Судебный устав 1864 года

Судебная палата

Следующей судебной инстанцией быта судебная палата. Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний. Они состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции. Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего по делам о государственных и должностных преступлениях, некоторых преступлениях против порядка управления. К ведению судебной палаты были отнесены и некоторые преступления против веры. Производство дознания по государственным преступлениям велось, как правило, жандармерией, предварительное следствие — одним из членов судебной палаты (введение сословных представителей являлось существенным пережитком феодально-сословной судебной системы.). Для рассмотрения указанных дел судебной палатой в качестве первой инстанции к членам уголовного департамента присоединялись губернский предводитель дворянства той губернии, где была учреждена палата, один из уездных предводителей дворянства, один из городских голов и один из волостных старшин, т.е. сословные представители Пертли Л.Ф., Кузьмин С.И. и др. История исполнения уголовных наказаний в тюрьмах и колониях-поселениях России : учеб.пособие. М, 2010 с. 84

Судебная реформа 1864 г.

Судебная реформа 1864 года

Введение

Судебная реформа 1864 года, как и все реформы 60-70-х годов, была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание правящей верхушки необходимости тех или иных изменений. В то время судебной реформы желали больше, нежели, крестьянской. Если большинство помещиков вопреки здравому смыслу не хотело освобождения крестьян, то в реформе суда были заинтересованы все, кроме кондовых судейских чиновников, имеющих хороший доход от неправосудия и не желавших приспосабливаться к новым порядкам. Император Александр II, а также его брат Константин Николаевич, выступали, в первую очередь, за судебную реформу.

Ни один орган государственного аппарата не находился в столь ужасном состоянии, как судебная система. Дореформовый суд основывался на законодательстве Петра I и Екатерины II.

Для данного суда характерна множественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, которые подлежали рассмотрению тем или иным органом.

Другая проблема суда – взяточничество. Это наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление приобрело здесь всепоглощающий размах и его вынуждены были признать даже самые ярые защитники самодержавно-крепостнических порядков.

Попытки побороть взяточничество в судах ни к чему не привели, так как им был охвачен весь государственный аппарат. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловливала фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.

В те времена господствовала инквизиционная форма судопроизводства.

И суд решает дело не на основе «живых» доказательств и личного ознакомления со всеми материалами дела, а только опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Такие доказательства давали основания для окончательного приговора и не могли быть оспорены подсудимым.

Отмена крепостного права повлекла за собой серию реформ, призванных привести в соответствие с новыми порядками весь государственный строй России, сохранив при этом самодержавие и главенствующее положение дворянства.

Одной из таких реформ являлась судебная реформа 1864 года, которая вводила в стране новое судоустройство и судопроизводство.

В результате судебная власть была упразднена, уменьшилась роль сословных судов, судебная деятельность была отделена от административной и законодательной.

Новая судебная система отличалась определенной стройностью.

1. Мировые судьи

Для разбора мелких уголовных и гражданских дел учреждался институт выборных мировых судей.

Кандидатом в мировые судьи мог быть житель данной местности, обладающий определенным цензом: либо требовался деленный размер земельных владений, который устанавливался отдельно по каждому уезду, но нигде не опускался ниже 400 десятин, либо требовалось наличие другого недвижимого имущества, оцениваемого в сельской местности не ниже 6 тысяч рублей.

Рассматривал единолично дела по обвинению в преступлениях, за совершение которых могло быть определено одно из следующих наказаний: замечание, выговор, внушение, денежное взыскание на сумму не выше 300 рублей, арест на срок не выше 3 месяцев, заключение в тюрьму на срок до одного года.

2. Окружные судьи

По Судебным уставам 1864 года уголовные и гражданские дела, не подсудные мировым судьям, рассматривались в окружных судах. В некоторых губерниях было несколько окружных судов.

Суд состоял из председателя, его товарищей и членов суда, которые по представлению министра юстиции назначались царем. Компетенции окружного суда подлежали уголовные дела нескольких уездов. Дела рассматривались с участием присяжных или без них.

Приговоры окружного суда с участием присяжных заседателей считались окончательными. Их можно было обжаловать в Сенате только в кассационном порядке.

3. Суд присяжных

Присяжные заседатели привлекались для рассмотрения таких дел, по которым предусматривалось наказание, соединенное с ограничением или лишением прав состояния.

Присяжные должны были решать вопрос о виновности подсудимого, а в случае признания виновности также вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения при определении меры наказания.

Закон гласил, что присяжными заседателями могут быть российские подданные всех сословий, обладающие определенным имущественным цензом.

4. Судебные палаты

На основании судебных уставов 1864 года по делам, решенным окружным судом без участия присяжных заседателей, допускалась апелляция во вторую инстанцию — судебную палату. При этом на несколько губерний учреждалась одна палата.

К 1914 году были образованы 14 судебных палат.

Палата подразделялась на департаменты (уголовный и гражданский), которые состояли из председателя и членов. Апелляционные решения палат считались окончательными и могли быть отменены Сенатом только по кассационным жалобам или протестам.

Решения судебных палат, вынесенные с участием сословных представителей, апелляционному обжалованию не подлежали, допускалось лишь их кассационное обжалование в Сенат.

5. Сенат

Высшим судебным органом России был Сенат. Он осуществлял надзор за деятельностью всех судебных учреждений и выступал главным образом как высшая кассационная инстанция по окончательным приговорам съездов мировых судов, окружных судов и судебных палат.

Сенат рассматривал апелляции по делам о должностных преступлениях, а по делам высших чиновников был судом первой инстанции.

Но деятельность Сената не ограничивалась кассационными функциями. Приговор особого присутствия мог быть обжалован в кассационном порядке в общее собрание кассационных департаментов Сената.

6. Судебные следователи

Судебная система России включала в себя также органы предварительного следствия, прокуратуры и адвокатуры.

Судебные следователи учреждались при окружных судах, они имели судейские звания, являясь членами окружных судов. Как и на судей, на них распространялось правило несменяемости. Они закреплялись за отдельными участками, позднее при некоторых судах были учреждены должности следователей по важнейшим, а затем и особо важным делам.

7. Прокуратура

Прокуратура как часть судебного ведомства учреждалась при окружных судах и судебных палатах. Но она была автономной и не подчинялась судебной администрации.

В компетенцию прокуратуры входило: возбуждение уголовных дел, надзор за органами предварительного следствия и дознания, надзор за исполнением приговоров, за местами заключения, за деятельностью административных органов.

Особые функции выполнял оберпрокурор Сената и его товарищи, дававшие заключения о законности и обоснованности поступивших в Сенат кассационных протестов.

8. Адвокатура

Для осуществление защиты по уголовным делам учреждалась адвокатура.

Адвокаты, именуемые присяжными поверенными, если в округе имелось не более 20 присяжных поверенных, объединялись избранным на общем собрании Советом, который наделялся распорядительной и дисциплинарной властью.

Присяжными поверенными могли быть лица, отвечающие определенным требованиям: высшее юридическое образование, пятилетний стаж работы в судебных органах или такой же стаж работы под руководством присяжного поверенного, возраст не мение 25 лет.

Совет присяжных поверенных создавался при наличии определенного количества их в судебном округе (20 человек), а там где не было Совета, его функции возлагались на местный окружной суд.

При недостаточном количестве присяжных поверенных в том или ином городе интересы сторон могли представлять частные поверенные. им могло стать лицо не имеющее высшего юридического образования, избранное участниками процесса и получившее специально разрешение суда для ведения уголовных или гражданских дел.

9. Министерство юстиции

Особое место в судебной системе России занимало министерство юстиции. Аппарат министерства состоял из министра, его товарища, консультации, канцелярии, одного, а с 1890 года — двух департаментов и управления межевой частью.

Министр был одновременно и генеральным прокурором. С помощью сотрудников министерства он осуществлял надзор за судебными учреждениями.

Консультация министерства пользовалась правами министерского совета и рассматривала сложные дела поступавшие из Сената.

Канцелярия заведовала личным составом судебных ведомств и ревизиями судебных учреждений.

Департаменты занимались законодательной, судебной, хозяйственной, бухгалтерской, распорядительной и статистической деятельностью.

В 1895 году министерству юстиции было передано из ведения министерства внутренних дел главное тюремное управление.

Судебные уставы не были одновременно введены на всей территории России. В конце 1865-1866 годов были образованы только два судебных округа — петербургский и московский, объединившие 10 губерний. Процесс был растянут на три десятилетия.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *