Работа без прописки

Можно ли устроиться на работу без прописки?

Трудовые споры – хлеб насущный юристов. Огромное количество работодателей в разных городах и всея нашей бескрайней родины без зазрения совести игнорирует Трудовое законодательство, будто его и вовсе нет. Причем все делается так уверенно и нагло, что работнику начинает казаться, будто прав не он, а нахрапистый руководитель.

Разумеется, устроиться на работу без прописки можно, ничто этому не препятствует, кроме начальственного произвола. Для устройства на работу нужна не прописка, а гражданство, подтвержденное паспортом. Отказ в приеме на работу законному гражданину по причине отсутствия прописки является дискриминацией и прямым нарушением законодательства.

Другое дело, что вам может понадобиться регистрация, ведь проживая в другом месте (не там, где вы прописаны) 90 и более дней вы обязаны зарегистрироваться. Вот если вы не зарегистрируетесь по месту фактического проживания, ваш руководитель может проявлять недовольство. Административная ответственность за это нарушение грозит вам, но может затронуть и его (над ним тоже есть начальники, и у них тоже свой произвол!). Или вы устраиваетесь на работу временно, на срок менее 90 дней?

С временной пропиской можно устроиться на работу, можно устроиться на работу и вовсе без прописки.

Но если у человека нет прописки вовсе, то есть он не является законным гражданином своей страны, то это совсем другое дело. Его без регистрации не только могут не принимать, а просто не имеют права принять на работу!

Можно ссылаться на закон, ведь по нему препятствием к приему на работу может быть только ваше несоответствие должности (например, нет нужного образования), отсутствие вакансии, отсутствие гражданства и регистрации с правом на работу. Если руководитель упорно считает иначе, потребуйте с него письменный отказ с указанием причины и идите с этой бумагой в суд.

Можно сделать вывод, что устроиться на работу без прописки можно, но только в индивидуальных случаях. Зачастую не один добросовестный предприниматель не захочет иметь дело с человеком, у которого нет прописки. Ведь в таком случае руководитель берет всю ответственность на себя, что ему может прийтись не по душе. Поэтому не каждый согласен на такой риск.

Согласно ст. 65. Трудового кодекса РФ «При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;»
Возникает вопрос — что считать иным документом удостоверяющим личность кроме паспорта?
МНС даёт такую классификацию таких документов:
Приложение
к письму МНС России
от 01.04.2002 N СА-6-05/394@
КОДЫ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ,
УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
——T———————————T————————————————┐
│ Код│ Наименование документа │ Примечание │
+—-+———————————+————————————————+
│ 01 │Паспорт гражданина СССР │Паспорт, удостоверяющий личность гражданина │
│ │ │СССР и действующий на территории Российской │
│ │ │Федерации до 31 декабря 2005 года │

+—-+———————————+————————————————+ │
│ 02 │Загранпаспорт гражданина СССР │Паспорт, удостоверяющий личность гражданина │
│ │ │Российской Федерации за пределами Российской │
│ │ │Федерации, образца до 1997 года │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 03 │Свидетельство о рождении │Свидетельство о рождении для лица, не │
│ │ │достигшего 14-летнего возраста │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 04 │Удостоверение личности офицера │Удостоверение личности офицера для │
│ │ │военнослужащего (офицера, прапорщика, мичмана) │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 05 │Справка об освобождении из места│Справка об освобождении из места лишения │
│ │лишения свободы │свободы │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 06 │Паспорт Минморфлота │Паспорт моряка Минморфлота СССР (Российской │
│ │ │Федерации), выданный до 1997 года │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 07 │Военный билет солдата (матроса, │Военный билет солдата (матроса, сержанта, │
│ │сержанта, старшины) │старшины), проходящего военную службу по │
│ │ │призыву или контракту │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 09 │Дипломатический паспорт │Дипломатический паспорт гражданина Российской │
│ │гражданина Российской │Федерации │
│ │Федерации │ │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 10 │Иностранный паспорт │Заграничный паспорт для постоянно │
│ │ │проживающего за границей иностранного │
│ │ │гражданина, который временно находится на │
│ │ │территории Российской Федерации │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 11 │Свидетельство о регистрации │Свидетельство о регистрации ходатайства о │
│ │ходатайства о признании │признании иммигранта беженцем в Российской │
│ │иммигранта беженцем │Федерации │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 12 │Вид на жительство │Вид на жительство в Российской Федерации │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 13 │Удостоверение беженца в │Удостоверение беженца в Российской Федерации │
│ │Российской Федерации │ │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 14 │Временное удостоверение │Временное удостоверение личности гражданина │
│ │личности гражданина Российской │Российской Федерации по форме N 2П │
│ │Федерации │ │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 21 │Паспорт гражданина Российской │Паспорт гражданина Российской Федерации, │
│ │Федерации │действующий на территории Российской │
│ │ │Федерации с 1 октября 1997 года │
+—-+———————————+————————————————+ │

│ 22 │Загранпаспорт гражданина │Паспорт, удостоверяющий личность гражданина │
│ │Российской Федерации │Российской Федерации за пределами Российской │
│ │ │Федерации, образца 1997 года │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 23 │Свидетельство о рождении │Свидетельство о рождении, выданное │
│ │ │уполномоченной организацией иностранного │
│ │ │государства для лиц, не достигших 16-летнего (с│
│ │ │01.10.97 — 14-летнего) возраста │
+—-+———————————+————————————————+ │
│ 26 │Паспорт моряка │Паспорт моряка (удостоверение личности │
│ │ │гражданина, работающего на судах заграничного │
│ │ │плавания или на иностранных судах) образца 1997│
│ │ │года │

Прием на работу без прописки – законодательная база и правовое регулирование

В вопросах прописки и трудоустройства, как для сотрудника, так и для работодателя следует обратить внимание на следующие нормативные акты:

  • Статья 27 Конституции РФ. В ней закреплены основополагающие права граждан РФ на свободу передвижения, смены места жительства и пребывания. При этом следует понимать, что Конституцией закрепляются лишь основные правовые принципы, а не конкретные механизмы и способы их реализации.
  • Закон РФ №5242-1 от 25.06.1993. В данном законе более подробно раскрываются нормативы, касающиеся обязательности регистрации граждан по их месту жительства или по месту их временного пребывания.
  • Статья 3 ТК РФ. Нормативы означенной статьи запрещают любые формы дискриминации в сфере трудовых взаимоотношений. В частности, отдельным образом упомянута в данном случае и дискриминация по месту жительства..
  • Статья 64 ТК РФ. Её нормативы запрещают непосредственное проявление дискриминации в вопросах заключения трудовых договоров. В том числе признают дискриминационным проявление отказов при приеме на работу в случае отсутствия прописки.

Как можно понять из вышеозначенных нормативных документов, прием на работу без прописки граждан Российской Федерации является возможным и не запрещен положениями законодательства. Более того, отказ в трудоустройстве без прописки в паспорте прямо относится к дискриминационным действиям работодателя и может повлечь за собой привлечение к ответственности уже самого работодателя.

Возможной проблемой можно назвать дополнительные сложности проведения процессуальных процедур, требующих обязательного уведомления сотрудника. Так, работодателю будет тяжело доказать факт уведомления работника, если таковое необходимо, например, в случае направления ему приказа об увольнении.

Когда нельзя принимать на работу без прописки

Законом запрещается устанавливать ограничения при приеме на работу без прописки российских граждан. Однако в отношении иностранцев трудовое законодательство имеет свои аспекты правового регулирования. В частности, одним из основных нормативных документов, который применяется в данном вопросе, является ФЗ №115 от 25.07.2002, устанавливающий общий порядок нахождения иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства) на российской территории и основные принципы осуществления ими трудовой деятельности.

Работодатель, трудоустраивающий иностранца, имеет право потребовать от него документы, подтверждающие законность его пребывания в Российской Федерации. Кроме этого, прием на работу иностранца также должен сопровождаться в первую очередь проверкой его статуса. И если таковой статус подразумевает ограничения в возможностях трудоустройства иностранного сотрудника, работодатель обязан проверить наличие у него регистрации при приеме на работу и отказать при отсутствии таковой или несоответствии региону осуществления трудовой деятельности.

Не требуется проверять регистрацию иностранца или же сопоставлять её с местом деятельности предприятия для работодателей лишь в следующих случаях:

  • При оформлении трудовых взаимоотношений с любыми иностранными гражданами, имеющими оформленный в законном порядке вид на жительство. Таковые лица устраиваются на работу на общих основаниях наравне с российскими гражданами, и единственным отличием их приема на работу является обязательное уведомление органов МВД при заключении договора или его расторжении.
  • В случае заключения трудового договора с гражданами ЕАЭС. Так, например, прием на работу белорусов не требует от последних ни регистрации в России, ни миграционной карты или каких-либо иных документов, при этом трудоустройство подобных сотрудников также может сопровождаться лишь уведомлением исполнительных органов по вопросам миграции и не требует проведения иных процессуальных процедур.

Работодателю следует помнить, что при трудоустройстве иностранцев, он также обязан проверять не только наличие у них регистрации, если таковая проверка требуется. Кроме этого работодатель, принимая на работу лиц по по приглашению, обязан проверять наличие у них полиса ДМС или договора о медицинском обслуживании.

Чем грозит организации прием на работу без прописки и ответственность самого сотрудника

Как можно понять из вышеизложенной информации, ответственность организации за прием на работу без постоянной или временной регистрации по месту пребывания или проживания в отношении граждан России исключена.

Опасения, связанные с трудоустройством без прописки в паспорте, имеют в своих истоках фактическое существование таковых нормативов и наказаний в советском трудовом законодательстве, которым частично могут руководствоваться некоторые кадровые специалисты с большим стажем.

Однако сейчас никаких подобных нормативов нет – более того, если сотруднику будет отказано в приеме на работу по причине отсутствия прописки или несоответствия её региону осуществления трудовой деятельности, он может оспорить данный отказ в судебном порядке и привлечь работодателя к ответственности.

Прием на работу без прописки, но с регистрацией, не отличается от общего порядка действий.

А вот прием на работу иностранца с нарушением установленного порядка действий, в том числе прием на работу нерезидента России без регистрации и прописки, когда таковая необходима, может повлечь за собой уже реальные негативные последствия. В частности, статья 18.15 КоАП РФ устанавливает штрафы вплоть до 1 млн. рублей, налагаемые на юридическое лицо за незаконное трудоустройство иностранцев, в том числе за отсутствие у таковых работников прописки и полного необходимого при приеме на работу пакета документов.

Несмотря на столь жесткие требования законодательства, оно также запрещает трудовую дискриминацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства просто по причине их статуса. Однако несоблюдение ими законных нормативов по подаче документации и недостаточная правовая база делает отказ в трудоустройстве в данном случае законным и обоснованным, а не дискриминационным.

Несмотря на то, что организации при приеме на работу сотрудника без прописки и регистрации ничего не грозит, сам работник все же может быть привлечен к ответственности за отсутствие у него регистрации – как по месту жительства, так и по месту фактического пребывания. Таковая ответственность предполагается положениями статьи 19.15.1 КоАП РФ и статьи 19.15.2 КоАП РФ. К ней может быть привлечен как сам гражданин, у которого нет прописки, так и собственник помещения, в котором он проживает. Работодатель, в свою очередь, может привлекаться к ответственности по означенным статьям только в том случае, если он предоставляет своим работникам жилые помещения для их фактического проживания или временного пребывания.

Как сказано в Трудовом Кодексе РФ (ст. 64), работодателю запрещается отказываться от услуг потенциального работника, ссылаясь на какие-либо качества, не касающиеся его деловых характеристик, в том числе и на его место жительства (наличие или отсутствие регистрации или прописки по месту пребывания или жительства).

Закон о трудоустройстве без прписки

Прием на работу без прописки должен осуществляться также, как и с пропиской, в ином случае будет иметь место нарушение ТК РФ.

Также стоит упомянуть о конституционных правах граждан России, а именно право на свободное передвижение и выбор мест пребывания/жительства в пределах страны, описанные в ч. 1 ст.27 Конституции РФ и Законе РФ № 5242-1.

В п. 3 Закона № 5242-1 указывается обязанность гражданина зарегистрироваться по месту жительства либо пребывания, однако в ней же сказано, что наличие или неимение регистрации не могут являться условием реализации или же поводом для ограничения прав и свобод человека, предоставляемых Конституцией и законами РФ.

Таким образом, если соискатель является гражданином России, работодатель не имеет права отказать ему в месте работы на основании отсутствия у него прописки. Если же у человека, которому было отказано в месте работы, возникло подозрение, что решение было неправомерным, он может потребовать сообщить причину отказа в письменном виде и обратиться с этим документом в суд на основании 64 статьи ТК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *