Статус судей конституционного суда

Судья Конституционного суда РФ, его основные права и обязанности.

1. Правоохранительная деятельность, ее основные признаки и понятие, задачи, цели и функции.2. Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций.З. Общая характеристика правоохранительных органов. Kpyr государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции.4. Предмет и система дисциплины «Правоох-ные органы», основные вехи ее эволюции, соотношение с др. юрдисциплинами.5. Обищая хар-ка законодательства и иных правовых актов о правоох-ных органах и правоохранительной деятельности.6. Классификация правовых актов о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности по их содержанию и юридическому значению.7. Постановления КС РФ, разъяснения по вопросам судебной практики ВС РФ и ВАС РФ, их значение для правоохранительных органов.8. Судебная власть: понятие и основные признаки, ее соотношение с законодательной и исполнительной властями.9. Судебная система Российской Федерации, ее структyра.10. Система федеральных судов РФ.11. Суды субъектов РФ, их соотношение с федеральными судами.12. Понятие звена судебной системы и понятие судебной инстанции.13. Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности.14. Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции, его полномочия как суда первой и апелляционной инстанции.15. Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов. Их место в системе судов общей юрисдикции.16. Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена. Осуществление ими судебного надзора за деятельностью районных судов.17. Президиум судов общей юрисдикции (среднее звено), его состав, порядок образования и судебные полномочия.18. Права и обязанности председателя суда среднего звена, его судебные и организационные полномочия.19. Военные суды в судебной системе РФ, подсистема военных судов.20. Разграничение подсудности военных судов различных звеньев и судебный надзор за деятельностью военных судов.21 . Судебные и организационные полномочия Верховного Суда РФ.22. Состав Верховного Суда РФ и его структура.23. Пленум Верховного Суда РФ, его состав и полномочия.24. Президиум Верховного Суда РФ, его состав, порядок формирования, судебные и организационные полномочия.25. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ, ее состав, порядок формирования и полномочия.26. Судебные коллегии Верховного Суда РФ, их состав, порядок формирования и полномочия.27. Председательно Верховного Суда РФ, его судебные и организационные полномочия.28. Организация работы в Верховном суде, его аппарат.29. Подсистема арбитражных судов, ее место в судебной системе РФ.30. Арбитражные суды субъектов РФ, их виды.31. Федеральные арбитражные суды округов и их основные полномочия.32. Высший арбитражный суд РФ, его полномочия и общая характеристика основных структур подразделений.33. Председатель Высшего арбитражного суда РФ, его судебные и организационные полномочия.34. Организация работы в арбитражных суда. Совет председателей арбитражных судов и его функции.35. Понятие конституционного контроля и его основные задачи.36. Полномочия и состав Конституционного суда РФ, его место в Российской судебной системе.37. Пленарные заседания Конституционного суда РФ, их состав и полномочия.38. Палаты Конституционного суда РФ, их состав, порядок формирования и полномочия.39. Судья Конституционного суда РФ, его основные права и обязанности.40. Председатель Конституционного суда РФ, порядок наделения его полномочиями, основные права и обязанности.41. Организационное обеспечение деятельности Конституционного суда РФ.42. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, их функции и порядок образования.43. Мировые судьи, их компетенция и порядок наделения полномочиями.44. Единство статуса судей. Требования, предъявляемые к судьям.45. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.46. Основные гарантии независимости и несменяемости судей.47. Органы судейского сообщества.48. Квалификационные коллегии судей, порядок их формирования и полномочия.49. Особенности материального обеспечения судей и статус судьи, пребывающего в отставке.50. Статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности, порядок наделения полномочиями.51. Основные этапы развития российской судебной системы.52. Общая характеристика органов, обеспечивающих деятельность судов53. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, полномочия.54. Служба судебных приставов РФ, их виды и полномочия, основы взаимодействия с судами.55. Министерство Юстиции РФ, его органы и основные функции.56. Понятие прокурорского надзора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.57. Общий надзор прокуратуры РФ.58. Система органов прокуратуры РФ.59. Требования, предъявляемые к работникам прокуратуры. Прокурор, его права и обязанности.61. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров и следователей.62. Выявление и расследование преступлений как одна из важнейших правоохранительных функций. Виды этой деятельности.б3. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности и полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.64. Органы дознания, их виды и полномочия.65. Милиция как один из органов Министерства внутренних дел РФ, состав и структура.66. Органы предварительного следствия, их полномочия.67. Адвокатура, понятие, принципы организации и виды оказываемой юридической помощи.68. Порядок образования органов адвокатуры.69. Органы самоуправления адвокатуры70. Оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры.71. Нотариат как институт, призванный содействовать реализации правоохранительной деятельности.72. Нотариальные конторы, характеристика нотариальных действий, совершаемых должностными лицами, их права и обязанности.73. Частные нотариусы, их права и обязанности.74. Нотариальные палаты. Контроль за деятельность частных нотариусов.

Судьи Конституционного суда

Согласно ст. 8 ФЗ «О Коституционном суде РФ» Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Согласно ст.15 ФЗ «О Конституционном Суде РФ» Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

предупреждения;

прекращения полномочий судьи.

Структура и организация деятельности Конституционного Суда

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.* Он рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат- судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний;

2) вносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, выступает от имени Конституционного суда;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, а также другие полномочия в соответствии с Федеральным Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

5) Издает приказы и распоряжения.

6) а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; обеспечивает подготовку и проведение заседаний; доводит до сведения решения, принятые Конституционным Судом организациям и лицам, информирует об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и.т.д.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:

· разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;

· дает толкование Конституции РФ;

· дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

· принимает послания Конституционного Суда;

· решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд в пленарных заседаниях:

· избирает Председателя, его заместителя, судью-секретаря,

· формирует персональные составы палат Конституционного Суда,

· принимает регламент Конституционного Суда,

· устанавливает очередность рассмотрения дел, а также распределяет дела между палатами,

· Принимает решения о приостановлении или прекращении полномочии судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении о должности Председателя, его заместителя, судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению. В число этих дел входят дела о соответствии Конституции РФ:

· федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

· законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:

· между федеральными органами государственной власти;

· между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона.

В своей деятельности Конституционный Суд РФ руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Срок полномочий судьи Конституционного суда

Законом РСФСР от 6 мая 1991 г. № 1175-I «О Конституционном Суде РСФСР», устанавливалось, что Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей, избираемых Съездом народных депутатов РСФСР (избраны были только 13, 2 судей так и не были избраны вплоть до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.). Полномочия судьи не ограничивались определенным сроком, устанавливался предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет. Конституционный Суд РСФСР избирал из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года установлено, что Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации. Судьи Конституционного суда, избранные до вступления в силу Конституции 1993 года, сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, то есть до достижения 65-летнего возраста. До принятия Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 года № 2-ФКЗ для судей, избранных Съездом народным депутатов РСФСР срок полномочий по-прежнему огранивался достижением 65-летнего возраста.

Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» устанавливалось, что судья Конституционного суда Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Устанавливался предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Законом устанавливалось, что полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного суда, срок полномочий которого истёк, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Конституционный суд в пленарном заседании избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и судью-секретаря сроком на 3 года (допускается возможность переизбрания на новый срок).

Федеральным конституционным законом от 8 февраля 2001 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» установлен новый срок полномочий судьи — 15 лет (вместо 12). Предельный возраст пребывания в должности (70 лет) отменялся. Данные нормы распространены на всех действующих судей, назначенных Советом Федерации с 1994 года.

Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» вновь введена норма о предельном возрасте пребывания в должности судьи — 70 лет (вступала в силу с 1 января 2005 года). Срок полномочий остался прежним — 15 лет.

Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» отменено ограничение полномочий судьи определённым сроком (15 лет). Предельный возраст пребывания в должности остался прежним — 70 лет (за исключением председателя). Данные положения распространены на всех действующих судей Конституционного суда (в том числе и избранных ещё Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году).

Судьи Конституционного суда

После даты избрания (в 1991 г.) или назначения (с 1994 г.) указан номер постановления Съезда народных депутатов РСФСР или Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, которым произведено избрание или назначение. После истечения срока полномочий судья обычно исполнял обязанности в течение нескольких месяцев до назначения нового судьи.

  1. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Аметистов Эрнест Михайлович (умер 7 сентября 1998 г.)
  2. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Ведерников Николай Трофимович (полномочия прекратились 31 декабря 1999 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 16 февраля 2000 г.)
  3. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Витрук Николай Васильевич (полномочия прекратились 30 ноября 2002 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 12 февраля 2003 г.)
  4. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Гаджиев Гадис Абдуллаевич
  5. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Зорькин Валерий Дмитриевич
  6. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Кононов Анатолий Леонидович (ушел в отставку с 1 января 2010 г.)
  7. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Лучин Виктор Осипович (полномочия прекратились 31 марта 2004 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 25 февраля 2005 г.)
  8. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Морщакова Тамара Георгиевна (полномочия прекратились 31 марта 2001 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполняла обязанности судьи до 29 марта 2002 г.)
  9. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Олейник Владимир Иванович (умер 17 февраля 1999 г.)
  10. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Рудкин Юрий Дмитриевич
  11. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Селезнёв Николай Васильевич (полномочия прекратились 31 мая 2015 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  12. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Тиунов Олег Иванович (полномочия прекратились 31 октября 2002 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 12 февраля 2003 г.)
  13. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Эбзеев Борис Сафарович (4 сентября 2008 г. вступил в должность Президента Карачаево-Черкесской Республики)
  14. 25 октября 1994 г., № 223-I СФ — Туманов Владимир Александрович (полномочия прекратились 31 октября 1996 г. в связи с достижением 70-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 11 июня 1997 г.)
  15. 25 октября 1994 г., № 224-I СФ — Хохрякова Ольга Сергеевна
  16. 25 октября 1994 г., № 225-I СФ — Ярославцев Владимир Григорьевич
  17. 15 ноября 1994 г., № 248-I СФ — Данилов Юрий Михайлович
  18. 6 декабря 1994 г., № 276-I СФ — Стрекозов Владимир Георгиевич (полномочия прекратились 31 мая 2010 г. в связи с достижением возраста 70 лет, исполнял обязанности судьи до 6 июля 2010 г.)
  19. 7 февраля 1995 г., № 337-I СФ — Баглай Марат Викторович (полномочия прекратились 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу нормы о 70-летнем предельном возрасте, исполнял обязанности судьи до 25 февраля 2005 г.)
  20. 11 июня 1997 г., № 191-СФ — Жаркова Людмила Михайловна
  21. 14 октября 1998 г., № 408-СФ — Слива Анатолий Яковлевич (полномочия прекратились 28 февраля 2010 г. в связи с достижением возраста 70 лет, исполнял обязанности судьи до 18 марта 2010 г.)
  22. 18 мая 1999 г., № 207-СФ — Жилин Геннадий Александрович (полномочия прекратились 31 августа 2016 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  23. 16 февраля 2000 г., № 10-СФ — Бондарь Николай Семёнович
  24. 29 марта 2002 г., № 166-СФ — Казанцев Сергей Михайлович
  25. 12 февраля 2003 г., № 26-СФ — Клеандров Михаил Иванович (полномочия прекратились 31 августа 2016 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  26. 12 февраля 2003 г., № 27-СФ — Красавчикова Лариса Октябриевна
  27. 25 февраля 2005 г., № 37-СФ — Маврин Сергей Петрович
  28. 25 февраля 2005 г., № 38-СФ — Мельников Николай Васильевич
  29. 15 октября 2008 г., № 330-СФ — Князев Сергей Дмитриевич
  30. 3 марта 2010 г., № 44-СФ — Арановский Константин Викторович
  31. 3 марта 2010 г., № 45-СФ — Кокотов Александр Николаевич
  32. 14 июля 2010 г., № 269-СФ — Бойцов Александр Ильич

Список отклоненных кандидатур на должность судьи Конституционного суда

В период президентства Б. Н. Ельцина Совет Федерации нередко отклонял по результатам тайного голосования представленные президентом Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда. При президентах В. В. Путине и Д. А. Медведеве таких случаев не было.

  1. Краснов Михаил Александрович (кандидатура отклонялась трижды — смотри постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ, от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ и от 16 апреля 1997 г. № 93-СФ)
  2. Митюков Михаил Алексеевич (кандидатура отклонялась дважды — смотри постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 31 марта 1999 г. № 122-СФ)
  3. Савицкий Валерий Михайлович (кандидатура отклонялась дважды — смотри постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  4. Биктагиров Раиф Терентьевич (смотри постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  5. Калмыков Юрий Хамзатович (смотри постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  6. Вицин Сергей Ефимович (смотри постановление Совета Федерации от 6 декабря 1994 г. № 277-I СФ)
  7. Цивилев Роберт Макарович (кандидатура отклонялась дважды — смотри постановления Совета Федерации от 16 декабря 1994 г. № 299-I СФ и от 17 января 1995 г. № 310-I СФ)
  8. Федотов Михаил Александрович (смотри постановление Совета Федерации от 5 марта 1997 г. № 62-СФ)

Конституционный статус судей

Статус судьей и их конституционное положение устанавливается практически во всех основных законах демократических государств и стран, которые выбрали этот путь развития, путем провозглашения ряда принципов.

К их числу относят: назначение, неизменность, независимость судей, судебную несовместимость.

В большинстве действующих конституций зафиксирован принцип назначения. Отметим, что акт назначения – это аргументированное решение властей, построенное на юридически регламентированной процедуре профессионального отбора, которому предшествует профессиональная подготовка и строгие правила прохождения ступеней судейской карьеры.

В любом случае процедура формирования судейского корпуса проходит в два этапа: предварительный и непосредственный. На первом этапе совершается отбор кандидатов на должности судей. Отметим, что практически во всех странах требования, которые предъявляются к профессиональному уровню и квалификации, образованию, возрасту, а также моральным качествам претендентов, достаточно высоки. Конституция России (ст. 119), например, предъявляет к претендентам на судейские должности такие требования: наличие гражданства Российской Федерации, высшего юридического образования, стажа работы юристом не менее пяти лет, достижение 25-летнего возраста. В ФРГ Закон о судьях предусматривает необходимость сдачи двух государственных экзаменов при наличии юридического образования и прохождения специальной судебной стажировки (п. 1 § 5). Еще больше требований предъявляется к лицам, которые претендуют на должности в высших судах. Так, в ФРГ для избрания судьей федерального конституционного суда кандидат должен достичь 40-летнего возраста и успешно сдать квалификационные экзамены. В Российской Федерации кандидат на аналогичную должность должен обладать высшей квалификацией в области права. Наличие ученой или академической степени облегчает доступ к должности судьи.

Международная панорама

Право и обязанность проведения отбора кандидатов принадлежат, как правило, или органу типа магистратуры (Испания, Италия, Польша, Румыния, Франция), или министерству юстиции и специальным квалификационным комиссиям (Австрия, Россия, США, Венгрия, ФРГ и др.), или собственно судебным органам (в Великобритании кандидатов на должность судей рекомендует ведомство лорд- канцлера, в Японии судьи низших судов отбираются Верховным судом).

Второй этап связан с процедурами непосредственного назначения на должность или непосредственного выбора судей. В большинстве стран развитой демократии профессиональные судьи назначаются на должность. О значении, которое придается акту назначения, свидетельствует тот факт, что в большинстве стран, например в Австрии и Франции, этот акт относится к компетенции президента. В США федеральные судьи назначаются президентом с согласия Сената. Конституция Польши устанавливает, что судьи назначаются президентом с согласия Всепольского судебного совета (ст. 179). В ФРГ основная часть федеральных судов и судей земель назначается министерством юстиции. В Японии судьи в основном назначаются исполнительной властью, а в Великобритании мировые (непрофессиональные) судьи назначаются лорд-канцлером.

Довольно распространенным остается и способ формирования судейского корпуса путем выборов (Болгария, Чехия и др.); кроме того, избираются (хотя и разными способами) члены суда присяжных, заседатели, судебные и народные заседатели.

Другой важный конституционный принцип, который определяет положение судей, – принцип несменяемости. По общему правилу судья занимает свою должность навечно, или до достижения пенсионного возраста (ст. 87 Конституции Греции), или до тех пор, пока его поведение безупречно (ст. 115 Конституции Литвы, ст. 3 Конституции США), или пока он не нарушает основных положений основного закона и конституционного строя (п. 1 ст. 98 Конституции ФРГ).

В конституциях и специальных законах зарубежных стран чаще всего указывается, на какой срок проводится назначение. Например, в Грузии и Японии судьи назначаются на 10 лет, в Молдавии – сначала на определенный срок, а потом бессрочно. В Италии судья занимает свою должность, пока ему не исполнится 70 лет, в Великобритании – 72 года, а судьи высших инстанции – 75 лет. Согласно принципу несменяемости лицо, которое назначено на судебную должность, не может быть без его согласия не только уволено, но и переведено на другую должность, за исключением случаев, указанных в законе.

Основанием для увольнения судьи от должности является решение суда, которое вступило в законную силу (ст. 115 Конституции Литвы, ст. 147 Конституции Эстонии и др.). Существуют также институт судебной отставки или увольнение «по собственному желанию» в случаях нежелания лица исполнять обязанности судьи, достижения пенсионного возраста, по другим причинам, указанным в законе (ст. 88 Конституции Греции, ст. 100 Конституции Казахстана, ст. 97 Основного закона ФРГ).

В той или иной форме почти всеми конституциями провозглашается принцип независимости судей. Это означает, что при осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом. Не допускается возможность вмешательства в деятельность судов. Наиболее распространенная конституционная формула: «Судьи подчиняются только закону» (ст. 101 Конституции Италии, ст. 97 Основного закона ФРГ, ст. 117 Конституции Испании и др.).

Во Франции независимость судей не провозглашается Конституцией 1958 г., но вытекает из доктрины, которая отображена в Органичном законе 1958 г. (в редакции 1984 г.) о статусе магистров. Для гарантии независимой деятельности судов ст. 11 Органичного закона установила, что магистраты пользуются особой защитой от каких-либо угроз и посягательств в их адрес.

В странах англосаксонской системы права – в США и Великобритании – независимость судей обеспечивается совокупностью ряда принципов и положений, среди которых можно выделить внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти, которая гарантируется существованием определенного круга функций и полномочий, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи как носителя судебной власти, наличием необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти. Важной материальной гарантией независимости судов является высокий уровень получаемого ими служебного вознаграждения.

Еще один конституционный принцип, который характеризует правовой статус судьи, – принцип несовместимости, т.е. запрет судьям занимать одновременно другие государственные и общественные посты. Так, ст. 89 Конституции Греции запрещает судьям выполнять другую оплачиваемую работу, а также заниматься какой-либо профессиональной деятельностью. Из этого правила сделано одно исключение: судьи могут избираться членами академий и быть профессорами вузов. Похожие нормы содержит ст. 111 Конституции Белоруссии, ст. 86 Конституции Грузии.

Судья в любой стране пользуется личной неприкосновенностью: он не может быть подвержен обыску, допросу, быть задержан, арестован, привлечен к следствию и суду, кроме как в порядке личной процедуры, предусмотренной законом, которая, как правило, очень сложна.

Выводы

Судебная власть – одна из трех ветвей единой государственной власти.

Судебная власть обладает спецификой, отличающей ее от двух других ветвей власти:

  • 1) она не издает нормативных правовых актов (подобно законодательной (законы) и исполнительной (указы главы государства, постановления правительства) ветвям власти, а применяет право, созданное ими, – главным образом конституцию, гражданские, уголовные и иные законы;
  • 2) делает это в строго процессуальной форме;
  • 3) судебную власть могут осуществлять не все граждане (как законодательную и исполнительную при избрании или назначении в соответствующие органы), а лишь специально подготовленные (с юридическим образованием) и отвечающие другим высоким требованиям государственные чиновники – судьи, наделенные полномочиями в особом порядке;
  • 4) если функции законодательной и исполнительной власти уполномоченные граждане исполняют временно, в течение ограниченного срока полномочий, то судьи, как правило, исполняют свои функции пожизненно;
  • 5) судебная власть носит обеспечительный характер – обеспечивает нормальное функционирование законодательной и исполнительной властей, служит им опорой, обеспечивает исполнение их решений и порядок в обществе.

Судебную власть в большинстве стран осуществляют только специализированные государственные органы – суды, образующие соподчиненную иерархию:

  • 1) на нижней ступени находятся суды самой мелкой административно-территориальной единицы, например района, а также простые граждане, наделенные судейскими полномочиями, – мировые судьи, рассматривающие незначительные дела;
  • 2) далее располагаются суды более высоких административно- территориальных единиц;
  • 3) высшая судебная инстанция большинства судебных систем – Верховный суд.

Традиционными видами судопроизводства являются: конституционное; гражданское; уголовное; административное; экономические споры (арбитраж).

К предмету изучения конституционного права относится деятельность конституционной и частично административной юстиции.

Конституционная юстиция рассматривает споры, связанные с определением соответствия принятых законов конституции, нарушением прав и свобод граждан, толкованием конституции. Она осуществляется, как правило, конституционным судом. В странах англосаксонской правовой системы функции конституционного суда могут выполнять суды общей юрисдикции.

Административная юстиция разрешает споры между гражданами, с одной стороны, и государственными органами – с другой. Данный институт судебной власти отсутствовал в СССР, других социалистических странах, нет его и во многих постсоветских государствах, хотя в большинстве стран административные суды существуют наряду с судами общей юрисдикции и играют важнейшую роль в судебной системе жизни общества и государства.

Статус судей конституционных (уставных) судов

Судьи ряда конституционных судов субъектов Российской Федерации назначаются или избираются на неограниченный срок (Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Татарстан). В других же республиках полномочия судей ограничиваются сроком от 10 (республики Башкортостан, Дагестан, Тыва) до 12 лет (Республика Адыгея). Судьи Уставного суда Свердловской области избираются на 12 лет. Советники Уставной палаты Иркутской области назначаются на должность сроком на 5 лет. При этом определяется предельный возраст занятия должности судьи (республики Бурятия и Тыва — 60 лет; республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, республики Коми, Саха (Якутия), Свердловская область — 65 лет; республики Башкортостан, Карелия — 70 лет). Для членов квазисудебных органов предельный возраст, как правило, не установлен. Исключением являются советники Уставной палаты Иркутской области, полномочия которых прекращаются по достижению 65 лет.

В республиках, где определен срок полномочий судьи, он может быть избран или назначен либо только на один срок (республики Башкортостан, Дагестан), либо не устанавливается вообще какого-либо ограничения для занятия должности на последующие сроки (Республика Тыва). Назначение на должность советника Уставной палаты Иркутской области допускается не более двух сроков подряд.

В конституциях, уставах и главным образом в законах субъектов Российской Федерации устанавливаются определенные к кандидатам в судьи конституционных (уставных) судов, касающиеся их гражданства, возраста, правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральных качеств. Судье может быть избран или назначен, как правило, гражданин соответствующей республики (в Республике Коми и Свердловской области — гражданин Российской Федерации), достигший 35 лет (в республиках Дагестан, Татарстан, Тыва и Свердловской области — 30 лет) и не старше 60 лет (в Республике Татарстан — 65 лет). В законодательстве республик Адыгеи, Бурятии, Коми и Свердловской области предельный возраст кандидата в судьи не назван. В республиках Бурятия, Татарстан и Свердловской области прямо требуется, чтобы кандидат обладал избирательным правом, в Свердловской области, кроме того, чтобы постоянно проживал на ее территории. Почти во всех субъектах Российской Федерации, предусмотревших конституционные (уставные) суды, от кандидата в судьи требуется иметь обширные познания в области права либо высокий уровень профессиональных знаний, а также обладать моральными качествами, необходимыми для исполнения судейских обязанностей. Обязательным условием является и наличие высшего юридического образования (в Республике Саха (Якутия) — юридического образования). В качестве альтернативы для кандидата в судьи Уставного суда Свердловской области предусмотрена ученая степень по праву и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. В Республике Татарстан для кандидата ученая степень эквивалента названному стажу работы. Такой же стаж требуется по законодательству республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Кабардино-Балкарской Республики. При этом в законах ряда республик содержится и требование от кандидата «высокой квалификации».

В отношении членов квазисудебных органов конституционного контроля требования более упрошены: комитеты конституционного надзора избираются из числа специалистов в области политики и права. Более четкие требования предъявляются к кандидату на должность Уставной Палаты Иркутской области. Им может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 8 лет, обладающий признанной высокой юридической квалификацией в области права.

В республиках, учредивших конституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением другой оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политической партии или движению. Такие же требования предъявляются к судье Уставного суда Свердловской области и Советнику Уставной палаты Иркутской области. Вместе с тем в Республике Адыгея, где члены Конституционной Палаты работают на непостоянной основе, если иное решение в форме закона не будет принято парламентом республики, не содержится запрета для судьи быть депутатом, заниматься или сохранять за собой другие должности.

В законодательстве субъектов Российской Федерации уделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах оснований.

В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению конституционного суда, которое направляется президенту (главе республики) и парламенту, а в Республике Адыгея также судейскому корпусу, и является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядка избрания судьи и совершения проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлению конституционного суда.

Несколько упрощен порядок прекращения полномочий судей конституционных судов в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Карелия, а также членов квазисудебных органов конституционного контроля. В Кабардино-Балкарской Республике и Республике Карелия, а также членов квазисудебных органов конституционного контроля. В Кабардино-Балкарской Республике полномочия судьи во всех случаях прекращаются Парламентом по представлению Конституционного Суда, а в Республике Карелия — законодательным Собранием в порядке, установленном его Регламентом. Действующим регламентом этот вопрос не урегулирован (см.: Регламент Законодательного собрания Республики Карелия (с изменениями на 16 марта 1995 г.) Петрозаводск, 1995 г.) Прекращения полномочий советника Уставной палаты иркутской области производителя ее Законодательным Собранием по представлению губернатора области.

Важнейшей гарантией статуса судей конституционных судов является обеспечение их неприкосновенности. Это достигается закреплением в законах особого порядка привлечения судей к ответственности. Поэтому статус судей весьма сходен со статусом депутатов регионального парламента: судьи, как правило, не могут быть привлечены к ответственности и ограничены в личной свободе без согласия конституционного суда (исключение составляет Республика Коми). Иммунитетом пользуются также их жилище, служебное помещение, транспорт, имущество и документы. Какие-либо процессуальные действия в отношении судьи (возбуждение уголовного дела, обыск, досмотр, выемка) производится лишь с санкции прокурора республики (в Республике Карелия о возбуждении уголовного дела немедленно ставится в известность законодательное собрание, которое вправе приостановить полномочия судьи до вынесения судом решения по уголовному делу). Уголовное дело по обвинению судьи по его требованию, заявленному до предания суду, должно быть рассмотрено по первой инстанции Верховным Судом Республики (в Республике Башкортостан оно рассматривается этим судом во всех случаях, независимо от воли обвиняемого судьи).

Особенности правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Председатель Конституционного Суда и заместитель Председателя назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении па должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда не распространяются требования федеральных конституционных законов и федеральных законов о предельном возрасте пребывания в должности судьи.

Независимость судьи Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Законом о Конституционном Суде порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Судья Конституционного Суда несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях:

  • 1) если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому делу;
  • 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Прекращение полномочий судьи возможно:

  • 1) ввиду нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде;
  • 2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
  • 3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
  • 4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
  • 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
  • 6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  • 7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
  • 8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  • 9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • 10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о Конституционном Суде, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики) на судью Конституционного Суда РФ по решению Конституционного Суда РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий судьи.

Решение по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ принимает судебная коллегия в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ (п. 4 ст. 16 Закона о статусе судей).

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому делу принимает Председатель Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ (п. 3 ст. 16 Закона о статусе судей).

Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Согласно ст.11 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Согласно ст.13 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Далее, независимость судей — главное условие существования в стране самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Независимость судей Конституционного Суда РФ выражается и в том, что судьи Конституционного Суда РФ при принятии решений должны руководствоваться только Конституцией РФ. Это означает, что все другие нормативные и законодательные акты страны не могут быть положены судьями Конституционного Суда РФ в основу своих решений. Судьи Конституционного Суда РФ должны осуществлять конституционный контроль в стране, поэтому они при принятии решений руководствуются только Конституцией РФ. Кроме того, для полноценного осуществления конституционного контроля в стране судьям необходимы и другие гарантии их независимости.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Законом, устанавливающим материальные и социальные гарантии судей, является Закон о статусе судей. Но для судей Конституционного Суда на основании последнего предложения комментируемой статьи был издан Указ Президента от 14 сентября 1995 года N 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»

Указ N 941 неизменной редакции действует до сих пор. В соответствии с ним обеспечение гарантий независимости судей Конституционного Суда, в том числе материальных, установленных законодательством РФ.

Снижение уровня материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда, в том числе размера денежного вознаграждения, продолжительности отпуска, условий медицинского, санаторно-курортного и социально-бытового обслуживания, транспортного и информационного обеспечения, не допускается.

Денежное вознаграждение судьи Конституционного Суда состоит из должностного оклада, доплат к должностному окладу за квалификационный класс, выслугу лет, надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, денежных премий и других видов выплат, предусмотренных иными нормативными актами. Должностной оклад судьи определяется в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда в следующих размерах:

оклад заместителя Председателя Конституционного Суда — 98% оклада Председателя Конституционного Суда;

оклад судьи-секретаря Конституционного Суда — 95% оклада Председателя Конституционного Суда;

оклад «обычного» судьи Конституционного Суда — 90% оклада Председателя Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере 5% оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, — 10% оклада. Судьи Конституционного Суда, имеющие почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают доплату в размере 10% должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи Конституционного Суда, пребывающие в отставке.

Оклады судей «в рублях», от которых считаются надбавки, устанавливаются и повышаются указами Президента.

Судье Конституционного Суда предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно (судьи Конституционного Суда уходят в отпуск, как правило, в конце июля). При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска судье оказывается материальная помощь в размере 2-месячного денежного вознаграждения, т.е. оклада со всеми надбавками.

Судье не позднее трех месяцев после назначения на должность и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставляется во внеочередном порядке в г. Москве благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Судье на весь срок его полномочий выдается дипломатический паспорт. При направлении судьи в служебную командировку за границу ему устанавливается надбавка к суточным в иностранной валюте в размере 30% нормы суточных.

Судье выплачивается ежемесячная надбавка за знание и использование в работе иностранного языка в размере 20% должностного оклада. Указ не уточняет, увеличивается ли кратно эта надбавка за знание каждого иностранного языка.

Судье ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Отчет о расходовании этих средств не представляется.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений судьи Конституционного Суда, по его желанию, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Судье, чьи полномочия прекращаются в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности, истечением срока полномочий, просьбой об отставке, с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу, а также по причине неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере его годового денежного вознаграждения.

Наряду с указанными гарантиями судьи Конституционного Суда имеют и другие гарантии.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *