Страхование пассажиров

Перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за причинение при воздушной перевозке пассажира вреда его жизни или здоровью, а также его багажу и ручной клади в соответствии с федеральным законом.

См. все связанные документы >>>

По вопросу обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажиром воздушного судна необходимо учитывать положения Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (в редакции Указов Президента РФ от 6 апреля 1994 г. N 667, от 22 июля 1998 г. N 866) , в соответствии с которым в целях обеспечения защиты интересов граждан на территории Российской Федерации вводится обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 2. Ст. 35; Российская газета. 14.07.1992. N 159.

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

всех видов транспорта международных сообщений;

железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

автомобильного транспорта на городских маршрутах.

Указом также установлено, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее — перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Установлена обязанность страховщиков обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью .

О полномочиях см. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Установлена страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Установлен 10-дневный срок страховой выплаты по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) застрахованному лицу или его наследникам после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

Для перевозчика установлена обязанность составлять акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого следует вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляется на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте .

По вопросу, касающемуся формирования и использования резерва для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте, см. Положение, утвержденное Росстрахнадзором от 9 августа 1996 г. N 02-04-06/1, Федеральной авиационной службой РФ от 8 августа 1996 г. N 1.16-170.

Указом также установлено, что порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

Страхование является обязательным и при выполнении международных полетов воздушным судном — страхование ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах. При этом размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 67-ФЗ от 14.06.2012г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном»

1. Цели и принципы обязательного страхования
Обязательное страхование введено в целях обеспечения возмещения вреда, причинённого при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причинённого вреда за счёт обязательного страхования, а также установления процедуры получения потерпевшими возмещения вреда.
2. Обязанность перевозчика страховать гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности
Независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована.
Перевозчик, не исполнивший возложенной на него обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несёт ответственность за причинённый при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.
Перевозчик обязан предоставить пассажирам информацию о страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путём размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на своём официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Условия договора обязательного страхования
В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.
4. Страховое возмещение
При наступлении страхового случая по договору обязательного страхования страховщик (страховая организация) обязан выплатить выгодоприобретателю (потерпевшему) страховое возмещение в порядке и на условиях, которые установлены указанным Федеральным законом, а выгодоприобретатель вправе требовать выплаты этого страхового возмещения от страховщика.
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения в случае:
1) наступления страхового случая вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Данное основание освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения может быть исключено из договора обязательного страхования соглашением сторон;
2) наступления страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя;
3) если определенная по правилам пункта 3 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.
5. Порядок предъявления требования о выплате страхового возмещения и порядок его выплаты
Выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых определяются Правительством Российской Федерации. Указанные документы должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего.

Страховая компания «СДС» / Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (ОСГОП). С 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом РФ от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Без страховки выполнять перевозки запрещено.
Кто является страхователем?
Страхователем является перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).
При этом перевозкой считается услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами (а также ст. 31 Федерального закона № 67-ФЗ), а именно следующими нормативными актами:
• Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
• Устав железнодорожного транспорта;
• Кодекс внутреннего водного транспорта;
• Кодекс торгового мореплавания;
• Воздушный кодекс.
Примеры перевозок, для которых обязательно заключение договоров ОСГОП при перевозке пассажиров:
• внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки автобусами, троллейбусами, трамваями;
• перевозка пассажиров железнодорожным транспортом;
• морские и речные перевозки пассажиров
• авиаперевозки пассажиров (самолетами и вертолетами).
Что является страховым случаем?
Страховой случай — возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования. С наступлением страхового случая возникает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение выгодоприобретателям.
Минимальный срок действия договора страхования составляет один год (на внутреннем водном транспорте — период навигации).
Порядок определения страховых тарифов установлен в Постановлении Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. № 1344.
Страховые тарифы зависят от вида транспорта и перевозок, а также влияющих на степень риска факторов (в том числе от уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств).
Данное обязательное страхование заменяет ОСАГО для автоперевозчиков и существующее на воздушном транспорте страхование ответственности. Международным перевозчикам не потребуется приобретать еще один полис, если они уже застраховали свою ответственность в соответствии с международными правилами, в том числе за рубежом (по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее вышеуказанных).

Что будет, если перевозка осуществляется при отсутствии договора ОСГОП?
Перевозчик, который не заключил договор ОСГОП: возмещает вред выгодоприобретателю на тех же условиях и в тех же лимитах, которые предусмотрены Федеральным законом № 67-ФЗ, а также:
1. По иску ФСФР может быть принужден к перечислению неуплаченной страховой премии (неосновательно сбереженной) по ОСГОП и процентов в доход РФ.
2. При осуществлении перевозок пассажиров без договора ОСГОП для должностных лиц предусмотрен административный штраф от 40 до 50 тыс. рублей; для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн. рублей. (На основании ст.11.31 КоАП РФ, вступившей в силу с 1 апреля 2013 года).

Любая техника, может в какой-то момент выйти из под контроля человека. В законодательстве есть такое понятие «источник повышенной опасности». Его владелец несет ответственность перед гражданами в случае причинения вреда независимо от вины.

Для того чтобы минимизировать имущественный ущерб при причинении вреда, государство устанавливает требование обязательного личного страхования пассажиров на транспорте. Порядок страхования установлен Постановлениями Кабинета Министров Украины «Об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте» от 14 августа 1996 г. №959 и «О порядке и условиях проведения обязательного авиационного страхования” №1083.

Как верно отмечает Лебединец О.Л., «уникальность данного вида страхования состоит в том, что в его эффективной реализации заинтересовано не только государство и пассажиры, но и, в равной степени, страховые организации, предприятия-перевозчики». Для государства введение обязательного личного страхования пассажиров транспорта междугородного сообщения сняло большую нагрузку с государственного и региональных бюджетов, позволило не отвлекать от запланированных статей расходов средства на случайные, чрезвычайные бедственные события. Пассажиры получили надежную гарантию обеспечения защиты имущественных и социальных интересов при возникновении несчастных случаев.

Для дальнейшего рассмотрения данного вопроса целесообразно, на наш взгляд, дать понятия терминам, которыми мы будет оперировать.

Страховой случай — совершившееся событие в виде причинения вреда жизни или здоровью пассажира вследствие несчастного случая во время его перевозки, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового обеспечения в соответствии с договором страхования;

Несчастный случай на транспорте — внезапное, непредвиденное событие, связанное с перевозкой пассажиров железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным и автомобильным пассажирским транспортом, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью пассажира либо его смерть;

Субъекты страхования — пассажир (застрахованное лицо), страхователь, страховщик;

Пассажир (в контексте обязательство по страхованию) — физическое лицо, совершающее поездку железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом, по действительному проездному документу или находящееся на территории вокзала, аэродрома, станции, пассажирской платформы, пристани или иных пунктов посадки и высадки пассажиров перед указанной поездкой либо после нее, но не более одного часа после прибытия в пункт назначения;

Страхователь — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или дееспособное физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющее перевозку пассажиров любыми видами транспорта (перевозчик) и заключившее со страховщиком договор обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев.

Страховщик — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы (страховая организация), осуществляющее страховую деятельность на основании лицензии, выданной соответствующим государственным органом на право проведения обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев и заключившее договор обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев;

Страховая сумма — денежная сумма, исходя из которой устанавливается размер страховой премии и в пределах которой страховщик обязуется осуществить выплату страхового обеспечения пассажирам или их наследникам при наступлении страхового случая;

Страховая премия — полученная страхователем от пассажира денежная сумма и уплачиваемая страхователем страховщику за принятые им обязательства по договору обязательного страхования пассажира от несчастных случаев. Страховая премия включается в число обязательных реквизитов проездного документа;

Страховой тариф — ставка страховой премии с единицы страховой суммы;

Пассажирская перевозка — перевозка пассажира авиационным, железнодорожным, морским, внутренним водным, автомобильным транспортом на соответствующем транспортном средстве по проездному документу, выданному на весь маршрут следования, включая перевозки пассажиров на транспорте в международном сообщении в пределах территории Украины.

Согласно указанным Постановлениям страхованию подлежат пассажиры на всех видах транспорта (железнодорожный, морской, внутренний водный, автомобильный и электротранспорта, кроме внутреннего городского), от несчастных случаев во время поездки или пребывания на вокзале, в порту, на станции, пристани. Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров морского и внутреннего водного транспорта на прогулочных линиях; внутреннего водного транспорта внутреннегородского сообщения и переправ; автомобильного и электротранспорта на городских маршрутах.

Застрахованными считаются пассажиры с момента объявления посадки в морское или речное судно, поезд, автобус или иное транспортное средство до момента завершения поездки.

Страховой платеж (страховая премия) по обязательному личному страхованию удерживается с пассажира транспортной организацией, которая имеет агентское соглашение со страховщиком, в размере до двух процентов стоимости проезда, а на маршрутах пригородного сообщения – до пяти процентов стоимости проезда.

Страховая премия рассчитана на основании страхового тарифа, утвержденного Министерством финансов Украины. Сумма страховой премии включается в стоимость билета и взимается с застрахованного при продаже билета. Собранные взносы уплачиваются страхователем ежемесячно.

Каждому застрахованному транспортная организация, которая выступает агентом страховщика, выдает страховой полис. Он может выдаваться на отдельном бланке или содержаться на оборотной стороне билета. В страховом полисе указывается вид обязательного страхования и наименование, адрес, телефон страховщика.

Размер страховой суммы для каждого застрахованного составляет 500 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (п. 6 Постановления №959).

Полностью она выплачивается наследникам застрахованного лица только в случае его смерти. При получении пассажиром травмы выплачивается только часть этой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. Данная страховая сумма выплачивается вне зависимости от наличия других страховых выплат, связанных с этим же событием (например, по ранее заключенным договорам добровольного страхования жизни или здоровья).

Страховыми случаями являются:

— гибель или смерть застрахованного вследствие несчастного случая на транспорте;

— получение застрахованным травмы вследствие несчастного случая на транспорте при установлении ему инвалидности;

— временная утрата застрахованным трудоспособности вследствие несчастного случая на транспорте.

Если вышеуказанные случаи произошли вследствие неправомерных или умышленных действий застрахованного, то они не считаются страховыми и страховая сумма при этом не выплачивается.

При наступлении страхового случая основаниями для выплаты страховой суммы являются:

— заявление застрахованного (его семьи или наследника);

— акт о несчастном случае. Перевозчик обязан также предоставить страховой компании копию указанного акта в течение 10 дней с момента получения письменного запроса;

— лист нетрудоспособности или справка специализированных учреждений об установлении инвалидности, в случае смерти застрахованного – копия свидетельства о смерти и документа о правопреемстве его наследников;

— страховой полис или документ, который его заменяет.

Страховая выплата должна производится в течение десяти дней с момента получения документов страховщиком через кассу последнего или перечисляется на расчетный счет, указанный застрахованным в заявлении.

Следует отметить, что на каждом виде транспорта существуют свои особенности страхования.

В то же время указанное Постановление не лишено недостатков. Так, оно четко не определяет права, обязанности и ответственность сторон договора, обеспечение страховой защиты пассажиров, порядок расчетов между страхователями и страховщиками по обязательному страхованию пассажиров и иное.

Интересным с точки зрения анализа правовой ситуации является опыт обязательного страхования пассажиров зарубежных стран, в частности Российской Федерации. На сегодняшний день там сложилась неоднозначная ситуация относительно обязательного страхования пассажиров. Как отмечает Нильс Иогансен, «Министерство финансов РФ подготовило и направило в правительство проект указа президента об отмене обязательного страхования пассажиров. Документ, разработанный департаментом страхового надзора Минфина при участии Минтранса, Минюста и Министерства по антимонопольной политике (МАП), предполагает отмену указа Бориса Ельцина от 1992 года. Причиной появления этого документа стало недовольство правительства нынешней системой транспортного страхования, которая по своей сути таковой не является. Кроме того, давно уже звучали высказывания по поводу многочисленных злоупотреблений в этой системе».

Реальные причины такого «протеста» неизвестны, однако его последствия довольно таки будут ощутимыми. Как верно высказалась Ирины Хлыстова, «обязательное личное страхование пассажиров проводится в России с 1992 года на основании Указа Президента № 750. Указом, а впоследствии Гражданским кодексом предусмотрено принятие соответствующего федерального закона, регулирующего этот вид страхования. В связи с отсутствием до настоящего времени такого закона Минфином России инициируется отмена упомянутого Указа. Если это произойдет, пассажиры всех видов транспорта останутся без страховой защиты».

Соглашаясь с высказанными мнениями, хотелось бы добавить, что отмена Указа Президента Российской Федерации от 07.07.92 г. № 750 создаст правовой вакуум по данному вопросу, пассажиры лишатся какой бы то ни было гарантированной компенсации, а нагрузка по урегулированию ответственности и возмещению ущерба в результате несчастных случаев при междугородных перевозках на всех видах транспорта ляжет на судебную систему и органы исполнительной власти, что неизбежно потребует дополнительных затрат из бюджета всех уровней.

Такая мера может привести также к повышению цен на проезд в междугородном транспорте, т.к. перевозчики пассажиров будут вынуждены страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами, включая соответствующие затраты в стоимость проезда. Стоимость страховки при этом будет определяться конъюнктурой страхового рынка и существенно превысит установленные в настоящее время государством тарифы на обязательное личное страхование пассажиров.

Таким образом, мы видим, что в Российской Федерации сложилась сложная ситуация, которая и по сей день не разрешена. Проанализировав, казалось бы, две совершенно разные правовые проблемы Украины и России, можно лишь прийти к одному выводу – обе страны нуждаются в немедленном принятии нормативного акта как минимум на уровне закона, который бы четко и недвусмысленно регламентировал обязательное личное страхование пассажиров.

Помимо обязательного личного страхования пассажиров существует еще один вид обязательного страхования на транспорте — обязательное страхование ответственности перевозчика, которое предусмотрено Законом Украины «О страховании» от 07.03.96 г. №85/96-ВР.

Так, на воздушном транспорте во исполнение ст. 103 Воздушного кодекса Украины (далее – ВК) Постановлением Кабинета Министров Украины утверждено «Положение о порядке и условиях проведения обязательного страхования ответственности воздушного перевозчика и исполнителя воздушных работ по возмещению убытков, причиненных пассажирам, багажу, почте, грузу, принятым к перевозке, иным пользователям воздушного транспорта и третьим лицам» от 13.07.1998 г. №1083.

В соответствии с этим Положением страховыми случаями являются:

— авиационное происшествие с участием воздушного судна Страхователя, вследствие которого возникает его гражданская ответственность за вред, нанесенный жизни и здоровью пассажиров и их имуществу;

— факт повреждения, порчи, или нанесения иного вреда багажу, почте, грузу, за которые Страхователь несет ответственность, согласно контракту на перевозку (по багажной квитанции или по пассажирскому билету);

— нанесение вреда другим пользователям воздушного транспорта и третьим лицам.

Страховая сумма (лимит ответственности) установлена в размере:

— за вред, нанесенный пассажирам — 20 000 долларов США по официальному курсу гривны к доллару США, определенным НБУ на день осуществления полета, на каждое пассажирское кресло;

— за вред, нанесенный почте, багажу или грузу — 20 долларов США за килограмм; ручной клади — 400 долларов США;

— за вред, нанесенный другим пользователям воздушного транспорта и – третьим лицам, в зависимости от взлетной массы воздушного судна от 200000 до 20000000 грн.

Если пострадавший пассажир или его наследники смогут доказать, что понесенный ущерб был больше установленного законодательством лимита, он может обратиться с иском о возмещении ущерба к авиакомпании-перевозчику.

Размер возмещения ущерба третьим лицам (т.е. пострадавшим от падения самолета) зависит от массы воздушного судна и колеблется от 200 тыс. грн. до 20 млн. грн. При этом речь идет только о самолетах гражданской авиации: СУ-27, рухнувший на зрителей во время авиашоу во Львове, — военный самолет и, соответственно, обязательному страхованию не подлежал.

Страховой тариф для договора страхования сроком на один год составляет:

— 2% от страховой суммы, для договора страхования ответственности за нанесение вреда пассажирам, багажу, почте, грузу;

— 1% от страховой суммы для договора страхования ответственности за нанесение вреда другим пользователям воздушного транспорта и третьим лицам.

Обязательное страхование, предусмотренное ст. 103 ВК, осуществляется страховщиками, которые признаны таковыми в соответствии с законодательством Украины, получили в установленном порядке лицензии на осуществление этого вида страхования и являются членами Авиационного страхового бюро. Авиационное страховое бюро осуществляет координацию деятельности страховщиков в области страхования авиационных рисков и представляет их интересы в международных объединениях страховщиков (ч. 2, 3 ст. 103 ВК).

Страховое покрытие для пассажиров действует на территории аэропорта с момента объявления посадки, на борту воздушного судна, в промежуточных аэропортах и в течение двух часов по окончании полета — в аэропорту назначения.

В нашей стране работают 57 страховщиков — членов Авиационного страхового бюро, имеющих право страховать авиакомпании. По сведениям «Укравиатранса», удельный вес затрат воздушных перевозчиков на страхование в себестоимости перевозок колеблется от 1,5% до 10%, а по некоторым данным — даже до 20%. Активно на рынке работают пятнадцать страховых компаний, и некоторые из них уже имеют опыт страховых выплат.

15 декабря 1999 года Украина стала членом международной Европейской конференции гражданской авиации (ЕСАС), установившей свои лимиты ответственности страхователя-перевозчика перед пассажиром, багажом, грузом и третьими лицами для всех авиакомпаний, обслуживающих 38 европейских государств — членов ЕСАС. Лимиты эти обязательны только для стран — членов ЕС. Украина, как известно, в состав ЕС пока не входит, следовательно, для нее эти требования носят рекомендательный характер.

Лимит ЕСАС устанавливается в международных платежных средствах, так называемых Специальных правах заимствования (СПЗ), эмитированных МВФ. 1 СПЗ равняется $1,35.

В случае задержки рейса страховая компания может выплатить 4150 СПЗ или свыше $5 тыс.; в случае смерти, ранения или иного телесного повреждения — не менее 250 тыс. СПЗ или примерно $315 тыс.

Лимиты ответственности за багаж в случае уничтожения, потери, повреждения или задержки — 1 тыс. СПЗ; за груз в случаях уничтожения, потери, повреждения или задержки — 17 СПЗ за 1 кг.

Например, «Международные авиалинии Украины”, «АероСвит” имеют комбинированную страховую сумму ответственности перед пассажирами, третьими лицами за багаж, груз, почту в размере $750 млн. на один любой страховой случай с самолетом при перелетах в Европу.

Интересной является практика украинских страховых фирм по осуществлению страховых выплат. Так, 4 октября 2001 года в результате попадания украинской ракеты С-200 произошла авиакатастрофа Ту-154, выполнявшего рейс Тель-Авив — Новосибирск. Жертвами стали 78 граждан России и Израиля. По данным информагентств, прямые убытки авиакомпании составили около $10 млн. Ответственность перевозчика была застрахована российской страховой компанией «Афес” на $50 млн. Как заявил глава СНБО Евгений Марчук, родственники погибших на Ту-154, сбитого над Черным морем украинской ракетой, получат страховое возмещение по $20 тыс. на каждого пострадавшего.

27 октября 2001 года произошла катастрофа «Аэропракт-20СХМ” авиакомпании «Интеравиатранс” во время выполнения полетов в Решетиловском районе Полтавской обл. В результате самолет разбился полностью, погиб пилот. НАСК «Оранта” выплатила страховое возмещение в сумме 50 тыс.грн. родственникам погибшего.

6 февраля 2002 года произошла катастрофа с самолетом АН-12 UR-LIP ЗАО «Авиакомпания «Воларе” при выполнении грузового рейса VRE 2482 по маршруту Агадир (Марокко) — Алжир. Все восемь человек, находившиеся на борту воздушного судна, погибли. Общая сумма иска составляет 400 тыс.грн. (экипаж), $500 тыс. (КАСКО), около $120 тыс. (ответственность за груз).

27 июля 2002 года во Львове произошла катастрофа во время авиашоу на летном поле военного аэродрома «Скнилив”. По данным МЧС, самолет СУ-27, управляемый двумя полковниками-асами, потерпел катастрофу во время выполнения фигур высшего пилотажа. При этом он, низко пролетая над землей, задел бензовоз и нос стоявшего на летном поле самолета Ил-76, а затем упал на зрителей. Погибли 83 человека, ранено около двухсот. Ответственность Минобороны перед третьими лицами не была застрахована, поэтому страховых выплат пострадавшим сделано не было. Жертвы трагедии получили помощь со стороны государства и коммерческих организаций.

По данным Минобороны, в 1992 году в Украине произошло 17 авиационных происшествий: пять аварий — без жертв, в 12 катастрофах в общей сложности погибли 37 пилотов, потеряно 17 самолетов и вертолетов.

14 июля 2001 года 24 пассажира поезда Москва—Одесса были госпитализированы после того, как семь хвостовых вагонов поезда сошли с рельсов, а пять из них перекинулись на бок. Авария произошла на железнодорожном перегоне Рауховка — Сербка, когда поезд уже подходил к станции назначения и пассажиры готовились к выходу. Случилось это возле населенного пункта Сербка Коминтерновского р-на Одесской обл. Пострадавшие доставлены в больницу с легкими и средними повреждениями. Всего медицинская помощь оказана 54 пассажирам.

7 ноября 2001 года пять вагонов с углем сошли с рельсов в районе Жмеринки. Убытки составляют свыше 10 тыс.грн. Как сообщил помощник жмеринского транспортного прокурора, причиной происшествия стало неудовлетворительное содержание стрелочного аппарата дороги. Возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения железнодорожного транспорта.

Каждая организация в первую очередь заботится об удобстве и благополучии клиента, расширяя пакет услуг. В этом направлении страхование является одной из ключевых услуг. Страхование от несчастных случаев является одним из самых выгодных способов снижения тяжести последствий от наступления неблагоприятных событий.

Именно поэтому помимо обязательного страхования на транспорте существует также добровольное страхование пассажиров. Исключение составляет железнодорожный транспорт. В случае аварии на поезде пострадавшие получат только оговоренную законодательством страховую сумму (см. выше). Однако желание транспортной организации добровольно застраховать своих клиентов у нас пока, скорее, исключение, чем правило.

Здесь следует отличать добровольное страхование пассажиров от обязательного. При обязательном страховании пассажир является не страхователем, а застрахованным выгодоприобретателем, договор страхования в отношении него уже заключен между перевозчиком и страховщиком и страховщик ничего не должен вручать пассажиру. Страховой взнос по обязательному страхованию включен в цену билета и поэтому кассир, сообщая цену билета с включенным в нее страховым взносом, поступает правомерно. При добровольном страховании пассажир является страхователем и должен быть заключен договор. Вручение пассажиру квитанции или свидетельства как раз и подтверждает его заключение.

Договор добровольного страхования пассажира является договором личного страхования и заключается при условии, что пассажиром или юридическим лицом заключен договор перевозки с перевозчиком. Добровольное страхование пассажиров осуществляется при перевозке пассажиров на маршрутах, проходящих по территории Украины и указанным в билете или ином документе, подтверждающем факт заключения договора перевозки.

По настоящему виду страхования страховыми случаями признаются смерть, инвалидность, временная нетрудоспособность работающего (временное расстройство здоровья неработающего) застрахованного пассажира, наступившие непосредственно в результате несчастного случая, либо в результате обнаруженных в течение года последствий несчастного случая, который произошел с застрахованным пассажиром в период действия страхования.

Целью такого страхования является страхование на случай временной, постоянной утраты общей трудоспособности или смерти пассажира (Застрахованного) в результате несчастного случая при перевозке морским, внутренним водным, автомобильным или железнодорожным транспортом.

В целях настоящего вида страхования под несчастным случаем понимается случайное, непредвиденное событие, связанное с получением застрахованным пассажиром травматического повреждения либо отравлением организма ядовитыми веществами. К таким событиям в частности относятся: падение какого-либо предмета или самого застрахованного пассажира, ожог, взрыв, обморожение, действие электрического тока, удар молнии, солнечный или тепловой удар, попадание инородного тела в дыхательные пути, случайное острое отравление промышленными или бытовыми химическими веществами.

При заключении договора страхования от несчастных случаев пассажирам предоставляется право самостоятельно установить размер страховой суммы, срок действия договора страхования, перечень страховых событий и объём страховой защиты.

Страховой платёж зависит от выбранных вариантов страхования.

Страховая сумма по договору страхования производится в виде денежной компенсации застрахованному (выгодоприобретателю или наследнику), если несчастный случай привёл к определённому в договоре страхования страховому событию. Она определяется по соглашению между Страховщиком и Страхователем, но не может быть менее 50 установленных действующим законодательством законом на дату приобретения билета минимальных размеров оплаты труда. Страховая премия определяется в соответствии с разработанными Страховщиком страховыми тарифами.

Для получения страхового возмещения пассажир (или его наследник) должен предоставить страховой компании документы, подтверждающие факт аварии, медицинские справки, проездной документ (для льготных категорий пассажиров — документ, подтверждающий право на льготы); заявление о выплате страхового возмещения, акт о несчастном случае на железнодорожном транспорте установленной формы. Пострадавший может также предъявить исковые требования к транспортной организации — например, о возмещении морального ущерба.

Практика показывает, что страховое возмещение пассажиры требуют, как правило, в случае серьезной аварии (столкновение поезда, ДТП с автобусом и пр.). Если же пассажир в автобусе или поезде получает травму из-за резкого торможения или еще чего-то, о страховке вспоминает редко.

Законодательством предусмотрены случаи отказа при воздушных перевозках в выплате страхового возмещения только за убытки, причиненные вследствие природной утраты груза в рамках, установленных нормами во время его перевозки, а также влияния температуры, влажности или других особенностей, которые могут привести к гибели или порче груза (усушка, утруска, загнивание и пр.); за недостачу груза, если цела внешняя упаковка; за повреждение груза червями, грызунами, насекомыми; за убытки, причиненные во время доставки груза к месту погрузки в воздушное судно и после разгрузки; за убытки, причиненные вследствие снижения цены на груз, перевозимый воздушным судном. Случаи отказа в выплате пострадавшим или родственникам погибших в нормативных документах не предусмотрены.

Следует обратить внимание, что выплата наследникам погибшего пассажира занимает время — по ГК принятие наследства может происходить в течение полугода.

При захвате заложников, даже если в страховом договоре присутствует риск терроризма, моральный ущерб пассажирам страховой компанией не компенсируется, возмещению подлежат только прямые убытки, но исковые требования могут быть заявлены компании-перевозчику, не обеспечившей безопасность.

Лебединец О.Л. АССОТ, ATI и РААКС обратились к вице-премьеру Виктору Христенко за поддержкой // www.allinsurance.ru

Иогансен Н. Обязательное страхование пассажиров на транспорте хотят отменить. // Известия. — 15 сентября 2001. – С. 1

Хлыстова И. Страхование пассажиров и перевозчиков. // Гудок. – 22.04.2003. – С. 2

Чернова Л. Первым делом –самолеты // Бизнес . — №37 (504). — 09.09.2002. – С. 10

Чернова Л. Первым делом –самолеты // Бизнес . — №37 (504). — 09.09.2002. – С. 10

Голубкова И. Полную гарантию дает только страховой полис // www.business.ua

Чернова Л. Первым делом – самолеты // Бизнес . — №37 (504). — 09.09.2002. – С. 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *