Содержание
- Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
- Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
- Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
- Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
- Нарушения охраны труда и трудового законодательства OFF
- Обучаем работников
- Соблюдаем требования законодательства
- Что можно исправить заранее?
- Проверяем договоры
- Рабочее время и отпуск
- Проверяем кадровика
- Другие внутренние документы
- Кто подлежит обучению по охране труда и проверке знаний
- Кто несет ответственность за организацию обучения по охране труда
- Охрана труда: ответственность работодателя и требования к проведению обучения работников
- Приказы – 19 типовых нарушений:
- Инструкции по охране труда (ИОТ) – 12 типовых нарушений:
- Типичные нарушения по охране труда в образовательных учреждениях
Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) включается в рабочее время.
(часть третья введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ)
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
(часть шестая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)
Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.
(часть первая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
Запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)
В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 07.11.2011 N 303-ФЗ)
Нарушения охраны труда и трудового законодательства OFF
Перечень составлен в формате таблицы и включает в себя наименование нарушения охраны труда и трудового законодательства — всего 76 позиций, статью Трудового кодекса РФ, содержащую требование, а также категорию нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах от 1 до 10, при этом высокий риск оценивается от 7 до 10 баллов, средний — от 4 до 6 и низкий — от 1 до 3 баллов.
Например, к высокому риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 10 баллов, отнесено в числе прочего:
- уклонение от оформления трудового договора;
- нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ;
- невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы;
- выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда;
- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда;
- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний.
Напоминаем, что административная ответственность за нарушение охраны труда предусмотрена статьёй 5.27.1. КоАП РФ, трудового законодательства 5.27. КоАП РФ.
Перечень типовых нарушений охраны труда и трудового законодательства имеет следующие разделы:
- ПРИЁМ НА РАБОТУ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА);
- ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (УВОЛЬНЕНИЕ);
- РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ;
- ВРЕМЯ ОТДЫХА;
- ОПЛАТА ТРУДА;
- ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ;
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА;
- ОХРАНА ТРУДА;
- ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ;
- КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ.
Обучаем работников
Придя в организацию с проверкой, инспекторы в первую очередь выяснят, ознакомлены ли сотрудники с правилами техники безопасности. Именно в этой части законодательства об охране труда чаще всего допускаются ошибки.
Обучение персонала начинается с вводного инструктажа на рабочем месте, который является общим для всех категорий работников. Факт инструктажа необходимо зафиксировать письменно, а для этого нужно завести журнал. Одно из типичных нарушений — инструктируют только среднее и низшее звено основных подразделений, а не всех сотрудников, при этом не ведется или вовсе отсутствует журнал.
Ситуация. Государственная инспекция труда (далее — ГИТ) провела проверку государственного автономного учреждения на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Выяснилось, что в АУ отсутствуют такие обязательные документы, как:
- журнал регистрации вводного инструктажа;
- программа проведения вводного инструктажа;
- приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа.
Учреждению выдали предписание устранить выявленные нарушения, а на директора как на должностное лицо был наложен штраф.
Кроме вводного существуют и другие виды инструктажа: первичный, повторный, внеплановый и целевой. В этой части и начинаются различия для каждой категории работников. Сведения о том, кого инструктируют, когда проводился инструктаж и какой именно, заносятся в отдельный журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Обратите внимание, что все сотрудники, прошедшие инструктаж, должны поставить свои подписи в соответствующем журнале, иначе будет невозможно доказать, что работник проинструктирован. Очень часто проверяющие сталкиваются и с тем, что работодатели «забывают» проводить повторный инструктаж.
Ситуация. В муниципальном учреждении ГИТ провела плановую проверку. Было обнаружено, что работодатель допускал работников к исполнению трудовых обязанностей без проведения вводного инструктажа. Отсутствовали журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, программа проведения инструктажа на рабочем месте, а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. По итогам проверки учреждению было выдано предписание об устранении нарушений законодательства об охране труда. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ учреждение было оштрафовано.
Регламентируют организацию обучения персонала правилам охраны труда ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда» и Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок, утвержденный Постановлением N 1/29). Трудовая инспекция вправе отстранить работника, не подготовленного должным образом, и приостановить деятельность организации, нарушающей нормы охраны труда.
Соблюдаем требования законодательства
Инспектор вправе проверить и фактическое соблюдение норм охраны труда. Например, как обустроены рабочие места — правильно ли организовано освещение, расположены компьютеры, есть ли паспорта на оборудование, замеры изоляции. Поэтому целесообразно самостоятельно проверить все эти нюансы и до прихода инспектора привести их в соответствие с нормативными требованиями — поменять перегоревшие лампы, поставить на рабочие столы, где есть ПК, настольные осветительные приборы, проверить заземление и т.д.
Нередко организации штрафуют за непроведение таких мероприятий, как аттестация рабочих мест по условиям труда, предварительный (при поступлении на работу) и повторный медосмотры, предрейсовый медосмотр (если в организации есть водители). Отсутствие документов о проведении подобных мероприятий влечет серьезный штраф. Так, положения ст. ст. 212, 213 и 266 ТК РФ содержат прямые указания на то, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Инспектор вправе отстранить от работы сотрудника, если тот не прошел медобследование. Работодателю же придется оплатить все время отстранения от работы как простой (ст. 76 ТК РФ).
Кроме того, организация должна будет заплатить штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., а лично руководитель — от 1000 до 5000 руб. Повторное нарушение и вовсе грозит дисквалификацией на срок от одного года до трех лет. Подобные меры предусмотрены в ст. 5.27 КоАП РФ.
Что можно исправить заранее?
Избежать многих проблем возможно, если грамотно подготовиться к проверке. Тем более что политика государства в вопросе охраны труда направлена не столько на наказание, сколько на реальное устранение ошибок и приведение условий труда к требованиям законодательства РФ. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно ч. 7 ст. 9 данного Закона информация о плановых проверках размещается на интернет-сайте Генеральной прокуратуры. План составляется на год. В нем перечислены организации, которые инспекторы посетят в текущем году, указаны дата начала проверки и основание для ее проведения. Поэтому учреждениям, у которых плановая проверка проходила более двух лет назад, стоит проверить, нет ли их в списке. То же самое касается организаций, еще ни разу не подвергавшихся проверке.
Итак, если вы нашли свое учреждение в сводном плане, нужно срочно предпринять меры, чтобы контрольное мероприятие прошло максимально гладко.
В первую очередь, приказом руководителя необходимо определить ответственного за организацию охраны труда в учреждении и отправить данного сотрудника на обучение (оно длится не больше недели). Это может быть любой сотрудник, в том числе директор. Обратите внимание, что с 1 декабря 2010 г. обучение проводят только аккредитованные организации.
После того как работник, на которого возложена ответственность за охрану труда, пройдет обучение и получит подтверждающий это документ, он сможет наряду с основной работой выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда и проводить инструктажи. Альтернативный вариант — заключить договор с аккредитованной организацией, оказывающей услуги в этой области.
Второе, что необходимо сделать до прихода инспектора, — проверить наличие и надлежащее оформление документов. Например, журнал регистрации вводного инструктажа необходимо прошнуровать, пронумеровать и скрепить печатью и подписью руководителя учреждения.
Третье действие — проверить, как проводится обучение по охране труда. Если в организации нет инструкций по его охране, значит, надо их разработать. Для этого используются межотраслевые (отраслевые) типовые инструкции по охране труда, а при их отсутствии — правила по охране труда, требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования, а также в технологической документации. Разумеется, необходимо учитывать и специфику конкретного учреждения.
Разработку программы инструктажа можно поручить, издав приказ, начальникам и другим специалистам основных подразделений. Однако готовую программу инструктажа все же необходимо согласовать со службой охраны труда (ответственным по охране труда) и утвердить у руководителя организации. Напомним, что обучение по охране труда должны проходить все работники, в том числе руководитель организации (ст. 225 ТК РФ).
Ситуация. В ходе проверки в федеральном государственном учреждении обнаружилось, что руководители не проходили обучение — оно было организовано приказом, который на высшее руководящее звено не распространялся. Государственный инспектор вынес предписание отстранить от работы директора и двух его заместителей. Согласно п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка, утвержденного Постановлением N 1/29, по требованию должностных лиц контролирующих органов в отношении отстраненных работников был проведен внеплановый инструктаж на рабочем месте, а также внеочередная проверка знаний требований охраны труда. Инспектор был проинформирован о проведенном обучении руководителей учреждения и разрешил им приступить к работе.
Четвертая мера — проверить, проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда. Согласно ст. 212 ТК РФ эта процедура обязательна для работодателя. Кроме того, она снижает риск возникновения нарушений норм охраны труда. Конечно, аттестация потребует определенных расходов, ведь чтобы качественно провести ее, придется пригласить специализированную организацию, имеющую квалифицированных специалистов и необходимое оборудование. Однако, если учреждение решит сэкономить на данном мероприятии и при проверке это обнаружится, последует штраф за нарушение законодательства об охране труда.
Аттестация одного рабочего места в среднем стоит 2000 — 4000 руб. — в зависимости от количества вредных и опасных факторов производственной среды, действующих на сотрудника. Офисные рабочие места, как правило, обходятся работодателю дешевле. Если денежных средств недостаточно, чтобы провести аттестацию в полном объеме, учреждению следует хотя бы начать ее проведение.
Ситуация. Муниципальное учреждение нашло себя в списке плановых проверок на 2011 г. Мероприятие должно состояться 14 ноября 2011 г. Аудит по охране труда выявил, что аттестация рабочих мест по условиям труда в учреждении не проводилась. Руководство обратилось в аккредитованную компанию, имеющую право оказывать подобные услуги.
Обсудив финансовые возможности и сложившуюся ситуацию, стороны приняли решение заключить договор на проведение аттестации рабочих мест, но выполнять работу поэтапно. Количество рабочих мест, которое нужно аттестовать в каждом этапе, а также сроки регулировались дополнительными соглашениями. К моменту проверки в муниципальном учреждении было аттестовано всего пять рабочих мест (общее их количество — 25). В ходе проверки инспектор обратил на это внимание, пояснив, что нужно в обязательном порядке аттестовать все рабочие места, однако предписание не выдал.
Согласно действующему законодательству сроки проведения аттестации не ограничены. Существует лишь срок действия аттестации — пять лет. Еще один важный момент: профессии или должности сотрудников, рабочие места которых были аттестованы, должны совпадать с существующим штатным расписанием и записью в трудовой книжке. На это инспектор обязательно обратит внимание.
Проверяем договоры
Трудовые договоры с работниками — первое, что проверят контролеры, инспектируя работу отдела кадров. Договоры должны быть заключены со всеми работниками без исключения.
Типичная ошибка, допускаемая кадровиками, — в документ не вписана сумма оклада (тарифной ставки), а использована формулировка «с оплатой согласно штатному расписанию». Это незаконно, поскольку не соответствует требованиям ст. 57 ТК РФ. Кроме того, на время испытательного срока сотруднику работодатели часто устанавливают меньшую зарплату. Это тоже неверно — нарушается положение ст. 132 ТК РФ.
Обязательно проверьте, нет ли незаконно заключенных с сотрудниками гражданских договоров (подряда, на выполнение работ, оказание услуги). Если инспекция выявит, что фактические трудовые отношения оформлены гражданским договором, она потребует от работодателя восстановить все нарушенные права работников. В таком случае придется выплатить отпускные, командировочные, оплатить больничные. Кроме того, инспекция обратится к специалистам ФСС и налогового органа, а те, в свою очередь, взыщут недоимку и пени по страховым взносам и наложат штрафы.
Если учреждение оформило с сотрудником срочный трудовой договор, придется доказывать инспектору, что характер работы или условия ее выполнения не позволяли заключить с работником договор на неопределенный срок. Варианты срочной работы перечислены в ст. 59 ТК РФ — например, замена временно отсутствующего работника, сезонные или временные работы, работы, выходящие за рамки обычной деятельности организации.
Рабочее время и отпуск
Каждая организация обязана вести учет рабочего времени сотрудников. Для этого предусмотрен табель учета рабочего времени. Проверяя его, контролеры обращают внимание на учет сверхурочной работы. Если они обнаружат, что сотрудники учреждения работали сверхурочно или в выходные дни, последнему придется дополнительно заплатить работникам.
Ситуация. Учреждение постоянно привлекало сотрудников к сверхурочной работе, за что платило им премии. Такой вывод трудовой инспектор сделал, изучив табель учета рабочего времени и приказы о премировании. Директор учреждения пояснил, что такие действия были обусловлены особенностями производственного процесса. Несмотря на то что размер премий значительно превышал предполагаемую сумму оплаты сверхурочных, инспектор оштрафовал директора на 1000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ) и предписал оплатить работникам часы сверхурочной работы.
Что касается правильности предоставления отпусков, до прихода инспектора не забудьте проверить:
- все ли работники ходили в отпуск за последние годы;
- соблюдался ли при этом график отпусков;
- всем ли работникам правильно были рассчитаны и выплачены отпускные.
Продолжительность отпусков должна быть не меньше установленной законом. Если по заявлению работника ежегодный отпуск делился на части, хотя бы одна его часть не должна быть меньше 14 календарных дней (ст. 125 ТК РФ).
Проверяем кадровика
Очень часто в организациях произвольно оформляются документы, форма которых утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Ошибки встречаются в формах приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и других документах по учету кадров, расчету рабочего времени и оплате труда. «Самодеятельность» организаций приводит к тому, что документы не содержат важнейших условий, которые предусмотрены законодательством. Например, многие организации не пишут в приказах, на основную работу принят работник или по совместительству, с какого числа он обязан приступить к работе или с какого числа уволен. В штатном расписании, составленном не по форме, подчас отсутствует указание окладов, количества штатных единиц по должности или даже части должностей.
Ни одна проверка не обходится без изучения кадровых приказов. Инспекторы проанализируют документы о приеме на работу (форма N Т-1), переводе (формы N Т-5 и N Т-5а), отпусках (формы N Т-6 и N Т-6а), увольнении (формы N Т-8 и N Т-8а), командировке (формы N Т-9 и N Т-9а), поощрении (формы N Т-11 и N Т-11а). Типичная ошибка работодателей — с тем или иным приказом они забывают ознакомить сотрудников под расписку. Причем кроме подписи работник должен также поставить дату ознакомления. Проверит инспектор и основания приказов — заявления, акты, докладные и т.д.
Кроме того, контролеры часто обнаруживают несоответствие записей в трудовых книжках приказам о приеме на работу в учреждение или о переводе на другую работу. Напомним: трудовые книжки должны быть заполнены согласно Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, и в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.
Другие внутренние документы
Нередко проверке подвергаются такие внутренние документы организации, как коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании. Перечисленные документы:
- должны быть составлены в строгом соответствии с действующим законодательством;
- не должны ухудшать положение работника по сравнению с нормами законов;
- не должны противоречить друг другу.
Однако прежде всего данные документы не должны противоречить трудовым договорам. Зачастую оказывается, что для одних и тех же должностей существуют разные режимы работы, а если сопоставить штатное расписание, положение об оплате труда и премировании с трудовыми договорами, обнаружатся разные системы оплаты труда и разные даты получения зарплаты. Поэтому до визита инспекторов целесообразно проверить, не отличаются ли условия, указанные во внутренних документах учреждения, от тех, которые указаны в ТК РФ, — разницы в сторону ухудшения условий для работников быть не должно.
При имеющемся коллективном договоре нужно учитывать и его положения. Работодатель нарушит законодательство (ст. 8 ТК РФ), если предусмотрит в трудовом договоре с работником условия, ухудшающие его положение по сравнению с коллективным договором. У инспекторов появится основание для наложения штрафа.
Ситуация. В коллективном договоре государственного учреждения здравоохранения было записано: «Установить пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Однако в трудовых договорах с врачами была установлена шестидневная рабочая неделя общей продолжительностью 40 часов. По результатам проверки трудовой инспектор предписал выплатить всем работникам, которые работали по субботам, компенсацию. Кроме того, руководитель учреждения был оштрафован за нарушение трудового законодательства на сумму 1500 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).
Если бы в данной ситуации коллективный договор не был заключен, оснований для штрафов не возникло бы. Инспекторы могли бы лишь рекомендовать работникам заключить его.
Все локальные документы организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, инструкции по охране труда и т.д.) необходимо принимать с соблюдением надлежащей процедуры. Если для их утверждения нужно согласие представительного органа работников, соответствующие визы на документе должны присутствовать. При отсутствии профсоюза локальные акты надо согласовать с общим собранием работников или советом трудового коллектива. Проверьте, ознакомлены ли работники с названными документами под расписку и с указанием даты ознакомления. В случае изменения локальных актов сотрудники должны быть ознакомлены с их новой редакцией.
Если инспектор обнаружил не более двух-трех нарушений и они не повлекли за собой жалоб работников, удержаний из зарплаты, недоплат, нарушений норм рабочего времени и т.д., штрафа можно избежать. Законодательство предоставляет инспекторам право освобождать виновных от ответственности по причине малозначительности нарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Также проверяющие могут снизить штраф, если руководство учреждения обратит их внимание на смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ), — например, на то, что нарушение совершено впервые. При этом нужно продемонстрировать инспектору, что вы стремитесь исправить выявленные ошибки и соблюдать требования трудового законодательства.
С.И.Гурин
Директор
ООО «Центр социально-
экономических технологий»
Н.Ю.Костерина
Ведущий эксперт
ООО «Центр социально-
экономических технологий»
Кто подлежит обучению по охране труда и проверке знаний
Предэкзаменационная подготовка по ОТ обязательна для всех работников, заключивших с работодателем трудовой договор, как срочный, так и бессрочный. Все работники – руководители и специалисты, а также работники рабочих профессий – должны подготовиться к проверке знаний требований охраны труда. Совместители, как внешние, так и внутренние, также должны пройти ее по совмещаемым профессиям или должностям.
Скачать полезный документ:
Приказ о проведении обучения и проверки знаний по охране труда (бланк)
Общая инструкция по охране труда для организаций
От подготовки по ОТ и проверки знаний освобождены лишь дистанционные работники, так как у них в трудовом договоре не указано место работы. Только в одном случае потребуется проводить обучение безопасной работе: если организация выдала дистанционному сотруднику оборудование и средства для выполнения работы согласно 2-й части статьи 312.3 Трудового кодекса РФ. Такими средствами, например, является персональный компьютер, ноутбук, мобильный телефон, планшет или любое другое оборудование, будь то швейная машинка или фотолаборатория.
Во втором абзаце пункта 2.3.2 Порядка № 1/29 перечислены категории специалистов, которые проходят обучение только в УЦ. Все остальные специалисты, которые не выдают наряды-допуски, не проводят инструктажи и стажировки, дублирование и организацию работ, не контролируют работников во время их работы, не разрабатывают проект и планы производства работ, не проверяют знания работников в качестве членов комиссии, должны пройти предэкзаменационную проверку в своей организации.
Дистанционное обучение: в учебном центре и самостоятельно
Используйте дистанционную форму обучения по охране труда, когда нет возможности освободить сотрудника от работы на несколько дней. Читайте в журнале «Справочник специалиста по охране труда», как организовать дистанционное обучение в учебном центре, а также о его плюсах и минусах.
Кто несет ответственность за организацию обучения по охране труда
Работодатель не должен допускать к работе сотрудников, не прошедших обучение и инструктаж по ОТ (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Ответственность за качественную и своевременную подготовку к проверке знаний по ОТ несет работодатель. Персональную ответственность несет руководитель организации, поскольку является представителем работодателя согласно уставным документам.
Также ответственными являются должностные лица организации, назначенные приказом отвечать за подготовку работников к допуску к самостоятельной работе.
Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
- Готовые решения по действующему законодательству
- Более 3 000 заполненных шаблонов
- Возможность задать вопрос в экспертную поддержку
Этими должностными лицами являются:
- руководители структурных подразделений;
- технические руководители организации;
- специалисты по охране труда.
В случае обнаружения правонарушений в части третьей статьи 5.27.1 КоАП РФ, руководитель лично выплатит штраф государству в сумме 25 000 рублей, а организация понесет ответственность в сумме 130 000 рублей за каждого несвоевременно обученного сотрудника, при этом нет разницы, на один день была просрочка или на больший срок.
Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru
Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:
ГИТ может назначить несколько штрафов по одной статье 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Например, если работодатель не обучил 20 бухгалтеров требованиям охраны труда, инспектор может назначить 20 штрафов – по штрафу за каждого работника, в сумме 2 миллиона 600 тысяч рублей.
В настоящее время сложилась неоднозначная судебная практика. Верховный суд РФ 24 марта 2005 года постановил, что за одно и то же правонарушение в рамках одной статьи возможно установить несколько штрафов. Речь идет о суммировании штрафов по количеству работников, чьи права на подготовку по охране труда были нарушены. Поэтому работодателю необходимо организовать вовремя и качественно провести обучение работников по ОТ.
ГИТ также оштрафует работодателя за то, что не организован процесс обучения. Поэтому обязательными для каждого предприятия является разработка локальных нормативных актов, отсутствие которых послужит основанием для административной ответственности.
Вы можете найти нужные образцы в статьях:
- Приказы по охране труда
- Документы по охране труда на предприятии с образцами 2018
Если хотя бы одного из этих документов, подтверждающих факт проведения обучения, не будет обнаружено при расследовании несчастного случая с тяжелым исходом, групповом или смертельном НС, у работодателя наступит уже не административная, а уголовная ответственность по статье 143 Уголовного кодекса РФ.
Охрана труда: ответственность работодателя и требования к проведению обучения работников
ОТВЕТСТВЕНОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДАСледует напомнить, что с 2015 года в Российской Федерации усилилась административная и уголовная ответственность работодателя по выполнению требований охраны труда. Административная ответственность определяется статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судебная ответственность – статьей 143 Уголовного кодекса РФ. Штрафы возросли до 10 раз, а за несчастный случай, повлекший по неосторожности смерть работника, может быть лишение свободы до 4 лет.
Например, впервые в истории охраны труда введена новая статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает следующее:
«1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Реализация новых штрафных санкций в 2015 году имеет соответствующие примеры. В частности, на сайте Федеральной службы по труду и занятости приводятся результаты проверок. Например, в сообщении от 25 июня 2015 года читаем: «Федеральная служба по труду и занятости выявила многочисленные факты несоблюдения требований и норм охраны труда в ООО «Магеллан», работники которого погибли в апреле текущего года в результате затопления большого автономного траулера морозильного типа «Дальний Восток». На предприятии не была проведена специальная оценка условий труда, работники траулера не проходили обучение и проверку знаний требований охраны труда, а также инструктаж на рабочем месте и др. На работодателя были наложены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 6 млн. 50 тыс. рублей. В настоящее время Роструд получил информацию об оплате ООО «Магеллан» штрафов в полном объеме. Исполнение предписания о приведении деятельности в соответствие с законодательством о труде, остается на контроле государственных инспекторов труда».
Какие же это требования, невыполнение которых караются штрафами? Статья 212 Трудового кодекса РФ содержит перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а в статьях 213, 215, 221-223, 225, 227-230 Трудового кодекса РФ, дополнительно приведены конкретные функции работодателя. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда дополнены для женщин, несовершеннолетних, а также инвалидов в соответствии с главами 41 и 42 Трудового кодекса РФ.
ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Главная задача работодателя – обучение работников, в том числе и руководителей, по охране труда. «Кто обучен – тот защищен!» – известная поговорка. Статья 225 Трудового кодекса РФ требует прохождения обучения в области охраны труда. Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы. Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В рамках требований к обучению по охране труда в статье 212 Трудового кодекса определены обязанности работодателя:
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Для реализации указанных требований статей 212 и 225 Трудового кодекса РФ введены соответствующие нормативные правовые акты. К ним относятся:
– ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»;
– Постановление Минтруда России и Минобрнауки России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
– Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 июня 2003 г. № 153 «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» (с изменениями приказа Минтруда России от 12 февраля 2014 г. № 96н);
– Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Минтрудом России 17 мая 2004 г.);
– Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
По итогам обучения выдается удостоверение государственного образца о проверке знаний требований охраны труда, без наличия которого руководители и специалисты организаций не имеют права осуществлять свои должностные обязанности и трудовые функции. Согласно статье 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
В связи с вышеуказанными нормативными правовыми актами от работодателя требуется организация и осуществления своих обязанностей по обучению охране труда. Подтверждение этому служат соответствующие локальные акты работодателя, которые должны быть предъявлены при проверках.
К ним относятся:
– приказ работодателя о направлении на обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда руководителей и специалистов, в том числе службы охраны труда;
– протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
– удостоверения о проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
– приказ работодателя об организации и проведении обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
– положение (порядок) об организации и проведении обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
– приказ об организации обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим;
– программа обучения работников оказанию первой помощи при несчастных случаях;
– инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях;
– журнал учета обучения по оказанию первой помощи при несчастных случаях;
– положение (порядок) о проведении инструктажей по охране труда;
– приказ об организации проведения вводного инструктажа;
– программа проведения вводного инструктажа;
– инструкция проведения вводного инструктажа;
– приказ об освобождении от проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
– перечень профессий, освобожденных от первичного инструктажа;
– приказ об организации проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
– программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
– приказ о проведении повторного инструктажа;
– утвержденный перечень инструкций по охране труда;
– журнал учета инструкций по охране труда;
– журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
– журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
– журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового, целевого);
– приказ об организации проведения стажировки на рабочем месте;
– положение о проведении проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организации;
– приказ о создании постоянно действующей комиссии по обучению и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов;
– приказ о создании постоянно действующей комиссии по обучению и проверки знаний по охране труда производственного персонала;
– приказ об утверждении графика проверки знаний требований охраны труда;
– график проведения проверки знаний требований охраны труда работников организации;
– протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
– протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда производственного персонала.
Качественный процесс обучения руководителей и специалистов должен быть построен с помощью высококвалифицированных лекторов, представляющих аккредитованные Минтрудом России обучающие организации. Обучение может вестись в очном и (или) электронном режиме, когда освещается весь объём необходимых знаний и предоставляется работодателю полный массив актуальных материалов по охране труда на электронном носителе. Такой подход закреплен Приказом Минобрнауки от 9 января 2014 г. № 2, утвердившим Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Важно при этом, чтобы обучающей организацией в последующем осуществлялось сопровождение деятельности и консультирование работодателя в области охраны труда.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
– обучающие организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
– обучающие организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В 2015 году в развитие требований к обучающим организациям, оказывающим работодателю образовательные услуги, введены следующие документы:
– Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о правилах применения профессиональных стандартов работодателями);
– Приказ Рособрнадзора от 12 марта 2015 г. № 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» (утверждены новые формы документов, необходимых для лицензирования образовательной деятельности);
– Письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № АК-608/06 «О направлении методических рекомендаций по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»;
– Письмо Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № АК-820/06 «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей»;
– Письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 «О методических рекомендациях по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»;
– Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-675 «О направлении методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования».
ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Хотелось бы напомнить о важном аспекте внутренней работы работодателя по обучению – инструктажах по охране труда. К сожалению, несоблюдение работниками требований охраны труда, представленных в инструкциях по охране труда и иных локальных документах работодателя, составляет третью часть всех несчастных случаев в стране. Статья 214 Трудового кодекса РФ определяет обязанности работника в области охраны труда, в том числе – проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
Содержание данного аспекта обучения, как инструктаж на рабочем месте, закреплено за работодателем такими давними нормативными правовыми актами, как ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и постановление Минтруда России и Минобрнауки России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны обеспечить проведение инструктажей по охране труда. По своему характеру инструктажи по охране труда подразделяются на вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный инструктаж по охране труда, внеплановый инструктаж по охране труда, целевой инструктаж по охране труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Проведение инструктажа по охране труда завершается устной проверкой инструктирующим лицом степени усвоения содержания инструктажа инструктируемыми работниками и другими лицами, принимающими участие в производственной деятельности работодателя. Как правило, это лица, обученные в обучающих организациях Минтруда России и имеющие удостоверение государственного образца о проверке знаний требований охраны труда.
Проведение первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда регистрируется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте. Следует обратить внимание на качество ведения записей в журнале и оформления журнала, который должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью организации, а также в нем должно быть указано ответственное лицо за ведение журнала. Выписка из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте включается в материалы расследования несчастных случаев на производстве. Ответственность за организацию и своевременное проведение инструктажей с работниками, в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ возлагается на работодателя.
«Охрана труда – дело всех и каждого» – незыблемый лозунг всех времён, направленный на обеспечение работодателем безопасных условий и охраны труда работников, был и остается актуальным.
Приказы – 19 типовых нарушений:
1. Ответственные по приказам за охрану труда – не обученные в учебном центре сотрудники.
2. Обучение у ответственных по приказам – просрочено.
3. Не указана обязанность в проведении инструктажа на 1 группу, периодичность инструктажа 1 раз в год.
4. Отсутствует необходимое обучение на группу по электробезопасности у ответственного за проведение инструктажа.
5. Комиссия по охране труда по обучению и проверке знаний – меньше трех человек.
6. В составе комиссии по обучению и проверке знаний – не обученные сотрудники.
7. В составе комиссии по обучению и проверке знаний – обучение просрочено.
8. Перечень выдачи средств индивидуальной защиты не введен в действие приказом по организации.
9. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств не введен в действие приказом по организации.
10. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи СИЗ (Спец.одежда).
11. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи СИЗ при трудоустройстве.
12. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи смывающих и обезвреживающих средств при трудоустройстве.
13. Инструктажи на рабочем месте проводят работники не обученные в учебном центре.
14. Инструктажи на рабочем месте проводят работники не назначенные приказом.
15. Инструктажи на рабочем месте проводят работники с просроченным обучением в учебном центре.
16. Не все работники расписались за проведенный инструктаж.
17. Инструктаж на рабочем месте проводится 1 раз в год.
18. Инструкции по охране труда не введены в действие приказом.
19. Вновь разработанные инструкции по охране труда не введены в действие приказом.
Инструкции по охране труда (ИОТ) – 12 типовых нарушений:
47. Отсутствуют инструкции:
48. ИОТ при работе с ЭВМ;
49. ИОТ для пешеходов;
50. ИОТ по оказанию первой помощи;
51. ИОТ для персонала с 1 группой по электробезопасности.
52. Не разработаны ИОТ для всех профессий, которые числятся в штатном расписании.
53. В ИОТ не указаны вредные и опасные факторы, действующие на работника.
54. Главный раздел ИОТ «во время работы» содержит минимум информации (3-5 строчек) о правилах безопасности при выполнении работ.
55. В инструкциях встречается термин «техника безопасности».
56. В инструкциях встречаются ссылки на устаревшие законодательные документы (например, ППБ 01-03).
57. В инструкциях пункт «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» — во всех инструкциях разный, более того, противоречит текстам других инструкций.
58. Инструкция не содержит 5 обязательных разделов, в правильной последовательности, либо разделы перепутаны между собой.
59. В инструкции перепутаны последовательности 5 обязательных разделов.
60. В инструкцию по охране труда включены должностные обязанности работника.
61. Инструкция по охране труда состоит из 1 пункта.
62. Срок утверждения инструкции (ий) – более 5 лет. (Например,утверждены в 2009 году и с тех пор – не пересмотрены, не продлены).
63. Работники не ознакомлены с инструкциями по охране труда.
Типичные нарушения по охране труда в образовательных учреждениях
Самые распространённые нарушения по охране труда в ДОУ и прочих образовательных учреждениях
Нарушения в приказах
- Ответственные по приказам за охрану труда – не обученные в учебном центре сотрудники.
- Обучение у ответственных по приказам – просрочено.
- Не указана обязанность в проведении инструктажа на 1 группу, периодичность инструктажа 1 раз в год.
- Отсутствует необходимое обучение на группу по электробезопасности у ответственного за проведение инструктажа.
- Комиссия по охране труда по обучению и проверке знаний – меньше трех человек.
- В составе комиссии по обучению и проверке знаний – не обученные сотрудники.
- В составе комиссии по обучению и проверке знаний – обучение просрочено.
- Перечень выдачи средств индивидуальной защиты не введен в действие приказом по учреждению.
- Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств не введен в действие приказом по учреждению.
- Работники не ознакомлены с перечнем выдачи СИЗ.
- Работники не ознакамливаются с перечнем выдачи СИЗ при трудоустройстве.
- Работники не ознакамливаются с перечнем выдачи смывающих и обезвреживающих средств при трудоустройстве.
- Инструктажи на рабочем месте проводят работники не обученные в учебном центре.
- Инструктажи на рабочем месте проводят работники не назначенные приказом.
- Инструктажи на рабочем месте проводят работники с просроченным обучением в учебном центре.
- Не все работники расписались за проведенный инструктаж.
- Инструктаж на рабочем месте проводится 1 раз в год.
- Инструкции по охране труда не введены в действие приказом.
- Вновь разработанные инструкции по охране труда не введены в действие приказом.
Нарушения связанные с инструктажами
- Не оформлены программы первичного инструктажа (вообще нет такого вида документов).
- Программа первичного инструктажа оформлена не на все профессии/должности.
- Программа первичного инструктажа оформлена одна на все должности/профессии.
- Программа первичного инструктажа не предусматривает распределение инструкций.
- В программе первичного инструктажа не указано время на изучение вопросов по времени.
- Программа первичного инструктажа включает не все инструкции, которые предусмотрены для должности/профессии.
- Стажировка не оформляется.
- Отсутствует бланк стажировки.
- Бланк стажировки оформлен неправильно.
- Бланк стажировки заполнен неправильно.
- Бланк допуска к самостоятельной работе после стажировки оформлен неправильно.
- Бланк допуска к самостоятельной работе после стажировки заполнен неправильно.
- Не верно указывается количество смен в стажировке.
- Не верно выбран ответственный за проведение стажировки.Не собраны подписи на распоряжениях.
Нарушения в журналах
- Не указан вид инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
- Отсутствуют журналы «учет журналов по охране труда, учет выдачи журналов по охране труда».
- Не указаны даты и количество смен о проведенной стажировке.
- Отсутствуют подписи как работников, так и инструктирующих их лиц.
- Не проводится инструктаж на 1 группу по электробезопасности.
- Не все сотрудники проходят вводный инструктаж (отсутствуют подписи сотрудников, за проведенный инструктаж).
- Нарушена последовательность дат инструктажей.
- Отсутствует журнал «учета инструкций по охране труда».
- Не ведется журнал «учета инструкций по охране труда».
- Просрочены даты по пересмотру инструкций по охране труда в журнале.
- Отсутствует журнал «учета выдачи инструкций по охране труда».
- Не ведется журнал «учета выдачи инструкций по охране труда».
- Инструкции по охране труда (ИОТ) – 12 типовых нарушений.
- Отсутствуют инструкции:
- ИОТ при работе с ЭВМ;
- ИОТ для пешеходов;
- ИОТ по оказанию первой помощи;
- ИОТ для персонала с 1 группой по электробезопасности.
- Не разработаны ИОТ по видам работ, которые выполняются в учреждении: при работах на лестницах, с пылесосом, с ножом, с газонокосилкой, с НИКА-хлор и т.п.
- Не разработаны ИОТ для всех профессий, которые числятся в штатном расписании.
- В ИОТ не указаны вредные и опасные факторы, действующие на работника.
- Главный раздел ИОТ «во время работы» содержит минимум информации (3-5 строчек) о правилах безопасности при выполнении работ.
- В инструкциях встречается термин «техника безопасности».
- В инструкциях встречаются ссылки на устаревшие законодательные документы (например, ППБ 01-03).
- В инструкциях пункт «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» — во всех инструкциях разный, более того, противоречит текстам других инструкций.
- Инструкция не содержит 5 обязательных разделов, в правильной последовательности, либо разделы перепутаны между собой.
- В инструкции перепутаны последовательности 5 обязательных разделов.
- В инструкцию по охране труда включены должностные обязанности работника.
- Инструкция по охране труда состоит из 1 пункта.
- Срок утверждения инструкции (ий) – более 5 лет. (утверждены в 2009 году и с тех пор – не пересмотрены, не продлены).
- Работники не ознакомлены с инструкциями по охране труда.
- Инструкции по охране труда лежат в сейфе (кабинете) у руководителя.
Перечни – 6 типовых нарушений
- Перечень выдачи СИЗ отсутствует.
- Перечень выдачи СИЗ устарел.
- Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств отсутствует.
- Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств устарел.
- Перечень инструкций по охране труда отсутствует или устарел.
- Контингент профессий и должностей по медицинским осмотрам отсутствует, не соответствует результатам АРМ (СОУТ).
Программы обучения по охране труда
- Программа обучения для руководителей и специалистов продолжительность обучения 10-20 часов,отсутствуют экзаменационные билеты.
- Программы обучения для работников продолжительность обучения более 20 часов, отсутствуют экзаменационные билеты.
- Программы обучения по видам работ продолжительность обучения более 20 часов отсутствуют экзаменационные билеты.
Протоколы обучения по охране труда
Протоколы обучения по охране труда для руководителей и специалистов:
- не оформляются,
- оформляются с нарушением периодичности,
- не оформляются на новых работников.
Протоколы обучения по охране труда обучения для работников:
- ? не оформляются,
- оформляются с нарушением периодичности,
- не оформляются на новых работников.
Протоколы обучения по охране труда по видам работ:
- не оформляются,
- оформляются с нарушением периодичности,
- не оформляются на новых работников.
Личные карты учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств 4 типовых нарушения
Карты учета выдачи СИЗ:
- не ведутся,
- ведутся с замечаниями.
Карты учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств:
- не ведутся,
- ведутся с замечаниями.
Положения
- Отсутствует положение об обеспечении работников СИЗ.
- Отсутствует положение об обеспечении работников смывающими и обезвреживающими средствами.
- Отсутствует положение об обучении по охране труда.
- Отсутствует положение о расследовании несчастных случаев на производстве.
- Отсутствует положение об организации работ по охране труда.
- Работники и специалисты не ознакомлены с положениями.
- Новые работники не ознакамливаются с положениями.
СОУТ (АРМ) – типовых нарушений
- Работники не ознакомлены с результатами СОУТ (АРМ).
- Новые работники не ознакамливаются с результатами СОУТ (АРМ).
- Перечень выдачи СИЗ не совпадает с перечнем, указанным в АРМ.
- Работникам не установлены доплаты за вредные условия труда, по результатам АРМ.
- У АРМ вышли сроки «годности» (проводилась больше 5 лет назад).
- СОУТ не проведена на вновь образованных рабочих местах (на вновь введенной должности/профессии).
—————