Статьи расходов в бюджетном учреждении

Содержание

Особенности учета сувенирной продукции, фотоальбомов, грамот и подарочных папок в бюджетном и автономном учреждении

  • Инвестиции
    • Отрывки из книг
      • IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний
      • Прямые и венчурные частные инвестиции в России
      • Практическое пособие по IPO (первоначальное публичное предложение)
      • Оценка стоимости в венчурном инвестировании и при выходе на рынок IPO
    • Инвестиционные проекты и предложения
    • Личные финансы
    • Российский опыт
    • Зарубежный опыт
    • Другие вопросы
  • Информационный бюллетень
  • Корпоративные финансы
    • Рынок ценных бумаг
    • Базовый курс по информативности отчетов о движении денежных средств
    • Сбалансированная система показателей
      • Статьи
      • Отрывки из книг
    • Интервью, материалы прессы
    • Коротко о главном
    • Слияния и поглощения
    • Анализ финансовых отчетов
    • Финансовый менеджмент
    • Финансовый Анализ
    • Оценка бизнеса
    • Финансовая математика/статистика
    • Лизинг
  • Менеджмент
    • Кадровый менеджмент
    • Практика
      • Коротко о важном
    • Корпоративное право
    • Управление качеством
    • Корпоративное управление
    • Корпоративные рейтинги
    • Стратегическое управление
  • Налогообложение
    • Налоговые отношения с участием иностранных организаций в РФ, оффшоры
    • Практические советы
    • Налоговый учет
    • Статьи и аналитические материалы по Налогам
  • GAAP & IAS
    • Сравнительный учет: МСФО и Российский учет
      • IFRS 8 Операционные сегменты
      • IFRS 9 Финансовые инструменты
      • IFRS 6 Разработка и оценка минеральных ресурсов
      • Разъяснения и Интерпретации к МСФО
      • IAS 18 Выручка
      • IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
      • IAS 40 Инвестиционное имущество
      • МСФО для страхового сектора
      • IFRS 10 Консолидированная финансовая отчетность
      • IAS 7 Отчеты о движении денежных средств
      • IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
      • IAS 19 Вознаграждения работникам
      • IAS 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации
      • IAS 41 Сельское хозяйство
      • Трансформация отчетности по МСФО
      • IFRS 11 Совместная деятельность
      • IAS 8 Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки
      • IAS 26 Учет и отчетность по пенсионным планам
      • IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи
      • IAS 33 Прибыль на акцию
      • IFRS 1 Первое применение Международных Стандартов Финансовой Отчетности
      • Обзор МСФО
      • IAS 10 События после окончания отчетного периода
      • IAS 11 Договоры на строительство
      • IFRS 15 Выручка по договорам с клиентами
      • IAS 21 Влияние изменений валютных курсов
      • IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
      • IFRS 2 Выплаты на основе долевых инструментов
      • Подготовка международной отчетности
      • IAS 16 Учет и отчетность по пенсионным планам
      • IAS 12 Налоги на прибыль
      • IFRS 16 Аренда
      • IAS 23 Затраты по займам
      • IAS 36 Обесценение активов
      • IFRS 3 Объединения предприятий
      • Разработка законодательство по МСФО
      • IAS 31 Участие в совместном предпринимательстве
      • IAS 14 Сегментная отчетность
      • IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
      • IAS 37 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
      • IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность
      • МСФО в некоммерческих организациях
      • IAS 1 Представление финансовой отчетности
      • IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
      • IAS 16 Основные средства
      • IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчетность
      • IAS 38 Нематериальные активы
      • IFRS 6 Разработка и оценка минеральных ресурсов
      • IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
      • Аудит. Управленческий учет. Статистика
      • IAS 2 Запасы
      • IFRS 4 / IFRS 17 Договоры страхования
      • IAS 17 Аренда
      • IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
      • IAS 39 Финансовые инструменты: признание и оценка
    • Переход на МСФО в других странах мира
      • Азиатская модель
    • Учебные пособия по МСФО
      • МСФО, редакция 2001г.
      • Курс по методике IAB/Основы бухгалтерского учета по МСФО
      • Учебное пособие по МСФО и их использования в рамках проекта ТАСИС «Водные пути России»
      • Руководство по трансформации на МСФО (новый план счетов РБ)
      • Вводный курс по МСФО
      • Реформа бухгалтерского учета и отчетности II
      • Экзамен DipIFR-Rus (2012)
      • Работа с финансовыми отчетами по МСФО
      • Системы профессионального образования в России, Великобритании и в мире
      • Разработка стратегии поддержки российских предприятий при их переходе на МСФО
      • Экзамен DipIFR-Rus (2013)
    • Активы
    • Идеологические статьи по МСФО
      • IAS: искусство иллюзии
      • Идеология МСФО и US GAAP
      • Революция в корпоративной отчетности
    • Особенности учета на постсоветском пространстве
    • Особенности банковской отчетности
      • Банковский бизнес в России и зарубежом
    • Учебные пособия по МСФО в рамках проекта «Реформа бухгалтерского учета и отчетности II»
    • Что такое ГААП США (US GAAP) ?
      • US GAAP: Перевод отчетности в иностранной валюте
      • Изучение GAAP: основы основ. Курс лекций
      • Как я изучал GAAP
      • Сравнительный учет: US GAAP & Российский учет
    • Учетная политика
    • Сравнительный учет: IAS & US GAAP
    • МСФО по-украински: официальный перевод международных стандартов
    • Нефтегазодобывающая отрасль
      • МСФО для добывающей отрасли
    • UK GAAP
    • Что такое GERMAN GAAP (Немецкий учет)?
      • Немецкое балансоведение
    • IPSAS — международные стандарты для госорганов
  • Отрывки из книг
  • Software
  • Российский бухучет
  • Авторские разделы
    • Вареня Вячеслав Алексеевич
    • Видеоинтервью и вебинары
    • Анвар Алимжанович Бакиев
    • Партнерам
    • Ольга Овчаренко
    • Эксперты Московской коллегии адвокатов «ГРАД»
    • Андрей Лукашов
      • Инвестиции
      • Корпоративные финансы
    • Вячеслав Колесов
      • Теория и практика международного учёта и отчётности. Учебное пособие
    • Игорь Аверчев
    • Готовимся к экзамену «CFA — 1 уровень» вместе
    • US GAAP, UK GAAP, IFRS (МСФО) — Татьяна и Сергей Максимовы
  • Управленческий учет
    • Контроллинг
    • Практика
    • Зарубежный опыт
    • Идеология
    • Управленческий учет в контексте стратегического менеджмента
    • Бюджетирование
    • Предприятие как система создания ценности
  • Аудит
    • Практические материалы с конференций по аудиту
      • Аналитические материалы со III-й Конференции стран СНГ «Аудит и контроллинг в банках» — 2004
    • Международные стандарты аудита (ISA)
    • Внутренний аудит и внутренний контроль
    • Аудиторские компании
      • Ernst & Young
      • Deloitte
      • BDO
      • СТЕК
    • Журнал «Аудитор»
      • 2002 г.
      • 2011 г.
    • Аналитические статьи, рейтинги
    • Методические рекомендации в рамках проекта ТАСИС «Реформа Российского Аудита»

Учет сувенирной продукции, предназначенной для продажи.

Сувенирная продукция, предназначенная для продажи, в соответствии с п. 121, 124 Инструкции № 157н отражается:

1. На счете 0 105 08 000 «Товары» – в случае приобретения сувениров у сторонних организаций (изготовления сторонними организациями). Приобретенные для продажи товары принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать товары, переданные в реализацию, по их розничной цене с обособленным учетом торговой наценки (на счете 0 105 09 000).

Суммы торговых наценок по реализованным товарам отражаются в уменьшение финансового результата текущего финансового года. Относящиеся к нереализованным товарам суммы наценок уточняются по результатам инвентаризации путем увеличения (уменьшения) их стоимости согласно установленным учреждением размерам сумм наценок на соответствующие товары.

2. На счете 0 105 07 000 «Готовая продукция» – в случае изготовления сувениров собственными силами. На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости.

По окончании месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции. Возникающие отклонения такой себестоимости от плановой (нормативно-плановой) относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо (в части реализованной продукции) – на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.

При реализации сувенирной продукции учреждение начисляет доход, оформляя следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 0 205 31 560 (0 205 31 000) «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»
Кредит счета 0 401 10 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

При этом по указанным счетам в 15 – 17-м разрядах номера счета (аналитический код вида поступлений) проставляется код 440, соответствующий доходам от выбытия материальных запасов учреждения (Письмо Минфина РФ от 07.09.2018 № 02-07-10/63993 (далее – Письмо № 02-07-10/63993)).

Стоит отметить, что доходы от реализации сувенирной продукции в учреждении подлежат обложению НДС и налогом на прибыль в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ). Операции с указанными налогами отражаются в учете по следующим подстатьям КОСГУ:

а) бюджетным (автономным) учреждением – по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики. Такие правила действуют в 2018 году. С 2019 года для отражения указанных операций можно использовать только подстатью 131 КОСГУ;

б) казенным учреждением – по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций по приобретению (изготовлению) и реализации сувенирной продукции в учреждении.

Пример 1.

Музей (автономное учреждение) осуществляет реализацию сувениров. В качестве сувениров закуплены 400 магнитов на общую сумму 4 000 руб. (в том числе НДС – 610 руб.). Все приобретенные магниты были реализованы. Доход от реализации сувениров составил 8 000 руб. (в том числе НДС – 1 220 руб.). За сувениры посетители музея расплачиваются банковскими картами.

Все операции осуществляются в рамках приносящей доход деятельности. Согласно учетной политике уплата НДС и налога на прибыль производится по подстатье 131 КОСГУ.

В бухгалтерском учете музея указанные операции отразятся согласно Инструкции № 183н следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету приобретенные магниты (по фактической стоимости)

000 2 105 38 000

244 2 302 34 000

3 390

000 2 210 12 000

244 2 302 34 000

Отражена сумма торговой наценки по приобретенным магнитам
(8 000 – 3 390) руб.

000 2 105 38 000

000 2 105 39 000

4 610

Начислен доход от реализации магнитов

440 2 205 31 000

440 2 401 10 131

8 000

Принята оплата с банковских карт покупателей через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

000 2 201 23 000

440 2 205 31 000

8 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Зачислены денежные средства на лицевой счет*

000 2 201 11 000

000 2 201 23 000

8 000

Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)

Списаны реализованные магниты (по розничной цене)

440 2 401 10 131

000 2 105 38 000

8 000

Списана сумма торговой наценки по реализованным магнитам (методом «красное сторно»)

440 2 401 10 131

000 2 105 39 000

(4 610)

Начислен НДС с операций по реализации

440 2 401 10 131

130 2 303 04 000**

1 220

Начислен налог на прибыль***
((8 000 – 1 220 – 3 390) руб. x 20%)

440 2 401 10 131

130 2 303 03 000**

Принят к вычету «входной» НДС, предъявленный поставщиком магнитов****

130 2 303 04 000**

000 2 210 12 000

Перечислен в бюджет НДС
(1 220 – 610) руб.

130 2 303 04 000**

000 2 201 11 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Перечислен в бюджет налог на прибыль

130 2 303 03 000**

000 2 201 11 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

* В целях упрощения примера комиссия, взимаемая банком-эквайрером, во внимание не берется.

** По указанным счетам в 15 – 17-м разрядах номера счета (аналитический код вида поступлений) проставляется код 130, соответствующий доходам от оказания платных услуг (работ) (Письмо № 02-07-10/63993).

*** В целях исчисления налога на прибыль доходы от реализации уменьшаются на сумму НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ) и стоимость приобретенных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

**** Сумма НДС, предъявленная поставщиком за поставленные товары (в нашем случае – магниты), подлежит вычету на основании пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.

Пример 2.

В рамках приносящей доход деятельности музей (бюджетное учреждение) осуществляет реализацию сувениров (деревянные изделия с символикой музея), изготовленных собственными силами. В себестоимость сувениров включается зарплата мастера, состоящего в штате учреждения, и стоимость расходных материалов.

Плановая себестоимость одного сувенира составляет 100 руб.

За октябрь 2018 года фактические затраты на изготовление 300 сувениров составили 33 900 руб., в том числе:

– оплата труда мастера (15 000 руб.) и начисления на оплату труда (4 530 руб.);
– стоимость расходных материалов (14 370 руб.).

Фактическая себестоимость сувениров превысила плановую себестоимость в связи с увеличением цены на расходные материалы.

Изготовленные сувениры реализованы полностью. Доходы от их реализации – 60 000 руб. (в том числе НДС – 9 153 руб.) – поступили в кассу учреждения.

Согласно учетной политике уплата НДС и налога на прибыль производится по подстатье 131 КОСГУ.

В бухгалтерском учете музея указанные операции согласно Инструкции № 174н отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету сувениры по плановой себестоимости
(300 шт. x 100 руб.)

000 2 105 37 340

000 2 109 60 211*,
000 2 109 60 213*,
000 2 109 60 272*

30 000

Сформирована фактическая стоимость сувениров:

33 900

– на сумму заработной платы мастера

000 2 109 60 211*

111 2 302 11 730

15 000

– на сумму отчислений с заработной платы мастера

000 2 109 60 213*

119 2 303 00 730**

4 530

– на сумму расходных материалов

000 2 109 60 272*

000 2 105 36 440

14 370

Отражено превышение фактической себестоимости над плановой себестоимостью
(33 900 – 30 000) руб.

440 2 401 10 131

000 2 109 60 272*

3 900

Начислены доходы от реализации сувениров

440 2 205 31 560

440 2 401 10 131

60 000

Начислен НДС с доходов от реализации

440 2 401 10 131

130 2 303 04 730

9 153

Списаны реализованные сувениры по плановой себестоимости

440 2 401 10 131

000 2 105 37 440

30 000

Начислен налог на прибыль с доходов от реализации***
((60 000 – 9 153 – 33 900) руб. x 20%)

440 2 401 10 131

130 2 303 03 730

3 389

Поступили доходы от реализации в кассу музея

000 2 201 34 510

440 2 205 31 660

60 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Внесены денежные средства из кассы на лицевой счет учреждения

000 2 210 03 560

000 2 201 34 610

60 000

Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)

Зачислены денежные средства на лицевой счет

000 2 201 11 510

000 2 210 03 660

60 000

Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)

Уплачен НДС в бюджет

130 2 303 04 830

000 2 201 11 610

9 153

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Уплачен налог на прибыль

130 2 303 03 830

000 2 201 11 610

3 389

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

* По указанным счетам в 15 – 17-м разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств (п. 2.1 Инструкции № 174н, Письмо № 02-07-10/63993).

** В целях упрощения примера используется обобщенный счет 2 303 00 730 (то есть без выделения отдельных видов отчислений по счетам 2 303 02 730, 2 303 06 730, 2 303 07 730, 2 303 10 730).

*** В целях исчисления налога на прибыль выручка от реализации продукции уменьшается на сумму НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ) и произведенные расходы, связанные с изготовлением продукции (п. 1 ст. 247, пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Учет сувенирной продукции, предназначенной для награждения.

Сувениры, используемые в рамках проведения культурно-массовых мероприятий и предназначенные для награждения (дарения) участникам таких мероприятий, в соответствии с п. 345 Инструкции № 157н учитываются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» по стоимости их приобретения.

Согласно Указаниям № 65н расходы на приобретение сувениров, предназначенных для награждения (дарения), отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 296 «Иные расходы» КОСГУ.

По факту вручения (награждения) сувениры списываются с забалансового счета 07.

Рассмотрим порядок отражения указанных операций на примере.

Пример 3.

Дом детского творчества (бюджетное учреждение) в целях проведения конкурса юных талантов закупил (через подотчетное лицо) в качестве сувениров блокноты на сумму 1 000 руб. Блокноты вручены участникам конкурса.

Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению государственного задания. Расходы на приобретение сувениров не учитываются в себестоимости услуг, оказываемых в рамках государственного задания.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Нормирование представительских расходов в 2017-2018 годах (лимиты по федеральному законодательству)

Представительские расходы как отдельная категория затрат определены положениями ст. 264 НК РФ. Фактически данные положения, что устанавливают порядок использования, а также, в частности, нормирование представительских расходов, — единственные, что приняты в нормативных актах на федеральном уровне.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы могут использоваться плательщиками налога на прибыль в целях уменьшения налогооблагаемой базы — в величине, не превышающей 4% от расходов на оплату труда в соответствующий налоговый период. Собственно, это единственный лимит с точки зрения применения расходов, о которых идет речь, в целях оптимизации налоговой базы.

Перспективы снижения платежной нагрузки фирмы, что уплачивает налог на прибыль, таким образом, зависят:

  • от величины представительских расходов;
  • величины расходов на оплату труда.

Рассмотрим то, каким образом определяется первый и второй показатель, а также то, за счет каких методов фирма может увеличить соответствующие показатели.

Как увеличить норматив представительских расходов: учет максимального объема затрат

Представительские расходы в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ могут быть представлены:

  • расходами на организацию официальных мероприятий;
  • в виде оплаты транспортных, буфетных услуг в рамках проведения данных мероприятий;
  • в виде оплаты услуг переводчика, заказанных в рамках проведения официальных мероприятий.

По мнению судей, этот перечень не является закрытым. Это означает возможность признания в составе представительских прямо не упомянутых в п. 2 ст. 264 НК РФ расходов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 № Ф04-9370/2006(30552-А81-27)). Хотя не исключены споры с контролирующими органами по обоснованности включения в состав представительских расходов тех или иных затрат компании.

Так, чиновники и судьи не против того, чтобы в составе представительских расходов была учтена стоимость спиртных напитков, приобретенных для организации деловых мероприятий по заключению договоров с клиентами (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).

Однако не следует расширять этот перечень бесконтрольно, так как данный вид расходов находится под пристальным вниманием контролирующих органов. К примеру, нельзя отнести к представительским расходы на организацию фуршета, аренду теплохода и оплату труда артистов в рамках развлекательной программы, организованной после официальной части семинара, а также расходы на проживание гостей, так как указанные расходы не предусмотрены положениями п. 2 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

Аналогичного мнения чиновники придерживаются и относительно расходов на кофе, чай и сладости, которыми угощают в компании своих клиентов (письмо Минфина России от 12.05.2010 № 03-03-06/1/327).

Услуги, оплата которых формирует представительские расходы предприятия, в общем случае могут быть оказаны в отношении:

  • гостей официального мероприятия, представляющих сторонние организации;
  • иных участников официального мероприятия, что прибывают на заседание руководящего органа предприятия;
  • штатных сотрудников предприятия, которые в статусе официальных лиц участвуют в переговорах.

Таким образом, активное изучение правоприменительной практики (с учетом разъяснений чиновников) — ключевой фактор максимизации представительских расходов, что могут быть использованы в целях оптимизации налогообложения предприятия. Но даже если работа в данном направлении будет проведена ответственными сотрудниками фирмы успешно — как мы отметили выше, представительские расходы нормируются в размере 4% от затрат на оплату труда. Поэтому следующая задача предприятия — максимально эффективно определить учетную величину данных затрат.

Увеличить норму представительских расходов: учет затрат на оплату труда

В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ, к расходам на оплату труда относятся предусмотренные законом, трудовыми и коллективными договорами начисления, выплаты сотрудникам, расходы на их содержание. Это могут быть, в частности, выплаты:

  • по окладам, тарифам, сдельным расценкам, процентам от выручки;
  • в виде премий, стимулирующих надбавок;
  • в счет оплаты коммунальных услуг, питания, жилья, которые бесплатно предоставляются работникам*;
  • в счет приобретения спецодежды, обуви для сотрудников**;
  • в виде среднего заработка, перечисляемого сотрудникам по тем или иным основаниям;
  • в виде компенсаций за неиспользованный отпуск;
  • выходные пособия и иные начисления увольняемым сотрудникам;
  • вознаграждения сотрудникам за выслугу лет;
  • в виде районных, северных надбавок;
  • в виде компенсации стоимости проезда на различных видах транспорта;
  • оплата труда в период вынужденного прогула либо выполнения более низкооплачиваемой работы;
  • платежи в государственные внебюджетные фонды, в частные фонды по договорам добровольного пенсионного страхования;
  • расходы работодателя на оформление ДМС для сотрудников;
  • в виде зарплаты сотрудникам, работающим на вахте;
  • суммы, перечисленные физлицам за работу, выполненную по контрактам с государственными организациями;
  • начисления сотрудникам предприятия, проходящим обучение в сторонних организациях с отрывом от работы;
  • начисления сотрудникам-донорам за дни прохождения обследования в медучреждениях, сдачи крови, а также в периоды отдыха после сдачи крови;
  • суммы, перечисленные физлицам за работу, выполненную по гражданско-правовым договорам;
  • начисления военнослужащим, которые проходят службу на унитарных предприятиях и в иных госучреждениях (если налогоплательщик имеет отношение к деятельности данных структур);
  • доплаты сотрудникам с инвалидностью;
  • резервные отчисления на оплату отпусков, вознаграждений за выслугу лет, а также перечисления по итогам трудовой деятельности за год;
  • представленные суммами в счет компенсации процентов по жилищным кредитам, взятым сотрудниками;
  • прочие перечисления в пользу работника, что предусмотрены договором между ним и фирмой.

* В расходы на оплату также включается компенсация работодателя за непредоставление сотрудникам в установленных законом случаях бесплатного жилья, коммунальных и прочих подобных им услуг (п. 4 ст. 255 НК РФ).

** Отметим, что приобретение фирмой спецодежды и обуви для работников, которое формирует представительские расходы, предполагает, что:

  • сотрудники не компенсируют стоимость спецодежды и обуви за свой счет;
  • спецодежда и обувь передается в собственность сотрудников.

Таким образом, по каждому из приведенных оснований может формироваться база для исчисления лимита по представительским расходам, который составляет 4% от нее.

Увеличить норму представительских расходов: досписание затрат по итогам налогового периода

В общем случае представительские расходы списываются по итогам отчетного периода — 1-го квартала, полугодия, 9 месяцев или года в пределах лимита, рассмотренного нами выше, — 4% от расходов на оплату труда в соответствующем отчетном периоде.

Часто бывает, что объем представительских расходов в рамках одного отчетного периода превышает лимит, вследствие чего в налоговом учете предприятия в течение года формируется некий остаток представительских расходов, не учтенных в расчете прибыли. В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ данные расходы могут быть списаны («включены в состав прочих расходов») в течение налогового периода.

Отмеченную норму правомерно понимать как устанавливающую возможность для досписания образовавшихся в течение года сверхлимитных представительских расходов. Но только при условии, что к концу года расходы на оплату труда составят сумму, которой достаточно для осуществления такого досписания.

Если сверхлимитные представительские расходы досписываются, то в бухучете фирмы одновременно осуществляется:

  • досписание входного НДС по представительским расходам;
  • уменьшение величины отложенных налоговых активов по соответствующим расходам.

О нюансах расчета отложенных налоговых активов и обязательств узнайте из материала «Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль».

Вход для клиентов

Бюджетное учреждение приобретает и в рамках проведения праздничных культурно-массовых и спортивных мероприятий выдает наградную атрибутику, призы, сувениры и т. п. С 2019 года приобретение данной продукции производится по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ. Как в бухгалтерском учете учреждения отразятся операции по приобретению и вручению призов, сувенирной продукции? Как документально оформить вручение призов?

С 2019 года в соответствии с п. 11.4.8 Порядка № 209н, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, производятся по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ. По этой подстатье отражается, в частности, приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, в том числе:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;
  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения.

Согласно действующей методологии учета код подстатьи 349 КОСГУ включен в структуру номера счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», поэтому призы и подарки будут учитываться в составе материальных запасов.

Пунктом 31 Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 № 298н, который вступил в силу 10.02.2019) установлено следующее: «Для ведения бухгалтерского учета материальных запасов применяются счета аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», предусмотренные Приложением № 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 – 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, в 24 – 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета)». Таким образом, подстатья 349 КОСГУ будет включена в структуру номера счета 0 105 00 000, который будет выглядеть так: 0 105 00 349.

В то же время, если обратиться к действующей редакции Инструкции № 157н (см. п. 345), учет материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров, ведется на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Указанная норма останется без изменения и после вступления в силу Приказа Минфина РФ № 298н. Поэтому сувенирную продукцию, награды, призы следует учитывать на обозначенном счете.

План счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ № 298н, содержит счет 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», который подходит для учета сувенирной продукции, наград, призов.

Таким образом, полагаем, после внесения изменений в инструкции № 157н и 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут отражены следующие операции по приобретению призов и наград:

Дебет

Кредит

Приобретены призы у поставщика

0 105 36 349

0 302 34 73х

Произведена плата поставщику за приобретенные призы

0 302 34 83х

0 201 11 610

Списаны призы, предназначенные для вручения в рамках праздничного мероприятия

0 109 хх 272

0 106 36 449

Призы приняты к забалансовому учету

Призы списаны с забалансового учета при вручении

Вопрос:

Выбытие материальных запасов производится на основании первичных учетных документов. Как документально оформить вручение призов?

Для оформления внутреннего перемещения материальных ценностей, в том числе ценных подарков, сувениров и призов для целей дарения, между материально ответственными (ответственными) лицами учреждения, в частности при передаче работнику (сотруднику) учреждения, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия, Приказом от 30.03.2015 № 52н предусмотрено применение следующих первичных учетных документов:

  • требование-накладная (ф. 0504204);
  • накладная на внутреннее перемещение объекта нефинансовых активов (ф. 0504102).

Порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, могут быть установлены учреждением в рамках формирования его учетной политики. Такими документами могут быть в том числе:

  • приказ на проведение мероприятия;
  • план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией;
  • протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы.

При этом подписание документов о вручении подарков лицами, ими награжденными, обычаями делового (протокольного) оборота, как правило, не предусматривается ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола.

Таким образом, при вручении ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий по факту их вручения ответственным за вручение лицам целесообразно составлять акт вручения по форме, установленной субъектом учета при формировании своей учетной политики, с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов. Аналогичное разъяснение дано в Письме Минфина РФ от 22.07.2015 № 02‑06‑10/42173.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2019 год

Основания для приобретения сувенирной продукции и подарков.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, приобретение сувенирной продукции и подарков должно отвечать целям деятельности учреждения.

В частности, бюджетное учреждение может принимать участие в реализации государственных программ (программ муниципалитета) «Развитие физической культуры и спорта» и быть организатором спортивного мероприятия. В случае если мероприятие проводится за счет средств бюджета, порядок проведения такого мероприятия и норматив расходов по нему устанавливаются нормативными актами. В качестве примера данного нормативного акта можно привести Приказ комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области от 03.09.2018 № 5-о «Об утверждении положения о порядке финансового обеспечения за счет средств бюджета Ленинградской области мероприятий в сфере физической культуры и спорта, включенных в планы реализации государственных программ Ленинградской области».

В этом случае органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель):

  • утверждается положение (регламент) мероприятия;

  • определяются условия и календарный план его проведения;

  • определяются условия допуска к участию спортсменов;

  • устанавливается порядок выявления лучшего участника или лучших участников;

  • разрабатывается порядок организационного и иного обеспечения проводимого мероприятия;

  • обеспечивается финансирование мероприятия в утвержденном им порядке.

При проведении мероприятий утверждаются:

  • положение о проведении мероприятия;

  • смета, включающая количественный состав участников мероприятия, срок его проведения, статьи расходов.

Учреждения, принимающие участие в реализации государственных программ Ленинградской области «Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области»:

  • получают денежные средства в виде субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели (для получения средств между учреждением и учредителем заключается соглашение);

  • расходуют средства на организацию проведения мероприятий на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и сметы проведения мероприятия.

В этом случае при приобретении сувенирной продукции и ценных подарков следует исходить из норм, установленных учредителем. Из рассматриваемого нами положения вытекает, что награждение участников торжественных мероприятий медалями, дипломами, спортивными призами, наградами (памятными медалями, призами и пр.), сувенирами, денежными призами, цветами осуществляется в пределах норм, установленных учредителем в программе проведения торжественных мероприятий.

Нормы оплаты услуг (работ) по обеспечению спортивными призами, наградами и наградной атрибутикой победителей, призеров и участников физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий

Призовые

места

Стоимость спортивных призов, наград (памятные медали, призы, кубки и пр.), руб.

Стоимость медали, руб.

Стоимость диплома (грамоты), руб.

Денежные
призы

Командные

Личные

Приз Губернатора Ленинградской области

I место

До 6 000

До 6 000

До 200

До 50

В соответствии с правилами проведения соревнований

II место

До 5 000

До 5 000

III место

До 4 000

До 4 000

Нормы оплаты услуг по обеспечению сувенирной продукцией участников физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий

Сувенирная продукция

Стоимость, руб.

Областные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия

До 700

Всероссийские физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия

До 900

Если учреждение проводит мероприятие по своей инициативе (обычно такие мероприятия проводятся за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг):

  • издается приказ руководителя учреждения о проведении мероприятия (в нем отражаются тематика проведения мероприятия, сроки проведения, лица, ответственные за организацию мероприятия и его проведение);

  • разрабатывается и утверждается руководителем учреждения смета на проведение мероприятия.

Расходы на приобретение сувенирной продукции и ценных подарков в этом случае осуществляются в размере, определенном сметой проведения мероприятия.

Выбор кода КОСГУ при совершении расходной операции.

С 1 января 2019 года расходы, осуществляемые в связи с приобретением (изготовлением) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ (см. Порядок применения КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н).

Согласно нормам п. 11.4.8 Порядка № 209н на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, в том числе:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;

  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;

  • цветов.

Если обратиться к п. 11.4.8 Порядка № 209н, то можно увидеть, что перечень расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ, является закрытым.

Стоимость приобретаемой сувенирной и подарочной продукции определяется сметой проведения мероприятия.

Принятие к учету сувенирной продукции и ценных подарков.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. При этом он должен иметь все обязательные реквизиты, перечень которых установлен ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы». В качестве первичного учетного документа могут выступать:

  • акт выполненных работ (например, если в типографии заказывалось изготовление печатных грамот);

  • товарная накладная (оформляется приобретение материальных ценностей);

  • контрольно-кассовый чек (когда закупку сувенирной продукции производило подотчетное лицо).

При принятии к учету приобретаемой сувенирной продукции и ценных подарков рекомендуем воспользоваться разъяснениями Минфина, приведенными в Письме от 14.03.2019 № 02-06-10/16864. В нем говорится об учете ценных подарков (сувениров), приобретенных для их вручения в рамках протокольных и торжественных мероприятий.

Как указал Минфин, приобретенные учреждением материальные ценности, поступившие на склад, являются активом и подлежат отражению на балансе на соответствующих счетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Учет таких объектов, по мнению финансистов, ведется на счете 0 105 36 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». При этом с момента выдачи со склада ценных подарков (сувениров) (с момента приобретения – в случае, когда материальные ценности не принимаются на склад) работнику учреждения, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия, ценные подарки (сувениры) отражаются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» до момента их вручения.

Вместе с тем при одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих их приобретение и вручение, информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» не отражается. В этом случае стоимость подарков (сувениров) относится на расходы текущего финансового периода (счет 0 401 20 272 «Расходы экономического субъекта») по факту документального подтверждения их вручения.

Бюджетное учреждение в рамках заключенного с учредителем соглашения о получении целевой субсидии организует проведение спортивного мероприятия. В рамках норм, установленных учредителем на проведение такого мероприятия, учреждением были приобретены:

  • ценные подарки в количестве 3 шт. на сумму 18 000 руб.;

  • почетные грамоты в количестве 3 шт. на сумму 60 руб.

Оплата ценных подарков, грамот производилось в безналичной форме без участия подотчетных лиц. Перед проведением мероприятия ценные подарки и грамоты для вручения лицам, занявшим призовые места, были выданы ответственному лицу. Ценные подарки и почетные грамоты были вручены участникам спортивного мероприятия.

В бухгалтерском учете операции по приобретению и выдаче ценных подарков и грамот будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету поступившие в учреждение от поставщика:

ценные подарки

5 105 36 349

5 302 34 734

18 000

почетные грамоты (3 шт.)

5 105 36 349

5 302 34 734

Выданы для вручения победителям спортивных мероприятий:

ценные подарки

07*

18 000

почетные грамоты

Отражено списание:

врученных ценных подарков

5 401 20 272

5 105 36 349

18 000

18 000

врученных почетных грамот

5 401 20 272

5 105 36 349

* Пунктом 345 инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), установлено, что награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: «один объект – один рубль». Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения. В связи с этим ценные подарки в примере отражены на забалансовом счете 07 по стоимости их приобретения, а почетные грамоты – в условной оценке.

Учреждение образования приняло решение провести небольшое мероприятие среди своих учеников. Расходы на его проведение произведены за счет средств, полученных от осуществления платной деятельности. По итогам мероприятия каждому участнику вручены почетная грамота и сувенир. Сметой проведения мероприятия определены максимальная стоимость сувенира, максимальная стоимость почетной грамоты.

В день проведения мероприятия подотчетному лицу учреждения из кассы были выданы денежные средства на приобретение сувениров и почетных грамот в пределах средств, определенных сметой.

Подотчетное лицо приобрело:

  • сувениры в количестве 10 шт. на сумму 3 000 руб.;

  • почетные грамоты в количестве 10 шт. на сумму 600 руб.

Операции совершаются по коду вида финансового обеспечения 2. Подотчетное лицо, купившее сувенирную и подарочную продукцию, производило их вручение и одномоментно представило в бухгалтерию учреждения документы, подтверждающие приобретение грамот и подарков и их вручение.

В бухгалтерском учете учреждения согласно разъяснениям Минфина, изложенным в Письме № 02-06-10/16864, операции по приобретению сувениров и почетных грамот будут отражены так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на приобретение:

сувениров

2 401 20 272

2 208 34 664

3 000

почетных грамот

2 401 20 272

2 208 34 664

В Письме № 02-06-10/16864 Минфин сообщил, что при подготовке очередных изменений в Инструкции № 157н порядок отражения в бухгалтерском учете БСО, ценных подарков и сувенирной продукции будет уточнен.

Документальное оформление вручение сувенирной и подарочной продукции.

Как мы отметили выше, любой факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Вручение подарочной и сувенирной продукции не является исключением. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они:

  • составлены по унифицированным формам документов (см. Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н);

  • разработаны учреждением самостоятельно, но содержат обязательные для первичного учетного документа реквизиты (применяются, если Минфином не установлены обязательные для оформления факта хозяйственной жизни субъекта учета формы документов).

Порядок осуществления вручения ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий необходимо регламентировать актами учреждения (см. Письмо Минфина РФ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173). При этом порядок оформления и формы первичных учетных документов при вручении ценных подарков, сувениров и призов устанавливаются субъектом учета при формировании своей учетной политики с соблюдением требований, установленных Инструкцией № 157н, ФСБУ «Концептуальные основы».

Для оформления внутреннего перемещения материальных ценностей, в том числе ценных подарков, сувениров и призов для целей дарения, между материально ответственными (ответственными) лицами учреждения, в частности при передаче работнику (сотруднику) учреждения, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия, следует применять требование-накладную (ф. 0504204), накладную на внутреннее перемещение объекта нефинансовых активов (ф. 0504102).

При этом подписание документов о вручении подарка лицами, ими награжденными, обычаями делового (протокольного) оборота, как правило, не предусматривается ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола. Поэтому при вручении ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий целесообразно по факту их вручения ответственным за это лицам составлять акт вручения по форме, установленной субъектом учета при формировании своей учетной политики, с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов.

* * *

В завершение отметим, что учет ценных подарков (сувениров) ведется на счете 0 105 36 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». При этом выдача объектов со склада работнику учреждения, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия, отражается на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» до момента их вручения.

В случае одновременного представления лицами, ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих их приобретение и вручение, информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» не отражается. В описанной ситуации стоимость подарков (сувениров) относится на расходы текущего финансового периода (счет 0 401 20 272 «Расходы экономического субъекта») по факту документального подтверждения их вручения.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *