Сроки проведения инвентаризации

О дате инвентаризации имущества и обязательств

Рассмотрим, на какую дату должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год с учетом вступившего в действие с начала этого года закона о бухгалтерском учете1.

Активы и обязательства по закону о бухгалтерском учете подлежат инвентаризации2. Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, а также перечень проверяемых при этом объектов определяются экономическим субъектом самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (см. с. 66): они устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами3.

В пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ4 приведен перечень таких случаев. В качестве одного из них действующим законодательством предусмотрено проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Различие правовых норм, регулирующих проведение инвентаризации в прежнем законе о бухгалтерском учете5 и Законе № 402 ФЗ, состоит главным образом в следующем. В Законе № 129 ФЗ норма об обязательном проведении инвентаризации присутствовала в самом тексте закона, в то время как новый закон содержит лишь отсылочную норму к соответствующим положениям законодательства, которые устанавливают перечень ситуаций, в которых проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным. Одним из таких нормативно-правовых актов, к которым отсылает закон № 402 ФЗ (до утверждения федеральных и отраслевых стандартов), является упомянутое выше Положение.

Таким образом, с вступлением в силу нового закона о бухучете в правовом регулировании инвентаризации активов и обязательств каких-либо существенных изменений не произошло. Сменилось только юридическое оформление тех отношений, которые существовали раньше: перечень случаев проведения обязательной инвентаризации убрали из нового закона о бухучете и вынесли на уровень иного «законодательства Российской Федерации, федеральных и отраслевых стандартов».

Теперь о том, что касается сроков проведения обязательной инвентаризации. Прежний закон о бухучете содержал норму о необходимости проведения обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В действующем законодательстве о бухгалтерском учете, основанном на Законе № 402 ФЗ, данная норма о сроках, по существу, была сохранена, однако, исходя из сказанного выше, была вынесена на уровень «законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов», то есть в том числе и на подзаконный уровень.

По нашему мнению, исходя из системного толкования положений законодательства (в том числе прежнего и нового законов о бухучете, Положения, стандартов аудиторской деятельности) можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае срок проведения обязательной инвентаризации активов и обязательств ограничивается сроками составления годовой бухгалтерской отчетности.

Напомним, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) по общему правилу является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно6.

Сроки инвентаризации

Обратимся к вопросу о конкретных сроках инвентаризации активов и обязательств, необходимой (обязательной) перед составлением бухгалтерской отчетности.

Активы

Если инвентаризация какого-либо имущества проводилась после 1 октября отчетного года, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности7.

На практике это означает, что имущество организации можно инвентаризировать в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Следует отметить, что понятия «имущество» и «активы» не являются тождественными, о чем будет сказано ниже.

В настоящее время встречается мнение отдельных специалистов, согласно которому начиная с 2013 года все активы следует инвентаризировать только на 31 декабря отчетного года.

С данным мнением мы не можем согласиться по следующим основаниям.

В отличие от закона № 129 ФЗ, который в качестве одного из объектов бухучета указывал имущество организаций и оперировал этим понятием8, новый закон о бухгалтерском учете в качестве одного из объектов бухучета упоминает активы вместо имущества9. При этом понятие «имущество» уже не фигурирует в новом законе в том качестве, в каком оно фигурировало в Законе № 129 ФЗ (т. е. как объект бухгалтерского учета).

С точки зрения юридической техники законодатель совершенно правильно обозначил в новом законе в качестве объекта бухгалтерского учета именно активы, а не имущество, поскольку бухгалтерский учет оперирует именно понятием «активы» (как составной частью баланса), а не «имуществом» как гражданско-правовой категорией.

В то же время, с логической точки зрения, понятие «активы» является по содержанию более широким, чем понятие «имущество». Это означает, что активы всегда будут включать имущество, но при этом не любые активы будут являться имуществом. То есть, некоторые строки актива бухгалтерского баланса (например отложенные налоговые активы, налог на добавленную стоимость), несомненно, будут являться «активами» в том понимании, в каком Закон № 402 ФЗ трактует объекты бухгалтерского учета. Но при этом данная (или аналогичная) строка актива не будет являться «имуществом» ни в понимании прежнего закона о бухгалтерском учете (т. е. в качестве объекта учета), ни в понимании Гражданского кодекса10.

В силу части 1 статьи 30 Закона № 402 ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим федеральным законом, применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу нового закона о бухучете.

В связи с этим возникает вопрос, который с очевидностью следует признать риторическим: «Какие существуют основания не применять положения о бухгалтерском учете (в частности упомянутое выше Положение) к имуществу, которое с логической точки зрения является составной частью понятия «активы?»

Таких оснований нет.

Раньше Закон № 129 ФЗ оперировал неким понятием («имущество»), которое в этом законе являлось «целым», а по новому закону о бухучете стало частью более общего «целого» — понятия «активы». Мы полагаем, что если указанное ПБУ распространялось на понятие, которое ранее было родовым, а впоследствии стало видовым в рамках более общего родового понятия, нет никаких оснований не распространять его на данное понятие по новому закону (пусть и как на составную часть более общего понятия).

Исходя из сказанного выше, по нашему мнению, порядок, устанавливающий возможность инвентаризации активов, являющихся имуществом, с 1 октября по 31 декабря отчетного года с принятием нового закона о бухгалтерском учете вследствие замены объекта учета «имущество» на объект учета «активы» не изменился и измениться не мог.

Более того, иной, нежели описанный выше, порядок, а именно инвентаризация всех активов в целом на 31 декабря отчетного года без разграничения активов на «имущество» и «иные активы, не являющиеся имуществом», сделал бы процедуру инвентаризации на практике нереализуемой. А если и реализуемой, то формальной и, следовательно, не выполняющей своих функций.

Что касается активов, не являющихся имуществом, то они подлежат инвентаризации именно и только на 31 декабря отчетного года (см. аргументацию в отношении обязательств).

Обязательства

В отношении инвентаризации обязательств законодательство (ни Положение, ни иные нормативно-правовые акты) аналогичной специальной нормы не содержит.

И это означает, что обязательства (как и активы, не являющиеся имуществом) подлежат обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на 31 декабря отчетного года!

Несмотря на то что такой вывод следовал из нормативной базы, существующей порядка 15 лет, Минфин России обратил на него внимание в рекомендациях аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год11.

На практике это требование (положение) не исполнялось. Обычно организации проводили инвентаризацию (сверку расчетов) с дебиторами и кредиторами на 1 октября отчетного года (или более позднюю дату, но до 31 декабря).

Из документа

Письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01
<…>
Инвентаризация обязательств
<…> В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяется аудируемым лицом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» часть 2 статьи 12 этого Федерального закона не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ продолжает применяться пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно этому пункту обязательно проведение инвентаризации обязательств организации перед составлением бухгалтерской отчетности.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 402-ФЗ отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно».

Поскольку в ходе сверки расчетов со всеми контрагентами мы теоретически можем получить любой результат (актив или обязательство), из сказанного выше следует, что такую сверку следует проводить на 31 декабря отчетного года.

На практике это означает, что в декабре отчетного года компания организует работу с контрагентами по сверке расчетов (рассылает запросы), в январе — феврале следующего года подводит ее итоги (получает ответы и оформляет унифицированную форму ИНВ 1712).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация13.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ПБУ 7/9814 к событиям после отчетной даты относятся, в частности, события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность.

Пунктом 6 указанного ПБУ установлено, что существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

Что касается порядка отражения в учете несущественных событий после отчетной даты, то в данном ПБУ он не определен.

Поэтому, на наш взгляд, организация вправе принять решение об их отражении также заключительными оборотами отчетного года.

Следовательно, выявленные в ходе инвентаризации обязательств на 31 декабря отчетного года отклонения подлежат отражению заключительными оборотами отчетного года.

Мнение

Обязательная инвентаризация — 2013
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2010 года № 402 ФЗ содержит требование об инвентаризации активов и обязательств. Случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В частности, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного

Сноски:
1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)
2 ч. 1 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
3 ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
4 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение)
5 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ)
6 ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ
7 п. 27 Положения
8 ч. 1, 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ и далее по тексту
9 п. 2 ст. 5 Закона № 402-ФЗ
10 ст. 128 ГК РФ
11 приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01
12 утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88
13 п. 4 ст. 11 Закона 402-ФЗ
14 утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н

Что такое инвентаризация, и в каких случаях она проводится?

Чтобы реально представлять финансовое положение дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: сколько его, в каком оно находится состоянии, правильно ли было оценено.

Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.

То есть инвентаризация— это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

Можно сказать, что инвентаризация представляет собой контрольную функцию учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).

О важности инвентаризации говорит статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон №129-ФЗ).

В соответствии с указанной статьей для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона №129-ФЗ при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Необходимо обратить внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил. Это приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки),

Обращаем Ваше внимание на следующее: если бухгалтерская отчетность организации, в соответствии с законодательством, должна обязательно подтверждаться независимой аудиторской организацией, то отсутствие документов о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед годовой бухгалтерской отчетностью может служить основанием для отказа в выдаче положительного аудиторского заключения о представленной к аудиторской проверке бухгалтерской отчетности, даже при отсутствии серьезных нарушений законодательства, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации.

Организация должна использовать эти формы и методы, при составлении приказа об учетной политике и определении порядка проведения инвентаризации, с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации.

Виды инвентаризаций можно представить в виде таблицы:

Критерий Вид инвентаризации Отличительные особенности инвентаризации
По обязательности проведения Обязательная Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
Инициативная Проводится по решению руководителя
По периодичности Плановая Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки
Внеплановая Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством
По степени охвата Полная Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств
Частичная Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств
По методу проведения Натуральная Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобное
Документальная Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов

Порядок проведения инвентаризации, как уже отмечалось, определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, согласно пункту 2 статьи 12 Закона №129-ФЗ.

Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике.

Это приложение включает в себя:

— график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году,

— даты проведения плановых инвентаризаций,

— перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки.

К плановым инвентаризациям относятся и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей.

Внеплановые инвентаризации могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) — один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы, товары и тому подобное.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

В период между инвентаризациями в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является:

— осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей;

— выполнения правил их хранения;

— соблюдения материально-ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.

Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения.

Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров.

Организация самостоятельно должна решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах.

Обращаем Ваше внимание на то, что порядок проведения инвентаризаций организации составляют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на её нормальную работу.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

Для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации. Согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерскому учета, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», инвентаризация может проводиться для основных средств — один раз в три года; для библиотечных фондов — один раз в пять лет. Организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данный бухгалтерский документ разрешает проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в периоды их наименьших остатков.

Более подробно с вопросами, касающимися инвентаризации и расчетов по претензиям, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Инвентаризация».

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В УЧЕТЕ

Наши предложения:

  1. Инструкция о порядке списания с баланса предприятий и организаций системы Министерства рыбного хозяйства СССР судов и технических плавучих средств
  2. Постановление Совмина СССР от 16.02.1966 N 119
  3. Письмо Минфина СССР от 31.01.1966 N 46
  4. Постановление Совмина СССР от 06.11.1964 N 923
  5. Распоряжение Совмина СССР от 12.05.1964 N 856
  6. Приказ Минторга РСФСР от 28.12.1963 N 774
  7. Письмо Минфина СССР от 14.11.1963 N 336
  8. Инструкция Минфина СССР N 289, Госбанка СССР N 49, ЦСУ СССР N 10-80 от 10.10.1962
  9. Письмо Минфина РСФСР от 06.09.1962 N 01/626
  10. Постановление Совмина РСФСР от 28.06.1962 N 880
  11. Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств)
  12. Постановление Совмина СССР от 30.01.1962 N 85
  13. Письмо Минфина СССР N 419, ЦСУ СССР N 17-10 от 20.12.1961
  14. Письмо Минфина СССР от 18.10.1961 N 343
  15. Постановление Совмина СССР от 01.09.1961 N 802
  16. Постановление Совмина РСФСР от 05.06.1961 N 727
  17. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.05.1961 N 440
  18. Приказ Минфина СССР от 17.09.1960 N 323
  19. Инструкция о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами по форме N М-29
  20. Приказ ЦСУ СССР от 22.03.1960 N 200
  21. Письмо Минфина СССР от 28.09.1959 N 295
  22. Распоряжение Совмина СССР от 21.11.1958 N 3702р
  23. Письмо Госбанка СССР от 11.06.1958 N 624
  24. Постановление Совмина РСФСР от 10.04.1958 N 329
  25. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции крахмало-паточной промышленности
  26. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции сахарной промышленности
  27. Постановление Совмина СССР от 24.08.1955 N 1552
  28. Инструкция Минфина СССР от 09.04.1952 N 489
  29. Постановление Совмина СССР от 12.09.1951 N 3447
  30. Приказ Минфина СССР от 08.09.1948 N 791
  31. Положение Наркомфина СССР от 25.01.1946 N 60
  32. Постановление СНК СССР от 02.03.1938 N 248
  33. Постановление СНК СССР от 27.04.1934 N 980
  34. Постановление СНК СССР от 26.01.1934 N 185
  35. Постановление СТО СССР от 23.07.1931 N 317
  36. Декрет СНК РСФСР от 06.10.1926
  37. Постановление СНК СССР от 18.08.1925
  38. Постановление СТО СССР от 10.03.1924
  39. Постановление СТО СССР от 28.12.1923
  40. Постановление СТО РСФСР от 08.06.1923
  41. Декрет СНК РСФСР от 16.09.1921
  42. Декрет СНК РСФСР от 27.07.1918
  43. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.02.2011 N 118
  44. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2010 N 1251
  45. Приказ Росстата от 31.12.2010 N 483
  46. Приказ Росстата от 31.12.2010 N 482
  47. Приказ Росстата от 30.11.2009 N 278
  48. Приказ Росстата от 29.07.2009 N 154
  49. Приказ Росстата от 13.08.2009 N 171
  50. Приказ Росстата от 28.01.2009 N 12
  51. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2010 N 1228
  52. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 20-6/10/12-21637
  53. Вопрос: ГУП Фармация имеет 58 структурных подразделений в городах и районах (розничная торговля) и аптечную базу (оптовая торговля). В процессе работы возникает необходимость внутренней переброски товара между аптеками. Как документально оформлять переброску товара (по розничной цене или по себестоимости), в т.ч. лекарственные
  54. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1128
  55. Статья. Розница наляжет на налог
  56. Приказ Роспотребнадзора от 10.12.2010 N 454
  57. Письмо Росздравнадзора от 03.12.2010 N 04И-1247/10
  58. Вопрос: В настоящее время МУП Фармация является плательщиком ЕНВД в части розничной торговли лекарственными препаратами в торговых залах и местах менее 100 кв. м, по остальным видам деятельности применяется общий режим налогообложения. Среднесписочная численность на предприятии за 10 месяцев 2010 года составляет 107
  59. Приказ Росстата от 22.11.2010 N 409
  60. Вопрос: Мы заключили контракт с Представительством в РФ германской фирмы на поставку оборудования для медицинской промышленности, которое на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 372, при ввозе на территорию РФ не подлежит обложению НДС (Код ТН ВЭД ТС 8419 89 981 0). Отдельным пунктом контракта
  61. Статья. Снижение эффективности фармацевтической розницы после изменения режима налогообложения
  62. Статья. Налоговые каникулы
  63. Вопрос: Предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило Налоговой инспекции как плательщик ЕНВД. Каким еще службам и согласно каким нормативным актам следует об этом сообщить?
  64. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.10.2010 N 1987
  65. Статья. Налогообложение стоимости медуслуг, оказываемых сотрудникам учреждения
  66. Приказ Росстата от 07.08.2009 N 163
  67. Статья. Ввозная грамота
  68. Вопрос: Проверяющие органы требуют от нас ведение фасовочного журнала, хотя мы являемся аптекой готовых лекарственных форм и фасовкой не занимаемся, тем не менее от нас требуют ведение данного журнала на случай нарушения вторичной упаковки (хотя в определении фасовочных работ сказано: Фасовочные работы — это дозирование
  69. Вопрос: Работаю в Москве в сетевой аптеке провизором. Прописана в Калужской области. Имею Чернобыльское удостоверение (зона отселения проживавшей в зоне отселения с 1986 по 1990 гг.). Какое заявление нужно написать в бухгалтерию для снижения налоговых вычетов? Ксерокопию удостоверения в отделе кадров взяли. Кто оплачивает
  70. Статья. Порядок проведения инвентаризации основных средств, медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения
  71. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 04.10.2010 N 13-18-263
  72. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.03.2010 N 13-18-76
  73. Вопрос: По результатам ревизии отдела КРУ РОФОМС установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Данные средства были восстановлены на основании Указания исполнительного директора РОФОМС путем перечисления с лицевого счета, открытого больнице для учета средств по приносящей
  74. Статья. Правила проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете
  75. Статья. Возмещение и уплата НДС бюджетными учреждениями
  76. Вопрос: В нашей стране проводится Всероссийский конкурс на звание Лучший врач, победителям которого выплачиваются единовременные денежные поощрения. В каком порядке осуществляется выплата данных поощрений и как с них исчисляется НДФЛ?
  77. Вопрос: Пожалуйста, разъясните нам момент определения расходов в бухгалтерском и налоговом учете при списании лекарственных средств с истекшим сроком годности. На какую из дат мы должны отразить списание со счетов бухгалтерского учета стоимость ЛС с истекшим сроком годности: на дату инвентаризации и решения руководителя (в
  78. Вопрос: На время ремонта оборудования у нашего предприятия есть намерение заключить договор на контрактное производство лекарственного средства (услуги по производству ЛС), т.е. Исполнитель выполняет по нашему заданию ниже перечисленные работы производственного характера, необходимые для производства лекарственного средства:
  79. Статья. Медучреждениям на заметку: изменение норм Налогового кодекса
  80. Приказ ФМБА РФ от 31.08.2010 N 486
  81. Приказ Росстата от 31.08.2010 N 299
  82. Постановление Росстата от 11.10.2006 N 59
  83. Постановление Росстата от 06.07.2004 N 23
  84. Статья. Учреждения здравоохранения: арбитражная практика. Часть 1 (начало)
  85. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.08.2010 N 1394
  86. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.08.2010 N 699
  87. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 348
  88. Статья: Новое в налогообложении аптечных организаций
  89. Вопрос: В нашем ЛПУ работает военный пенсионер, возраст 53 года, мы платим взносы и налог на доходы физических лиц с заработной платы военного пенсионера как у всех работающих. Вопрос — надо ли платить взносы с зарплаты работающего военного пенсионера, в особенности в пенсионный фонд?
  90. Статья. Доведение бюджетных данных до участников бюджетного процесса
  91. Статья. Платные услуги: формирование и использование финансового результата
  92. Статья. НДФЛ-2010: новшества, мнения, проблемы, комментарии
  93. Статья. Особенности исчисления НДС учреждениями здравоохранения в 2010 году
  94. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2010 N 522н
  95. Вопрос: Имеет ли право аптечное учреждение раздавать покупателям дисконтные карты бесплатно? Если да, то начисляется ли организацией при этом НДС?
  96. Статья. Вопросы налогообложения государственных (муниципальных) учреждений в свете Федерального закона N 83-ФЗ
  97. Статья. Закон о страховых взносах в действии: мнения и комментарии чиновников
  98. Вопрос: Подлежат ли налогообложению налогом НДС: 1. Вознаграждение за предоставленное нам право допуска лекарственных средств к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации, на основании соглашения между нашей организацией и владельцем регистрационного удостоверения на лекарственное
  99. Статья. Новое типовое соглашение РФ. Об избежании двойного налогообложения — возможные последствия для участников фармрынка
  100. Вопрос: В ходе хранения на складе готовой продукции, обнаружен бой произведенных и переданных на склад готовых лекарственных препаратов. Виновные лица не установлены. Как правильно оформить и отразить в бухгалтерском и налоговом учете? Является ли бой внереализационным расходом для целей исчисления налога на
  101. Приказ Минздрава МО от 10.06.2010 N 463
  102. Приказ Минздрава МО от 25.12.2009 N 886
  103. Письмо Росздравнадзора от 07.06.2010 N 04И-541/10
  104. Статья. Порядок проведения реорганизационных мероприятий в бюджетной сфере
  105. Статья. Аптечная вмененка — 2010. Часть 3 (окончание)
  106. Вопрос: Облагается ли страховыми взносами компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении?
  107. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2010 N 31/143-инф.
  108. Вопрос: Наше предприятие — это фармацевтическое предприятие, имеющее лицензию на осуществление деятельности по производству ЛС. Между нами и владельцем регистрационного удостоверения Лекарственного средства (ЛС), в котором мы указаны как единственный производитель, заключено соглашение о передаче нам права на производство
  109. Приказ ФМБА РФ от 30.04.2010 N 248
  110. Статья. Учетная политика медицинского учреждения
  111. Статья. Переход на новые положения инструкции по бюджетному учету
  112. Статья. Учет бланков строгой отчетности
  113. Вопрос: В 2009 г. был произведен кассовый расход по статье 310 Увеличение стоимости основных средств КОСГУ. В 2010 г. была выявлена ошибка — отнесение этих средств к основным. Данные предметы должны учитываться как материальные запасы, то есть по статье 340 Увеличение стоимости материальных запасов. Можно ли
  114. Вопрос: С 1 января 2010 г. вступили в силу изменения, внесенные в Инструкцию N 148н Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 152н, которые затронули, в частности, бюджетный учет основных средств по причине их разделения на движимое и недвижимое имущество. Какие объекты основных средств относятся к движимому и недвижимому
  115. Вопрос: Что нового в учете объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. с 1 января 2010 г.?
  116. Вопрос: Четырехэтажное кирпичное здание больницы с бетонными перекрытиями относится к 10-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет (то есть он может составлять и 31 год, и 100 лет). Возможно ли более точное определение срока полезного использования для начисления амортизации и на какие
  117. Статья. ЕНВД может подкосить розницу
  118. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.04.2010 N 20-14/4/042697@
  119. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 16.04.2010 N 16-15/040656@
  120. Вопрос: Какие документы нужны для подтверждения представительских расходов в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
  121. Вопрос: Вправе ли бюджетные учреждения сдавать в аренду земельные участки, находящиеся в их распоряжении?
  122. Вопрос: Мы — федеральное учреждение здравоохранения. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 1 сентября 2008 г. N 88н О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности установлен новый порядок выдачи генеральных разрешений на
  123. Статья. Баланс для розницы
  124. Приказ ФМБА РФ от 01.04.2010 N 174
  125. Статья. Уточнение кассовых расходов и невыясненных поступлений
  126. Статья. Правила ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах
  127. Статья. Обеспечение сохранности основных средств (окончание)
  128. Статья. Материальная помощь: бухгалтерский учет и налогообложение
  129. Статья. Что изменилось в бюджетном учете с 1 января 2010 года? (окончание)
  130. Статья. НДС при аренде недвижимости у учреждений здравоохранения
  131. Вопрос: Подлежат ли обложению НДФЛ суммы единовременного денежного поощрения, выплачиваемые врачам по результатам Всероссийского конкурса на звание Лучший врач? Начисляются ли на указанные выплаты страховые взносы?
  132. Вопрос: В каком случае учреждение здравоохранения вправе принять к вычету НДС со стоимости авиа- и (или) железнодорожных билетов, приобретенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС?
  133. Вопрос: Может ли учреждение здравоохранения, заключившее договор с научно-исследовательским институтом на разработку новых методов лечения заболеваний, учесть данные расходы в уменьшение поступлений от приносящей доходы деятельности? Как зависит порядок налогообложения произведенных расходов от результатов научных
  134. Приказ Минздрава МО от 25.03.2010 N 208
  135. Статья. Аптечная вмененка — 2010. Часть 2 (продолжение)
  136. Вопрос: Аптека является плательщиком ЕНВД и имеет право исчислять розничную наценку от фактической цены производителя с НДС. Но при этом поставщики отказываются указывать в Протоколах согласования цен цену производителя с НДС, объясняя это тем, что в утвержденном Постановлением Правительства РФ N 654 от 8 августа 2009
  137. Вопрос: Может ли аптека (ЕНВД) после снятия кассового аппарата с учета в налоговом органе, пользоваться им для выдачи чеков покупателям по их требованию?
  138. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 N 156
  139. Письмо ФТС РФ от 16.03.2010 N 05-18/11824
  140. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 N 154
  141. Вопрос: Существует ли практика решения споров с налоговыми органами об обязательной регистрации ККТ аптекой, применяющей ЕНВД?
  142. Статья. Что изменилось в бюджетном учете с 1 января 2010 года? (начало)
  143. Статья. Формирование отчетности по страховым взносам перед ФСС
  144. Статья. Заполняем Расчет по форме РСВ-1 ПФР
  145. Статья. Сложности налогового учета в бюджетных учреждениях
  146. Статья. Обеспечение сохранности основных средств
  147. Письмо ФТС РФ от 26.02.2010 N 05-17/8688
  148. Статья. Аптечная вмененка — 2010. Часть 1 (начало)
  149. Статья. Расходы на медосмотры и иммунизацию персонала учреждений здравоохранения
  150. Письмо Росздравнадзора от 09.02.2010 N 04И-99/10
  151. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.02.2010 N 13-18-11
  152. Вопрос: Существует Постановление N 90 от 21.11.2007 года об утверждении формы статистической отчетности N 62. В данной форме предлагается заполнить графы с подсчетом конкретно затраченных и полученных сумм в рублях которые проходили в течении отчетного года, что для частных медицинских организаций без сомнения является
  153. Вопрос: Компьютерная программа, которой мы пользуемся в лечебном учреждении, позволяет отделениям подготавливать требования в аптеку. Можно ли отпускать лекарственные средства и расходный материал из аптеки ЛПУ в отделения по требованиям, изготовленным с помощью компьютерных технологий?
  154. Статья. Налог на прибыль: спорные ситуации при формировании налоговой базы
  155. Поручение Росздравнадзора от 01.02.2010 N 8
  156. Вопрос: Требуется ли применение ККМ у юридического лица на вмененке, если осуществляется розничная торговля лекарствами (аптека)?
  157. Статья. PR-мероприятия: оптимизация налогообложения (окончание)
  158. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.01.2010 N 62-18-13
  159. Статья. Порядок отражения операций по централизованному снабжению
  160. Статья. Учет средств дополнительного бюджетного финансирования
  161. Статья. Годовая отчетность — 2009. Что нового?
  162. Статья. Предстоящие изменения в налоговом законодательстве
  163. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2009 N 1132
  164. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2009 N 1128
  165. Приказ ФМБА РФ от 30.12.2009 N 975
  166. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2009 N 1861
  167. Статья. Особенности учета и налогообложения расчетов с донорами
  168. Статья. PR-мероприятия: оптимизация налогообложения (начало)
  169. Вопрос: В каком нормативном документе прописаны требования к комиссии по приемке лекарственных средств в аптеке: обязательность комиссии, состав комиссии. Если в аптечном пункте работают 2 сотрудника через день, как будет выглядеть комиссия?
  170. Вопрос: Необходимо бесплатно раздать посетителям аптек лекарственное средство безрецептурного отпуска. Средство предназначено для детей, содержит спирт. Для распространения предназначен продукт в обычной упаковке и дозировке (как и на полках аптек), срок годности большой. На основании каких законодательных норм такая акция
  171. Вопрос: Может ли наша муниципальная аптека осуществлять деятельность по приему, хранению, отпуску и учету лекарственных препаратов на безвозмездной основе? По областной программе Сахарный диабет не предусмотрено средств на вознаграждение аптеки.
  172. Статья: Правила хранения и учета драгметаллов в виде лома и отходов
  173. Статья: Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам
  174. Статья: Правила хранения и особенности учета наркотических средств и психотропных веществ (окончание)
  175. Вопрос: Вправе ли аптечные учреждения отказаться от применения ККТ в связи с принятием изменений в ФЗ-54, предоставляющих организациям, находящимся на ЕНВД осуществлять наличные расчеты с потребителями без обязательного применения ККТ. Сомнение обусловлено требованием ст. 6.14 ОСТа (Приказ Минздрава N 80), согласно
  176. Вопрос: Наша аптека, плательщик ЕНВД, после внесения изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ, освобождающих плательщиков ЕНВД от применения кассовых аппаратов, продолжает применять кассовый аппарат для удобства внутреннего учета и по требованию покупателей выдает товарный чек со всеми необходимыми
  177. Статья. Изменения в исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  178. Статья. Правила эксплуатации лазерной техники
  179. Статья. Расчет налога на имущество
  180. Вопрос: Учреждение здравоохранения получает имущество и денежные средства в рамках целевого финансирования. Следует ли отражать указанные средства в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций?
  181. Вопрос: Наша аптека закупает спирт этиловый 96%, потом доводит его до концентрации 70%, разливает в бутылки 200 и 400 мл для дальнейшей реализации. Является ли аптека плательщиком акциза? В консультациях найдено упоминание: Таким образом, при розливе спирта этилового в индивидуальную упаковку и отпуске его бесплатно по
  182. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы ОТ 05.10.2009 N 62-18-218
  183. Статья. Учет драгметаллов и изделий из них стоматологическими учреждениями
  184. Статья. Особенности учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения
  185. Вопрос: В медицинском учреждении имеются в наличии несколько автомобилей скорой помощи марки ГАЗ и УАЗ, по отдельным из них с налоговиками возникли разногласия в применении ставок транспортного налога. Какую ставку применять к автомобилям скорой помощи: как к автобусам или как к легковым автомобилям?
  186. Статья. Бюджетный учет и порядок инвентаризации в учреждениях здравоохранения
  187. Статья. Денежные средства от арендной платы — не целевое финансирование
  188. Вопрос: В Перечне кодов медицинских товаров, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, отсутствуют такие лекарства, как Арбидол (капсулы 100 мг) и Бактисубтил. Наш поставщик предъявил по счету-фактуре за отгруженные нам медицинские товары ставку НДС 10%, указанную в сертификатах на эти товары, и
  189. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.09.2009 N 62-18-199
  190. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.06.2009 N 62-18-11186
  191. Статья. Погашение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности
  192. Статья. Заполняем декларацию по налогу на прибыль
  193. Статья. Переходим с ЕСН на страховые внебюджетные взносы
  194. Вопрос: Как в настоящий момент учитывается фторотан?
  195. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 14.08.2009 N 1000
  196. Вопрос: Просим пояснить, как необходимо подтверждать расход лекарственных средств, подлежащих ПКУ, если этот расход произошел не вследствие отпуска по рецепту? Например, возврат поставщику, списание, либо утеря? Какие документы необходимо подкладывать к журналу АП-10 и как они должны быть оформлены?
  197. Вопрос: Может ли аптека осуществлять расчеты с поставщиками наличными деньгами?
  198. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 07.08.2009 N 72-18-566

Части:

Для чего нужна инвентаризация и что можно проверять?

Инвентаризация проводится для проверки:

  • Складов с товаром (сюда также можно отнести библиотеки).
  • Производства, где изготавливают продукцию, и где количество выпущенного товара фактически может не совпадать с тем, что указано в документах.
  • Торговые площади, где реализуется продукция (магазина, аптеки, рынки и т.д.).
  • Кассы.

Проведение инвентаризации

Также проводится и проверка документов, предметов бухучета, включая:

  • ОС (все, чем пользуется организация при рабочем процессе). Например, здания, техника, инструмент, газовые и электросети, без которых работа компании не представляется возможной.
  • ТМЦ, запасы, необходимые для производства товара.
  • Готовая продукция, выпускаемая предприятием.
  • Готовые к реализации товары.
  • Наличные средства, которыми пользуются в течение рабочего процесса.
  • Дебиторская задолженность.

Главная цель инвентаризации – выявление нарушений, краж, сокрытий. Но также с помощью инвентаризации можно:

  1. Контроль производственного процесса.
  2. Поиск продукции с истекшим сроком годности для снятие с продажи.
  3. Выявление недобросовестности, нарушения распорядка и несоответствующее поведения сотрудникам принятых в организации норм и правил.

Общие советы по проведению инвентаризации

Все компании должны проводить инвентаризацию согласно ФЗ № 129, а порядок его проведения описан в методических указаниях, изложенных в приказах Минфина под номером № 49, который был утвержден в 1995 году.

Прежде чем проводить инвентаризацию, минимум за 10 дней до данного мероприятия нужно издать приказ по форме ИНВ-22, при этом его обязательно стоит зарегистрировать в журнале, в которой ведется учет и контроль такой документации.

В инвентаризации участвует специальная комиссия, созданная из сотрудников компании, которая может быть рабочей, постоянной и разовой. Задача постоянной – выполнение плановой, выборочной инвентаризации и проведение контрольных проверок. Если в компании есть большое количество ТМЦ, то в такие периоды можно проводить выборочную инвентаризацию – в этом случае решение о проведении нужно принимать в рабочем порядке.

Рабочие комиссии могут участвовать в плановых инвентаризациях и проводить выявление результатов. А вот в случае разовых инвентаризаций нужно утверждать вначале их состав, поскольку он может отличаться при проведении мероприятий.

Прежде чем начинать работы, следует проверить, как организована работы компании:

  • Охрана склада, наличие сигнализации.
  • Правила оформления договоров, в которых прописана ответственность специалистов, отвечающих за хранение ТМЦ.
  • Соответствие должностей лиц, которые несут матответственность.
  • Соблюдаются ли условия, когда материально ответственные лица имеют возможность обеспечивать сохранность вещей.
  • Наличие приборов изменения.
  • Как осуществляется вызов продукции из склада, правила составления документов.

Проводить проверку (имущественную, документальную), есть ли товары и продукция в наличии, нужно в коллегиальной форме. При этом все участники комиссии должны участвовать в этом, в обратном случае результаты проверки могут быть признаны незаконными. Также при проведении инвентаризации должны присутствовать лица, которые несут матответственность.

При этом главной задачей руководства является создание условий, когда наличие продукции может быть проверено максимально точно и в заданное время.

Кроме того, руководитель должен предоставить все необходимые инструменты и измерительные приборы для проведения инвентаризации. А вот материально ответственные лица должны подготавливать товары, оформить документацию до проведения работ. Нужно подготовиться и самим членам комиссии: опломбировать склад, где расположены товары, проверить весы, получить документы от материально ответственных лиц, в которых подтверждается данные о товарах, их стоимости, их движении.

Инвентаризация может проводиться достаточно долго, и в этот процесс могут осуществлять отгрузки или приёмка товара. В таком случае на них составляет отдельная опись.

Также при проведении инвентаризации составляет приказ, в котором обязательно должны быть причислены товары, которые нужно проверит, причины проведения инвентаризации, сроки. Но также следует подготовить и другие документы:

  • Методика проведения проверки.
  • Описание действий сотрудников при проведении инвентаризации.

Как проходит инвентаризация – пошаговое руководство

Первый шаг – подписание приказа о проведении работ, на основании которого создается комиссия, уполномоченная на проведения инвентаризации. Обычно в нее включаются товаровед, технолог и бухгалтер.

Дальше все проходит по следующей схеме:

  1. Комиссии передает учетные данные по ТМЦ из бухгалтерии.
  2. Проводится проверку измерительного и иного оборудования, которое будет применять при проведении работ, что минимизирует риск неточностей.
  3. Помещение опечатывают, чтобы у материально-ответственных лиц не было возможности спрятать лишний товар или возместить убыток.
  4. Проводятся все учетные документы, причем их подписывает руководитель компании.
  5. Снимается касса и проверяется выручка (если мы говорим про магазин).
  6. Ответственное лицо подписывает расписку, в которой указывает, что все готово к подсчетам остатков.
  7. Начинается процедура инвентаризации: продукция взвешивается, измеряется по количеству и объему.
  8. Полученные результаты сравниваются с фактическими документами, а итоги записывают в специальную ведомость.

При проведении работ посторонним нельзя находиться в помещении, а рабочий процесс приостанавливаются. Ночью или при уходе на обед руководитель комиссии должен опечатать помещение.

Инвентаризация – сроки проведения

Количество проводимых инвентаризаций, даты их проведения определяет руководитель компании (кроме случаев, когда инвентаризация является обязательной).

Но есть несколько правил. Так, если речь идет про проверку готового товара на складе, то она должна проводится не реже одного раза в год перед составлением отчетности. Нужно помнить, что подобные работы это не просто проверка, но и уточнение финансового состояния компании, которая позволит вовремя принять необходимые решения для улучшения работы компании.

Периодичность проведения инвентаризации на складах – также не менее раза в год. Магазины проверяют минимум дважды, но можно проводить проверку и чаще (тут все зависит от движения товаров).

Сроки, как и другая информация про инвентаризацию, записывается, записывается в приказе директора. В некоторых случаях (например, есть подозрения о кражах), руководитель может оформить внеплановую проверку. В этом случае ее нужно проводить в день приемке и передачи товара между матответственными лицами.

Более подробно о составлении акта об инвентаризации ТМЦ мы расскажем в нашем материале.

вы узнаете, что такое бро технической инвентаризации и кто в нем работает.

Более подробно о проведении проверки вы узнаете .

Инвентаризация: когда, в какие сроки и что проверять?

Учетная политика организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Одним из таких способов является инвентаризация. Как часто нужно проводить инвентаризацию? В какие сроки? Какое имущество и обязательства следует проверять?

Все эти вопросы организация вправе решить самостоятельно. А вот ответы на них лучше отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Инвентаризация — способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности <*>.

————————

<*> Не относятся к регламентной процедуре инвентаризации проведение ревизий, аудиторских проверок, текущих операций по учету ценностей, требующих проверки их наличия и определения их количества, процедуры учета имущества в целях управления (управленческая инвентаризация).

Основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества предприятия;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— выявление некондиционных материальных ресурсов, формирование обоснованных заключений с привлечением необходимых специалистов и специальных организаций, а также подготовка документов для их уценки или списания (утилизации);

— определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов;

— проверка полноты отражения обязательств в учете соблюдения исполнителями выполнения договорных сроков, принятия мер по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженностей, списания в установленном порядке обязательств по истечении сроков давности.

Согласно п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) «инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам».

В данном положении ничего не говорится об имуществе, учитываемом за балансом или находящемся в оперативном учете. Однако необходимость инвентаризации и этого имущества несомненна, особенно если учесть следующее положение ПБУ 6/01 (п. 18):

«Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением».

Результаты инвентаризации имущества, учитываемого за балансом или находящегося в оперативном учете, в первую очередь представляют интерес для организации с точки зрения управленческого учета и внутреннего контроля.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Под порядком проведения инвентаризации понимается количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, и т.д. (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Порядок проведения инвентаризации прежде был определен в письме Минфина СССР от 30.12.1982 N 179 «Об основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов». В настоящее время он регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к Приказу Минфина России от 13.06.1995 N 49).

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях (п. 2 ст. 12 «Инвентаризация имущества и обязательств» Закона «О бухгалтерском учете»):

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

— при установлении фактов хищений, злоупотреблений, а также порчи ценностей;

— в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных обстоятельств;

— при ликвидации или реорганизации предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

— при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, специально предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, если после 1 октября отчетного года проводилась инвентаризация какого-либо имущества, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Для составления годовой отчетности используются результаты уже проведенной инвентаризации этого имущества.

Для проведения инвентаризации в организации, как правило, создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

В межинвентаризационный период по распоряжению руководителя организации могут производиться выборочные инвентаризации.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ ПОРЯДКА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

На принятие решений при формировании учетной политики в части разработки порядка инвентаризации могут влиять масштабы деятельности организации, количество видов деятельности, разветвленность организационной структуры, общий объем имущества и обязательств организации, объемы и специфика складского хозяйства, географическое размещение самой организации и ее подразделений, особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Так, например, для относительно небольшого предприятия с ограниченным количеством видов деятельности предприятий, компактной структурой и небольшим объемом складского хозяйства количество инициативных инвентаризаций может быть сведено к минимуму.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНА РЕШИТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

1. Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета организация должна самостоятельно выбрать периодичность проведения инвентаризации основных средств (не реже чем один раз в три года).

Организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо определиться с моментом проведения инвентаризации товаров, сырья и материалов, поскольку п. 27 Положения допускает проведение инвентаризации как в обычные сроки, так и в период наименьших остатков товаров, сырья и материалов.

2. Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (в редакции от 03.05.2000 N 36) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

В случае отсутствия типовых форм документов по учету результатов инвентаризации организации необходимо разработать собственные формы.

Разработка собственных форм потребуется, например, при:

— инвентаризации вложений в приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов;

— инвентаризации вложений во внеоборотные активы (кроме вложений в приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов);

— инвентаризации основных средств, переданных в аренду и за сохранность которых материально-ответственные лица — работники организации уже не отвечают;

— инвентаризации товарно-материальных ценностей, переданных на хранение (ответственное хранение, в переработку);

— инвентаризации финансовых вложений (кроме ценных бумаг в документарной форме);

— инвентаризации оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей.

3. Фактические данные, полученные в процессе инвентаризации, сверяются в бухгалтерии организации с показателями бухгалтерского учета, и в случае расхождения данных инвентаризации с данными бухгалтерского или складского учета заполняются сличительные ведомости.

Предусмотрены две типовые сличительные формы: N ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов» и N ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей».

Для остальных активов и обязательств типовые формы сличительных ведомостей не предусмотрены. Поэтому в случае необходимости организация должна разработать собственные формы сличительных ведомостей.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ ФОРМ

При проведении инвентаризации имущества и обязательств необходимо учитывать следующие особенности проведения инвентаризации.

Инвентаризация проводится в натуре по объектам, за сохранность которых отвечают материально-ответственные лица — работники организации. При этом составляются инвентаризационные описи, в которых указывается фактическое количество по данным проведенной инвентаризации. Исключение составляет инвентаризация драгметаллов и драгкамней, входящих в состав материальных ценностей. Фактическое количество драгоценных металлов и камней устанавливается на основании подтверждения фактического наличия материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни, и технической документации, содержащей сведения о количестве драгметаллов и камней в указанных материальных ценностях.

Инвентаризационные описи по объектам, находящимся в подотчете материально ответственных лиц — работников организации, составляются:

в двух экземплярах — для ценностей, принадлежащих организации на правах собственности (учтенных на балансе);

в трех экземплярах — для ценностей других организаций и физических лиц (учитываемых за балансом).

Все описи подписываются материально-ответственным(и) лицом (лицами). Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй — материально-ответственному лицу, третий (если он составлен) — собственнику имущества.

Если проводится инвентаризация:

материальных ценностей, находящихся в собственности организации (учитываемых на балансе), но за сохранность которых работники организации не отвечают (к таким ценностям относятся материальные ценности: находящиеся в пути, отгруженные, переданные на хранение другим организациям, переданные в переработку, в аренду, в управление);

всех видов расчетов (с дебиторами, кредиторами, заемщиками и займодавцами);

нематериальных объектов (например, нематериальных активов, финансовых вложений в бездокументарной форме, оценочных резервов, резервов предстоящих расходов и платежей и т.п. ), — то такая инвентаризация проводится на основании первичных документов (товарно-транспортных, счетов-фактур, актов, выписок и т.п.) и оформляется не инвентаризационной описью, а актом инвентаризации.

В качестве первичных документов возможно использование документов сторонних организаций, составленных ими в процессе инвентаризации имущества организации. К таким документам, в частности, относятся:

— инвентаризационная опись, составленная организацией-арендатором по форме N ИНВ-1 по арендованному имуществу;

— сохранные расписки, переоформленные на дату, близкую к дате инвентаризации;

— оборотные ведомости по ответственному хранению, предоставленные на дату, предшествующую дате инвентаризации.

При проведении инвентаризации на основании документов сличению подлежат не фактические данные и данные бухгалтерского учета, а данные по документам и данные бухгалтерского учета.

Акты составляются и подписываются работниками инвентаризационных комиссий без участия материально-ответственных лиц. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается в комиссии.

При инвентаризации незавершенных капитальных вложений в форме приобретения отдельных объектов основных средств, нематериальных активов, капитального строительства инвентаризация проводится как в натуре, так и по документам.

Данные, выявленные комиссией, подлежат сличению с данными бухгалтерского учета и плановыми показателями (сметами, инвестиционными программами). Выявленный перерасход по отношению к сметным (плановым) показаниям должен рассматриваться особо.

Составляются акты инвентаризации в двух экземплярах. Акты подписываются членами комиссии и материально-ответственным(и) лицом (лицами). Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй — материально-ответственному лицу.

В случае когда одна и та же форма описи или акта используется для инвентаризации разных групп имущества или обязательств, то в заголовочной части таблицы целесообразно указывать вариант использования. Например, в описи по форме N ИНВ-1 в заголовочной части формы после слова «находящихся» указывается «в аренде», «на хранении» и т.д.

Все стоимостные показатели в инвентаризационных описях и актах заполняются в рублях и копейках.

Сличительные ведомости составляются для основных средств и материальных ценностей. Результаты инвентаризации по другим объектам инвентаризации отражаются либо непосредственно в инвентаризационных актах, либо в разработанных организацией сличительных ведомостях.

КАКИЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ В ПРИКАЗ ПО УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

В приказе по учетной политике необходимо указать внутренний нормативный документ, регламентирующий порядок проведения инвентаризации, разработанные организацией формы для учета и обработки результатов инвентаризации, периодичность проведения инвентаризации основных средств, а также библиотечного фонда, если таковой имеется.

В приказе могут устанавливаться также количество инициативных инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств.

ВНУТРЕННИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ

Помимо форм документов по учету результатов инвентаризации при отсутствии типовых организация должна разработать и другие внутренние документы по проведению инвентаризации. К ним следует отнести конкретные методики проведения инвентаризации отдельных объектов, порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами, порядок урегулирования претензий к инвентаризационной комиссии, порядок зачета недостач ценностей излишками по пересортице и т.д.

Одним из вопросов, недостаточно регламентированных нормативно, является инвентаризация вложений во внеоборотные активы. Рассмотрим некоторые аспекты данного вопроса.

В целях проведения инвентаризации вложений во внеоборотные активы могут быть выделены следующие виды объектов:

— объекты, не завершенные капитальным строительством;

— объекты, законченные строительством, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами;

— объекты, законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию; при этом в описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов;

— прекращенные строительством объекты; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация;

— объекты строительства, переведенные на консервацию; при этом в акте указываются документы, подтверждающие перевод объектов на консервацию, а также причины консервации;

— проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин неосуществления строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

В процессе инвентаризации проводится как натуральная проверка возводимых объектов, так и документальная проверка затрат на строительство.

Натуральная проверка возводимых объектов состоит в осмотре объектов строительства. Результат осмотра сопоставляют с данными актов о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) или общего журнала работ (форма N КС-6а), если производителем работ является организация.

В случае когда контрольные осмотры невозможны (например, при прокладке канализации), данные в акты вносятся на основании актов скрытых работ.

В акте отражается наличие фактически выполненного объема работ, произведенных затрат. При этом проверяется:

— не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, сданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

— состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов, а также наличие оформленных документов на консервацию объектов.

Дополнительных пояснений требует также порядок зачета недостач ценностей излишками по пересортице.

Поскольку нормативно понятие «пересортица» не определено, организации необходимо самой определить данное понятие для себя с учетом специфики своего складского хозяйства.

Например, возможен следующий вариант определения понятия «пересортица».

В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице под пересортицей понимается несоответствие учетных и фактических данных по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного наименования с разными отличительными признаками (сорт, вид). При этом рассматриваются ценности одного наименования, находящиеся в подотчете одного материально-ответственного лица, за один и тот же отчетный период и в тождественных количествах.

В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице не признается пересортицей несоответствие учетных и фактических данных:

— по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица в разные отчетные периоды;

— по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица не в тождественных количествах;

— по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете разных лиц (даже в тождественных количествах).

Под одним и тем же наименованием материальных ценностей следует понимать материальные ценности одного наименования, одного и того же типа и назначения, сходные по форме и размерам. Например, может быть произведен зачет масел и смазок, расфасованных в мелкую тару, имеющую сходство по внешнему виду.

О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы представляются рабочей инвентаризационной комиссией на рассмотрение постоянно действующей комиссии. Вопрос о зачете окончательно решается руководителем организации.

Результат проведения зачета по пересортице может быть отрицательным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась больше стоимости ценностей, оставшихся в излишке) или положительным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась меньше стоимости ценностей, оставшихся в излишке). В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, образовалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Если после зачета недостач излишками по пересортице и применения норм естественной убыли все же образовалась недостача, инвентаризационная комиссия решает вопрос об источниках ее покрытия. Разница может быть отнесена на виновных лиц, а в случае, когда таковые не установлены, разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

ОШИБКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

В целях обеспечения легитимности и достоверности результатов инвентаризации следует принимать меры к соблюдению правил оформления документов и процедур проведения инвентаризации.

Ниже в таблице приведены случаи нарушений порядка проведения инвентаризации и описано влияние этих нарушений на легитимность и достоверность результатов инвентаризации.

Нарушение

Последствие

Неверно оформлен приказ руководителя на
проведение инвентаризации (не указаны сроки
проведения инвентаризации, состав комиссии,
перечень имущества)

Нет оснований для проведения инвентаризации, а
следовательно, и признания ее результатов

Документально подтверждено отсутствие хотя бы
одного члена комиссии во время проведения
инвентаризации

Результаты инвентаризации недействительны

Инвентаризационная опись составлена в одном
экземпляре

Результаты инвентаризации недействительны

При невозможности остановки хозяйственной
деятельности приходные и расходные документы
не завизированы председателем
инвентаризационной комиссии

Выявленные в результате инвентаризации
нарушения могут быть оспорены предъявлением
документов, оформленных в период проведения
инвентаризации

У материально-ответственных лиц не взяты
расписки, что все приходные и расходные
документы представлены в бухгалтерию

Выявленные в результате инвентаризации
нарушения могут быть оспорены предъявлением
документов, оформленных в период проведения
инвентаризации

Нарушена процедура инвентаризации: проводится
сопоставление данных бухгалтерского учета с
фактическим наличием, а не наоборот

Могут быть не выявлены нарушения ввиду
возможного искажения фактического наличия

На каждой странице описей не выверены итоги:
число прописью, количество номеров и сумма
материальных ценностей, а также общий итог в
натуральных показателях

Имеется возможность несанкционированных
исправлений результатов инвентаризации

На каждой странице нет записи «Цены, итоги
проверил» и «Подпись материально-ответственного
лица» (для форм, в которых такие подписи
предусмотрены)

Невозможно предъявить претензии к материально-
ответственному лицу на основании такого
документа

На последней странице инвентаризационной описи
нет подписи материально-ответственного лица об
отсутствии у него претензий к членам комиссии, а
также о том, что он принимает указанное в описи
имущество на ответственное хранение (для форм, в
которых такие подписи предусмотрены)

Невозможно предъявить претензии к материально-
ответственному лицу в случае выявления недостач

Ошибки и исправления не подписаны и не
заверены членами комиссии

Исправления считаются недействительными

Инвентаризационные описи после утверждения
результатов содержат незаполненные — строки
(строки не прочеркнуты)

Имеется возможность несанкционированных
исправлений результатов инвентаризации

Во время перерывов в работе комиссии не закрыт
доступ посторонним к помещению, где хранятся
инвентаризационные описи

Имеется возможность несанкционированных
исправлений результатов инвентаризации

Инвентаризационная комиссия не несет ответственность за недостоверность данных, предоставленных другими организациями и используемых в целях составления инвентаризационных актов по материальным ценностям, за сохранность которых на момент инвентаризации работники организации не отвечают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *