Содержание
- Что такое Росфинмониторинг?
- Кто должен встать на учёт в Росфинмониторинг?
- Сроки постановки на учет в Росфинмониторинг
- Какие документы потребуются?
- Решение для автоматизации отчетности
- Функции Росфинмониторинга
- Полномочия Росфинмониторинга
- При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга
- Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг
- Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг
- Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
- О Росфинмониторинге
Федеральная служба по финансовому мониторингу рассмотрела письмо Ассоциации Российских Банков от 29.05.2019 г. N А-01/5-305 по вопросу практической реализации кредитными организациями положений Указания Банка России от 17 октября 2018 г. N 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и сообщает следующее.
В период с 17 июня по 14 июля 2019 г. Росфинмониторингом планируется организовать пилотную зону с целью апробации тестовой передачи кредитными организациями в Росфинмониторинг информации, в т.ч. сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, путем использования Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — ЛК).
Пилотную зону предлагается реализовать в 2 этапа.
В рамках 1 этапа (с 17 по 30 июня 2019 г.) будет проведен эксперимент по направлению сведений согласно Указанию Банка России N 4936-У с 10 крупнейшими кредитными организациями.
В рамках 2 этапа (с 1 июля по 14 июля 2019 г.) эксперимент будет продолжен с остальными кредитными организациями по мере их готовности к взаимодействию с уполномоченным органом через ЛК.
В связи с вышеизложенным в целях устранения возникающих сложностей при использовании новых форматов направления информации в Росфинмониторинг приглашаем все кредитные организации принять участие во втором этапе указанного пилотного проекта для обмена тестовыми сведениями.
Дополнительно информируем, что по вопросам применения Правил составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» считаем целесообразным запросить позицию Банка России, как первоисточника указанного нормативного документа.
Приложение: План-график проведения пилотного проекта, на 1 л., в 1 экз., только в адрес.
Начальник Управления развития информационных технологий финансового мониторинга |
М.Н. Федоров |
Что такое Росфинмониторинг?
Росфинмониторинг или Федеральная служба по финансовому мониторингу — это федеральный орган исполнительной власти России, который призван противодействовать финансированию терроризма и отмыванию доходов, полученных преступным путём.
Для реализации этих задач, согласно 115-ФЗ, государство отслеживает финансовые операции в любой валюте на сумму от 600 000 руб.
Кто должен встать на учёт в Росфинмониторинг?
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ, к таким организациям относятся:
- операторы по приему платежей;
- организации федеральной почтовой связи;
- кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации, страховые брокеры и лизинговые компании, общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.
Действие закона распространяется также на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Организациям, уже состоящим на учёте, повторно регистрироваться не надо.
Сроки постановки на учет в Росфинмониторинг
Постановка на учёт строго определена Административным регламентом ( Приказ Росфинмониторинга от 14.02.2012 № 44). Чтобы заявить о себе законом выделено 30 дней. Но для некоторых компаний, действуют дополнительные условия, например:
- лизинговым компаниям дается 30 календарных дней с даты их госрегистрации как юрлиц, или внесения изменений в учредительные документы и в сведения в ЕГРЮЛ (но при этом, не позднее рабочего дня, накануне заключения первого лизингового договора);
- ломбардам отведено 30 календарных дней с даты госрегистрации как юрлица, либо внесения соответствующих изменений в учредительные документы;
- организаторам азартных игр — определены 30 календарных дней с даты выдачи лицензии (получения разрешения) на целевые виды деятельности;
- организаторы лотереи— 30 календарных дней с даты получения разрешения на проведение лотерей, либо с даты направления уведомления о проведении стимулирующей лотереи, либо с даты заключения договора (контракта) с организатором лотереи (для операторов лотереи);
- операторы по приёму платежей — после заключения договора на целевую деятельность — в течение 30 календарных дней;
- риэлторские компании — в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации, или внесения изменений в учредительные документы, но не позднее даты заключения первого целевого договора;
- организации, выступающие в качестве финансовых агентов по договорам финансирования под уступку денежного требования – не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора финансирования под уступку денежного требования.
Какие документы потребуются?
Заявление о постановке на учёт в Росфинмониторинг и карта по форме 2–КПУ могут представляться на бумажном носителе или в электронной форме через портал Госуслуг (необходимо иметь квалифицированную электронную подпись). Если одного из документов нет или он оформлен неправильно, в постановке на учёт откажут. В таком случае организация должна устранить причины отказа и предпринять новую попытку зарегистрироваться в течение 5 рабочих дней.
Решение для автоматизации отчетности
Нашей компанией разработана внешняя обработка, которая позволила значительно упростить процесс и существенно сократить время на формирование реестра операций подлежащего передаче в Росфинмониторинг. Данный программный продукт позволяет отслеживать взаиморасчеты с контрагентами, выгружать список операций за определенный период и формировать файлы готовые к загрузке в соответствии с Инструкцией, вести учет номеров отправленных сообщений, а также загружать в учетную систему 1С реестры с портала Росфинмониторинг.
Таким образом процесс документооборота для Росфинмогиторинга заметно упрощается, что позволяет существенно сократить затраты на подготовку отчетности.
Финмониторинг — это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.
Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).
Функции Росфинмониторинга
Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:
-
Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.
-
Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.
-
Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.
-
Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.
-
Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.
-
Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.
-
Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.
-
Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.
-
Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.
-
Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.
-
Осуществлять иные мероприятия.
Полномочия Росфинмониторинга
В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:
-
Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.
-
Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.
-
Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.
-
Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.
-
Организовывать рабочие группы и комиссии.
-
Проводить расследования и проверки.
-
Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга
Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.
Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.
Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг
Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.
Например, если покупатель — физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.
Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.
Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.
Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.
Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.
Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц — от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).
О Росфинмониторинге
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.
Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:
- непосредственно и (или) через свои территориальные органы;
- во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Видеоролик об основных функциях Федеральной службы по финансовому мониторингу:
Надзорная деятельность
Одним из основных инструментов оценки эффективности работы российской системы ПОД/ФТ является надзорная деятельность.
Основными направлениями надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:
- координация деятельности надзорных органов и взаимодействие с ними в области ПОД/ФТ;
- проведение проверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, в целях профилактики и предупреждения правонарушений в сфере ПОД/ФТ;
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями по вопросам ПОД/ФТ.
- Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются:
- лизинговые компании;
- ломбарды;
- организации игорного бизнеса;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Всего на учете в Росфинмониторинге состоит около 17 тысяч организаций вышеуказанных категорий.
Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, осуществляет проверки соблюдения организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о ПОД/ФТ.
Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является профилактика правонарушений в сфере применения законодательства о ПОД/ФТ организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.
По всем фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлеrаются к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основными причинами и условиями, способствующим совершению правонарушений, относятся в первую очередь недостаточное знание требований законодательства о ПОД/ФТ, а также недобросовестное исполнение обязанностей сотрудниками служб внутреннего контроля.
В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций, служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Росфинмониторинга, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма