Субсидии на выполнение государственного задания

ЛОТОС

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Положение о финансовом обеспечении выполнения государственного задания для федеральных учреждений утверждено постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 671).

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Государственным (муниципальным) учреждениям выделяются субсидии, размер которых определяется исходя:

  • из нормативных затрат на оказание государственных услуг;

  • расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным или автономным учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

  • уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки.

Внимание

При определении размера субсидии учреждениям культуры в расчет берутся также средства, поступающие от платных услуг, оказываемых учреждениями в рамках основной деятельности.

Общая сумма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основе определенных для каждой услуги (работы) нормативных затрат.

Для федеральных учреждений разработаны «Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений», утв. совместным приказом Минфина РФ № 137н, Минэкономразвития РФ № 527 от 29.10.2010 (далее – Методические рекомендации).

Непосредственно сам порядок определения нормативных затрат устанавливается соответствующими федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Субсидия на выполнение государственного задания (на федеральном уровне, и в большинстве случаев на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования) состоит из двух частей, которые рассчитываются двумя разными способами.

Первая часть субсидии на оказание услуг (выполнение работ) считается по нормативам в расчете на услугу (работу), Данные об объемах услуг (работ) и порядке оказания услуг (выполнения работ) станут ключевыми при определении объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляемой государственной (муниципальной) библиотеке.

Вторая часть субсидии – своего рода гарантированная часть на содержание имущества – считается, по сути, прямым счетом.

Гарантированная часть субсидии рассчитывается в целях сохранения государственного имущества, если учреждение не производит никаких услуг и включает в себя минимальный объем потребления электрической энергии (в размере 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей), потребления тепловой энергии (в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей), уплату налогов. Именно поэтому гарантированная часть субсидии должна быть рассчитана прямым счетом и включаться в общий объем субсидии на государственное (муниципальное) задание.

Содержание недвижимости и особо ценного движимого имущества учреждения финансируется только в случае, если они переданы ему учредителем либо приобретены за счет выделенных им средств. Если учреждение самостоятельно приобрело недвижимость, оно должно содержать ее за счет своих доходов.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на эти цели, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Расходы на его содержание должна покрывать арендная плата.

В целях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя рекомендуется составить и подписать с государственным (муниципальным) учреждением соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее – Соглашение), в котором могут быть определены права и обязанности сторон, а также правила, условия и график получения субсидии и выполнения соответствующего задания.

Для федеральных учреждений примерная форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключаемого федеральным бюджетным учреждением и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя указанного учреждения, утверждена совместным приказом Минфина России № 138н и Минэкономразвития России № 528 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» от 29.10.2010.

Государственное (муниципальное) задание государственным (муниципальным) учреждениям формируется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на этапе составления бюджета с учетом существующих бюджетных ограничений.

Вместе с тем показатели государственного (муниципального) задания должны служить основанием для формирования бюджета.

Утверждение государственных (муниципальных) заданий может осуществляться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя только после утверждения Закона о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и формирования сводной бюджетной росписи. Утвержденное государственное (муниципальное) задание должно незамедлительно доводиться до государственнго (муниципального) учреждения для исполнения.

Важно

В качестве важной гарантии для бюджетного учреждения можно рассматривать норму ст. 6Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которая устанавливает, что уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Это значит, что если субсидия была рассчитана и доведена до учреждения, учредитель не сможет сократить размер финансирования, оставив то же самое задание.

Законом установлено, что бюджетное учреждение вправе при выполнении задания дополнительно использовать средства, полученные из иных предусмотренных законодательством источников. В частности, направлять на выполнение задания средства от приносящей доход деятельности.

Средства, полученные на финансовое обеспечение выполнения задания, не могут быть направлены на иные нужды. Финансовое обеспечение деятельности, не связанной с выполнением задания, должно осуществляться за счет доходов бюджетного и автономного учреждения от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Определение нормативных затрат и расчет финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания

Согласно положениям статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения задания, а также субсидии на иные цели.

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок формирования и финансового обеспечения выполнения задания определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).

Для расчета субсидий на выполнение задания учредителям следует определить и утвердить нормативные затраты на оказание услуг. Размер субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг в рамках задания, затрат на выполнение работ в рамках задания, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Расчет субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания (объем субсидии на выполнение задания) учреждению в соответствующем финансовому году определяется по следующей формуле:

SUBгз = (Σi(Ni * VЕдi))+ (∑j SUBрj) + SUBИмущ , где

SUBгз – субсидия, предоставляемая учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

Ni — нормативные затраты на оказание i-ой услуги (включая расходы на содержание имущества, необходимого для оказания данной услуги, входящего в перечень недвижимого или перечень особо ценного движимого имущества);

VЕдi — объем (количество единиц) предоставляемой i-ой услуги;

SUBрj – затраты на выполнение j-го вида работ (включая расходы на содержание имущества, необходимого для оказания данной работы, входящего в перечень недвижимого или перечень особо ценного движимого имущества);

SUBИмущ – затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (налоги, оплата части коммунальных услуг и прочие затраты на содержание имущества, непосредственно не связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг)

Расчет нормативных затрат на оказание услуг может осуществляться с использованием различных методов либо их комбинации:

— нормативного метода (метод прямого счета),

— структурного метода (для отдельных статей затрат),

— экспертного метода (для отдельных статей затрат),

— метода «первоначальных нормативных затрат».

Нормативный метод (метод прямого счета) подразумевает определение структуры затрат на оказание услуги и отдельный расчет каждой составляющей нормативных затрат, исходя из требований к качеству и условиям оказания услуги. Например, расчет заработной платы преподавателя на одного студента (ученика), исходя из требований к учебному плану, количеству преподавателей, количеству студентов (учеников) и ставки оплаты труда, принятой в учреждении.

В случае, если существуют утвержденные нормативы, выраженные в натуральных показателях, в том числе, нормативы питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, нормы потребления расходных материалов, нормативы затрат рабочего времени, нормативы снижения объемов потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иные натуральных показатели, необходимые для оказания государственной услуги должного качества, указанные нормативы используются при определении нормативных затрат.

В случае отсутствия утвержденных нормативов (натуральных показателей) и/или соответствующих стандартов оказания услуги, учредителем, в целях определения нормативных затрат могут быть самостоятельно установлены нормативы, выраженные в натуральных показателях. Такие нормативы рекомендуется утвердить правовым актом органа власти.

Структурный метод определения нормативных затрат предполагает определение ряда статей расходов пропорционально выбранному основанию, например, пропорционально:

— затратам на оплату труда с начислениями персонала, участвующего непосредственно в оказании услуги;

— площади помещения, используемого для оказания услуги;

— объему оказываемых услуг в случае, если услуги, оказываемые учреждением имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс.чел, посещений и т.д.), либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одна услуга измеряется в чел., а другая в тыс. чел., то единицы изменения первой услуги могут быть переведены в тыс. чел. путем умножения объема соответствующей услуги на 1000) и др.

Для расчета нормативных затрат по отдельным видам услуг можно применять экспертный метод. Рекомендуется применять данный метод в случае невозможности определения доли одной или нескольких статей расходов в общей сумме расходов на оказание услуги. При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующих затрат (расходов) определяются на основании экспертной оценки, например:

— оценка доли затрат (например, трудозатрат, расходных материалов, коммунальных платежей) в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги и др.;

— количество обращений потребителей услуги;

— оценка условного объема площадей, необходимых для оказания услуги.

Выбор метода(ов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания услуги.

Вместе с тем в рамках переходного периода может применяться метод «Первоначальных нормативных затрат» (или метод обратного счета). Данный метод подразумевает формирование норматива, исходя из бюджетной сметы расходов учреждения прошлого, текущего или планируемого года (при наличии данных для расчета) путем деления суммы текущих расходов учреждения на количество услуг, оказанных в соответствующем периоде. При этом в сумму текущих расходов учреждения не рекомендуется включать расходы «разового характера», например, инвестиционные расходы, расходы на оказание услуг на платной основе и иные расходы «непостоянного характера».

Методом обратного счета могут устанавливаться отдельные нормативные затраты на услугу для каждого учреждения или могут устанавливаться единые нормативные затраты на услугу для всех учреждений, ее оказывающих, путем усреднения. Однако, такое усреднение может привести к резкому изменению объемов финансового обеспечения деятельности отдельных учреждений по оказанию услуг (выполнению работ). Выходом из подобных ситуаций может стать установление поправочных коэффициентов стоимости услуги для различных условий ее оказания (различные территории (город, село), категории учреждений (например, малокомплектные школы, коррекционные школы, лицей, гимназия и прочее).

Метод обратного счета может применяться учредителем при установлении первоначальных нормативов затрат на оказание услуги, однако в дальнейшем рекомендуется использовать иные методов.

Стоит заметить, что возможна комбинация методов и периодическое уточнение нормативных затрат (например, в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию услуг, а также в случае изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе (решении) о бюджете для финансового обеспечения выполнения задания).

Нормативные затраты на работы могут быть рассчитаны по аналогии с расчетом нормативных затрат по услугам, в случае, если для работы существует единица измерения объема (например, на благоустройство одного метра площади или проведения 1 соревнования с численностью до 100 человек), в остальных случаях размер субсидии на работы в рамках задания определяется учредителем индивидуально.

По решению учредителя нормативные затраты на услуги (и работы, в случае, если рассчитываются нормативные затраты на работы) могут определяться отдельно для каждого учреждения или в среднем по группе таких учреждений. При использовании средних значений нормативных затрат по группе учреждений нормативные затраты на очередной финансовый год рассчитываются как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы услуги по всем учреждениям, входящим в группу, на количество указанных учреждений.

Для одной услуги (в случае, если сама услуга не достаточно детализирована в составе перечня услуг) может устанавливаться несколько значений нормативных затрат на ее оказание, характерных для разных условий (вариантов) оказания услуги. В этом случае учредителю рекомендуется четко определить, по каким классификационным признакам будет детализироваться норматив. Примерами такой классификации (детализации) могут быть:

— территориальный признак (например, город/село),

— обеспеченность инженерной инфраструктурой,

— продолжительность оказания услуги (например, продолжительность программ дополнительного образования),

— условия оказания и содержание услуги (например, для разных образовательных программ или укрупненных групп специальностей для учреждений СПО),

— виды учреждений, оказывающих услуги (например, лицей, колледж и т.д.),

— оказание учреждением дополнительных социально-значимых услуг, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (оказание услуг по организации групп продленного дня в школах, а также организации внеклассной работы в форме кружков и секций),

— категории потребителей (лица с ограниченными возможностями здоровья, дети младшего школьного возраста, дети-сироты и т.д.).

При установлении такой классификации вариантов оказания услуг учредитель имеет возможность определить значение нормативных затрат для каждого варианта оказания услуг либо установить поправочные коэффициенты к базовому варианту нормативных затрат.

Порядок определения нормативных затрат утверждается учредителем для одной либо нескольких однотипных государственных услуг, включенных в утвержденный учредителем ведомственный перечень услуг, и может содержать:

— методику расчета удельной расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы услуги, оказываемой бюджетным (автономным) учреждением в рамках задания с учетом объема затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде недвижимого и особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений;

— порядок изменения нормативных затрат, в том числе, в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию услуг, а также в случае изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе бюджете соответствующего уровня для финансового обеспечения выполнения задания;

— виды применяемых корректирующих коэффициентов (в случае наличия таковых) и способы их расчета;

— порядок определения нормативных затрат при использовании одной и той же материально-технической базы для оказания услуг в рамках задания.

Нормативные затраты на оказание услуги в соответствующем финансовом году могут определяться по следующей формуле:

Ni = SUMj Gj , где

Gj – нормативные затраты, определенные для j-ой группы затрат на единицу услуги на соответствующий финансовый год.

Состав групп затрат определяется учредителем с учетом особенностей оказания каждой услуги, входящей в перечень услуг. Так, при определении нормативных затрат на оказание услуги могут учитываться:

— нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;

— нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги, могут быть учтены следующие группы затрат:

— нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании услуги;

— нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;

— иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

К нормативным затратам на общехозяйственные нужды могут быть отнесены затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием услуги.

В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат:

— нормативные затраты на коммунальные услуги;

— нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания услуг (далее – нормативные затраты на содержание недвижимого имущества);

— нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее – нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества);

— нормативные затраты на приобретение услуг связи;

— нормативные затраты на приобретение транспортных услуг;

— нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании услуги);

— прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда целесообразно определять, исходя из потребности в количестве персонала по категориям с учетом норм труда, принимающего непосредственное участие в оказании услуги, в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Нормативные затраты на материальные запасы целесообразно определять, исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае если такие нормативы утверждены) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении. В данном случае речь идет о приобретении материальных запасов, непосредственно используемых для оказания услуги.

Нормативные затраты на коммунальные услуги целесообразно определять обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения, или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества:

— нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;

— нормативные затраты на горячее водоснабжение;

— нормативные затраты на теплоснабжение;

— нормативные затраты на электроснабжение.

Для определения нормативных затрат на коммунальные услуги, по возможности, рекомендуется устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг на единицу услуги для группы учреждений, находящихся в однотипных зданиях и оказывающих одинаковый набор услуг.

Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества могут быть дополнительно детализированы по следующим группам затрат:

— нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

— нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;

— нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

— прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.

Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

— нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;

— нормативные затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием услуги;

— нормативные затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.

Нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг могут определяться, исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании услуги) определяются, исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем учреждения, с учетом действующей системы оплаты труда.

Вопрос начисления заработной платы в случае временного приостановления деятельности учреждения, возникшего по независящим от сторон обстоятельствам, должен решаться в рамках Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае если Учреждение оказывает несколько услуг, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

— пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;

— пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей Учреждения между оказываемыми государственными услугами);

— путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну услугу (или часть оказываемых учреждением услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги для учреждения;

— пропорционально иному выбранному показателю.

При определении нормативных затрат не учитываются:

а)субсидии на иные цели, предоставленные учреждению из соответствующего бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе на финансовое обеспечение затрат , не носящих постоянного характера (например, на осуществление капитального ремонта, приобретение особо ценного оборудования и др.);

б) бюджетные инвестиции;

в) финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа власти по исполнению публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме.

Справка: На федеральном уровне отдельно предложен порядок определения нормативных затрат на содержание имущества в так называемом «спящем режиме», т.е. обособляется объем субсидии на содержание имущества, непосредственно не участвующего в оказании услуги. Нормативные затраты на содержание имущества рассчитываются с учетом затрат на уплату налогов, объектом налогообложения по которому является соответствующее имущество, приобретенное учреждением или закрепленное за ним собственником, а также часть затрат на потребление тепловой и электрической энергии. Ряд субъектов Российской Федерации используют подход, аналогичный федеральному (см. подробнее совместный приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. №137н/527), а некоторые субъекты Российской Федерации в порядке определения нормативных затрат на оказание услуг отдельно не обособляют нормативные затраты на содержание имущества, а включают эти затраты в нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги.

При формировании нормативных затрат на оказание услуг могут быть учтены затраты на содержание имущества, находящегося в пользовании бюджетных и автономных учреждений на основании договора аренды и используемого для оказания услуг.

В случае сдачи бюджетным или автономным учреждением в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (статья 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Следует отметить, что финансовое обеспечение содержания государственного (муниципального) имущества за счет соответствующего бюджета в случае сдачи его учреждением в аренду не осуществляется только в части затрат на содержание имущества.

Таким образом, уменьшение субсидии на сумму арендной платы осуществляется только в части расходов на содержание имущества, а не в части расходов, входящих в прямые затраты.

При этом уменьшать объем субсидии, предоставленной на выполнение задания, рекомендуется не в течение финансового года, а с начала нового финансового года.

Важно также отметить, что при изменении нормативных затрат на оказание услуги и нормативных затрат на содержание имущества не допускается уменьшение субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения задания в течение срока его выполнения, без соответствующего изменения задания.

Объем финансового обеспечения выполнения задания учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей бюджетных средств на соответствующий финансовый год и плановый период.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 909 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Нормативно-правовая основа

Согласно ст. 78.1 БК РФ автономным учреждениям предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием услуг (выполнением работ). Кроме того, АУ могут получать субсидии на иные цели.

Порядок определения объема и предоставления субсидии на выполнение задания регламентируется следующими документами:

V Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 182 «Об условиях и
порядке формирования государственного задания в отношении автономного
учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной
собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения
государственного задания» (в ред. от 02.09.2010) (далее —
Постановление N 182);
———————————————————————
V Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010
N 137н/527 «О Методических рекомендациях по расчету нормативных
затрат на оказание Федеральными государственными учреждениями
государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества
федеральных государственных учреждений»;
———————————————————————

V Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке
отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории
особо ценного движимого имущества»;
———————————————————————
V ведомственные и базовые (основные) перечни государственных услуг
(работ).

При этом важную роль играют локальные акты, принятые в АУ и регламентирующие его финансово-хозяйственную деятельность, в том числе учетная политика учреждения.

В настоящее время федеральные нормативные акты не содержат четких указаний относительно порядка планирования и определения объема финансового обеспечения выполнения госзадания. Они не дают разъяснений, в какие сроки, в какой последовательности и на основании каких документов должны производиться соответствующие расчеты, вноситься уточнения и т.п. Поэтому автономное учреждение может самостоятельно выработать определенную тактику при планировании финансово-хозяйственной деятельности. Это позволит руководителю АУ заранее узнать, как может измениться сумма субсидии в планируемом периоде.

Отметим: крайне важно, чтобы все расчеты были сделаны до момента подписания руководителем учреждения и учредителем соглашения о финансовом обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания.

Согласно п. 7 Положения <1>, утвержденного Постановлением N 182, учредитель утверждает госзадание после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до федерального АУ до начала финансового года. Такие же сроки должны выдерживаться на региональном и муниципальном уровне. То есть учредители должны были довести до подведомственных учреждений государственные (муниципальные) задания на 2012 г. и подписать с ними соглашения о финансовом обеспечении выполнения задания в 2012 г. не позднее 31 декабря 2011 г.

<1> Положение о формировании государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Финансовое обеспечение оказания услуг

Объем средств на оказание государственных (муниципальных) услуг рассчитывается путем умножения соответствующих нормативных затрат на единицу услуги на количество предоставляемых единиц, установленное в госзадании. В свою очередь, указанные нормативы состоят из групп затрат. Остановимся на некоторых из них.

При планировании затрат на коммунальные услуги руководству учреждения необходимо обеспечить взаимодействие работников финансовой службы (бухгалтерии) с главным инженером, другими руководителями обслуживающих подразделений. У специалистов следует запрашивать сведения не только о текущих потребностях учреждения, но и об ожидаемом изменении объема потребления коммунальных услуг, а также изменении тарифов. В частности, в 2012 г. тариф на электрическую энергию будет повышен с 1 июля. Поэтому размер финансового обеспечения на второе полугодие текущего года должен быть рассчитан с учетом данного изменения.

Напомним, что расходы на коммунальные услуги могут быть включены в нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги следующим образом:

  • затраты на холодное водоснабжение и водоотведение — 100%;
  • затраты на горячее водоснабжение — 100%;
  • затраты на теплоснабжение — 50%;
  • затраты на электроснабжение — 90%.

При планировании затрат на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги, рекомендуется использовать соответствующие нормативы. При их отсутствии могут использоваться данные о фактических затратах, сформировавшиеся за последние годы. Также следует помнить о том, что стоимость материальных ресурсов необходимо проиндексировать с учетом инфляции. Кроме того, при планировании указанной группы затрат необходимо учитывать возможное изменение объема потребляемых материальных ресурсов (например, из-за участия учреждения в тех или иных мероприятиях, целевых программах). Кстати, по этой же причине могут измениться затраты на командировки, привлечение сторонних специалистов по договорам гражданско-правового характера, услуги сторонних организаций.

При планировании объема субсидии на оказание услуг иногда возникает проблема, связанная с уменьшением финансирования на сумму доходов от платных услуг, оказываемых учреждением в рамках государственного задания. Пункт 8.1 Положения, утвержденного Постановлением N 182, гласит: если в случаях, установленных федеральным законом, федеральные АУ оказывают государственные услуги за плату в пределах госзадания, размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей услуг. При этом ни в одном нормативном акте нет конкретного порядка учета таких поступлений при расчете затрат. Получается, что учреждение, которое оказывает платные услуги в рамках госзадания, должно разработать этот порядок самостоятельно.

Однако, если какая-либо услуга предоставляется исключительно на платной основе, было бы логично полностью исключить ее из расчета, поскольку на ее оказание не требуется субсидий из бюджета. А вот если услуга предоставляется на частично платной основе, порядок расчета «бюджетной» части просто необходим.

Таким образом, учреждению нужно выбрать или разработать варианты решения рассмотренной проблемы, согласовав их с учредителем.

Кроме того, для своевременного получения информации, требующейся для расчета затрат, руководителю учреждения целесообразно издать приказ, которым назначить ответственных за эту работу, определить сроки и формат представления информации. В частности, в состав представляемых данных могут войти сведения:

V об изменении потребления коммунальных услуг в связи с изменением
состава недвижимого имущества и характеристик эксплуатируемого
оборудования;
———————————————————————
V о методике индексации цен на материальные ресурсы и услуги сторонних
организаций;
———————————————————————
V об участии учреждения в целевых программах и других мероприятиях,

изменяющих объем оказываемых услуг, увеличении в связи с этим
количества потребляемых ресурсов в натуральном и стоимостном
выражении, планируемых к заключению договорах на оказание услуг
сторонними организациями.

Финансовое обеспечение содержания имущества

Необходимый объем субсидии на содержание имущества (как и объем субсидии на оказание услуг) определяется либо самим учреждением, либо соответствующими службами учредителя.

Напомним, что согласно п. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ <2> финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного им за счет средств, выделенных на это учредителем, расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Основными направлениями работы при планировании средств на содержание имущества являются расчет налоговой базы по налогу на имущество организаций, определение предполагаемого поступления и выбытия объектов нефинансовых активов, величины тарифов на коммунальные услуги. Здесь рекомендуется провести следующие мероприятия.

  1. Составить перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества. Это позволит определить в планируемом периоде остаточную стоимость имущества, формирующего налоговую базу по соответствующему налогу. Перечень составляется по состоянию на 1 сентября или 1 октября текущего года.
  2. Определить ожидаемую налоговую базу по налогу на имущество на очередной финансовый год. Ответственные должностные лица учреждения должны составить план поступления и выбытия объектов имущества по состоянию на 1 января и на 31 декабря очередного финансового года. При его составлении целесообразно учесть график (прогноз) закупок товаров.

На основе полученной информации об ожидаемом в очередном финансовом году объеме поступлений и выбытий объектов нефинансовых активов, а также данных перечня недвижимого и особо ценного движимого имущества рассчитывается прогнозируемая сумма налога на имущество организаций.

  1. Рассчитать затраты на коммунальные услуги в планируемом периоде. Для этого необходимо получить сведения о предполагаемом изменении потребления тепла и электроэнергии в случае планируемого ввода в эксплуатацию нового здания или изменения характеристик имеющихся систем (в натуральных показателях). Далее на основании утвержденных тарифов с учетом увеличения/уменьшения потребления в натуральных показателях производится расчет прогнозируемых коммунальных расходов. Обратите внимание, что согласно федеральным рекомендациям в субсидию на содержание имущества входит 10% затрат на электроэнергию и 50% затрат на тепло.

При необходимости рассчитываются другие расходы, связанные с содержанием имущества, в частности земельный налог.

  1. Рассчитать «потери» в случае сдачи имущества в аренду. Пункт 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ устанавливает: если недвижимое или особо ценное движимое имущество, закрепленное за АУ, с согласия учредителя сдается в аренду, финансовое обеспечение его содержания учредителем не осуществляется. Аналогичная норма относительно «новых» бюджетных учреждений содержится в п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Поэтому при планировании и расчете размера субсидии на содержание имущества учреждениям обоих типов надо четко знать сумму «потерь».
  2. Составить пояснительную записку для учредителя. Это завершающий этап работы. Все данные (прогноз о сумме налога на имущество организаций, сумме расходов на коммунальные услуги, других затратах, а также «потери» от аренды) представляются учредителю в качестве обоснования объема субсидии на содержание имущества учреждения в очередном финансовом году.

Все мероприятия по планированию затрат на очередной финансовый год должны быть проведены в октябре — декабре текущего года.

Соглашение о финансовом обеспечении

Согласно ст. 78.1 БК РФ условия предоставления из соответствующего бюджета субсидий автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения задания устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией. Субсидия предоставляется на основании соглашения между учредителем и учреждением. Этот документ является составной частью государственного задания.

Типовая форма соглашения между учредителем и федеральным АУ утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423 (ред. от 29.11.2010). В ней определяются права, обязанности и ответственность сторон, объемы и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года. При этом само соглашение может быть конкретизировано (не только за счет указания срока исполнения обязательств и реквизитов сторон). В частности, в ряде нормативных актов регионального уровня об этой возможности говорится прямо — учредитель вправе уточнять и дополнять установленную форму соглашения с учетом отраслевых особенностей. А ведомственные нормативные акты, вводя позволенные дополнения, конкретизируют в соглашении:

V цели, условия и порядок предоставления субсидий;
———————————————————————
V объемы выделяемых субсидий;
———————————————————————
V обязанности учреждения по выполнению заданий;
———————————————————————
V право учредителя на проведение проверок соблюдения условий,
установленных соглашением;
———————————————————————
V порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае
установления по итогам проверок, проведенных учредителем, факта
нарушения условий соглашения;
———————————————————————
V порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий;
———————————————————————
V показатели выполнения заданий; и др.

Соглашение разрабатывается по принципу обычного гражданско-правового договора.

Сроки предоставления субсидии

Сроки предоставления субсидии, как правило, не фиксируются в соглашении, а указываются в соответствующем графике, являющемся неотъемлемой его частью. При этом предполагается ежеквартальное выделение субсидии автономному учреждению. Отметим, что Федеральное казначейство рекомендует федеральным органам исполнительной власти перечислять субсидии подведомственным учреждениям ежемесячно.

Вместе с тем в тексте соглашения можно предусмотреть особенности исчисления сроков и построения графиков предоставления субсидии. Например, зафиксировать, что в случаях, когда срок окончания работ (оказания услуг) переходит на следующий год, по решению учредителя субсидия возврату не подлежит, но учитывается при формировании государственного задания на очередной год. Указанные работы (услуги), а также средства субсидии на их выполнение необходимо отразить в госзадании на очередной год без включения в общий объем субсидии в очередном году. В зависимости от специфики взаимоотношений сторон в графике может быть отражено предоставление денежных средств через равные промежутки времени или он может формироваться на основе иных параметров.

Особенности предоставления в 2012 г. из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания изложены в Постановлении N 1249 <3>.

<3> Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

В силу п. 11 данного документа субсидия предоставляется в соответствии с графиком, прилагающимся к соглашению. Субсидия подлежит перечислению федеральным АУ (за исключением учреждений, оказывающих услуги (выполняющих работы) на основании Перечня сезонных отраслей и видов деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 <4>) не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

  • 25% годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50% (для образовательных бюджетных и автономных учреждений — 65%) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
  • 75% годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

<4> «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения».

Однако в Постановлении N 1249 не указано, когда конкретно — в начале или в конце квартала — должна перечисляться субсидия. А ведь от того, в какой момент поступят средства федерального бюджета на счета учреждений, зависят порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, возможность перечисления авансов по заключенным договорам.

Как показывает практика, с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений предоставление им субсидий производится одним из двух способов:

  • один раз в квартал и «авансом», то есть перечисление бюджетных средств должно произойти в течение первого месяца наступившего квартала (в январе, апреле, июле и октябре);
  • ежемесячно в размере 1/12 годового объема.

Очевидно, что конкретные сроки предоставления автономным учреждениям субсидий на выполнение государственного задания должны быть предусмотрены в нормативных документах соответствующих органов государственной власти, реализующих полномочия учредителя.

Изменение объемов субсидии

В соглашении рекомендуется предусмотреть условия изменения установленного размера субсидии. Например, можно указать, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано госзадание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, объем субсидии может быть скорректирован. Обоснованием может стать то, что финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете на соответствующие цели.

Стоит также учесть, что в случае выполнения учреждением всех утвержденных в нем требований к объему и качеству государственных услуг (работ) сокращение объема финансового обеспечения госзадания в части уже оказанных государственных услуг, выполненных работ не допускается.

Кроме того, в соглашении целесообразно зафиксировать в виде закрытого перечня основания для пересмотра объема финансового обеспечения выполнения задания. В частности, основания могут быть следующими:

V увеличение или уменьшение объема ассигнований, предусмотренных на
оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) в
федеральном (региональном, муниципальном) бюджете;
———————————————————————
V выполнение государственного задания учреждением не в полном объеме
или с качеством ниже установленного в государственном (муниципальном)
задании;
———————————————————————
V выявление необходимости оказания учреждением государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ) в количестве сверх
установленного в государственном (муниципальном) задании;
———————————————————————
V выявление необходимости оказания учреждением дополнительных
государственных (муниципальных) услуг (работ), не установленных в
государственном (муниципальном) задании;
———————————————————————
V выявление необходимости перераспределения объемов государственного
(муниципального) задания между учреждениями.

Обязательность пересмотра в этих случаях объема задания и размера субсидии также должна быть четко прописана в договоре.

А.Ю.Давыдова

Эксперт журнала

«Руководитель

автономного учреждения»

Порядок предоставления субсидии на выполнение государственного задания

Согласно части 2 статьи 4 Закона № 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономных учреждений формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами его уставной деятельности. Учредители устанавливают задания для автономных учреждений с учетом следующих расходов:

  • — расходов на содержание особо ценного имущества;
  • — расходов на развитие автономных учреждений в рамках государственных целевых программ.

Автономное учреждение получает гарантированное и обязательное бюджетное финансирование на основании разработанного учредителями (на всех уровнях государственного управления) государственного задания и полученных для его выполнения субсидий.

Финансовое обеспечение выполнение государственного задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания автономному учреждению. Для федеральных автономных учреждений задания формируются на основании общей формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Система финансирования автономных федеральных учреждений включает в себя несколько типов субсидирования:

Первый тип — целевые субсидии. Данные субсидии предоставляются на определенные цели и/или ликвидацию стихийных бедствий.

Второй тип — субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным заданием.

Третий тип — разовые целевые субсидии. Такие субсидии направляются на финансирование мероприятий федеральных (региональных или муниципальных) целевых программ.

При оказании в случаях, установленных федеральным законом 174, федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

При определении нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением государственной услуги учитываются:

  • — нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
  • — нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества федерального бюджетного учреждения в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения).

Нормативные затраты на содержание имущества федерального автономного учреждения рассчитываются с учетом затрат:

  • — на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
  • — на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
  • — на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению.

Предоставление федеральному автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого федеральным бюджетным учреждением и федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений, в соответствии с примерной формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

Указанное соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Контроль за выполнением федеральными автономными учреждениями государственных заданий осуществляют федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных автономных учреждений.

Государственные задания, за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне, размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой федеральными автономными, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Государственные задания и отчеты об их исполнении, за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне, могут быть размещены на официальных сайтах в сети Интернет федеральных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя федеральных автономных учреждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *