Совместное предприятие с иностранной компанией

Содержание

Совместное предприятие с иностранной компанией представляет собой относительно новую форму международного предпринимательства, нацеленную на создание общей собственности национальных и зарубежных инвесторов для осуществления хозяйственной деятельности. Совместное предпринимательство – одна из форм привлечения в экономику страны иностранных инвестиций и одновременно механизм выживания в условиях жесткой транснациональной конкуренции. Поскольку совместные предприятия (СП) играют огромную роль в экономике государства, считаем целесообразным узнать о них больше.

Организационно-правовые формы СП

Интересно, что в российском законодательстве не нет такого понятия, как совместное предприятие. По сути, это неофициальное название структуры, создаваемой российскими и иностранными предпринимателями. Регистрируется оно как обычное предприятие, то есть в тех формах, которые определены гражданским законодательством.

Наиболее распространенными организационно-правовыми формами следует считать , хозяйственное товарищество и акционерное общество.

Рассмотрим каждую из указанных форм подробнее.

В форме общества с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью является наиболее популярной формой для ведения совместной экономической деятельности. Согласно ст. 87 ГК, оно является хозяйственным обществом, уставной капитал которого разделен на доли каждого из участников. Последние, в свою очередь, не отвечают финансово за его деятельность, неся риск убытков лишь в пределах собственности принадлежащих им долей. Количество участников такой организации, согласно ст. 88 ГК, ограничено 50 лицами, включая иностранное предприятие. Для получения ООО статуса доля инвестора в уставном фонде должна составлять не менее 10 %.

Упорядочить договоренности участников в уставе общества позволяют гибкие механизмы, которыми и обусловлено создание СП в форме ООО:

  • диспропорциональное распределение голосов;
  • диспропорциональное распределение прибыли;
  • возможность определения условий выхода из ООО;
  • закрепление дополнительных прав и обязанностей участников и т. д.

В форме хозяйственного товарищества

Совместные проекты с иностранными инвесторами могут реализовываться и в форме хозяйственных товариществ – коммерческих организаций со складочным капиталом, состоящим из вкладов учредителей. Все эти вклады, а также произведенное и купленное имущество принадлежит товариществу. Они могут создаваться в форме полного или коммандитного товарищества.

Полным, согласно ст. 69 ГК, признается товарищество, где каждый участник осуществляет деятельность от имени совместного предприятия и несет ответственность по его долгам всем своим имуществом. Такими участниками, называемыми полными товарищами, могут выступать как ИП, так и коммерческие иностранные компании. Каждый из участников товарищества действует от его имени, если учредительным договором не оговорено совместное ведение дел. Как прибыль, так и убытки распределяются между товарищами пропорционально их долям.

Коммандитным, согласно ст. 82 ГК, признается товарищество, в котором наравне с полными товарищами участвуют также некие вкладчики-коммандисты, которые не принимают участия в управлении предприятием, а также отвечают по долгам товарищества лишь стоимостью своего вклада.

В форме акционерного общества

Совместное предприятие нередко создается в форме акционерного общества. Акционерным обществом, согласно ст. 96 ГК, считается организация, уставной капитал которой разделен на акции, а акционеры, которым принадлежат эти бумаги, несут ответственность по обязательствам лишь стоимостью этих акций. Учредителями СП в форме АО могут быть юридические, физические лица и иностранные компании, чей вклад должен составлять не менее 10 % уставного капитала. Акционерные общества принято делить на публичные и непубличные.

Публичными следует считать акционерные общества, акционеры которых вправе отчуждать принадлежащие им акции кому угодно, при этом число акционеров и учредителей законом не ограничено. В это же время непубличные АО могут передавать акции лишь среди учредителей или ограниченного круга лиц, определенного заранее, при этом количество акционеров ограничено 50 лицами.

Типы СП в международном праве

Как известно, правовой режим совместного предприятия с участием иностранного капитала определяется ст. 4 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, согласно которому он не может быть хуже, чем режим, предоставляемый иностранным инвесторам. При этом законодатель не исключает введения изъятий ограничительного или стимулирующего характера, которые не будут делать правовой режим менее благоприятным.

В своей деятельности иностранные предприниматели могут рассчитывать на полную правовую защиту, гарантии и льготы, которыми обладают отечественные компании. Но независимо от правового режима, применяемого к совместному предприятию как к отдельной экономической единице, и в зависимости от поведения учредителей, распределения полномочий по контролю и управлению СП можно разделить на три типа:

  1. СП с равноправным контролем.
  2. СП с преимущественным контролем одного из партнеров.
  3. Самостоятельные СП.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

СП с равноправным контролем

Совместные предприятия первого типа традиционно наделяются автономией в вопросах управления и самостоятельностью в вопросах хозяйствования. В случае учреждения подобного предприятия иностранные партнеры по бизнесу, являющиеся одними из учредителей, наделены равными правами с отечественными предпринимателями в вопросах контроля и управления их дочерней компанией. Однако по сложившейся практике учредители компании не принимают активного участия в вопросах управления и хозяйствования на новом предприятии, обеспечивая его менеджменту право на самостоятельное принятие решений.

СП с преимущественным контролем одного из партнеров

Данный тип СП характерен для совместного бизнеса, где один из партнеров-учредителей занимает доминирующее положение. Если же вас заинтересовало создание СП с иностранцами в России в таком формате, то нужно учитывать, что подобные шаги иностранных партнеров могут быть обусловлены желанием выхода на новый рынок. Нередко такие родительские компании создают целую сеть совместных предприятий с расчетом занять доминирующую позицию среди партнеров, выступая по отношению к ним в качестве центрального регулятора.

Самостоятельные СП

Исключительный и редкий тип ведения совместного международного бизнеса, поскольку рассчитан на первостепенную роль создаваемого совместного предприятия в бизнесе партнеров: компании-учредители уходят на второй план. В это же время отношение родительских компаний-учредителей играет ключевую роль в успехе создаваемого СП, поскольку его жизнеспособность зависит от их финансовых возможностей и тщательности проработки всех факторов. Такие СП характеризуются доверием партнеров, равнозначностью их вкладов, равным контролем и возможностями управления – иначе новое предприятие обречено на провал.

Преимущества образования совместных предприятий

Как и любая другая форма международного сотрудничества, создание совместных предприятий с иностранными партнерами имеет ряд преимуществ, позволяющих минимизировать финансовые риски отечественных инвесторов и обеспечить оперативный рост финансовых показателей. Среди них, в частности, стоит выделить:

  • способность освоения нескольких рынков для небольших компаний, не имеющих для того финансовых возможностей;
  • возможность привлечения нескольких иностранных партнеров для повышения финансовых возможностей компании и минимизации финансовых рисков отечественных инвесторов;
  • получение статуса предприятия с иностранными инвестициями позволяет рассчитывать на полную правовую защиту и даже льготные программы налогообложения, таможенных платежей и пошлин в случае, если это будет установлено законодательством в интересах социально-экономического развития РФ;
  • привлечение иностранного капитала в отечественную экономику и т. д.

Создание СП в Российской Федерации

Как мы выяснили, совместное предприятие – это лишь форма ведения транснационального бизнеса, но не организационно-правовая форма регистрации предприятия. Будучи, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», предприятием с иностранными инвестициями, процедура его создания и оформления происходит по нормативам, предусмотренным для отечественных компаний.

Таким образом, регистрация совместных предприятий с иностранными инвестициями осуществляется в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Конкретные особенности прохождения данной процедуры будут зависеть от организационно-правовой формы, выбранной учредителями.

Дабы узнать об этом процессе подробнее, рекомендуем ознакомиться с информацией о .

Примечательно, что создание совместного предприятия возможно не только путем регистрации нового предприятия, но и покупки иностранным инвестором доли в уже существующей компании.

Документы и информация, необходимые для учреждения СП

При создании и регистрации совместного предприятия с иностранными инвестициями партнерам потребуется представить следующие сведения и документы:

  • письменное заявление учредителей;
  • наименование создаваемой компании с указанием ее организационно-правовой формы;
  • планируемые виды осуществляемой хозяйственной деятельности с указанием кодов ОКВЭД;
  • данные об учредителях, включая выписку из торгового реестра страны происхождения иностранной компании, а также справку из банка;
  • пакет учредительных документов, включая учредительный договор и устав;
  • копии учредительных документов каждого из учредителей;
  • размер уставного капитала с распределением долей учредителей;
  • юридический и физический адрес;
  • анкетные данные директора, главного бухгалтера;
  • используемая система налогообложения;
  • контактные данные.

Формирование уставного капитала СП

Уставной капитал СП формируется за счет вкладов отечественных и иностранных учредителей компании. Каждый из учредителей вправе вносить как денежный, так и неденежный вклад. Если иностранный инвестор вносит свою долю в иностранной валюте, он обязан учитывать разницу курсов. При внесении неденежного вклада он может быть как приобретен в РФ, так и ввезен на ее территорию в соответствии с законодательством.

Отметим, что товары, ввозимые в качестве вклада в СП, должны быть отражены в учредительных документах, а их стоимость не должна превышать размер установленного в документах неденежного вклада инвестора. Такой вклад подлежит экспертизе правдивости оценки неденежных вкладов, без акта о которой его нельзя считать внесенным в уставной капитал.

Отметим, что политика формирования уставного капитала обусловлена:

  • характером и объемами деятельности СП;
  • финансовыми возможностями учредителей;
  • способностью привлечь стороннее финансирование.

Руководитель СП и его полномочия

Возглавить созданное совместное предприятие вправе как российский, так и иностранный гражданин, получивший право работать на территории РФ в соответствии с трудовым законодательством. Руководитель, как правило, назначается учредительным собранием совместного предприятия, о чем составляется соответствующий протокол.

Руководитель единолично управляет СП и его имуществом, представляя интересы организации, заключает договоры, выдает доверенности, выполняет функции исполнительного органа и т. д. Согласно ст. 274 ТК РФ, права и обязанности руководителя организации определяются учредительными документами.

Бухучет и отчетность совместных предприятий с иностранными инвестициями

СП осуществляется на отдельном от компаний-учредителей балансе, по формам и методам самостоятельного юридического лица. Ответственность за организацию бухучета несут руководители компаний-учредителей СП, которые на собрании участников должны утверждать учетную политику и приводить ее в соответствие законодательству РФ. Вся учетная документация должна вестись на русском языке или переводиться на него и не может предоставляться государственным и иным органам иностранных государств.

СП представляют годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые и статистические органы согласно требованиям отечественного законодательства и по формам, установленным Минфином РФ. Параллельно такая отчетность предоставляется каждому из участников на основе положений учредительных документов. По итогам года все СП проводят обязательный аудит, отчеты по которому предоставляются вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Налоги для совместных предприятий

Совместные предприятия с иностранными партнерами, как и любые другие коммерческие организации, обязаны уплачивать налоги с получаемой прибыли. Так, налоговой базой для СП являются любые полученные доходы. Поскольку СП находятся в равном положении с отечественными компаниями, к ним применяется общая ставка налога на прибыль, которая, согласно ст. 284 НК, составляет 20 %. Кроме того, к совместным предприятиям применяются общие правила относительной уплаты налогов и .

Узнайте подробнее о .

Наем сотрудников в СП

Очевидно, что для работы совместному предприятию понадобится подобрать персонал. Несмотря на статус компании с иностранными инвестициями, привлечение сотрудников осуществляется в рамках отечественного трудового законодательства посредством заключения с ними трудового договора. Каждому работнику предприятия гарантированы все трудовые права, закрепленные ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами, какое-либо их игнорирование недопустимо. Кроме того, работодатель ежемесячно обязан будет перечислять страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд.

Удобно считать и оплачивать зарплатные налоги, а также сдавать отчетность можно в проверенном российском сервисе .

Особенности таможенных правил для СП

Совместные предприятия, по сравнению с остальными компаниями в РФ, наделены некоторыми преимуществами в части взыскания таможенных налогов. Так, постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 определило специальные таможенные правила для совместного предприятия с иностранной компанией. В частности, «льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал», распространяются только на товары, относящиеся к основным производственным фондам, при этом сведения о них должны быть отражены в учредительных документах СП, а сами товары необходимо ввозить в установленные учредительными документами сроки.

Ликвидация совместного предприятия

Ликвидация СП с иностранной компанией осуществляется в общем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК:

  • по решению учредителей и учредительного собрания, в число которых входит иностранный инвестор. Такое решение может быть обусловлено истечением срока, на который создавалось предприятие, или достижением поставленных перед ним целей;
  • по решению суда в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 61 ГК (при признании госрегистрации недействительной, при осуществлении деятельности без разрешения и т. д.);
  • в случае признания банкротства совместного предприятия.

Согласно письму Президиума ВАС от 18.01.2001 № 58, ликвидация компании с иностранными инвестициями невозможна без ясно выраженного согласия иностранного инвестора.

Продажа доли в ООО иностранному инвестор

Как мы уже говорили, согласно нормам Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», образование совместного предприятия с иностранными капиталами возможно не только путем создания новой компании, но и через продажу инвесторам доли в уже существующих обществах. Поскольку в РФ действует национальный правовой режим инвестирования, иностранные компании вправе приобретать доли в хозяйственных обществах наравне с российскими, однако иностранной инвестицией это будет лишь при покупке доли минимум 10 % уставного капитала.

При этом следует учитывать, что привлечение иностранных партнеров возможно не во все хозяйственные общества. В частности, ст. 6 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ вводит некоторые ограничения для иностранных капиталовложений, запрещая им участвовать в стратегически важных для безопасности и обороны страны сферах.

Прочитайте подробнее о том, как происходит .

Совместные предприятия, будучи одной из форм ведения бизнеса, несмотря на санкции и напряженную политическую обстановку на мировой арене, продолжают пользоваться популярностью на территории России. Иностранные инвесторы активно вкладывают свои деньги, знания и опыт в отечественный бизнес, открывают совместно с российскими партнерами различные компании и предприятия в тех или иных секторах экономики. Тому есть множество причин, основные из которых заключаются в получении выходов на новые коммерческие рынки и в возможности производить новые виды товаров и услуг. О том, на какие вопросы следует обратить внимание, планируя создание совместного предприятия, читайте в материале.

Желание иностранных инвесторов вкладываться в российскую экономику и осуществлять на территории РФ предпринимательскую деятельность, реализовывать различные проекты привело к тому, что совместные предприятия стали наиболее распространенной формой прямых иностранных инвестиций. И в рамках этой формы инвестирования стороны нередко сталкиваются с проблемами в плане организации и корпоративного управления.

Основным нормативно-правовым источником регулирования деятельности совместных предприятий на территории России является Федеральный закон от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях). Именно данный закон устанавливает национальный правовой режим деятельности иностранных инвесторов, то есть такой режим, при котором иностранные инвесторы пользуются на территории нашей страны теми же правами и обязанностями, что и российские инвесторы.

Результатом действия норм о национальном правовом режиме является участие совместных предприятий в гражданском обороте наравне с отечественными, за исключением тех отдельных ограничений, которые прямо установлены федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Помимо правового режима Закон об иностранных инвестициях также предусматривает различные гарантии и преференции для зарубежных инвесторов (гарантии компенсации при национализации, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства или «дедушкина оговорка» и др.). А вот вопросы организации деятельности и корпоративного управления совместными предприятиями Закон об иностранных инвестициях напрямую не регулирует, отсылая в данной части к общим положениям гражданского законодательства.

Следовательно, наряду с Законом об иностранных инвестициях важными регуляторами деятельности совместных предприятий выступают Гражданский кодекс РФ, а также федеральные законы от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

При этом важно отметить, что до недавнего времени отечественное законодательство регулировало вопросы корпоративного управления как в совместных предприятиях, так и в российских организациях лишь с помощью общих норм и принципов гражданского права. Стороны заключали корпоративные договоры, опираясь не на законодательные нормы, а на принцип свободы договора и диспозитивность отношений.

Лишь в 2009 г. в связи с принятием федеральных законов от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 03.06.2009 № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»» институт корпоративного договора получил закрепление в действующем законодательстве.

Указанные законы предусматривали возможность урегулирования корпоративных вопросов и вопросов, связанных с организацией деятельности хозяйственных обществ, с помощью договоров об осуществлении прав участников общества и акционерных соглашений. Внесение подобных изменений стало большим шагом вперед, ведь, как показывала правоприменительная практика того времени, в том числе и судебная, вопросы корпоративного управления нуждались в определенном правовом ориентире и правовой регламентации.

Масштабная реформа гражданского законодательства 2014 г. закрепила внесенные изменения, так как она среди прочего ознаменовалась введением в Гражданский кодекс РФ понятия «корпорация» и отдельной статьи, достаточно детально регулирующей вопросы корпоративного договора. Также благоприятно на развитии отечественного права сказались изменения, внесенные Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»: в российское гражданское законодательство были введены такие понятия, как: «обусловленное исполнение обязательств», «заверение об обстоятельствах», «опционный договор», «опцион» и т.д., которые являлись обязательными элементами корпоративного договора с точки зрения иностранных правопорядков.

С внесением изменений законодательство несколько уравновесило соотношение понятий «корпоративный договор» и «устав». Российское корпоративное право всегда отдавало предпочтение положениям устава перед положениями корпоративных договоров. Суды признавали корпоративный договор полностью недействительным, если отдельные его положения входили в противоречие с уставом (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 № 09АП-640/2014-ГК по делу № А40-97313/2013). Теперь же, благодаря введению в 2014 г. ст. 67.2 ГК РФ, в частности п. 7 указанной статьи, недействительными могут быть признаны только отдельные условия корпоративного договора. При этом, если положения корпоративного договора противоречат условиям устава, которые являются императивными, то такие положения могут быть признаны недействительными. Если же корпоративный договор противоречит диспозитивным условиям устава, то стороны не вправе оспаривать договор на этом основании.

Однако, несмотря на все изменения, на практике по-прежнему актуальны и будут оставаться актуальными проблемы организации и корпоративного управления в совместных предприятиях, главные из которых, так или иначе, сводятся к решению следующих вопросов:

  • подготовка меморандума о намерениях и выбор организационно-правовой формы;

  • выбор права, применимого к правоотношениям сторон;

  • определение органа, разрешающего споры между сторонами;

  • формирование органов управления.

Подготовка меморандума о намерениях и выбор организационно-правовой формы

В первую очередь при создании совместного предприятия разрешению подлежат такие вопросы, как подготовка меморандума о намерениях сторон (соглашения о порядке ведения переговоров) и выбор организационно-правовой формы предприятия. В меморандуме о намерениях будущие партнеры фиксируют начальные и предполагаемые договоренности:

  • размер участия сторон в уставном капитале совместного предприятия;

  • порядок распределения прибыли предприятия;

  • сроки конкретных действий по созданию предприятия;

  • применимое право и многое другое.

Заключение меморандума о намерениях в российском праве регулируется ст. 434.1 Гражданского кодекса, посвященной переговорам о заключении договора. Согласно п. 4 ст. 434.1 ГК РФ одним из средств закрепления тех или иных аспектов переговоров является соглашение о порядке ведения переговоров. Подобным соглашением стороны могут конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, устанавливать порядок распределения расходов на ведение переговоров и иные подобные права и обязанности. В контексте совместных предприятий меморандумы о намерениях как раз представляют соглашения о порядке ведения переговоров.

Выбор и согласование организационно-правовой формы совместного предприятия также целесообразно осуществлять на начальном этапе переговоров, ведь от этого зависит дальнейшая организация и управление предприятием. Отечественное законодательство может предложить иностранным инвесторам достаточно большое количество организационно-правовых форм для совместных предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы и другие. Тем не менее абсолютное большинство совместных предприятий на практике создаются в форме хозяйственных обществ — обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Конечно, подобное положение дел обусловлено тем, что участники хозяйственных обществ, по общему правилу, не отвечают по их обязательствам своим имуществом. Вместе с тем преимущества использования формы хозяйственных обществ для создания совместных предприятий кроется в порядке организации их деятельности и корпоративном управлении. Так, заключение корпоративного договора как основного механизма корпоративного управления возможно только для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, исходя из содержания п. 1 ст. 67.2 ГК РФ.

Выбор права, применимого к правоотношениям сторон

Участники совместного предприятия, руководствуясь принципом автономии воли сторон, закрепленным в российском законодательстве в ст. 1210 ГК РФ, при заключении корпоративного договора, а равно и в последующем, могут выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. В этом заключается безусловный плюс правового регулирования организации совместных предприятий, поскольку стороны могут подчинить свои взаимоотношения тому праву, которое будет наиболее выгодным для них с учетом специфики их бизнеса и целей деятельности.

В то же время у такого плюса есть важный нюанс, который заключается в том, что выбор права, подлежащего применению к договору о создании юридического лица и к договору, связанному с осуществлением прав участника юридического лица (корпоративному договору), не может затрагивать действие императивных норм права страны места учреждения юридического лица по вопросам, указанным в п. 2 ст. 1202 ГК РФ.

Цитируем документ

На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам;

9) вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

Пункт 2 ст. 1202 ГК РФ

Здесь в качестве примера можно привести хоть и давние, но резонансные решения по делам ОАО «Мегафон» и ЗАО «Русский Стандарт Страхование», в которых суды признавали корпоративные договоры недействительными по причине их противоречия императивным нормам российского законодательства (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2006 № Ф04-2109/2005 (14105-А75-11) по делу № А75-3725-Г/04-860/2005, решение АС г. Москвы от 26.12.2006 по делу № А40-62048/06-81-343).

К императивным нормам отечественного законодательства относится норма о том, что внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками, под которыми следует понимать корпоративные отношения, определяются в соответствии с личным законом юридического лица, то есть правом страны, где учреждено юридическое лицо.

Таким образом, с одной стороны, российское право допускает применение иностранного права к корпоративному договору, а с другой стороны — порождает риск того, что суд может признать отдельные положения договора и действия в соответствии с этими положениями не соответствующими императивным нормам законодательства РФ (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 03.02.2016 по делу № А56-41197/2014).

Выбор органа, разрешающего споры между сторонами

Одной из гарантий прав иностранных инвесторов, осуществляющих вложения в совместные предприятия на территории России, является возможность передачи споров, возникших с участием российских партнеров, на рассмотрение отечественных государственных судов или в коммерческие арбитражи (третейские суды).

Зачастую иностранные инвесторы предпочитают, чтобы споры с их участием рассматривали и разрешали коммерческие арбитражи. В каждом конкретном случае это объясняется своими причинами, которые в целом сводятся к недоверию системе российских государственных судов, а также желанию обеспечить конфиденциальность корпоративных споров.

До реформы третейского разбирательства 2016 г. возможность передачи корпоративных споров была весьма неопределенной. Проблема заключалась в определении границ арбитрабельности корпоративных споров, поскольку регулирование арбитрабельности носило несистемный характер. С одной стороны, корпоративные споры могли быть предметом рассмотрения третейских судов в соответствии с формулировками закона. С другой стороны, постановления высших судебных инстанций устанавливали ограничения в данной части (см., например, Определение ВАС РФ от 30.01.2012 № ВАС-15384/11 по делу № А40-35844/2011-69-311).

Реформа третейского разбирательства разрешила данную неопределенность. С 1 февраля 2017 г. стало возможным передавать большинство корпоративных споров на рассмотрение в коммерческие арбитражи. Так, исходя из содержания ч. 2 и 4 ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, корпоративные споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, за исключением тех, в которых, по мнению законодателя, явно выражен публичный интерес (споры о созыве общего собрания участников юридического лица; споры, связанные с исключением участников юридических лиц и др.), могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения. При этом арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» может быть заключено путем его включения в устав юридического лица.

Важно также учитывать, что корпоративные споры могут быть переданы на рассмотрение третейских судов только при соблюдении ряда условий, а именно:

  • юридическое лицо, все участники юридического лица, а также иные лица, которые являются истцами или ответчиками в указанных спорах, заключили третейское соглашение о передаче указанных споров в третейский суд;

  • третейское разбирательство будет администрироваться постоянно действующим арбитражным учреждением;

  • в арбитражном учреждении утверждены правила рассмотрения корпоративных споров;

  • местом арбитража является Российская Федерация.

Формирование органов управления

Действующее законодательство предоставляет большую свободу хозяйствующим субъектам в вопросах формирования органов управления и определения их компетенции. Например, участники совместного предприятия могут назначить нескольких лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица без доверенности, то есть могут назначить нескольких директоров. Причем в подобных случаях директора могут действовать как независимо друг от друга, так и совместно согласно абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ. Таким способом может обеспечиваться баланс интересов участников совместного предприятия и их защита.

Теперь в обеспечение прав и интересов иностранных инвесторов как участников совместных предприятий может быть установлен особый порядок проведения общего собрания участников, учитывающий специфику нахождения некоторых его участников за пределами территории, на которой находится совместное предприятие.

При разрешении вопросов формирования органов управления важно знать и помнить, что эти вопросы не могут быть согласованы участниками совместного предприятия в корпоративном договоре в силу п. 2 ст. 67.2 ГК РФ. Структура органов управления предприятием и компетенция таких органов могут быть определены только в рамках устава юридического лица.

***

В заключение отметим, что, несмотря на необходимость решения при создании совместных предприятий всех вышеприведенных вопросов, которые далеко не всегда могут быть решены в рамках отечественного законодательства в соответствии с желаниями и целями иностранных инвесторов, несмотря на большой спад прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2018 г., несмотря на международные политические разногласия, совместные предприятия остаются наиболее востребованной и выгодной формой инвестирования.

Какие особенности работы в РФ установлены для компаний с участием иностранного капитала? Какие существуют ограничения (запреты) на виды деятельности подобных компаний?

Говоря об особенностях работы в России иностранных компаний, следует иметь в виду, что такие компании могут осуществлять инвестиции в российские компании (вплоть до 100% доли иностранной компании) либо создавать на территории России обособленные подразделения (представительства, филиалы и др.). Созданное подразделение иностранной компании должно пройти аккредитацию и встать на учет в налоговой инспекции по месту осуществления деятельности.

АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ ВЭД

Важно! Филиалу или представительству иностранной компании разрешается осуществлять деятельность со дня его аккредитации. И, соответственно, иностранная компания прекращает деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства (п.3 ст.4 Закона №160-ФЗ).

С 1 января 2015 года постановлением Правительства РФ от 16.12.2014 г. №1372 функции по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) возложены на ФНС РФ.

КАК Я МОГУ ПРОДЛИТЬ СРОК АККРЕДИТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ДЕЙСТВИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА УЖЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ? — ЗАКРЫТИЕ ИЛИ НОВАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

Правовое регулирование деятельности

Особенности работы в России компаний с иностранным капиталом регулируются Федеральным законом от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также международными договорами РФ. Действие Закона №160-ФЗ не распространяется на инвестиции в кредитные и страховые компании, некоммерческие организации (п.2 ст.1 Закона №160-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ

Ограничения деятельности компаний с иностранным капиталом

В Законе №160-ФЗ установлены жесткие ограничения на участие компаний с иностранными учредителями. Целью таких ограничений является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.4 Закона №160-ФЗ).

Так, Федеральным законом от 29.04.2008 г. №57-ФЗ установлен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ.

Установленный перечень является закрытым и включает в себя 45 видов деятельности, среди которых (ст.6 Закона №57-ФЗ):

  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  • обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
  • использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении НИОКР.

Ограничения для иностранных инвесторов предусмотрены в банковской и страховой сферах.

Так, Федеральным законом РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 введен запрет на занятие определенными видами страхового дела в зависимости от доли участия иностранных инвесторов в уставном капитале капитала компании.

Для каких участников страхового рынка установлен запрет?

Законом №4015-1 ограничения введены для:

  • дочерних обществ иностранных инвесторов;
  • компаний, имеющих определенную долю иностранного инвестора в уставном капитале (градация доли иностранного инвестора от 49% до 51%).

ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ ТРЕБУЕТСЯ ЛИ ПРИСУТСТВИЕ В РОССИИ ДИРЕКТОРА ГОЛОВНОЙ КОМПАНИИ? Важно! Страховые компании, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов более 49 процентов, не могут осуществлять в РФ страхование жизни, здоровья и имущества граждан, а также страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций (абз.1 п.3 ст.6 Закона №4015-1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 г. №09АП-46899/2013).

В банковской сфере ограничения (дополнительные требования) установлены Федеральным законом от 02.12.1990 г. №395-1. Так, ст.18 Закона №395-1 введены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями (инвестициями нерезидентов). Для таких компаний устанавливается ограничения (квоты) по размеру участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций (Указания ЦБ РФ от 28.01.2016 г. №3948-у).

При достижении квоты (предельное значение размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале — 50 процентов) Банк России может отказать в регистрации такой организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

На сегодняшний день в законодательстве действуют и иные ограничения для иностранных инвесторов.

Ограничения касаются запрета на приобретение иностранными юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся на приграничных территориях (п.3 ст.15 ЗК РФ).

МОГУТ ЛИ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ ИЛИ ИНОСТРАННЫЕ ФИРМЫ ПОКУПАТЬ ЗЕМЛЮ В РОССИИ?

Ограничения предусмотрены на учреждение средств массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание (ст.19.1 Закона от 27.12.1991 г. №2124-1).

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ФИЛИАЛА ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ

Особенности составления отчетности компаний с иностранным капиталом

Должны ли компании с иностранным капиталом вести бухгалтерский учет и формировать российскую бухгалтерскую отчетность? На сегодняшний день никаких особенностей для формирования отчетности таких компаний не установлено (п.2 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ).

Закон №402-ФЗ позволяет не вести бухгалтерский учет находящимся на территории РФ филиалам, представительствам или иным структурным подразделениям организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Так, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль по российским правилам (ст.307 НК РФ), представляют налоговую декларацию и отчет о деятельности иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 г. №БГ-3-23/19).

В этом случае представительство иностранной организации вправе рассчитывать на освобождение от ведения бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ст.6 Закона №402-ФЗ.

2020.10.19 10:26:46

В то же время представители бизнеса намерены развиваться в Российской Федерации.

Компания EY провела опрос, в соответствии с которым назвала одну из главных барьеров для ведения бизнеса в России — частое изменение законодательства.

В опросе участвовали 62 компании, 49 из которых входят в Консультативный совет по иностранным инвестициями в России. По словам 50 % опрошенных, постоянная корректировка правил законодательного регулирования негативно сказывается на инвестиционной привлекательности России.

В свою очередь, 39 % респондентов посетовали на высокие административные барьеры, 34 % отметили несоответствие российского законодательства реальным рыночным условиям, 15 % опрошенных указали на короткий срок переходного периода до вступления в силу важных изменений в законодательство в сфере бизнеса, — сообщает РБК.

Среди положительных сторон российского законодательства опрошенные выделили развитие трудового законодательства, введение категории самозанятых. В свою очередь, к негативным сторонам респонденты отнесли обязательную маркировку продукции, слабую защиту интеллектуальной собственности в фармацевтической отрасли.

В то же время. несмотря на ограничения, 92 % компаний планируют остаться и развиваться в России.

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *