Содержание
Подготовка и отправка отчетов при выполнении гособоронзаказа
Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2018 г. № 543 установлены форма и правила заполнения отчета об исполнении государственного контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ.
Порядок и сроки представления отчета определяются приказом министра обороны РФ от 8 октября 2018 г. № 554, вступающим в силу 30.10.2018 г.
Организации, имеющие военные представительства, при выполнении государственного оборонного заказа Министерства обороны представляют ежемесячно на съемном носителе информации отчет, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью (с алгоритмом подписи ГОСТ Р 34.10-2012) руководителя или уполномоченного представителя.
Иные организации представляют отчет на бумажном носителе в течение десяти дней со дня получения запроса Министерства обороны.
Формирование отчета реализовано в конфигурациях:
- «1С:ERP Управление предприятием 2»;
- «1С:Комплексная автоматизация 8», редакция 2;
- «1С:Комплексная автоматизация 8», редакция 1.1;
- «1С:Бухгалтерия 8», редакция 3.0;
- «1С:Бухгалтерия 8 КОРП», редакция 3.0;
- «1С:Бухгалтерия 8 КОРП», редакция 2.0;
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 2.0;
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»;
- «1C:Бухгалтерия автономного учреждения 8 КОРП»;
- «1С:Налогоплательщик 8»;
- «1С:Управление производственным предприятием 8», редакция 1.3.
На компьютере пользователя должен быть предустановлен квалифицированный сертификат подписи (ГОСТ Р 34.10-2012) и доступен связанный с ним контейнер закрытого ключа.
Где получить сертификат:
- С помощью . Возможность будет предоставлена с января 2019 г.
- Использовать абонентский сертификат «1С-Отчетности», изданный после 1 января 2019 г.
- В аккредитованных .
В качестве средств криптографии могут быть использованы криптопровайдер КриптоПро CSP (4.0 и выше) или ViPNet CSP (4.2 и выше).
Обратите внимание! В данной статье приводится описание функциональности на примере конфигурации «Бухгалтерия предприятия», редакция 3.0.
В информационной базе следует подключить интернет-поддержку пользователей (раздел Администрирование ‒ Настройки программы ‒ Интернет-поддержка и сервисы, Настройки интернет-поддержки – Подключить).
Все остальные настройки взаимодействия с Минобороны будут произведены при первой выгрузке отчета.
Отчет Исполнение контрактов ГОЗ формируется в рабочем месте «1С-Отчетность», в разделе Отчеты.
Статус созданного отчета – В работе.
В целях выгрузки и подписания отчета используется команда Выгрузить для передачи в Минобороны (меню Выгрузка).
Откроется окно, в котором следует указать каталог выгрузки отчета, сертификат подписи и пароль от контейнера ключей.
Примечание: введенные значения, кроме пароля, будут сохранены автоматически и использованы при будущих выгрузках. Сохраненные настройки доступны для просмотра и редактирования в рабочем месте «1С-Отчетность», в разделе Настройки – Отчетность в электронном виде – Настройки обмена с контролирующими органами, Госорганы – Минобороны.
После выгрузки программа предложит открыть каталог с сохраненным отчетом.
Статус отчета примет значение Передано в Минобороны.
После получения протокола от Минобороны его следует загрузить в отчет. Для этого в форме отчета следует выбрать команду Загрузить протокол сдачи.
Примечание: для успешной проверки подписи протокола необходимо, чтобы на компьютере пользователя были установлены сертификаты УЦ Министерства обороны РФ и головного УЦ Минкомсвязи России с поддержкой алгоритма подписи ГОСТ Р 34.10-2012. В процессе загрузки протокола программа проверит их наличие на компьютере пользователя и в случае отсутствия предложит установить. Установка производится автоматически, с доверенного сервера фирмы «1С».
Статус отчета обновится – примет одно из значений: Сдано, Не сдано, Сдано, есть замечания.
В случае отрицательного протокола будет предложено открыть окно навигации по ошибкам и исправить их, после чего можно вновь попытаться сдать отчет.
Для удобства пользователя статус отчета можно изменять вручную.
Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?
Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:
- поставку товаров;
- выполнение работ;
- оказание услуг.
От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:
- осуществляются для федеральных нужд;
- производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.
Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:
- предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
- при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
- формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
- учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.
Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:
- отчитаться перед заказчиком;
- обосновать расходование бюджетных средств.
Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:
- 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
- 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
- 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).
Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:
- аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
- аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).
К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».
Как вести учет расходов по гособоронзаказу?
Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:
- весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
- ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
- по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:
- на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
- содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
- исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
- рационализаторство и изобретательство;
- охрану труда и содержание пожарной службы;
- иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).
В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):
- расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
- рекламные и представительские расходы;
- расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.
В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.
Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»
Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.
Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.
Для грамотной настройки «1С» необходимо:
- расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
- занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
- определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
- осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.
Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.