Психиатрическое освидетельствование водителей

Содержание

Как Правильно Организовать Психиатрическое Освидетельствование?
Добрый день!
У меня вопрос по поводу Постановления Правительства от 23.09.2002 №695. У нас в организации есть водители внутреннего транспорта, которые проходят как предварительный, так и периодический, ну и предрейсовые медосмотры. Согласно приказу № 302н имеется полный комплект документов по медосмотрам. Но согласно Постановления №695 водители должны раз в 5 лет проходить обязательное психиатрическое освидетельствование. Подскажите как это правильно нужно организовать, образец направления, образец заключения и какое обследование должен пройти работник? Достаточно ли заключение врача-нарколога, врача – психиатра при периодических(предварительных) медосмотрах? Или нужен совершенно другой договор, отличный от договора на периодические медосмотры? В вашей группе, к сожалению, исчерпывающего ответа на мой вопрос я не нашла. есть информация о Постановлении №695, но как правильно все работает, мне не совсем понятно. Спасибо.
Психиатрическое Освидетельствование
Ответ для Инги:
Приветствую, Инга!
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в редакции от 05.10.2015)
Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Работодатель обязан обеспечить:
— в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
Это абсолютно иной документ от Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н.
Как мне сообщили в местном психдиспансере — надзорные органы любят проверять исполнение данной обязанности работодателя.
Психиатрическое освидетельствование, в данном случае, осуществляется комиссией врачей-психиатров. Данный тип услуги закрепляется договором с медицинским учреждением. Сумма освидетельствования разница в пределах 1500 рублей за человека.
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в редакции от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»
4. Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее именуется — комиссия).
5. Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.
6. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.
Одновременно работником предъявляется паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.
7. Освидетельствование работника проводится в срок не более 20 дней с даты его обращения в комиссию.
В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность.
Комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после получения дополнительных сведений.
8. При прохождении освидетельствования работник может получать разъяснения по вопросам, связанным с его освидетельствованием.
9. Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.
Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.
Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 (в редакции от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»)
Скачайте форму направления и адаптируйте её под Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377.
Также посмотрите Приказ Министерства здравоохранения московской области от 24.04.2008 № 208 «Об организации обязательного психиатрического освидетельствования работников Московской области, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности», в нём указана примерная форма заключения и т.п.
На вопрос ответил Антон Жуков.
Источник:Блог-инженера.рф

Утверждено

Приказом МВД СССР

от 6 января 1987 г. N 6

(Извлечение)

Общие положения

1.1. Настоящее Положение является единым и обязательным для исполнения на всей территории СССР, устанавливает категории транспортных средств, порядок проведения Госавтоинспекцией экзаменов, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами различных категорий.

1.2. Все транспортные средства в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: «A», «B», «C», «D» и «E», трамвай, троллейбус, мотоколяска, — на право управления которыми выдается единое водительское удостоверение <*> с проставлением в нем разрешающих отметок в соответствующих графах или штампа с надписью категории транспортного средства.

<*> В дальнейшем — удостоверение категории.

1.3. Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «A», «B», «C», «D», «E», могут управлять:

«A» — мотоциклами, мотороллерами, мотонартами и другими мототранспортными средствами;

«B» — автомобилями (с правом работы по найму или без него), полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, а также мотоколясками;

«C» — грузовыми автомобилями, полная масса которых превышает 3500 кг;

«D» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

«E» — составами транспортных средств с тягачами, относящимися к категориям транспортных средств «B», «C» или «D», при наличии в удостоверении отметки о разрешении управлять транспортными средствами указанных категорий или одной из них.

Водителю трамвая разрешается управлять только трамваем, водителю троллейбуса — только троллейбусом, водителю мотоколяски — только мотоколяской.

Примечание. Полная масса (разрешенная максимальная масса) — это масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием — изготовителем в качестве максимально допустимой.

1.4. Водителям транспортных средств категорий «B», «C» и «D» разрешается управлять ими также при наличии прицепа, полная масса которого не превышает 750 кг.

Для управления транспортными средствами категорий «B», «C» и «D» с прицепами, полная масса которых более 750 кг, а также сочлененными автобусами водитель обязан иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку и в категории «E», а для управления сочлененным троллейбусом — водительское удостоверение с отметкой о праве управления им и свидетельство не ниже второго класса.

Порядок допуска к экзаменам в Госавтоинспекции

2.1. Прием экзаменов и выдача водительских удостоверений на право управления транспортными средствами категорий «A», «B», «C», «D», «E», а также трамваями, троллейбусами и мотоколясками осуществляются регистрационно — экзаменационными подразделениями Государственной автомобильной инспекции МВД СССР.

Примечание. В группах войск и объединениях, дислоцирующихся за границей, прием экзаменов и выдача водительских удостоверений на право управления транспортными средствами осуществляются военной автомобильной инспекцией (ВАИ).

2.2. Лица, желающие получить водительское удостоверение на право управления одной из категорий транспортных средств «A», «B», «C», «D», «E», трамваями, троллейбусами и мотоколясками, обязаны пройти в учебных организациях подготовку по единым учебным планам и программам, согласованным с Главным управлением Государственной автомобильной инспекции МВД СССР, а до начала подготовки — медицинское освидетельствование в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Министерством внутренних дел СССР.

Примечание. В населенных пунктах, где отсутствуют учебные организации или по объективным причинам там не могут создаваться курсы по подготовке водителей, может быть разрешен допуск проживающих в них лиц, самостоятельно подготовившихся в сдаче экзаменов в подразделениях ГАИ на право управления транспортными средствами, относящимися к категории «A» и категории «B» (без права работы по найму). Перечень таких населенных пунктов должен утверждаться МВД, УВД. В отдельных случаях, когда граждане по роду выполнения своей работы не могут посещать занятия в учебных организациях, их допуск к сдаче экзаменов на получение водительских удостоверений тех же категорий может производиться только в порядке исключения с разрешения руководства Госавтоинспекции МВД, УВД.

2.7. Документом, подтверждающим прохождение подготовки и переподготовки (повышение квалификации) водителей, служит свидетельство установленной формы, выданное учебной организацией, проводившей обучение.

2.8. Экзамены на получение водительских удостоверений принимаются подразделениями ГАИ только от лиц, имеющих постоянную или временную прописку в данной местности. В отдельных случаях вопрос о приеме экзаменов может решаться руководством Госавтоинспекции МВД, УВД лишь в порядке исключения.

Военнослужащие срочной службы Советской Армии, Военно — Морского Флота, пограничных и внутренних войск, а также военные строители военно — строительных отрядов Министерства обороны к экзаменам на получение водительских удостоверений допускаются по месту дислокации воинских частей.

2.9. Водительские удостоверения на право управления транспортными средствами, относящимися к категориям «A», «B», «C», «D», мотоколяской выдаются лицам, сдавшим в подразделениях ГАИ теоретический и практический экзамены, к категории «E» — практический экзамен, а на право управления трамваем или троллейбусом — теоретический экзамен.

Примечание. При теоретическом экзамене проверяются знания Правил дорожного движения и других предметов, предусмотренных программой обучения.

При практическом экзамене проверяются навыки вождения только на транспортных средствах тех категорий, на управление которыми требуется водительское удостоверение.

2.10. Лицам, окончившим высшие или средние специальные учебные заведения, учебными планами и программами в которых предусматривалось изучение дисциплин по автомобильному делу, может быть выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий «A» и «B» (без права работы по найму) после сдачи теоретического и практического экзаменов по испрашиваемым категориям.

Документами, подтверждающими окончание учебного заведения и изучение в нем дисциплин по автомобильному делу, служат для лиц, окончивших средние специальные учебные заведения, дипломы и выписки из семестровых и экзаменационных ведомостей, а для лиц, окончивших высшие учебные заведения, — дипломы и приложения к диплому (выписка из зачетных ведомостей).

<*> Военнослужащие, как исключение, к управлению транспортными средствами категории «D» допускаются по достижении 19 лет.

2.18. Все водители транспортных средств подвергаются обязательному периодическому медицинскому переосвидетельствованию в сроки, установленные Министерством здравоохранения СССР.

Должностные лица Государственной автомобильной инспекции, руководители автотранспортных предприятий в случае сомнения в состоянии здоровья водителя могут направить его на медицинское переосвидетельствование ранее установленных сроков.

Если водитель уклоняется от прохождения медицинского переосвидетельствования или медкомиссией будет признан негодным к управлению транспортными средствами, то водительское удостоверение у него изымается работниками Госавтоинспекции в установленном порядке.

Примечание. Решение о направлении водителя на медицинское переосвидетельствование принимают начальники управлений, отделов и отделений ГАИ и их заместители, а где отсутствуют отделы, отделения ГАИ — начальники отделов внутренних дел и их заместители.

2.20. Лишение водителей права на управление транспортными средствами производится в соответствии с действующим законодательством.

Возврат водительских удостоверений лицам, лишенным за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, независимо от срока лишения, производится после обязательного прохождения медицинского переосвидетельствования и сдачи теоретического и практического экзаменов. При этом практический экзамен принимается по усмотрению экзаменационной комиссии на транспортном средстве одной из категорий, права на управление которым он был лишен.

Порядок приема экзаменов и выдачи

4.1. Теоретический и практический экзамены на право управления транспортными средствами всех категорий принимаются экзаменационными комиссиями подразделений ГАИ.

4.5. Для получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами кандидатами в водители в подразделение ГАИ представляются:

свидетельство о прохождении обучения по программам соответствующих категорий транспортных средств, на управление которыми испрашивается разрешение (за исключением лиц, указанных в примечании к пункту 2.2 настоящего Положения);

копии диплома и выписки из семестровых и экзаменационных ведомостей или приложения к диплому (для лиц, указанных в пункте 2.10);

две фотокарточки размером 3,5 x 4,5 на матовой бумаге с белым фоном в правом углу;

медицинская справка установленного образца о годности к управлению соответствующими категориями транспортных средств (приложение N 5);

квитанция учреждения Госбанка СССР или сберегательной кассы об уплате установленного сбора за экзамены и бланк водительского удостоверения (размеры сборов приведены в приложении N 6);

паспорт или документ, его заменяющий.

4.6. Перед сдачей экзаменов на право получения водительского удостоверения заполняется водительская карточка (приложение N 7), которая вместе с паспортом или другим документом, его заменяющим, предъявляется экзаменационной комиссии.

4.7. Экзамены проводятся в следующей последовательности: сначала теоретический, затем практический.

Лица, не сдавшие теоретического экзамена, к практическому экзамену не допускаются.

4.8. Для лиц, прошедших подготовку (переподготовку) на право управления автомототранспортными средствами в учебных организациях, повторный экзамен как теоретический, так и практический назначается не ранее чем через 5 дней и только после соответствующей дополнительной подготовки, причем время на дополнительную отработку практического вождения должно составлять не менее 5 часов.

Положительная оценка, полученная по теоретическому экзамену, считается действительной в течение трех месяцев. По истечении указанного срока кандидат в водители вновь назначается на теоретический экзамен.

В случае если кандидат в водители не сдаст практический экзамен с третьего раза, следующий экзамен от него принимается только после прохождения всего курса практического вождения.

4.9. Лица, допущенные к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами в соответствии с примечанием к пункту 2.2 и пунктом 2.10 настоящего Положения, к повторным экзаменам допускаются не ранее чем через 20 дней.

Кандидаты в водители, подготовившиеся самостоятельно к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, относящимися к категории «A» и категории «B» (без права работы по найму), и не сдавшие практические экзамены более трех раз, в дальнейшем к экзаменам в подразделениях ГАИ допускаются после прохождения курса обучения в установленном порядке.

4.11. Лицам, сдавшим теоретический и практический экзамены, на основании протокола выписываются водительские удостоверения и талоны к водительскому удостоверению, серии и номера которых записываются по порядку номеров в книгу выдачи водительских удостоверений и талонов к водительскому удостоверению (приложение N 9), а также в водительскую карточку <*>.

<*> В настоящее время вместе с водительским удостоверением выдается временное разрешение на право управления транспортным средством, на оборотной стороне которого записываются штрафные баллы за допущенные нарушения правил дорожного движения.

4.14. Отметки в графах категорий транспортных средств, на управление которыми выдается водительское удостоверение, производятся штампом «Разрешено». Графы других категорий транспортных средств, на управление которыми не выдано разрешение, гасятся штампом с полосой по диагонали, а в талоне к водительскому удостоверению — соответственно компостером круглой формы.

4.16. При получении разрешения на право управления трамваем, троллейбусом, мотоколяской в водительском удостоверении в графе «Для особых отметок» проставляется штамп с надписями, соответствующими указанным категориям транспортных средств.

4.17. При выдаче водительского удостоверения лицам, имеющим ограничения в сроках переосвидетельствования, установленных медицинскими комиссиями, в графе «Для особых отметок» проставляется штамп «Медсправка обязательна».

4.20. При получении разрешения на право управления транспортными средствами другой категории водительское удостоверение заменяется на новое, в которое переносятся необходимые отметки, имеющиеся в прежнем удостоверении водителя.

4.24. Лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы и не лишенным по суду права управления транспортными средствами, изъятые у них водительские удостоверения могут быть возвращены подразделением ГАИ по месту отбывания наказания по ходатайству администрации исправительно — трудового учреждения в соответствии с установленным порядком.

Порядок замены водительских удостоверений

5.1. Замена водительского удостоверения производится по представлении заявления, медицинской справки о годности водителя к управлению транспортными средствами соответствующих категорий, водительской карточки или подтверждения из ГАИ МВД, УВД, выдавшей водительское удостоверение.

5.2. Лицам, постоянно управляющим транспортными средствами в течение последних 12 месяцев, замена водительских удостоверений производится без соответствующих экзаменов.

Документами, подтверждающими постоянное управление транспортными средствами, могут быть:

для работающих водителей — выписка из трудовой книжки или справка с места работы с указанием закрепленного вида транспорта;

для индивидуальных водителей — регистрационные документы на принадлежащие им транспортные средства;

для лиц, эксплуатирующих автомобили по доверенностям, — регистрационные документы на автомобиль и доверенность на право пользования и распоряжение им или свидетельство о праве общей собственности на транспортное средство.

5.3. Лицам, не управлявшим транспортными средствами в течение последних 12 месяцев, замена водительских удостоверений производится после сдачи теоретического и практического экзаменов.

При этом если лицо имеет разрешение на управление транспортными средствами нескольких категорий, в том числе мотоциклами и составами транспортных средств, то практический экзамен по усмотрению экзаменационной комиссии производится только на транспортном средстве одной из категорий: «B» или «C», или «D».

5.4. Лицо, имеющее разрешение на управление транспортными средствами нескольких категорий, при замене водительского удостоверения может испрашивать разрешение на управление какой-либо одной категорией транспортных средств. Тогда практический экзамен принимается по испрашиваемой категории транспортных средств и в выдаваемом водительском удостоверении проставляется разрешающая отметка только в этой категории.

Восстановление категорий, имевшихся ранее у водителя, производится по его заявлению в соответствии с требованиями пунктов 5.1 — 5.3 настоящего Положения.

5.5. Замена водительских удостоверений, пришедших в непригодное состояние, осуществляется в соответствии с пунктами 5.1 — 5.4 настоящего Положения.

5.6. При замене водительского удостоверения во вновь выдаваемом в графе «Для особых отметок» проставляются серия, номер и дата выдачи прежнего водительского удостоверения.

5.10. Найденные водительские удостоверения и талоны к водительскому удостоверению, вместо которых владельцам выданы дубликаты, считаются недействительными и подлежат сдаче в подразделения ГАИ для уничтожения.

5.13. Удостоверения водителей старого образца заменяются на единое водительское удостоверение на общих основаниях. При этом в новом водительском удостоверении разрешающие отметки проставляются в следующих категориях:

при замене удостоверения водителя мотоцикла — в категории «A»;

при замене удостоверения водителя — любителя — в категории «B» с одновременным проставлением в графе «Для особых отметок» штампа «Без права работы по найму»;

при замене удостоверения шофера — профессионала (третьего класса) — в категориях «B» и «C»;

при замене удостоверения шофера второго и первого классов, выданных ГАИ, — в категориях «B», «C», «D» и «E».

При замене удостоверений, ранее выдававшихся на право управления трамваем, троллейбусом и мотоколяской, в едином водительском удостоверении проставляется штамп с соответствующей надписью категории транспортного средства.

5.16. Иностранные водительские удостоверения, выполненные с учетом требований Конвенции о дорожном движении 1968 года, действительны на территории СССР только при управлении перевозочными средствами, участвующими в международном движении (туристические поездки, перевозка международных грузов, командировка сроком до одного года).

В том случае, когда владелец иностранного водительского удостоверения переносит свое место жительства на территорию СССР, его водительское удостоверение теряет свою силу и подлежит замене на советское водительское удостоверение.

5.18. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим действительные национальные водительские удостоверения или водительские удостоверения, отвечающие требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, получившим право на жительство на территории СССР и достигшим возраста, установленного настоящим Положением, советские водительские удостоверения выдаются на основании имеющихся у них национальных удостоверений после прохождения медицинского переосвидетельствования и сдачи теоретического и практического экзаменов.

При отсутствии у указанных в настоящем пункте лиц действительных национальных водительских удостоверений советские водительские удостоверения выдаются им на общих основаниях.

5.19. Гражданам СССР, получившим за границей национальные водительские удостоверения страны пребывания, в том числе выполненные с учетом требований Конвенции о дорожном движении 1968 года, а также международные водительские удостоверения, они обмениваются на соответствующие советские водительские удостоверения после прохождения ими медицинского переосвидетельствования и сдачи теоретического и практического экзаменов.

Примечание составителей. Главное управление Госавтоинспекции МВД РФ в дополнение к настоящему Положению впредь до принятия нового Положения предлагает начальникам ГАИ МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, городов Москвы, Санкт — Петербурга и Ленинградской области:

1. Разрешить подготовку водителей автотранспортных средств в учебных организациях (предприятиях) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, зарегистрированных в подразделениях ГАИ в установленном порядке, деятельность которых не противоречит законодательным актам Российской Федерации.

2. Лиц, окончивших высшие или средние специальные учебные заведения, программами обучения в которых предусмотрено и изучение дисциплин, касающихся вопросов устройства и эксплуатации автотракторной техники, по их просьбе допускать к сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения категорий «A», «B», «C».

В отдельных случаях, когда граждане по роду своей деятельности не могут посещать занятия в учебных организациях, но имеется объективная необходимость в управлении транспортными средствами категории «C» (наличие в личной собственности семьи грузового автомобиля, участие в ведении фермерского либо крестьянского хозяйства), при подтверждении работы по автотракторной специальности не менее 1 года допуск их к сдаче экзаменов в ГАИ экстерном для получения соответствующей разрешающей отметки в водительском удостоверении может производиться в порядке исключения только с разрешения главных государственных автомобильных инспекторов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.

3. Разрешить сдачу экзаменов для получения права управления составами транспортных средств категории «E» водителям, имеющим водительские удостоверения с разрешающими отметками в категориях «C» или «D», стаж работы не менее года и прошедшим в учебной организации переподготовку по соответствующей программе.

4. Выдавать дубликаты водительских удостоверений их владельцам после проверки у них знаний правил дорожного движения, за исключением случаев утраты удостоверений при стихийных бедствиях, а также пожарах или кражах, если это подтверждается соответствующими документами.

5. Отменить практику истребования справок учебных организаций о проведении ими дополнительной 5-часовой подготовки кандидатов в водители.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: баланс березовый по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Положение о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений
Скачать: Положение о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений

Обязательное психиатрическое освидетельствование водителей — кто должен проводить и зачем

Закон об обязательном психиатрическом обследовании водителей по-прежнему вызывает у работодателей вопросы. А в иных случаях – и недоумение: ну зачем он нужен, если водителя при прохождении медкомиссии и так смотрит психиатр? Давайте разбираться.

Может, психическое освидетельствование водителей не так уж и обязательно?

К сожалению, или к счастью, оно обязательно. Закон в этом случае суров и последователен. Законодательно это отражено в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2002 N 695.

Пару лет назад Верховный Суд РФ рассматривал жалобу. Жаловался директор «Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Пензенской области». Трудовая инспекция оштрафовала предприятие на крупную сумму – в том числе за то, что водители не прошли в свое время обязательное психиатрическое освидетельствование.

Директор возмущался: а чего это, собственно, его оштрафовали? Медкомиссию водители проходят, зачем еще обследовать их дополнительно? Он обращался в местные судебные инстанции в надежде доказать свою правоту – и дошел даже до Верховного Суда РФ. Верховный Суд отклонил его жалобу и подтвердил правомерность требований Трудовой инспекции. Штраф предприятию всё-таки придется платить.

С одной стороны, закон об обязательном психиатрическом обследовании не очень приятен для руководителей. Ведь расходы на это мероприятие полностью ложатся на плечи работодателя. С другой стороны, никто из нас не пожелал бы встретиться на дороге с водителем, у которого не всё в порядке с психикой. Видимо, такой закон – это всё-таки необходимая мера.

Как часто необходимо проводить психиатрическое освидетельствование водителей

При приеме на работу (перед прохождением медкомиссии) и потом через каждые 5 лет. Напомню, мы сейчас говорим именно о водителях. Для диспетчеров или, скажем, для специалистов по БДД закон обязательного психиатрического освидетельствования не предусматривает.

Впрочем, в некоторых случаях регулярный осмотр психиатра нужен и им. Если предприятие занимается нефтегазовой промышленностью и при этом находится на Крайнем Севере – психическое здоровье проверяют у всех сотрудников. Если это гидрометеорологическая станция в отдаленном, «недостаточно обжитом районе» – то тоже проверяют всех. Подробнее об этом написано в Постановлении Правительства РФ от 28.04.93 N 377, а именно – в 4 абзаце.

Как проходит психиатрическое освидетельствование?

Раз в год кадровые службы на предприятии составляют перечень сотрудников, которым по закону необходимо психиатрическое освидетельствование. У каждого работника, поименованного в перечне, берут письменное согласие на психосвидетельствование, поскольку такого рода обследования проводятся исключительно добровольно.

«Ха, – скажет кто-то. – Значит, водитель вправе отказаться?» Да, он вправе отказаться. А вы вправе его уволить, если у вас нет на руках справки о его профпригодности (а психическое здоровье – один из необходимых ее критериев).

Итак, потом каждому сотруднику выдают направление, в котором указывают вид его деятельности и условия труда. Направление выдается для конкретной поликлиники, районной или частной. Выбрать поликлинику работодатель вправе сам, главное, чтобы она имела лицензию для проведения психосвидетельствования. Обычно выбирают медицинское учреждение по месту проживания работника или по адресу регистрации предприятия. Многие предпочитают не отправлять сотрудников в поликлиники, а приглашать врачебную комиссию к себе. Это удобнее и, в ряде случаев, экономнее: стоимость простоя из-за отсутствия нескольких водителей бывает очень ощутима.

А что, собственно говоря, проверяют?

Осмотр производит врачебная комиссия, она же выносит заключение о психическом соответствии человека занимаемой должности. Обратите внимание: не просто об абстрактном «психическом здоровье». Каждая специальность имеет свой «круг недопуска» именно по психическим нарушениям.

Так, к работе водителем нельзя допускать человека, у которого обнаружены одна или несколько болезней из списка:

  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • токсикомания,
  • пограничная умственная отсталость,
  • задержки умственного развития,
  • эпилепсия,
  • синкопальные состояния (кратковременные потери сознания).

Обследование проходит в виде беседы, используются современные методы психодиагностики и тестирования. Также водители обязательно проходят энцефалографию и электрокардиографию.

А если не проводить это обследование, то…?

Если работодатель допустит к выполнению обязанностей человека, не прошедшего обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке, то будет оштрафован: должностное лицо или предприниматель – на сумму от 15 000 до 25 000 рублей; юридическое лицо – на сумму от 110 000 до 130 000 рублей. И штраф при этом не «одноразовый». Если по результатам очередной проверки выяснится, что работодатель не принял-таки меры, ему снова выпишут штраф.

Как видите, суммы немаленькие.

Мораль, как говорится, ясна: отправлять водителей на обязательное психиатрическое освидетельствование необходимо. Так всем будет спокойнее: и пассажирам, и самим водителям, и их работодателям.

P.S. Мы собрали для вас законодательные акты, которые касаются обязательного психиатрического освидетельствования, в единую таблицу, чтобы долго не искать.

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств осуществляется в соответствии с Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и инструкцией по проведению медицинского освидетельствованию лица, которое управляет транспортным средством и заполнению учётной формы 307/у-05 Акт медицинского освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством. Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475, а инструкция утверждена Приказом Минздрава РФ № 308 от 14 июля 2003 года.
Согласно Правилам направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:
а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется инспектором ДПС в присутствии двух понятых.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения должно проводиться в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может проводиться как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств.
Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется в 3 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и заверяется печатью с названием медицинской организации и наименованием подразделения, в котором проводилось освидетельствование.
В случае отсутствия у освидетельствуемого водителя транспортного средства документов, удостоверяющих его личность, врачом (фельдшером) в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения делается запись, содержащая сведения об официальном источнике информации, с помощью которого установлена личность освидетельствуемого.
Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в медицинскую организацию, второй экземпляр акта хранится в соответствующей медицинской организации, третий экземпляр акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Каждая процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения регистрируется в специальном журнале медицинской организации, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В случае если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и другое) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, составленного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностным лицом военной автомобильной инспекции, заполняется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.
Подлинник справки о результатах лабораторных исследований, заверенной подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдается на руки должностному лицу, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностному лицу военной автомобильной инспекции либо направляется по почте в орган, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или военную автомобильную инспекцию. Второй экземпляр акта хранится в соответствующей медицинской организации, третий экземпляр акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
При подозрении водителя на состояние наркотического или иного, нежели алкогольное, опьянения врач, проводящий медицинское освидетельствование должен принять меры к установлению вещества, вызвавшего опьянение.
При этом врач руководствуется Правилами определения наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством. Эти Правила устанавливают порядок определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека проводится на основании направления на химико-токсикологические исследования, выданного медицинским работником, осуществляющим медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.
Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг).
Результаты химико-токсикологических исследований при определении наличия наркотических средств или психотропных веществ оформляются справкой о результатах химико-токсикологических исследований, форма и инструкция по заполнению которой утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Справка о результатах химико-токсикологических исследований приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством. Порядок проведения химико-токсикологических исследований, формы отчетности, сроки проведения химико-токсикологических исследований, а также порядок организационно-методического обеспечения проведения химико-токсикологических исследований определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При направлении мочи(слюны, крови) на химико-токсикологическое исследование освидетельствуемый водитель транспортного средства может получить свою копию акта медицинского освидетельствования через несколько дней. Обычно это 4-5 дней.
При несогласии с результатами медицинского освидетельствования следует сделать об этом запись в акте. При первой же возможности следует обжаловать Результаты медицинского освидетельствования в административном порядке. То есть написать жалобу на имя главного врача медицинского учреждения, в котором было проведено медицинское освидетельствование.

Врач, проводящий медицинское освидетельствование водителей транспортных средств должен руководствоваться инструкцией по проведению медицинского освидетельствованию лица, которое управляет транспортным средством и заполнению учётной формы 307/у-05 Акт медицинского освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством.

Что грозит за отказ от медицинского освидетельствования?

Вопросы, связанные с отказом от медицинского освидетельствования в понимании ч.1 ст.12.26 КОАП РФ в полной мере освещены на нашем сайте Отказ от медицинского освидетельствования

Михаил МоржанаевВедущий юрист компании onlinegibdd.ru Дата обновления 15 октября 2020 8219 10

Чтобы обезопасить всех участников движения, закон устанавливает строгие требования к состоянию водителя: можно управлять транспортным средством только в том случае, если он трезв, здоров и бодр. Ответственность за это несет и работодатель. Он обязан организовать проверку самочувствия своих работников.

Процедуру устанавливает Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

В этой статье расскажем:

  • Зачем проходить предрейсовый медосмотр
  • Для кого он обязателен
  • Где проходит медицинский осмотр и кто его проводит
  • На что проверяют водителя
  • Как правильно заполнить журнал медосмотра
  • Обязательно ли для водителей проходить дополнительный медосмотр после рейса
  • Можно ли пройти предрейсовый медосмотр дистанционно
  • Какую ответственность несет предприниматель за нарушения
  • Как оплатить штраф со скидкой

Что такое предрейсовый медицинский осмотр и зачем он нужен

Предрейсовый медицинский осмотр — это проверка здоровья и самочувствия водителя перед выходом в рейс. Главная цель — убедиться, что он нормально себя чувствует и его состояние не угрожает безопасности дорожного движения. Причем осмотр может проходить несколько раз. Если за день водитель выходит в разные рейсы, ему нужно проверяться каждый раз.

Кроме предрейсового медосмотра есть еще предсменный. Он проходит один раз — до смены.

Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр

Такая обязанность есть у каждого водителя, независимо от того, куда он выехал и каким автомобилем управляет. Если за рулем будет предприниматель, он тоже обязан провериться. Эти правила устанавливает Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кто проводит предрейсовый медицинский осмотр

Лечебное учреждение (больница, частный медцентр) или медработник со специальной лицензией. Некоторые компании получают лицензию и сами организовывают осмотры.

Чтобы получить лицензию, надо собрать полный пакет документов, открыть медицинский кабинет и нанять медицинского работника — врача или медработника со средним образованием, который прошел программу подготовки.

Получить лицензию непросто, поэтому обычно компании обращаются за помощью в фирмы, которые помогают собрать документы и получить разрешение. Зато лицензия дает право оказывать услуги другим компаниям и действует бессрочно.

Если нанимать врача и оформлять лицензию не хочется, компания обращается в стороннее учреждение. Небольшие фирмы обычно делают именно так.

Штрафы для юридических лиц

Как проходит предрейсовый медосмотр

На медосмотре проверяют:

  1. Самочувствие водителя. Врач измеряет основные показатели: давление, пульс, температуру. Если пульс и давление не в норме, эти показатели могут измерить повторно через 20 минут.
  2. Трезвость. Наличие промилле проверяют алкотестером.

Если у водителя есть какие-то жалобы, не в норме основные показатели или обострилось заболевание, в этот день его отстраняют от работы. Медработник выписывает направление на дополнительное обследование в больницу.

Если алкотестер обнаружил промилле, или есть подозрение, что водитель принимал наркотики, медработник запрещает выход на работу.

По закону осмотр входит в рабочие часы. Если работник проходит его в свободное время, ему оплачиваются сверхурочные. За само обследование тоже платит работодатель.

Журнал предрейсового медицинского осмотра

После проверки медицинский работник заполняет журнал предрейсового медосмотра и ставит в путевом листе отметку, подтверждающую, что водитель допущен к управлению автомобилем.

На штампе обязательно указывают время осмотра, чтобы не было сомнений, что он актуален.

Руководитель компании отвечает за журнал: следит за регулярностью записей и соблюдением формы.

В журнале заполняют:

  • время проведения осмотра;
  • личные данные водителя и сведения о его здоровье;
  • медицинское заключение;
  • подписи медработника и водителя.

Скачать образец журнала.

Путевой лист с отметкой о допуске водителю выдают перед каждым рейсом. Обычно это происходит каждый день, либо несколько раз в день. Но есть исключения: например, длительные командировки.

По закону путевой лист может быть оформлен и на срок, не превышающий месяца. Если командировка длится, скажем, 20 дней, водителю выдают путевой лист, в котором отмечены все точки его маршрута. Тогда он должен пройти медосмотр только один раз — перед выездом. Результаты будут действительны в течение всего срока командировки.

Послерейсовый медицинский осмотр: нужно ли его проходить

Послерейсовые осмотры обязательны только для водителей, которые в рабочее время перевозят пассажиров или опасные грузы. Требования к ним более строгие: их проверяют после каждой смены и рейса.

Процедура у послерейсовых медосмотров такая же, как у предрейсовых. У этих осмотров две цели:

  1. Проконтролировать здоровье сотрудника. Регулярные осмотры помогают вовремя заметить начало профзаболевания или отравления, отследить влияние вредных факторов на здоровье.
  2. Выявить сотрудников, которые употребляют на работе алкоголь или психоактивные вещества.

Для остальных водителей осмотры только рекомендованы. Например, рекомендуется осматривать после рейса людей группы риска: пожилых, людей с заболеваниями, употребляющих алкоголь.

Дистанционные предрейсовые медицинские осмотры

Медосмотр отнимает рабочее время: водитель должен доехать до места осмотра, пройти освидетельствование, получить допуск и только потом может выехать в рейс. Если рейсов несколько, и они начинаются в разных точках города, водитель вынужден каждый раз возвращаться в медцентр, с которым сотрудничает компания. Поэтому некоторые предприниматели организовывают дистанционные осмотры.

Дистанционные осмотры проводятся на точках, где установлена специальная аппаратура: терминал для измерения параметров тела, камера, алкотестер. Процедура осмотра такая:

  1. Водитель заполняет свои данные в специальной компьютерной системе.
  2. Терминал, который установлен на точке дистанционного осмотра, измеряет давление, температуру и пульс водителя.
  3. Встроенный алкотестер проверяет наличие алкоголя в крови.

Все это время за осмотром через веб-камеру наблюдает лицензированный медработник. Он следит, чтобы водитель ничего не нарушил при осмотре. Если все в порядке, медработник выдает заключение и допускает водителя в рейс. Свое решение он подтверждает электронной подписью.

В России есть компании, которые продают оборудование для дистанционных осмотров. Гипотетически, предприниматель может установить несколько аппаратов в нужных точках города и сэкономить время водителей. Но законность этого способа до сих пор под вопросом.

Сторонники того, что дистанционные осмотры законны, опираются на Федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 36.2 разрешает оказывать медпомощь с применением телемедицинских технологий. Обычно компании, которые продают оборудование или организовывают дистанционные осмотры, убеждают клиентов в том, что все абсолютно легально.

Но судебные решения и ответы контролирующих органов указывают на то, что органы власти РФ не считают дистанционные медосмотры законными. К примеру, Арбитражный суд Сахалинской области отказался признать штраф за нарушение порядка медосмотра недействительным. Суд пришел к выводу, что в нормативных актах нет прямых указаний на то, что телемедицина может применяться при проведении предрейсовых медосмотров.

А это разъяснение относительно законности дистанционных осмотров на сайте прокуратуры Республики Крым. Росздравнадзор считает, что дистанционные медосмотры создают угрозу безопасности движения.

В законах нет ни прямого запрета на оказание телемедицинских услуг при проведении предрейсового медосмотра, ни разрешения на дистанционные осмотры. Но практика показывает, что суд практически всегда признает, что дистанционный осмотр — это нарушение.

Дело может не дойти до наказания. Сотрудники, которые проверяют водителей, иногда входят в положение и закрывают глаза на то, что медосмотр был проведен дистанционно. Но по закону у проверяющих есть все основания оштрафовать водителя и предпринимателя на крупную сумму. Поэтому допуск водителя в рейс без личного медицинского освидетельствования — серьезный риск.

Штрафы и ответственность за нарушения при проведении предрейсовых медосмотров

Штрафы за отсутствие медосмотра устанавливает статья 12.31.1. КоАП РФ:

Для водителей: 3 000 рублей

Для должностных лиц: 5 000 рублей

Для юридических лиц: 30 000 рублей

Штрафы за нарушение установленного порядка медицинских осмотров прописаны в статье 11.32 КоАП РФ:

Для водителей: 1 000 — 1 500 рублей

Для должностных лиц: 2 000 — 3 000 рублей

Для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей

Если компания не провела осмотр или нарушила порядок его проведения, а водитель попал в ДТП с тяжкими последствиями, может дойти до уголовного преследования. Это расценивается, как нарушение требований охраны труда (Уголовный кодекс РФ, Статья 143). Руководителю и лицу, которое отвечает за проведение осмотров, в этом случае могут назначить:

Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18-ти месяцев.

Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов.

Исправительные работы на срок до 2-х лет.

Принудительные работы до 1 года или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Взыскать штраф с работника за непрохождение им медосмотра нельзя — такое решение принял Свердловский областной суд 27.11.2019 по делу о взыскании ущерба с работника № 33-20128/2019.

Проверка штрафов для юр. лиц

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?

Можно ли оплатить штраф за нарушения требований о проведении предрейсовых медосмотров со скидкой

Можно. В течение 20 дней со дня вручения постановления действует скидка 50%. Проверить наличие штрафа можно по госномеру автомобиля или по постановлению.

Отследить штрафы бывает непросто: они могут быть выписаны как на организацию, так и на водителя. Чтобы не проверять данные вручную, подключите сервис по контролю за штрафами юридических лиц ОнлайнГИБДД. Все штрафы организации сервис соберет в личном кабинете. Вы сможете оплатить их в один клик и в любой момент посмотреть историю платежей. А если штраф наложен на водителя, программа пришлет ему СМС со ссылкой на онлайн-оплату.

Задайте вопрос по статье

Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве. Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *