Проблемы предприятий

Пути решения экономических проблем

Большинство экономических проблем решается за счет экономических возможностей страны или государства, в частности за счет продажи товаров на международном рынке в больших объемах, что дает огромных приток денежных ресурсов в страну.

Проблема выбора продукта производства решается наличием экономического спроса, то есть желанием потребителя. Проблема выбора способа производства решается целиком и полностью производителем, ресурсы будут использованы таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную выгоду производителя. Вопрос выбора потребителя решается в пользу тех групп, которые способны обеспечить доходность операции.

Но в данном случае, прежде чем начать производить и продавать на рынке международного уровня необходимо разрешить вопрос с экономической конкуренцией. Конкуренция – это нормальное и повсеместное явление в мировой практике. Экономическая конкуренция существует на сегодняшний день повсюду, среди предприятий, среди рынков сбыта и между странами.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Абсолютно каждая страна пытается не только выстоять в конкурентной борьбе, но и повысить уровень конкурентоспособности, так как за счет него можно «выиграть», то есть получить дополнительные преимущества в виде большего объема продаж или более высокой цены на товар и т.д.

Если повышать свою конкурентоспособность на рынке, то компания сможет избавиться от большинства экономических проблем, которые тянут экономику вниз, не давая ей полноценно развиваться.

Ввиду этого экономическая конкуренция по праву считается одной из основополагающих проблем современных экономических систем. Если справится с этой проблемой, найти инновационный путь, то вероятнее всего, экономика государства приобретет иной уровень развития и потенциал.

Экономика предприятия

Абсолютно любое предприятие, работающее на рынке, занимается экономическими процессами, связанными с их деятельностью. Экономика предприятий составляет целый комплекс различных мероприятий:

  • Расчет всех финансовых и экономических показателей фирмы. Основным результатам деятельности компании на рынке является его прибыль. Чтобы компания работала в прибыль необходимо заранее определить экономическую политику, с помощью которой будет достигаться прибыль. В основе такой политики, прежде всего, заложен предварительный расчет всех основных экономических показателей: себестоимость, выручка, непредвиденные расходы, текущие затраты и т.д.;
  • Построение ткущих планов. Данные планы необходимы для экономического описания каждого для работы фирмы, приход и расход денежных средств, планируемые объемы продаж и т.д. Текущее планирование – обязательный элемент экономики предприятия;
  • Планирование экономического характера: краткосрочное и долгосрочное. Экономика предприятия подразумевает также строительство планов относительно дальнейшей экономической деятельности организации и ближайшей, расчет всех возможных экономических тенденций, с целью обозначения и выявления потенциала компании;
  • Стратегическое экономическое планирование. В данном случае фирма делает акцент на то, чтобы грамотно распределить экономические ресурсы фирмы для получения максимального экономического эффекта в будущем. Такое планирование подразумевает расчет денежных средств, их эффективность и план использования на время, в течение которого будут достигаться стратегические цели.

Контроль и реализация экономики предприятия

Замечание 2

Экономикой предприятия обычно занимается главный бухгалтер и его помощники. В любом случае, это ответственная деятельность, от которой в целом зависит будущее компании на рынке.

Контроль и оценку экономической деятельности на предприятии осуществляет генеральный директор или другие уполномоченные сотрудники.

Также контроль за грамотностью и правильностью реализации экономики предприятием может осуществлять государственные органы в лице:

  • налоговой службы;
  • судебной власти и других.

Экономика предприятия должна быть законной, правильной и своевременной, все отчеты об экономической деятельности сдаются в контролирующие органы, которые их проверяют, исправляют и т.д.

Экономические проблемы предприятия

Экономические проблемы считаются сами распространенными из проблем компании и сводятся к следующему:

  • Изначальная нехватка капитальных вложений на организацию бизнеса. Данная экономическая проблема касается большинства малых предприятий, фирма в таком случае все равно выходит на рынок, но конкурентоспособность ей составить другим компаниям практически невозможно, так как нет свободных финансовых ресурсов для подъема бизнеса. Нехватка капитала может сказываться на ассортименте товара, на дешевом сырье, на слабой маркетинговой деятельности и т.д.;
  • Недостаток финансовых средств на ведение текущей деятельности. Большинство экономических проблем обусловлено проблемами с текущей деятельностью предприятий. Так, если компания не может профинансировать себя в рамках каждодневного обеспечения, то, скорее всего, это серьезным образом, в целом повлияет на деятельность компании;
  • Слабая поддержка государства предпринимательской деятельности. Высокие налоги, серьезный бюрократический аппарат, строгие условия отчетности – все это негативным образом влияет на экономику предприятия. Также многие из перечисленных негативных тенденций усугубляют работу компании, загоняют ее в кредитную зависимость и т.д.;
  • Слабая инвестиционная деятельность компании. Многие компании, работая на рынке, считают, что инвестиции – это бесполезное занятие, которое не приносит дохода, хотя в реальной жизни, без инвестиций предприятию сложно выйти на новый уровень развития. Инвестиции помогают усовершенствовать экономическую деятельность, сделать ее более эффективной.

Таким образом, экономика предприятия – это обязательный элемент ведения предпринимательства. Она подразумевает целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение экономической политики фирмы.

Замечание 3

В экономике предприятий может существовать множество проблем, но все они вполне решаемые, главное выбрать правильный путь управления.

В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху — ДОВЕРИЕ.

Проблемы российских предприятий, подходы к их решению, причины проблем

А.Л. Шестаков

В настоящее время существует пропасть, которая разделяет применяемые сегодня подходы при решении проблем управления предприятиями от понимания того, какие подходы реально приведут к повышению эффективности систем управления.
Автор ставит перед собой цель проследить зависимость между следующими группами явлений:

    проблемами российских предприятий, которые директора называют основными;
    существующими подходами в решении проблем управления предприятиями;
    истинными причинами болезней предприятий, лечение которых реально привело бы к положительным результатам.

Наглядность такого сопоставления хорошо представлена в таблице, где перечислены проблемы и подходы к их устранению.
Будучи ведущим экспертом премий Правительства РФ в области качества, автор побывал в течение 1998-1999 гг. более чем на 20 предприятиях (большинство промышленных, несколько предприятий, оказывающих услуги), расположенных на Урале, в Сибири, Поволжье, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Москве численностью от 300 до 3-8 тыс. работников.
Руководители этих организаций — лучшие директора в России, поскольку возглавляемые ими предприятия удержали объемы выпускаемой продукции на прежнем уровне, а по некоторым направлениям даже увеличили объемы продаж. Усредненный портрет современного российского директора, возглавляющего успешное предприятие, следующий: умный, болеющий за свое предприятие, опытный, великолепно разбирающийся в технологиях своего производства.
В начале нашей беседы директор обычно не допускает даже мысли о возможности существования управленческих ошибок на его предприятии, он сетует исключительно на правительство, на поставщиков, на своих рабочих, на отсутствие нормальных законов в России. После обсуждения конкретных случаев некачественной работы его предприятия и, в частности аппарата управления, он соглашается с тем, что недостатки в системе управления есть, но утверждает, что хорошо знает проблемы и их причины, полон уверенности, что разберется с теми из них, которые в его силах. Желание директора скрыть проблемы своего предприятия от стороннего взгляда столь естественное и сильное, что вызывает уважение. Иногда, правда, трудно отделаться от ощущения, что это желание того же рода, что и у студента, который стремится скрыть от преподавателя свой уровень непонимания предмета.
Например, многие российские руководители считают отсутствие оборотных средств одной из основных причин всех своих проблем и пытаются лечить ее путем поиска инвестиций или новых заказов. Но на всех этих предприятиях, без исключения, идет значительное дублирование различных операций и функций, а также постоянное пересечение деятельности различных подразделений. По некоторым направлениям деятельности вовсе не учитываются расходы, например, ни разу еще не видел, чтобы где-нибудь в России подсчитали эффективность работы отдела качества или отдела маркетинга. При таком разбрасывании ресурсов, при издержках, которые позволяют себе российские предприятия, никакие оборотные средства не помогут. В российской экономике продолжает действовать принцип натурального хозяйства. Предприятия во времена административно-командной системы заводили вспомогательные производства для того, чтобы обезопасить себя от низкого качества продукции смежников, быстрее и в нужном количестве получать требуемые комплектующие. Сегодня ситуация изменилась, но предприятия не считают эффективность вспомогательных производств, а потому не знают, какие придется закрывать, а какие надо оставить.
Предприятие, получив долгожданные финансовые средства, тратит их на нужды, кажущиеся первоочередными, заключает договоры, не вчитываясь в их текст, не видя в них двусмысленностей и грамматических ошибок. (Первоочередными для руководителей являются расходы на те мероприятия, которые отмечены в 3-м столбце таблицы.) Все руководители уверены, что решить возникшие проблемы в арбитражном суде практически невозможно, жалуются на трудность взимания долгов с неплательщиков, на недобросовестность партнеров, не задумываясь о том, что само предприятие тоже может что-нибудь сделать для уменьшения числа неплатежей, для повышения своевременности платежей.
Фраза из реальной Политики в области качества от 1999 г. одного российского предприятия:
.

№ п.п. Проблемы в формулировке руководителей Подходы и методы, применяемые для устранения этих проблем Реальные причины проблем
1 Ухудшение качествакомплектующих и материалов, поступающих от поставщиков Введение 100%-ного входного контроля. Внедрение системы оценки поставщиков, попытки ранжировать поставщиков Отделы снабжения предприятий находятся вне систем управления. Отсутствует сотрудничество с поставщиками по созданию у них эффективных систем качества для повышения качества их продукции и снижения ее себестоимости
2 Слабая подготовка руководителей различных уровней в вопросах менеждмента. Недостаток менеджеров Курсы общего менеджмента. Подбор новых менеджеров Отсутствие четких требований к результатам работы менеджеров. Контроль управленческой деятельности проводится от случая к случаю
3 Отсутствие управленческого учета. Деятельность аппарата управления непрозрачна. Автоматизация привела к лишним неоправданным расходам Автоматизация финансовохозяйственной деятельности предприятий с помощью своих программистов либо с помощью приобретения информационных технологий Бизнес-процессы не описаны, не определены ключевые процессы. Предприятия не ориентированы на управление процессами. Не определены все виды расходов, нет системы учета издержек. Система учета не соответствует требованиям: не подсчитаны многие типы затрат на
4 Недостаток оборотных средств Создание дочерних фирм. Оптимизация налогообложения. Поиск инвестиций. Продажа и сдача в аренду недвижимости и оборудования Неэффективная система управления качеством. Дублирование операций, функций и производств порождает чрезмерные расходы, невероятные издержки
5 Постоянный пересмотр организационной структуры не приводит к положительным результатам Создание новых отделов, дробление или укрупнение существующих подразделений Принципы управления не пересмотрены. Используется на всех российских предприятиях самый неэффективный тип организационной структуры — функциональный
6 Уменьшение числа потребителей некоторых видов продукции Усиление отдела сбыта. Сертификация системы качества по ИСО 9001. Поддержка убыточных производств за счет бюджетов различного уровня Незнание предприятием проблем и пожеланий своих потребителей. Отсутствие обратной связи с потребителями. Не определены:
полный перечень потребителей;
все типы продуктов предприятия;
секторы и рыночные ниши, занимаемые продукцией
7 Нечетко определена ответственность руководителей Разработка матрицы ответственности на основе существующей организационной структуры Не определены и не измеряются количественные и качественные показатели деятельности менеджеров. Не установлены требования к работе управленцев
8 Неравномерное распределение ресурсов среди подразделений и направлений деятельности Волюнтаристическое администрирование при перераспределении ресурсов между расходами различных подразделений Борьба отделов друг с другом за ресурсы. Отсутствуют учет и контроль расходования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия
9 Оборудование изношено и морально устарело Приобретение нового оборудования Не измерена производительность существующих производственных участков и оборудования. Не исследуется предполагаемая эффективность закупаемого оборудования
10 Длительный цикл разработки новой продукции Приобретение информационных технологий в области проектирования Проектный стиль управления неизвестен. Отсутствует практика управления процессами
11 Низкие цены на продукцию российских предприятий. Выпуск морально устаревшей продукции Создание отдела маркетинга для поиска потенциальных клиентов. Проведение выставок и издание рекламных материалов Длительный цикл разработки новой продукции. Эффективность рекламных мероприятий не прогнозируется, не оценивается
12 Руководство предприятия не является дружной командой Тренинги и деловые игры с целью образования команды руководителей Цели руководителей различны и не согласованы. Отсутствует стратегия предприятия
13 Недостаток у работников информации о деятельности их предприятия Приобретение информационных технологий для автоматизации документооборота Отсутствие обратной связи с персоналом. Руководство не знает об информационном голоде сотрудников. Отсутствует практика учета мнений персонала
14 Частая смена посредников-поставщиков Постоянный поиск новых поставщиков Отсутствует контроль собственников предприятия за процессами закупок
15 Неплатежи Взаимозачеты. Бартер. Внедрение заменителей денег Редко и не полностью проводится . Неэффективная организационная структура не позволяет оперативно принимать решения и управлять ситуацией
16 Плохие законы, слабое правовое поле. Всевластие надзорных, регулирующих, а также сертифицирующих органов. законы зарубежных рынков по отношению к российской продукции Считается почти невозможным решить эту проблему на уровне предприятия. (АО из Новгорода имеет три сертификата на свою систему качества от трех разных органов — двух российских и одного зарубежного) Отсутствие культуры работы с текстами различных документов. Отношение к документированию как к процессу, который не стоит смешивать с непосредственной деятельностью. Допустимо руководителю не информировать персонал по основным вопросам. Отсутствуют попытки решить проблемы до их возникновения, например, ИСО 9001:2000 будет внедряться в России с таким опозданием, которое окончательно закроет для России экспорт продукции
Следующие проблемы, на первый взгляд, не связанные между собой, являются следствием всех вышеперечисленных, но руководители часто называют их как факторы, которые мешают развитию системы управления:
17 Низкое качество выпускаемой продукции Поиск инвестиций. Соотношение доходов и ответственности у рабочих и руководителей обратно пропорционально, что не позволит повысить качество выпускаемой продукции, не даст построить эффективную систему управления предприятием
18 Российские работники недовольны, прежде всего, низкой зарплатой, из-за чего и не хотят повышать качество продукции Приобретение нового оборудования. Поиск новых заказчиков. Ужесточение контроля изготовления продукции

Такого рода творчество можно найти во многих документах. Любой российский работник знает, что . Такие же странные фразы можно найти в любом тексте договора между российскими предприятиями. Объединяет любую политику по качеству и любой договор в России то, что эти документы не влияют на производство и не нужны персоналу, что великолепно отражает цитируемая фраза.
Рассмотрим таблицу соответствия причин, подходов и проблем. Некоторые проблемы одновременно являются причинами других проблем, они расположены в разных столбцах и в разных строках таблицы. Проблемы помещены в таблице в случайной последовательности, задача определения приоритетов проблем автором пока не поставлена. Перечень проблем, скорее всего, неполон, поскольку в таблице помещены только те из них, которые чаще всего звучали из уст руководителей. Автор не дает оценок эффективности методов и подходов, помещенных в 3-м столбце таблицы. Отличия между иллюзиями руководителей в вопросах улучшения систем управления (2-й столбец) и эффективными подходами (3-й столбец) предлагаю определять самим читателям.
В таблице сосуществуют понятия и , так как сегодня при обсуждении вопросов управления качеством говорить можно и нужно уже не о , а более широко о . Любые управленческие проблемы касаются сегодня вопросов управления качеством. Вся деятельность по созданию и развитию систем качества предприятий сливается с развитием систем управления этими предприятиями.
Отсутствие поддержки отечественного производителя со стороны правительства и парламента, как проблема наших предприятий, которую руководители называют одной из основных, не имеет отражения в таблице. Это серьезная проблема, но ее решение находится не на уровне предприятий.
Сегодня руководители мыслят только в категориях 2-го столбца таблицы. Во время бесед с ними я пытался рассказывать о наличии подходов иного рода, но ни разу не был понят. Улучшение систем управления происходит исключительно с помощью старых, непроверенных методов, которые никогда еще никому не помогали.
Сегодня российские руководители управляют людьми и деньгами, и не знают, что их управление будет эффективным только тогда, когда они будут управлять процессами и проектами. Управление процессами и проектами, без которых немыслимы эффективные системы управления во всем мире, порождены рыночными отношениями, равноправной конкурентной борьбой.
Далеко не во всех отраслях промышленности в России существуют рыночные отношения. Не все российские предприятия поставлены в условия равной конкуренции. Такое неравенство приводит к следующим результатам:

    предприятия, которым вместо реальной помощи оказывается спонсорство (например, столичным автозаводам), совершенно не заинтересованы развивать свою систему управления, и не делают многого из того, что отмечено в 3-м столбце таблице;
    монополисты занимаются только тем, что отмечено во 2-м столбце таблицы;
    все остальные предприятия фактически находятся в жесточайших рыночных условиях, имеют стимул для развития своих систем управления, первыми начнут применять отмеченные в 3-м столбце подходы.

В любой точке земного шара невыполнимая задача — внедрение эффективных систем управления при отсутствии конкуренции. Поэтому системы управления некоторых московских промышленных предприятий, которым власти изо всех сил помогают не закрывать убыточные производства, заметно отстают в своем развитии от систем управления аналогичных предприятий других российских городов. Региональные власти, если и хотят поддержать местное неэффективное предприятие, то не могут этого сделать из-за отсутствия средств, что приводит к более интенсивному освоению современных методов управления в провинции по сравнению с некоторыми московскими предприятиями.
Существующие в России системы управления неэффективны, а существующие подходы по улучшению систем управления абсолютно неэффективны. Проблемы российских предприятий никогда не будут решены при нацеленности системы управления на устранение следствий, а не истинных их причин.
Зарубежные предприятия непрерывно модернизировали свои системы управления на протяжении достаточно длительного времени, последовательно решая вопрос за вопросом, проблему за проблемой. Российским предприятиям сегодня предстоит решить несколько более сложную задачу: одновременно улучшить систему управления по всем направлениям, в первую очередь, изменяя принципы управления. Придется применить все подходы одновременно, сделать ЗАЛП всеми известными миру инструментами по всей системе управления.
Практика показывает, что в начале деятельности по улучшению неэффективных систем управления сразу можно достичь очень хороших результатов, позволяющих быстро изыскать ресурсы для продолжения более затратных вложений в улучшение систем управления. Затраты и издержки на российских предприятиях так велики, что простой контроль некоторых управленческих операций дает фантастический эффект.
Таким образом, надо:

    начать с контроля системы управления;
    получить в начале стартовые ресурсы для более глубокой перестройки системы управления;
    планировать одновременные улучшения по всем запущенным управленческим проблемам.

В ситуации одновременного применения всего арсенала менеджмента есть свои плюсы для российской промышленности, поскольку мы обладаем информацией о некоторых ошибках зарубежных фирм, совершенных на пути улучшения систем управления, и российские предприятия должны учесть этот опыт.
Осуществить такой залп и учесть мировой опыт предприятия смогут только при помощи высококвалифицированных консультантов по вопросам управления.
Заключение
Для достижения современного уровня управления необходимо использовать адекватную консультационную помощь, позволяющую быстрее устранять истинные причины управленческих проблем. Спрос российских предприятий на управленческое консультирование невелик, и единственное, что про него можно сказать, он немного начал расти после августа 1998 г.
Консультационные фирмы в России есть, но они занимаются тем, что помогают устранять не причины, а следствия. Зарубежные консультационные фирмы нам сегодня не помогут, хотя применяемые ими подходы обозначены в 3-м столбце, но мы не готовы сегодня к восприятию новых методов. Невозможно в одночасье перестроиться и начать применять подходы иного уровня. Мы не сможем быстро осуществить такое превращение. Нам, как минимум, нужно время на осмысление того, что существующие принципы управления необходимо пересмотреть. К тому же управленческое консультирование в условиях, когда соотношение доходов работника к его ответственности обратно пропорционально такому же соотношению у руководителя, не может принести эффекта и является затратным мероприятием.
Осталось немного времени до того момента, когда число промышленных рабочих уменьшится в России в несколько раз (за счет ухода на пенсию работающих и отсутствия притока новых рабочих), произойдет реструктуризация промышленности, мы потеряем некоторые отрасли промышленности. Произойдут изменения, которые по своим последствиям окажутся более значительными, чем последовавшие за уничтожением российского крестьянства в середине ХХ в.
Продолжая решать проблемы с помощью неверных подходов, мы приведем не только промышленность в иное качественное состояние. Общество российское претерпит серьезнейшие изменения. Изменится культура, которая сегодня во многом сформирована индустриализацией страны. Мы будем долго расплачиваться за неверные предыдущие решения. Продолжая применять в области управления нерезультативные подходы, мы придем к разрушению некоторых отраслей промышленности, которые были в свое время построены на костях крестьянства. Уничтожение крестьянства в свое время также произошло из-за решения проблем несоответствующими методами.
Иными словами, все не так серьезно, как кажется автору, все гораздо серьезнее.
Объявляется коренной пересмотр принципов управления!

Подготовлено по материалам РИА «Стандарты и Качество»

Также на сайте:
Примут ли российские предприятия новую версию МС ИСО 9000?

По итогам общей диагностики был разработан детальный план организационных изменений, предусматривающий как локальные, так и системные решения всех проблем предприятия. К локальным решениям относятся конкретные меры, направленные на решение одной или нескольких частных проблем. Частные проблемы относятся к определенным сотрудникам, подразделениям или бизнес-процессам и, как правило, служат проявлением общих организационных проблем. Например, частная проблема «Несвоевременная передача информации между отделом продаж и экспортным отделом приводит к задержкам в оформлении таможенных документов и в отправке грузов» есть проявление общей проблемы «На предприятии не отлажено четкое внутрифирменное взаимодействие – происходят сбои и ошибки в обмене информацией и нарушение требований смежных подразделений». Разработка и внедрение локальных решений дают относительно быстрый и очевидный эффект, но имеют ограниченное влияние на работу организации. Примеры локальных решений некоторых проблем приведены в таблице.

Проблема

Локальное решение

Ошибки в планировании запасов приводят к нехватке «ходовой» продукции либо к образованию неликвидов на складе.

Разработать и внедрить методику автоматизированного планирования буферных запасов готовой продукции на основе анализа статистики, планов продаж и текущего потока заказов от клиентов.

Отдел продаж несвоевременно оповещает склад об изменениях в заказах клиентов – возникают вынужденные ошибки в планировании запасов и образуются неликвиды.

Разработать регламент взаимодействия и обмена информацией между отделом продаж и складом.

Программа 1С не отслеживает перемещение продукции между технологическими переделами — невозможно отследить процесс выполнения заказа.

Провести анализ функций информационной системы 1С и доработать ее в соответствии с требованиями подразделений.

Менеджеры отдела продаж не мотивированы на качество обслуживания клиентов, уменьшение дебиторской задолженности и развитие клиентской базы предприятия.

Разработать новую систему оценки результатов и материального стимулирования менеджеров отдела продаж.

Управленческие решения на предприятии принимаются без достаточного экономического обоснования и анализа альтернативных вариантов действий.

Провести тренинг с руководителями предприятия и подразделений по методам принятия управленческих решений и проведения проблемных совещаний.

Системные решения – это инструменты управления, направленные на профилактику и решение общих проблем организации. Например, для устранения указанной выше проблемы внутрифирменного взаимодействия были предложены два системных решения: 1) определение служебных функций всех подразделений и работников с помощью продуктного метода и 2) описание и формализация первичного и управленческого документооборота предприятия. Примеры других системных решений: разработка системы управления эффективностью работы; разработка гибкой системы оплаты труда по индивидуальным и коллективным результатам работы; разработка комплексной программы нематериального стимулирования персонала; разработка программы развития организационной культуры; формирование управленческой команды; внедрение методов и инструментов бережливого производства; разработка системы управления знаниями и др. Разработка и внедрение системных решений требуют больших затрат времени и ресурсов, однако приводят к серьезным качественным изменениям и оказывают глубокое влияние на деятельность всей организации.

Таким образом, общая диагностика предприятия направлена на определение всего комплекса организационных проблем и выявление их причин. Это главное. Вместе с тем, диагностика позволяет получить ряд важных дополнительных результатов. К ним относятся: новая ценная информация о состоянии организации; «размораживание» организации, снижение сопротивления переменам, запуск процесса организационных изменений; повышение управленческой квалификации руководителей, переосмысление собственного управленческого опыта, ошибок и достижений; практические рекомендаций по развитию компании, детальный план организационных изменений. Общая диагностика предприятия служит мощным инструментом организационного развития и формирует основу для принятия важных стратегических решений и преобразования организации.

Более подробно о процедуре и результатах организационной диагностики Вы можете прочитать в моей статье: Кулагин О.А. Общая диагностика предприятия, или Как проникнуть в душу организации. – Журнал «Бизнес-ключ», №5-6, 2009.

УДК 664(045)

Проблемы и перспективы производства оборудования

для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России

С. Н. Серёгин, д-р эконом. наук, профессор; А.В. Корниенко, д-р с.-х. наук, член.-корр. РАН; Н. А. Фролова, аспирант

Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, Москва

Переход к рыночной экономике четверть века тому назад сопровождался резким спадом производства многих видов пищевой продукции, разрывом налаженных производственно-экономических связей между отраслями и предприятиями — поставщиками сырья, оборудования и различными вспомогательными материалами. И на первом этапе рыночных преобразований недостаток продовольствия на внутреннем рынке покрывался импортом.

Для изменения данной ситуации требовалось создание современной производственно-технологической базы пищевой и перерабатывающей промышленности на новой основе. Чтобы обеспечить высокую конку-

рентоспособность продукции национальных производителей, необходимо было разработать инновационные технологии, применить ресурсосберегающие виды технологического оборудования.

Машины и оборудование, составляющие около 43% общей стоимости основных производственных фондов, срок службы которых различен в зависимости от их вида, требуют постоянного обновления на условиях ускоренной амортизации, как это делается в индустриально развитых странах. Ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности компаний, выпускающих пищевую

продукцию, и позволяет им за счет диверсификации производства занимать новые рынки сбыта своей продукций в различных странах мира.

Упущенное время для проведения преобразований машиностроительных заводов для выпуска современных видов технологического оборудования, утрата большей части машиностроительной базы, которая осталась на территории бывших республик СССР, снижение спроса на российское оборудование со стороны отечественных компаний — все эти факторы способствовали тому, чтобы внутренний рынок технологического оборудования наполнился импортом. Процесс замены собственного оборудования на импорт опо-

средовано поддерживался государством, которое обеспечивало режим наибольшего благоприятствования для зарубежной продукции, аналоги которой не выпускались в России.

Перед российским агробизнесом стояла важная задача: укрепить свои позиции на внутреннем рынке, повысить свою конкурентоспособность, снизить производственные издержки, энегозатраты на действующих предприятиях. Это требовало установки современных видов технологического оборудования при строительстве и модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В основном применялось импортное оборудование, как правило, более технологически сложное и высокопроизводительное по сравнению с аналогами российского производства. Среди сегментов рынка с высокой долей иностранного оборудования можно назвать: оборудование для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94,0% в 2016 г.), оборудование для сахарной промышленности (81,0 %), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79,0%), оборудование для молочной промышленности (70,0%).

На сложившуюся ситуацию — массовый импорт технологического оборудования практически для всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности — государство практически не реагировало. В основном решались первоочередные задачи: увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия для насыщения внутреннего рынка. Этот период также характеризовался активным привлечения иностранных инвестиций в развитие отраслей промышленности, многие предприятия перешли под иностранную юрисдикцию, что предоставляло им широкие возможности для импорта технологического оборудования.

Но наступил 2014 г. Страны Запада и США ввели санкции в отношении России, в этот период государство взяло на вооружение термин «им-портозамещение», хотя и раньше было понятно, что проблемами собственного производства продукции АПК необходимо активно и предметно заниматься. Санкции ограничили нам доступ к финансовым ресурсам, зарубежным технологиям, многим видам оборудования. Но именно эта ситуация заставила государство по- новому взглянуть на состояние дел в агропромышленном комплексе и обеспечение продовольственной безопасности страны. Как следствие, 21 июля 2016 г. президентом России был подписан Указ № 350 «О мерах по реализации государственной

научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», а через год постановлением правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 утверждена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 гг. В этих документах указывалось на необходимость самостоятельно разрабатывать и производить в собственное технологическое оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности страны.

В структуре внутреннего потребления машин и оборудования на российском рынке за период 2005 — 2014 гг. наблюдался ускоренный рост (в 2,3 раза) объемов импорта машиностроительной продукции для пищевой и перерабатывающей промышленности и в 2015 г. доля импорта достигла 88,7%.

В настоящее время по разным оценкам из более чем 6,5 тыс. видов технологического оборудования, используемого на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, отечественной машиностроительной промышленностью выпускается не более двух тысяч наименований.

В 2016 году объем российского рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составил 93,6 млрд руб. (в текущих ценах, без учета комплектующих), увеличившись на 15,0% в годовом выражении.

Наиболее крупными сегментами рынка являются: оборудование для производства пищевых продуктов (34,0% суммарного объема в 2016 г., в том числе для мукомольной промышленности — 6,0%, молочной промышленности — 5,0%), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (34,0%).

К сегментам с наиболее высокой долей российской продукции относятся: хлебопекарное оборудование (65,0%), оборудование для общественного питания и торговли (64,0%), холодильное оборудование.

Основными поставщиками оборудования в Россию являются крупные европейские производители, в частности из Германии (20,4% общего объема импорта в 2015 г., 26,7% -в 2016 г.) и Италии (19,2% в 2015 г. и 23,4% в 2016 г.). Кроме того, растет импорт оборудования из Китая (с 2,2% в 2014 г. до 4,1% в 2016 г.), что во многом обусловлено ценовым преимуществом китайской продукции, а также открытием в Китае заводов европейских и американских производителей.

В 2016 г. импорт оборудования составил 750 млн руб., в том числе на фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование при-

шлось 39,0%, оборудование для животноводства — 18,0%, на холодильное оборудование — 15,0%.

Таким образом, отечественный рынок машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в целом характеризуется доминированием иностранных компаний, что связано с низким уровнем таможенно-тарифной защиты рынка. Импортные пошлины на комплектующие составляют до 10,0% таможенной стоимости, многие виды оборудования освобождены от уплаты ввозных пошлин. В результате доля импортной техники в среднем за последние 5 лет составила 70,0%, а в отдельных сегментах рынка отечественные производители практически не представлены. Так, например, в сегменте оборудования для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности средняя доля иностранных компаний в 2012 — 2016 гг. достигала 91,0%.

При этом распределение рыночных долей между отечественными и иностранными компаниями зависит, прежде всего, от особенностей потребляющих отраслей. Крупные российские компании пищевой промышленности в целом предъявляют спрос на иностранное оборудование (в том числе бывшее в использовании), как правило, располагая для этого финансовыми ресурсами. Учитывая высокий уровень конкуренции на рынке пищевых продуктов, производители ориентированы на максимально высокий уровень качества собственной продукции, поэтому основным критерием выбора производственных мощностей являются их технико-технологические характеристики.

И вследствие этого в большинстве случаев основными потребителями российского оборудования во многих сегментах пищевой промышленности являются малые и средние предприятия, чаще использующие более доступные по цене отечественные машины.

Дисбаланс между собственным производством и импортом требовал «силового решения» данной проблемы со стороны государства. Ведь сохранение отечественной машиностроительной базы для эффективной переработки сельхозсырья с минимальными затратами — императив устойчивого обеспечения внутреннего продовольственного рынка продуктами российского производства. Обеспечение российских предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности современным и высокотехнологичным оборудованием является необходимым условием роста конкурентоспособности выпускаемой продукции, сохранения про-

Ч ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПАКОВКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

ТЕМА НОМЕРА ■

довольственной безопасности страны и развития экспортного потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модернизация технико-технологической базы предприятий пищевой промышленности на основе применения современных видов оборудования позволит увеличить глубину переработки сельскохозяйственного сырья и тем самым снизить их негативное воздействие на окружающую среду, значительно повысить рентабельность производства.

Устойчивое развитие отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности обеспечивает возможность расширения ассортимента вырабатываемой продукции с меньшими издержками, расширяет круг отечественных компаний (особенно в части малого и среднего бизнеса), формирует стабильный спрос на научно-исследовательские и конструкторские разработки, поддерживая и стимулируя рост уровня технологического развития экономики.

Именно в силу указанных причин Минпромторг России в ноябре 2017 г. разработал проект Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 г., который был представлен на публичное обсуждение для учета мнений и дополнений экспертного сообщества.

Проектом Стратегии предусматривается разработка оборудования для следующих отраслей промышленности:

• мукомольно-крупяная и оборудование для элеваторов;

• хлебопекарная и макаронная промышленность;

• кондитерская промышленности;

• м олочная пром ышленность;

• мясная, в том числе птицеперерабатывающая промышленность;

• плодоовощная и консервная промышленность;

• рыбоперерабатывающая промышленность;

• масложировая промышленность;

• сахарная промышленность;

• крахмалопаточная промышленность;

• производство продуктов детского питания;

• пивобезалкогольная и винодельческая промышленность;

• спиртовая и ликероводочная промышленность;

• дрожжевая промышленность;

• оборудование для соляной промышленности.

Также в документе указаны направления разработки оборудования для отраслей, не имеющих никакого отношения к пищевой промышленности, например, оборудование для комбикормовой промышленно-

сти, животноводства, общественного питания и торговли и др.

В проекте Стратегии большое внимание уделяется разработке оборудования для представителей мелкого и среднего бизнеса в отдельных сегментах рынка. По замыслу разработчиков данного документа, именно эта категория предпринимательства будет оказывать позитивное влияние на динамику развития рынка технологического оборудования.

Анализ ситуации в машиностроительной отрасли показывает, что в настоящее время в этом секторе народного хозяйства работают более 270 предприятий расположенных в 51 субъекте Российской Федерации. Объем производства отрасли в 2016 г. составил 28,2 млрд руб. При этом в 2016 г. впервые за 5 лет наблюдался рост объемов производства отечественного оборудования (+42,0% к 2015 г.), что, с одной стороны, было вызвано ростом стоимости импортной продукции, с другой -ростом доходов в потребляющих отраслях, благодаря этому производилась модернизация основных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Общая численность занятых на предприятиях отрасли в 2016 г. составила более 14 тыс. чел. Средний уровень заработной платы в 2016 г. — 32,5 тыс. руб., что ниже среднего уровня по экономике (36,7 тыс. руб.).

Критическое отставание отечественной промышленности от иностранных аналогов в области технологического оборудования связано в первую очередь с недопустимо низким уровнем расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В выручке компаний отрасли в 2016 г. Доля затрат на НИОКР составила 0,2%, что значительно ниже уровня аналогичного показателя у иностранных производителей (около 2,0%). При этом большинство российских компаний за последнее время не осуществляли конструкторские разработки, что привело к общему снижению доли затрат на НИОКР с уровня в 0,6% в 2014 г. Низкая инновационная активность российского бизнеса и государства в среднесрочной перспективе может привести к существенному сокращению объемов производства и рыночной доли российских компаний.

Но, несмотря на существенное отставание отечественного машиностроения, здесь сохраняется определенный кадровый и технический потенциал, который при активной поддержке государства можно реализовать в среднесрочной перспективе для производства современных видов технологического оборудования.

Реализация отечественного потенциала потребует от государства протекционистских мер, чтобы снизить риски, обусловленные внешними и внутренними факторами следующего характера:

• наличием низких таможенно-тарифных барьеров на импорт большинства машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности;

• низким уровнем поддержки проведения НИОКР как со стороны государства, так и отечественного бизнеса;

• наличием существенной доли поставок иностранного оборудования, бывшего в использовании;

• высокой конкуренцией со стороны крупных международных компаний-лидеров глобальной отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• низкой заинтересованностью инжиниринговых компаний в использовании отечественных машин и оборудования.

Здесь следует отметить, что начиная с 2017 г. государственная поддержка производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности оказывается в виде предоставления субсидий в размере 15% от стоимости оборудования при продаже его со скидкой конечным покупателям. Планируется, что реализация данного механизма в последующие годы позволит нарастить объемы производства отечественного пищевого оборудования, существенно увеличив его долю на внутреннем рынке.

Корректировка существующих и разработка новых мероприятий по поддержке внутреннего спроса, стимулированию проведения НИОКР, приобретения современного оборудования и создания новых производств в отрасли обеспечит положительную динамику показателей развития машиностроительных предприятий, расширение номенклатуры выпускаемого оборудования и повышение его качества. Это в свою очередь спровоцирует увеличение спроса на продукцию отечественного пищевого машиностроения как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.

При этом следует понимать, что речь не идет о том, чтобы отгородиться от внешних рынков железным занавесом. Наоборот, необходимо изучать зарубежный опыт и лучшее из этого опыта применять в отечественной практике. А опыт промышленно развитых стран показывает, что рынок машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется следующими техническими и технологическими тенденциями:

• автоматизация работы и снижение влияния человеческого фактора;

• сокращение использования энергетических ресурсов;

• повышение глубины переработки сырья и переход на безотходное производство;

• увеличение производственной мощности оборудования;

• повышение компактности и модульности;

• развитие системы удаленного обслуживания;

• повышение уровня экологично-сти оборудования.

По предварительным прогнозам, объем мирового рынка машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности к 2030 г. увеличится в 2,8 раза по отношению к уровню 2016 г. до 157 млрд долл. США (среднегодовой темп прироста составит 7,5%). Основными потребителями оборудования очевидно будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, доля которых на мировом рынке с 2016 по 2030 гг. увеличится с 47,0% до 55,0%, главным образом, за счет роста рынков Индии и Китая. При этом рост спроса на оборудование в развитых странах замедлится, что связано с завершением цикла технологического перевооружения (в результате доля Северной Америки и Западной Европы в общем объеме рынка снизится на 9 процентных пунктов и к 2030 г. составит 22,0%).

Проектом Стратегии к 2030 г. предусматривается обеспечить рост объемов реализации отечественной продукции в 3 раза и довести долю отечественных машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности на внутреннем рынке до 62,0%, нарастить экспорт отечественных машин и оборудования на 10,0% ежегодно, увеличить долю затрат на проведение НИОКР в общем объеме выручки предприятий машиностроения не менее чем до 2,0%.

Суммарный объем российского рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в постоянных ценах к 2030 г. достигнет 122 млрд руб. (среднегодовой темп роста с 2016 по 2030 гг. составит 2,0 %).

Решение государства о разработке Стратегии вполне закономерно и совпадает с курсом, обозначенным президентом Российской Федерации В.В. Путиным (26.04.2017 г., Москва, Совещание с членами Правительства по вопросам импортоза-мещения): «…Крайне важно учитывать интересы потребителей. Отечественная продукция должна быть конкурентоспособна как по цене, так и по качеству, соответствовать мировым требованиям и стандартам.», -сказал президент.

В тоже время в проекте новой Стратегии нет анализа выполнения мероприятий, которые были предусмотрены в утвержденной ранее Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. А ведь именно они должны были быть положены в основание нового документа.

С учетом вышеизложенного следует отметить следующее замечания и предложения, которые необходимо внести в процессе доработки Стратегии, прежде чем она будет представлена в правительство на утверждение:

1. Представленный проект Стратегии носит поверхностный и декларативный характер без анализа состояния промышленности, ее размещения на территории России и специализации отдельных предприятий отрасли.

2. Закладываемый среднегодовой темп роста с 2016 по 2030 гг. в 2,0% явно недостаточен в условиях более высокого планируемого роста отечественного АПК для эффективной переработки сельскохозяйственного сырья, притом, что среднемировые темпы прогнозируются на уровне 7,5%.

3. В Разделе II «Область распространения Стратегии» представлены направления развития, некоторые из которых не имеют отношения к сфере пищевой и перерабатывающей промышленности (оборудование для комбикормовой промышленности, животноводство и т.д.). Оборудование для производства пельменей и равиоли относится к мясной промышленности и не требует дополнительного включения в Стратегию.

По нашему мнению, необходимо сосредоточиться в Стратегии на разработке тех видов оборудования, которые необходимы для выпуска социально значимых продуктов питания, это позволит сконцентрировать ресурсы для разработки и выпуска современных конкурентоспособных видов технологического оборудования.

4. Сомнительно утверждение, высказанное разработчиками Стратегии, относительно того, что в ближайшей перспективе значительно увеличится количество людей, которые будут питаться в ресторанах и кафе, что, по мнению разработчиков Стратегии, требует создания соответствующего оборудования. Это направление не имеет отношения к пищевой промышленности.

5. Непонятно какие перспективы ожидает 270 предприятий промышленности на рассматриваемый период Стратегии, если их годовой объем выпуска продукции в 2016 г. составил 28,2 млрд руб. или в пересчете на одно предприятие — 104 млн руб.

В этой связи следовало бы в Стратегии рассмотреть проблему специализации и кооперации с аналогичными предприятиями в рамках ЕАЭС. Это позволило бы более эффективно использовать имеющийся экономический, технический и кадровый потенциал отечественных предприятий.

6. Необходимо установить запретительные барьеры на ввоз в Россию технологического оборудования, которое демонтируется в процессе закрытия и модернизации предприятий в промышленно развитых странах. Подобные подходы снижают эффективность отечественных предприятий и не позволяют на равных конкурировать с зарубежными компаниями.

7. Существующая государственная поддержка предприятий, выпускающих оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности, достигнет своей цели только в случае, если будут установлены определенные ограничения на импорт аналогичных видов технологического оборудования отечественного производства.

8. Отсутствие в проекте Стратегии обобщенного экономического анализа состояния промышленности отразилось на показателях и индикаторах (Приложение 1), где указано только процентное изменение объема производства оборудования, что приводит к размыванию целевых установок и в дальнейшем не позволит проводить мониторинг результативности мероприятий Стратегии.

9. В Стратегии не нашел отражения вопрос, касающийся развития компонентной базы машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, а также высокой и исключительной импортозависи-мости по данному направлению.

В проекте Стратегии должен быть представлен анализ рисков, связанных с закрытием рынка импортных комплектующих и импортного оборудования в целом, ростом курса иностранных валют, укрепления российского рубля, а также мероприятия по нивелированию данных рисков.

10. В проекте Стратегии в качестве ключевого критерия выбора крупными российскими компаниями пищевой промышленности оборудования обозначаются его технологические характеристики, поэтому крупный бизнес в целом предъявляет спрос на иностранное оборудование (соответствующее предъявляемым крупными компаниями требованиям).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребителями российского оборудования (менее технологичного и более доступного по цене) определены малые и средние предприятия.

По нашему мнению, обозначенный в Стратегии стереотип субъектов МСП,

Ч ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПАКОВКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

ТЕМА НОМЕРА ■

которым следует «довольствоваться» несовременными и менее технологичными средствами производства, необходимо пересматривать. В настоящее время субъекты МСП в агропромышленном комплексе являются полноправными участниками, задающими тон не только в производственной, но и в перерабатывающей сфере. Более того, в свете активной работы по развитию сельскохозяйственной кооперации (осуществляемой во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. от 05.12.2016 № Пр-2346) и, как следствие, объединения субъектов МСП в крупные организационные формирования, конкурирующие с крупными игроками, необходимо изначально формировать возможность их оснащения конкурентоспособным и высокотехнологическим оборудованием. Поэтому Стратегия должна ориентироваться на использование дополнительных мер по развитию конкуренции в отрасли (а не «поддержание» сформированных компетенций), выпуску высокотехнологичного и производительного оборудования, востребованного российскими потребителями.

Разработчики Стратегии должны опираться на перспективы использования кооперационных принципов как потребителями оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, так и непосредственно производителями оборудования (т. е. на развитие производственной кооперации).

11. В проекте Стратегии при отражении государственной поддержки уделяется внимание инструменту субсидирования машиностроителей в размере 15% от стоимости оборудования при продаже его со скидкой конечным покупателям.

Представленный механизм государственной поддержки носит компенсационный характер — субсидии выделяются на покрытие т. н. «выпадающих доходов» машиностроителей от продажи оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности со скидкой.

В ходе проведения мониторинга, как выполняются мероприятия Стратегии, предложенный механизм субсидирования впоследствии может быть переориентирован на возвратные механизмы, такие как федеральный лизинг и льготное кредитование.

12. Стратегия должна содержать четко измеримые целевые индикаторы. В то же время в текущей редакции индикаторы представлены в относительных показателях (процентах к базовому году, без указания единиц измерения базы — количественный или денежный эквивалент). Методика расчета индикато-

ров не представлена, более того, ее разработка запланирована на II квартал 2018 г. В связи с чем возникает закономерный вопрос: как все-таки формировались целевые индикаторы Стратегии.

В текущей версии Стратегии также нет информации о планируемых источниках и объемах финансирования предлагаемых мероприятий.

Учитывая вышесказанное, считаем, что необходимо доработать проект Стратегии с учетом изложенных замечаний и предложений, с целью удовлетворения потребности отечественных производителей в востребованном оборудовании, используемом в пищевой и перерабатывающей промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

2. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р.

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства».

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

6. Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 гг.».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы и перспективы производства оборудования для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России Ключевые слова

конкурентоспособность сельхозпродукции; национальные производители, пищевая продукция, ресурсосберегающее отечественное оборудование Реферат

Укрепление позиций российского агробизнеса на внутреннем рынке и повышение его конкурентоспособности требовало установки современных видов технологического оборудования при строительстве и модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Как правило, при проведении этих мероприятий применялось в основном импортное оборудование. Проведение сбалансированной технической политики в обновлении основных производственных фондов предприятий обеспечивало российскому бизнесу повышение эффективности производства за счет снижения издержек производства, энергозатрат, сокращения производственного персонала на действующих предприятиях. В настоящее время по разным оценкам из более чем шести с половиной тысяч видов технологического оборудования, используемого на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, отечественной машиностроительной промышленностью выпускается не более двух тысяч наименований. Среди сегментов рынка с высокой долей иностранного оборудования: оборудование для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94,0% в 2016 г.), оборудование для сахарной промышленности (81,0%), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79,0%), оборудование для молочной промышленности (70,0%). Сложившийся дисбаланс между собственным производством и импортом требовал «силового решения» данной проблемы со стороны государства для сохранения отечественной машиностроительной базы как ключевого императива решения проблем эффективной переработки сельскохозяйственного сырья с минимальными затратами и устойчивого обеспечения внутреннего продовольственного рынка продуктами российского производства. Именно в силу указанных причин Минпромторг России в ноябре 2017 г. разработал проект Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 г., который был представлен на публичное обсуждение для учета мнений и дополнений экспертного сообщества. Авторы

Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, 109316, Москва, ул. Талалихина, 26, pr@vniimp.ru

Problems and Prospects of Equipment Production for Food and Processing Industry in Russia

Key words

competitiveness of agricultural products; national producers; food products; resource-saving domestic equipment

УДК: 338.45 (470) ГРНТИ: 64.01

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Е. А. Тремиля, О. Н. Валькович

Кубанский государственный университет

Россия, 350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

Н Тремиля Екатерина Андреевна — tremilya98@mail.ru

Статья посвящена анализу основных проблем крупного промышленного производства в России. Основным предметом исследования была промышленность. Современное состояние промышленности можно охарактеризовать как кризисное, обоснованное многими внешними факторами, влияющими на её развитие. В статье проводится оценка всех современных проблем и сравнение основных крупных сфер с предыдущим годом 2017. Необходимость роста в данной сфере требует тщательного подхода к решению каждой из поднятых проблем. Проводится сравнительная характеристика данных на 2018 год с запланированными, согласно «Стратегии 2020». Рассматривается более подробно машиностроение в агропромышленном комплексе и мировая тенденция развития данной сферы в других странах. Изучаются причины невозможности вхождения России в пятерку стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта (ВВП). В итоге были выведены перспективы развития и модернизации промышленности в России.

Ключевые слова: стратегия 2020, промышленность, модернизация, основные проблемы, промышленное производство, производительность труда, техническое производство.

THE MAIN PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT OF LARGE INDUSTRIAL PRODUCTION IN RUSSIA

E. A. Tremilya, O. N. Valkovich

Kuban State University

149 Stavropolskaya St., 350040 Krasnodar, Russia H Tremilya Ekaterina — tremilya98@mail.ru

Промышленность является одной из самых важных и неотъемлемых отраслей материального производства. Эта сфера одна из основных ключей социально — экономически развитого государства. От её развития зависит не только техническая база в стране и научно — техническое производство (НТП), но и уровень жизни населения в целом.

Промышленность России представлена сложной структурной отраслью, включающей в себя более десятка подотраслей. К сожалению, промышленность проходит тяжелый путь своего развития, подвергаясь кризисам, санкциям, ин-фляциям, девальвациям и дефолтам. Все эти внешние факторы способствовали развитию внутренней промышленности страны, постепенно становящейся все менее зависимой от иностранных государств .

По данным Росстата, в феврале 2018 года индекс промышленного производства вырос на 1.5%, что на 1.4% ниже, чем в январе. То есть рост производства есть, но он существенно сократился . Темпы роста промышленности мы наблюдаем в таких сферах, как водоснабжение, обработка и добыча полезных ископаемых и энергетика. Так как снизился объём добычи сырой нефти в стране, то увеличился выпуск добычи полезных ископаемых на 0,3% .

Одной из целей России к 2020 году является вхождение

в пятерку стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта (ВВП), а для её достижения необходимо активно развивать и совершенствовать не только экономику, но и в первую очередь промышленность. Чтобы войти в пятерку таких стран необходимо избавиться за 2 года от «нефтяной зависимости».

К основным причинам невозможности такой ликвидации мы можем отнести следующие проблемы:

Во-первых, российская фискальная политика состоит из дохода, получаемого от экспорта сырья, а мы знаем, что курс рубля является зависимым от международной финансовой конъюнктуры, так как мировые цены являются экзогенным фактором.

Во-вторых, формирование газонефтяной отрасли происходит за счет иностранного кредитования. Развитие предприятий этой отрасли носит дотационный характер, а государству в условиях кризиса придётся отвечать по этим обязательствам.

В-третьих, Россия не может отказаться от экономики сырья, так как экспортирует нефть и газ другим странам.

По приведенным причинам именно за краткосрочный период времени Россия не сможет избавиться от нефтяной зависимости, если только в долгосрочной перспективе.

Есопот^ | Juvenis scientia 2018 № 6

Российская промышленность — огромная структурная отрасль, отстающая от развития передовых стран, причинами тому являются следующие проблемы:

Первая проблема — низкий уровень производительности труда. В распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» на период до 2020 года, указан рост производительности труда — 171-178%, что позволит России выйти на 5 место в мире по ВВП и таким образом повысить конкурентоспособность отечественной продукции .

По нашему мнению, повышать производительность труда необходимо именно в те сектора производства, которые и определяют национальную конкурентоспособность. Но увеличить её без распределения квалифицированной рабочей силы с менее эффективных предприятий в более перспективные сектора производств невозможно. Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» — «Стратегии 2020» производительность труда необходимо увеличить в 4 раза, но это очень сложно, так как, ориентируясь на статистику прошлых лет, Россия увеличила производительность за последние 10 лет лишь в 1.4 раза .

Улучшить производительность при этом собираются не за счет техники, а за счет высококвалифицированного труда и человеческого капитала, но в России наблюдается проблема переобучения специалистов, существуют высокие социальные риски массовых сокращений, некачественные механизмы поиска новой работы, и даже технический уровень производств на заводах и фабриках желает оставаться лучшим и требует крупной модернизации, поэтому достичь указанной цели невозможно. Для этого, во — первых, требуется решить ряд выше указанных проблем, и, во — вторых, постепенно, уже имея высококвалифицированных рабочих, повышать производительность труда.

Вторая проблема — отсутствующая масштабная модернизация всех отраслей промышленного производства. Модернизацию в производстве необходимо осуществлять исключительно с помощью государственного регулирования и определенной политике мероприятий. Без государственного вмешательства рынок самостоятельно не сможет в течение короткого промежутка времени модернизировать все отрасли и координировать инвестиции в нужный сектор. Существующий потенциал промышленности во многом уступает глобальному рынку, следовательно, российским промышленным комплексам необходимо современное оборудование, новые конкурентные и прогрессивные технологии и методы .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третья проблема — отсутствие крупнейших форм кооперации предприятий. Необходимо вкладывать основные средства в формирование и совершенствование крупных отраслей промышленности, ведь развитая хотя бы одна отрасль будет совершенствовать и улучшать другие отрасли, взаимодействующие с ней. Поэтому ключевые отрасли промышленного производства необходимо модернизировать и формировать из них крупнейшие транснациональные корпорации, которые в последствии смогут завоевать и мировые сектора промышленного рынка.

Четвертая проблема — недостаток финансирования промышленности. В условиях нехватки денежных средств предприятия не могут совершенствовать свои технологии, осуществлять высокотехнологические проекты, внедрять инновации, в результате чего промышленность стоит на ме-

сте и работает на стабильном уровне. Внедрение капитала в промышленность способствует появлению новых рабочих мест, созданию условий для развития легкой и тяжелой промышленности, а также повышению уровня производственных мощностей страны.

Пятая проблема — несовершенная научно-производственная база и недостаточно развитые научно-исследовательские компании. Данные организации занимались бы производством и внедрением в промышленное производство современных технологий. Государству необходимо вкладывать денежные средства в университеты, в научные организации, которые занимались бы продвижением промышленности за счет нововведений.

Шестая проблема — нехватка собственных производственных предприятий. Россия катастрофически зависит от импортных товаров, поэтому России необходимо строить новые собственные производства легкой промышленности, тяжелой химической, нанотехнической и т.п., расширяя тем самым отечественное производство.

Седьмая проблема — трудность в получении кредита для открытия собственного производства. Банки не выделяют интерес в кредитовании производственных предприятий из-за нехватки возможности у производителей наделению залогового имущества, поэтому необходимо упростить процесс его получения и дать возможность развитию предпринимательства в секторах крупной промышленности.

Таким образом, мы выделили основные проблемы промышленного производства в России, которые необходимо разрешить для достижения главных целей «Стратегии 2020».

Мировая же тенденция построения структуры промышленного производства основана на приоритетном развитии малых и средних предприятий. В развитых странах промышленного производства в них сосредоточено около 70-85%. При этом роль государства заключается в создании благоприятных условий работы таких предприятий, т.е. обеспечение стабильности политической системы, спокойной внутренней обстановки, доступности финансовых ресурсов и юридической защищённости от неправомерных действий1.

Проблемы отсталости российского отечественного промпроизводства сказываются на других отраслях промышленности. Рассмотрим более подробно машиностроение в агропромышленной сфере.

Можно сказать, что в России, в следствие недостатка платежеспособного спроса слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение, а также преобладает дефицит техники. Не все фермеры могут позволить себе приобрести зерноуборочные комбайны. Так средняя цена русских зерноуборочных комбайнов составляет 7-8 млн. рублей, а импортных — 14-17 млн. рублей. А немецкие, французские комбайны по сборке сахарной свеклы стоят в пределах от 30 до 40 млн. рублей. Естественно, импортная техника очень дорогая для начинающих фермеров, поэтому они чаще используют аренду комбайнов, что намного выгоднее. 75 % аграрных машин — образцы старого типа, что намного затрудняет уборку сезонного урожая. Коэффициент выбытия тракторов превосходит коэффициент их обновления. Также имеются проблемы в предоставлении горюче-смазочных материалов (ГСМ) из-за финансового состояния производителей. Учет горюче-смазочных материалов воплощается в соответствии с законодательными актами РФ.

1 Холодников Ю. В. Генеральный директор ООО СКБ «Мысль»

Кроме того, современные технологии в основном не используются в сельском хозяйстве. Наибольшая часть хозяйств использует старые и ресурс затратные технологии. На покупку новых необходимы крупные денежные средства, но и не имея это оборудование, хозяйства не получают высокий доход, следовательно, снижается производительность труда, увеличивается время сборки и обработки урожая. Из-за нехватки новой модернизированной техники ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, до 11% теряется из-за её несовершенства2.

Таким образом, даже сельскохозяйственное машиностроение нуждается в большом внимании, где требуется создание отечественных машиностроительных заводов по производству гусеничных и колесных тракторов, комбай-

2 Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН В.И. Кашин ЛИТЕРАТУРА

нов разного типа и машин для уборки урожая, привлечение денежного капитала и инвесторов в данный сектор и обеспечение мощной модернизации в техническом плане.

Следует сказать, что к перспективам промышленности России можно отнести:

1. Техническое перевооружение и применение новой техники;

2. Быстрое развитие перерабатывающих отраслей по сравнению со скоростью развития сырьевых производств;

3. Курс на импортозамещение;

Промышленное производство — это неотъемлемая часть развитого государства, а эффективное промышленное производство, это еще и скрытое оружие великой державы — России, поэтому необходимо развивать данное направление для полной независимости и высокой конкурентоспособности товаров и услуг страны.

1. Овчинникова А.В. Проблемы и перспективы развития промышленности России. М., 2012. 119 с.

2. Понькина Е.В., Корнева Е.В. Развитие промышленного производства в Российской Федерации: проблемы и решения. М., 2011. 315 с.

5. Промпроизводство РФ в феврале выросло на 1,5% // Вести. Экономика. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/99086

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *