Признание материала экстремистским

УДК 323.283 ББК Ф3

Юрий Николаевич Троегубов,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул.Александро-Заводская, 30)

e-mail: Troegubovsky@yandex.ru

Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет

На современном этапе международная информационно-коммуникационная сеть Интернет активно используется для размещения экстремистских материалов. Проблема носит общемировой характер и весьма актуальна для Российской Федерации как одного из главных участников мирового политического процесса. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на сознание граждан и, в первую очередь, молодежи. В результате в последние годы происходит обострение проблемы экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.

В 2013-2014 гг. целым рядом руководителей правоохранительных органов, органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, включая Президента В. В. Путина, была отмечена необходимость ужесточения действующего законодательства и мер репрессивного характера для лиц, совершающих правонарушения с использованием сети Интернет, а также создание развитой, адекватной системы профилактики и предупреждения преступлений данной категории.

Обеспечение национальной безопасности в сфере информационных технологий, усовершенствование нормативно-правовой базы и разработка новейших технических средств для противодействия распространению экстремистских идей в информационном пространстве России являются одними из приоритетных задач, как для органов государственной власти, так и правоохранительных органов.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, сеть Интернет, информационное пространство, безопасность, экстремизм, терроризм.

Yury Nikolaevich Troyegubov,

The Combating Problems to Extremism in the Internet

Keywords: combating extremism, the Internet, information space, security, extremism, terrorism.

© Троегубов Ю. Н., 2014

Развитие и массовое использование международной информационно-коммуникационной сети Интернет является общемировой тенденцией развития последнего времени. Деятельное участие большого количества не только отдельных пользователей, но и целых организаций в среде глобального информационного пространства детерминирует необходимость выработки соотносимых с текущими тенденциями развития информационно-коммуникативных технологий мер обеспечения национальной безопасности, в частности противодействию активизировавшемуся распространению идей экстремизма и терроризма.

Организаторы и участники экстремистских групп активно используют в своих целях процесс глобализации, принимая на вооружение новейшие информационные технологии, с помощью которых делают менее уязвимыми для правоохранительных органов элементы своей инфраструктуры. Создаются террористические организации, в основу построения которых заложен принцип сетевой структуры, что в свою очередь обуславливает увеличение их потенциала в современных информационно-коммуникативных условиях. Для них характерны единые центры и информационно-коммуникативные каналы, автономный способ существования входящих в сообщество периферийных преступных группировок, взаимодействующих как с центром, так и между собой .

Информационное пространство сети Интернет состоит из разнообразных ресурсов. Абсолютное большинство из них при этом не являются средствами массовой информации и как следствие этого становится невозможным применение норм законодательства о СМИ. Для противодействия распространению идеям экстремизма правоохранительными органами в настоящее время применяются нормы уголовного законодательства -о призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждении ненависти (статья 282 УК РФ), а также о публикациях, которые могут быть отнесены к деятельности экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ) или запрещенной организации (статья 282.2 УК РФ) . Также используются нормы Кодекса административных правонарушений — статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» .

Статистика последних лет свидетельствует, что борьба с экстремизмом за послед-

ние четыре года активно стала переходить из реального мира в виртуальный. Статистика показывает, что, если в 2007 г. из 28 приговоров по ст. 280 и 282 УК только 3 приговора касались размещенных в сети материалов, то в 2008 — 14 из 45, в 2009 — 17 из 56, в 2010 — 26 из 72, а в 2011 г. приговоры по экстремизму в Интернете уже превысили число приговоров по «обыкновенным» делам: 52 из общего числа приговоров 78. В 2012 г. эта тенденция получила развитие, за первые полгода из 32 приговоров по экстремистским статьям 18 касались деятельности в Интернете .

Год от года увеличивается и количество интернет-ресурсов в Федеральном списке экстремистских материалов. Так в 2008 г. их было 25, в 2009 — 38, 2010 — 44, 2011 — 93, 2012 -264, за 10 месяцев 2013 — 110, итого 574 или почти 37 % от общего количества (2122 по состоянию на 20 ноября 2013 года) .

В связи с этим противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет является одним из актуальных направлений деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов на современном этапе. Подтверждением вышесказанному могут служить заявления и высказывания Президента РФ В. В. Путина, руководителей МВД и ФСБ России, представителей исполнительной и законодательной властей, звучавшие в течение всего 2013 г.

Так, Президент России В. В. Путин в феврале 2013 года на заседании коллегии Федеральной службы безопасности дал поручение сотрудникам ФСБ активно противодействовать пропаганде экстремизма в сети Интернет и создать единую систему защиты информационных ресурсов РФ.

При этом глава государства подчеркнул, что такие действия не будут посягать на конституционное право граждан РФ на свободу слова, так как оно «незыблемо и неприкосновенно». Однако Президент уверен, что никто не имеет права «сеять ненависть, раскачивать общество и страну, и тем самым ставить под угрозу жизнь, благополучие, спокойствие миллионов наших граждан» .

В марте 2013 года председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А. Митрофанов заявил, что принципы борьбы с экстремизмом в Интернете и вне её будут предельно одинаковыми. «Борьба с экстремизмом в Интернете не будет сильно отличаться от борьбы с экстремизмом не в Интернете. Будет выдержан такой подход, и должны применяться такие же наказания. В настоящее время регулирование Интернета

является крайне важным, в связи с постоянно растущим количеством пользователей. Однако единого подхода и текста законопроекта о регулировании Интернета пока нет, но работа в этом направлении ведётся достаточно активно» .

Глава ФСБ А. Бортников в июне 2013 года во время заседания Национального антитер-рористического комитета назвал социальные сети и часть интернет-сайтов «своеобразным источником идей экстремизма». «Своеобразным источником идей экстремизма стала часть Интернета. В социальных сетях создаются закрытые группы, активизируется деятельность сайтов, на которых ведётся целенаправленная идеологическая обработка пользователей» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В октябре 2013 года в рамках своего выступления на заседании Совета Федерации глава МВД В. Колокольцев назвал экстремистские проявления «угрозой безопасности, которой мы последовательно противодействуем. Серьёзной, вызывающей у нас обоснованное опасение, тенденцией является всё более активные стремления вовлечь в эту сферу нашу молодежь. Фиксируются и пресекаются попытки радикально настроенных личностей проникнуть в фанатскую среду, провоцировать на совершение противоправных акций».

В. Колокольцев считает, что власти государства должны активно бороться с экстремистскими группами в глобальной сети, так как сейчас Интернет является основной средой общения молодых людей. «Большое профилактическое значение будет иметь принятие проекта федерального закона, предусматривающего уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности с использованием интернет-пространства» .

В будущем законе должен быть описан порядок регулирования приобретения ресурса, статус его владельцев, их обязанности и права по отношению к третьим лицам, размещающим информацию на сайте. Однако и принятие федерального закона не решит проблему в целом, так как большинство ресурсов сети при их целевой направленности на российскую аудиторию, юридически зарегистрированы за границей. В связи с этим плодотворное противодействие распространению экстремистских материалов планируемый закон может оказать только на те ресурсы сети, которые юридически и физически расположены в России. Значительное число террористических и экстремистских организаций, запрещённых на территории России и

стран СНГ, абсолютно законно осуществляют свою деятельность в большинстве западных стран. Это не дает возможности для организации судебного преследования граждан, регистрирующих экстремистские сайты за рубежом и наполняющих их информацией.

Мировая практика свидетельствует, что подобные проблемы характерны не только для Российской Федерации. В условиях, когда количество так называемых проблемных сайтов уже значительно превосходит, по данным американского Центра Симона Визенталя, 2 тыс., концентрируясь не только в США и Германии, но и в таких странах, как Австрия, Швеция, Австралия, Голландия, Канада, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Испания, Южная Африка, Украина, с особой остротой начинает ощущаться безответственность упований на доброе начало в человеческой личности и потребность в выработке механизмов правовой регламентации использования новейших информационных технологий .

Помимо отсутствия выстроенной нормативно-правовой базы противодействия экстремизму и терроризму в информационном пространстве также существуют проблемные вопросы технического плана:

— установление лица, разместившего в сети экстремистский или террористический материал. Современные технологии беспроводного доступа в сеть (например, Wi-Fi), имеющиеся в свободной продаже сетевые платы с динамическим IP-адресом и т. п. фактически исключают обнаружение такого лица;

— идентификация лица как автора или издателя экстремистского или террористического материала, а не просто как владельца средства вычислительной техники, посредством которого в сети был размещен материал .

В 2013 г. Следственный комитет России объявил тендер «на оказание услуг доступа к системе мониторинга и прогнозирования противоправных действий на основе информации из соцсетей, блогов и СМИ». Для того, чтобы осуществлять мониторинг, программистам будет необходимо разработать систему, способную анализировать сообщения пользователей «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Livejournal, «Одноклассники», YouTube, RuTube, Instagram и Foursquare.

Аналогичными системами давно пользуются в администрации Президента. Программа позволяет обрабатывать сообщения более 40 млн русскоязычных блогов, микроблогов, форумов и социальных сетей.

Разработчики системы утверждают, что она позволяет отслеживать рост социальной напряжённости в Интернете, протестные на-

строения, экстремизм; обсуждение уровня цен, зарплат, пенсий, инфраструктуры, медицины и пр.

Эксперты следственного комитета объясняют необходимость создания данного механизма тем, что он предоставит возможность оперативного реагирования на возникающие угрозы и средство предотвращать преступления .

На сегодняшний момент основанием для введения ограничений или прекращению доступа к тому или иному интернет-ресурсу является внесение данного ресурса в «Федеральный список экстремистских материалов», либо, если ресурс является официальным сайтом организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В этом случае Министерством юстиции всем интернет-провайдерам рассылаются соответствующие информационные письма, а также организации предоставляющей интернет-хостинг. Таким образом, если сервер, на котором находится ресурс, размещён на территории РФ, то сайт удаляется физически, либо в большинстве случаев провайдеры блокируют запросы к данному ресурсу. Однако стоит отметить, что процедура принятия решения о признании материалов или сайтов экстремистскими через суды не способствует оперативности в принятии решения, а, следовательно, не является эффективной мерой. До момента принятия решения данные материалы могут быть растиражированы на десятки и сотни других сайтов .

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день можно констатировать наличие следующих проблем в данном направлении:

— отсутствие международного нормативно-правового акта (договора, пакта, конвенции) регламентирующего взаимодействие государств в сфере противодействия экстремизму и терроризму в информационно-коммуникационном пространстве;

— несовершенство нормативно-правовой базы РФ в сфере противодействия экстремизму в сети Интернет;

— отсутствие единого органа, как на федеральном, так и на региональном уровнях, на который полностью возложена функция мониторинга информационно-коммуникационного пространства (подобные подразделения есть в большинстве силовых ведомств, но механизмы их взаимодействия и координации не отлажены);

— наличие проблемных вопросов в сфере применения технических средств.

Исходя из этого, первоочередными мерами решения вышеизложенных проблем должны стать:

— инициирование в рамках ООН разработки и принятия международного правового акта по взаимодействию в сфере противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве;

— оперативная доработка законопроекта и принятие Государственной думой Федерального закона, прописывающего права, обязанности и ответственность пользователей сети Интернет на территории России;

— создание единого федерального органа (подразделения в структуре одного из силовых ведомств), его территориальных отделений наделённого полномочиями и оснащённого новейшими техническими средствами для мониторинга и анализа информации сети Интернет, в частности, на предмет проявлений экстремизма.

Источники

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Путин призвал ФСБ уделять больше внимания интернету. URL: http://www. securitylab.ru/news (дата обращения: 20.01.2014).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Справочноправовая система «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Эксперты СК России будут следить за СМИ и соцсетями. URL: http://www.securitylab. ru/news/440616.php (дата обращения: 3.02.2014).

Список литературы

10. Соболев В. Противодействовать идеологии терроризма. URL: http://i-r-p.ru/page (дата обращения: 6.02.2014).

12. Функционально возможные инструментальные средства противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети Интернет на территории РФ. URL: http://www.bibliofond.ru/view (дата обращения: 7.02.2014).

6. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13 iyunya 1996 № 63-FZ // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul’tant Plyus».

7. Federal’nyi spisok ekstremistskikh materialov. Ofitsial’nyi sait Ministerstva yustitsii

Rossiiskoi Federatsii. URL: http://minjust.ru/extremist-materials (data obrashcheniya:

12.02.2014).

10. Sobolev V. Protivodeistvovat’ ideologii terrorizma. URL: http://i-r-p.ru/page (data obrashcheniya: 6.02.2014).

Порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 19, часть 2; статья 29, части 1 и 2).

Принятый в развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет понятие «экстремистские материалы» и ст. 13 данного Федерального закона устанавливает порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими.

В соответствии с п. 3 ст. 1 данного Федерального закона к экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования информационные материалы:

-призывающие к осуществлению экстремистской деятельности;

обосновывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-относящиеся к экстремистским в силу прямого указания закона:

труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии;

публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство;

публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы могут быть признаны экстремистскими, если их содержание направлено на формирование положительного (одобрительного) отношения к экстремистской деятельности. Для определения того, в каких именно фрагментах текста содержится соответствующий смысл, формирующий положительное отношение к экстремистской деятельности, необходим его лингвистический анализ, определяющий значение используемых автором рассматриваемых материалов, речевых оборотов и смысловых конструкций и их возможное восприятие со стороны аудитории, содержание в тексте призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Исключение для проведения лингвистического анализа (экспертизы) составляют материалы, которые являются экстремистскими в силу прямого указания закона.

В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Действующее законодательство процедуру рассмотрения этой категории дел специально не предусматривают.

В Определении от 2 июля 2013 года N 1053-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», суды должны исходить из того, что обязательным признаком экстремистских материалов является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам о возбуждении ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Между тем, материалы не могут быть признаны экстремистскими на том лишь основании, что содержащаяся в них информация не укладывается в общепринятые представления, не согласуется с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступает в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями.

Городскими, районными, межрайонными, специализированными прокурорами Свердловской области в 2015 году в суд направлено 44 заявления об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими. В 2016 году работа прокуроров в указанной сфере продолжается на постоянной основе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает в порядке особого производства, в том числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

В заявлении прокурора о признании информационного материала экстремистским ставится вопрос об установлении юридического факта -признания материала экстремистским. Установление данного факта имеет юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.

Также прокурорами активно используются полномочия по предъявлению исковых заявлений о признании материалов экстремистскими в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц в данном случае — это те, кому может быть причинен вред в результате формирования экстремистской пропагандой преступной мотивации, к участию в деле могут быть привлечены заинтересованные лица (авторы изданий, печатные издательства).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации. В связи с чем в данном случае конфискация по решению суда информационных материалов, признанных экстремистскими, представляет собой особую меру государственного противодействия экстремизму, направленную на предупреждение экстремистской деятельности, и преследует цель полностью исключить доступ к ним и тем самым предотвратить опасность негативного воздействия соответствующей информации на любых лиц, включая собственников.

На основании вступившего в законную силу решения суда материалы, признанные экстремистскими, вносятся федеральным органом государственной регистрации в федеральный список экстремистских материалов. Данный список находится в общем доступе и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 116-ФЗ в статью 20.29 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

См. комментарии к статье 20.29 КоАП РФ

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Дело № 2-981/17 27 марта 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Мороз А.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информационных материалов экстремистскими,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением в защиту интересов неопределенного круга о признании текста статьи газеты «Новая газета» от ДД.ММ.ГГГГ № под названием «Бандера и бандеровцы. Кем они были на самом деле», начинающегося с цитаты Давида Самойлова 1946 года и текста с начальными словами «Цена и расплата. После Октябрьского переворота и до смерти Сталина…» и заканчивающегося текстом со словами «Если предложим своим соседям Пушкина, а не Сталина», опубликованной в сети Интернет по электронному адресу: ***. html, экстремистским материалом и запретить его распространение на территории Российской Федерации.

Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга.

Представители истца ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, иск поддержали.

Заинтересованные лица ФИО4, Управление Роскомнадзора по СЗФО и АНО «Редакционно-издательский дом «Новая газета» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не сообщили суду об уважительных причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.

Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве полагало иск подлежащим удовлетворению (л.д.62-65).

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании части 1 статьи Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» определено, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.

В силу части 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично.

Согласно статье 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 114-ФЗ) на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Под экстремистскими материалами, исходя из статьи 1 Закона № 114-ФЗ, следует понимать предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02.07.2013 № 1053-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, то они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации. По делам о признании информации – сайта в сети Интернет экстремистским материалом и запрещенной информацией на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания соответствующего Интернет-сайта экстремистским материалом и признания его запрещенной информацией, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационный сети Интернет.

Проведенной прокуратурой Санкт-Петербурга проверкой было установлено, что в сети Интернет на странице, размещенной по электронному адресу: ***. html, в свободном доступе для неопределенного круга лиц размещен информационный материал – статья под названием «Бандера и бандеровцы. Кем они были на самом деле», начинающегося с цитаты Давида Самойлова 1946 года и текста с начальными словами «Цена и расплата. После Октябрьского переворота и до смерти Сталина…» и заканчивающегося текстом со словами «Если предложим своим соседям Пушкина, а не Сталина» (л.д.34-38).

Аналогичный информационный материал ранее был размещен в сети Интернет на сайте «ВКонтакте» по электронному адресу: ***. Вместе с тем, на момент составления иска доступ к статье, размещенной на сайте «ВКонтакте», ограничен, согласно информации сайта он предоставлен только участникам сообщества социальной сети «ВКонтакте» (л.д.24-30).

Согласно заключению ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» в указанных выше материалах имеется отрицание актов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран «оси», одобрение преступлений, установленных приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны (л.д.11-23, 156-163, 165-171).

Указанное заключение заинтересованными лицами оспорено не было, доказательств, опровергающих выводы специалистов, либо заинтересованности специалистов в исходе дела ими суду не представлено, а судом не добыто. Суд оценивает данное заключение как допустимое доказательство по делу, оснований не доверять заключению у суда не имеется. Специалистами были в полном объеме исследованы все представленные им материалы, даны обоснованные выводы на постановленные вопросы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прокурором при рассмотрении настоящего дела доказан экстремистский характер исследуемых информационных материалов, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать текст статьи из газеты «Новая газета» от ДД.ММ.ГГГГ № № под названием «Бандера и бандеровцы. Кем они были на самом деле», начинающийся с цитаты Давида Самойлова 1946 года и текста с начальными словами «Цена и расплата. После Октябрьского переворота и до смерти Сталина…» и заканчивающийся текстом со словами «…Если предложим своим соседям Пушкина, а не Сталина», опубликованной в сети Интернет по электронному адресу: ***. html, экстремистским материалом и запретить его распространение на территории Российской Федерации.

Вступившее в законную силу решение суда направить в Министерство юстиции Российской Федерации для включения сведений о тексте статьи из газеты «Новая газета» от ДД.ММ.ГГГГ № под названием «Бандера и бандеровцы. Кем они были на самом деле», начинающегося с цитаты Давида Самойлова 1946 года и текста с начальными словами «Цена и расплата. После Октябрьского переворота и до смерти Сталина…» и заканчивающегося текстом со словами «…Если предложим своим соседям Пушкина, а не Сталина», опубликованной в сети Интернет по электронному адресу: ***. html, в федеральный список экстремистских материалов.

Вступившее в законную силу решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта сети Интернет (по электронному адресу: ***. html) в единый реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В.Мороз

Мотивированное решение суда составлено 31.03.2017

Напомним, что этот законопроект весной нынешнего года получил положительное заключение Комиссии по вопросам законодательного обеспечения нацбезопасности и противодействию коррупции Совета законодателей РФ.

Но правительство РФ законопроект не поддержало. По его мнению, документ предоставляет правоохранителям «дискреционные полномочия, не соразмерные степени угроз общественной безопасности, что создает предпосылки к нарушению конституционных прав граждан».

С самим документом можно познакомиться. Законопроект размещен в базе законодательной деятельности нижней палаты. Этот пакет документов — совместная работа Законодательного собрания Башкирии и депутата Госдумы Рамзила Ишсарина.

Вот что предлагают авторы нового законопроекта. По их мнению, целесообразно было бы дополнить статью 15.1 закона об информации.

Напомним, в этой статье говорится о ведении Единого реестра запрещенной информации. Новой же частью этой статьи, орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, сможет признать интернет-материал экстремистским на основании заключения эксперта. По этому решению, Роскомнадзор внесет адрес сайта в реестр запрещенной информации. Затем материал будет в России заблокирован.

Сегодня в России действует исключительно судебный порядок — экстремистские материалы блокируются не иначе как через вступившее в силу решение суда. А обратиться в суд может прокуратура

Судя по пояснительной записке к новому законопроекту, действующий сейчас порядок неэффективен. По мнению авторов документа, от обнаружения экстремистского ресурса до его блокировки проходит слишком много времени. А это позволяет вербовщикам продолжать безнаказанно «осуществлять противоправную деятельность и вовлекать новых участников». А еще хозяева таких страниц быстро создают «зеркала» своих ресурсов.

Напомним, что сегодня в России действует следующий порядок — экстремистские материалы блокируются не иначе как через решение суда.

Это касается тех сайтов, которые считаются средствами массовой информации. Интернет-сайты, которые не являются СМИ, включаются в Единый реестр запрещенной информации. Но также только после того, как признаки экстремизма в них увидит суд. Обратиться туда может прокуратура.

По нашему Уголовному кодексу ответственность за публичные призывы к экстремизму прописана в статье 280.

Кстати, расследованием фактов распространения материалов с признаками экстремизма занимаются как органы внутренних дел, так и ФСБ.

А еще в России действует норма, по которой Генеральный прокурор или его заместитель могут инициировать ограничение доступа к отдельным материалам, в которых непосредственно содержатся призывы к экстремизму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *