Протокол задержания транспортного средства

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2018 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – А.К.,

судей – Ш.М., И.А.,

при секретаре – Р.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ш.М. административное дело по апелляционной жалобе М.Б. на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 11 октября 2017 года по делу по заявлению М.Б. к инспектору полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан Т.Э. о признании незаконными действий, выразившихся в незаконном задержании транспортного средства,

установила:

Административный истец М.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к инспектору полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан Т.Э. о признании незаконными действий, выразившихся в задержании транспортного средства марки «ВАЗ-2110», за совершение нарушения предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

В обосновании заявления указывает, что в 13 часов 18 минут его транспортное средство марки «ВАЗ-2110» за государственными регистрационными номерами № было задержано инспектором полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан майором полиции Т.Э. в гор. Махачкала и перемещено на эвакуаторе с места стоянки транспортных средств инвалидов на штрафную стоянку ООО «Махачкала терминал», за нарушение им ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

Не оспаривая факта нарушения ППД РФ, заявитель считает действия инспектора по задержанию транспортного средства и его эвакуации незаконными, поскольку после погрузки автомобиля на платформу эвакуатора он был готов на месте уплатить штраф за данное нарушение, однако инспектор не согласился с ним общаться, проследовав на специализированную стоянку.

Считает, что основания для задержания транспортного средства и перемещения его на штрафную стоянку отсутствовали.

Просит суд признать действия сотрудника ГИБДД, а также само задержание автомобиля, как применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, неправомерными.

Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 11 октября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления М.Б. отказано.

На указанное решение М.Б. подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене названного решения, со ссылкой на то, что в силу ч. 1.1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Полагает, что он появился на месте правонарушение до того, как эвакуатор начал движение на специализированную стоянку, следовательно, необходимости в эвакуации транспортного средства не было. Он мог управлять своим автомобилем, т.к. не был лишен права и не являлся лицом отстраненным от управления транспортными средствами.

Судебное извещение о назначении судебного заседания на 13 февраля 2018 года направлено административному истцу М.Б. по адресу, указанному им в исковом заявлении и апелляционной жалобе (г. Махачкала, <адрес>, район Многопрофильной больницы, дом б/н).

Согласно имеющимся в отчете об отслеживании отправления сведениям, судебное извещение в связи с неоднократной попыткой вручения адресату возвращено в почтовое отделение. Срок его хранения истек 10 февраля 2018 года.

Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

В связи с указанным, дело рассмотрено, согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие надлежаще извещенного, но не явившегося в судебное заседание административного истца М.Б.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, заслушав объяснения инспектора ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан Т.Э. и представителя МВД по Республике Дагестан А.К., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

На основании ч. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Пунктом 147.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 марта 2009 года N 185, определено, что в случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения, предоставление для управления транспортным средством иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством, до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.

При этом началом движения задержанного транспортного средства, как это установлено в ч. 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ, следует понимать изменение его места расположения путем совершения маневра, протекающего не в движении, а в трогании с места стоянки.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 13 часов 18 минут инспектором полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан Т.Э. был составлен протокол о задержании транспортного средства «ВАЗ-2110», государственный регистрационный знак № за совершение нарушения предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ. Транспортное средство эвакуировано и передано ООО «Махачкала терминал».

Постановлением инспектора полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан И.Г. М.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <.> рублей.

Достаточные данные, указывающие на совершение М.Б. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, были установлены должностным лицом органа ГИБДД, административное правонарушение административным истцом признано, штраф им оплачен.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Признавая факт совершения им административного правонарушения, М.Б. считает незаконными действия сотрудника полиции Т.Э. по задержанию его автомобиля и последующей эвакуации его на стоянку.

Между тем, доводы истца о появлении его на месте правонарушения до начала движения эвакуатора, а, следовательно, отсутствия в связи с этим необходимости в эвакуации его транспортного средства на специализированную стоянку, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и материалам дела.

То обстоятельство, что на месте выявления административного правонарушения водитель транспортного средства отсутствовал, подтверждается, в частности, видеозаписью, сделанной инспектором ГИБДД Т.Э., представленной в материалы дела.

Между тем, причины задержания транспортного средства должны быть устранены на момент его задержания, чего в данном случае произведено не было.

Как правильно указано судом, в соответствии с ч. 8 ст. 27.13 КоАП РФ, протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В данном случае должностным лицом применена видеозапись задержания транспортного средства, что исключало необходимость привлечения к совершению указанного действия двух понятых.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что на момент составления протокола задержания транспортного средства, осуществленного по адресу <адрес> в месте задержания отсутствовало лицо, имеющее право управления данным автомобилем.

Доводы жалобы М.Б. основаны на неверном понимании норм действующего законодательства РФ и иной оценке представленных в дело доказательств, нежели данная судьей районного суда, оснований к чему судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется. Решение суда постановлено с соблюдением норм процессуального права, нормы материального права, как и фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение, судом первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, применены и установлены верно.

Состоявшееся по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы — фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Комментарий к статье 12.35

1. Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

— истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

— ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

— лишение права на управление транспортными средствами.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. перечень оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, установленный п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», является исчерпывающим.

Согласно ст. 27 — 28 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.

В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Федерального закона боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.

О временном изъятии транспортных средств и об их досмотре в условиях чрезвычайного положения см. соответственно абз. 1 п. 3 и абз. 1 п. 4 комментария к ст. 20.5.

Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра возможны в условиях военного положения (см. подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»). О легитимном ограничении прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию в случаях, предусмотренных законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», а также при исполнении военно-транспортных мобилизационных обязанностей см. п. 2 комментария к ст. 18.2, комментарии к ст. 18.4 (применительно к ограничениям в условиях пограничного режима), к ст. 19.25.

2. Права собственника на управление, пользование транспортным средством могут быть ограничены при принудительном изъятии у собственника имущества в случаях реквизиции, конфискации имущества, а также в иных случаях, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 2 ст. 235 ГК.

Ограничение указанных прав является следствием применения к владельцам и водителям транспортных средств мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: досмотра транспортного средства (ст. 27.9 КоАП), отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП), задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП), ареста транспортного средства (ст. 27.14 КоАП).

Согласно ст. 11 Закона РФ «О милиции» должностные лица милиции вправе:

— временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

— запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности; останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

3. Применительно к отношениям, существовавшим до введения в действие КоАП, решением Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-689 было установлено, что изъятие водительского удостоверения является мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и может применяться только до уплаты водителем штрафа. Ограничения прав граждан на управление транспортными средствами в этот период не происходит, поскольку до уплаты штрафа (в том числе при удержании штрафа в принудительном порядке) право на управление транспортными средствами подтверждается временным разрешением.

4. Порядок осуществления мер по ограничению рассматриваемых прав участников дорожного движения определяется подзаконным актом в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, устанавливающим данные ограничения прав. В частности, согласно ч. 5 ст. 27.13 КоАП задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Ограничение рассматриваемых прав участников дорожного движения по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, либо осуществление указанных мер гражданами, должностными лицами в нарушение порядка, установленного подзаконным актом, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.

Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

Задержание транспортного средства является одной из мер административного принуждения, цель которой – исполнение решения по административному делу и устранение препятствий для других участников дорожного движения. Эта обеспечительная мера, применяемая только при наличии определенных условий, без которых действия представителей ГИБДД могут быть признаны незаконными. Какие именно нормы административного закона регламентируют ограничение пользования собственным авто и как возвратить машину с штрафстоянки – ответы на эти и другие актуальные вопросы вы найдете в нашей статье.

Основания

Инспектор ГИБДД вправе установить ограничение в пользовании ТС, если совершены следующие административные правонарушения:

  • ч. 1 ст. 12.3 КОАП РФ – управление автомобилем без документов на право управления. Если у водителя имеются права, но с собой их нет, то его автомобиль может быть задержан до выяснения обстоятельств, связанных с владением и правом на управление;
  • ч. 2 ст. 12.15 КОАП РФ – управление неисправным автомобилем, когда возможность дальнейшей эксплуатации исключена. Предполагается, что доказательством неисправностей может быть «свежий» техосмотр, где указано на недопустимость эксплуатации до ремонта, либо другие документы (например, экспертиза после аварии), фиксирующие невозможность использовать машину по причине серьезных неисправностей. Вывод о серьезных поломках может быть сделан и в случае аварии;
  • ч.1, ч. 2 ст. 12.7 КОАП РФ – управление ТС лицом, не имеющим водительского удостоверения, или лишенным права управления решением суда;
  • ч. 2-4, 6 ст. 12.19 КОАП РФ – остановка или стоянка на местах, предназначенных для инвалидов, а также ближе 5 метров к пешеходному переходу или на переходе, или на остановке общественного транспорта;
  • ст. 12.26 КОАП РФ – невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования;
  • ч. 3 ст. 12.27 КОАП РФ – употребление лицом, причастным к ДТП, алкогольных напитков или наркотических, психотропных веществ после происшествия;
  • ч. 2 ст. 14.38 КОАП РФ – нарушение эксплуатации транспортного средства, связанное с использованием его передвижной рекламы;
  • ст.11.26 КОАП РФ – незаконное использование транспорта, принадлежащего международным перевозчикам. Речь идет о неправильном оформлении необходимой документации (разрешения) на деятельность, связанную с такими перевозками, или отсутствие таких документов вообще;
  • ст.11.29 КОАП РФ – нарушение правил международных автомобильных перевозок. Также, как и в ст. 11.26 КОАП РФ, предметом проверки является документация, отсутствие которой влечет применение обеспечительной меры.

Кроме этих перечисленных оснований, указанных непосредственно в статье 27.3 КОАП РФ, согласно Административному регламенту № 664, утвержденному Приказом МВД РФ, веской причиной задержания машины сотрудником ГИБДД является информация о ее розыске. Так, если инспектор сверит служебные списки о розыскных машинах с номером остановленного транспорта и выявит совпадение, он вправе отправить машину на штрафстоянку.

Даже при наличии законных оснований автомобиль может быть задержан только до устранения причины задержания, в том числе и в случае правонарушения, связанного с нахождением водителя в состоянии опьянения.

Пример. За рулем автомобиля находился Жданов К.А., который выпил перед поездкой две бутылки пива. Инспектор ГИБДД, остановивший автомобиль, составил протокол об отказе пройти освидетельствование. Кроме того, было принято решение задержать транспорт. В то же время, находящаяся на пассажирском сидении супруга Жданова К.А. предъявила свое водительское удостоверение и страховку ОСАГО без ограничения, тем самым подтвердив, что автомобилем может управлять она. Поскольку причина задержания машины была устранена (и перемещение еще не началось), необходимость в применении обеспечительной меры отпала. Конечно, Жданов понес ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КОАП РФ, но супруги избежали помещения машины на штрафстоянку.

Итак, устранением причины задержания может являться:

  • представление необходимых документов, позволяющих управлять транспортным средством в соответствии с ПДД;
  • устранение технических неисправностей;
  • устранение нарушений запрета остановки, стоянки в неположенных местах;
  • устранение нарушений правил перевозки опасных или крупногабаритных грузов и т.д.

Если объективно причина задержания устранена до начала перемещения, процедура задержания прекращается.

Процедура

Порядок применения обеспечительной меры регламентируется административным законодательством, законами субъектов РФ о правилах перемещения, хранения и возврата машин со специализированных стоянок, а также Административным регламентом МВД, в соответствии с которыми инспектор ГИБДД:

  1. составляет протокол об административном правонарушении;
  2. при выявлении оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 27.13 КОАП РФ, принимает решение о задержании ТС;
  3. если технически невозможно переместить транспорт, то применяются специальные блокирующие устройства;
  4. если автомобиль находится в розыске и задержан по этой причине, то сотрудник ГИБДД обязан доложить об этом дежурному подразделения ДПС или в отдел полиции для организации выезда на место оперативно-следственной группы полиции. При необходимости (например, для признания вещественным доказательством) разыскиваемая машины может быть передана следственным органам по рапорту сотрудника ДПС;
  5. автомобиль перемещается на стоянку эвакуатором или под управления сотрудника ГИБДД (при наличии у последнего водительского удостоверения).

Если совершены правонарушения, связанные с международными перевозками, с превышением скорости (ст. 12.9 КОАП РФ), неисполнением запрета движения грузовых транспортных средств, перемещение на специализированную стоянку может быть осуществлено не только сотрудником ГИБДД, но и водителем при наличии у него документов на право управления.

В ряде случаев автомобиль перемещается исключительно с помощью эвакуатора. Например, когда эксплуатация транспорта категорически запрещена:

  • если установлено наличие технической неисправности, которая создает прямую угрозу жизни и здоровью другим участникам дорожного движения. Это неисправности тормозной системы, рулевого управления, негорящие фары в темное время суток, неработающие стеклоочистители во время дождя и т.д.
  • если установлен факт управления автомобилем лицом, которое не застраховало свою гражданскую ответственность (то есть, не оформило полис ОСАГО).

До фактического перемещения ТС составляется протокол о задержании.

Протокол

В Административном регламенте МВД № 664 указано на обязанность сотрудника ГИБДД составлять протокол об административном задержании транспорта. Отсутствие правильно оформленного документа влечет незаконность действий представителя правоохранительных органов, связанных с перемещением ТС.

Какие сведения должны быть в протоколе? В настоящее время в действующем регламенте МВД нет требований составления, но эти требования следуют из общих правил формирования должностных документов, а также из содержания ч. 4 ст. 27.13 КОАП РФ. В протоколе должно быть указано:

  • дата, время, место составления;
  • основания задержания;
  • должность и специальное звание, ФИО сотрудника полиции;
  • сведения о ТС;
  • сведения о водителе-правонарушителе и норма КОАП РФ, в соответствии с которой квалифицировано его действие;
  • наименование организации, где располагается специализированная стоянка, адрес, телефон;
  • ФИО и данные должностного лица, которому поручено исполнить перемещение ТС.

Обратите внимание на образец протокола, который предусмотрен действующим регламентом МВД (приложение № 15):

ПРОТОКОЛ 00AA22222
О задержании транспортного средства

(дата и время составления) (место составления)

Я, ИДПС ГИБДД УВД г. Саратова лейтенант полиции Перепелов М.Л.

(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол)

составил настоящий протокол о том, что на основании ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержал транспортное средство (марка, модель) Опель, МОККА, государственный регистрационный знак А 434 КА 64 RUS, VIN YHYH223232332332, N двигателя YHYH223232332332, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7КОАП РФ, допущенного гражданином

Курмаевым Анатолием Владимировичем 03.10.1988 г.р., г. Саратов,______

(фамилия) (имя) (отчество при наличии) (дата и место рождения)

проживающего по адресу: г. Саратов, ул. Литейная, д. 23, кв. 40, телефон: 8921111111111,

(адрес проживания, телефон при наличии)

работающего менеджером в ОАО «Перекресток», г. Саратов, ул.Ленина, ,д. 30, литер Б,

(наименование и адрес местонахождения организации, телефон, должность)

На момент задержания транспортное средство: имело механические повреждения в виде вмятины передней пассажирской двери размером 5см на 28 см; дополнительного оборудование отсутствует, в салоне предметов не имеется.

Транспортное средство передано Иванову В.С.,водителю эвакуатора А134АВА 64 RUS, для

(фамилия, инициалы представителя организации, осуществляющей транспортировку, государственный знак специализированного транспортного средства),

для транспортировки и помещения на специализированную стоянку ООО «Штраф», г. Саратов, ул. Котовского, строение 7, помещение № 1, тел. (8452)66-78-78, (8452)66-68-68,(наименование организации, осуществляющей хранение транспортного средства, фактический адрес специализированной стоянки, номер телефона).

Задержание транспортного средства осуществлено: в присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/с применением видеозаписи:

Понятые: 1. Фамилия Нилова имя Нина отчество Владимировна (при наличии), адрес места жительства г. Саратов, ул. Вольская, д. 10 кв. 10,, телефон 89111223232, подпись

  1. Фамилия Теплов имя Николай отчество Георгиевич (при наличии), адрес места жительства г. Саратов, ул. Садовая, д.19, кв.9, телефон 890333333333, подпись

Подпись должностного лица, составившего протокол: Перепелов М.Л.__________

Копию протокола получил: Курмаев А.В., от подписи отказался(подпись лица, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения, то есть задержание транспортного средства)

Копию протокола получил: Иванов В.С. (подпись лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства).

Выдача транспортного средства разрешена ­­­­­________ (должность, фамилия, инициалы).

Транспортное средство возвращено «__» _____________2019 года в «___»час. «___» мин.­­­­________ (должность, фамилия, инициалы, подпись выдавшего транспортное средство).

Фамилия, инициалы, подпись лица, получившего транспортное средство: _____________(данная графа заполняется только на копии протокола).

Из представленного образца мы видим, что подробности самого правонарушения в нем не отражаются – это логично, поскольку обстоятельства содеянного подробно изложены в протоколе об административном правонарушении.

Одновременно с протоколом о задержании транспорта может быть составлен и протокол об административном задержании, если правонарушителю грозит арест. Эти две жесткие меры не носят взаимоисключающий характер и могут быть применены инспектором одновременно. Практически всегда так и бывает, если за рулем находился пьяный водитель.

В законодательстве предусмотрены случаи, когда можно обойтись без понятых – если действия по задержанию ТС фиксируются на камеру. Тогда в протоколе должна быть отметка об этом, с указанием марки технического средства, которое используется для фиксации.

Обращаем внимание, что должна быть осуществлена именно видеосъемка, а не фотографирование, как иногда бывает на практике. Если в отсутствие водителя/владельца задержание ТС фиксировалось фотопаппаратом, это является грубым нарушением норм КОАП РФ.

Если протокол составлен при водителе, то требование о присутствии понятых и фиксакции на видео не являются обязательными. Вместе с тем, при отказе водителя подписать протокол обычно понятые все же приглашаются, чтобы такой отказ зафиксировать и впоследствии, при необходимости, подтвердить (в нашем примере протокола понятые указаны, так как Курмаев отказался подписать протокол).

В протоколе могут быть зафиксированы и данные, которые не предусмотрены типовой формой приложения к регламенту. Например, законодательством предусмотрена обязанность правоохранительных органов содействовать в проезде владельцу, чья автомашина была изъята за пределами населенного пункта. Каким образом это содействие должно быть оказано, в законе не уточняется. На практике полиция предлагает подвезти правонарушителя до ближайшей остановки общественного транспорта, о чем может быть сделана отметка в составленном протоколе.

Кроме того, водитель может, при желании, зафиксировать замечания или дополнения к протоколу – например, если, по его мнению, сотрудниками полиции допущены какие-либо нарушения.

В протоколе должно быть отражено то имущество, которое осталось в салоне автомобиля. Предметы перечисляются в виде описи. Подписывая протокол, водитель соглашается с перечнем предметов, которые были перечислены сотрудником ГИБДД, тем самым исключая возможные имущественные споры впоследствии. Аналогичное правило касается и перечисления повреждений, имеющихся на автомобиле – все они должны быть отражены в тексте протокола.

Наличие подписей водителя (за исключением подтвержденного понятыми отказа), должностного лица, которое составило документ, а также лица, которому поручено осуществить перемещение транспорта, обязательно. Отсутствие хотя бы одной из этих подписей может поставить под сомнение законность составленного протокола.

В протоколе должны быть указаны причины применения столь серьезной обеспечительной меры, как задержание ТС. Если основания не отражены, это может повлечь признание документа незаконным, по таким фактам имеется судебная практика решений в пользу водителей.

Копии протокола вручаются правонарушителю, а также сотруднику уполномоченной организации, который привлечен для перемещения ТС на стоянку. Если протокол составлялся в отсутствие правонарушителя, то копия вручается при обращении за выдачей разрешения на возвращение автомобиля владельцу, представителю владельца или лицу, которые имеет подтвержденное право на управление.

Правила хранения, оплаты хранения автомобиля на специальной стоянке

Ранее (до 2016 года) действовали Правила задержания транспортного средства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 года, которые подробно регламентировали процедуру помещения ТС на стоянку, дальнейшее хранение и запрещение эксплуатации. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012г. утвержден порядок содержания на стоянках автомобилей вооруженных сил, войск национальной гвардии и т.д. В отношении автомобилей граждан порядок хранения на специализированных стоянках предусмотрен законодательными актами отдельных субъектов РФ.

Так, обычно региональные законы содержат идентичные требования, предъявляемые к сотрудникам специализированных стоянок:

  • необходимо обеспечить оперативную погрузку и выгрузку транспортных средств, которые были задержаны, с помощью эвакуаторов;
  • обеспечивать бережную погрузо-разгрузочную работу, в целях сохранения целостности автомобилей и предотвращения повреждений;
  • принимать меры к сохранности в надлежащем виде всех автомобилей, перемещенных на стоянку.

Во всех региональных законах отражена обязанность возмещения ущерба организацией, если вред имуществу (то есть машине) причинен по вине ее сотрудников. Решение о возмещении убытков принимается судом в порядке гражданского судопроизводства, при рассмотрении заявленного пострадавшей стороной иска. Не исключается и выплата стоимости ущерба по претензии, во внесудебном порядке.

На практике довольно часто при погрузке машин образуются повреждения, при этом страховая компания практически всегда отказывает в возмещении ущерба по таким обстоятельствам. Обычно в договоре об обязательном страховании есть пункт о том, что подобные случаи не являются страховыми. Поэтому необходимо запастись доказательствами (фотографиями, квитанциями и т.д.) и составить иск в суд, если автомобиль был возвращен в поврежденном виде. Кстати, отсутствие каких-либо повреждений в протоколе о задержании ТС – это тоже своего рода доказательство, подтверждающее факт причинения ущерба именно на стоянке или при перемещении.

Как узнать о местонахождении своего автомобиля

Предположим, что вы зашли в торговый центр, а когда вернулись на стоянку, заметили отсутствие автомобиля на прежнем месте. Что делать в такой ситуации?

Для начала следует знать, что о задержании автотранспорта в отсутствие владельца или водителя должностное лицо, принявшее такое решение, обязано незамедлительно поставить в известность дежурное отделение ДПС для передачи информации владельцу, на которого оформлена машина. Из регламента следует, что представители ГИБДД обязаны принять меры к установлению хозяина авто (проще говоря, осуществить мониторинг электронной базы), а потом сообщить ему о месте нахождения машины.

Вместе с тем, на практике довольно часто сотрудники полиции не спешат уведомить владельца о том, что его машина эвакуирована. Иногда бывает, что человек довольно длительное время считает (до нескольких дней), что его машину угнали, даже успевает подать заявление в полицию, где в конечном итоге разбираются, что машину никто не угонял и она хранится на штрафстоянке.

Кроме того, в подавляющем большинстве случаев владельцы авто, в отсутствие которых был составлен протокол, так и не получают его копию, что, безусловно, необходимо расценивать как существенное нарушение прав гражданина быть осведомленным о движении административного дела. Мы рекомендуем при отсутствии оставленного автомобиля позвонить на специализированную стоянку вашего города (номер телефона можно узнать в интернете) или в соответствующее подразделение ГИБДД (можно по горячей линии или обратиться на ближайший пост).

Если задержание транспортного средства происходило в присутствии гражданина, то по общему правилу ему должно быть сообщено о месте, где будет храниться машина. Кроме того, инспектор ГИБДД обязан проинформировать о порядке получения своего транспорта со стоянки.

Если известно, на какую штрафстоянку поместили машину, получить ее обратно может владелец или любое другое лицо по доверенности.

Чтобы выдали разрешение забрать автомобиль, нужно обратиться в подразделение ГИБДД, представитель которого оформлял протокол. При себе необходимо иметь документы, свидетельствующие о праве собственности или управлении конкретным ТС. Нередко бывает, что машина эвакуирована вместе с документами, которые, как водится, часто хранятся в бардачке. В такой ситуации нужно обратиться на штрафстоянку, где в присутствии водителя автомобиль вскроют и вернут их владельцу.

Автомобиль может быть возвращен после устранения причин задержания в любое время дня, обычно специализированные стоянки работают круглосуточно. Необходимо:

  • написать заявление о выдаче;
  • предъявить правоустанавливающие документы и разрешение на возврат;
  • получить свою машину и подписать акт приема-передачи.

До проставления своей подписи в акте нужно внимательно осмотреть автомобиль на предмет повреждений, сохранности дополнительного оборудования и т.д. Лучше всего машину сфотографировать с разных ракурсов, особенно если повреждения имеются. Фотографии, а также запись в акте о несоответствии внешнего вида машины прежнему станут доказательством в случае предъявления требований о возмещении ущерба.

Как и сколько оплачивать за стоянку

До составления акта приема-передачи необходимо оплатить стоимость хранения и перемещения, предъявить соответствующие квитанции сотруднику стоянки. В большинстве случаев оплата производится в том же месте, где и располагается стоянка.

Тарифы, по которым взимается плата за время нахождения машины на стоянке, определяются субъектами РФ на основании методических рекомендаций Правительства РФ, более точно можно узнать непосредственно в организации, которая указана в протоколе.

Так, обычно в регионах тариф за перемещение автомобиля составляет от 1200 до 5000 рублей, за хранение – от 40 до 120 рублей в час. Плата рассчитывается за каждый полный час, при этом количество часов высчитывается по журналу учета ТС, который в обязательном порядке ведется на каждой стоянке. Конечно, самые высокие тарифы в городах федерального значения. Так, к Москве стоимость перемещения может достигать 30000 рублей (за грузовой автотранспорт), а стоимость хранения рассчитывается за полные сутки (не часы) и составляет примерно 500-3000 рублей в день.

Если владелец не явился за автомобилем, организация предъявляет к нему иск о взыскании суммы, рассчитанной за все время нахождения машины на ее территории. Должностное лицо ГИБДД, составившее протокол, привлекается для участия в судебном разбирательстве как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований.

Расходы не взыскиваются с водителя, а автомобиль незамедлительно ему возвращается, если производство по административному делу было прекращено по таким основаниям, как:

  • отсутствие события (сам факт совершения правонарушения не подтвердился);
  • отсутствие состава правонарушения (факт определенных действий подтвердился, но эти действия не подпадают под какую-либо статью административного законодательства РФ);
  • невменяемость правонарушителя (когда установлено, что человек не мог осознавать характер и последствия своих действий);
  • крайняя необходимость (когда объективно подтверждена невозможность иным способом предотвратить опасность, кроме как совершить правонарушение);
  • если установлено, что по этому же факту (при совпадении даты, времени, характера правонарушения) уже вынесено постановление, которым лицо либо признано виновным и ему назначено наказание, либо производство было прекращено.

Во всех других случаях платит за стоянку гражданин, признанный виновным в совершении правонарушения, ставшего основанием для применения обеспечительной меры в виде задержания ТС. Обязанность оплаты должна быть отражена в постановлении, которым назначается административное наказание.

Основания для задержания транспортного средства

Существует несколько причин, по которым сотрудники правопорядка могут задержать автомобиль.

Управление транспортом в нетрезвом состоянии.

СПРАВКА. Автомобиль может быть задержан даже в том случае, если у полиции возникло подозрение, что водитель пьян.

Временное лишение авто может произойти в случае отказа владельца от медицинской экспертизы.
Отсутствие разрешения на вождение вообще, либо лишение прав.
Отсутствие необходимых документов. К ним не относится страховка, за неимение ее шоферу может быть предписан только штраф.
СПРАВКА. Сюда же можно отнести езду без номеров или по фальшивым номерам.

Серьезное повреждение автомобиля, которое грозит невозможностью дальнейшего передвижения или запрещением его эксплуатации, либо опасностью для здоровья людей.
Несоблюдение дорожной разметки также чревато отправкой авто на штрафстоянку.
Незаконное владение транспортом влечет за собой его лишение.
Перевозка опасных, тяжелых, габаритных грузов должна производиться по всем правилам. При их несоблюдении автомобиль будет задержан.

ВАЖНО! Не всегда при задержании машину забирают на штрафстоянку. Например, обнаружение неисправностей – дело поправимое. Также, если у водителя есть документы на право вождения, но он просто забыл их дома, то можно привезти их на место происшествия.

Обжалование незаконного административного задержания авто

В случае незаконного задержания владелец может обратиться в вышестоящие органы:

  • суд;
  • прокуратуру;
  • к начальнику ГИБДД.

Существуют статьи Уголовного Кодекса РФ, которые говорят о превышении должностных полномочий (ст. 285, 286 УК РФ). Если вы уверены, что процедура производилась с грубым нарушением закона и ваших прав, возможно обращение в Следственный Комитет РФ.

При таком неприятном происшествии, как процедура задержания автомобиля, необходимо внимательно изучить протоколы, составленные должностным лицом, проверить транспортное средство, желательно сфотографировать его. По возможности, обратитесь к юристу, чтобы получить квалифицированную помощь.

При обращении в суд или в прокуратуру необходимо составить заявление. Оно составляется по специальному образцу.
К заявлению прилагаются документы. Полный их перечень нужно заранее узнать, чтобы потом не пришлось подавать обращение заново.
ВАЖНО! Некоторые документы заверяются у нотариуса.

К предоставленным материалам предъявляются особые требования. Например, некачественная фото- или видеосъемка может быть не принята.
Чем раньше вы обратитесь в суд при незаконном изъятии автомобиля, тем лучше. Существует много тонкостей в оформлении и подаче документов, составлении заявления, поэтому лучше со всеми вопросами ознакомиться заранее.

Вывод

Необходимо быть очень внимательным на дороге, беречь жизнь и здоровье людей. При возникновении такого неприятного происшествия, как задержание транспортного средства, нужно тщательно изучить все документы. Помните о своей ответственности, чтобы избежать проблем с органами правопорядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *