Социально ориентированные организации

Социально ориентированные НКО

Согласно определению, прописанному в данном законе, принадлежность НКО к социально ориентированным определяется по следующим критериям:

  1. Основанные в форме общественной или религиозной организации, фонда, учреждения, некоммерческого партнерства.
  2. Ведут активные социально значимые виды деятельности, направленные на укрепление общественных институтов.

К деятельности, определяемой как социально значимая, относится:

  • Поддержка и социальная защита незащищенных слоев общества.
  • Обучение граждан основам преодоления природных катаклизмов и техногенных катастроф.
  • Поддержка жертв природных и техногенных катастроф, войн, политических гонений.
  • Охрана окружающей среды, флоры и фауны.
  • Обеспечение сохранности исторических и культурных памятников и зданий.
  • Бесплатная юридическая поддержка граждан и НКО в виде консультаций и лекций, повышающих осведомленность людей об их правах и обязанностях.
  • Профилактика девиантного поведения у граждан.
  • Благотворительность, повышение заинтересованности граждан в оказании благотворительной помощи.
  • Образовательная, научная, просветительская деятельность, а также деятельность в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта.

Субъекты Российской Федерации вправе дополнять представленный выше список другими видами деятельности, имеющими социальную направленность, актуальными для данного региона.

Государственная поддержка

Деятельность социально ориентированных НКО оказывает огромное влияние на развитие гражданского общества, поэтому у государства есть программа поддержки таких организаций. Форма поддержки может быть представлена в нескольких видах:

  1. Предоставление финансовой поддержки, имущества, консультирование по юридическим вопросам.
  2. Помощь в поиске высококвалифицированных кадров, повышении уровня подготовки персонала НКО.
  3. Предоставление налоговых льгот социально ориентированным НКО, а также юрлицам, поддерживающим социально ориентированные НКО.
  4. Задействование НКО в исполнении государственных и муниципальных заказов на изготовление товаров и оказание услуг.

Субъекты РФ, как и в случае направлений деятельности, вправе дополнять перечень форм поддержки социально ориентированных НКО.

Финансовая поддержка социально ориентированных НКО может осуществляться за счет средств федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Социальная сфера – это одно из ключевых направлений, в котором государство ведет активную деятельность. Во многом такой деятельности способствует социальное предпринимательство (компании с балансом социальных и коммерческих целей). Однако еще большую роль в гармоничном развитии общества, поддержке незащищенных слоев населения играют социально активные НКО, оказывая помощь государству в реализации его основных функций.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

Реестры СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

— местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

В целях автоматизации деятельности органов государственной власти в области реализации государственной политики по поддержке СОНКО на федеральном и региональном уровнях, сбора и распространения сведений о лучших практиках деятельности СОНКО, информационного и методического сопровождения деятельности СОНКО на государственном уровне создана Единая автоматизированная информационная http://nko.economy.gov.ru/

Большое внимание информационной поддержке некоммерческих организаций уделяется общественной палатой Российской Федерации. Так, в Общественной палате Российской Федерации (http://oprf.ru) 9.12.2016 прошла IX конференция «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере», направленная на распространение эффективных технологий работы некоммерческих организаций и лучших практик их привлечения к оказанию услуг в социальной сфере. В рамках конференции эксперты обсудили проблемы, связанные с обеспечением доступа НКО к бюджетным средствам и выходом третьего сектора на рынок социальных услуг.

С материалами, освещающими тему доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, а также с примерами привлечения СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере можно ознакомиться на Портале единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (http://nko.economy.gov.ru).

Что такое социально ориентированная некоммерческая организация?

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации»введено Федеральным законом от 5.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

К социально ориентированным НКО относятся организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением госкорпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества (п. 2.1), а также деятельностью, предусмотренной ст. 31.1 ФЗ № 7.

Виды деятельности СО НКО

Допустимые виды деятельности социально ориентированных НКО, претендующих на поддержку органов власти и органов местного самоуправления, приведены в п. 1 ст. 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления» ФЗ № 7:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;


8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

Что такое общественно полезный проект (программа) — социальный проект?

Общественно полезный проект (программа) — социальный проект можно рассматривать как деятельность по преобразованию социальной действительности, результатами которой является создание социальных продуктов или услуг, приносящих пользу обществу.

Проектная деятельность является целевой деятельностью, обязательным условием осуществления которой является достижение логического завершения, получение результата проектной деятельности. Нацеленность на создание конкретного результата является обязательным условием. Разработка проекта предусматривает обязательно прямую связь идеи проекта с реальной жизнью и практической деятельностью.

Разработка и реализация общественно полезного проекта (программы)

Возможности организации

Изучите возможности своей организации в осуществлении планируемого проекта (программы). Следует проверить, не противоречит ли замысел вашего проекта (программы) уставным положениям вашей организации; согласуется ваш проект с планом работы организации на предстоящий год; совпадают ли интересы и предпочтения членов вашей организации с проблематикой, указанной в проекте (программе).

При подготовке заявки необходимо указать:

как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами;

какие организационные возможности есть у общественного объединения, социально ориентированной некоммерческой организации;

имеется ли опыт у организации в реализации проектной деятельности.

Формулировка проблемы

При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблема — это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Следует показать причины этого негативного явления и его последствия.

Обратите внимание, что определение проблемы позволяет устранить «болезнь» (то есть причины), а не ее внешние проявления.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Организация должна продемонстрировать хорошее знание проблем и причин их возникновения (политические, законодательные и пр.). Анализ этих факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (например, данные социологического опроса и т.д.). Обязательно присутствие исходных данных — индикаторов, т.е. количественных и качественных показателей, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Организация должна показать актуальность проблемы для местного сообщества и региона, какие организации и структуры занимаются ее решением и собственный опыт работы. Если организация не единственная, которая работает в данной области, то важно объяснить, в чем заключается уникальность ее деятельности по сравнению с другими, не будет ли проект дублировать деятельность другой, возможно, более сильной, известной или успешной организации и почему именно этот проект будет способствовать более эффективному решению проблемы. Положительным моментом является опыт работы организации с другими некоммерческими организациями или структурами, которые призваны заниматься решением данной проблемы, и привлечение их к реализации проекта.

Именно на этом этапе необходимо определить целевую группу населения, на которую направлена деятельность по проекту, решение их проблем в результате его реализации. Организация должна иметь глубокое знание этих проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой группой.

При подготовке заявки необходимо указать:

проблему, на решение которой направлен проект (программа) и ее анализ;

ее актуальность, социальную и общественную значимость, а также масштабность;

целевую группу населения, решению проблемы которой будет способствовать реализация проекта (программы);

возможность практического решения проблемы силами вашей организации, а также возможность партнерства с другими организациями в решении указанной проблемы;

указать, предпринимались ли организацией попытки решить проблему и насколько успешными они оказались.

Определение цели и задач

Для подготовки проектной заявки решающее значение имеет наличие в ней ясно сформулированной цели проекта и конкретных задач, которые предстоит решить для ее достижения.

Цель — общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, точки достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта.

Обратите внимание на то, что цель должна быть направлена на решение поставленной проблемы. При формулировке цели проекта она должна отвечать на вопрос: «Чего вы хотите достичь при решении проблемы в рамках своего проекта (программы)?».

Основные требования к формулированию цели: конкретность, измеримость, реалистичность, ограниченность временем и точкой приложения.

Не менее важным является вопрос о формулировке конкретных задач, которые намереваетесь решить в процессе работы над социальной проблемой, теми трудностями, которые вы выявили на первом этапе. Они помогают детализировать поставленную цель, раскрывают объем работ по её достижению и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждающих действий, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой, быть необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Обычно каждой задаче соответствуют 2-3 крупных мероприятия плана социального проекта, но вместе с тем, не надо задачи подменять мероприятиями.

Задачи должны быть реалистичными. Подумайте, реально ли решение поставленных задач в указанные сроки, выполнимы ли поставленные задачи заявленными ресурсами (материальными и нематериальными).

При подготовке необходимо указать:

цель проекты (программы), которая должна быть направлена на решение поставленной проблемы;

задачи, которые конкретно описывают то, что будет выполнено и достигнуто, указывают на частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 19 апреля 2010 года

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» были внесены изменения, в соответствии с которыми законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций — социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно вновь введенному п. 2.1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 указанного Закона.

Указанной статьей установлен примерный перечень видов деятельности, при условии осуществления которых некоммерческие организации будут признаваться социально ориентированными.

К таким видам деятельности отнесены: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных; охрана объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Следует отметить, что сам термин «социально ориентированные» является оценочным понятием и, если обратиться к общим целям некоммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, то по существу каждая из них является социально ориентированной. Так, в этом пункте сказано, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Очевидно, для признания той или иной некоммерческой организации социально ориентированной практика будет руководствоваться целями, указанными в ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях. Если же заявленная цель вновь созданной некоммерческой организации не будет совпадать с целями, предусмотренными указанной статьей, то некоммерческой организации, объявившей себя социально ориентированной, нужно доказать, что она является таковой (при необходимости в суде). При этом для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными выше видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, которые также будут признаваться социально ориентированными. Таким образом, для признания той или иной некоммерческой организации социально ориентированной необходимо принятие соответствующего правового акта субъектом Федерации или органом местного самоуправления. Важность такого признания обусловлена следующим.

Дело в том, что сам статус социально ориентированной некоммерческой организации предполагает получение определенных льгот, а в некоторых случаях прямой поддержки со стороны государственных и муниципальных органов. Так, согласно п. 3 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

При этом законодатель не ограничивает субъекты Федерации и органы местного самоуправления только вышеуказанными мерами. Так, согласно п. 4 ст. 31.1 субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Из этого следует, что при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответствующие расходы должны быть запланированы заранее.

Особо законодатель выделяет такую форму поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, как субсидии, которые согласно п. 5 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях могут предоставляться из федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки). Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Бюджетные ассигнования (субсидии) федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, должны предоставляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени соответствующего постановления Правительства РФ не было принято.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

По непонятной причине законодатель не говорит о том, на основании какого права передается это имущество социально ориентированным некоммерческим организациям. Законодатель только говорит о передаче во владение и (или) в пользование. Лишь в п. 7 ст. 31.1 говорится о льготных ставках арендной платы. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что речь идет о договоре аренды. Однако аренда является не единственным основанием для передачи имущества социально ориентированным некоммерческим организациям. Очевидно, следует прийти к выводу о возникновении нового вещного права со специальными субъектами.

Общим требованием для такого имущества является то, что оно должно быть свободно от прав третьих лиц. Это значит, что оно не должно быть передано третьим лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление либо на основе другого вещного права. Кроме того, это имущество не должно быть предметом ранее заключенных договоров (аренды, безвозмездного пользования и др.).

Такое имущество включается в специальные перечни, которые подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций, арендующих это имущество. Кроме того, запрещаются продажа переданного социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Все социально ориентированные некоммерческие организации подлежат включению в специальные реестры. Формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п. 2 ст. 31.2 Закона о некоммерческих организациях в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) форма и размер предоставленной поддержки;

4) срок оказания поддержки;

5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

7) информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;

8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В зависимости от категории доступа информация подразделяется на общедоступную и на ту, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) — конфиденциальную. Под доступом к информации понимается совокупность правомочий на поиск и получение информации. Указанное право реализуется только путем исполнения обязанности по ее предоставлению.

В ст. 4 Закона N 8-ФЗ перечислены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Принцип открытости информации означает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, доступ к которой ограничен. В данном случае этот принцип находит свое практическое применение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *