Срок полезного использования автобуса

1. Отражение амортизации на счетах
Амортизация — это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции, работ, услуг. Она отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
За время службы основного средства общая сумма амортизационных отчислений будет равна его первоначальной стоимости.
Суммы начисленной амортизации по автотранспортным средствам включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Ежемесячно амортизация отражается по кредиту счета 02.
Специализированная автотранспортная организация, которая получает доход от использования транспортных средств (парки и автохозяйства), начисляет амортизацию по дебету счета 20 «Основное производство». Амортизация служебного автотранспорта, который используется в управленческих целях, учитывается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Если предприятие имеет собственный транспортный цех, который обслуживает основное производство (доставка материально-производственных запасов), то целесообразно учитывать амортизацию по транспортным средствам на счете 23 «Вспомогательное производство». Если же как такового транспортного цеха у организации нет, то амортизацию по автотранспорту, который используется для обслуживания производства, можно отнести на счет 25 «Общезаводские расходы».
Торговые организации отражают суммы начисленной амортизации на счете 44 «Издержки обращения».
В налоговом учете суммы начисленной амортизации по транспортным средствам включаются в состав косвенных расходов. Исключение составляют специализированные автотранспортные организации, которые амортизационные отчисления относят к прямым расходам по основной деятельности.
Амортизация начисляется по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету. Датой принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства является момент переноса его стоимости со счета 08 на счет 01 или 03.
Амортизация по транспортным средствам исчисляется исходя из первоначальной стоимости, срока полезного использования и метода начисления амортизации, выбранного налогоплательщиком.
2. Как определить срок полезного использования авто
Амортизируемое имущество в целях налогообложения прибыли в зависимости от срока полезного использования подразделяется на десять амортизационных групп (ст. 258 НК РФ). Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 №1.
Классификация автотранспортных средств приведена в Таблице.

Таблица:

Амортизационные группы автотранспортных средств.

Амортизационная группа (срок полезного использования) Автотранспортные средства
Третья группа (свыше 3 лет до 5 лет включительно) Автомобили легковые, не указанные в других группах
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т
Мотоциклы промысловые
Четвертая группа (свыше 5 лет до 7 лет включительно) Автомобили легковые малого класса для инвалидов
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили — тягачи; автомобили — самосвалы).
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ
Автомобили специализированные для лесозаготовок; специализированные прочие; специальные прочие.
Прицепы и полуприцепы кроме прицепов и полуприцепов для автомобилей и тракторов грузоподъемностью более 8 т
Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки
Пятая группа (свыше 7 лет до 10 лет включительно) Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 15 т
Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 7,5 т
Автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно
Троллейбусы
Автомобили специальные
Шестая группа (свыше 10 лет до 15 лет включительно) Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т
Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 т
Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно

Срок полезного использования определяется организацией на дату ввода в эксплуатацию транспортного средства в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств. При этом дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, который устанавливается для конкретного объекта в рамках сроков амортизационной группы, не требуется.
Например, легковые автомобили входят в третью амортизационную группу по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Это значит, что срок их полезного использования в налоговом учете можно установить от тридцати семи до шестидесяти месяцев. Можно установить срок амортизации, например, — 50 месяцев.
Установив такой же срок в бухгалтерском учете, можно избежать лишней работы.
При этом по транспортным средствам, относящимся к одной амортизационной группе, могут быть установлены как различный срок эксплуатации по каждому объекту, так и метод начисления амортизации.
3. Способы начисления амортизации
Для начисления амортизации по автотранспортным средствам в бухгалтерском учете можно выбрать один из следующих способов:
— линейный;
— уменьшаемого остатка;
— списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования;
— списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Выбранный организацией метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации. Суммы амортизации, начисленные за год разными способами, будут существенно различаться.
В налоговом учете разрешено применять только два метода амортизации — линейный и нелинейный (ст. 259 Налогового кодекса РФ). Как правило, используют одинаковые методы начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Тем не менее, данные о суммах амортизации, начисленных в бухгалтерском учете, нельзя использовать при расчете налогооблагаемой прибыли. И все из-за того, что первоначальная стоимость автотранспортного средства в налоговом и бухгалтерском учете, как правило, не совпадают.
Итак, если организация решила начислять амортизацию линейным способом, нужно рассчитать норму амортизации — процент, на который нужно умножить первоначальную стоимость объекта. Норма амортизации рассчитывается одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по формуле:
К = 1 : n * 100%, где К — норма амортизации, а n — срок полезного использования данного объекта основных средств в месяцах.
Затем следует умножить первоначальную стоимость транспортного средства на норму амортизации.
Пример 1.
ООО «Град» приобрело грузовой автомобиль за 600 000 руб. без НДС. За регистрацию автомобиля в ГАИ организация заплатила 600 руб. Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете составила 600 600 руб. (600 000 руб. + 600 руб.), а в налоговом — 600 000 руб.
На сумму налогооблагаемой временной разницы было сформировано отложенное налоговое обязательство (ОНО) на сумму 144 руб. (600 руб. * 24%). В бухгалтерском учете ОНО было отражено такой проводкой:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77

— 144 руб. — отражена сумма сформированного отложенного налогового обязательства.
Срок полезного использования был установлен в размере 50 месяцев. Амортизация, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете рассчитывается линейным способом. Норма амортизации равна: 1 : 50 мес. * 100% = 2%. Ежемесячная амортизация в бухгалтерском учете будет начисляться в размере 12 012 руб. (600 600 руб. * 2%), а в налоговом учете — 12 000 руб. (600 000 руб. * 2%).
В бухгалтерском учете ООО «Град» ежемесячно производятся такие записи:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
— 12 012 руб. — отражена сумма начисленной амортизации;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 2,88 руб. ((12 012 руб. — 12 000 руб.) * 24%) — погашена часть отложенного налогового обязательства.
Как уже было сказано выше, в налоговом учете можно начислять амортизацию нелинейным способом. Норма амортизации в этом случае рассчитывается по формуле:
К = 2 : n * 100%, где К — норма амортизации, n — срок полезного использования данного объекта в месяцах, 2 — коэффициент ускорения.
Затем следует умножить стоимость транспортного средства на начало текущего месяца на норму амортизации.
Когда остаточная стоимость транспортного средства по данным налогового учета будет равна 20 процентов от его первоначальной стоимости, эту остаточную стоимость придется зафиксировать как базовую стоимость объекта. И с этого момента сумма ежемесячных амортизационных отчислений будет равна данной базовой стоимости, поделенной на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного основного средства (п. 5 ст. 259 Налогового кодекса РФ).
Способ уменьшаемого остатка — это способ ускоренной амортизации, при котором в первые годы эксплуатации списание стоимости объекта автотранспортных средств производится большими суммами по сравнению с начисленными в дальнейшем.
При способе уменьшаемого остатка определяется сначала годовая сумма амортизационных отчислений. Рассчитывается она исходя из остаточной стоимости основного средства на начало соответствующего года. Причем норма амортизации при данном способе может быть увеличена на коэффициент ускорения. Этот коэффициент устанавливается федеральными министерствами и ведомствами в перечне эффективных видов машин и оборудования для высокотехнологичных отраслей. Однако в настоящее время этот коэффициент не установлен.
В течение года ежемесячная сумма амортизации равна 1/12 от годовой суммы амортизационных отчислений.
Пример 3.
Используем условия предыдущего примера — 2.
Предположим, что в бухгалтерском учете ООО «Град» начисляет амортизацию способом уменьшаемого остатка. Срок полезного использования грузового автомобиля — 5 лет.
Поэтому ежегодная норма амортизационных отчислений — 40% (2 : 5 лет * 100%).
Рассчитаем ежегодные суммы амортизации:

(руб.)

Год Амортизационные отчисления за год Ежемесячная
сумма
амортизации
(гр. 3 : 12 мес.)
Расчет Сумма
1 2 3 4
1 600 600 * 40% 240 240 20 020
2 (600 600 — 240 240) * 40% 144 144 12 012
3 (600 600 — 240 240 — 144 144) * 40% 86 486,4 7 207,2
4 (600 600 — 240 240 — 144 144 — 86 486,4) * 40% 51 891,84 4 324,32
5 (600 600 — 240 240 — 144 144 — 86 486,4 — 51 891,84) * 40% 31 135,1 2 594,59
ИТОГО: 553 897,34

К концу срока эксплуатации основного средства первоначальная стоимость полностью не списана. Разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации составляет 46 702,66 руб. (600 600 руб. — 553 897,34 руб.).
Минфин России считает, что полученную разницу можно отнести в полной сумме на затраты последнего отчетного месяца эксплуатации основного средства.
Третий способ начисления амортизации называется способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Для расчета годовой суммы амортизации первоначальная стоимость умножается на соотношение числа лет, остающихся до конца срок службы объекта и суммы чисел лет его срока службы. В течение года амортизация начисляется равномерно, исходя из годовой нормы амортизации.
Пример 4.
Используем условия примера 2.
На этот раз ООО «Град» начисляет амортизацию в бухгалтерском учете по грузовому автомобилю способом списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования. А срок полезного использования грузовика — 5 лет.
Рассчитаем ежегодные суммы амортизации:

(руб.)

Год Амортизационные отчисления за год Ежемесячная
сумма
амортизации
(гр. 3 : 12 мес.)
Расчет Сумма
1 2 3 4
1 600 600 * (5 лет : (1 + 2 + 3 + 4 + 5)) 200 200 16 683,33
2 600 600 * (4 года : (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 160 160 13 346,67
3 600 600 * (3 года : (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 120 120 10 010
4 600 600 * (2 года : (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 80 080 6 673,33
5 600 600 * (1 год : (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 40 040 3 336,67
ИТОГО: 600 600

Четвертый способ начисления амортизации — пропорционально объему продукции — очень специфичен и для начисления амортизации по транспортным средствам не используется.
4. Как применять специальный понижающий коэффициент
Для некоторых основных средств законодатель установил особый порядок начисления амортизации. Это касается легковых автомобилей или пассажирских микроавтобусов, первоначальная стоимость которых соответственно выше 300 000 руб. и 400 000 руб. При приобретении такого имущества организация обязана к основной норме амортизации применять специальный коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).
Сразу скажем, что если организация продает основное средство, по которому она применяла пониженные нормы амортизации, то перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации не производится.
Пример 5.
Торговая фирма ООО «Лазурь» приобрело микроавтобус за 590 000 руб., в том числе НДС — 90 000 руб. При регистрации в ГАИ был уплачен сбор в размере 1 000 руб.
Первоначальная стоимость микроавтобуса в бухгалтерском учете составила 501 000 руб. (590 000 руб. — 90 000 руб. + 1 000 руб.), а в налоговом учете — 500 000 руб. (590 000 руб. — 90 000 руб.).
Амортизация по микроавтобусу начисляется линейным способом и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Срок полезного использования микроавтобуса был установлен в размере 6 лет (72 мес.).
Ежемесячная сумма амортизации в бухгалтерском учете составит 6 958,33 руб. (501 000 руб. : 72 мес.). А в налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений с учетом понижающего коэффициента будет равна 3 472,22 руб. (500 000 руб. : 72 мес. * 0,5).

Ежемесячно в бухгалтерском учете ООО «Лазурь» необходимо делать такие записи:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
— 6 958,33 руб. — отражена сумма начисленной амортизации;
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 836,67 руб. ((6 958,33 руб. — 3 472,22 руб.) * 24%) — на основании вычитаемой временной разницы сформировано отложенный налоговый актив.
Через 6 лет сумма амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, будет равна первоначальной стоимости микроавтобуса. Поэтому начислять амортизацию по этому автотранспортному средству бухгалтер будет только в целях налогового учета. При этом в бухгалтерском учете он будет делать такую запись:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
— 833,33 руб. (3 472,22 руб. * 24%) — погашена часть отложенного налогового актива.
5. Амортизация транспорта, бывшего в эксплуатации
В бухгалтерском учете срок полезного использования основного средства, которое эксплуатировал его предыдущий владелец, устанавливает сама организация. При этом она должна исходить из предполагаемого режима и условий эксплуатации данного объекта (п. 20 ПБУ 06/01).
Разумеется, лучше всего устанавливать в бухучете тот же срок полезного использования подержанного автотранспортного средства, что и для целей налогообложения. А для этого необходимо соблюдать требования, изложенные в пункте 12 статьи 259 НК РФ.
Для начала надо установить полный срок полезного использования подержанного автомобиля в месяцах. Для этого необходимо воспользоваться Классификацией основных средств (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 № 1). Затем необходимо вычесть из полного срока службы количество месяцев, в течение которых данный объект эксплуатировали предыдущие собственники. Эту информацию можно найти в техническом паспорте автомобиля. В результате будет получен тот срок, за который для целей налогообложения надо полностью самортизировать подержанное транспортное средство.
Пример 6.
В марте 2006 года ООО «Радуга» приобрело у ЗАО «Гроза» подержанный автомобиль «Нисан-Альмера» 2002 года выпуска с объемом двигателя 1,6 л за 236 000 руб., в том числе НДС — 36 000 руб. Сбор за регистрацию в ГАИ составил 1 000 руб.
Таким образом, первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете — 201 000 руб. (236 000 руб. — 36 000 руб. — 1 000 руб.), а в налоговом учете — 200 000 руб. (236 000 руб. — 36 000 руб.).
Согласно Классификации основных средств срок полезного использования легкового автомобиля составляет свыше 3 лет до 5 лет или от 37 до 60 месяцев.
В техническом паспорте транспортного средства записано, что автомобиль произведен в январе 2002 года и в течение 2х лет (с марта 2004 года по март 2006 года) находился в собственности ЗАО «Гроза». Следовательно, срок, в течение которого следует полностью начислить амортизацию по подержанному автомобилю, составляет от 13 мес. (37 мес. — 24 мес.) до 36 мес. (60 мес. — 24 мес.).
Предположим, что ООО «Радуга» установило срок полезного использования автомобиля — 44 месяца. Тогда амортизация должна быть полностью начислена в течение 20 месяцев (44 мес. — 24 мес.). Амортизация начисляется линейным способом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Ежемесячно, начиная с апреля 2006 года, по легковому автомобилю будет начисляться амортизация в сумме 10 050 руб. (201 000 руб. : 20 мес.).
В бухгалтерском учете эта операция отражается проводкой:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
— 10 050 руб. — начислена амортизация по легковому автомобилю.
В налоговом учете ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (200 000 руб. : 20 мес.).
Вполне вероятно, что полный срок полезного использования подержанного транспортного средства, установленный по Классификации, окажется меньше того времени, что оно прослужило прежним собственникам. В таком случае новый владелец вправе самостоятельно установить для подержанного автомобиля любой срок полезного использования. При этом нужно только учесть требования техники безопасности и другие факторы, которые определяют время эксплуатации данного объекта.
При начислении амортизации в налоговом учете по транспортным средствам, бывшим в эксплуатации, нужно применять понижающий коэффициент 0,5. Но только в том случае, если первоначальная стоимость легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов превышает соответственно 300 000 руб. и 400 000 руб.
6. Когда амортизацию начислять не нужно
Начислять амортизацию по автотранспортным средствам нужно ежемесячно независимо от результатов деятельности предприятия. Но возможны случаи, когда начисление амортизации приостанавливается.
В бухгалтерском учете начисление амортизации прерывается в двух случаях (п. 23 ПБУ 06/01):
— если по решению руководителя организации транспортное средство переведено на консервацию на срок более трех месяцев;
— в период восстановления (ремонт, реконструкция и модернизация) автотранспортного средства продолжительностью свыше 12 месяцев.
В налоговом учете начисление амортизации приостанавливается в трех случаев. Кроме перечисленных случаев начислять амортизацию не нужно, если средство передано организацией в безвозмездное пользование (п. 2 ст. 322 НК РФ). Начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное передано в безвозмездное пользование, на консервацию, на реконструкцию или модернизацию.
Вновь начислять амортизацию по указанным автотранспортным средствам нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был возвращен в эксплуатацию.
Когда не нужно начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет Налоговый учет
Транспортное средство переведено на консервацию
Транспортное средство свыше 12 месяцев находятся на реконструкции и модернизации.
Транспортное средство свыше 12 месяцев находятся в ремонте.
Транспортное средство передано в безвозмездное пользование.

Бухгалтерский и налоговый учет тахографов

Так как тахограф — это актив организации, имеющий материально-вещественную форму, то при принятии его к учету следует руководствоваться положениями по бухгалтерскому учету — ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

При этом учет тахографов зависит от их стоимости.

Тахограф стоит дешевле 40 000 рублей

Тахограф необходимо учитывать в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Причем в первоначальную стоимость тахографа нужно включить также плату за его установку. Это следует из п. 8 ПБУ 6/01.

При этом стоимость тахографа списывается через амортизацию.

Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевле 40 000 руб. могут квалифицироваться как МПЗ.

В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов (Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.).

Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Тахограф стоит дороже 40 000 рублей, но дешевле 100 000 рублей

Если тахограф вместе с расходами на его доставку и установку оказался дороже 40 тыс. руб., то для целей бухгалтерского учета тахограф признается основным средством.

При этом стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).

Срок полезного использования для применения механизма амортизации можно установить исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), согласно которой тахографы относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

В налоговом учете для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 100 000 руб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы единовременно в полном объеме по статье материальные расходы.

Применение ПУБ 18/02

Так как стоимость имущества менее 100 000 руб. учитывается в налоговых расходах единовременно при передаче тахографа в эксплуатацию, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Пример

В январе 2016 года организация установила тахограф, относящйся к 4-й амортизационной группе, стоимостью 82 600 руб. (в том числе НДС – 12 600 руб.).

Установлен срок полезного использования 70 месяцев. Норма амортизации – 1,4285% (1/70).

Амортизация в бухгалтерском по нему будет начисляться начиная с февраля 2016 года.

Первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете составит 70 000 руб. (82 600 — 12 600).

Ежемесячная сумма бухгалтерской амортизации начиная с февраля 2017 года – 1 000 руб. (60 000 руб. × 1,6666%).

В налоговом учете в январе 2016 года будет учтена вся стоимость оборудования в размере 70 000 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете Организации в январе 2016 года расходов не будет, а в налоговом учете будет списана вся стоимость оборудования.

В связи с этим согласно п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Далее в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО, поскольку сумма ежемесячных амортизационных отчислений, признается в бухгалтерском учете, а в налоговом учете расходов не будет.

То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В учете организации необходимо сделать следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

В январе 2016 года

Принят к учету объект ОС

01 «Основные средства»

08 «Вложения во внеоборотные активы»

70 000

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Сформировано ОНО (70 000 х 20%)

68/налог на прибыль

14 000

Бухгалтерская справка-расчет

Ежемесячно с февраля 2016 года в течение срока использования ОС (70 месяцев)

Начислена амортизация по объекту ОС

20 (26)

02 «Амортизация Основных средств»

1 000

Бухгалтерская справка-расчет

Уменьшено ОНО (1000 Х 20%)

77 «Отложенное налоговое обязательство»

68/Налог на прибыль

Бухгалтерская справка-расчет

В результате указанных операций сальдо по счету 77 будет равно нулю, что подтверждает правильность проведенных расчетов и применения ПБУ 18/02.

Тахограф стоит дороже 100 000 рублей

В этом случае в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС.

При этом стоимость тахографов списывается на расходы через механизм амортизации:

В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации на основании п. 17 ПБУ 6/01.

В налоговом учете стоимость объекта ОС погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном ст. ст. 258, 259 НК РФ.

Бухгалтерский и налоговый учет карт водителя

Бухгалтерский учет

Приобретенная карта принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой при приобретении (изготовлении) за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение (изготовление), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Оприходование карты может отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При передаче карты работникам их стоимость списывается со счета 10, субсчет 10-9, в дебет счета 20 «Основное производство» или счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

С целью обеспечения контроля за сохранностью карты ее стоимость при передаче работнику организация может принять на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету 012 «Карточки, переданные работникам» по фактической себестоимости приобретения (изготовления).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная изготовителем пропусков, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60.

Организация может принять к вычету предъявленную изготовителем карточки сумму НДС после принятия на учет приобретенной карточки и при наличии выставленного контрагентом счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с кредитом счета 19.

Налог на прибыль организаций

Расходы организации по оплате услуг по изготовлению карты водителя можно учесть в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ), так как:

— осуществление данных расходов обоснованно и документально подтверждено;

-расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При передаче работникам изготовленных карт их стоимость учитывается в качестве материальных расходов, связанных с производством и реализацией, и признается косвенным расходом (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 318, п. 2 ст. 318 НК РФ).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли, затраты на покупку карт водителя учитываются в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Наряду с этим, компания вправе учесть эти затраты в составе прочих расходов, сославшись на пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. (см Письмо Минфина России в от 25.06.2013 N 03-03-06/1/23941).

Проводки будут такие:

Дебет 10-9 Кредит 60

— оприходованы карты;

Дебет 19 Кредит 60

— отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 012

— Карта водителя принята на забалансовый учет;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

— принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

— списана стоимость карты, переданной работнику.

Пример

За изготовление карты водителя организацией оплачено 5 900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.).

В бухгалтерском учете затраты на изготовление карты и передачу их водителям следует отразить следующим образом:

Вопросы-ответы по бухгалтерии

ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства. К какой амортизационной группе их следует отнести и какой срок полезного использования установить? 23.04.2014 18:49

Вопрос: ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства. К какой амортизационной группе их следует отнести и какой срок полезного использования установить?
Ответ: Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях налогообложения прибыли организаций тахографы относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования в том числе с использованием Классификации. Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:

Тахограф — это автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53831-2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.07.2010 N 159-ст)).

В соответствии с п. 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36), требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация), утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В свою очередь, при отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОK 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ).

В соответствии с ОКОФ тахографы отнесены к коду 14 3314310 «Приборы для измерения параметров движения». Классификацией такое оборудование отнесено к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно, т.к. Классификацией предусмотрено включение в эту группу непосредственно класса 14 3314000 «Оборудование испытательное», куда в том числе входит и код 14 3314310.

Обратите внимание: при отсутствии в Классификации кода объекта организация вправе воспользоваться нормой п. 6 ст. 258 НК РФ, согласно которой для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/21, от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756, Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73).

Иными словами, при отсутствии соответствующего кода при определении срока полезного использования интересующего объекта основных средств следует руководствоваться техническим паспортом изготовителя либо другой аналогичной технической документацией.

Если по этим документам невозможно установить срок полезного использования основного средства, то можно обратиться к изготовителю (продавцу) с соответствующим запросом. Далее исходя из установленного срока полезного использования следует определить амортизационную группу в соответствии с п. 3 ст. 258 НК РФ. Финансовое ведомство для включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию рекомендует обращаться в Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756).

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентируется:

— ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01);

— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее — Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов).

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете срок полезного использования — это период, в течение которого использование объекта ОС приносит организации экономические выгоды (доход).

Пунктом 20 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к учету объектов ОС срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:

— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). В то же время она может (но не обязана) использовать Классификацию (п. 1постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Источник: ИА «ГАРАНТ»

  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 330.26.51 — Оборудование для измерения, испытаний и навигации

Подгруппировки

Группировка 330.26.51 в ОКОФ содержит 7 подгуппировок.

  1. 330.26.51.1 — Приборы навигационные, метеорологические, геофизические и аналогичные инструменты
  2. 330.26.51.2 — Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления
  3. 330.26.51.3 — Весы точные; инструменты для черчения, расчетов, приборы для измерения линейных размеров и т.п.
  4. 330.26.51.4 — Приборы для измерения электрических величин или ионизирующих излучений
  5. 330.26.51.5 — Приборы для контроля прочих физических величин
  6. 330.26.51.6 — Инструменты и приборы прочие для измерения, контроля и испытаний
  7. 330.26.51.7 — Термостаты, стабилизаторы давления и прочие приборы и аппаратура для автоматического регулирования или управления

Амортизационные группы

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 330.26.51 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Инвентарь производственный и хозяйственный имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно оборудование испытательное
Пятая группа Машины и оборудование имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно оборудование лабораторное обогатительное; приборы для научных исследований (приборы метеорологические и аэрологические, гидрологические, гидрометеорологические, для полевых геофизических исследований в скважинах, геологические и гидрогеологические, аппаратура системы контроля процесса бурения)
Шестая группа Машины и оборудование имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно скоростемеры локомотивные; снаряжение судовое

Переходные ключи

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
143221127 Кабины для монтажа радиоаппаратуры 330.26.51 Оборудование для измерения, испытаний и навигации
143221128 Приборы контрольно-испытательные для радиовещательной аппаратуры
143314000 Оборудование испытательное
143314284 Стенды механические ударные (имитирующие транспортную тряску)
143314285 Стенды электродинамические тарировочные
143314286 Стенды электродинамические испытательные однокомпонентные
143314287 Стенды электродинамические испытательные двух- и трехкомпонентные
143314289 Стенды электродинамические испытательные двух- и трехкомпонентные прочие
143314290 Аппаратура виброизмерительная специальная
143314291 Аппаратура для измерения колебательной мощности
143314292 Аппаратура для измерения механических сопротивлений
143314293 Аппаратура виброизмерительная универсальная специального назначения
143314299 Аппаратура виброизмерительная специальная прочая
143314310 Приборы для измерения параметров движения — тахометры
143314311 Приборы для измерения параметров движения — тахометры магнитные
143314312 Приборы для измерения параметров движения — тахометры цифровые
143314313 Приборы для измерения параметров движения — тахометры часовые
143314314 Приборы для измерения параметров движения — тахометры электронные интегрирующие
143314315 Приборы для измерения параметров движения — тахометры стробоскопические
143314316 Приборы для измерения параметров движения — тахометры электрические
143314317 Приборы для измерения параметров движения — тахометры вибрационные
143314320 Приборы для измерения параметров движения — счетчики
143314321 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов механические
143314322 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов дистанционные электрические
143314323 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов прочие
143314324 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц механические
143314325 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц электроимпульсные
143314329 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц прочие
143314330 Установки для испытания приборов для измерения параметров движения и счетчиков
143314331 Установки тахометрические
143314332 Установки для испытания скоростемеров
143314333 Установки для испытания счетчиков оборотов и счетчиков единиц
143314339 Установки для испытания приборов для измерения параметров движения и количества прочих
143314340 Скоростемеры
143314341 Скоростемеры локомотивные
143314342 Скоростемеры шахтные
143314343 Скоростемеры автомобильные
143314349 Скоростемеры прочие
143314350 Приборы для измерения параметров движения и количества прочие
143314351 Интеграторы
143314352 Таксометры
143314359 Приборы для измерения параметров движения и количества прочие
143314400 Установки лабораторные для изучения физических свойств горных пород при высоких температурах и давлениях
143314410 Установки для испытаний материалов на воздействие агрессивных сред
143315000 Приборы для научных исследований
143315010 Приборы для научных исследований (приборы метеорологические и аэрологические, гидрологические, гидрометеорологические, для полевых геофизических исследований в скважинах, геологические и гидрогеологические, аппаратура системы контроля процесса бурения)
143315250 Приборы и оборудование для поверки гидрометеорологических приборов
143315251 Приборы и оборудование для поверки метеорологических приборов
143315252 Приборы и оборудование для поверки аэрологических приборов
143315253 Приборы и оборудование для поверки морских гидрологических приборов
143315254 Приборы и оборудование для поверки речных гидрологических приборов
143315255 Приборы и оборудование для поверки комплексных гидрометеорологических приборов

Тахограф нужно отнести к пятой амортизационной группе

Как правильно поступить: увеличить стоимость автомобилей или отнести стоимость тахографов на прочие расходы? Данный вопрос поступил на горячую линию с подписчиками журнала, которая проводилась нашей компанией в июне текущего года, и вот какой ответ был дан автору вопроса.

По мнению редакции, затраты на приобретение тахографов могут быть отнесены на расходы по статье «Материалы» и в налоговом, и в бухгалтерском учете, но только при условии, что стоимость каждого тахографа не превышает 40 000 руб., а в учетной политике установлен соответствующий лимит стоимости ОС.
Поясним свою позицию. И сперва разберемся, почему не следует пересматривать стоимость автомобилей, оснащенных тахографами. Для этого нужно понять, чем является установка тахографа на автомобиль: модернизацией, дооборудованием, чем-то еще…

Почему пересматривать стоимость ТС не нужно?

Сразу отметим, что обязательность оснащения конкретных автомобилей тахографами, установленная федеральным законодательством (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») и нормативными актами Правительства РФ, еще не означает, что нужно пересматривать их стоимость.
Так, согласно бухгалтерскому и налоговому законодательству стоимость ОС подлежит изменению только в ряде случаев: при их доработке, дооборудовании, модернизации и реконструкции.
Цель же оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:
— о скорости и маршруте движения автомобиля;
— о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Иными словами, установка тахографов никак не влияет на:
— эксплуатационные качества автомобилей;
— их технические характеристики;
— сроки их полезного использования и т.д.
А между тем это основные критерии, по которым устанавливается, имели место реконструкция, модернизация и т.д. ОС или нет.
Получается, что вряд ли установку тахографов можно рассматривать в качестве дооборудования, реконструкции или модернизации ОС, увеличивающих стоимость объекта в силу п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» <1> и п. 2 ст. 257 НК РФ.
———————————
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Аналогия с недвижимым имуществом

Чтобы озвученный выше вывод был более убедительным, обоснуем его на примере объектов недвижимости.
Минфин считает (см. Письмо от 16.10.2012 N 07-02-06/247), что в целях ведения учета и налогообложения объектом недвижимости является единый обособленный комплекс — совокупность установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое.
Информация о том, какое оборудование входит в этот комплекс, а какое нет, представлена в таблице.

В единый обособленный комплекс

включается

не включается

Имущество, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без ущерба его назначению невозможно

Имущество, которое может быть отсоединено от объекта недвижимости без ущерба (как для самого имущества, так и для здания), при этом оно не утратит своего назначения

Примеры: лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания

Примеры: компьютеры, столы, средства видеонаблюдения

Следуя представленной логике, делаем вывод, что тахограф — это устройство наблюдения за режимом работы автомобиля и водителя, которое:
— не имеет функциональной связи с самим автомобилем;
— может быть снято с автомобиля без нанесения ему повреждений или изменения его назначения.
Получается, что затраты на приобретение тахографов должны учитываться отдельно от стоимости автомобилей.

Пример дооборудования с увеличением стоимости. Установка дистанционного подогрева двигателя (отопителей), по мнению судей, состоит в функциональной связи с самим автомобилем (см. Определение ВАС РФ от 13.12.2012 N ВАС-12388/12 по делу N А19-6806/2011) и приводит к увеличению его стоимости.

Как учесть тахографы?

Безусловно, тахограф — это актив организации, имеющий материально-вещественную форму. Поэтому при принятии его к учету организация должна руководствоваться как минимум двумя положениями по бухгалтерскому учету — ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» <2>.
———————————
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Тахограф стоит дешевле 40 000 рублей

Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевле 40 000 руб. могут квалифицироваться как МПЗ.
В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов <3>. По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.). Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
———————————
<3> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Тахограф стоит дороже 40 000 рублей, но дешевле 100 000 рублей

Если в организации не установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01) или установлен, но тахографы стоят дороже 40 000 руб., то они должны быть учтены в составе ОС как самостоятельные инвентарные объекты.
И здесь следует задаться вопросом: сможет ли бухгалтер сблизить бухгалтерский и налоговый учет тахографов?
Думаем, что сможет, но с некоторыми оговорками.
Как известно, стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).
Для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 100 000 руб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы не по статье «Амортизация», а по статье «Материальные расходы».
Таким образом, налицо различие в квалификации тахографов стоимостью в интервале от 40 001 до 100 000 руб.;
— для целей ведения бухучета такие объекты — это ОС, стоимость которых переносится на расходы в виде амортизации;
— для целей налогообложения прибыли — это иное имущество, не являющееся амортизируемым, стоимость которого переносится на расходы в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
По общему правилу в целях применения гл. 25 НК РФ стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода объекта в эксплуатацию. Однако налогоплательщикам предоставлено право признавать в расходах стоимость данного имущества в течение более одного отчетного периода (с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей). Об этом сказано и в Письме Минфина России от 26.05.2016 N 03-03-06/1/30414.
Получается, организация вправе принять решение о равномерном признании в составе расходов стоимости тахографов, которая укладывается в интервал от 40 001 до 100 000 руб., и соотнести период списания со сроком полезного использования тахографов в бухучете.
Теперь о том, какой риск здесь усматривается. В пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ говорится о возможности списания стоимости имущества на материальные расходы в течение более одного отчетного периода, а не более одного налогового периода.
Понятие отчетного периода дано в ст. 285 НК РФ:
— для организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами по налогу на прибыль являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года;
— для остальных — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В свою очередь, налоговый период — это календарный год.
Из этого следует, что буквальное прочтение пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ позволяет организации распределять затраты на приобретение тахографов стоимостью от 40 001 до 100 000 руб. на несколько отчетных периодов (в течение нескольких месяцев или кварталов календарного года), но не нескольких лет.
Несмотря на выраженные сомнения, мы допускаем, что налоговые органы все же не будут придираться к сближению данных налогового и бухгалтерского учета по тахографам стоимостью от 40 000 до 100 000 руб.
Ведь, даже если они зафиксируют допущение организацией ошибки, это будет означать, что на момент ввода тахографов в эксплуатацию материальные расходы были признаны не в полной сумме, а значит, налог был переплачен.
Корректировка данных обозначит сумму переплаты, которую можно зачесть в качестве недоимки по налогу, образовавшейся в последующих налоговых периодах в результате допущения ошибки.
Конечно, это не отменит необходимость уплаты пени, но, возможно, налоговики предпочтут просто проигнорировать данное отступление от буквального прочтения пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

* * *

Подведем итог. Установка тахографа на автомобиль не является его модернизацией или реконструкцией, поэтому стоимость самого ТС пересмотру не подлежит. Тахографы принимаются к учету в качестве самостоятельных объектов ОС. Дальнейшее списание их стоимости на расходы зависит от цены единицы тахографа:
— если она не превышает 40 000 руб., то затраты списываются единовременно и в целях ведения бухучета, и в целях налогообложения (при наличии установленного в учетной политике соответствующего лимита стоимости ОС);
— если выше 40 000 руб., но не более 100 000 руб., то в бухучете появляются новые объекты ОС, которые амортизируются в течение определенного промежутка времени, в налоговом учете стоимость тахографов равномерно переносится в состав материальных расходов (предположительно такое же количество лет, как и в бухучете);
— если выше 100 000 руб., то и в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС и постепенно амортизируются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства. К какой амортизационной группе их следует отнести и какой срок полезного использования установить? 23.04.2014 18:49

Вопрос: ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства.

К какой амортизационной группе относятся тахографы для автомобиля?

1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, а также о режиме труда и отдыха водителей (далее — тахографы).
Приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36 (далее — Приказ № 36) утверждены:
— Требования к тахографам (приложение 1);
— Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение 2);
— Правила использования (приложение 3), обслуживания (приложение 4) и контроля работы тахографов (приложение 5).
Согласно приложению 2 к Приказу № 36 тахографами необходимо оснастить следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории РФ:

используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
предназначенные для перевозки грузов, имеющих максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
предназначенные для перевозки грузов, имеющих максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Список исключений — видов транспорта, которые не надо оснащать тахографами, довольно обширен:

автобусы (категории M2, M3), осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки;
транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок;
находящиеся в эксплуатации автобусы с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок, оснащенные при изготовлении до 8 ноября 2013 года тахографами;
пассажирские и грузовые троллейбусы;
автомобили скорой медицинской помощи, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автоэвакуаторы, автобетононасосы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог и другие специализированные автомобили;
передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии;
транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов и др.
Ответ

Тахографы относятся к 4-й амортизационной группе и Коду ОКОФ 14 3314310. Соответственно, срок полезного использования может быть установлен в интервале от свыше 5 лет, до 7 лет.

Обоснование

Тахограф — это устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения автомобиля, времени работы и отдыха водителя (ГОСТ Р 53831–2010 от 07.07.10 № 159-ст, приказ Минтранса России от 13.02.13 № 36).

Другими словами, это оборудование, которое измеряет и фиксирует параметры движения транспортного средства. А такому оборудованию соответствует позиция «Приборы для измерения параметров движения — тахометры» (код ОКОФ 14 3314310). Приборы для измерения параметров движения, согласно Классификации (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1), относятся к четвертой амортизационной группе. То есть к имуществу со сроком службы от пяти до семи лет включительно.

Код ОКОФ для Тахографов — 14 3314310 «Приборы для измерения параметров движения — тахометры», который входит в класс основных средств: 14 3314000 Оборудование испытательное.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы Оборудование испытательное (код ОКОФ 14 3314000) отнесено к 4-ой амортизационной группе, со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

К такому же выводу приходит Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга в неофициальном разъяснении в газете УНП № 22 — 2015, стр. 11.

Дополнительно

Материалы по теме «Амортизационная группа»

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *