Содержание
Новая редакция Ст. 123 НК РФ
1. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
2. Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации;
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Комментарий к Статье 123 НК РФ
Налоговый агент удерживает необходимые суммы налога из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В случае если налоговый агент не имеет возможности удержать налог у налогоплательщика, он обязан сообщить об этом в течение месяца в налоговый орган.
Если доход налогоплательщика, подлежащий обложению налогом у налогового агента, состоит в экономической выгоде либо получен в натуральной форме, и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ.
При применении п. 1 ст. 46 НК РФ необходимо иметь в виду, что по смыслу данной нормы не перечисленная налоговым агентом сумма налога, подлежащая удержанию у налогоплательщика, взыскивается с налогового агента по правилам взыскания недоимки, т.е. в бесспорном порядке (за исключениями, установленными п. 1 ст. 45 НК РФ).
В отличие от налогоплательщика, в отношении которого оговорен момент исполнения обязанности по уплате налога (он определяется по общему правилу моментом предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога либо моментом внесения денежной суммы в банк или кассу), Налоговый кодекс не оговаривает, когда обязанность налогового агента по перечислению налога считается выполненной.
Объектом налогового правонарушения является предусмотренный Кодексом и другими актами законодательства о налогах порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет сумм налогов. При этом виновный допускает нарушение норм целого ряда статей настоящего Кодекса, в частности ст. ст. 9, 23, 24, 46, 47 НК РФ.
Непосредственным объектом данного налогового правонарушения являются отношения, связанные с исполнением налоговым агентом своих обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налогов. Опасность данного деяния состоит в том, что подрывается система финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципального образования, так как налогоплательщик (хоть и не по своей вине) не исполняет лежащей на нем конституционной обязанности по уплате налога (ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ).
Характеризуя объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, следует обратить ваше внимание на ряд важных положений:
а) обязанности налогового агента возлагаются на последнего нормами не только самого Кодекса, но и других законов, посвященных отдельным видам налогов;
б) из всего круга обязанностей, возложенных на налогового агента правилами п. 3 ст. 24 НК РФ, объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 123 НК РФ, охватывает:
— невыполнение обязанностей по удержанию сумм налогов. Однако для того чтобы иметь возможность удержать налог, необходимо по общему правилу его исчислить. Поэтому именно налоговый агент (а не налогоплательщик) в данном случае обязан исчислить сумму налога в соответствии с правилами ст. ст. 52 — 56 НК РФ;
— невыполнение виновным обязанностей по перечислению в бюджет сумм удержанных налогов. При этом следует обратить внимание на ряд важных моментов:
1) хотя в комментируемой статье 123 Налогового кодекса России и говорится о перечислении суммы налогов, все же следует учесть, что в ряде случаев Кодекс допускает возможность уплаты налога путем внесения наличных денег. Поэтому и случаи такого невнесения охватываются объективной стороной данного правонарушения;
2) объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, налицо и тогда, когда виновный одновременно и не удержал, и не перечислил (не внес) в бюджет соответствующую сумму налогов, и тогда, когда он, хотя и удержал сумму налога, не перечислил (не внес) ее, и тогда, когда виновный не полностью удержал сумму налога либо не полностью перечислил (внес) удержанную сумму налога;
в) для наступления ответственности не имеет значения размер неудержанной (неперечисленной) суммы налогов. Однако весьма незначительный размер такой суммы может быть учтен при определении меры ответственности как смягчающее обстоятельство (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
Субъектами анализируемого деяния могут выступать только налоговые агенты, т.е. лица, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Однако российские организации, не наделенные статусом юридических лиц (это возможно в соответствии со ст. 8 Закона о профсоюзах, ст. 3 Закона об объединениях), не могут считаться субъектами данного правонарушения (так как они не могут являться налоговыми агентами, пока законодатель не внесет поправок в ст. ст. 11, 24, 123 и ряд других норм НК РФ).
Предусмотренное комментируемой статьей деяние и ответственность, когда оно совершено физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления.
Привлечение налогового агента — организации к ответственности за совершение данного правонарушения не освобождает ее руководителя (иное лицо, выполняющее в организации управленческие функции) при наличии достаточных оснований от административной, уголовной, иной предусмотренной законом ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Привлечение налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ не освобождает его от обязанности удержать и перечислить в бюджет сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ).
Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием или умысла, или неосторожной формы вины.
Санкции за совершение данного правонарушения:
— виновный привлекается к уплате штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению;
— сумма штрафа подлежит увеличению или уменьшению с учетом правил ст. 112 НК РФ и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.
Другой комментарий к Ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 123 Кодекса устанавливает налоговую ответственность за неисполнение налоговыми агентами установленной подп. 1 п. 3 ст. 24 Кодекса обязанности правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Согласно п. 4 ст. 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (см. комментарий к ст. 24 Кодекса).
КС России в Определении от 2 октября 2003 г. N 384-О <*> указал, что ответственность, установленная ст. 123 Кодекса, применяется независимо от того, была или не была соответствующая сумма удержана налоговым агентом у налогоплательщика. Там же указано, что в соответствии с п. 5 ст. 108 Кодекса привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
———————————
<*> Вестник КС РФ. 2004. N 1.
В пункте 10 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 11 июня 1999 г. N 41/9 разъяснено, что в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 3 ст. 24 Кодекса, т.е. в течение одного месяца письменно в налоговый орган по месту своего учета.
Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 44 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, необходимо учитывать, что правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 123 Кодекса, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.
Статья 199.1 УК предусматривает уголовную ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Обязательным условием наступления уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента является крупный или особо крупный размер неперечисленной (неполно перечисленной) суммы налога. Правила определения крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов и (или) сборов в целях ст. 199.1 УК содержатся в примечании к ст. 199 УК (см. комментарий к ст. 122 Кодекса).
1. При реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, документальным подтверждением фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены Евразийского экономического союза) является наличие у плательщика:
1.1. контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
1.2. подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь в случае осуществления плательщиком декларирования таможенным органам товаров в письменной форме.
Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь в таком случае выдается таможенными органами и представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость в виде:
либо копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения;
либо заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения;
1.3. информации о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в случае осуществления плательщиком декларирования таможенным органам товаров в виде электронного документа.
Информация о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в таком случае представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость в виде реестра электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта, по установленной форме с указанием:
номеров электронных таможенных деклараций;
кода таможенной процедуры;
даты разрешения на убытие товара за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
суммы оборота по реализации товаров.
Указанный реестр заполняется в установленном порядке.
2. При наличии обстоятельств, указывающих на недостоверность представленных в соответствии с настоящей статьей документов, подтверждение о вывозе товаров выдается по запросам налоговых органов таможенным органом, осуществившим выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
3. При реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, через посредника документальным подтверждением фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены Евразийского экономического союза) является наличие у плательщика:
3.1. договора с посредником.
Для целей настоящего пункта под посредником понимаются организация, индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по заключению контрактов либо заключившие от имени или по поручению плательщика контракт с иностранными организацией или физическим лицом, в том числе производящие таможенное декларирование вывозимых товаров;
3.2. копии контракта, заключенного посредником с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
3.3. подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь в случае декларирования таможенным органам товаров в письменной форме.
Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь в таком случае выдается таможенными органами и представляется в налоговый орган плательщиком в порядке, установленном подпунктом 1.2 пункта 1 настоящей статьи;
3.4. информации о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в случае декларирования таможенным органам товаров в виде электронного документа.
Информация о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в таком случае представляется плательщиком в налоговый орган в порядке, установленном подпунктом 1.3 пункта 1 настоящей статьи.
4. При реализации товаров посредством почтовой пересылки, а также при реализации товаров, перемещаемых по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи, для подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены Евразийского экономического союза) плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость:
4.1. копию контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
4.2. в случае осуществления плательщиком декларирования таможенным органам товаров в письменной форме:
либо копию декларации на товары с отметкой таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
либо специальный реестр вывезенных товаров с указанием номера декларации на товары и даты выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, заверенный подписью руководителя организации (уполномоченного им лица), подписью индивидуального предпринимателя;
4.3. в случае осуществления плательщиком декларирования таможенным органам товаров в виде электронного документа – специальный реестр вывезенных товаров с указанием номера декларации на товары и даты выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, заверенный подписью руководителя организации (уполномоченного им лица), подписью индивидуального предпринимателя;
4.4. выданную оператором почтовой связи квитанцию о приеме к пересылке регистрируемого почтового отправления, содержащего товар для пересылки покупателю, – при реализации товара посредством почтовой пересылки;
4.5. копии актов приема-сдачи товаров – при реализации товаров, перемещаемых по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи.
5. Документальное подтверждение вывоза товаров за пределы Республики Беларусь в соответствии с пунктами 1, 3 и 4 настоящей статьи производится в течение ста восьмидесяти дней с даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. При этом отражение в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров производится применительно к указанному сроку в следующем порядке:
5.1. при отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за тот отчетный период, в котором не истек установленный срок, обороты по реализации товаров не отражаются в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость;
5.2. при наличии документов, подтверждающих вывоз товаров, обороты по реализации товаров отражаются в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость:
либо того отчетного периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения;
либо того отчетного периода, в котором получено соответствующее документальное подтверждение;
5.3. при отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за тот отчетный период, в котором истек установленный срок, обороты по реализации товаров отражаются без применения ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того отчетного периода, в котором истек установленный срок;
5.4. при получении документов, подтверждающих вывоз товаров, по истечении установленного срока и после отражения оборотов по реализации в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость обороты по реализации товаров с применением ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов отражаются (с одновременным уменьшением ранее отраженных оборотов по этим товарам) в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость:
либо того отчетного периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения;
либо того отчетного периода, в котором получено соответствующее документальное подтверждение.
Положения настоящего подпункта не применяются по истечении более трех лет со дня наступления срока уплаты налога на добавленную стоимость в связи с отсутствием документов, подтверждающих вывоз товаров, в соответствии с подпунктом 5.3 настоящего пункта.
6. Для подтверждения вывоза из Республики Беларусь за пределы Российской Федерации пушно-мехового сырья, реализованного в результате проведения торгов, с целью его постоянного размещения (кроме обратного ввоза пушно-мехового сырья в Республику Беларусь) плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет:
договор комиссии, поручения и иной аналогичный гражданско-правовой договор с налогоплательщиком Российской Федерации;
товарно-транспортную накладную, подтверждающую вывоз пушно-мехового сырья с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации налогоплательщику Российской Федерации;
сводную справку (расшифровку графы 2 таможенных деклараций на экспорт пушно-мехового сырья), выдаваемую налогоплательщиком Российской Федерации;
реестр счетов, выдаваемый налогоплательщиком Российской Федерации для плательщика Республики Беларусь, в котором указаны покупатели пушно-мехового сырья;
таможенную декларацию, заверенную таможенными органами Российской Федерации, подтверждающую вывоз пушно-мехового сырья с территории Российской Федерации с целью его постоянного размещения (кроме обратного ввоза пушно-мехового сырья в Республику Беларусь).
Документальное подтверждение вывоза из Республики Беларусь за пределы Российской Федерации пушно-мехового сырья в соответствии с настоящим пунктом производится в течение ста восьмидесяти дней с даты проведения торгов. При этом отражение в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость оборотов по реализации пушно-мехового сырья производится применительно к указанному сроку в порядке, установленном подпунктами 5.1–5.4 пункта 5 настоящей статьи.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2018 года N СА-4-9/12105@
Федеральной налоговой службой получена жалоба Открытого акционерного общества «Х» (далее — ОАО «Х», Общество, Заявитель) от 05.04.2018 на решение Межрайонной ИФНС России (далее — Инспекция) от 11.01.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее — Решение) в редакции решения УФНС России (далее — Управление) от 12.03.2018 (далее — решение Управления).
Из материалов, представленных Управлением, следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка Общества на основе расчета сумм налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ (далее — расчет по форме 6-НДФЛ) за полугодие 2017 года.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 13.11.2017 (далее — Акт) и вынесено Решение, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 105981,60 рубль (с учетом отягчающих ответственность обстоятельств).
ОАО «Х», не согласившись с решением Инспекции, направило апелляционную жалобу в Управление.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением вынесено решение, в соответствии с которым Решение отменено в части начисления штрафа в сумме 52990,80 рублей ввиду применения смягчающих ответственность обстоятельств.
Считая решение Инспекции в редакции решения Управления необоснованным, Общество обратилось с жалобой в ФНС России.
Заявитель в жалобе выражает несогласие с привлечением ОАО «Х» к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, поскольку сумма НДФЛ Обществом уплачена в полном объеме до вынесения Решения, несвоевременное перечисление налога не носило преднамеренный характер (связано с помещением банком в картотеку инкассовых поручений налогового органа в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете Общества), в связи с чем, по мнению ОАО «Х», в рассматриваемой ситуации возможно применить правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.02.2018 N 6-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Кодекса в связи с жалобой ОАО «Таиф» (далее — Постановление N 6-П).
Кроме того, Заявитель считает, что вывод Управления о нераспространении правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 6-П, на решения налоговых органов, принятых до 06.02.2018, не соответствует закону.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Общества, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу статьи 123 Кодекса неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 6-П, просрочка в перечислении налоговых платежей возможна не только вследствие недостоверного декларирования налога (неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой отчетности), но и безотносительно к этому, например — имея в виду, что налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет налоговые платежи по НДФЛ, по общему правилу, не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 Кодекса), — в результате упущений организационно-технического характера, связанных с удержанием данного налога, которые даже при правильном расчете подлежащего удержанию и перечислению налога за отчетный (налоговый) период не исключают ошибок и недоимок в ранее состоявшихся платежах. Такие промежуточные (внутригодовые) неточности могут быть обнаружены и исправлены налоговым агентом, а вызванная ими задолженность устранена как до представления расчета налоговым органам, так и впоследствии, однако в обоих случаях они приводят к просрочке в перечислении удержанного налога, которая может быть непреднамеренной.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Кодекса, имеющие место в судебной практике, Суд, исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций, выраженных, в том числе в данном постановлении, приходит к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, при том, что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 2 статьи 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании пункта 1 статьи 46 Кодекса (в редакции Федерального закона от 26.04.2016 N 110-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
Из материалов, представленных Управлением, следует, что Общество в проверяемом периоде являлось налоговым агентом.
30.07.2017 ОАО «Х» представлен расчет по форме 6-НДФЛ, в котором отражена сумма удержанного НДФЛ за 2 квартал 2017 года в размере 264954 рублей.
Обществом удержанный НДФЛ в размере 264954 рублей самостоятельно не перечислен в бюджетную систему Российской Федерации.
Инспекцией в целях взыскания задолженности по НДФЛ в адрес Заявителя направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов (для организаций и индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 04.08.2017 (оставлено без исполнения) и решение от 04.09.2017 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств. Списание денежных средств с расчетного счета Заявителя в уплату НДФЛ произведено банком 09.10.2017, что отражено в Решении.
Таким образом, неперечисление Обществом удержанного НДФЛ в сроки, установленные Кодексом, послужило основанием для привлечения Заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 105981,60 рубля.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба считает правомерными действия Инспекции по привлечению ОАО «Х» к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса.
При этом довод Заявителя о наличии оснований для освобождения ОАО «Х» от налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, в соответствии с Постановлением N 6-П является необоснованным, поскольку данное постановление применяется к добросовестному налогоплательщику, который допустил несвоевременное перечисление НДФЛ в силу технической либо иной ошибки (непреднамеренно), при этом уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога. Между тем, НДФЛ и соответствующая сумма пеней взысканы с ОАО «Х» в принудительном порядке в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Кроме того, согласно информации, представленной Управлением, Заявитель в период с 14.04.2017 (первый срок уплаты НДФЛ за 2 квартал 2017 года) по 02.05.2017 осуществлял операции по перечислению денежных средств на приобретение товаров (услуг), не предпринимая попыток по перечислению удержанного НДФЛ по спорному расчету по форме 6-НДФЛ. При этом с 05.05.2017 Инспекцией производится взыскание задолженности по НДФЛ за иные налоговые периоды на основании соответствующих решений, вынесенных в соответствии со статьей 46 Кодекса.
При таких обстоятельствах Постановление N 6-П в рассматриваемой ситуации не подлежит применению. Основания для освобождения ОАО «Х» от привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, отсутствуют.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу ОАО «Х» без удовлетворения.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе
Вид налога:
Налог на доходы физических лиц
Статьи НК:
статья 24,
статья 123,
статья 226
Тема налогового спора: Правомерность привлечения налогового агента к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, если до вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки недостающая сумма НДФЛ уплачена налоговым агентом в полном объеме
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Налоговый агент в сроки, установленные НК РФ, не перечислил в бюджетную систему Российской Федерации сумму удержанного НДФЛ, в связи с чем обоснованно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.
Позиция налогоплательщика: Несвоевременное перечисление НДФЛ не носило преднамеренный характер (связано с помещением банком в картотеку инкассовых поручений налогового органа в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете Общества), в связи с чем, по мнению налогового агента, возможно применить правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.02.2018 N 6-П.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Согласно пункту 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
В силу статьи 123 Кодекса неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 6-П, просрочка в перечислении налоговых платежей возможна не только вследствие недостоверного декларирования налога (неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой отчетности), но и безотносительно к этому, например — имея в виду, что налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет налоговые платежи по НДФЛ, по общему правилу, не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 Кодекса), — в результате упущений организационно-технического характера, связанных с удержанием данного налога, которые даже при правильном расчете подлежащего удержанию и перечислению налога за отчетный (налоговый) период не исключают ошибок и недоимок в ранее состоявшихся платежах. Такие промежуточные (внутригодовые) неточности могут быть обнаружены и исправлены налоговым агентом, а вызванная ими задолженность устранена как до представления расчета налоговым органам, так и впоследствии, однако в обоих случаях они приводят к просрочке в перечислении удержанного налога, которая может быть непреднамеренной.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Кодекса, имеющие место в судебной практике, Суд, исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций, выраженных, в том числе в данном постановлении, приходит к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, при том, что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Пунктом 2 статьи 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании пункта 1 статьи 46 Кодекса (в редакции Федерального закона от 26.04.2016 N 110-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Обществом в установленный Кодексом срок представлен расчет по форме 6-НДФЛ, в котором отражена сумма удержанного НДФЛ. При этом данная сумма НДФЛ самостоятельно налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации не перечислена. Инспекцией в целях взыскания задолженности по НДФЛ в адрес Заявителя направлено требование об уплате налога (оставлено без исполнения) и решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств. Списание денежных средств с расчетного счета Заявителя в уплату НДФЛ произведено банком на основании указанного решения о взыскании.
Неперечисление Обществом удержанного НДФЛ в сроки, установленные Кодексом, послужило основанием для привлечения Заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, в виде взыскания штрафа.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя на указанное решение пришла к выводу о правомерности действий Инспекции по привлечению налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса.
При этом довод Заявителя о наличии оснований для освобождения его от налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, в соответствии с Постановлением N 6-П признан необоснованным, поскольку данное постановление применяется к добросовестному налогоплательщику, который допустил несвоевременное перечисление НДФЛ в силу технической либо иной ошибки (непреднамеренно), при этом уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога. Между тем, НДФЛ и соответствующая сумма пеней взысканы с Общества в принудительном порядке в соответствии со статьей 46 Кодекса. При таких обстоятельствах Постановление N 6-П в рассматриваемой ситуации не подлежит применению. Основания для освобождения налогового агента от привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, отсутствуют.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка
Данченко С.П., эксперт журнала
Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 2/2019
В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.
Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Последняя инстанция – Конституционный суд.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
-
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
-
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
-
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
-
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
Штрафа можно избежать: условия установлены.
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ. Начало действия документа – 28.01.2019.
Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
-
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
-
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
-
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:
-
отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
-
сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
-
пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.
Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.
В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
При этом ответственность по статье 123 НК РФ установлена только за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности, указанной в подпункте 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ, — перечислять налог в бюджет.
КС РФ в Определении от 02.10.2003 N 384-О определил, что ответственность, установленная статьей 123 НК РФ, применяется независимо от того, была или не была соответствующая сумма удержана налоговым агентом у налогоплательщика.
В пункте 10 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 разъяснено, что в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ, согласно которому налоговый агент обязан письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.
Как разъяснил Пленум ВАС России в пункте 44 Постановления от 28.02.2001 N 5, необходимо учитывать, что правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.