Статус пенсионного фонда РФ

Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Features of the legal status of Russian Federation’s Pension Fund Sharpan A. (Russian Federation) Особенности правового статуса пенсионного фонда Российской Федерации Шарпан А. А. (Российская Федерация)

Шарпан Александра Александровна / Sharpan Aleksandra — студент магистратуры, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье рассматриваются особенности правового положения Пенсионного фонда РФ. Делается вывод о необходимости принятия федерального закона, который бы регулировал проблемы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, правовой статус, пенсионная система РФ. Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, legal status, pension system.

Пенсионное обеспечение традиционно является одной из наиболее социально-значимых функций государства и вместе с тем его обязанностью перед гражданами. На сегодняшний день основным государственным институтом, деятельность которого направлена на финансовое обеспечение пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами, в числе которых:

• Конституция Российской Федерации ;

• Бюджетный кодекс Российской Федерации ;

• федеральные законы;

• Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) ;

• подзаконные нормативные акты.

Пенсионный Фонд Российской Федерации обладает особым правовым статусом, что обусловлено спецификой его структурной и функционально организации — в частности, его автономностью и наличием своего собственного источника доходов (страховых взносов). Так, например, А. А. Мадатов отмечает, что Пенсионный фонд Российской Федерации является «юридическим лицом публичного права» с особым статусом, предназначенным для осуществления строго определенных целей, а не просто «некоммерческой организацией» . При этом в главе 4 ГК РФ отсутствуют указания относительно особо статуса подобного рода государственных учреждений. И хотя в части 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов, данное положение к специфике организации Пенсионного фонда Российской Федерации, мы полагаем, отнести нельзя.

Во-первых, государственные учреждения, образующие Пенсионный фонд Российской Федерации, не являются ни казенными, ни бюджетными, ни автономными, а потому не могу быть отнесены к ныне известным разновидностям государственных учреждений .

Во-вторых, Пенсионный фонд Российской Федерации обладает собственными источниками бюджетирования, что, соответственно, делает его бюджетный статус обособленным в отличие от иных государственных учреждений.

Таким образом, организационно-правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации представляется сложноустроенным еще и в силу своего рода «колизионности» организационно-правовой формы: с одной стороны, данная организация является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) ), но, в то же время, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», представлена как «государственное учреждение» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует также обратить внимание и на судебную практику с участием Пенсионного фонда Российской Федерации. Остается актуальной проблема привлечения Пенсионного фонда Российской Федерации к ответственности как субъекта нарушений бюджетного законодательства. Мы считаем, что устранение данного пробела носит стратегический характер и необходимо на современном этапе, поскольку «эффективный контроль и надзор являются важнейшими составляющими процесса укрепления доверия общества и государства, средством достижения благосостояния человека и стабильности публичной власти» .

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует федеральный закон, который бы урегулировал проблемы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, основываясь на реальных аспектах реализации пенсионной системы, в связи с чем мы считаем важным принятие такого закона, в котором бы были четко обозначены все функции и задачи, которые на данном этапе им осуществляются.

Литература

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3823.

3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

4. Мадатов А. А. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных правоотношений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 28 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31 января 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.

6. Федеральный закон от 15 января 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14 декабря 2015 г.) //Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. ст. 4832.

7. Зубанова О. Я. К вопросу о финансово-правовом статусе Пенсионного Фонда Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4 (42). С. 261-266.

8. Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4. С. 94.

Пенсионный фонд РФ может сменить свой статус после 1 апреля

Пенсионный фонд России представит правительству предложения об изменении своего правового статуса к 1 апреля этого года. Такое заявление сделал на инвестфоруме в Сочи глава ПФР Антон Дроздов.

«У нас есть два диаметрально противоположных мнения – это казённое учреждение со своими особенностями и некая форма негосударственного учреждения тоже со своими особенностями. Пока эти предложения не внесены, находятся на завершающей стадии, есть плюсы и минусы в обеих формах, их надо взвесить», – цитирует главу фонда «Коммерсант». По его словам, сейчас ПФР работает в статусе госучреждения, однако с 1990 года принимались различные документы, которые меняли функции фонда. Теперь это надо привести к единому знаменателю, отметил А. Дроздов, добавив, что сам он за статус казённого учреждения, которое «лучше всего вписывается в бюджетное, налоговое и правовое законодательство, но надо прописать особенности, в том числе в вопросе управления средствами».

Ранее А. Дроздов заявлял, что на основе ПФР может быть создана публично-правовая компания (ППК), напоминает издание. В этом случае у фондов появилась бы трёхсторонняя структура управления с участием государства, профсоюзов и работодателей. В их совместном ведении могли бы находиться вопросы тарифной политики и объёма страхового покрытия, сейчас социальные партнёры могут только критиковать эти решения, когда они уже приняты. Новый статус внебюджетных фондов также позволил бы уточнить и статус средств страховых взносов. Отраслевой закон о соцобеспечении трактует их как средства всех сторон социального партнёрства, в то время как Бюджетный кодекс называет их собственностью государства. В пользу ППК ранее высказывался и Фонд социального страхования (ФСС): фонд обосновывал это возможностью последующего перехода на страховую модель формирования своих активов и обязательств.

За статус казённого учреждения для ПФР выступала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, поскольку эта организационно-правовая форма предполагает существенную зависимость от федерального бюджета в формировании и расходовании средств.

В бюджете Пенсионного фонда до 40% занимают трансферты из бюджета на обеспечение различных социальных выплат нестрахового типа, в том числе на материнский капитал. Контроль над казённым учреждением заметно строже – его средства хранятся в казначействе, а аудит проводит Счётная палата.

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации

Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщиком по обязательному пенсионному страхованию определён Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно норме закона ПФР является государственным учреждением, имеет территориальные органы совместно с которым и он составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчётны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.

Статус ПФР за время, прошедшее с момента его создания, эволюционировал от финансово-кредитного учреждения до государственного учреждения (страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

При этом в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых Фондом функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию (установление и выплата ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного обеспечения отдельных категорий граждан, ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и другие).

В связи с проводимой в настоящее время административной реформой изменилось в том числе управление государственными внебюджетными фондами. Как говорилось выше, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закреплено положение о том, что федеральное министерство здравоохранения и социального развития осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, а также установлен перечень функций, которые осуществляет федеральный министр в отношении государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, определил круг полномочий федерального министра, реализуемых им в отношении государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц.

Проводимые в современный период преобразования финансовых основ Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным изменением вертикали власти в государстве неизбежно актуализируют вопрос определения правового статуса Фонда и выработку путей повышения эффективности правовых норм, регулирующих статусные полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации.

С точки зрения организации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации его характеризуют следующие элементы: нормативное регулирование порядка образования, реорганизации, ликвидации Фонда; подконтрольность государственных внебюджетных фондов; внутренняя организационная структура, органы администрации; процедуры деятельности; право на официальные символы.

Несмотря на значительное сходство, каждый фонд имеет существенные отличия в организационной структуре управления и в региональном построении своих отделений. Указанные особенности определяются в положениях и уставе о каждом из государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации руководство Фондом осуществляется Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

Рис. 1 Структура Пенсионного Фонда РФ

В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, заместители председателя, исполнительный директор Фонда а также управляющие двенадцатью региональными отделениями Фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации:

— несет всю полноту ответственности за своевременное и полное финансирование расходов на выплату пенсий и пособий из средств Фонда;

— определяет перспективные и текущие задачи Фонда;

— утверждает бюджет и сметы расходов Фонда, его отделений и отчеты об их исполнении;

— назначает и освобождает от должности исполнительного директора Фонда и его заместителей, Председателя ревизионной комиссии, руководителей отделений Фонда;

— утверждает структуру, штаты и смету расходов, включая фонд оплаты труда, центральных и региональных исполнительных органов, ревизионной комиссии;

— утверждает положения об исполнительной дирекции Фонда и ревизионной комиссии;

— издает в пределах своей компетенции положения, инструкции и другие нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Фонда;

— решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Фонда.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда Российской Федерации.

Образованный в целях государственного управления денежным фондом, ПФР был наделен государственно-властными полномочиями, многие из которых свойственны государственным органам исполнительной власти. Как указывалось выше в соответствии с действовавшим до 1 января 2001 г. специальным законодательством государственные внебюджетные социальные фонды обладали административно-властными полномочиями в области сбора страховых взносов, аналогичными полномочиям налоговых органов. Это прежде всего относилось к полномочиям, связанным с осуществлением контроля за уплатой взносов, взысканием недоимки и пени, наложением финансовых санкций, обращением взыскания на имущество плательщиков.

Изменения были введены после вступления в силу с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» полномочия по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов были делегированы налоговым органам.

В соответствии со статьями 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации на фонды возлагается составление проекта бюджета, а также отчета о его исполнении, представление которых на рассмотрение законодательных органов производится государственными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Государственные внебюджетные социальные фонды официально не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, которая в настоящее время определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Несмотря на то, что официально они не признаны как органы государственного управления, тем не менее, не являясь таковыми официально, фактически фонды исполняют функции государственного управления в финансовой сфере. Правовой статус ПФР включает в себя некоторые элементы, характерные для правового статуса органов государственного управления.

Так, деятельность, осуществляемая фондами, характеризуется специальной целью учреждения фондов, их задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; реализацией публичного интереса, т.е. потребностью общества в обеспечении социальной защищенности; компетенцией как совокупностью прав и обязанностей, властных полномочий; возможностью управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; возможностью применения мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний. Кроме того, фонды обладают определенными организационно-структурными характеристиками: законодательно определенным порядком образования, реорганизации, ликвидации фондов; внутренней структурой фондов; территориальными пределами деятельности.

С другой стороны, ПФР обладает свойствами, порожденными двойственностью его правового статуса и не позволяющими однозначно отнести его к органам государственного управления:

1) ПФР не является автономной частью государственного аппарата;

2) ПФР — самостоятельное юридическое лицо, действующее не от имени государства, а по его поручению от собственного имени;

3) ПФР несет самостоятельную ответственность, при этом ответственность государства за действия Фонда ограничена рамками гражданского законодательства;

4) ПФР самостоятельно в процессе своей деятельности создает финансовые ресурсы, являющиеся государственной собственностью, для осуществления своих задач, а не наделяется ими в процессе его организации;

Реализация Фондом полномочий в отношении финансовых средств опосредуется отношениями с государственными органами, осуществляющими от имени Российской Федерации ее права собственника. Такие отношения возникают в связи с необходимостью получения согласия собственника на распоряжение имуществом в определенных случаях, осуществлением контроля уполномоченными государственными органами за деятельностью ПФР и других случаях. В отношении фондов как государственных учреждений, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по широкому кругу вопросов.

Это объясняется тем, что ПФР реализуют свои полномочия в отношении финансовых средств:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) заданиями собственника;

4) назначением финансовых средств.

При этом собственник вправе перераспределить финансовые средства ПФР путем принятия федеральных законов. В отношении ПФР предусмотрен режим финансового планирования, основными плановыми документами которого являются бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов ПФР, принимаемые Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов.

Органы государственной власти России наделены значительными полномочиями по контролю за деятельностью фондов, которые во многом определяются правовым режимом финансовых средств ПФР, являющихся государственной собственностью Российской Федерации.

Основными из этих полномочий являются:

1) создание, реорганизация и ликвидация ПФР;

2) утверждение Положения о Фонде (учредительных документов);

3) определение целей, задач и функций Фонда;

4) составление и утверждение бюджетов Фонда;

5) назначение на должность и освобождение от должности руководителей ПФР;

6) перераспределение финансовых средств Фонда;

7) установление целевого расходования денежных средств, аккумулированных Фондом;

8) контроль за сбором, использованием и распределением финансовых средств Фонда.

Цели, задачи и функции, закрепленные в нормативных актах, во многом определяют организационно-структурное построение ПФР, сферу его деятельности и компетенцию. Анализ нормативных актов, определяющих основы деятельности ПФР, показывает, что главными целями его создания и деятельности являются: создание государственных гарантий в системе пенсионного обеспечения и управление средствами пенсионного фонда. Эти цели достигаются в ходе решения таких задач, как: поддержание финансовой стабильности и обеспеченности пенсионной сферы, обеспечение прав граждан на социальные выплаты, своевременное и полное финансирование социальных выплат (пенсий, пособий и др.), участие в разработке и реализации государственных программ в социальной сфере, финансирование целевых программ и т.д.

Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей (полномочий) по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса и сама представляет собой систему элементов. В соответствии с этим подходом компетенцию ПФР можно определить как совокупность полномочий Фонда по вопросам сбора, использования и распределения финансовых средств, являющихся государственной собственностью, а также полномочий по проведению государственной политики в области пенсионного обеспечения граждан страны. Компетенция ПФР закрепляется в законах и нормативных актах, определяющих правовой статус и регулирующих деятельность фондов. Закрепление компетенции ПФР осуществляется разными технико-юридическими способами.

Весьма специфическим способом наделения фондов государственными полномочиями является их делегирование органами государственной власти. Делегирование означает возложение на фонды прав и обязанностей по осуществлению определенных действий, отнесенных к компетенции государственных органов, от имени этих государственных органов. По сравнению с органами государственной власти, которым делегирование полномочий вышестоящих органов осуществляется в административно-правовом порядке, делегирование полномочий органов государственной власти фондам, являющимся государственными учреждениями, может осуществляться только в гражданско-правовом порядке, поскольку фонды не имеют вышестоящих государственных органов в порядке подчиненности.

Делегирование государственных полномочий фондам может осуществляться в соответствии со статьёй 125 ГК РФ на основании принятых федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом фонды выступают от имени органов государственной власти по их специальному поручению. Такой механизм делегирования полномочий государственных органов является одним из способов «вступления» государства в гражданские правоотношения и опосредованное приобретение им гражданских прав и обязанностей через действия государственных внебюджетных фондов. В то же время делегирование полномочий центрального аппарата фонда региональному отделению осуществляется в административно-правовом порядке путем принятия соответствующего правового акта самого фонда.

Ответственность является неотъемлемой частью правового статуса любого субъекта права, в том числе ПФР и его должностных лиц, которые несут правовую ответственность в случае нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц в процессе осуществления своей деятельности. Из всех видов ответственности наиболее урегулированной в правовом плане является гражданско-правовая ответственность ПФР, которая наступает и реализуется в соответствии с действующим гражданским законодательством. Остальные виды ответственности ПФР и его должностных лиц также регулируются в общем порядке, предусмотренном административным, трудовым и уголовным законодательством.

Правовой статус и структура Пенсионного Фонда РФ

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ФЗ РФ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 19.07.2007г.) «.)//СЗ РФ,2001, № 51, Ст. 4832.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»//СЗ РФ, 2000, № 40, Ст. 3936. в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления ПФР по городам и районам. ПФР — одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 8 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР — 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы — консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».

В состав правления ПФР входят: председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

Исходя из вышесказанного, можем схематично изобразить структуру Пенсионного Фонда Российской Федерации:

Рисунок 1. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации

Зачем менять статус

Сафонов считает, что граждане от изменений статуса фонда только выиграют. «Если удастся сделать независимым Пенсионный фонд, и он перестанет терять взносы из-за льготных отраслей экономики, соответственно, мы увидим больший уровень доходов, который получит Пенсионный фонд и большую возможность для увеличения пенсии. И замещение утраченного заработка будет выше, чем сейчас», — пояснил он.

Эксперт напомнил, что в настоящее время работодатели ежемесячно выплачивают страховые взносы, однако не для всех тариф одинаковый.

«И с вашей, и с моей заработной платы в Пенсионный фонд уплачивается 22%. И мы с вами вправе надеяться, что эти 22% сформируют нам достойную пенсию. Но вдруг государство устанавливает взносы для работников сельского хозяйства на уровне 10%. И это значит, что из наших с вами взносов деньги пойдут на уплату пенсий этих людей. То есть, мы получим меньше, потому что идет перераспределение внутри системы», — пояснил Сафонов.

По его мнению, налоговые послабления должны осуществляться за счет бюджета. «Если финансовый блок правительства считает, что эти льготы приносят дополнительные доходы в федеральный бюджет, тогда федеральный бюджет должен покрывать недостающие взносы в Пенсионном фонде», — подчеркнул эксперт.

Выплата пенсий тем работникам, которые скрывают свои доходы и не платят взносы в ПФР, считает Сафонов, и вовсе не должна осуществляться.

«Тогда они должны будут надеяться на то, что государство будет выплачивать им не пенсии, а пособия по бедности. Потому что у нас государство отвечает за развитие экономики, за создание условий, при которых выгоднее легализовать свой бизнес. И государство должно быть заинтересовано в том, чтобы очередь из людей, которые выстроились с протянутой рукой, была меньше», — добавил собеседник агентства.

Объединенный социальный фонд

Руководитель Центра правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, экс-замминистра Минздравсоцразвития РФ Юрий Воронин при этом считает нецелесообразным наделить особым статусом только ПФР.

«Организационно-правовой статус у всех внебюджетных фондов одинаковый. Поэтому логичной представляется разработка проекта федерального закона о государственном внебюджетном фонде, на основании которого затем правительство РФ могло бы уже утвердить положение о каждом из фондов, отражающее специфику его деятельности», — сказал он.

Воронин поддержал высказанную ранее вице-премьером Татьяной Голиковой идею объединения всех трех социальных фондов (ПФР, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования) в единую структуру с одновременным преобразованием их статуса.

«Единый фонд социального страхования предполагает единую систему управления деятельностью фонда, что позволяет оптимизировать штатную численность персонала, повысить его качество и уровень оплаты труда», — считает эксперт.

Единый фонд предполагает также единый тариф страховых взносов для работодателей, единый круг застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования, создание общего реестра застрахованных лиц и получателей соцвыплат, персонифицированный учет страховых взносов и единый индивидуальный лицевой счет застрахованного лица по всем видам социального страхования, отметил Воронин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *