Зоны санитарной охраны

Содержание

О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2002 года N 10

О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»

(с изменениями на 25 сентября 2014 года)

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554,

постановляю:

Ввести в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, с 1 июня 2002 года.

Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 апреля 2002 года,
регистрационный N 3399

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

УТВЕРЖДЕНО
Главным государственным санитарным
врачом Российской Федерации
26 февраля 2002 года

Дата введения — с 1 июня 2002 года

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.1.4.1110-02

(с изменениями на 25 сентября 2014 года)

I. Общие положения

1.1. Санитарные правила и нормы (СанПиН) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, утвердившего Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295).

1.2. Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

1.7. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

1.8. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать, как для поверхностного источника водоснабжения.
На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

1.9. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.
При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

1.10. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. Объем материалов определен в приложении 1.
Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

1.12.1. Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) — при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные — при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

1.12.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:

а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе — при поверхностном источнике водоснабжения — 1:50000 — 1:100000, при подземном — 1:10000 — 1:25000;

б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора — при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 — 1:1000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 — 1:25000 — при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 — 1:50000 — при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п.1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

1.15. Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО — органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО — владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

1.16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

1.17. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

II. Определение границ поясов ЗСО

2.1. Факторы, определяющие ЗСО

2.1.1. Дальность распространения загрязнения зависит от:
вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
характера загрязнения (микробное или химическое);
степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
гидрогеологических или гидрологических условий.

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика, хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

  • для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

  • для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

  • посадка высокоствольных деревьев;

  • все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

  • прокладка трубопроводов различного назначения;

  • размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

  • проживание людей;

  • применение ядохимикатов и удобрений;

  • спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

  • купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

  • применение удобрений и ядохимикатов;

  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

  • Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

  • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

  • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

  • размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

  • согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

  • недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

  • все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

  • использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

  • сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

  • правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

  • проектную документацию с ее обоснованием;

  • заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

  • экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

К числу обязанностей собственников подземных источников водоснабжения и прилегающих к ним территорий относится установление зон санитарной охраны (далее — ЗСО). Основная цель установления таких зон — сохранение чистоты воды, т.е. решение одной из приоритетных задач охраны окружающей среды.

Подземные воды нижних водоносных слоев обычно более высокого качества по сравнению с водой из поверхностных источников ввиду фильтрующих способностей грунтов. Тем не менее требования к эксплуатации подземных и поверхностных источников регулируются сходными положениями законодательства.

Так, установление ЗСО предполагается для объектов, используемых с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Решения об установлении, изменении ЗСО принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО определяются СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее — СанПиН 2.1.4.1110-02).

Извлечение
из СанПиН 2.1.4.1110-02

1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не освобождает владельцев водопровода и объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02), а также может стать причиной споров относительно ведения хозяйственной деятельности и вопросов собственности.

Так, участки, попадающие в первый и второй пояса ЗСО и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств предусмотрена ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации.

ЗСО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Выделение трех поясов ЗСО предполагает применение различных мер законодательного регулирования и мер административной ответственности за нарушение хозяйственного режима. Приведем их детальный обзор в отношении ЗСО подземных источников водоснабжения.

Зона санитарной охраны скважины водозаборов и проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения

Вне зависимости от того, является ваш источник водозабора подземным или поверхностным по закону («Водный кодекс», ст. 43) необходимо организовать вокруг него зону санитарной охраны. Как частное или юридическое лицо вы несете ответственность за чистоту воды в нем, содержание и обслуживание различных водозаборных сооружений, а также экологическую обстановку на окружающей местности.
Для разработки зоны санитарной охраны требуется подготовить проект зоны санитарной охраны (сокращенно — ЗСО). Проект зон санитарной охраны источников водоснабжения содержит 7 разделов:

  1. Общие сведения об объекте.
  2. Характеристика санитарного состояния территорий размещения артезианской скважины.
  3. Правила и режим хозяйственного пользования территорий, входящих в зону санитарной охраны.
  4. Данные о перспективах строительства в районе расположения артезианской скважины.
  5. План мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зона санитарной охраны, предупреждению загрязнения и улучшению качества питьевой воды артскважины.
  6. Выводы.
  7. Приложения.

Кроме этого, к проекту необходимо приложить картографический материал и документы исходных данных, указать список использованной литературы. По существующим правилам (СанПин 2.1.4.1110-02) разработки проекта вокруг источника предусмотрено создание трех поясов зон санитарной охраны. Площадь каждой из них зависит от ряда факторов, которые необходимо учесть при расчете границ.
Первый пояс, или пояс строгого режима, должен охватывать сам источник и все водохозяйственное оборудование. Его основная задача — непосредственная защита источника и оборудования от повреждений, прямого загрязнения и так далее. Здесь установлено конкретное значение границы от водозабора — 30 метров. Для водозаборов из защищенных подземных вод на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса допускается сокращать до 10 метров.
Второй пояс подразумевает отсутствие в установленном радиусе источников возможного бактериологического загрязнения вод — навозохранилищ, кладбищ, скотомогильников и так далее.
Третий пояс ЗСО установлен с целью предупреждения возможного химического загрязнения почвы и воды. На его территории должны отсутствовать вредные химические производства, склады ядохимикатов, горюче-смазочных материалов.

Проект зоны санитарной охраны на водоснабжение (исходные данные)

Проект зоны санитарной охраны на водоснабжение готовится на основании следующих исходных данных:


Скачать исходные данные для проекта зон санитарной охраны для подземных источников водоснабжения (скважины)
Скачать исходные данные на проект зоны санитарной охраны на водоснабжение через поверхностные источники (реки, озера)

Нарушение правил водопользования: штрафы за отсутствие ЗСО

Несоответствие проекта СанПиН или его полное отсутствие, также как и несоблюдение установленных режимов является административно наказуемым деянием и предусматривает наложение штрафа (КоАП ст. 8.13, КоАП ст. 8.14, КоАП ст. 8.15, УК РФ №63, ст. 250).

1. Административный штраф за нарушение правил охраны водных объектов (КоАП ст. 8.13)

  • должностные лица – от 1 000 до 2 000 руб.;
  • юридические лица – от 30 000 до 40 000 руб.

2. Административный штраф за нарушение правил водопользования (КоАП ст. 8.14)

  • индивидуальные предприниматели – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • юридические лица – от 80 000 до 100 000 руб.

3. Административный штраф за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (КоАП ст. 8.15)

  • должностные лица – от 1 000 до 2 000 руб.;
  • юридические лица – от 10 000 до 20 000 руб.

4. Административный штраф за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (КоАП ст. 8.42)

  • должностные лица – от 10 000 до 15 000 руб.;
  • юридические лица – от 300 000 до 500 000 руб.

5. Уголовная ответственность за загрязнение вод (УК РФ №63, ст. 250)

Штраф от 80 000 до 200 000 рублей, или лишение права занимать определенную должность в течение 5 лет, или обязательные работы на срок от 120 до 240 часов, или исправительные работы на срок до одного года до двух лет, или арест на срок от трех месяцев до пяти лет.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на разработку проекта ЗСО можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *