Содержание
Сеть Макдональдс в России работает с 1990 года, общее количество ресторанов – 693 (по состоянию на декабрь 2019 года). Больше всего заведений сосредоточено в Москве (189). Это составляет 27% от общего числа точек сети. К завершению 2020 года руководство компании планирует увеличение своих заведений до 753.
MCDonald’s – известная на весь мир сеть ресторанов быстро обслуживания. Бизнес был основан в 1940 году в США – братьями Макдональдами и к 2019 году разросся до свыше 37 тысяч предприятий, расположенный не только в США, но и далеко за ее пределами. В зоне охвата Канада, Австралия, большинство Европейских стран, РФ, КНР, Корея, Япония и ряд других государств.
В тему: История Рэя Крока — реального создателя империи MCDonald’s.
Сегодня по данным официального сайта сеть Макдональдсов в России насчитывает 693 ресторанов. Первая точка заработала в столице в 1990 году в канун Нового года, хотя открытие планировалось с 1976-го. Осуществить задуманное владельцам бренда мешали напряженные политические отношения двух стран. Уже в первый день посетителями ресторана быстрого обслуживания стали 30 тысяч москвичей. К 2019 году компания подошла с еще более внушительными показателями:
- более 1,1 млн. посетителей в день;
- свыше 50 тыс. сотрудников;
- 4,8 млрд. гостей за 28 лет работы в России.
Головной офис регионального подразделения компании находится в Москве, имеется дополнительный филиал в Санкт-Петербурге.
Территориальное распределение ресторанов вы можете увидите на графике:
Источник: официальные сайты региональных сетевых подразделений компании
Наибольшее число точек компании сфокусировано в Москве (189), на втором месте – северная столица (78 ресторанов). Значительно меньше филиалов имеется в Нижнем Новгороде и Казани (по 28 и 27 соответственно).
История изменений: ключевые вехи
Нетипичное для россиян заведение общепита приобрело широкую популярность и уже через 3 года (в 1993-м) количество ресторанов Макдональдс в Москве выросло до трех. В последующие годы бизнес только расширялся. Основные исторические события отражены в таблице 1.
Год |
Событие |
---|---|
1990 г. |
Появился первый ресторан в России по адресу г. Москва, Пушкинская площадь |
1993 г. |
Открытие еще 2 Макдональдсов на Тверской и Старом Арбате |
1994 г. |
Выход сети за пределы Москвы |
1996 г. |
Оснащение одного из столичных ресторанов функцией «МакАвто» + открытие первой точки в Санкт-Петербурге |
1999 г. |
Сеть насчитывает 50 фаст фудов |
2008 г. |
Появление Макдональдса в Тюмени |
2012 г. |
Число заведений достигло 357 + началась разработка франчайзинговой стратегии |
2013 г. |
Открытие точек в Мурманске и Сызрани, а также появился первый ресторан, работающий по схеме франчазинга |
2014 г. |
Плановый ребрендинг 170 ресторанов сети + открытие первого Макдональдса в Новосибирске |
2016 г. |
Основание распределительного центра в Новосибирске |
2017 г. |
Запуск проекта доставки еды через приложение UberEats + появление еще 41 предприятия |
2018 г. |
Расширение сети до 613 точек |
Источник: материалы Википедии
В ресторанах сети каждые 10-15 лет проходит обновление. Проводится ремонт залов, систем фильтрации и других ключевых кухонных зон. В 2016 году модернизации подверглась упаковка. Рестораны полностью избавились от красно-желто-белого триколора и перешли на коричневый фон. При этом визитная карточка бренда – золотые арки остались в оформлении.
Пик роста сети пришелся на 2010-е. Компании потребовалось более 2 лет проработать на российском рынке, чтобы начать постепенный переход на франчайзинг. Руководство дорожит своей репутацией и ответственно подходит к выбору будущих партнеров. По состоянию на ноябрь 2019 года в России успешно функционируют 693 точки Макдональдс.
Интересный факт! Почти 50% получаемой сетью выручки в России составляют заказы посетителей на автомобилях. Так что открытие точек, оснащенных функцией «МакАвто» оказалось высоко прибыльным мероприятием.
Современный облик сети в России
В мире около 80% управляется по франчайзингу. Из-за высоких требований к партнерам и существенных первоначальных инвестиций, в России сложилась диаметрально противоположная ситуация. По данным на 2017 год только 92 точки принадлежат франчайзи.
Структура ресторанов Макдональдс в России (по состоянию на 2017 год)
Российская сеть ежегодно приносит владельцам стабильный доход. По итогам 2018 года компания заработала с продаж более 69 млрд. рублей, что на 4,5% больше выручки 2017 года. Чистая прибыль тоже показала положительную динамику (рост превысил 53%) и составила более 4 млрд. рублей.
В числе постоянных партнеров MCDonald’s в РФ 3 предприятия:
- ООО «Развитие Рост», обслуживающий точки на столичных и питерских ж/д вокзалах и аэропортах;
- ООО «Гид», принадлежащее сибирскому предпринимателю А. Говору (управляет бизнесом на Алтае, Новосибирской, Кемеровской, Томской областях, Красноярском крае);
- ООО «СПП», владеет которым один из богатейших бизнесменов Казахстана К. Боранбаев (Свердловская, Оренбургская, Челябинская, Тюменская, Курганская, Кировская области, Пермский край, Удмуртия, Башкортостан, Татарстан, Чувашия, республика Коми и Марий Эл).
Скачать отчет компании за 2018 год
Хотя фактически стать франчайзи может любой желающий, остается главный барьер для входа в сеть – высокие стартовые вложения на открытие собственного ресторана (1-2 млн. долларов). Плюс к этому сама франшиза стоит 45 000 долларов (первоначальный паушальный взнос) и ежегодные платежи-роялти – 12%. Даже с учетом банковского кредитования позволить себе стать партнером MCDonald’s может не каждый.
Как менялось количество ресторанов
Несмотря на многократные проверки санитарных условий работы ресторанной сети и имевшие место закрытия точек (по результатам проведенных обследований), компания ежегодно увеличивает зоны охвата российской территории.
Динамика открытия новых ресторанов Макдональдс за 2009-2019 гг.
Самый большой прирост заведений происходил с 2014 по 2016 годы. За этот период сеть из 371 торговой точки достигла значения 543. Интенсивность динамики составила 46,3%.
Перспективы развития
Растущие объемы выручки свидетельствуют о популярности ресторанов быстрого обслуживания в России, что располагает к расширению бизнеса. Руководство Макдональдсов в лице гендиректора М. Карена прогнозирует дальнейшее разрастание сети (запланировано открытие еще 60 ресторанов и увеличение штата сотрудников на 10%).
Интересный факт! Более 60% сотрудников сети – студенты. При условии отличного обучения администрация сети выплачивает им специальную стипендию. Программа начала действовать с 2001 года и в перспективе планируется продолжить ее применение и увеличить объем инвестиций в этом направлении.
Приоритетным направлением для компании признана полная локализация производства в стране. Сейчас рестораны закупают 98% сырья у российских поставщиков. Около 2 % приходится на импортные поставки картофеля фри из европейских стран. Но уже в следующем году сеть планирует полностью перейти на местную продукцию. Это станет возможным благодаря запуску нового завода по переработке картофеля в Липецке.