Счет 205 31

Содержание

На какой счет учета (302 91 или 303 05) бюджетному учреждению нужно относить расходы на денежные взыскания (штрафы), перечисляемые страховым организациям в возмещение ущерба за оказанную медицинскую помощь, при выявлении дефектов по предписанию страховых компаний, работающих в системе ОМС, и в возмещение ущерба, перечисляемое в ФСС по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности?

7 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязательство по уплате штрафа, перечисляемого страховой компании в возмещение ущерба за оказанную медицинскую помощь при выявлении дефектов по предписанию страховых компаний, может быть отражено в бухгалтерском учете с применением счета 302 91 при закреплении такого решения в рамках учетной политики учреждения и согласования в порядке п. 4 Инструкции N 174н.
Обязательство по возмещению ущерба, перечисляемому в ФСС РФ по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 254 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» учитываются расчеты по следующим обязательствам, принятым госучреждением:
1) перед физическими лицами:
— в части начисленных заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, пособий, иных выплат, в том числе социальных;
— за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений);
2) перед субъектами гражданских прав (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями):
— за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений).
В свою очередь, счет 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты» предназначен для расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по видам платежей в бюджеты (п. 259 Инструкции N 157н).
Следовательно, для выбора счета учета для перечисленных в вопросе обязательств необходимо оценить критерии их соответствия названным условиям, предусмотренным Инструкцией N 157н.
1. К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализовываемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (п. 3 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, далее — Порядок N 230).
Дефекты медицинской помощи при оказании медицинской помощи выявляются в рамках проведения названных видов контроля (п.п. 10, 19, 37 Порядка N 230). При этом в соответствии с ч.ч. 9, 10 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее — Закон N 326-ФЗ) результаты контроля, оформленные соответствующим образом, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных ст. 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приложение 8 к Порядку N 230) (п.п. 10, 19, 37 Порядка N 230).
Средства в возмещение медицинскими учреждениями страховой компании частично формируют целевые средства, то есть средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, а частично — собственные средства страховой медицинской организации (п. 6 ст. 14, п.п. 1, 4 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).
В то же время штраф медицинское учреждение уплачивает непосредственно страховой компании.
По нашему мнению, данное обстоятельство может играть ключевую роль для принятия решения о порядке отражения в учете медицинского учреждения рассматриваемых штрафов. То есть обязательство по такому штрафу может быть отражено в бухгалтерском учете с применением счета 302 91.
Вместе с тем, учитывая отсутствие корреспонденций счетов бухгалтерского учета по рассматриваемой хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением, такой порядок учета следует согласовать с финансовым органом, на счете которого открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) и закрепить в рамках формирования учетной политики (п. 4 Инструкции N 174н).
2. В силу п. 68 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н, за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности вправе страховщик, то есть Фонд социального страхования Российской Федерации (п. 1 ст. 2.2, пп. 6 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, далее — Закон N 255-ФЗ, ФСС РФ).
В силу п. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ ФСС РФ осуществляет управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том числе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Бюджет ФСС РФ является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементом доходов (п. 8 ст. 20 БК РФ).
Таким образом, обязательство по возмещению ущерба, перечисляемому в ФСС РФ по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Правильность отражения начисления доходов в казенном учреждении

Разовые (непостоянные) доходы – это, например, реализация металлолома, страховое возмещение по ОСАГО, возмещение ущерба, продажа сотрудникам трудовых книжек. Расчеты по таким доходам отражают на счете 1.209.00.000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 85 Инструкции № 162н). Непостоянные доходы могут возникнуть и у администраторов доходов, и у других учреждений, которым не открыт счет администратора. Если доход возник в казенном учреждении, которому не открыт счет администратора доходов, то казенное учреждение в своем учете начисляет доход. После чего передает администратору кассовых поступлений, за которым закреплен код соответствующего дохода, Извещение (ф. 0504805) об ожидаемых доходах. Когда доход поступит в бюджет, администратор сообщит учреждению. В учете учреждения, которому не открыт счет администратора и у которого возникли доходы, проводки следующие:

1. Начислен доход: Дебет КДБ.1.209.ХХ.560 Кредит КДБ.1.401.10.100

2. Отражено уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемых доходах (на основании Извещения ф. 0504805): Дебет КДБ.1.304.04.100 Кредит КДБ.1.303.05.730

3. Поступили на счет администратора кассовых поступлений средства от плательщика (на основании Извещения ф. 0504805 от администратора): Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.209.ХХ.660.

В Извещении укажите КДБ, по которому был перечислен доход администратору. Например, если возникает доход за реализацию металлолома, то средства за металлолом покупатель должен перечислить в доход бюджета. Для этого сообщите ему реквизиты. В том числе код классификации доходов бюджета – КДБ, если покупатель перечисляет плату в бюджет субъекта РФ – 000 1 14 02023 02 0000 440. В 1–3-м разрядах кода укажите код главного администратора, в 14–20-м – код подвида доходов. Или если страховая организация платит страховое возмещение по договору ОСАГО, в этом случае код дохода будет для субъекта РФ – 000 1 16 23021 02 0000 140 «Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации». Страховая организация платит страховое возмещение по договору ДСАГО (КАСКО) – 000 1 16 23022 02 0000 140 «Доходы от возмещения ущерба при возникновении иных страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации». Если сотрудник перечисляет плату за трудовую книжку в доход бюджета. Сотрудник должен указать код классификации доходов бюджета 000 1 13 02992 02 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации»

Обоснование

Из рекомендации

Как администратору учитывать доходы бюджета

Администраторы доходов бюджета начисляют и отражают поступления в бюджет. Для этого им открывают отдельный лицевой счет, куда поступают доходы. В органах Федерального казначейства администратору доходов откроют лицевой счет с кодом 04 (подп. «г» п. 4, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н).

Доходы бывают:

 постоянные, которые закреплены за главными администраторами: налоги, штрафы, доходы от платных государственных (муниципальных) услуг, от продажи имущества;

 разовые. Например, возмещение ущерба.

Также в доход бюджета зачисляют дебиторскую задолженность прошлых лет

Разовые (непостоянные) доходы

Разовые (непостоянные) доходы – это, например, реализация металлолома, страховое возмещение по ОСАГО, возмещение ущерба, продажа сотрудникам трудовых книжек. Расчеты по таким доходам отражают на счете 1.209.00.000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 85 Инструкции № 162н).

Непостоянные доходы могут возникнуть и у администраторов доходов, и у других учреждений, которым не открыт счет администратора. В последнем случае учреждение в своем учете начисляет доход. После чего передает администратору кассовых поступлений, за которым закреплен код соответствующего дохода, Извещение (ф. 0504805) об ожидаемых доходах. Когда доход поступит в бюджет, администратор сообщит учреждению. Рассмотрим оба случая

1. Доход у учреждения, которому не открыт счет администратора

Учреждение, у которого возникли доходы, делает проводки:

Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход КДБ.1.209.ХХ.560 КДБ.1.401.10.100<3>
2.

Отражено уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемых доходах

(на основании Извещения ф. 0504805)

КДБ.1.304.04.100<3> КДБ.1.303.05.730
3.

Поступили на счет администратора кассовых поступлений средства от плательщика

(на основании Извещения ф. 0504805 от администратора)

КДБ.1.303.05.830 КДБ.1.209.ХХ.660

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<3> В разрезе статей (подстатей) КОСГУ по доходам.

Администратор кассовых поступлений на основании Извещения (ф. 0504805) от учреждения формирует проводки:

Дебет счета Кредит счета
1. Принято к учету Извещение (ф. 0504805) от администратора начислений об ожидаемых доходах КДБ.1.303.05.830 КДБ.1.304.04.100<4>
2.

Отражено поступление дохода в бюджет

(на основании выписки из лицевого счета)

КДБ.1.210.02.100<4> КДБ.1.303.05.730

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<4> В разрезе статей (подстатей) КОСГУ по доходам.

Такие проводки приведены в пунктах 49, 86, 91, 104, 109, 110, 120 Инструкции № 162н, пункте 365 Инструкции к Единому плану счетов № 157н

Как казенному учреждению учесть деньги от деятельности, приносящей доход

Казенные учреждения продают товары, оказывают платные услуги (работы) с разрешения учредителя. Исчерпывающий перечень видов приносящей доход деятельности должен быть закреплен в учредительных документах учреждения. Это установлено в пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пункте 3 статьи 14 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ.

Деньги от платной деятельности казенных учреждений в полном объеме должны поступать в доход бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). А на какие средства вести эту деятельность? Их учреждению выделит главный распорядитель в виде лимитов бюджетных обязательств. Об этом сказано в письмах Минфина России от 14 декабря 2011 № 02-03-11/5595, от 20 июня 2011 № 02-03-06/2736.

Бухучет: доходы

Постоянные (прогнозируемые) доходы отражайте на счете 205.00 «Расчеты по доходам». Сюда относите арендную плату, доходы от платных услуг (работ). Разовые доходы учитывайте на счете 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Это, например, реализация металлолома, страховое возмещение по ОСАГО, возмещение ущерба, продажа сотрудникам трудовых книжек. Об этом сказано в пунктах 77, 85, 120 Инструкции № 162н.

Чтобы перечислить деньги в бюджет, нужно знать код классификации доходов бюджета (КБК). Поэтому сообщите его плательщику или выпишите квитанцию с его указанием. Код зависит от вида услуг (работ). Например:

 арендная плата – код 000 1 11 05030 00 0000 120. Детализация кода зависит от того, на базе какого имущества создано учреждение: федерального имущества, имущества субъекта РФ и т. д.;

 другие платные услуги – код 000 1 13 01000 00 0000 130. Детализация данного кода зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение, и вида выполняемых работ (оказываемых услуг).

На месте 1–3-го разрядов укажите код главного администратора доходов бюджета, на месте 14–20-го разрядов – код подвида доходов.

Как казенному учреждению отразить доходы от приносящей доход деятельности

Учет поступлений зависит от того, открыт или нет учреждению лицевой счет администратора кассовых поступлений.

Учреждению не открыт лицевой счет администратора

Если счет администратора учреждению не открыт, начислите доходы, составьте извещение (ф. 0504805) и передайте его администратору кассовых поступлений.

В бухучете делайте проводки:

Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход КДБ.1.205.ХХ.560
КДБ.1.209.ХХ.560
КДБ.1.401.10.100<1>
Плательщик вносит деньги в кассу
1. Поступили в кассу средства от плательщика дохода КИФ.1.201.34.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики по доходам)
КДБ.1.205.ХХ.660
КДБ.1.209.ХХ.660
2. Сданы деньги в банк для зачисления на лицевой счет администратора кассовых поступлений КДБ.1.303.05.830 КИФ.1.201.34.610
одновременно уменьшение забалансового счета 17 (код аналитики по доходам)
3. Отражено уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемых доходах
(на основании извещения ф. 0504805)
КДБ.1.304.04.100<1> КДБ.1.303.05.730
Плательщик перечисляет деньги на счет бюджета
1. Отражено уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемых доходах
(на основании извещения ф. 0504805)
КДБ.1.304.04.100<1> КДБ.1.303.05.730
2. Отражено поступление дохода в бюджет
(на основании извещения ф. 0504805 от администратора кассовых поступлений)
КДБ.1.303.05.830 КДБ.1.205.ХХ.660
КДБ.1.209.ХХ.660

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<1> В разрезе статей (подстатей) КОСГУ по доходам.

Такой порядок следует из пунктов 49, 86, 78, 104, 109, 120 Инструкции № 162н, пункта 365 Инструкции к Единому плану счетов № 157н

Как составить Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)

В разделах 1 и 3 отражайте коды бюджетной классификации по доходам, которые закреплены за вами как за главным администратором (администратором) доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета. Если коды КБК за вами не закрепляли, то отражать по ним доходы нельзя.

В разделе 2 указывайте коды по расходам, детализированные по группам (подгруппам), КВР, кодам составных частей бюджетной классификации. Коды КОСГУ не указывайте.

Об этом сказано в пунктах 54, 60 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 № 191н, пункте 1.4.8 приложения к письму от 2 февраля 2017 Минфина России № 02-07-07/5669 и Казначейства России № 07-04-05/02-120, письме Минфина России от 21 января 2015 № 02-07-10/1479.

Когда заполняете Отчет (ф. 0503127), учитывайте разъяснения финансового ведомства. Для отчетности 2017 года используйте совместное письмо от 7 апреля 2017 Минфина России № 02-07-07/21798 и Казначейства России № 07-04-05/02-308

Учет операций по администрированию доходов бюджета (Мишанина М.)

Казенные учреждения могут выступать в роли администраторов доходов бюджета в случаях, когда главные администраторы доходов бюджета, в ведении которых они находятся, наделяют их полномочиями администраторов доходов бюджета в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).

Администраторы доходов бюджета, в соответствии с законодательством РФ, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисляют, учитывают, взыскивают и принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Полный перечень полномочий администраторов доходов бюджета определен п. 2 ст. 160.1 БК РФ.

Учет операций по администрированию доходов бюджета осуществляется администраторами доходов бюджета в соответствии с положениями Инструкций N N 162н <1>, 157н <2>.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Начисление администрируемых доходов. Согласно п. 197 Инструкции N 157н для учета расчетов по доходам предназначен счет 1 205 00 000 «Расчеты по доходам». На указанном счете отражаются суммы начисленных администраторами доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступившей от плательщиков предварительной оплаты.

Расчеты по доходам группируются на счете 1 205 00 000 в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой учреждения, на следующих счетах бюджетного учета (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н):

— 1 205 11 000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»;

— 1 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности»;

— 1 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»;

— 1 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»;

— 1 205 51 000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы»;

— 1 205 52 000 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

— 1 205 53 000 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»;

— 1 205 61 000 «Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование»;

— 1 205 71 000 «Расчеты по доходам от операций с основными средствами»;

— 1 205 72 000 «Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами»;

— 1 205 73 000 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»;

— 1 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами»;

— 1 205 75 000 «Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами»;

— 1 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».

Аналитический учет расчетов по поступлениям необходимо вести в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов (п. 200 Инструкции N 157н).

Доходы текущего финансового года учитываются на счете 1 401 10 000. Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы группируются по видам доходов в разрезе КОСГУ (п. 299 Инструкции N 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <3> для учета доходов установлены следующие статьи и подстатьи КОСГУ:

— 110 «Налоговые доходы»;

— 120 «Доходы от собственности»;

— 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;

— 140 «Суммы принудительного изъятия»;

— 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»;

— 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

— 153 «Поступления от международных финансовых организаций»;

— 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;

— 171 «Доходы от переоценки активов и обязательств»;

— 172 «Доходы от операций с активами»;

— 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»;

— 180 «Прочие доходы».

<3> Утверждены Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Доходы, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 301 Инструкции N 157н, п. 123 Инструкции N 162н). К ним относятся:

— доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода;

— доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;

— доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;

— иные аналогичные доходы.

По кредиту указанного счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету — суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому такие доходы относятся. При этом учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

В рамках формирования учетной политики казенное учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе исходя из отраслевых особенностей деятельности, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения (п. 301 Инструкции N 157н).

Руководствуясь положениями Инструкции N 162н, приведем корреспонденции счетов по начислению администрируемых доходов бюджета:

Дебет <*>

Кредит <*>

Начислены администрируемые доходы текущего финансового года

1 205 xx 560

1 401 10 xxx

Начислены администрируемые доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг (на основании договоров и расчетных документов)

1 205 31 560

1 401 40 130

<*> Здесь и далее по тексту на месте «xx» указываются соответствующие группа и код вида синтетического счета, а на месте «xxx» — соответствующая статья (подстатья) КОСГУ.

Поступление администрируемых доходов. Согласно п. 90 Инструкции N 162н поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора доходов, и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), предоставляемой учреждению органом Федерального казначейства.

Операции по поступлению в бюджет администрируемых платежей, а также расчеты с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, отражаются на счете 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» (п. 227 Инструкции N 157н, п. 89 Инструкции N 162н).

Аналитический учет расчетов по счету 1 210 02 000 ведется с обязательным применением кодов доходов бюджетной классификации, приведенных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ. Операции по названному счету отражаются в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. п. 228, 229, 233, 234 Инструкции N 157н).

Операции по поступлениям в бюджет администрируемых платежей отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Поступили администрируемые доходы на счет бюджета (в том числе минуя счет Федерального казначейства)

1 210 02 xxx

1 205 xx 660

Пример 1. Казенное учреждение (администратор доходов бюджета) в рамках осуществления приносящей доход деятельности выполняет строительные работы. Госконтракт с заказчиком заключен на сумму 500 тыс. руб. Денежные средства за выполненные работы перечислены заказчиком напрямую в доход бюджета минуя счет Федерального казначейства.

В учете казенного учреждения данные операции отразятся следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход, полученный от выполнения строительных работ

1 205 31 560

1 401 10 130

500 000

Поступил доход на счет бюджета минуя счет Федерального казначейства

1 210 02 130

1 205 31 660

500 000

Операции по возврату плательщикам излишне перечисленных доходов отразятся следующими проводками:

Дебет

Кредит

Начислена сумма возврата плательщикам излишне полученных доходов

1 401 10 xxx

1 205 xx 660

Перечислена сумма возврата доходов бюджета плательщикам

1 205 xx 560

1 210 02 xxx

Доходы, требующие уточнения органами Федерального казначейства, учитываются следующим образом:

Дебет

Кредит

Начислена сумма доходов, требующая уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений)

1 210 02 180

1 205 81 660

Отражена сумма доходов после ее уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений)

1 205 81 560

1 210 02 180

Перечисление администрируемых доходов в другие бюджеты бюджетной системы РФ отразится в учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Отражена администратором сумма распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных органом Федерального казначейства в другие бюджеты бюджетной системы РФ

1 401 10 xxx

1 210 02 xxx

Отражено финансовым органом как администратором доходов поступление в бюджет распределенных доходов, администрирование которых осуществляется соответствующим администратором доходов иного бюджета (с указанием в первых трех разрядах номера счета кода соответствующего главного администратора доходов бюджета)

1 210 02 xxx

1 401 10 xxx

Для учета администратором доходов расчетов с органом Федерального казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, предназначен счет 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет» (п. 232 Инструкции N 157н). Данные средства учитываются администратором доходов на основании предоставляемой органом Федерального казначейства справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468), а именно сумм, указанных в графе 25 (п. 94 Инструкции N 162н).

Обратите внимание! По завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 04 000 должны быть нулевыми (п. 94 Инструкции N 162н).

Доходы, находящиеся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства и подлежащие зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, необходимо учитывать следующим образом:

Дебет

Кредит

Отражена сумма доходов, поступивших на счет органа Федерального казначейства в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде

1 210 04 xxx

1 210 02 xxx

Зачислена в текущем периоде в доход бюджета сумма доходов, поступивших к распределению на счет органа Федерального казначейства в предыдущем отчетном периоде

1 210 02 xxx

1 210 04 xxx

Внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета. Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, предназначен счет 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 262 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по указанному счету ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе бюджетов и соответственно зачисляемых видов платежей (п. 264 Инструкции N 157н).

Бухгалтерские записи по учету расчетов между администраторами доходов бюджета, наделенными отдельными полномочиями по администрированию доходов бюджета, будут следующими:

Дебет

Кредит

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 303 05 830

1 205 xx 730

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 210 02 xxx

1 303 05 730

Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленных извещениями (ф. 0504805)

1 304 04 xxx

1 303 05 830

1 303 05 730

1 304 04 xxx

Пример 2. Казенное учреждение реализовало специализированной организации металлолом. Доходы, полученные от реализации металлолома, в размере 2000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за органом государственной власти.

Данные операции необходимо отразить следующими проводками:

Администрирование доходов бюджета

Одной из основных задач бюджетной реформы является создание системы администраторов бюджетных средств и четкое разграничение полномочий между ними, а также создание стимулов для того, чтобы эти полномочия реализовывались.

В связи с этим в новой редакции Бюджетного кодекса РФ вводятся понятия «администратор доходов бюджета» и «главный администратор доходов бюджета».

Администратор доходов бюджета — это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный администратор доходов бюджета — это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Полномочия органов власти в сфере налогового администрирования играют существенную роль и являются одними из наиболее важных в общем перечне составляющих налоговых полномочий.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • * осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;
  • * осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет;
  • * принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • * принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
  • * в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
  • * осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия администратора доходов бюджета могут осуществляться, полностью или частично, через подведомственные ему территориальные органы и (или) бюджетные учреждения.

План (прогноз) доходов бюджета и статистическая отчетность представляются администратором доходов бюджета в финансовый орган уровня, соответствующего уровню установления полномочий администратора доходов бюджета, в порядке и сроки, согласованные с указанным органом.

Налоговое администрирование. Под термином «налоговое администрирование» понимаются полномочия органов власти по определению основных понятий, используемых в налоговом законодательстве; прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов по исполнению налогового законодательства; процедур налогового контроля; ответственности за налоговые правонарушения; процедур обжалования решений и действий налоговых органов и т. д.

Принципы налогового администрирования, призванные обеспечивать высокую собираемость налогов и минимизацию издержек администрирования, включают:

  • — максимальное упрощение налоговой системы;
  • — перенос акцента в работе налоговых органов с контрольной работы по выявлению и взиманию налоговых недоимок, штрафов и пеней на содействие налогоплательщикам в своевременной и полной уплате налогов;
  • — стимулирование налогоплательщиков добровольно уплачивать налоги;
  • — применение дифференцированных подходов в зависимости от платежеспособности и уровня доходов налогоплательщика;
  • — обеспечение эффективного налогового администрирования, включая кадровую политику.

Упрощение налоговой системы является одним из первых и наиболее значимых решений, особенно для стран со слабыми финансово-экономическими институтами, и включает максимальную унификацию налогов, ликвидацию дифференцированных ставок и налоговых льгот. Однако такой подход существенно ограничивает возможности поддержки и налогового стимулирования активности отдельных групп населения и предпринимателей, отвечающего политике конкретной страны, и не отменяет необходимости улучшения механизма сбора налогов. Вместе с тем, налоговая система должна учитывать издержки администрирования, и по каждому налогу издержки не должны превышать налоговых поступлений, соответственно должно быть обеспечено эффективное и компетентное налоговое администрирование, нацеленное в том числе на минимизацию издержек налогового администрирования.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое доходы бюджета и за счет чего они образуются?
  • 2. В чем проявляется экономическое содержание понятия управления бюджетными доходами?
  • 3. Охарактеризуйте роль и значение налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней.
  • 4. Перечислите состав налоговых и неналоговых бюджетных доходов.

Понятие и особенности бюджетной организации

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть (51 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201.11.610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен НДС с аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201.11.610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 51 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 51 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 11 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 26 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205.21.560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 11 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302.23.730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 26 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302.23.730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201.11.660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201.11.550 2.205.21.660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201.11.550 2.205.23.660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 26 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по приобретению основных средств. Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
1.106.31.310 1.302.31.730 Поступление основных средств (мебели) 127 000 руб. Товарная накладная
1.106.31.310 1.302.22.730 Отражение расходов на доставку мебели 6 200 руб. Договор на оказание транспортных услуг
1.101.34.310 1.106.31.410 Основные средства (мебель) введены в эксплуатацию 133 200 руб. Акт ввода в эксплуатацию ОС

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 11 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
1.104.34.410 1.101.34.410 Списание суммы амортизации 79 000 руб. Акт на списание ОС
1.401.10.172 1.101.34.410 Списание остаточной стоимости копировального оборудования (88 000 руб. — 79 000 руб.) 9 000 руб. Акт на списание ОС
1.105.36.340 1.401.10.172 Оприходования запчастей по рыночной стоимости 11 355 руб. Акт на списание ОС

Структура счета бюджетного учета

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Таблица 2

Номер разряда счета

Значение

1–17

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

19–21

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

24–26

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Проводки в бюджетном учете в 2018–2019 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2019 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

6 750

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

1 750

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

754 000

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

98 020

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

655 980

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

227 708

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

325 728

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

КРБ 040120200

«Расходы экономического субъекта»

983 458

(1 750 + 754 000 +227 708)

Примеры проводок также можно найти на нашем сайте в статьях:

  • «Бюджетный учет основных средств в 2018 году (нюансы)»;
  • «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *