

2.3 Учет внебюджетных источников финансирования

2.4 Бюджетный кредит как форма финансирования бюджетных расходов: особенности учета расчетов

Глава 3.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества важную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках определенной на каждом историческом этапе развития политики. Одним из инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическую и социальную политику выполнять свои функции и задачи — государственный бюджет.

Государственный бюджет является основой функционирования государства. Неэффективное управление бюджетным процессом, беспорядочное формирование доходов бюджета и необоснованное расходование бюджетных средств неизбежно приводит к ослаблению государства и чревато его распадом.

Как экономическая категория государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учёта и отчётности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Тема данной работы – финансирование бюджетных учреждений — остается весьма актуальной, об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. В экономической литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы.

В современном обществе социальная сфера, в которую входят учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры занимает важное место в народно- хозяйственном комплексе государства. Главное их назначение — социальное развитие общества и социальная защищенность населения.

Бюджетные организации по сути своей являются некоммерческими, поэтому, основным источником для них является не выручка, а средства целевого финансирования, которые могут быть использованы только на уставные цели.

Так как средства получаются из бюджета и их не нужно зарабатывать, а приходится отрабатывать, бухгалтерия в бюджетных организациях имеет в основном контрольные функции, которые должны быть органически увязаны со всей учётной работой, оформлением, приёмкой и обработкой документов.

Эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает необходимость в организации экономического анализа.

Целью дипломной работы является сплошное и непрерывное изучение операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, санкционирования расходов, порядка отражения поступлений от бюджетов других уровней, а также внебюджетных поступлений, назначение самих бюджетных расходов и эффективное управление долговыми обязательствами.

Исходя из поставленной цели, были обозначены следующие задачи:

  1. Изучить учебную и теоретическую литературу по исследуемой теме;

  2. Рассмотреть назначение бюджетных расходов;

  3. Рассмотреть процесс реформирования и порядок нормативного регулирования бюджетного учета;

  4. Изучить порядок составления сметы доходов и расходов;

  5. Изучить порядок учета ЛБО;

  6. Рассмотреть порядок финансирования в разрезе различных форм поступлений;

  7. Провести сравнительный анализ в управлении долговыми обязательствами.

Предметом исследования явились теоретические, методологические и организационно-методические проблемы учета и анализа финансирования бюджетных учреждений.

Объектом исследования избрана деятельность Министерства экономического развития и торговли КБР.

Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе будут рассмотрены необходимость бюджетного финансирования организаций социальной сферы, его связь с планированием, а также организационно-экономическая характеристика Министерства экономического развития и торговли.

Во второй главе изучен порядок учета бюджетного финансирования, а в третьей главе эффективность управления долговыми обязательствами.

Глава 1. Основы взаимодействия бюджетного учета с планированием и финансированием бюджетных учреждений

1.1 Социально-экономическое значение финансирования организаций социальной сферы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Бюджет оказывает огромное влияние на общественное производство, выступая ускорителем, а иногда — тормозом социально-экономического развития общества. При переходе к рыночной экономике он не утрачивает своей активной роли и может стать важным фактором успешного осуществления экономических и социальных преобразований. Бюджет может существенно менять сложившиеся народнохозяйственные пропорции, положительно влиять на отраслевую и территориальную структуры обществ, производства. Через налоги, налоговые льготы, бюджетное финансирование можно изменять деятельность хозяйствующих субъектов, направив ее на быстрое обновление производств, потенциала, ускорение НТП, рост рентабельности и т.д. В условиях рынка именно бюджет призван оказывать помощь государству в проведении социально значимых реформ (пенсионной, образовательной и др.), нивелировать социальные последствия расслоения граждан по материальному положению. Бюджет как финансовый документ отражает результаты планового образования и расходования конкретных денежных средств. Он ежегодно разрабатывается исполнительными и утверждается законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления. Составляется бюджет в форме баланса доходов и расходов, показатели которого отображают предполагаемое (предусматриваемое) движение средств. Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:

— федеральный бюджет;

— бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

— местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Таблица 1

Структура бюджетной системы Российской Федерации

В нашем государстве существует большое количество организаций, которые финансируются за счет бюджетов разного уровня. Получателями бюджетных средств в основном являются бюджетные учреждения, которые напрямую зависят от своевременного и полного бюджетного финансирования в соответствии с бюджетной росписью на год.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Расходование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется путем бюджетного финансирования, под которым понимают урегулированное нормами права предоставление государственных и муниципальных денежных средств получателям бюджетных средств, бюджетам различных уровней, унитарным предприятиям на определенных условиях.

Основными видами бюджетного финансирования являются:

— сметно-бюджетное финансирование;

— бюджетное кредитование.

В отличие от сметно-бюджетного финансирования бюджетное кредитование предоставляется только на возвратной и в большинстве случаев на платной основе.

Финансирование государственных и муниципальных расходов осуществляется на основе неукоснительного выполнения ряда принципов. К ним относят:

— плановость;

— соответствие планируемых расходов объему доходов;

— целевое направление средств;

— соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований;

— соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных нормативными актами норм;

— выделение средств на осуществление контроля за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за нарушения в этой области.

Принцип плановости означает финансирование расходов в неукоснительном соответствии с финансово-плановым актом, содержащим исчерпывающий перечень доходов и расходов.

Принцип соответствия планируемых расходов объему доходов устанавливает, что финансирование расходов осуществляется в рамках представленных денежных средств.

В целях соблюдения принципа целенаправленности все расходы должны иметь предметно-целевое назначение: заработная плата, командировки и т.д.

Соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований, а также соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических норм тесно связаны с общеправовым принципом законности.

Гарантом соблюдения финансовой дисциплины при бюджетном финансировании выступает наличие обязательного контроля и наложения ответственности в случаях нарушения условий и порядка финансирования.

§ 5. Сметно-бюджетное финансирование

Сметно-бюджетное финансирование — это предоставление в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов денежных средств бюджетным учреждениям на условиях безвозвратности и безвозмездности.

Сметно-бюджетное финансирование осуществляется исключительно в рамках имеющихся в наличии денежных средств на едином счете бюджета при неукоснительном соблюдении процедур санкционирования и финансирования расходов соответствующего бюджетного учреждения.

Под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Иными словами, их назначение заключается в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. Существование и функционирование бюджетных учреждений — гарантия дальнейшего развития общества и государства.

К бюджетным учреждениям относятся социально-культурные учреждения (общеобразовательные школы, высшие учебные заведения), органы государственного и муниципального управления и др. Законодатель также относит к бюджетным учреждениям и организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, но не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

В связи с тем что бюджетные учреждения не принимают участия в создании материальных ценностей и, следовательно, не создают внутреннего национального продукта, существует насущная необходимость их финансирования за счет бюджетных средств на основании составленной и утвержденной бюджетной сметы. Последнюю можно определить как документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

В ней отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые из бюджета государственных внебюджетных фондов, а также другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

В настоящее время бюджетным учреждениям разрешена предпринимательская деятельность в рамках, установленных в учредительных документах бюджетного учреждения. Полученные от предпринимательской деятельности доходы также подлежат обязательному указанию в смете доходов и расходов.

Наравне с доходами в смете отражаются все планируемые расходы бюджетного учреждения на следующий финансовый год. Все организации, предприятия и учреждения финансируются по трем основным укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения. Размеры расходов, указанные в статьях, имеют строго обязательный характер и не могут самостоятельно изменяться организацией, предприятием или учреждением.

В ст. 70 БК РФ содержится исчерпывающий перечень расходов бюджетных учреждений, к которым отнесены расходы:

— на оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

— оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

— возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Федеральное казначейство либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.

Вместе с тем бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Для бюджетных учреждений федерального уровня установлена возможность использования бюджетных средств только через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Таким образом, бюджетную смету можно определить как финансово-правовой акт (план) бюджетного учреждения, получающего денежные средства из соответствующего бюджета для осуществления расходов, обеспечивающих его функционирование и выполнение возложенных на него задач.

Финансово-правовое значение бюджетной сметы заключается в том, что смета определяет правовые границы финансирования (предоставления бюджетных средств) и их расходования, а именно их направления, размеры и сроки расходования. Срок действия сметы доходов и расходов составляет один финансовый год (с 1 января по 31 декабря).

Существует несколько видов смет: индивидуальные и сводные сметы, а также сметы на централизованно проводимые мероприятия. Сводная смета содержит несколько смет доходов и расходов бюджетных учреждений, подотчетных одному главному распорядителю бюджетных средств.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется и исполняется получателем бюджетных средств. Бюджетная смета бюджетного учреждения подлежит утверждению главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, или распорядителем средств бюджета, если главный распорядитель средств бюджета предоставил ему такое право. В свою очередь, бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

По общему правилу показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

По определению, данному в современном экономическом словаре, бюджетное финансирование — предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.
О финансировании бюджетных учреждений пойдет речь в статье.
Итак, бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. За счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.
Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица, содержит статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), и этот перечень включает учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статья 123.21 ГК РФ).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным (статья 123.22 ГК РФ).
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом, в отношении бюджетных учреждений таким законом является Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений (статья 24 Закона N 7-ФЗ).
Между тем, бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей создания учреждения, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *