Пути выхода предприятия из экономического кризиса

Сущность кризисных явлений

Кризисные явления появляются в ходе массовых перемен. Отличительный интерес следует уделить кризису накануне Первой мировой войной. Он был сопряжен с излишним перепроизводством. Его база находится в уменьшении уровня существования населения, укреплению безработицы и иных общественно— финансовых, неблагоприятных явлений. В европейских государствах кризис формируется циклически. Можно отметить что при этом эволюции неизбежно его повторение.

Определение 1

Кризис — это несоблюдение имеющегося равновесия в каком — либо слое, либо деле.

Экономический кризис более чувствителен для жителей. Его воздействие сформулировано в безработице, высокой миграции. Проанализируем наиболее тщательно суть и предпосылки финансового кризиса.

Суть финансового кризиса:

  1. Спрос значительно ниже предложения;
  2. Воспроизводство денежных средств нарушено;
  3. Происходит многочисленное устранение предприятий

Наиболее красочным образцом цикличных переломных явлений считается кризис компаний США накануне Первой мировой войны. Проанализируем более частые предпосылки появления финансовых кризисов.

Предпосылки появления финансовых кризисов:

  1. Изменение общественно-политических условий;
  2. Глобальные инциденты;
  3. Рост отсутствия рабочих мест;
  4. Изменение рынка;
  5. Кризис перепроизводства;
  6. Изменение в фондовом рынке;
  7. Мировая непостоянность.

Условия появления цикличных кризисов

  1. Развитие наукоемких технологий;
  2. Внедрение и формирование капитализма;
  3. Кризис перепроизводства;
  4. Возникновение общественных противоречий;
  5. Дополнительное национальное субсидирование;
  6. Изменение эмоционального настроя жителей;

Определение 2

Кризисы — это явления частные и, как выяснилось, повторяющиеся. Для того, чтобы эффективно реагировать на ситуацию, нужно спрогнозировать и разработать пути эффективного выхода из кризисных явлений.

Пути выхода из кризиса

  1. развитие результативной концепции правительственного управления,
  2. формирование законных и налого-бюджетных основ,
  3. легитимация диалога между всеми отраслями правительству в интересах социального единства и устойчивости,
  4. совершенствование законодательной базы,
  5. формирование промышленных координационных обстоятельств, развитие рынка денежных средств,
  6. нормализация концепции управления собственными активами,
  7. установление успешного управления муниципальными предприятиями
  8. помощь российским бизнесменам, обеспечение конкурентной борьбы.

Замечание 1

Циклические кризисы во многом похожи между собой. Кризисные явления оказывают влияние на все сферы жизни и деятельности. Первыми влияние кризиса испытываю наименее защищенные слои населения. Наблюдается рост безработицы и миграции по трудовому признаку.

Аналогичная ситуация возникает в бизнесе. Первыми влияние кризиса испытывают малые предприятия, которые почти не защищены перед негативными факторами внешней среды. Особенно это актуально для производства. Если рынок товаров и услуг перенасыщен, то предприятия начинают активно закрываться.

На государственном уровне необходимо защитить слабые слои населения и малые предприятия. Они составляют основу социально — экономической системы. От их укрепления и взаимодействия с ними зависит скорость выхода из кризисного состояния.

Эффективность предложенных мероприятий зависит от качества взаимодействия всех элементов системы под контролем государства. Только государство обладает необходимым потенциалом для устранения последствий кризисных явлений. Особое внимание следует уделить укреплению национальной валюты.

Назад к списку новостей

08 Декабря 1998

Антикризисная программа ДиалогHауки на «декабрь 1998 — январь 1999»

ДиалогHаука объявляет на декабрь 1998 г. — январь 1999 г. антикризисную программу:

  • значительные скидки новым подписчикам;
  • оформление обычных подписок на короткий срок — 6 или 3 месяца;
  • Интернет-подписки с получением программ через сеть Интернет.
  1. Для новых подписчиков вводятся специальные антикризисные цены — новым клиентам абонементы на антивирусные программы предлагаются со скидкой до 40% на обычные подписки и до 75% — на Интернет-подписки.

    Hаибольшие скидки от текущего прейскуранта получат те новые клиенты, кто покупает абонементы с лицензией на один компьютер. Абонементы с лицензиями на большее количество компьютеров имеют разные скидки, так как уже сейчас цены текущего прейскуранта содержат беспрецедентно высокие скидки для лицензий на большое число компьютеров. Так, цена годового абонемента на 1000 компьютеров содержит скидку 97% в пересчете на компьютер в сравнении с ценой отдельного абонемента на один компьютер.

  2. Возможна покупка обычной подписки не только на год, как было раньше, но и на более короткие промежутки времени — на 6 месяцев или даже на 3 месяца.
  3. Самые большие скидки вводятся на Интернет-подписки. В случае Интернет-подписок как оформление подписок, так и получение программ происходит через сеть Интернет. В этом случае возможны варианты подписок на год, 6, 3 или 1 месяц. Последний случай по своей сути фактически равноценен обычной разовой покупке. Скидка 75% определена для годовых Интернет-подписок с лицензией на 1 компьютер.

Антикризисная программа ДиалогHауки дает пользователям компьютеров реальную возможность купить антивирусную подписку по доступным ценам и тем самым обеспечить защиту компьютеров от вирусов, «троянцев» и других вредоносных программ.

ДиалогHаука по-прежнему «на страже здоровья и безопасности Ваших компьютеров»R.

Информационная служба ЗАО «ДиалогНаука»
E-mail: Antivir@DialogNauka.ru
WWW: http://www.DialogNauka.ru

Государственное антикризисное управление — часть общей системы государственного управления, включающая прогнозирование и своевременную диагностику кризисных ситуаций, анализ причин их возникновения, определение первоочередных мер по сдерживанию кризисных явлений, а также разработку комплексной программы по выходу из кризисной ситуации и восстановлению устойчивого экономического роста. Эффективность антикризисного управления зависит от реализации комплексного системного научного подхода.

В периоды экономических кризисов основная нагрузка и ответственность по обеспечению экономической безопасности страны ложатся на органы государственного управления, так как государственные антикризисные меры лежат в основе выживания и выхода из кризиса как предприятий, так и домохозяйств. Государственная антикризисная политика направлена на их защиту и предотвращение банкротств и снижения уровня и качества жизни населения, поддержание потребительского и инвестиционного спроса, устранение административных барьеров для предпринимательства.

В периоды кризисов роль государства в управлении экономикой и социальными процессами значительно возрастает. Государство выполняет роль организатора и координатора правовых, финансовых, организационных, управленческих мероприятий, проводимых на всех уровнях, особенно на микроуровне. Государство берет на себя значительную часть расходов по антикризисным мерам, расширяет государственный сектор экономики для выполнения стратегических и социально значимых функций.

Прогнозирование развития внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства, ранняя диагностика кризиса, разработка методов, специальных программ и мер по его смягчению и преодолению, системная подготовка кадров для сферы антикризисного управления способны эффективно противостоять кризисным явлениям.

Принципы государственного антикризисного управления:

  • o научная обоснованность антикризисных мер;
  • o правовое обеспечение антикризисного управления;
  • o поддержка финансовой системы;
  • o оказание помощи крупнейшим структурообразующим предприятиям;
  • o приоритетность социальной защиты населения;
  • o предотвращение массовых высвобождений;
  • o поддержка малого бизнеса и расширение самозанятости населения.

При разработке и реализации антикризисных мероприятий необходимо осуществлять комплексный подход в управлении. Для этого необходимо выстроить систему мер, влияющих на все аспекты социально-экономического развития территорий. В зависимости от глубины, скорости распространения кризисных явлений, возможностей государства мобилизовать ресурсы для борьбы с кризисом выделяются приоритетные направления деятельности. В каждом конкретном случае и для каждого государства они должны разрабатываться индивидуально, но, тем не менее, можно провести обобщение методов и инструментов, применяемых органами государственного управления разных стран.

К наиболее важным направлениям антикризисной политики государства относятся следующие.

1. Разработка правовой базы антикризисного управления. Государство разрабатывает правовую базу и методики антикризисного регулирования. Правовое обеспечение отражено в гражданском, бюджетном и налоговом законодательстве, в законах, регулирующих деятельность акционерных обществ, в законодательстве о конкуренции и малом предпринимательстве, о банкротстве, о страховании, в арбитражном и уголовном законодательстве.

В каждой сфере правовое регулирование поведения субъектов и объектов рыночной системы имеет свою специфику. Например, правовое регулирование в условиях кризиса в первую очередь проявляется во внесении изменений в Бюджетный кодекс и связанные с ним законодательные акты, так как именно в нем устанавливается порядок принятия и изменения государственного бюджета. В кризис требуются юридические основания для введения новых ставок налогов, смягчающих налоговое давление на предпринимательство, закрепляются новые формы и методы государственной поддержки. В США был принят специальный закон «Американский акт восстановления и реинвестиций», включающий мероприятия на 787 млрд долл.

2. Разработка механизмов финансовой стабилизации. К наиболее оперативным и эффективным мерам стимулирования экономической политики в условиях кризиса относятся меры денежно-кредитной политики. Она нацелена на нормализацию ситуации в банковской сфере и обеспечение широкого доступа предприятий к кредитованию на приемлемых условиях; способствует восстановлению инвестиционных процессов в экономике, делает кредиты более доступными для реального сектора экономики; способствует снижению ставки рефинансирования, регулированию норм обязательных резервов, операций на открытом рынке.

В целях защиты населения и предприятий во время кризиса по мере необходимости вносятся поправки в нормативные правовые документы о банковской деятельности, которые не позволяют банкам включать в кредитный договор положения об изменении в одностороннем порядке срока действия договора, величины процентной ставки, порядка определения ставки, величины комиссионного вознаграждения, вводить новые комиссии и требовать досрочного погашения кредита в условиях кризиса и дорожания денежных ресурсов. Однако банкам разрешается устанавливать плавающие ставки, которые обычно применяются для долгосрочных ссуд, таких как ипотечные кредиты, которые выдаются на десятки лет и привязаны к какому-либо финансовому индикатору, например ставке рефинансирования.

3. Бюджетно-налоговое регулирование. Во время кризиса возникает необходимость пересмотреть бюджет в условиях падения государственных доходов, обеспечить бюджетное финансирование антикризисных программ, уточнить размеры и ограничения бюджетного дефицита, обеспечить право на расширение возможностей для оказания поддержки предприятий и муниципальных образований, на изменение порядка администрирования таможенных платежей, на расширение состава источников финансирования дефицита бюджета и т.д. Подлежит пересмотру и политика государственных расходов, вводится режим жесткой экономии, так как чрезмерные расходы могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности. В период кризиса повышается значимость деятельности правительства, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств. Бюджетная политика изменяется в зависимости от глубины и продолжительности кризиса. Изменяются и другие фискальные рычаги — госрасходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Налоговая политика в рамках антикризисного управления нацелена на обеспечение жизнеспособности субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест в условиях наносимого кризисом ущерба, на осуществление посильной поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования, на стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки. Стимулирующая налоговая политика проявляется в основном в снижении налоговых ставок и во введении налоговых льгот. Она ведет к росту совокупного спроса, увеличению предложения труда, снижению затрат предприятий на рабочую силу, увеличению инвестиционного спроса. Однако снижение налогов имеет и негативные последствия, такие как увеличение бюджетного дефицита, который должен быть профинансирован за счет наращивания государственного долга. Это, в свою очередь, может привести к росту процентных ставок.

Важнейшее направление бюджетных расходов в кризис — государственное инвестирование создания и обновления объектов инфраструктуры. Сюда входят ремонт и строительство дорог и жилья, обустройство школ и т.п. Наиболее актуальными потребностями инфраструктуры для бизнеса являются строительство дорог и производство электроэнергии. Предполагается, что государственное участие в этой сфере обеспечит спрос на продукцию, а населению — рабочие места, что и подтолкнет экономику к выходу из кризиса. Наличие и качественный уровень развития инфраструктуры будут способствовать поддержке и развитию бизнеса и в перспективе повлияют на решения о его территориальном расширении.

Такого пути придерживаются США, Великобритания, Китай и многие другие страны. Россия тоже с начала кризиса придерживалась этого приоритета, стремясь улучшить экономическую ситуацию путем разнообразных вливаний в инфраструктуру. Однако впоследствии было заявлено, что инфраструктурные инвестиционные проекты не оправдали ожиданий, и правительство переориентируется на стимулирование потребительского спроса. Актуально также развитие частно-государственного предпринимательства в строительстве инфраструктурных объектов.

В антикризисном управлении важное место занимает выбор курсовой политики. Поддержание курса национальной валюты может сопровождаться снижением объема денежной массы и снижением резервов, проведением значительных интервенций на валютном рынке. В ожидании девальвации в условиях кризиса спрос на иностранную валюту возрастает.

4. Поддержка реального сектора экономики. Государство разрабатывает комплекс мер, нацеленных на расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам через прямое кредитование госбанками, стимулирование частного кредитования с помощью субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий, создание условий для выпуска акций и облигаций для последующего их выкупа уполномоченными организациями. Реальный сектор экономики очень чувствителен к налоговому регулированию, в частности снижению налогового давления в виде снижения ставок налогов и таможенных пошлин, предоставления налоговых вычетов, ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Государство осуществляет закупки отдельных видов продукции, субсидирует товары и услуги за счет бюджетных ресурсов. Важными мерами служат кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий системообразующим предприятиям. Как поддержку реального сектора можно рассматривать и стимулирование внутреннего спроса.

Поддержка бизнеса — одна из самых значительных статей расходов в экономически развитых странах. В США в кризис в 2009 г. выделили 1 трлн долл. на кредитование потребителей и представителей малого бизнеса. В частности, во Франции на эти цели направлено 11 млрд евро, причем 1,3 млрд евро — на малый бизнес. Британские предприятия будут получать 2,5 тыс. ф. ст. (2,8 тыс. евро) за новых сотрудников, которые нигде не работали больше полугода. Л государственный Банк развития Японии скупает акции компаний, испытывающих нехватку ликвидности. В случае их банкротства государство будет гарантировать инвестиции. Вероятнее всего, этот план направлен на поддержку среднего и малого бизнеса, в котором заняты 70% рабочей силы страны.

Российские власти также определили финансовую поддержку реального сектора экономики в условиях кризиса как одну из приоритетных задач. В 2009 г. на программу поддержки предпринимательства выделено 10,5 млрд руб., а программа Внешэкономбанка по кредитованию малого и среднего бизнеса увеличена с 9 до 30 млрд руб. Это равнозначно созданию в России 300-400 тыс. новых рабочих мест. «Если сейчас государственная поддержка оказывается примерно каждому шестидесятому представителю малого бизнеса, ее следует увеличить почти в 10 раз, чтобы такую помощь получал каждый седьмой», — считает Минэкономразвития России.

Однако поддержка во время кризиса реального сектора экономики и особенно крупных системообразующих предприятий должна сочетаться с ужесточением государственного контроля над отраслями и производствами, использующими бюджетное финансирование, вплоть до государственного прямого администрирования в производстве и распределении продукции. Необходим контроль за целесообразностью и эффективностью использования бюджетных средств. Характерен пример, имевший место в США, когда компания AIG получила от правительства поддержку в 200 млрд долл. и выплатила своим сотрудникам 165 млн долл. в виде бонусов, что вызвало гнев общественности. Тогда был введен 100%-ный налог на бонусы, чтобы вернуть государству деньги налогоплательщиков. Это еще раз говорит о необходимости контролировать использование средств поддержки предприятий и разрабатывать меры, не допускающие их нецелевое и неэффективное использование.

Реальный сектор поддерживается в кризис дополнительной амортизацией. Например, в США компаниям разрешено единовременно списывать до 50% амортизируемого оборудования.

Государственная поддержка малого предпринимательства создает дополнительные возможности для сохранения объемов производства на определенном уровне, поддержания занятости, создания новых рабочих мест. В рамках антикризисных мер создаются гарантийные фонды кредитования, предоставляются дополнительные льготы в налогообложении, снижаются административные барьеры, упрощаются процедуры лицензирования и контроля малых предприятий.

Учитывая невысокий уровень менеджмента на многих российских предприятиях и отсутствие у них возможностей для подготовки специалистов по антикризисному управлению, органы государственного управления оказывают содействие развитию консультационных услуг в рамках развития инфраструктуры бизнеса. Эти услуги должны быть доступны и для средних, и малых предприятий.

5. Совершенствование организационных структур государственного управления.

При необходимости на федеральном, региональном уровнях управления создаются специальные организационные структуры — антикризисные комитеты, консультационные советы, для работы в которых привлекаются эксперты, главы территориальных образований, руководители структурообразующих предприятий, представители общественности и социальных учреждений. В рамках таких структур более эффективно осуществляются обмен опытом, координация деятельности, достигаются компромиссы, а органы государственного управления могут не только оказывать поддержку предприятиям, но и направлять их деятельность с учетом интересов населения территории. Продолжительность функционирования этих структур зависит от поставленных целей и задач, и по мере их выполнения они могут быть распущены или трансформированы в зависимости от новых приоритетов деятельности.

Организационные мероприятия проводятся и в отдельных направлениях, например организация работы консультационных пунктов, «горячих линий» и предувольнительных консультаций для работников организаций.

Антикризисные специализированные органы государственного управления разрабатывают предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты и разрабатывают методики антикризисного регулирования, проводят мониторинг состояния экономики, отдельных отраслей и комплексов по специально разработанной системе показателей. Большое значение имеет создание единой информационной базы как основы разработки антикризисных программ и мероприятий.

6. Снижение напряженности на рынке труда. Для того чтобы сдержать рост безработицы во время кризиса, разрабатываются целевые программы содействия занятости населения. В них основной акцент делается на переподготовку безработных, поддержку активных форм поиска работы и создание временных рабочих мест для студентов. Организация опережающего профессионального обучения позволяет сократить сроки поиска новой работы для высвобождающихся работников. Содействуют занятости и меры по поддержке малого предпринимательства, организация общественных работ. Повышение мобильности рабочей силы может достигаться за счет создания единой информационной базы вакантных рабочих мест, развития аренды дешевого муниципального жилья, адресной поддержки граждан при переезде на новое место работы и жительства.

Особую важность приобретает мониторинг ситуации на рынке труда, в период кризиса он проводится еженедельно по территориям страны, данные собираются, обобщаются и служат основой для оперативного управления.

Принимаются активные меры по регулированию миграций рабочей силы. Проводится сокращение объема квот на привлечение иностранных рабочих, создаются условия для осуществления внутренних миграций в целях рационального использования высвобождаемых трудовых ресурсов. Например, в России создан федеральный сайт, который содержит информацию о вакансиях в регионах страны, принято решение о создании фонда дешевого муниципального жилья в аренду для усиления мобильности рабочей силы.

7. Социальная защита населения. Кризис особенно остро проявляется в снижении уровня и качества жизни населения. Падение доходов населения в связи с увеличением числа безработных, «замораживание» зарплат работникам бюджетной сферы в целях экономии бюджетных расходов, увеличение налоговой нагрузки на работающих, рост цен на товары первой необходимости, сокращение объемов финансирования социальной инфраструктуры — все эти меры крайне непопулярны у населения. Они могут спровоцировать социальные конфликты, забастовки, демонстрации, дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. К таким мерам государственные органы управления прибегают в крайних случаях. В целом же антикризисные меры имеют ярко выраженную социальную направленность.

В рамках антикризисных программ увеличиваются выплаты по пособиям по безработице, индексируются пенсии и социальные пособия, выплачиваются субсидии гражданам за счет бюджетных ресурсов, выделяются средства для организации самозанятости населения.

Чрезвычайно важны социальные функции государства в антикризисном регулировании, такие как защита высвобождающихся работников, создание новых рабочих мест, выплата социальных пособий, организация переподготовки и общественных работ, развитие самозанятости и др. Здесь государство решает одновременно две задачи — социальную защиту населения в условиях кризиса и сохранение платежеспособного спроса на территории, что чрезвычайно важно для предпринимательства.

В рамках социальной поддержки используются налоговые вычеты (например, в США 400 долл. на человека и 800 долл. на семью), но они не распространяются на богатых, в основном такие меры нацелены на нижний уровень среднего класса. Налоговый вычет распространяется на покупку автомобиля, жилья, если оно покупается впервые, на получение образования и т.д.

8. Поддержка внутреннего спроса — важное направление государственной антикризисной политики. Внутренний спрос снижается в связи с падением доходов населения и корпоративного сектора. Это ограничивает возможности экономического роста, снижает стимулы для деятельности предпринимательства в стране. Государство в первую очередь поддерживает спрос на продукцию наиболее падающих отраслей (например, автомобилестроения), отраслей, имеющих мультипликативный эффект (таких как жилищное строительство), повышает государственные закупки (особенно в сфере обороны и развития инфраструктуры), увеличивает заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии и социальные пособия.

Антикризисные государственные меры в разных странах имеют много общего. К единым для всех стран направлениям деятельности государства можно отнести социальную поддержку населения; восстановление банковской и финансовой систем; поддержку реального сектора экономики — крупных структурообразующих компаний и малого предпринимательства.

Но в целом антикризисные программы разных стран складываются под влиянием таких факторов, как уровень развития и структура национальной экономики, ориентация экономики на внешнеэкономическую деятельность, состояние государственного бюджета, наличие государственных резервов, настойчивость банкирского лобби и политических взглядов руководства страны и др.

По масштабам антикризисных программ, по данным Международного валютного фонда, особенно выделяются США и Китай, они входят в пятерку стран с наибольшим размером антикризисных пакетов, направленных на стимулирование экономики, которые уже в 2009 г. достигли 2% от ВВП. Саудовская Аравия направила 3,5% на эти цели, крупными вливаниями характеризуется и Россия — 1,7% ВВП.

Российский опыт антикризисного регулирования показал, что можно эффективно использовать как плюсы, так и минусы в управлении экономикой. С одной стороны, высокая зависимость от спроса на энергоносители на мировом рынке, от цен на нефть усугубляет положение, но ведь именно нефтяные доходы позволили создать резервные фонды, которые дали возможность предпринять столь широкомасштабные меры по поддержке экономики в кризис. И при выходе из кризиса на мировом рынке в первую очередь повышаются цены на энергоносители, что и позволяет экономике России за счет изменения цен на нефть восстанавливаться. С одной стороны, низкая конкурентоспособность российской экономики — безусловно негативный фактор, но в кризис ориентация российских, слабоконкурентных на мировом рынке, производств на собственный внутренний рынок позволила избежать более глубокого спада. Провести диверсификацию экономики России, структурную перестройку, перейти к инновационному пути развития пока не удается. Все это на фоне таких неблагоприятных и распространенных во всех странах явлений, как падение производства, рост безработицы, падение уровня жизни усугубляет ситуацию.

Отличия российских и зарубежных антикризисных мер также связаны с тем, что в России финансовый сектор слабо развит, и средств на выкуп плохих активов требуется значительно меньше, однако слабость развивающейся экономики отражается в более глубоком спаде в промышленном секторе. Поддержка убыточных предприятий правительствами в Германии, Франции считается нецелесообразной, а в России правительство вынуждено поддерживать и такие предприятия, для того чтобы избежать массовой безработицы и социальных катаклизмов.

Безусловный приоритет в осуществлении антикризисных мер отдается выполнению социальных обязательств перед населением и развитию человеческого потенциала. Он выражается в проведении мер но обеспечению социальной защиты населения, таких как увеличение пенсий и социальных пособий, заработной платы в бюджетной сфере, рост ассигнований на здравоохранение, образование, софинансирование жилищных программ. Такие меры обеспечивают не только социальную защищенность населения, но и сохраняют потребительский платежеспособный спрос в условиях кризиса, сохраняют стимулы для предпринимательской деятельности и смягчают падение производства.

Особенно подчеркивается значимость увеличения пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума, так как пенсионеры, в основном относящиеся к самой бедной группе населения, не делают сбережений, а тратят все, и в основном — на дешевую отечественную продукцию, т.е. увеличивают товарооборот и поддерживают отечественного производителя. Разрешено использование материнского капитала на улучшение жилищных условий и погашение банковских кредитов, хотя раньше было поставлено условие использовать его не раньше, чем ребенок достигнет трехлетнего возраста. Поддержка федеральным правительством региональных бюджетов тоже в основном направлена на выполнение социальных обязательств перед населением.

Государство разрабатывает и субсидирует правительственные программы по стабилизации ситуации на рынке труда. Меры, включенные в программу, в первую очередь направлены на создание новых рабочих мест в организациях малого и среднего бизнеса. Для сдерживания роста безработицы разрабатываются программы содействия занятости населения. В них основной акцент делается на переподготовку безработных, поддержку активных форм поиска работы и создание временных рабочих мест для студентов, организацию общественных работ, на проведение ярмарок вакансий. Практика профориентации включает специальные консультации по технологии трудоустройства, тренинги навыков самопрезентации, оказание психологической поддержки безработным.

В рамках антикризисной налоговой политики в России был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость, проведено снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%, предоставлена возможность платить налог на прибыль на основе фактической прибыли до окончания года. Ставка налога на добавленную стоимость изменена не была, но плательщики получили право вычета НДС с авансов, и были отменены обязанности по перечислению НДС в денежной форме по неденежным способам расчетов, отмене НДС по ввозу импортного технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов. По налогу на добычу полезных ископаемых также произошли изменения с целью снизить налоговое давление на нефтедобычу: повышен необлагаемый минимум при расчете НДПИ с 9 до 15 долл., предоставлены налоговые каникулы для регионов со сложными природными условиями. В малом бизнесе по упрощенной системе налогообложения регионы получили право дифференцировать ставку на 5-15%.

Не менее важное значение имеют сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Государство поддерживает системообразующие предприятия и производства, имеющие потенциал выживания, способные выпускать конкурентоспособную продукцию, но испытывающие определенные трудности в кредитовании и привлечении инвестиций. Особо выделяются сферы, имеющие мультипликативное значение, способствующие поддержке большого количества сопряженных производств, такие как жилищное строительство и обороннопромышленный комплекс.

Для поддержки реального сектора экономики широко используются сокращение налога на прибыль до 20%, амортизационные льготы. Однако поддержка бизнеса в основном направлена на крупные предприятия и малый бизнес в лице микропредприятий. Имеются различия и по отраслевой направленности. В первую очередь поддерживаются нефтегазовый комплекс, автомобилестроение, оборонно-промышленный и агропромышленный комплексы, жилищное строительство и железнодорожный транспорт.

Для поддержки такой значимой отрасли, как автомобилестроение, используются не только бюджетные ассигнования, но и субсидирование 2/3 ставки рефинансирования по потребительским кредитам на покупку автомобилей. Такая мощная поддержка объясняется тем, что эта отрасль обеспечивает до 1 млн занятых в производстве и обслуживании автомобилей и до 4 млн в сопряженных сферах — металлургии, химии, электронной, легкой промышленности и др. В целом же химическая, легкая и пищевая промышленности, лесопромышленный комплекс, производство стройматериалов поддержаны слабо. Инновационная направленность развития в рамках структурной политики государства в кризис снизилась.

Государство приняло меры по защите отечественных производителей, изменив таможенные ввозные пошлины, детализировав товарную номенклатуру в рамках таможенного регулирования в соответствии с интересами крупных предприятий. Повышение таможенных пошлин коснулось не только подержанных автомобилей, автобусов, техники для лесопромышленного комплекса, продукции черной металлургии, труб, но и мяса, молочных продуктов. Снижены таможенные пошлины на каучук и сырье для черной металлургии.

В интересах государственной денежно-кредитной политики продолжается снижение инфляции. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

Мировой опыт, накопленный в сфере антикризисного регулирования, очень полезен для заимствования лучшего мирового опыта. И такой практикой является использование комплексного системного подхода в борьбе с кризисом. Многие страны склоняются к модели регулирования экономики, характеризующейся значимой долей государства в управлении, высокими социальными гарантиями, жесткими стандартами кредитования, стремлением не допускать дисбаланса между финансовыми и реальными активами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что системный подход, реализуемый в мировой практике, нужно шире использовать в России, но с учетом специфики страны и конкретной ситуации, без автоматического копирования и подражательства.

 Показатель Стало, млн р.

1. Доходы 230

2. Переменные расходы 55

3. Постоянные расходы 110

4. Прибыль отдела 65

Таким образом, прямой экономический эффект от роста производительности сотрудников: 15 млн долл. при росте прибыли на 30%.

Список литературы / References

1. Конотоп Денис Андреевич. Новые методы маркетинга в интернете. Лидогенерация / Маркетинг и маркетинговые исследования, 2014. № 2. 146 с.

2. Керпен Дейв. Маркетинг эпохи «Like» / Дейв Керпен. М.: ШКИМБ, 2013. 240 c.

3. Терри Дин. Интернет-маркетинг с нуля. Как увеличить прибыли / Дин Терри, Лариса Федорова. М.: Омега-Л, 2014. 256 c.

4. Фомина Ольга. Как открыть интернет-магазин с нуля / Ольга Фомина. М.: Рипол Классик, 2013. 238 с.

5. Хант Б. Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей / Б. Хант. М.: Питер, 2012. 117 с.

РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Галушкин И.В.1, Галушкина Д.В.2 Email: Galushkin653@scientifictext.ru

‘Галушкин Иван Владимирович — магистрант, кафедра менеджмента, Ульяновский государственный технический университет; 2Галушкина Дарья Валерьевна — студент, кафедра физико-математического и технологического образования, Ульяновский государственный педагогический университет, г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассматриваются основные этапы реализации антикризисных стратегий предприятий, уточняется сущность инструментов реализации антикризисных стратегий предприятий. Приводится последовательность основных шагов, которая ведет к кризису в деятельности предприятия. Описывается цель и характер маркетинговых исследований в преодолении кризисной обстановки в организации. Отмечается важность своевременного проведения контролирующих мероприятий для определения эффективности разработанной стратегии и принятия корректирующих решений.

Ключевые слова: антикризисная стратегия, механизм реализации, финансовый кризис, инструменты реализации стратегии.

DEVELOPMENT OF ANTI-CRISIS PLAN FOR INDUSTRIAL

ENTERPRISES Galushkin I.V.1, Galushkina D.V.2

‘Galushkin Ivan Vladimirovich — Undergraduate,

Keywords: anti-crisis strategy, implementation mechanism, financial crisis, strategy implementation tools.

УДК 65.012.25

Отечественная промышленность находится в состоянии финансово-экономического кризиса, это проявляется в негативных тенденциях на многих предприятиях. Связаны они с нестабильностью международных отношений, в частности санкционными мерами государств партнеров в различных сферах сотрудничества. Следствием таких действий является рост цен на сырье и комплектующие импортного производства, снижение покупательной способности и прочие сопутствующие кризису факторы. Отечественным предпринимателям не остается ничего другого, как приспосабливаться и искать новые пути развития .

Ориентируясь на стабильно изменчивые рыночные отношения, предприятиям необходимо строить свою внутреннюю и внешнюю деятельность, основываясь на разработанные меры антикризисного управления.

Часто встречающимися особенностями финансово-экономического кризиса являются растущие затраты компаний, при этом наибольшее значение приобретает правильная ценовая политика предоставляемого продукта рыночного сегмента.

Существует определенная последовательность шагов, которая ведет к кризису в деятельности предприятия :

1. Рост затрат на производство при одновременном падении продаж

2. снижение прибыли и рентабельности предприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. убытки

4. использование резервов для покрытия убытков

5. неплатежеспособность.

К оперативным мероприятиям по выведению предприятия из кризисного состояния относятся: сокращение расходов, закрытие дочерних предприятий или отдельных отделов, отказ от отдельных услуг, реорганизация или уменьшение персонала, активные маркетинговые исследования, повышение/снижение цен на продукцию, получение кредитов, укрепление дисциплины, ребрендинг и другие меры.

Основная задача маркетинговых исследований заключается в определении приоритетных потребностей рынка, которые нужно стремиться удовлетворить, в изменении продукции и других аспектах деятельности предприятия, способных повлиять на эффективность достижения поставленных задач. В кризисной обстановке многие предприниматели для улучшения финансового фона компании наоборот сокращают выделение средств на маркетинговые мероприятия. Выходом из этого являются кредитные средства, но необходимо учитывать, что процедура получения займа сопровождается определенными сложностями, связанными со строгими порядками предоставления кредитов коммерческими банками и порой невозможностью получения бюджетных средств.

Приведем эффективные мероприятия антикризисного управления в рамках стабилизационной программы :

• продажа краткосрочных финансовых вложений;

• оказание дополнительных услуг;

• снижение издержек, которые могут заключаться в сокращении отходов от производства, снижении сверхнормативных потерь, отказ от менее востребованных услуг и т.д.;

• снижение затрат на персонал: данные мероприятия необходимо производить с наименьшим ущербом для функциональной работоспособности фирмы и с учетом поддержания эмоционального климата в коллективе;

• реструктуризация долгов;

• стимулирование продаж;

• урегулирование соотношения «цена — качество» продукции и выделение товаров, приносящих наибольшую прибыль;

• модернизация, перепрофилирование низкорентабельных и рентабельных производств;

• в случае существенного пересмотра ассортимента и характеристик производимой продукции потребуются инвестиционные вложения, направленные на осуществление этих мер.

Многие изменения редко обходятся без финансовых вложений, что осложняет и без того тяжелую работу в кризисных условиях. По итогам проведенных поэтапных преобразований в организации необходимо провести оценку и контроль выбранной стратегии. Данная процедура позволяет в полной мере оценить эффективность избранного пути преодоления кризисного периода и достижения поставленных целей предприятия. На всех стадиях реализации антикризисной стратегии необходим оперативный контроль, выявляющий новые угрозы и пути их преодоления. Внедрение антикризисной стратегии наиболее эффективно, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. Значительный вклад в реализацию намеченных планов может внести приглашенный специалист со стороны. Таковым может являться консультант, новый управляющий, ранее работавшие на других предприятиях и другие специалисты.

Опираясь на все выше сказанное, сделаем вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении. Немаловажным моментом в проведении оздоровительных работ на предприятии является их непрерывность.

Список литературы / References

1. ВасиленкоВ.А. Антикризисное управление: Учеб. пособие / В.А. Василенко. К., 2012. 504 с.

2. ЗайцевН.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2010. 196 с.

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЙ

В РЕГИОНЕ

Галушкин И.В.1, Галушкина Д.В.2 Email: Galushkin653@scientifictext.ru

‘Галушкин Иван Владимирович — магистрант, кафедра менеджмента, Ульяновский государственный технический университет; 2Галушкина Дарья Валерьевна — студент, кафедра физико-математического и технологического образования, Ульяновский государственный педагогический университет, г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы стратегического антикризисного управления и возможность сбалансировать работу предприятия, опираясь на свои сильные стороны. Тем самым сокращая менее ликвидные отраслевые направления и стимулируя приоритетные. Обращается внимание на важность выбора стратегического планирования в зависимости от финансового состояния организации. Раскрывается характер антикризисных стратегий предприятий, основанных на различных причинах возникновения кризисного состояния, и особенности взаимодействия таковых с региональным правительством в целом. Ключевые слова: регион, формирование стратегии, антикризисное управление.

FORMATION OF ANTI-CRISIS PLAN OF ENTERPRISES IN THE

REGION Galushkin I.V.1, Galushkina D.V.2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *