Развивающая среда в ДОУ своими руками

Слайд 1

Лето – самая любимая пора детей. Можно целыми днями проводить время на свежем воздухе, что позволит укрепить детский организм. Педагоги продумывают, как в летний период организовать работу с детьми, чтобы удовлетворить потребность растущего организма в творческой, познавательной и двигательной деятельности. К лету мы готовились основательно. Продумывали зоны для игровой деятельности детей, сделали много игрового оборудования своими руками. Привлекли к этому процессу родителей, за что им несказанно благодарны. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА НА УЧАСТКЕ В ДЕТСКОМ САДУ СВОИМИ РУКАМИ

Слайд 2

С помощью родителей украсили веранду в стиле «Город»

Слайд 3

На стенах веранды не только красивое оформление, но внедрение нетрадиционной техники рисования в стиле » Дудлинг » и подвижная игра

Слайд 4

Наша клумба и топиарий

Слайд 5

Оформление кустарников и внедрение нетрадиционной техники рисования на камнях

Слайд 6

С помощью родителей оформлены зоны на заборе: зона рисования мелками и зона дидактическая игра

Слайд 7

Оформление столика для игры «Крестики, нолики» и игра на ловкасть и развитие моторики

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

— Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

— Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально,т.к.она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ППР среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

— рабочая;

— активная;

— спокойная.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

Содержательно-насыщенной;

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений ППР среды в зависимости:

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Центры развивающей активности детей

Обстановку в группах создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Для социально – коммуникативного направления созданы центры:

— центр активности (сюжетно – ролевые игры);

— центр ПДД; -центр пожарной безопасности;

-центр трудовой деятельности.

Познавательного направления:

— центр «Мы познаём мир»;

— центр «Я знаю свои права»;

— центр «Экспериментирования»;

— центр патриотического воспитания;

— центр конструктивной деятельности;

— центр сенсорного развития;

— центр математического развития.

Речевого направления:

-центр театрализации;

-центр «Будем говорить правильно»;

-центр «Здравствуй, книжка!».

Художественно – эстетического направления:

-центр «Маленький художник»;

-центр «Умелые руки»;

-центр «Весёлые нотки».

Физическое направление:

— центр «Здоровейка»

— центр спорта «Будь здоров».

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10065

УДК 373.2

Е. В. Шакирова

https://orcid.org/0000-0003-1883-8402 В. Н. Белкина

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации

В статье сделана попытка раскрыть содержание и подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения через сравнение и обобщение основных понятий и определений, относящихся к данной теме, сформулированных разными учеными. Рассматриваются три основных аспекта проблемы: общие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения; основные подходы, принципы, лежащие в основе построения предметно-пространственной среды, и ее компонентный состав. Рассмотрим требования к организации развивающей предметно-пространственной среды (насыщенность, вариативность, доступность, трансформируемому безопасность и полифункциональность) и возможность их соблюдения. Затем выделим основные подходы, принципы, лежащие в основе построения предметно-пространственной среды (по видам детской деятельности, по образовательным областям и интегрированный подход, выступающий в качестве наиболее продуктивного) и варианты конструирования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с данными подходами. Затем определим содержание предметно-пространственной среды, то есть ее компонентный состав. Рассмотрим несколько вариантов классификации компонентов предметно-пространственной среды и проведем параллель между пониманием компонентов предметно-пространственной среды в разные периоды развития дошкольного образования (советский и современный). Сравним отечественные и зарубежные подходы и требования к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения (организация игровых зон, их направление и размещение в пространстве группы). Подчеркнем различные точки зрения на каждый из аспектов проблемы и выделим условия, от которых зависит организация развивающего пространства для дошкольников. Приведем примеры творческих находок педагогов-практиков по улучшению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения как по перепланировке и наполнению зон активности, так и по изготовлению игрового оборудования.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда детского сада, подходы к конструированию предметной среды, содержание предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

E. V. Shakirova, V. N. Belkina

Developing Subject and Spatial Environment of a Kindergarten: Content and Approaches to Organization

© Шакирова Е. В., Белкина В. Н., 2018

Проблема развития ребенка в условиях предметной среды берет истоки в работах известного итальянского ученого, педагога, философа Марии Монтессори, утверждавшей, что процесс саморазвития ребенка наиболее интенсивно происходит в дидактически подготовленной среде, поскольку маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия, через мир собственных чувств, прожитых в действии .

В детской психологии и дошкольной педагогике накоплен серьезный материал, связанный с анализом содержания, процесса создания, функциональных особенностей, значения в развитии ребенка предметно-пространственной среды, которая его окружает. В. А. Петровский определяет ее как «организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей» . С. Л. Новоселова утверждает, что развивающая предметная среда — «это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» . Н. Н. Поддъяков подчеркивает, что предметная среда должна содержать не только уже известные ребенку предметы и компоненты, но и незнакомые, требующие исследования .

Иными словами, обязательным условием развития интеллекта, личности, творчества дошкольника является его предметное окружение. Для этого педагогу необходимо не только регулярно взаимодействовать с дошкольником и в различных формах организовывать детскую деятельность, но и создавать ту среду, которая стимулирует активность и творчество ребенка. В некоторых государственных нормативных документах, в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сделан акцент на этой стороне педагогической деятельности воспитателя детского сада .

В условиях реализации особую важность приобретает умение педагога организовать пространство группового помещения так, чтобы оно

само побуждало ребенка к игре, исследованию или творчеству, способствуя его саморазвитию.

Многие ученые занимались исследованием развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, вследствие чего появилась особая проблема — неоднозначность трактовок в определениях ученых, когда одно и то же понятие имеет разные названия или при общем названии по-разному трактуется исследователями. Так, например, существует несколько равновесных понятий: предметно-игровая среда, развивающая предметная среда детства (С. Л. Новоселова), развивающая предметная среда (А. Г. Асмолов), развивающая предметно-пространственная среда (ФГОС дошкольного образования).

Рассмотрим несколько аспектов содержания и построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

Прежде всего, выделяют шесть требований к ее содержанию: насыщенность, вариативность, доступность, трансформируемость, безопасность и полифункциональность. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей, их количеству в группе. Подбирая игровой материал, педагоги должны создавать условия для одновременной игры нескольких детей, а следовательно, в пространстве группы должно быть достаточное количество игрового, раздаточного материала, атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Вариативность предполагает периодическую сменяемость игрового материала, предоставление детям возможности выбора различных видов деятельности и игрового пространства. Доступность среды определяется возможностью свободного доступа детей к игровому материалу, предполагает его исправность. Чем младше дети, тем ниже располагаются игрушки и пособия — в зоне досягаемости и внимания детей. Возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей диктует трансформируемость пространства, что возможно за счет передвижного оборудования и мебели. Все элементы предметно-пространственной среды должны быть надежны, исправны. Только так возможно достижение требования безопасности развивающей среды. Под полифункциональностью понимается наличие в

группе матов, мягких модулей, ширм, то есть не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов и оборудования. Это необходимо, чтобы дети могли сами перемещать эти предметы, использовать их для временного зонирования группы в соответствии с игровым замыслом или наделять новыми игровыми функциями .

Выбор подхода (направления) к организации развивающей предметно-пространственной среды составляет особую сложность. В частности, О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова и Н. П. Рахманова выделяют следующие направления построения развивающей среды:

— Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

— Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности.

— Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).

— Создание развивающей предметно-пространственной среды интегрированных видов деятельности детей .

Основные подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды детского сада определяют и варианты конструирования ее содержания: по видам детской деятельности; по образовательным областям; интегрированный (смешанный) вариант. Первый вариант (организация развивающей предметно-пространственной среды) подразумевает создание в группе условий для всех видов детской деятельности, которые выделены и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования: игровой (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и т. д.); коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками); познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); восприятия художественной литературы и фольклора; самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице); конструирования из разного материала,

включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительной (рисование, лепка, аппликация); музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательной (овладение основными движениями) .

Одновременно содержание развивающей предметно-пространственной среды должно соотноситься и с образовательными областями, обеспечивающими развитие ребенка. Ведущих образовательных областей четыре: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оба подхода вполне соотносимы, поскольку совершенно очевидно, что детская деятельность, как индивидуальная, так и коллективная, в условиях предметной среды позволяет реализовать задачи, связанные со всеми образовательными областями: стимулировать познание ребенком окружающего мира, его свойств, закономерных связей, эстетической его стороны, обеспечить овладение дошкольником способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, укрепить его физическое развитие. Каждый из подходов имеет свои преимущества. Вместе с тем именно интегрированный подход к наполнению развивающей предметно-пространственной среды наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в самостоятельности, инициативе и творчестве. При таком подходе дети играют там, где им удобно, а не там, где решил воспитатель. Педагогу нужно лишь внимательно присмотреться к играм детей и разместить оборудование и игрушки так, чтобы детям было комфортно, поместить в разные места зоны двигательной активности и тихих настольных игр, зону экспериментирования и зону уединения. Важно постараться учесть все виды детской деятельности и обеспечить соответствующие зоны необходимым оборудованием, материалами. Таким образом, будет осуществлен интегрированный подход к наполнению развивающей среды, поскольку при создании условий для всех видов детской деятельности автоматически будут учтены и все образовательные области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И еще один аспект проблемы организации и наполнения содержания развивающей предметно-пространственной среды, на наш взгляд, важен: ее компонентный состав.

С. Л. Новоселова определила систему развивающих сред детского сада, в которой под базисными компонентами подразумеваются различные помещения дошкольного учреждения. Стоит отметить, что эта система задает высокие требования к проектированию и финансированию дошкольных учреждений, поскольку среди базисных компонентов определены дизайн-студия, компьютерно-игровой комплекс, детская библиотека и видеотека, зимний сад, музыкальный и театральный комплексы, физкультурно-оздоровительный комплекс, а также дополнительные помещения и помещения, обеспечивающие быт детского учреждения .

Но в педагогических и методических работах этот вопрос решается далеко не однозначно.

Рассмотрим несколько вариантов классификации компонентов предметно-пространственной среды. В частности, одна из таких классификаций (Дыбина, Пенькова) предполагает, что игровое пространство включает следующие компоненты:

1. Содержательный — включает элементы с учетом образовательной программы дошкольного учреждения (то есть материалы, специально подобранные или изготовленные по теме реализуемого проекта).

2. Материальный — материалы и оборудование, наполнение уголков или зон активности детей.

3. Организационный — совокупность пространственных параметров среды. Четыре зоны здесь являются ведущими: зона выбора и самоопределения, рабочая зона, активная и спокойная. Так, в зоне выбора и самоопределения предполагается размещать материалы и оборудование для различных видов деятельности детей, чтобы дошкольники могли самостоятельно выбирать материал для игры и располагаться с ним в других зонах группы. Рабочая зона — место для занятий. Здесь располагаются столы и другое оборудование для познавательной и продуктивной деятельности дошкольников. Активная зона — это пространство для игр, а спокойная зона предназначена для отдыха и уединения детей.

4. Личностный — те условия, которые позволяют детям взаимодействовать друг с другом, со взрослым, индивидуализировать процесс жизнедеятельности .

Здесь стоит отметить зарубежный подход к организации пространства группы детского сада. В настоящее время основным инструментом оценки качества дошкольного образования явля-

ется международная шкала ECERS, уже апробированная в России . Если следовать параметрам этой шкалы, то предметно-пространственная среда группы обязательно должна включать игровую зону, зону физической активности, исследовательскую зону (зону экспериментирования, например, для игр с песком и водой), интеллектуальную зону (настольные игры, книги, игры на развитие мелкой моторики) и зону уединения. Особое место в данной системе организации пространства группы занимает связанное с детьми оформление пространства. Детские рисунки, поделки, фотографии и другие продукты деятельности могут и должны располагаться в разных зонах и центрах активности, кроме того, должно быть выделено место для постоянного размещения детских работ (периодически сменяющаяся выставка).

Кстати, отечественная система организации предметной среды детского сада в период 50-80 гг. прошлого века была построена на уголках по интересам. В каждой группе были организованы кукольный уголок (домоводство), книжный, строительный, творческий (рисование), уголок костюмов для переодевания, место для настольных игр. Кроме того, педагогам рекомендовалось привносить в группу расходные и бросовые материалы и дополнения для игр (лоскутки ткани, коробки, веревки, картон и многое другое) . Современные международные требования к условиям для детской активности очень напоминают эту, классическую для отечественной системы дошкольного образования, организацию игровых уголков. Так, международный инструмент оценки качества дошкольного образования (Шкала ECERS) подразумевает наличие в группе не менее трех центров детской активности: конструирование (кубики), сюжетно-ролевые игры, природа и наука, настольные игры и игры для мелкой моторики, центр творческой активности (рисование) .

Подчеркнем, что в современном детском саду наполнение и размещение зон и центров детской активности будет зависеть от нескольких условий:

— особенности группы детей (возраст, количество, гендерное соотношение, наличие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

— текущие (актуальные) интересы детей (чем дети увлекаются или интересуются сейчас);

— интересы и умения педагога (возможность организовать работу по росписи и художествен-

ному оформлению помещения, изготовлению оборудования, организации творческой или исследовательской деятельности детей и т. д.);

— архитектурные особенности помещения (площадь и форма помещения, наличие или отсутствие спальни, возраст и состояние здания и мебели, другие особенности).

Это значит, что невозможно подобрать единый универсальный способ организации и наполнения развивающей предметно-

пространственной среды. Детский сад-новостройка с современной мебелью и большими площадями нуждается в привнесении уюта и функциональности в развивающую среду. В дошкольном учреждении старой постройки, скорее всего, не хватает места, чтобы создать условия для всех видов детской деятельности, требуется новая полифункциональная мебель и оборудование. В настоящее время разработано большое количество трансформируемой детской мебели и игрового оборудования. Складные ширмы, передвижные центры экспериментирования, составная секционная мебель заметно облегчают задачу организации игрового пространства, гибкого зонирования и экономии места. Но в условиях нехватки средств немногие дошкольные учреждения старой постройки могут себе позволить подобное оборудование. Существующая схема зонирования на рабочую и игровую зоны в групповых помещениях подразумевает командную игру, в то время как многие дети ищут уединения. Необходима более сложная организация пространства, включающая как места для игр большого числа детей, так и отдельные места для игры 1-3 человек, места для уединения детей.

Педагоги дошкольного образования — это особая педагогическая «каста», владеющая не только разнообразными методами взаимодействия с детьми, но и специальными, в том числе практическими умениями. Внедряя новые методы работы, они столкнулись с проблемой несоответствия предметно-пространственной среды новым стандартам образования, инновационным формам работы. Результатами работы по улучшению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения стали творческие находки не только по перепланировке и наполнению зон активности, но и по изготовлению игрового оборудования, созданию условий для творческой и исследовательской активности детей: «Говорящие стены», как вариант мобильного размещения информации о детях и продуктов детской деятельности;

«Зона творческого самовыражения», где дети рисуют все, что им хочется, мелками, которые можно и стереть; «Игровая ширма», позволяющая трансформировать пространство комнаты в зависимости от желания и замыслов детей и взрослых; «Картонные модули» — постройки к играм на развитие крупной моторики, платформы для перешагивания, арки для подлезания, барьеры для перепрыгивания.

Библиографический список

1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская — М. : Просвещение, 1979. — 144 с.

4. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. — М. : Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. — 74 с.

5. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника : монография / Н. Н. Поддьяков. — М. : Педагогика, 1977. — 272 с.

Bibliograficheskij spisok

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bure, R. S. Vospitatel’ i deti / R. S. Bure, L. F. Ostrovskaja — M. : Prosveshhenie, 1979. — 144 s.

kompleksah / S. L. Novoselova. — M. : Centr «Dosh-kol’noe detstvo» im. A. V Zaporozhca, 2001. — 74 s.

5. Podd’jakov, N. N. Myshlenie doshkol’nika : monografija / N. N. Podd’jakov. — M. : Pedagogika, 1977. — 272 s.

Reference List

1. Bure R. S. Teacher and children / R. S. Bure, L. F. Ostrovskaya — M. : Prosveshchenie, 1979. — 144 p.

5. Poddiyakov N. N. Thinking of the preschool child: monograph / N. N. Poddyakov. — M. : Pedagogika, 1977. — 272 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *