Содержание коллективного труда

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Горяева, Галина Сангаджиевна, 2000 год

1. ДОКУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА (МОТ) В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ1. Устав МОТ.

2. Конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию (1948).

3. Конвенция № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949).

4. Конвенция № 122 о политике в области занятости» (1964).

5. Конвенция № 144 о трехсторонних консультациях (Международные трудовые нормы (1976).

6. Конвенция № 154 о коллективных переговорах» (1981).

7. Конвенция № 158 о прекращении трудовых отношений (1982).

8. Конвенция № 168 о содействии занятости и защите от безработицы (1988).

9. Рекомендация № 45 о безработице среди молодежи (1935).

10. Рекомендация № 91 о коллективных договорах (1951).

11. И. Рекомендация № 152 о трехсторонних консультациях (деятельность Международной организации труда (1976).

12. Рекомендация № 163 о коллективных переговорах (1981).

13. Рекомендация № 168 о содействии занятости и защите от безработицы (1983).

14. Рекомендация № 169 о политике в области занятости (1984).

15. Модельный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (1997).1.. ЗАКОНЫ И НОРМА ТИВНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

17. Кодекс законов о труде РСФСР (1971г.) с последующими изменения ми и дополнениями. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007

18. Закон Российской Федерации от 25 октября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР. //Ведомости Российской Федерации, 1991, №41, ст. 254.

19. Проект Трудового Кодекса Российской Федерации. Российская газета. 1999.28 апреля.

20. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. М.: Юридическая литература, 1995.

22. Постановление Совета Министров СССР от 4 февраля 1947г. № 226. «О заключении коллективных договоров на предприятиях». // Известия. 19 февраля 1947г.

23. О заключении коллективных договоров на предприятиях: Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 марта 1966 года //СП СССР, 1966, №5, ст. 51.

25. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 30, ст.418; 1992, № 34, ст. 1966.

26. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 47, ст. 1611.

27. О внесении изменения в статью 20-1 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях». Российская газета. 1999. 12 мая.

28. Указ Президента Российской Федерации «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» //Ведомости Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 890.

29. Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999г.№ 92. Российская газета. 1999. 12 мая.

30. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Федеральный закон Российской Федерации от 6 августа 1993 года. \\ Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 5, ст. 1412.

31. Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» \\ Сборник законодательства РФ, 1999, № 29, ст. 3702.

32. Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса), утвержденная Минздравом СССР 12 августа 1986г. № 4237-86.

33. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48. Ст. 4557.

34. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 18 апреля 1995г. Собрание законодательства РФ.1995.№ 21, ст. 1930.

35. Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 148.

36. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М.: Проспект, 1996.

37. Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 10 октября 1997 года. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №43, ст. 4904.

38. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 24 ноября 1995 г.). СЗ РФ 1995, № 48, ст. 4558.

39. Закон Ставропольского края «О социальном партнерстве» от 6 июня 1997г. //Солидарность, 1997, № 19.

40. Закон Москвы «О социальном партнерстве» от 23 октября 1997г. //Солидарность, 1997, № 23.

41. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999г.г. //Постановление Правительства Российской Федерации, 1998, №23, ст. 2545.

42. Отраслевое тарифное соглашение работников строительства и промышленности строительных материалов на 1998-1999г.г. Per. № 968-АР от 20 февраля 1998г.

43. Федеральный Закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 24 июня 1998г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №30, ст. 3611.

44. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» от 24 июля 1998г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3803.

45. Федеральный закон «О дополнении уголовного кодекса Российской Федерации статьей 145-1 » Российская газета. 1999. 17 марта.

46. Закон «О коллективных договорах и соглашениях в Республике Башкортостан». //Ведомости Верховного Совета и Правительства РБ, 1993, № 12

47. Трудовой Кодекс Республики Башкортостан. //Ведомости Верховного Совета и Правительства РБ, 1995, № 5.

48. Сборник законов Республики Башкортостан. Уфа, 1996.

49. Закон Республики Татарстан «О коллективных договорах и соглашениях» от 25 июля 1992г.№ 1710.

50. Закон Республики Татарстан «О профессиональных союзах» от 18 января 1995г. № 2303.1.l СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

51. Абалкин А.И. Возможна ли экономическая реформа в политике. //Вопросы экономики, 1988, № 6-7.

52. Абалкин А.И. Доверие в системе социальных приоритетов и механизме экономических преобразований. //Материалы круглого стола «Доверие ключ к успеху экономических реформ». — М., 1998.

53. Алексеев С.С. Правовое государство судьба социализма. — М., 1988.

54. Антонова Л.И. Вопросы теории локального правового регулирования. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Д., 1988.

56. Архипова Б.А. Коллективный договор на предприятии. М.: Знание, 1975.

57. Архипова Б.А., Писарева JI.H. Коллективный договор и профком. -М., 1988.

59. Баглай М.В. Социальное государство: понятие и функции. //Труд и социальные отношения, 1995, № 1.

60. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

62. Бурза О.Е. Социальное партнерство это борьба. //Российский строитель, 1996, июнь-июль.

63. Вайпан В.А. Функции коллективного договора сквозь призму перестройки. //Советское государство и право, 1988, № 5.

64. Васькова В.В. Возмещение вреда по новому закону. //Российский строитель, 1998, № 3.

65. Введенский С.С. Оправдать ожидания и доверие трудящихся. //Человек и труд, 1996, № 6.

66. Величко А.В. Чем меньше мы работаем, тем больше нарушаем. //Российский строитель, 1998, № 23.

67. Власов В. Коллективный договор как институт защиты от безработицы. //Человек и труд, 1996, № 9.

68. Власов В. Договор дороже денег. //Человек и труд, 1997, № 9.

69. Войтинский И.С. Основные вопросы юридического учения о тарифном договоре. //Вопросы обществоведения, 1910, Т. 2.

70. Войтинский И.С. Коллективное соглашение об условиях труда (тарифный рабочий договор) как проблема законодательства. СПб., 1911.

71. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998.

72. Гайнуллина Ф.И. Зачем минировать социальное поле. //Профсоюзы и экономика, 1995, № 4.

73. Гайнуллина Ф.И. Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти по обеспечению защиты прав трудящихся. Региональный опыт. М.: AT и СО, 1995, № 4.

74. Гайнуллина Ф.И. Трипартизм: Опыт мировой и отечественный. //Человек и труд, 1997, № 7.

75. Гибадуллин Р.В. Социальная ответственность предпринимателей -условие оптимизации трудовых отношений. Труд и социальные отношения. 1999. № 1.

76. Гол овина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Автореф. дисс. . докг. юрид. наук. Екатеринбург, 1998.

77. Гриценко Н.Н. Социальное партнерство дань моде или объективное требование жизни. //Приложение к журналу «Труд и социальные отношения». 1994.

78. Гриценко Н.Н. Профсоюзное движение в России: основные этапы развития и уроки пройденного пути. М., 1996.

79. Гриценко Н.Н. О социальном партнерстве в России пора говорить всерьез. //Солидарность, 1996, № 5.

80. Гусов В.В. Теоретические вопросы социалистического самоуправления. //Советское государство и право, 1986, № 2.

82. Дибуре В.Р. Советский коллективный договор на современном этапе. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -М., 1977.

83. Дивеева Н.И. Роль договора в трудовом праве. Автореф. дисс. . .канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998.

84. Дитяшева А.П. Коллективный договор и соглашения. Трудовые соглашения. М.: Экспертное бюро. 1998.

85. Доверие ключ к успеху экономических реформ. //Материалы круглого стола. — М., 1998, ИЭРАН и ФНПР.

86. Догадов В.М. Очерки трудового права. Д.: Прибой, 1927.

87. Догадов В.М. Этапы развития советского коллективного договора, -Д., 1948.

88. Дунаева Н., Четверкина Г. Практика заключения коллективных договоров на предприятиях различных форм собственности. //Вопросы экономики, 1996, № 9.

90. Еллинек Г. Конституции, их история и значение в современном праве. СПб.: Книгоиздательство «Голос», 1904.

92. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: Вопросы теории. М., 1978.

93. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: Некоторые проблемы. //Государство и право, 1994, № 4.

94. Кабанова В.В. Зарплата, занятость, здоровье первейшая забота профсоюза. //Российский строитель, 1998, № 3.

95. Ю2.Казале Джузеппе. Коллективные переговоры и их правовое регулирование в Центральной и Восточной Европе: некоторые сравнительные данные. М.: МБТ, 1998.

96. Каминская П.Д. Очерки трудового права. М., 1927.

97. Ю4.Киралиев Г.М. «Лукойл»; соцсоревнование — «Да», стачкам — «Нет». //Вестник профсоюзов, 1997, № 6.

98. Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. -М., 1998.

99. Ю8.Киселев И.Я. Трудовое право в условиях рыночной экономики. Опыт стран Запада. М., 1995.

100. Ю9.Киселев И.Я. Международный труд: Практическое пособие. М.: Юристь, 1997.

101. Клочков И.Е. ФНПР за социальное партнерство. //Известия, 4 апреля 1992г.111 .Коллективный договор как средство правового регулирования трудовых отношений на предприятии. — М.: Учебный центр МФП, 1997.

102. Комментарии к кодексу законов о труде Российской Федерации. /Под ред. Смирнова О.В. М.: Кнорус, 1997.

103. З.Кондратьев Р.И. Сочетание централизованного и локального правового регулирования трудовых отношений. Львов: Вища школа, 1977.

104. Концепция молодежной политики. Постановление Генсовета ФНПР от 3 декабря 1996. //Солидарность, 1996, № 24.

105. Концепция развития российского законодательства. -М.: Изд-во Института труда, 1998.

106. Коршунов Ю.Н. Коллективный договор в условиях рыночной экономики. //Хозяйство и право, 1992, № 2.

108. Крылов К.Д. Законодательство России о профсоюзах. М.: Профиздат, 1996.

109. Крылов К.Д. Правовые основы социального партнерства. Труд и право. 1998, №4-5.

111. Куренной A.M. Трудовое право: на пути к рынку. М., 1995.

112. Кучма М.И. Коллективный договор: оплата труда. //Домашний адвокат, 1997, № 13.

113. Лушникова М.В. Государство, работодатель, работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, 1997.

114. Лях Г.И. Коллективный договор в обществе развитого социализма. -Минск, 1978.

115. Лях Г.И. Коллективный договор на предприятии. //Наука и техника, 1981.

116. Макет коллективного договора. См.: Постановление Генсовета ФНПР от 21 мая 1998, №5-3.

117. Материалы III съезда Федерации Независимых Профсоюзов России (57 декабря 1996г.). //Вести ФНПР, 1996, № 11-12.

120. Мартиросян В.А. Руководитель российского предприятия. Черты деловые и личные. Труд и социальные отношения. 1999.№ 1.

121. Мартиросян.В.А. Руководитель российского предприятия сегодня. Труд и социальные отношения. 1999.№ 1.

122. Миронов В.И. Источники трудового права Российской Федерации: теория и практика. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. М., 1998.

123. Москаленко Г.Н. Коллективный договор по советскому праву. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. -М., 1961.

124. Москаленко Г.Н., Холостов И.Н. Коллективный договор на предприятии.-М., 1968.

125. Муцинова Н. Коллективный договор на столе переговоров. //Домашний адвокат, 1997, № 21.

126. Новое в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях. Практический комментарий. М., 1993.

127. Нургалиева Е.Н. Механизмы правового регулирования трудовых отношений в условиях многоукладной экономики (по материалам России и Казахстана). Дисс. .докт. юрид. наук. СПб., 1993.

128. Охрана труда: проблемы и решения. //Солидарность, 1997, № 3.

129. Пашерстник А.Е. Коллективный договор. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.

130. Померанцев Н.Г. Совершенствование трудовых отношений на предприятии. Труд. Социальные отношения. 1999 .№ 1.

131. Попелло С.А. Переговоры по заработной плате. МБТ. ФНПР. М.1998.

132. Практика заключения коллективных договоров на предприятиях различных форм собственности. // Человек и труд, 1994, № 4.

133. Программный документ Федерации независимых профсоюзов России. //Вести ФНПР, 1996, № 11-12.

134. Профсоюзы и проблема занятости населения. //Солидарность, 1994, №21.

135. Профсоюзному движению России 90 лет. — М., 1996.

136. Российское трудовое право. Учебник для вузов. /Под ред. Зайки-на А.Д. -М.: Изд. группа ИНФРА. М НОРМА, 1998.

137. Россия и Европейская социальная хартия. Задачи и перспективы. //Вестник профсоюзов, 1998, № 1.

138. Сборник нормативных материалов и документов Совета ФНПР по социальному партнерству. М., 1992.

139. Сборник правовых актов Российской Федерации и документов Совета ФНПР по социальному партнерству. М., 1992.

140. Смирнов О.В. Законодательство о труде и коллективные договоры: перспективы развития. М.: Вестник МГУ, Право, 1992, № 2.

141. Смирнов О.В. Нищета в Законе. Социальная защита. 1995.№ 1.

142. Снигирева И.О. Положение трудового коллектива и профсоюзов на предприятии. Реформа трудового законодательства в СССР. М., 1990.

143. Снигирева И.О. Профсоюзы в системе социального партнерства. //Новое законодательство о коллективных договорах и соглашениях. -М., 1992.

144. Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право М.: Юридическая литература, 1993.

146. Советское трудовое право. /Под ред. Пашкова А.С., Смирнова О.В. -М.: Юридическая литература, 2-е изд., 1988.

147. Современные проблемы заработной платы России. МОТ, 1998.

148. Соловьева А., Ставицкий А. Регулирование отношений на рынке труда на основе системы коллективных договоров. //Вопросы экономики, 1992, №9.

149. Социальная политика в период осуществления экономических реформ. /Материалы конгресса «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ». 26-27 апреля 1994г. -М., 1994.

150. Социальное партнерство. //Человек и труд, 1992, № 6-7.

151. Социальное партнерство в переходном обществе: Опыт России. М.: Институт Мировой Экономики и Международных отношений Российской Академии наук, 1998.

152. Социальное партнерство и профсоюзы. //Вестник профсоюзов, 1992, №7.

153. Социальное партнерство на предприятиях и в организациях города Москвы: теория, практика, перспективы развития. М.1999.

154. Социальное партнерство на фоне реформы. //Человек и труд, 1997, № 3.

155. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований России. М.: Институт экономики Российской Академии наук, 1998.

156. Стрела Г.И. Социальное партнерство в переходный период: опыт России. —М., 1998.

157. Сыроватская JI.A. О предстоящей реформе трудового законодательства. //Советское государство и право, 1991, № 1.

158. Таль JI.C. Тарифный (коллективный) договор как институт гражданского права. /Доклад 23 апреля 1909г. на заседании гражданского отделения С-Петербургского юридического общества. СПб., 1909.

159. Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М.: Московское научное изд-во. Изд. 2-е исправ. и доп., 1918.

160. Тарасенко Jl.С. Социальное партнерство или противостояние. //Материалы круглого стола. М., 1998.

161. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права. //Правоведение, 1980, № 7.

162. Татарникова С.Н. Социальное партнерство на предприятии. //Солидарность, 1995, № 2.

163. Толкунова В.А. Гусов К.Н. Трудовое право России. М., 1995.

164. Трахтенберг И.А. Коллективный договор. М., Изд. 4-е., 1924.

165. Трудовое право России. Учебник. /Под ред. Пашкова А.С. СПб., 1993.

166. Трудовое право. Учебник. /Под ред. Смирнова О.В. М., 1997.

167. Трудовое право России. |Учебник для вузов. Под ред. Лившица, Орловского Ю.П. М., 1998.

168. Трудовое право. 2-е изд-е. Под ред. Сыроватской Л.А. -М.: Юристь. 1998.

169. Участие профсоюзов в регулировании заработной платы. Учебно-исследовательский центр Московской Федерации Профсоюзов. М., 1997.

170. Хайтлиев К.А. Коллективный договор в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -М., 1993.

173. Человек: социальная политика, социальное партнерство. /Материалы научно-практической конференции. М., 1997.

175. Что нужно знать о социальном партнерстве. //Солидарность, 1994, №15.

176. Шадрин В. Профсоюз в погонах. //Человек и труд, 1997, №11.

177. Шебанова А.И. Коллективный договор одна из форм осуществления социалистической демократии. //Советское государство и право, 1978, №10.

178. Шебанова А.И. Соглашение и коллективные договоры в условиях формирования рыночных отношений. //Государство и право, 1993, № 5.

179. Шмаков М.В. Профсоюзы России перед выборами. //Солидарность, 1997, №16.

180. Шмаков М.В. Доверие населения необходимость и критерий социальной эффективности экономических реформ. //Материалы круглого стола. -М., 1998.

181. Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. -М., 1995.

182. Цитульский В.Б. Коллективный договор в современный период. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -М., 1993.

183. Юдельсон С.К. Коллективные договоры и их роль в осуществлении экономической реформы. М.: ВНШСЗ, 1969.

184. Яблокова И.А. Коллективный договор в Англии. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -М., 1995.

185. Ященко А.И. Дипломатическая миссия профобъединения. //Солидарность, 1998, № 13.

Елена Клишева
Коллективный труд «Организация и методики трудового воспитания детей в дошкольном учреждении»

Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии.

Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.

Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы ДО.

Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно,необходимо учитывать ряд условий:

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).

2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться.

Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.

3) В содержание общего труда включаются только те его виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.

Способы объединения детей в коллективном труде:

1) труд рядом;

2) общий труд;

3) совместный труд.

Способы объединения детей в труде:

Труд рядом — используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю — учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд — один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд,его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Методика руководства коллективным трудом детей

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей,одновременно решает две основные задачи:

• руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности;

• формирует положительные взаимоотношения между детьми.

В организации коллективного труда детейвыделяются три последовательных этапа:

1. распределение работы между участниками;

2. процесс выполнения задания;

3. обсуждение результатов трудовой деятельности.

Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

Распределение работы между участниками

При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в звено или в несколько звеньев).

Воспитатель может сам сделать всёнеобходимое:

• распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;

• так организовать работу, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

• продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т. д.);

• учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр.

Но в этом случае дошкольники не научаться самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. И воспитатель вводит правила,регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.

Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять, что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе.

Работу дежурных в старших группах во второй половине учебного года следует организовать тоже по принципу общего труда. В таких условиях они должны самостоятельно договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что на практике дети самостоятельно, хотя и не всегда осознанно приобретают опыт распределения работы.

Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того, или иного вопроса. Постепенно педагог от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

Распределение работы между детьми при организации коллективного труда всей группы имеет свои особенности.

Последовательность действий при распределении труда между звеньями.

1. Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная.

2. Воспитателю следует познакомить детей с полным объёмом труда и представить его как одно общее задание для всех.

3. Воспитатель обращает внимание детей на то, что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все. А поэтому надо наметить, кто, что будет делать.

Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей, учатся разрешать возникающие недоразумения и споры.

Процесс выполнения задания.

Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой. Задача воспитателя – так организовать работу, чтобы дети закончили её примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками,то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», Товарищи всегда должны помогать».

Задача воспитателя – представить дело, которое выполняет каждый ребёнок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат.

Методические приемы, направленные на регуляцию поведения детейв процессе совместной деятельности:

1. Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда, но и с точки зрения отношения к товарищам).

2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него.

3. Сообщение моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.

Итак, рассмотрим организацию коллективного труда в разных возрастных группах. К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно. В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения. На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей.

Уже в средней группе воспитатель, формируя у детей новые трудовые навыки, использует форму объединения – труд «рядом». По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе, помогать друг другу.

В организации труда в старшей и подготовительной группах воспитательвыделяет три последовательных этапа: распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривается к взаимоотношениям между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности. Педагог подчёркивает: «Как сегодня дружно работали дети, помогая помощнику воспитателя заправлять постели! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне уютно».

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей. Они приобретают трудовые умения и навыки, осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих, повышается интерес к труду. В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться. А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда, навыками которых дети достаточно владеют.

Обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы воспитатель подводит итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлечь внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки.

Всё обсуждение занимает не более 8-10 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение: зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудится, контролировать свои действия, стараются напоминать партнёрам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

В заключении хотелось бы сказать, что разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

В процессе труда формируются практические навыки,развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Коллективный труд лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Список используемых источников:

1. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде», М. Просвещение, 1974 г

2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», М. Просвещение, 1987 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *