Публично правовая компания

Публично-правовые компании – закат эры госкорпораций?

2 октября вступят в силу нормы, позволяющие создавать в России юридических лиц особой организационно-правовой формы – публично-правовые компании (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон о публично-правовых компаниях). Ими будут называться унитарные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на основании специального федерального закона, или создаваемые в силу указа президента. Соответственно, в роли учредителя таких организаций может выступать исключительно государство (ч. 1-2 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Между тем такие организации могут быть также созданы и путем реорганизации уже существующих государственных корпораций и компании, а также акционерных обществ, где единственным участником является Россия, за некоторым исключением. Так, не могут стать преобразованными в публично-правовую компанию госкорпорации «Внешэкономбанк», «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос». Такие ограничения прямо закреплены в законе (ч. 3-4 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Таким образом, можно предположить, что препятствий законодательного характера для преобразования, например, АО «Роснано» или госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в форму публично-правовой компании нет.

НАША СПРАВКА

Унитарными называются такие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Помимо публично-правовых компаний к унитарным относятся ГУП и МУП, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организаци и религиозные организации (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Следует добавить, что в ГК РФ в рамках реформы гражданского законодательства уже сейчас внесены необходимые для создания и начала работы публично-правовых компаний изменения. В частности, в перечень предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм некоммерческих организаций включены и компании нового вида (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ, подп. «б» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

Для чего будут создаваться публично-правовые компании

Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для:

МНЕНИЕ

Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнёры»:

«Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще».

  • проведения государственной политики;
  • предоставления государственных услуг;
  • управления государственным имуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
  • выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера (ч. 5 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен ст. 7.1-7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Возможности, которыми будут обладать публично-правовые компании, также заметно отличаются от предоставленных сегодня госкорпорациям и госкомпаниям полномочий. Так, новые компании смогут приобретать активы и учреждать коммерческие и некоммерческие организации, а также создавать филиалы и открывать представительства не только на территории России, но и за рубежом. Кроме того, они смогут участвовать в различных ассоциациях и союзах. При этом собственность этих компаний, будет защищена от возможных исков, заявленных к государству – публично-правовые компании не будут отвечать по государственным обязательствам. Также законом предусмотрена специальная процедура защиты особо ценного имущества компаний – правительством может быть установлен перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании (подп. 1-3 ч. 4, ч. 8 ст. 5, ч. 2 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании (ч. 5 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях).

Имущество публично-правовых компаний будет формироваться, в основном, за счет государственного имущественного взноса. В то же время этим компаниям может быть передано и имущество преобразуемых юридических лиц, а также добровольные имущественные взносы иных субъектов. В связи с этим внешний аудит этих организаций будет осуществлять Счетная палата РФ и другие компетентные органы. При этом доходы, полученные публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности будут переходить в ее собственность (ч. 9 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании (ст. 27 закона о публично-правовых компаниях).

Как будет осуществляться управление публично-правовыми компаниями

В первую очередь авторы закона предусмотрели возможность осуществления Президентом РФ различных полномочий в отношении публично-правовых компаний напрямую. Правда, конкретных полномочий в законе о публично-правовых компаниях не названо, они могут быть определены опять же в учредительных документах, в ходе создания компании (ч. 10 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях). Отметим, для госкорпораций и госкомпаний возможность непосредственного участия в их деятельности президента не предусмотрена. В связи с этим можно сделать вывод, что самые затратные и ответственные государственные проекты будут реализовываться именно такими публично-правовыми организациями – деятельность которых будет контролировать глава страны.

Органами непосредственного управления публично-правовой компании будут выступать наблюдательный совет и также генеральный директор. В то же время, решением о создании публичного юрлица может быть предусмотрено создание правления публично-правовой компании (ст. 7 закона о публично-правовых компаниях).

Председатель и члены наблюдательного совета назначаются правительством, при этом сам орган управления наделяется довольно широкими полномочиями, среди которых:

  • утверждение стратегии развития компании;
  • утверждение бюджета и годового отчета компании;
  • выработка рекомендаций для других органов управления компании;
  • утверждает порядок использования доходов и т. д. (подп. 1, 3-5, 7 ч. 1 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).

При наблюдательном совете будет сформирован также комитет по аудиту, в задачи которого входит, в том числе, контроль финансовой дисциплины в публично-правовой компании. Одновременно члены наблюдательного совета наделяются довольно широкими индивидуальными правами. Так, они смогут получать информацию о деятельности компании, знакомиться со всеми без исключения документами организации, в том числе касающимися ее финансовой деятельности. Они будут вправе также оспаривать сделки и требовать применения последствий их недействительности (ч. 5-6 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).

Между тем генеральный директор, также назначаемый на должность правительством, будет выполнять функцию единоличного исполнительного органа публично-правовой компании. К его компетенции будут относиться вопросы руководства текущей деятельностью организации (ст. 12 закона о публично-правовых компаниях).

Экономическая эффективность деятельности

Разработчики закона о публично-правовых компаниях, проанализировав опыт работы госкорпораций и госкомпаний, большое внимание уделили вопросам планирования и финансовой дисциплины публично-правовых компаний. В частности, в законе, помимо закрепления непосредственно обязанности этих организаций разработать стратегию собственного развития, прописаны и принципы ее определения. В частности, предусмотрена обязанность наблюдательного совета проконтролировать, что в основу документа легли конкретные финансовые и инвестиционные показатели, анализ достижения которых станет основой оценки эффективности выполнения стратегии развития компании по итогам отчетного периода (ч. 1-2, ч. 4-5 ст. 14 закона о публично-правовых компаниях).

Кроме того законом о публично-правовых компаниях предусмотрен порядок ведения отчетности в этих организациях, в том числе прописаны общие правила составления годового отчета, а также раскрытия информации об их деятельности. Следует отметить, что годовой отчет компании будет направляться на рассмотрение президенту, в парламент, правительство и Счетную палату РФ. Добавим, что разработчики не обошли вниманием и общественность – годовой отчет подлежит опубликованию также на официальном сайте публично-правовой компании, одновременно экземпляр документа будет направляться в ОП РФ (ч. 1-2, ч. 7-8 ст. 15 закона о публично-правовых компаниях).

Также законодатель урегулировал вопросы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предписывается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. А перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием будет определять правительство (ст. 18 закона о публично-правовых компаниях).

***

Публично-правовые компании как новый тип некоммерческих организаций будут представлять собой довольно сложные юридические образования, наделенные компетенцией, далеко выходящей за пределы возможностей обычных бизнес-структур, в том числе и компаний с государственным участием. Создание и деятельность таких организаций потребует особо взвешенного подхода.

Как отмечают разработчики закона, документ был принят во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина в целях пересмотра подходов к созданию и функционированию государственных корпораций и создания унифицированных правил их деятельности. Поэтому можно предположить, что со временем такая организационно-правовая форма компаний с государственным участием станет преимущественной.

Документ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Публично-правовая компания – это новая организационно-правовая форма юридических лиц, которая появилась в ГК РФ с 01.09.2014 (пп. «б» п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (далее – Закон № 236-ФЗ) определил правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Данный закон вступил в силу 02.10.2016. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой публично-правовая компания и для каких целей она может быть создана.

Понятие и правовое положение публично-правовой компании

Публично-правовая компания (далее – ППК) – это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т.е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ).

Создается ППК указом Президента РФ или на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации:

  • акционерного общества со 100-процентным участием РФ;
  • государственной компании;
  • некоторых госкорпораций.

Основным документом ППК является ее устав (ст. 4 Закона № 236-ФЗ).

ППК, в частности, имеет право (п. 4, 6 ст. 5 Закона № 236-ФЗ):

  • создавать филиалы и открывать представительства;
  • создавать коммерческие и некоммерческие организации и принимать в них участие (для достижения целей, ради которых была создана сама ППК);
  • осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено решением о создании ППК и ее уставом (для достижения целей, ради которых она создана).

Цели создания ППК

Публично-правовая компания может быть создана, в частности, в целях (п. 5 ст. 2 Закона № 236-ФЗ):

  • проведения государственной политики;
  • предоставления госуслуг;
  • управления госимуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных государственных проектов и программ.

Порядок и сроки реализации целей, поставленных перед создаваемой ППК, фиксируются в стратегии ее развития, которая утверждается наблюдательным советом компании (пп. 3 п. 1 ст. 9, ст. 14 Закона № 236-ФЗ).

Общей целью создания нового вида организаций является более гибкое и эффективное участие государства в тех сферах экономической деятельности, где использование существующих форм организаций невозможно или является ограниченным. Также при помощи ППК государство планирует ужесточить контроль над целевым использованием государственного имущества.

Особые условия отчетности

Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, публично-правовые компании с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Так, ППК обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет о деятельности ППК направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).

Закон о публично-правовых компаниях: что нового?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

3 июля Президент РФ подписал закон о публично-правовых компаниях, внесенный в Государственную Думу еще в 2013 году. В начале октября закон вступил в силу.

ЧТО ТАКОЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ КОМПАНИИ (ППК)?

ППК — новый вид юридических лиц. Из определения, содержащегося в статье 2 закона, следует, что ППК — это унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. Для появления ППК нужен специальный закон или указ Президента РФ, устав ППК утверждается Правительством. Такой порядок создания роднит ППК с уже существующими государственными корпорациями и государственными компаниями — кстати, тоже некоммерческими организациями.

Один из вариантов создания ППК предусматривает создание путем реорганизации государственной корпорации, государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация. Закон называет исключение из этого правила: нельзя реорганизовать в ППК такие госкорпорации, как Внешэкономбанк, «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», а также нельзя создавать ППК путем реорганизации в форме преобразования госкорпорации.

В пояснительной записке сказано, что в соответствии с пунктом 1 плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании «Автодор», утвержденного Председателем Правительства РФ 29 декабря 2010 г. № 6793п-13 существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы.

В ППК также предполагалось преобразовать государственные корпорации Внешэкономбанк и «Агентство по страхованию вкладов». Изначально предполагалось, что в ППК будут преобразованы все госкорпорации, однако впоследствии от этого плана отказались. Еще в 2009 году Счетная палата проверила деятельность госкорпораций и пришла к выводу, что «отсутствие должного контроля за их деятельностью в ряде случаев приводит к неэффективному использованию переданного им государственного имущества». Тогда же Президент РФ сказал в своем Послании, что форма госкорпораций в современных условиях в целом бесперспективна. Правда, тогда непонятно, зачем создавать иную практически аналогичную форму.

Сейчас в отношении каждой госкорпорации и госкомпании действует отдельный федеральный закон. Устранение недостатков правового регулирования функционирования этих организационно-правовых форм потребовало бы внести изменения в каждый из этих законов, а также подзаконные акты. Правительство РФ пришло к выводу, что нужно создавать унифицированные правила деятельности государственных корпораций (государственных компаний), определяющие общие подходы и требования к созданию, регистрации, организации деятельности, реорганизации и ликвидации государственных корпораций (государственных компаний).

Закон о ППК предполагает, что базовые правила для ППК установлены законом, однако в решении о создании ППК могут содержаться дополнительные правила. Так, в решении о создании ППК должны быть отражены следующие сведения: наименование, цели деятельности, функции и полномочия публично-правового характера, место нахождения, разрешенные виды деятельности, источники формирования имущества ППК, порядок распоряжения имуществом, направления расходования средств, в том числе полученных от коммерческой деятельности ППК, порядок формирования органов управления ППК и другие. В решении о создании ППК могут содержаться дополнительные права, не предусмотренные законом. Законом же предусмотрены лишь такие права, как право создавать филиалы и представительства, право создавать другие коммерческие и некоммерческие организации, право быть участником ассоциаций, союзов.

ППК по умолчанию является некоммерческой организацией, то есть получение прибыли не может быть ее основной целью. Однако у ППК есть право заниматься также коммерческой деятельностью, если это предусмотрено решением о ее создании и уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Законами о создании ППК и актами Президента РФ может быть предусмотрено осуществление Президентом РФ отдельных полномочий в отношении ППК.

ОТ КОГО ППК ПОЛУЧИТ ИМУЩЕСТВО?

Закон предусматривает несколько вариантов формирования имущества ППК. Во-первых, имущество может поступить в виде имущественного взноса от учредителя ППК — Российской Федерации. Во-вторых, имущество может перейти в порядке правопреемства в результате преобразования юрлиц в ППК. Также закон предусматривает в качестве источников добровольные имущественные взносы, доходы от коммерческой деятельности и иные источники.

Имущество переходит в собственность ППК. Часть имущества по решению наблюдательного совета ППК может быть безвозмездно передана в собственность РФ. Интересен механизм, по которому федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении о создании публично-правовой компании, вправе требовать, действуя от имени ППК, возмещения убытков, причиненных ППК по вине ее органов управления.

КЕМ УПРАВЛЯЕТСЯ ППК?

С органами управления ППК в целом все стандартно. Высшим органом управления ППК является наблюдательный совет. Председатель и члены ППК назначаются Правительством РФ или Президентом РФ, это определяется в решении о создании ППК. Членами наблюдательного совета могут быть также лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, либо государственные гражданские служащие или муниципальные служащие. Основные стратегические решения принимаются наблюдательным советом. Генеральный директор ППК назначается на должность решением Правительства РФ по представлению председателя наблюдательного совета. Закон расписывает полномочия органов управления ППК.

Важным положением о ППК является обязательность наличия документов планирования деятельности ППК: стратегии развития публично-правовой компании, определяющей основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты деятельности ППК на срок не менее пяти лет, и годового финансового плана (бюджета). Данное положение корреспондирует с аналогичными требованиями к госкомпаниям и госкорпорациям иметь долгосрочную программу деятельности и финансовый план.

За эффективностью выполнения стратегии развития следит наблюдательный совет. Закон о ППК также предусматривает помимо аудита создание системы внутреннего контроля. Положения закона о внутреннем контроле, внутреннем аудите и аудите отчетности ППК весьма подробны, в отличие от отдельных законов о госкомпаниях и корпорациях.

Для ППК предусмотрена строгая система отчетности. Годовой отчет публично-правовой компании направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату РФ, публикуется в Интернете. Правовых последствий направления отчета в органы власти закон не называет: получается, что отчет направляется просто для информации.

В пояснительной записке к законопроекту о ППК декларировалось, что «законопроект направлен на решение проблемы использования временно свободных средств публично-правовых компаний». Однако этому вопросу посвящена всего одна статья, а решение основных вопросов отдается Правительству РФ. Инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предлагается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования). Перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием, а также порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств и порядок их предоставления и раскрытия предлагается определять в порядке, установленном Правительством РФ.

Вообще, закон содержит целый ряд отсылочных норм к подзаконным актам Правительства РФ, без принятия которых реализация закона будет затруднительной. Однако можно сказать, что закон в принципе не будет работать, пока не будут приняты отдельные законы или указы о создании ППК.
На практике работа ППК будет зависеть не столько от содержания нового закона, сколько от того, кто именно будет управлять компанией и какое имущество будет передано ей.

Важным в новом законе является также определение порядка совершения отдельных видов сделок. Во-первых, уставом ППК может быть предусмотрено обязательное согласование сделки свыше определенного размера, а также по другим критериям. Во-вторых, закон описывает случаи личной заинтересованности в сделке генерального директора или иного лица из руководства ППК. В описанных случаях сделка согласовывается с наблюдательным советом. Кстати, закупка товаров, работ и услуг для нужд ППК будет производиться по специальному закону (223-ФЗ), по которому «отовариваются» госкорпорации и другие юрлица с участием государства.

ЧЕМ БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ ППК?

В законе сказано, что ППК может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера. Следует помнить о том, что ППК по определению некоммерческие организации, то есть не занимаются извлечением прибыли. Они должны осуществлять свою деятельность в интересах государства и общества. Логично предположить, что ППК будут заниматься примерно тем же, чем сейчас занимаются госкорпорации и госкомпании.

ВЫВОДЫ

1. В отличие от федеральных государственных унитарных предприятий собственность ППК не является государственной, это также роднит ППК с госкорпорациями. Это означает, например, что в случае претензий к Российской Федерации за границей имущество ППК нельзя будет арестовать как государственное.

2. На работников ППК распространяются ограничения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ для работников госкорпораций, которые во многом пересекаются с ограничениями для госслужащих. В этом также проявляется публичный характер новой организационно-правовой формы юрлиц.

3. Публично-правовая компания не может быть признана банкротом (в отличие от акционерного общества с государственным участием).

4. Учитывая изложенные выше отличия ППК от других форм юрлиц с государственным участием, а также строгий контроль деятельности ППК по новому закону, можно сказать, что ППК — весьма защищенная форма использования государственного и иного имущества в публичных целях.

5. Поскольку правительство заявляет о том, что госкорпорации не будут заменены публично-правовыми компаниями, то можно предположить, что в ППК могут реорганизовать акционерные общества, единственным участником которых является Российская Федерация (как, например, РАО РЖД). Однако достоверных сведений о таких планах в отношении акционерных обществ нет. ППК могут быть созданы и не в порядке реорганизации других юрлиц. Так или иначе, пока не будут созданы первые ППК, полная ясность в специфике и назначении нового вида юрлиц вряд ли появится.

Вернуться на главную *Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *