С а авакьян

Тенденции развития конституционного права на современном этапе

1. Понятие и предмет кп как отрасли права2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация3. Конституционно-правовые институты4. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, основания возникновения и прекращения6. Система конституционного права как отрасли права7. Источники конституционного права как отрасли права8. Виды законов в рф9. Федеральный конституционный закон12. Тенденции развития конституционного права на современном этапе14. Методы науки конституционного права15. Понятие и сущность Конституции16. Юридические свойства Конституции рф17. Структура Конституции рф18. Порядок пересмотра Конституции рф19. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф21. Соотношение конституции рф и конституций субъектов рф23. Толкование Конституции рф24. Основные этапы развития российской конституции25. Разработка и принятие Конституции рф 1993 года27Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия30 Вопросы референдума31. Порядок назначения и проведения референдума33. Статья 1 Конституции рф: содержание, анализ35. Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности36. Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации37. Организационно-правовые формы общественных объединений в рф41. Декларация о государственном суверенитете России42. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф43. Конституционное закрепление рф как социального государства44. Рф – светское государство47. Понятие основ правового статуса личности48. Принципы правового статуса личности49. Принцип равноправия граждан50. Понятие и принципы гражданства рф51. Развитие законодательства о российском гражданстве52. Основания и порядок приобретения гражданства рф53. Основания и порядок прекращения гражданства рф55. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства56. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина57. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина58. Личные права и свободы человека и гражданина в рф60. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах рф61. Порядок выезда и въезда на территорию рф63. Свобода мысли и слова. Право на информацию64. Политические права и свободы граждан рф65. Право граждан рф участвовать в управлении делами государства66. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов уличных шествий и демонстраций68. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина72. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в рф73. Уполномоченный по правам человека в рф74. Ограничение конституционных прав и свобод в условиях черезвычайного положения и военного положения75. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф76. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф77. Порядок предоставления политического убежища рф79. Принципы федеративного устройства рф80. Становление и развитие России как федеративного государства83. Предметы ведения рф84. Порядок принятия в рф и образования в ее составе нового субъекта рф86. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф88. Субъекты рф, их конституционно-правовой статус92. Понятие и виды автономии. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов93. Национально-культурная автономия в рф100. Правовое регулирование выборов в рф101. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии102. Равное избирательное право: понятие, гарантии103. Прямое избирательное право105. Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф106. Порядок регистрации (учета) избирателей107. Избирательные округа, их виды, порядок образования108. Избирательные комиссии. Виды, порядок образования, полномочия111. Порядок регистрации списка кандидатов и список кандидатов. Избирательный залог113. Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация114. Финансирование выборов. Избирательные фонды117. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы119. Полномочия Президента рф120. Порядок выборов Президента рф129. Государственный совет рф (гс рф)131-133. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий135. Двухпалатная структура фс, ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета136. Порядок формирования Совета Федерации фс рф137. Вопросы, отнесенные к ведению Госдумы фс рф138. Совет Федерации фс рф: вопросы ведения139. Внутренняя структура палат фс рф140. Совет палаты Совета Федерации и Совет Госдумы141. Комитеты и комиссии палат фс рф142. Порядок деятельности палат фс рф144. Основные стадии законодательного процесса147. Порядок одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой148. Порядок опубликования и вступления в силу фз151. Правительство рф: порядок формирования, компетенция157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи158. Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)159. Полномочия кс рф, виды и юридическая сила его решений162. Конституционные основы мсу в рф

Тенденции развития конституционного права России

⇐ Предыдущая12345

Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советское государственное право». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей, идеологии — марксизму-ленинизму.

В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только на их основе допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.

Исходные положения и выводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа — новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС — ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма имели директивный характер для государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой. В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому в методологическом плане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Это определяется прежде всего тем, что ядром этой отрасли, как и всего права в целом, является высший в системе права особый нормативный правовой акт, имеющий учредительный характер, — Конституция РФ. В ней устанавливаются основополагающие принципы устройства общества и государства, определяются общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, тем самым она дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные в нормах конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных в конституционном праве принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая происходящие процессы в социальной, политической, экономической жизни общества.

Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 г. новой Конституции РФ.

Если в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России в постсоветский период, то можно выделить следующие направления:

· правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;

· деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;

· гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;

· реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципй-g качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;

· существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;

· переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

Конституционное право и на современном этапе активно развивается. Основными направлениями этого процесса являются: дальнейшее нормативное обеспечение процессов демократизации, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, расширение их гарантий; совершенствование избирательного законодательства; углубление сущности государства как правового и социального. Серьезное внимание уделяется формированию гражданского общества; совершенствованию принципов федеративного устройства России; административной реформе, которая должна более полно обеспечить единство, вертикаль государственной власти; проведение реформы местного самоуправления; укрепление судебной системы; искоренение недостатков в реализации конституционно-правового законодательства, которые пока еще весьма существенны.

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 2347 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *