Ревизия расчетов с подотчетными лицами

Ревизия расчетов с подотчетными лицами

Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам организации для компенсации расходов на служебные командировки.

Установлен следующий порядок оплаты командировочных рас­ходов.

Срок командировки в пределах России не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути; за рубежом — 60 дней. Если место служебной командировки расположено недалеко от места работы и жительства работника и он может ежедневно возвращаться домой, то такая командировка может быть признана однодневной.

В служебную командировку могут направляться только работни­ки организации. В случае направления в командировку работников других организаций и иных физических лиц такие командировки не признаются служебными и расходы по ним должны возвращаться другими организациями (как оказанные услуги) либо производятся организацией за счет чистой прибыли. Не предусмотрено направлять в командировку работников, выполняющих работы по договору под­ряда.

В состав расходов по служебным командировкам включаются затраты:

• по найму жилого помещения;

• по бронированию гостиничных номеров и авиабилетов;

• по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси);

• по уплате страховых платежей по государственному обязатель­ному страхованию пассажиров на транспорте;

• по оплате сборов за предварительную продажу билетов (про­ездных документов);

• по оплате расходов за пользование в поездах постельными принадлежностями;

• на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, на­значения и пересадок (за исключением проезда на такси);

• на оплату разовых проездных билетов на городской транспорт при однодневных командировках;

• на провоз багажа;

• на суточные за время нахождения в командировке.

Для командировки работнику оформляется командировочное удостоверение и издается приказ о его командировке. Фактическое время нахождения работника в командировке отмечается в командировочном удостоверении печатями отправляющей и принимающей организаций, записями о днях отправления, прибытия и выбытия.

Днем выезда считается день отправления соответствующего транспорта из места постоянной работы до 24 часов, а днем возвращения — дата прибытия соответствующего транспорта. Перед коман­дировкой работнику выдается денежный аванс в пределах сумм, при­читающихся ему для выполнения установленного задания (на оплату проезда, найма жилого помещения, суточных и т.п.). По возвраще­нии из командировки работник обязан в течение трех дней предста­вить руководителю организации на утверждение авансовый отчет с приложением командировочного удостоверения и документов, подтверждающих достоверность произведенных расходов.

По зарубежным командировкам работнику возмещаются следу­ющие расходы:

• по получению загранпаспорта;

• по получению виз;

• по прописке загранпаспорта;

• по покупке в банке валюты страны командировки или обмену чека на наличную иностранную валюту;

• по найму жилого помещения, подтвержденные документально;

• на провоз багажа;

• суточные за каждый день пребывания в командировке.

За день выезда в командировку суточные выплачиваются в раз­мере 100% (в рублях, если пересечение границы не совпадает с днем отъезда; в валюте, если граница пересекается в день отъезда; дата пе­ресечения границы определяется по отметкам контрольно-погранич­ных пунктов в загранпаспорте). Работникам, выехавшим в команди­ровку за границу и возвратившимся оттуда в Россию в тот же день, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50% нор­мы. Если во время пребывания в командировке работник обеспечива­ется иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, направляющая сторона не выплачивает суточные этим лицам. Если принимающая сторона не оплачивает личные расходы, но предоставляет за свой счет питание, направляющая сторона выплачивает суточные в размере 30% нормы. В случае пребывания работника в краткосрочной командировке за границей более 60 дней, суточные выплачиваются начиная с 61-го дня в размерах, установленных для работников заграничных учреждений Российской Федерации.

Для проведения расчетов с командированными лицами необходимы следующие первичные документы:

• авансовые отчеты;

• приказы о направлении работников в командировку;

• заявления на выдачу денег из кассы;

•документы, подтверждающие произведенные расходы (коман­дировочные удостоверения, проездные билеты, счета гостиниц);

• журнал регистрации командировок.

Для отражения расчетов с командированными лицами исполь­зуются следующие регистры синтетического и аналитического учета-

• Главная книга;

• журнал-ордер № 7;

• журнал-ордер № 1;

• кассовая книга.

Ревизия командировочных расходов. Ревизор проверяет пра­вильность оформления и использования типовой формы команди­ровочного удостоверения: наличие необходимых реквизитов, указа­ние цели командировки, наличие отметок о прибытии и выбытии, заверенных печатью организации, в которую командирован работник. Ревизор проверяет правильность определения срока командировки и законность ее продления, правильность подсчета дней (полных суток) пребывания в командировке, правильность возмещения доку­ментально подтвержденных расходов по найму жилого помещения, Проезду к месту командировки и выплаты суточных. Если в счетах за проживание указаны расходы на питание, дополнительные услуги (например, сауна, бильярд и пр.), то такие расходы должны быть санкционированы руководителем. Такие расходы в целях налогооб­ложения на себестоимость не относятся. Проверяются также отне­сение на себестоимость расходов в пределах утвержденных норм, на­личие и правильность ведения журнала регистрации командировок лиц, отбывающих и прибывающих в командировки в данную органи­зацию.

Хозяйственные расходы и ревизия хозяйственных расходов

У организации возникают расчеты с подотчетными лицами по суммам денежных средств, выданным им для выполнения различ­ных административно-хозяйственных задач. При выдаче денежных средств организация обязана:

• определить сумму подотчетных средств и срок, на который она выдается;

• получить от подотчетного лица отчет о расходах в срок не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы сред­ства;

• выдавать денежные средства работнику под отчет при условии сдачи им отчета по ранее выданным авансам;

• запретить передачу подотчетных денежных средств от одного работника другому.

В организации должен существовать утвержденный руководите­лем список работников, которым могут выдаваться под отчет налич­ные денежные средства на административно-хозяйственные и опера­ционные расходы. В него могут включаться только постоянно работа­ющие лица, в том числе на условиях совместительства, или работающие по договорам подряда.

Банком России установлен предельный размер расчетов налич­ными деньгами между юридическими лицами. Данное требование не означает, что денежные средства на приобретение, например, то­варно-материальных ценностей должны выдаваться под отчет только в указанных пределах. Ограничения на выдачу подотчетных сумм мо­жет устанавливать только руководитель организации. Однако подот­четное лицо не может выплачивать наличными средствами в один день одному юридическому лицу сумму более установленной в каче­стве предельного размера расчетов между юридическими лицами.

Факт расходования подотчетных сумм должен быть в обязатель­ном порядке подтвержден первичными оправдательными документа­ми, имеющими необходимые реквизиты: наименование документа, дату его оформления, наименование организации-продавца, содержание хозяйственной операции, цену, количество и стоимость товара (ра­бот, услуг), подписи ответственных лиц, заверенные печатью органи­зации, и т.п. Такими документами при оформлении оплаты хозяй­ственных расходов могут служить квитанции к приходному кассовому ордеру, закупочные акты, квитанции установленных форм (например, на оплату услуг связи) и т.п.

Для оформления расчетов с подотчетными лицами используются следующие первичные документы:

• авансовые отчеты;

• журнал регистрации авансовых отчетов;

• список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;

• заявления на выдачу денег из кассы.

Документами, подтверждающими произведенные расходы, явля­йся товарные и кассовые чеки, накладные, счета, акты закупок и т.п.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

Д 71 К 50 — получены подотчетным лицом денежные средств из кассы под отчет (отражается на момент фактического получения денежных средств из кассы);

Д 10 К 71 — приобретены материальные ценности;

Д 20, 26 К 71 — осуществлены хозяйственные расходы.

Оприходование материалов и прочих хозяйственных расходов осуществляется в момент принятия к учету авансового отчета.

Для отражения расчетов с подотчетными лицами используются

те же регистры синтетического и аналитического учета, что и для командированных лиц.

Ревизия хозяйственных расходов. Ревизия подотчетных сумм тесно связана с ревизией кассовых операций и проводится чаще все­го одновременно. Ревизию расчетов с подотчетными лицами целесо­образно начинать с установления остатков задолженности этих лиц

на конец ревизуемого периода. Для этого проводят инвентаризацию подотчетных сумм.

Проверяется соответствие сумм, выданных подотчетным лицам из кассы организации, путем сличения данных журналов-ордеров № 1 и № 7 за каждый месяц, а также соответствие сальдо по счету 71 «Рас­четы с подотчетными лицами» и данных Главной книги за каждый месяц. Сопоставляется месячный оборот по возврату подотчетных сумм в кассу в журнале-ордере № 7 с соответствующим итогом ведомо­сти к журналу-ордеру № 1. Сопоставляются месячные обороты по кре­диту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», отражающие расхо­ды по дебету счетов 10, 26, 41 и т.п., с записями в Главной книге по дебету соответствующих счетов.

Проверяется соответствие сумм в представленных оправдатель­ных документах и отраженных в авансовых отчетах, а также аналити­ческих данных журнала-ордера № 7 с авансовыми отчетами за кон­кретный период.

Проверяются расходы на закупку материальных ценностей по оправдательным документам, свидетельствующим о фактически про­изведенных расходах, и правильность их заполнения. При оплате товаров, работ, услуг юридическим лицам проверяются представлен­ные накладные, счета, товарные и кассовые чеки, приходные и расходные кассовые ордера и т.п. При оплате товаров, работ, услуг физи­ческим лицам проверяются акты закупки с указанием в них полных сведений о физическом лице (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные).

Ревизор обращает внимание на контроль в бухгалтерии выдачи денег подотчетным лицам только в пределах потребности. Если такой контроль осуществляется плохо, возможны факты скрытого авансирования в личных целях. В практике контрольно-ревизионной работы известны случаи хищений денежных средств бухгалтером по аналитическому счету, открытому на его имя к счету «Расчеты с под­отчетными лицами». В целях создания резерва для хищения бухгалтер составляет заведомо неправильную проводку на подотчетную сум­му выданную работнику организации: в дебет счета 71 «Расчеты с по­дотчетными лицами» эту сумму не относит, а записывает ее на расходы. После представления работником авансового отчета бухгалтер отра­жает соответствующую сумму по кредиту его лицевого счета, в резуль­тате чего образуется искусственная задолженность организации это­му работнику. В дальнейшем под видом получения подотчетных сумм на хозяйственные расходы бухгалтер выписывает на собственное имя кассовый расходный ордер и получает по нему указанную сумму. При обработке поступающих в бухгалтерию кассовых отчетов, в которых наряду с другими указывается и его расходный ордер, бухгалтер не отражает его по собственному лицевому счету, а относит на лицевой счет другого работника. Поскольку расчеты с данным работником в ана­литическом учете закрываются, нужно тщательно проверить обосно­ванность записей па счетах аналитического учета в соответствии с оправдательными документами и с корреспонденцией счетов, ука­занных в регистрах синтетического учета.

Необходимо проверить, не числится ли задолженность по под­отчетным суммам на конец проверяемого периода за лицами, кото­рые на момент ревизии уволены из организации.

В случаях приобретения из подотчетных сумм материалов для хозяйственных нужд, малоценного инвентаря в небольших количе­ствах для текущих потребностей организации проверяют, не было ли незаконных закупок материалов и инвентаря по завышенным ценам у частных лиц без накладных и товарных чеков. Если указанные ценно­сти сразу списывались на издержки обращения, то проверяют обоснованность такого списания.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

• выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками организации;

• выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее по­денным авансам;

• выдача денег на хозяйственные расходы лицам, не указанным в утвержденном списке организации;

• несвоевременное представление отчета об израсходованных подотчетных суммах.

Представительские расходы и ревизия представительских расходов

К представительским расходам относятся расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (вклю­чая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участ­ников, прибывших на заседания совета (правления) или другого ана­логичного органа организации. К ним относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транс­портным обеспечением, посещением культурно-зрелищных меропри­ятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и осуществле­ния культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоя­щих в штате организации.

Руководитель организации в приказе определяет круг лиц, име­ющих право осуществлять представительские расходы, и утверждает форму отчета по произведенным представительским расходам. Для проведения представительских мероприятий разрабатывается внут­ренний распорядительный документ, в котором определяются место встречи, количество приглашенных лиц, количество участников со стороны организации, период проведения, перечень обсуждаемых вопросов.

Работник, осуществляющий представительские расходы, пред­ставляет заявление на выдачу денег из кассы. После осуществления расходов он составляет авансовый отчет. Документами, подтвержда­ющими произведенные расходы, являются товарные и кассовые чеки, накладные, счета, акты закупок.

В целях бухгалтерского учета данные расходы могут учитывать­ся как расходы, непосредственно связанные с производством (если переговоры и мероприятия связаны с производственной деятельно­стью), либо как прочие расходы.

Данные расходы отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Д 71 К 50 — выданы денежные средства под отчет на предста­вительские расходы;

Д 41 К 71 — приобретены товары для представительских рас­ходов;

Д 20, 26, 31 К 41 — использованы товары в представительских целях;

Д 20, 26, 31 К 71 — подотчетное лицо использовало денежные средства на представительские мероприятия.

Для целей налогообложения данные расходы включаются в состав прочих расходов в пределах норматива, который рассчитывается в процентах от суммы расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный период. Превышение расходов для целей налогообло­жения не учитывается. К представительским расходам в целях налогообложения не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Так как представительские расходы относятся в состав прочих расходов, то датой их осуществления и отражения в бухгалтерском и налоговом учете является дата утверждения авансового отчета. Если организация применяет кассовый метод учета, то представительские расходы принимаются только после их оплаты.

Расчеты с подотчетными лицами по представительским расхо­дам проводятся через те же регистры синтетического и аналитиче­ского учета, которые приведены ранее.

Ревизия представительских расходов. При такой ревизии про­веряется правильность их оформления. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается толь­ко при наличии первичных учетных документов, в которых указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение и ве­личина расходов. Организации рекомендуется определить конкрет­ный порядок расходования средств на представительство, их доку­ментальное оформление и контроль, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности.

К документам по оформлению представительских расходов от­носятся программа приема с указанием состава участников, плановая смета расходов, отчет о произведенных расходах, первичные учет­ные документы, подтверждающие такие расходы.

Фактические расходы, отнесенные на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должны превышать предельных размеров, установленных Минфином России.

3. Ревизия расчётов с подотчётными лицами

Расчёты с подотчётными лицами ревизируются для установления правильности и обоснованности выдачи денег должностным работникам в подотчёт и расходование ими денежных средств на хозяйственные нужды и командировочные расходы. Не разрешается выдача подотчёт денежных средств лицам, не работающим в данном учреждении. Ревизор проверяет, имеется ли приказ руководителя учреждения, по которым определён круг лиц, имеющих право на получение под отчёт денежных средств на операционные и административно-хозяйственные расходы, а также наличие приказа в каждом конкретном случае на выдачу авансов на командировочные расходы.

Основными источниками ревизии операции с подотчётными лицами являются расходные, приходные кассовые ордера, отчёты кассира, авансовые отчёты с приложенными оправдательными документами, мемориальный ордер № 8- накопительная ведомость формы 386.

Авансы подотчётным лицам выдаются в установленных размерах в зависимости от цели, на которую выдается аванс. Размер аванса на служебные командировки определяется в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных и расходов по найму жилого помещения на срок командировки.

Деньги, выданные под отчет, могут расходоваться только на те цели, которые предусмотрены при их выдаче. Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

Авансовые отчёты проверяются ревизором с точки зрения правильности оформления, арифметических подсчётов, законности и целесообразности расходования каждой суммы, отражённой в кассовых документах и авансовом отчёте, проверяется нет ли искажения полученного в подотчёт размера аванса. Иногда по сговору с подотчётным лицом бухгалтерия указывает в авансовом отчёте завышенную сумму аванса, с таким расчётом, чтобы присвоить разницу между израсходованной сумму и полученной под отчёт. Законность и целесообразность расходования в подотчетных сумм на операционные и административно — хозяйственные расходы проверяются путём сопоставления сумм авансового отчёта по видам расходов с документами, подтверждающими фактическое поступление ценностей на склад или получение услуг. Путём сопоставления документов, приложенных к авансовому отчёту, с данными складского учёта выявляются злоупотребления, скрываемые повторной оплатой ценностей безналичными расчётами.

Важным участком ревизии являются проверка командировочных расходов. Служебной командировкой признается поездка работника по приказу или распоряжению руководителя учреждения на определённый срок для выполнения служебного задания вне места постоянной работы. Нельзя считать командировкой поездки работников, у которых служебные функциональные обязанности в выполнении основной работы носят разъездной характер. В первую очередь целесообразно проверить соблюдение лимитов на командировочные расходы.

Ревизором проводится анализ целевого расходование денежных средств на командировочные расходы. Ревизор должен обратить внимание на правильность оформление командировок. Основанием для выписки командировочного удостоверения является приказ руководителя учреждения с указанием пункта назначения, срока, и цели командировки. Эти данные сопоставляются с фактическими показателями. Имеются ли отметки о выбытии и о прибытии того предприятия, которое указано в приказе, соблюден ли срок командировки, своевременно ли составлен авансовый отчёт. Обращается внимание на возможные случаи издания приказа с определением срока командировки не более чем на 40 дней, не считая времени нахождения в пути, продления срока командировки более чем 10 дней.

Важным вопросом ревизии командировочных расходов является проверка правильности составления авансового отчёта и достоверности документов, приложенных к нему, подтверждающих факт расхода. Такими документами являются: командировочные удостоверения, счета гостиниц, товарные чеки на купленные ценности, счета за оказаны транспортные услуги, квитанции, билеты на проезд на соответствующих видах транспорта. Тщательная проверка отметок о прибытии и убытии работника нужна потому что по этим отметкам делается расчёт фактического времени нахождения в командировке и определяется сумма оплаты. Неправильное определение количества дней нахождения в командировке может привести к переплатам суточных, к сокрытию несвоевременного выхода на работу, к оплачиваемым прогулам.

Заключительным этапом ревизии расчётов с подотчётными лицами является проверка состояния бухгалтерского учёта, на который возложен контроль за целевым расходованием денежных средств. Ревизор проверяет, все ли авансовые отчёты утверждены руководителем учреждения, вносятся ли бухгалтером необходимые исправления при отсутствии оправдательных документов, арифметических ошибках, неправильно оформленных документах, не всех ли авансовых отчётах имеется роспись бухгалтера. Тщательной проверке подлежит правильность корреспонденции счетов проставленной бухгалтером в авансовом отчёте.

Все операции по расчётам с подотчётными лицами ведётся на счёте «Расчёты с подотчётными лицами» в мемориальном ордере №8 накопительной ведомости формы 386. Правильность записей в этом мемориальном ордере проверяется по данным авансовых отчётов и кассовых документов.

Проверка законности совершаемых операций

Первое, на что следует обращать внимание – это законность и правомерность совершаемых операций, а также объективная возможность и целесообразность расходования денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями.

Отметим, что понятия «неправомерное расходование бюджетных средств», «незаконное использование» действующим законодательством не определены. Следовательно, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к категории неправомерного расходования бюджетных средств нужно исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), когда они противоречат требованиям правовых норм.

Согласно Постановлению Госдумы РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, к неправомерному расходованию бюджетных средств нужно относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся БК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Применительно к расчетам с подотчетными лицами к незаконным или неправомерным операциям можно отнести:

  • использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;

  • возмещение расходов, которые согласно законодательству возмещению не подлежат;

  • возмещение расходов, превысивших установленные размеры. Примером данного нарушения могут служить случаи оплаты работникам проезда железнодорожным транспортом в вагоне повышенной комфортности категории «СВ» при отсутствии разрешения руководителя учреждения;

  • несоблюдение норм при командировании работников за пределы территории РФ;

  • оплата командировочных расходов при командировке на один день и при возможности ежедневного возвращения из пункта командировки к месту жительства или работы;

  • неправильное определение дней, за которые работнику положена выплата суточных;

  • возмещение расходов на проживание при отсутствии подтверждающих документов за время вынужденной остановки работника в пути.

Также следует обратить внимание на наличие фактов выдачи авансов под отчет работникам в счет зарплаты и лицам, не работающим в учреждении.

Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, производимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, любая операция, осуществленная учреждением, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности должны производится учреждением в регистрах бухучета.

Нужно установить наличие ко всем авансовым отчетам документов, служащих основанием для произведенных расходов. К этим документам можно отнести кассовые, товарные чеки, проездные документы. Таким образом, в ходе проверки необходимо убедиться в наличии приложенных к авансовому отчету документов, подтверждающих произведенные расходы. Указанные документы должны быть пронумерованы подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

В соответствии с п. 12 Положения № 749 расходы на проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы. Аналогичный порядок предусмотрен для федеральных государственных гражданских служащих.

Документами, подтверждающими наем жилья работником во время служебной командировки, могут являться:

  • при проживании в гостинице – счет (иной документ), выданный гостиницей. Требовать представления письменного договора в данном случае не нужно;

  • когда работник учреждения самостоятельно арендует в месте командировки жилое помещение (квартиру) – договор найма жилого помещения, заключенный с собственником помещения, и расписка собственника в получении денежных средств за проживание.

В ходе проверки требуется проанализировать и хронологически сравнить пропорции и расхождения в бухгалтерских документах. Особое внимание следует обратить на целевое и эффективное использование средств. В ходе проверки нужно установить, по каким статьям и подстатьям ­КОСГУ произведены расходы подотчетного лица, и сравнить их с теми, по которым выдавались денежные средства под отчет. Кроме того, необходимо обратить внимание на правильность отражения расходов по видам. Отметим, что проверку целевого использования средств целесообразно увязывать с проверкой кассовых операций и операций по лицевом счету.

Проверка правильности оформления расчетов с подотчетными лицами.

Указанная проверка осуществляется с целью выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия несанкционированных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц, выявления соответствия документа действующей типовой форме и т. д. В ходе проверки устанавливается наличие некачественно составленной документации. В такой документации обнаруживаются фиктивные операции, документы.

Начинать проверку необходимо с изучения авансовых отчетов и приложенных к ним документов. Следует убедиться, что авансовый отчет составлен по действующей форме. Напомним, что в настоящее время авансовый отчет должен быть составлен по форме 0504505, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Также следует убедиться в заполнении всех строк авансового отчета и наличии на нем подписей подотчетного лица, работников бухгалтерии. Авансовый отчет в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем учреждения – нужно убедиться в наличии его подписи на лицевой стороне отчета.

Напомним, что подотчетное лицо приводит сведения о себе на лицевой стороне авансового отчета (ф. 0504505) и на оборотной стороне заполняет графы 1 – 6 о фактически израсходованных им суммах с указанием документов, подтверждающих произведенные расходы. На оборотной стороне авансового отчета (ф. 0504505) графы 7 – 10, содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухучету, и бухгалтерские корреспонденции заполняются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Суммы денежных средств, полученных подотчетным лицом авансом, приводятся с указанием даты получения и кодов соответствующих аналитических счетов бухучета.

Суммы, выплаченные в иностранной валюте, учитываются как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте. Авансы, полученные подотчетным лицом, отражаются с указанием даты их получения.

Нельзя оставлять без внимания и вопрос своевременности представления авансового отчета. Напомним, что подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (а при их отсутствии – руководителю учреждения) авансовый отчет с подтверждающими документами. Установление учреждением срока для представления авансового отчета, превышающего три рабочих дня со дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня возвращения работника из служебной командировки, неправомерно.

Следующее, на что нужно обратить внимание при проверке – это отсутствие у подотчетного лица задолженностей по ранее выданным авансам. Согласно п. 214 Инструкции № 157н выдача наличных денег под отчет должна производиться исключительно при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Отметим, что полный отчет подотчетного лица предполагает представление авансового отчета с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, а также возврат сумм неизрасходованного аванса в кассу учреждения.

К сведению:

Указанием ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У из Порядка ведения кассовых операций исключена норма, запрещающая выдачу подотчетному лицу наличных денег при непогашенной сумме предыдущего аванса (абз. 3 п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций). Вместе с тем, поскольку аналогичное положение Инструкции № 157н продолжает действовать (п. 214), учреждениям, по нашему мнению, целесообразно руководствоваться положениями данного пункта инструкции.

Также следует убедиться в наличии оснований для выдачи денежных сумм под отчет. Положениями п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций установлено, что выдача работнику под отчет наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна производиться на основании письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно содержать запись о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату. Аналогичные требования установлены п. 213 Инструкции № 157н, согласно которому денежные средства выдаются под отчет по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается.

Наличие заявления подотчетного лица на выдачу подотчетных сумм (в том числе на служебную командировку) не ставится законодательством в зависимость от каких-либо условий. Следовательно, деньги под отчет должны выдаваться исключительно на основании письменного заявления получателя.

Необходимо отметить, что в силу внесенных Указанием ЦБ РФ № 4416-У изменений начиная с 19.08.2017 основанием для выдачи денежных средств под отчет может служить не только заявление подотчетного лица, но и распорядительный документ учреждения (например, приказ). Однако, как и в случае с наличием задолженности, руководствоваться все-таки следует требованиями п. 213 Инструкции № 157н, и писать заявление необходимо.

Нельзя оставить без внимания и соблюдение порядка внесения исправлений в первичные документы. По общему правилу принятие к бухучету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухучету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, надписью «Исправленному верить» («Исправлено») и датой внесения исправлений.

Проверка правильности расходования средств на служебные командировки.

В ходе проверки следует обратить внимание как на соблюдение установленных норм возмещения командировочных расходов, так и на возмещение не предусмотренных законодательством расходов. Необходимо отметить, что в силу п. 3 Постановления № 729 расходы, превышающие размеры, установленные п. 1 данного документа, и иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, и средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Аналогичные нормы установлены для федеральных государственных служащих.

Примерами возмещения расходов, не предусмотренных нормативными документами, являются случаи оплаты питания госслужащих и работников учреждений во время служебной командировки. Однако и здесь могут быть исключения. Так, нередки случаи, когда по возвращении из служебной командировки работник представляет авансовый отчет и железнодорожные билеты, согласно которым он осуществлял проезд в вагоне повышенной комфортности, что подразумевает различные сервисные услуги, в том числе питание. В этой ситуации, если учесть, что стоимость сервисных услуг (питания) включена в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, правовых оснований для исключения их суммы из оплаты проезда не имеется (Письмо Минфина РФ от 08.10.2015 № 18-4/ООГ-1670). Таким же примером могут являться факты возмещения работникам полисов добровольного страхования.

Кроме того, следует помнить, что возмещение расходов, связанных с проездом работника различными видами общественного транспорта в месте командирования, не предусмотрено. Вместе с тем, по мнению Минтруда, высказанному в Письме от 11.03.2016 № 18-4/ООГ-396, расходы на проезд общественным транспортом, а также иные транспортные расходы, связанные со служебной командировкой, могут быть возмещены по решению руководителя учреждения.

При проверке правильности возмещения суточных следует убедиться в правильности определения дней, за которые работнику положена выплата суточных, а также в соблюдении установленных размеров.

В случае направления работников в служебную командировку за пределы Российской Федерации нужно помнить, что согласно п. 17 Положения № 749 за время нахождения в пути работника, направляемого в командировку за пределы территории РФ, суточные выплачиваются:

  • при проезде по территории РФ – федеральным государственным гражданским служащим расходы на служебные командировки возмещаются по нормам, приведенным в Указе № 813, а лицам, не являющимся федеральными государственными служащими, – в Постановлении № 729;

  • при проезде по территории иностранного государства учреждения, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при выплате суточных обязаны руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», учреждения, финансируемые из бюджета субъекта или муниципального бюджета, – в порядке и размерах, определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При оплате проезда следует руководствоваться Приказом Минфина РФ от 02.08.2004 № 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета». Отметим, что учреждения, финансируемые из бюджета субъекта или муниципального бюджета, – возмещают эти расходы в порядке и размерах, определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Указанные расходы возмещаются исключительно при наличии документов, их подтверждающих. Если проживание спортсменов и тренеров осуществляется за счет принимающей стороны, данные расходы учреждением спорта не производятся.

На что еще обратить внимание?

Помимо вышеперечисленного, при проверке расчетов с подотчетными лицами необходимо обратить внимание:

  • на соблюдение норм при компенсации за использование личного транспорта для служебных целей. Напомним, что размер возмещения расходов определяется составленным в письменной форме соглашением сторон трудового договора. Вместе с тем, если указанная компенсация выплачивается за счет бюджетных средств, ее размер ограничивается на законодательном уровне. Так, размеры и порядок выплаты компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и порядок возмещения расходов, связанных с использованием транспорта в служебных целях федеральными государственными гражданскими служащими, служебная деятельность которых связана с постоянными служебными поездками в соответствии с их должностными обязанностями, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563;

  • на правильность отражения в бухгалтерской отчетности задолженности по расчетам с подотчетными лицами. Также в ходе проверки этого вопроса необходимо проанализировать причины образования дебиторской, кредиторской задолженностей по подотчетным суммам и меры, принятые для погашения задолженности;

  • на правильность ведения журнала операций расчетов с подотчетными лицами и других регистров аналитического учета;

  • на соблюдение порядка списания дебиторской задолженности по подотчетным суммам;

  • на проведение инвентаризации расчетов с подотчетными лицами;

  • на ведение аналитического учета в разрезе каждого подотчетного лица;

  • на правильность отражения операций с подотчетными лицами в бухучете и применения бюджетной классификации;

  • на соблюдение порядка удержания из зарплаты. Нередки случаи, когда работник, которому выдавались денежные средства под отчет, отказывается возвратить остаток выданного аванса в кассу учреждения либо сам просит удержать его из зарплаты. В случае принятия решения об удержании излишне выплаченных сумм из зарплаты работника учреждению следует руководствоваться ст. 137 ТК РФ, которой предусмотрены случаи удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю;

  • на соблюдение предельного размера расчетов наличными деньгами;

  • на арифметическую проверку правильности подсчетов;

  • на проверку согласованности показателей, прямо влияющих на результат хозяйственных операций;

  • на сличение отдельных показателей первичных документов с записями в регистрах бухучета;

  • на проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов;

  • на полноту оприходования материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет.

* * *

В заключение отметим, что указанный выше перечень вопросов не является закрытым и в зависимости от специфики учреждения может как дополняться, так и уменьшаться. Надеемся, что данная статья поможет учреждению избежать ошибок при совершении с расчетов с подотчетными лицами.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утв. Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих».

1) Все расходы, указанные в авансовом отчете, должны быть подтверждены документально

В случае, если документов нет, а расход указан в авансовом отчете и возмещен сотруднику, то компания не принимает этот расход для уменьшения прибыли, а так же она обязана удержать с сотрудника НДФЛ 13% (налог на доходы физических лиц), т.к. деньги выплаченные сотруднику без подтверждающих документов считаются его доходом.

Бывают ситуации, когда сотрудник не по своей вине не может приложить к авансовому отчету документы. Например, фирма участвовала в выставке, при транспортировке было повреждено оборудование, об этом узнали только во время его установки и менеджер ответственный за мероприятие, с согласия директора, заплатил наличные деньги мастеру, который устранил неисправность. Сотруднику должны возместить эти расходы, и удержать 13% НДФЛ по правилам. В такой ситуации сотрудник может написать служебную записку о том, что он потратил сумму на ремонт оборудования, документы были потеряны и указать сумму+13% и приложить эту записку к авансовому отчету. Директор, зная ситуацию, подпишет такой авансовый отчет и даст распоряжение на возмещение, при этом сотрудник получит столько, сколько он фактически потратил.

2) Все документы, приложенные к авансовому отчету должны быть оригиналами , не копиями, и должны содержать все необходимые реквизиты или быть составлены по утвержденной форме (если это необходимо).

Каждый сотрудник должен предоставлять в бухгалтерию оригиналы документов, подтверждающих произведенные расходы. Если инспектор при проведении проверки увидит, что расходы подтвержденные копиями используются для уменьшения прибыли, он потребует убрать их из расчета и, тем самым будет увеличен налог на прибыль.

При покупке за наличность сотрудник должен обязательно предоставлять кассовый и товарный чеки. Товарный чек — это расшифровка к кассовому чеку, он нужен в тех случаях, когда в кассовом чеке не перечислены товары, которые куплены и их стоимость. Если же кассовый чек содержит эту информацию, то товарный не нужен. К покупке, оплаченной картой нужен слип и чек с расшифровкой покупки. Полёт на самолёте в командировку обязательно должен быть подтвержден оригиналами посадочных талонов и т.д.

Под оригиналами документов так же подразумеваются все служебные записки, путевые листы, переводы иностранных документов и прочие необходимые документы.

Авансовка поможет Вам правильно организовать всю документацию и структурирует их учет. Прочитайте больше.

3) Инспектор обязательно проверяет целесообразность расходов.

Компания может покупать всё, что угодно, но для уменьшения налога на прибыль использовать только те расходы, которые действительно необходимы в её деятельности. Если при проверке налоговый инспектор сочтёт, что какие-то произведенные затраты «лишние», то он уберёт их из расчета налога на прибыль, тем самым налог, который нужно заплатить, увеличится. Будут начислены пени за то, что компания не доплатила налог в нужном периоде.

Авансовка — технически лучшее решение для авансового отчета в России

Есть расходы, которые могут быть приняты для уменьшения прибыли только тогда, когда к ним приложены определенные документы — акты, приказы и проч., которые доказывают необходимость этих расходов или то, что именно эти затраты принесут компании прибыль в будущем.

Например, сотрудник компании закупил продукты и напитки и отчитался через авансовый отчет. Компания устроила фуршет для людей, которых может заинтересовать деятельность фирмы и ее продукция. Если просто списать такую покупку на расходы, то налоговый инспектор при проверке потребует убрать их из расходов, уменьшающих налог на прибыль, т.к. еда и напитки не нужны для ежедневного функционирования компании, которая занимается, например, продажей стоматологического оборудования. Фирме выгоднее, чтобы такого не произошло. Поэтому можно сделать приказ о том, что данное мероприятие — это представительские расходы и перечислить в нем поименно всех приглашенных гостей. А в соответствии с Налоговым кодексом РФ, к представительским относятся как раз «расходы… на обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества». Если же круг гостей не ограничен, то можно сделать приказ на списание таких расходов в качестве рекламных затрат.

Мы также планируем посвятить отдельную статью тому, что делать, если инспектор отказывается принять расходы к вычету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *