Содержание
Под источниками права в специально юридическом смысле понимается внешняя форма выражения права. Источниками корпоративного права являются внешняя форма выражения, способ закрепления корпоративных правовых норм, иными словами, то, где содержатся нормы корпоративного права.
1. Нормативные акты
Прежде всего источниками корпоративного права являются нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования корпоративных отношений. Совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих корпоративные отношения, является корпоративным законодательством.
Законодательство строится, как правило, исходя из практических интересов и потребностей, поэтому включает разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть определенные связи между различными общественными отношениями и комплексно их урегулировать. Это правило распространяется и на корпоративное законодательство, которое по своей природе является комплексным. В него включаются нормативные акты, которые содержат нормы разных отраслей права.
Корпоративное законодательство объединяет прежде всего нормы частного права. Именно они составляют основу корпоративного законодательства. Вместе с тем в него включены и нормы публичного права, связанные с государственным регулированием корпораций. Законодательное регулирование корпораций должно учитывать интересы не только акционеров, но и иных лиц, общества и государства в целом. В системе отношений «общество — бизнес» деятельность корпорации способствует увеличению всеобщего богатства и оптимизации производства, служит интересам общества в целом.
Корпоративное законодательство содержит поэтому и нормы публичного права. Например, закон обязывает открытые акционерные общества проводить ежегодный аудит, раскрывать информацию в том объеме и порядке, которые определены нормативными актами о раскрытии информации. Акционерные общества обязаны следовать этим нормам, и в случае их неисполнения будут нести ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.
Говоря о корпоративном законодательстве как источнике корпоративного права, следует обратить внимание на ту закономерность, которая характерна вообще для нормативно-правового режима предпринимательства, а именно: чем меньше нормативно-правового регулирования коммерческих отношений, тем больше возможностей для саморегулирования этих отношений. Нормативно-правовые формы должны определять лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставляя широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя. Предпринимательство и такая его форма, как объединение капиталов, как раз и относятся к той сфере деятельности, где определяющим является саморегулирование.
Следовательно, должен быть определенный баланс между законодательным регулированием и саморегулированием корпорацией. Необходимо иметь в виду две тенденции в регулировании корпоративных отношений. Первая состоит в том, что законодательство устанавливает и должно устанавливать только общие, обязательные правила. Это так называемое «жесткое» регулирование корпоративных отношений, выражающееся в наличии устойчивого законодательства на уровне федеральных законов. Это регулирование является в основном императивным, но не лишено и диспозитивных норм.
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 Следующая > В конец >>
Понятие «источники корпоративного права»
Замечание 1
Источники права представляют собой результат правотворческой деятельности, реализующийся в разных формах: нормативных договорах, нормативных правовых актах, правовых обычаях, судебных прецедентах, правовых доктринах и т.д.
Источник права отображает юридическую форму, отражающая деятельность государства в сфере правоотношений, а законодательная воля становится обязательной для исполнения. Источниками права являются средства познания права, факторы действительности, обуславливающие формирование потребности в поле правового регулирования, возникновение соответствующих правовых норм.
Корпоративное право в Российской Федерации представляет собой специальное частное гражданское право, главным источником которого выступает Гражданский кодекс РФ. Источник корпоративного права – внешняя форма выражения права, место, где содержаться нормы корпоративного права.
Понятия «источники корпоративного права» и «корпоративное законодательство» необходимо разграничивать. Корпоративное законодательство является частью корпоративного права. Корпоративные источники, помимо корпоративного законодательства, представленного совокупностью федеральных законов и нормативно-правовых актов, включающих нормы корпоративного права, содержит правовые обычаи, локальные акты организаций и судебную практику.
Виды источников корпоративного права
Корпоративное право является обязательной и неотъемлемой частью общей системы права, что находит выражение в традиционных для всех отраслей источников права.
К традиционным источникам корпоративного права относятся:
- международные договоры РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права (ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 часть 4 Конституции РФ);
- Конституция РФ, федеральное законодательство (ст. 4, 15 часть 2 Конституции РФ);
- кодифицированные и некодифицированные федеральные законы (ст. 3 Гражданского кодекса РФ);
- нормативно-правовые акты, включающие нормы корпоративного права (постановления Правительства, указы Президента, акты органов исполнительной власти на федеральном уровне (ст. 3 Гражданского кодекса);
- акты органов власти и управления субъектов РФ, органов местного самоуправления в объемах, предоставленных им компетенций (ст. 3 Гражданского кодекса);
- внутренние документы (локальные нормативные акты) корпораций;
- договоры;
- обычаи делового оборота (ст. 5 Гражданского кодекса);
- судебная практика (ст. 8 Гражданского кодекса).
Особенности источников корпоративного права
Источники корпоративного права обладают определенной спецификой и отличаются от источников других отраслей права и институтов.
Характерные особенности источников корпоративного права: наличие локальных нормативных документов, которые принимаются компетентными органами управления данной корпорации; соединение в источниках корпоративного права (наряду с основным законодательством) значительного количества комплексных актов, включающих нормы разных отраслей права, которые регулируют различные сферы деятельности корпораций; в начале своего формирования корпоративное законодательство было более диспозитивно по сравнению с современностью; усиление императивного прямого законодательного регулирования, расширение локального нормотворчества.
Начало формирования в нашей стране корпоративного законодательства условно можно отнести к 1990 году, когда было утверждено Положение об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью (Постановление Совета Министров СССР № 590 от 19 июня 1990 года). Корпоративное законодательство в России находится в стадии динамичного развития, оно несвободно от объективных противоречий экономических отношений и субъективных юридически-технических погрешностей. В целом можно считать, что институт корпоративного законодательства в России уже сложился.
Основные формы источников корпоративного права
На современном этапе развития корпоративное регулирование претерпевает ряд изменений: происходит углубление его содержания, расширение границ, совершенствование организационно-правовых форм.
К основным формам источников корпоративного права относятся:
- корпоративные деловые обыкновения – сформировавшаяся практика, заведенный порядок дел (к примеру, осмотр руководителем предприятия или компании);
- корпоративный обычай – итог, правило единообразного и постоянного применения правил (к примеру, ставить руководство в известность о нарушающих рабочий распорядок организации фактах; завершать работу в строго определенное время и т.д.);
- корпоративные прецеденты – корпоративные решения организации, которые используются в качестве образца для реализации в корпорации подобных дел (к примеру, вручение именных подарков по определенным поводам);
- корпоративный договор – нормативный документ, включающий нормы корпоративного права, определяющий права и обязанности разных сторон корпоративных отношений, придающий им стабильный и длительный характер (к примеру, учредительный договор, устав и т.д.); нормативный договор заключается не между субъектами, которые связаны отношениями власти и подчинения, а между равноправными субъектами;
- локальный (корпоративный) правовой акт – документ, включающий корпоративные нормы, регулирующий разные сферы жизни общества: ценные бумаги общества, финансовые вопросы, управление обществом.
Локальное правотворчество реализуется на централизованном нормативном уровне и представлено в виде двух форм: коллективные соглашения (договоры), локальные нормативные акты. К корпоративным актам также относятся учредительные документы, имеющие наивысшую юридическую силу и являющиеся социально-значимыми.
Концепция локального регулирования норм права была в большой степени дополнена за счет признания ее права конкретизировать общегосударственные нормы, восполнять пробелы в законодательстве, вырабатывать собственные право положения, играть роль образующего право источника государственного права.
Алейник С.А.
кандидат юридических наук
Формы взаимодействия правовых и корпоративных норм
Корпоративные регуляторы являются важным средством организации взаимоотношений индивидов и социальных групп, в них заключена значительная информационная и ценностно-ориентировочная сила оказывающая существенное влияние на процесс реализации субъективных прав. Играя значительную роль в организации гражданского общества, поведении субъектов общественных отношений, корпоративные нормы сами выступают как социальная ценность, духовное благо, тот правовой результат, на получение которого направлена юридически значимая деятельность людей. Корпоративные нормы задействованы в социальной системе регулирования общественных отношений и вследствие своей близости к правовым нормам являются в этой системе одним из самых важных организационных инструментов. В.М. Сырых определяет такую систему как социальный механизм правового регулирования, собственное содержание которого «составляют лишь те явления и процессы, которые прямо воздействуют на процессы правового регулирования общественных отношений и имеют своим непосредственным объектом или результатом юридически значимые решения или действия»1. Следует согласиться с мнением этого ученого относительно сущности корпоративных норм как социально-правового средства механизма правового регулирования, отметив, однако, исключительно вспомогательную роль этого регулятора.
Нормативная база корпоративного регулирования разнородна, сложна и противоречива. Между ее составляющими, в том числе между правовыми и корпоративными нормами «могут существовать не только отношения координации, согласованности, но и противоречия, конфликты, которые затем находят выражение в системе общественных и правовых отношений, в конкретных действиях и поступках граждан и иных лиц»2. Такие противоречия правовых и корпоративных норм выявляются в системе отражения процессов социальной жизни постольку, поскольку первые из названных норм составляют систему инструментов правового регулирования государством общественной жизни, в то время как вторые представляют собой элемент общесоциального воздействия общества на государство. Чем более государство вторгается в жизнь гражданского общества, беря на себя его функции, которыми должно заниматься само общество и которые связаны с его природой (экономическая, политическая сфера), тем более усиливается регуляционная роль государства, организующая, законотворческая, исполнительная и распорядительная деятельность его органов, разрастается аппарат управления, объем нормативного регламентирования, укрепляется административная система.
Между тем, Законодательство может и должно рассматривать себя лишь как орудие, посредством которого достигается проведение в жизнь того, что и без него живет в народе3, — писал Е. Губер в объяснительной записке к созданному им Швейцарскому гражданскому кодексу. Прогресс общества в целом зависит от расширения сферы, которая не является жестко зависимой от государства. Но для открытия таких возможностей необходимо обеспечение свободы, отсутствие мелочной связанности, зарегулированности правовыми предписаниями. Свобода воли гражданина, социальной группы, общества связана, прежде всего, со способностью самостоятельно принимать решения, с возможностью самостоятельно определять для себя приоритеты, содержание и последовательность своих действий, т.е. с возможностью самоуправления. Но самоуправление социальных групп, как справедливо отмечается в литературе, не может вырасти из идеи государственности, поэтому представляется абсурдным имевший место политический тезис о перспективах постепенного перерастания «социалистической» государственности в общественное (коммунистическое) самоуправление4. Самоуправление, нормальная жизнь гражданского общества предопределяется реальной мерой, рамками его свободы. Свобода, ее рамки, границы, мера предопределяются через обособление общества от государства (частной собственности от собственности государства, власти народа от власти государства, суверенитета народа от суверенитета государства). Без обособления, как условия жизни общества, вообще теряет смысл постановка вопроса о свободе5.
Сфера корпоративной свободы создается самими субъектами, но, особенно в области регламентации экономических отношений, находится под достаточно жестким прессингом правового регулирования. В этой связи, важно определение границ государственного регулирования экономических отношений, собственности. В развитии рыночных отношений не будет значительного прогресса до тех пор, пока не будет поставлен и решен вопрос о допустимых законом оптимальных, стабильных границах вмешательства государства в «регулирование» экономических отношений, отношений собственности6.
Новая экономика, как правильно отмечает B.C. Нерсесянц, — это, по сути, новые формы индивидуализированной собственности7, которая характеризуется обособленностью. Однако, конституционная свобода корпоративного регулирования в целях осуществления экономической деятельности значительно ограничена нормативно-правовыми предписаниями как количественным преимуществом последних, так и степенью правовой регламентации общественных отношений в предпринимательстве. Область применения корпоративных нормативных актов хозяйственных обществ сводится к разрешению вопросов этического и мелкоорганизационного характера.
Похожие процессы характерны и для европейского права. Как отмечает М.И. Кулагин, во Франции, Швеции, Испании и ФРГ роль уставов организаций непрерывно падает. Дело в том, что все большее число сторон организации и деятельности акционерного общества регулируется императивными положениями законов и подзаконных актов, а не правилами, сформулированными в уставах. Так, законом, а не уставом (как это было раньше) определяется объем правомочий органов руководства и контроля акционерных обществ, порядок их функционирования, формы вознаграждения должностных лиц компании. Закон, а не устав регулирует сейчас отношения, возникающие в связи с выпуском облигаций8.
Вместе с тем, именно устав организации содержит корпоративные нормы, которые вызывают особый интерес в силу специфической конструкции их вовлечения в механизм правового регулирования деятельностью организации.
Значительное количество норм гражданского права, в том числе содержащихся в нормативных актах о юридических лицах, носит диспозитивный характер. Диспозитивные нормы федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц, осуществляя координацию соответствующих отношений, предоставляют возможность корпоративным субъектам устанавливать в уставах корпоративные нормы, регулирующие те же корпоративные отношения, что и корпоративные правовые нормы. Необходимо заметить, что в данном случае происходит не замена одного нормативного регулятора другим, а взаимодействие правовой и неправовой нормы, выраженное в различных формах вовлечения корпоративного регулятора в механизм правового регулирования корпоративных отношений.
Опираясь на проведенную выше типологию корпоративных норм, можно выделить следующие формы их вовлечения в юридически значимую деятельность. Альтернативная форма, при которой между правовой и корпоративной нормой, регулирующей то же отношение, выбирается наиболее приемлемое для субъекта правило поведения. Причем, решение вопроса об обращении к той или иной норме производится в конечном итоге учредителем (участником) организации. Происходит так называемое кумулятивное воздействие двух видов социальных норм9. В качестве примера взаимодействия диапозитивных правовых и корпоративных норм можно привести положение ч.2 п.4 ст.72 Закона «Об акционерных обществах», в соответствии с которым оплата акций при их приобретении осуществляется деньгами, если иное не установлено уставом общества. Такая активная форма диспозитивной конструкции довольно распространена в законах о юридических лицах и заключается в предложении субъектам выработать корпоративную норму, отличную от правовой, что и будет являться условием ее применения в механизме правового регулирования. К другой, менее распространенной пассивной форме диспозитивной конструкции следует отнести обязанность субъекта дублировать содержание правовой нормы в корпоративных документах как условие возможности ее реализации обществом. Такую конструкцию можно обнаружить, например, в п.1 ст.65 Закона «Об акционерных обществах». Другую форму взаимодействия правовых и корпоративных норм составляет императивная корреляция. Присутствие некоторых групп корпоративных норм обязательно в уставе юридического лица в силу требований правовых норм. Так, ст. 11 Закона «Об акционерных обществах» предполагается как наличие самого корпоративного акта общества — устава, так и сведений (корпоративных норм), которые непременно должны содержаться в уставе. Взаимодействие правовых и корпоративных норм во внутренних документах компании может иметь бланкетный характер, В п.5 ст.49 Закона «Об акционерных обществах» установлено, что порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров устанавливается уставом общества или внутренними документами общества, утвержденными решением общего собрания акционеров. Данная корпоративно-правовая конструкция предполагает возможность применения указанной нормы права при условии действия обозначенной в ней корпоративной нормы. Кроме того, корпоративные нормы могут вовлекаться как регуляторы, дополняющие положения установленные Законом. В качестве примера можно привести норму, содержащуюся в п.4 ст. 53 Закона «Об акционерных обществах», в соответствии с которой уставом или иными внутренними документами общества может предусматриваться требование предоставления дополнительных сведений о кандидатах на выборные должности, помимо тех, что обозначены в указанной правовой норме.
Анализ форм вовлечения корпоративных норм в механизм корпоративно-правового регулирования позволяет разделить их на две категории: к одной из них относятся формы вовлечения корпоративных норм на основе дискреционного принципа использования по усмотрению субъекта тех полномочий, которые делегируются ему правовыми нормами. Другую категорию составляет императивная форма, при которой корпоративное нормирование обязательно ввиду соответствующего требования правовых норм.
В корпоративных актах, безусловно, присутствуют корпоративные нормы, не имеющие юридической связи с нормами права и включенные в корпоративный документ по инициативе субъекта. Здесь необходимо отметить, что законодательная декларация о возможности наполнять устав организации любыми, не противоречащими закону корпоративными нормами (например, п.З. ст. 11 Федерального закона «Об акционерных обществах») не может рассматриваться как санкция или полномочие на осуществление субъектом правового регулирования. Подобные правовые установления лишь подчеркивают диспозитивную сущность устава, во-первых, как документа используемого в целях корпоративного правового регулирования в строго очерченных законом границах и, во-вторых, как внутреннего корпоративного акта способного содержать любые, необходимые для деятельности организации корпоративные нормы.
Устав, как правило, является публичным документом организации и предназначается для ее юридической индивидуализации в качестве субъекта права. По причине данных обстоятельств учредители при подготовке этого документа снабжают его преимущественно юридически значимыми корпоративными нормами. Корпоративные нормы, относящиеся к этой категории крайне интересны для исследования в силу своего нетипичного основания установления и области регулирования.
Как уже отмечалось, устав организации содержит корпоративные нормы, которые возникают в связи с реализацией субъектом конституционных свобод, в силу соответствующего юридического предписания или добровольного вовлечения корпоративных норм в сферу правового регулирования. Такое вовлечение происходит по причине намерения законодателя обеспечить нормативно-правовое регулирование определенных кооперативных отношений. Однако, то, как именно они будут урегулированы передается на усмотрение соответствующей организации в силу общей диспозитивности гражданского законодательства. С помощью корпоративных регуляторов бланкетным правовым нормам придается исчерпывающая формальная определенность: формулируются права и обязанности на конкретные дозволенные и необходимые юридически значимые действия. В результате такой конструкции не происходит превращения корпоративной нормы в правовую, поскольку сама по себе корпоративная норма не выражает государственной воли и не служит удовлетворению государственных интересов. Ее юридическая значимость состоит в придании бланкетным правовым нормам законченной регулятивной структуры. Нет в данном случае и делегирования государством правотворческих полномочий юридическим лицам либо санкционирования их «правотворческой» деятельности. Передача государственных функций в области правотворчества корпоративным организациям возможна для наиболее эффективного регулирования отношений в той или иной сфере профессиональных интересов (например, деятельности участников рынка ценных бумаг). Причем, такие юридические нормы распространяются на действия любого субъекта соответствующей деятельности, даже не являющегося участником (членом) корпоративной организации. Таким образом, при делегированном правотворчестве действие норм, создаваемых корпоративными организациями, выходит за рамки внутрикорпоративного регулирования и рассчитано на специфические отношения, возникающие в относительно узкой профессиональной среде. Но, как следует из всех без исключения научных источников, действие корпоративных норм ограничено кругом отношений, возникающих внутри организации, и обеспечивать реализацию интересов, лиц, не имеющих отношения к организации, они не могут. Аналогичной точки зрения придерживались правоведы советского периода, когда делегирование властных полномочий общественным организациям было довольно распространено: действие норм, издаваемых общественными организациями в процессе выполнения перешедших к ним государственных функций, не связано с членскими отношениями, с принадлежностью лиц и органов к этим организациям и может распространяться на граждан и органы, не входящие в их состав10.
Кроме того, правотворческое делегирование есть дополнительная мера, сопровождающая акт передачи корпоративной организации части государственных функций. Функции, переходящие от государства к корпоративным организациям, имеют характерную социальную природу, определяющую соотношения сфер правового и внеправового регулирования. Казалось бы, что при сохранении такими функциями признаков и черт государственного характера регламентация отношений, возникающих в процессе их осуществления, в большей или меньшей степени должна производиться с помощью права11. Вместе с тем, законодательство о юридических лицах относится к частноправовой сфере регулирования и каких-либо специальных правотворческих функций за участниками гражданско-правовых отношений не закрепляет.
Говорить о санкционировании как форме легализации норм, устанавливаемых организациями вообще не приходится, поскольку ни один из корпоративных документов, в том числе устав организации в настоящее время не регистрируется и даже не проверяется на соответствие законодательству уполномоченными органами при образовании юридического лица12.
Для определения роли корпоративных норм в процессе государственно-правового регулирования корпоративной деятельностью, важно понимать, что сами по себе внутриорганизационные нормы, вовлеченные в механизм правового регулирования деятельности юридических лиц, не приобретают характера права, но с их помощью формируется этот механизм. Корпоративные нормы в результате такого вовлечения приобретают не характерную для них особенность, состоящую в обеспечении и охране от нарушений с помощью мер государственного воздействия. В отличие от норм права внеправовые нормы не обеспечиваются и не могут обеспечиваться в прямой форме юридическими средствами13. Прекращение действия корреспондирующихся этим корпоративным нормам правовых регуляторов (например, при аброгации), изложенных законодателем в бланкетной форме, автоматически лишает первые юридического обеспечения.
В силу общей диспозитивности российского законодательства о юридических лицах, императивные правовые нормы уступают по объему правового регулирования диспозитивным. Данное обстоятельство предоставляет организациям значительное пространство для маневра в области собственного корпоративного регулирования. Государство не предписывает им (хозяйствующим субъектам) их поведение, а лишь формирует правила, которым это поведение должно подчиняться14.
Такое взаимодействие регуляторов, на наш взгляд, предоставляет возможность социальным группам оказывать влияние на развитие законодательства и степень вторжения государственно-властных регуляторов в частные отношения.
В этой связи, известный тезис об ограничении власти справедлив не только во взаимном отношении ее различных ветвей (законодательной, исполнительной, судебной), но и по отношению государственной власти к гражданскому обществу, личности в целом. Расширение сферы и форм взаимодействия правовых и корпоративных регуляторов, усиление роли корпоративных регуляторов, по видимому, должно способствовать решению проблемы ограничения власти государства правом, проблем злоупотребления либо бездействия власти.
Таким образом, взаимодействие правовых и корпоративных норм происходит в форме вовлечения последних в механизм правового регулирования корпоративных отношений, в результате которого корпоративным нормам придаются функции вспомогательного элемента механизма правового регулирования корпоративных отношений.
Примечания:
1Социология права: Учебное пособие // Под ред. Сырых B.M. — M., 2001. — С.92.
2Социология права: Учебное пособие. С.93.
3Швейцарское гражданское уложение 10 декабря 1907 г. — Пг., 1915. — С.5.
4См.: Кравченко В.В. О характере норм, создаваемых добровольными обществами // Советское государство я право. — 1960. — Ш. — С.57.
5Завадская Л.Н. Механизм реализации права. — M.1992. — С30.
6Завадская Л.Н. Механизм реализации права. — С.60.
7Нерсесянц В.С. Концепция гражданской собственности // Советское государство и право. — 1989. —
8Кулагин М.М. Избранные труды. — М., 1997. — С.81.
9Бару М.И. правовых и иных социальных норм в регулировании трудовых отношений // Советское государство и право. — 1973. — №1. — С52.
10Баймаханов M.Т. Нормотворческая деятельность общественных организаций в процессе выполнения переданных им государственных функций // Советское государство и право — 1963. — №9. — С.96.
12Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. — № 33 (Часть I). — Ст. 3431.
13Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. — М., 2001. — С.631
14Шиткина И.Н. Локальное правовое регулирование деятельности акционерного общества // Хозяйство и право. 1987. -№5. С.97.
Лекция № 15. Понятие о корпорациях в зарубежном законодательстве.
Цель: проанализировать действующее законодательство других стран с целью определения наиболее распространенных форм корпораций и корпоративных объединений.
План: Корпоративные формы предпринимательской деятельности в зарубежных странах.
Государственно-правовое регулирование корпоративной деятельности. Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность. Прямой и косвенный государственный контроль за корпоративной деятельностью. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.
Выводы: В США понятием корпорация охватывается самый широкий круг юридических лиц. В зависимости от преследуемых целей корпорации могут быть публичными (public), полупубличными (quasi-public), предпринимательскими (private, business of profit-making) и непредпринимательскими (Non-profit).
Чертами американской предпринимательской корпорации являются, во-первых, ограниченная ответственность участников корпорации по ее долгам; во-вторых, свободное отчуждение акций участниками корпорации (исключением являются закрытые корпорации); в-третьих, наличие централизованного управления, когда управленческие функции выполняют обособленные от участников корпорации органы; в-четвертых, «вечное существование» корпорации, что означает ее независимость от состава участников корпорации.
Аналогичная доктрина личной обособленности (separate personality) компании (корпорации) существует в Англии. Наиболее важным прецедентом в данном отношении явилось решение суда по делу «Salomonv. A. Salomonand Co. Ltd», вынесенное в 1897 г. Из того факта, что корпорация рассматривается как имеющая свою юридическую личность, независимую от членов корпорации (компании) (corporate body), вытекают следующие черты компании: во-первых, ограниченная ответственность участников по обязательствам компании; во-вторых, централизованное управление, осуществляемое лицами, отличными от членов компании; в-третьих, перманентность деятельности компании независимо от выбытия ее членов.
В Германии прототипом корпорации является verein (союз, общество, объединение, корпорация). Вместе с тем в германской литературе практически все авторы пишут о раздробленности регулирования этой формы юридического лица, об отсутствии единой типологии. Одни авторы четко разграничивают такие понятия, как корпорация и объединение капиталов, другие же, наоборот, считают эти понятия идентичными. Смысл существования корпорации состоит в объединении капиталов, и отсюда наименование kapitalgesellschaft — термин, не нуждающийся в переводе. В отличие от персональных объединений здесь личное участие не обязательно; участие передается и наследуется; правовой статус приобретается сложнее, чем в объединении лиц; как правило, члены объединения не отвечают за долги; волеизъявление осуществляется по большинству голосов, а дела обычно ведутся от имени объединения.