Существенные условия служебного контракта

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

Действующее законодательство России о государственной гражданской службе прямо запрещает одностороннее изменение служебного контракта. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и только в письменной форме.

Изменение условий служебного контракта возможно:

  • ? при переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы;
  • ? при изменении существенных условий гражданской службы;
  • ? при временном замещении иной должности;
  • ? при отстранении от замещаемой должности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 79-ФЗ допускается перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы с его письменного согласия в следующих случаях:

  • ? на иную должность гражданской службы в том же государственном органе;
  • ? на иную должность гражданской службы в другом государственном органе;
  • ? вместе с государственным органом, в том числе при его перемещении в другую местность.

Перевод — это назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы (в том же или в другом государственном органе) или в другую местность с государственным органом. Иной должностью следует считать должность, не соответствующую по наименованию той, которая была обусловлена при заключении служебного контракта. При этом законодатель признает переводом лишь изменение трудовой функции, т.е. изменение должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Данная норма не рассматривает в качестве перевода изменение иных существенных условий служебного контракта (например, режима служебного времени, условий оплаты труда и т.п.), если при этом не изменяются замещаемая должность и должностные обязанности. В случае перевода гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы в том же органе в служебный контракт вносятся соответствующие изменения.

Поводом, требующим письменного согласия гражданского служащего, является его назначение в другой государственный орган как на ту же должность, которую он замещал, так и на иную должность. При переводе на иную или аналогичную должность в другой государственный орган с гражданским служащим заключается новый служебный контракт.

При переводе гражданских служащих в другую местность вместе с государственным органом им и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом. При этом под другой местностью, согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 (ред. от 28 сентября 2010 г. № 22) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 28 Закона № 79-ФЗ, не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. В частности, перемещением, не требующим согласия гражданского служащего, по аналогии со ст. 72 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) считается изменение организационно-технических условий прохождения службы (перемещение на другое служебное место, в другое структурное подразделение и т.п.), если это не влечет за собой изменения должности и других существенных условий, предусмотренных служебным контрактом. Таким образом, и в этом случае законодатель исходит из понимания перевода как изменения только трудовой функции.

Перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе возможен по различным обстоятельствам. При этом инициатива в переводе может исходить как от представителя нанимателя, так и от самого гражданского служащего. В ряде случаев у представителя нанимателя возникает обязанность перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 79-ФЗ на основании соответствующего медицинского заключения, выданного медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК), представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность. При этом ему предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. В случае, если гражданский служащий отказывается от перевода на иную должность гражданской службы или в том же государственном органе отсутствует соответствующая должность, служебный контракт с ним, согласно ч. 3 ст. 28 этого Закона, прекращается, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона.

Изменение существенных условий служебного контракта регулируется нормами ст. 29 Закона № 79-ФЗ. При этом, согласно ч. 1 данной статьи, изменение существенных условий служебного контракта в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя возможно при одновременном наличии двух условий:

во-первых, одностороннее изменение служебного контракта со стороны представителя нанимателя допускается только при изменении существенных условий профессиональной служебной деятельности;

во-вторых, изменение существенных условий служебного контракта в данном случае не должно охватывать собой должностные обязанности гражданского служащего.

Норма ст. 73 ТК РФ, устанавливающая аналогичное правило, относит к ним изменения организационных или технологических условий труда, например, в связи с упразднением или образованием новых подразделений в структуре государственного органа может изменяться такое существенное условие служебного контракта, как место службы.

Закон № 79-ФЗ устанавливает специальный порядок изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ч. 2 ст. 29). В частности, представитель нанимателя обязан уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий служебного контракта не позднее, чем за два месяца до их введения. Такое уведомление обязательно должно осуществляться в письменной форме.

Если в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности прежние условия служебного контракта не могут быть сохранены, представитель нанимателя вправе предложить гражданскому служащему замещение иной должности гражданской службы в том же государственном органе или прохождение гражданской службы в другом государственном органе. В том случае, когда гражданский служащий отказывается от продолжения служебной деятельности на изменившихся условиях, представитель нанимателя может расторгнуть с ним служебный контракт. Такой отказ также должен быть выражен в письменной форме (ч. 3 ст. 29 Закона № 79-ФЗ).

Согласно ст. 30 Закона № 79-ФЗ, в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Перечень случаев служебной необходимости, дающих право представителю нанимателя осуществлять временный перевод гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе, является исчерпывающим. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года. Отказ от исполнения служебных обязанностей при временном переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением служебной дисциплины, а невыход на службу — прогулом.

По соглашению сторон контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий. Срочный служебный контракт с переведенным гражданским служащим прекращается с выходом на службу временно отсутствующего гражданского служащего.

С изменением служебного контракта по правовой логике связано и такое юридическое действие представителя нанимателя, как отстранение служащего от замещаемой им должности гражданской службы. Отстранение от замещаемой должности — временное недопущение гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей. В частности, представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в случаях, определенных ч. 1 ст. 32 Закона № 79-ФЗ, в том числе: появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ и в иных случаях, установленных ч. 1 ст. 32 Закона № 79-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона № 79-ФЗ представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на период урегулирования конфликта интересов; соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, а также в иных случаях, определенных ч. 2 ст. 32 Закона № 79-ФЗ.

В указанных в ч. 2 ст. 32 случаях гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы (не допущен к исполнению должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта интересов или о проведении проверки. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим соответствующее решение. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (исполнения должностных обязанностей) согласно ч. 2.1 ст. 32 Закона № 79-ФЗ (норма введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ). Перечень обстоятельств, которые могут быть основанием для временного отстранения гражданского служащего от должности, указанный в данной ст. 32 Закона № 79-ФЗ, не является исчерпывающим. Он может быть расширен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта и составляют его содержание. Федеральный закон № 79-ФЗ разделяет условия служебного контракта на существенные условия и просто условия, которые могут присутствовать в служебном контракте, а могут отсутствовать.

Выделение в служебном контракте существенных условий в отдельную группу вызвано необходимостью придания им особого статуса. Для существенных условий установлена возможность их изменения (в определенных Законом случаях) в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя, в то время как по общему правилу (пункт 5 статьи 24 Закона) условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон, и только в письменной форме.

Представитель нанимателя может выступить с инициативой одностороннего порядка изменения существенных условий служебного контракта при одновременном наличии двух условий.

Изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности является первым условием, а вторым — неизменность должностных обязанностей гражданского служащего.

Итак, существенными условиями служебного контракта являются (пункт 3 статьи 24 Закона):

— наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

— дата начала исполнения должностных обязанностей;

— права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

— виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

— права и обязанности представителя нанимателя;

— условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

— режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

— условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

— виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Важное значение при заключении служебного контракта имеет его продолжительность, иными словами — срок служебного контракта. Служебные контракты заключаются на определенный срок (срочные служебные контракты) и на неопределенный срок.

Интересен тот факт, что Федеральный закон № 58-ФЗ предусмотрел кроме вышеупомянутых двух видов служебных контрактов, классифицирующихся в зависимости от срока, на который они заключаются, еще один, третий вид. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 указанного Закона контракт может заключаться с гражданином также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. В Федеральном законе № 79-ФЗ такой вид служебного контракта не фигурирует, так как, по всей видимости, законодатель совершенно правильно учел, что этот третий вид служебного контракта на самом деле не образует самостоятельного вида, а является всего-навсего разновидностью срочного служебного контракта. Обучение же в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием, условием для заключения срочного служебного контракта.

Традиционно срок срочного служебного контракта колеблется в пределах от одного года до пяти лет, с оговоркой в Законе про возможность заключения срочного служебного контракта на иной срок, если это будет прямо предписано Федеральным законом № 79-ФЗ.

Есть некоторые отличия, установленные Федеральным законом№ 79-ФЗ, от норм, существовавших ранее, которые касаются возраста гражданского служащего.

Достижение возраста 60 лет — этот тот рубеж, после которого возможно заключение только срочного служебного контракта. Заметим, что с гражданским служащим, достигшим этого возраста, в обязательном порядке (подчеркнем — в обязательном) служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, причем минимальный срок такого контракта равен одному году, а максимальный — пяти годам. Это условие отсутствовало в Федеральном законе № 119-ФЗ.

Федеральный закон № 79-ФЗ установил предельный возраст пребывания на гражданской службе, повысив его до 65 лет (пункт 6 статьи 25). Ранее предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы был определен в 60 лет (пункт 3 статьи 25 Федерального закона № 119-ФЗ). Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 60 лет в настоящее время не допускается. После 60 лет возможно заключение с гражданином (бывшим гражданским служащим) только срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта

Комментарий к статье 29

1. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Таким образом, представитель нанимателя вправе в одностороннем порядке изменить существенные условия служебного контракта гражданскому служащему, если он продолжает профессиональную служебную деятельность без изменения своих должностных обязанностей.

В данной части возможность по инициативе представителя нанимателя изменения определенных сторонами существенных условий служебного контракта взаимоувязана только с определенными причинами — изменениями существенных условий профессиональной служебной деятельности. В этом случае представитель нанимателя обязан представить аргументы, которые смогли бы подтвердить, что такое изменение будет являться следствием изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности, в данном случае государственного органа. К таким случаям можно отнести, например, случаи с изменением организационных или технологических условий службы, т.е. изменение структуры государственного органа, изменение организации труда (введение компьютерных программ по обеспечению служебной деятельности, например, для обеспечивающих специалистов), совершенствование рабочих мест на основе их аттестации и т.п.

В любом случае изменения определенных сторонами существенных условий служебного контракта не должны ухудшать положение гражданского служащего по сравнению с трудовым законодательством о гражданской службе, а также условиями, установленными служебным распорядком государственного органа.

С учетом позиции, высказанной Верховным Судом РФ применительно к аналогичным положениям ТК (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2), при отсутствии таких доказательств изменение по инициативе представителя нанимателя обусловленных сторонами существенных условий служебного контракта нельзя признать законным.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что как о предстоящем изменении существенных условий служебного контракта, так и о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, представитель нанимателя обязан уведомить гражданского служащего заранее, не позднее чем за два месяца до их введения. При этом уведомление должно быть сделано:

— каждому гражданскому служащему;

— в письменной форме.

Закон не запрещает представителю нанимателя произвести соответствующие изменения и без соблюдения указанной выше процедуры.

При этом он должен предложить гражданскому служащему сразу перейти на службу в новых условиях. Если гражданский служащий согласится, то в этом случае речь будет идти не об одностороннем изменении представителем нанимателя определенных сторонами условий служебного контракта по причинам, связанным с изменением вышеуказанных (ч. 1) условий труда, а об изменении условий служебного контракта по взаимному согласию сторон.

Если же гражданский служащий не согласится на немедленное изменение определенных сторонами условий служебного контракта, то представитель нанимателя в течение двух месяцев обязан обеспечить гражданского служащего возможностью работать в прежних условиях.

3. По правилу ч. 3 комментируемой статьи, если в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности государственного органа прежние условия служебного контракта гражданского служащего не могут быть сохранены, представитель нанимателя обязан предложить ему замещение иной должности гражданской службы в том же государственном органе или прохождение гражданской службы в другом государственном органе. Причем предложена может быть как вакантная должность, соответствующая квалификации гражданского служащего, так и вакантная нижестоящая должность в данной группе или в меньшей группе, обязанности по которой гражданский служащий может выполнять с учетом его состояния здоровья. Это означает, что представитель нанимателя может предлагать продолжение службы, в том числе на нижестоящей должности также с учетом квалификации и состояния здоровья гражданского служащего.

В любом случае, предлагаемая замещаемая должность не может быть противопоказана гражданскому служащему по состоянию здоровья.

В случае если гражданский служащий откажется от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в том же или другом государственном органе, то представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности государственной службы и уволить с гражданской службы.

4. На тот случай, если гражданский служащий письменно отказался от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, ч. 4 комментируемой статьи предписывает прекращение служебного контракта на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона.

В случае возникновения спора о правомерности прекращения служебного контракта с гражданским служащим, письменно отказавшимся от замещения иной должности гражданской службы, предложенной в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя должен доказать невозможность сохранения прежних его условий.

Источник: Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Условия служебного контракта с гражданским служащим, как и условия трудового договора, в силу различных обстоятельств могут быть изменены по соглашению сторон или по инициативе работодателя. Причем законодатель разграничивает понятие перевода (который, по сути, также является изменением условий служебного контракта в части должностных обязанностей) и изменения иных условий контракта. О том, в каком порядке могут изменяться условия служебного контракта, не имеющие отношение к должностным обязанностям служащего, и какие ошибки допускают при этом представители нанимателя, расскажем в статье.

Условия служебного контракта перечислены в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ).

К существенным условиям служебного контракта относятся:

  • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом № 79‑ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами;
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
  • нахождение должности, замещаемой служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих.

Кроме этого, в контракте могут предусматриваться условия:

  • об испытании при поступлении на гражданскую службу;
  • о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  • об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  • о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда и иные условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с положением, установленным Законом № 79‑ФЗ, другими законами и нормативными правовыми актами.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, в ч. 5 ст. 24 Закона № 79‑ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона № 79‑ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.

Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон – перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным. Причем если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, то временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона № 79‑ФЗ.

Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.

Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом. Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), то изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание

Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе, либо перевод в другую местность вместе с государственным органом. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст. 28 Закона № 79‑ФЗ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.

Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона № 79‑ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона № 79‑ФЗ. При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона № 79‑ФЗ – только существенные (за исключением должностных обязанностей).

Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст. 74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, – это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона № 79‑ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще. Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ, то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст. 29 Закона № 79‑ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание

Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ выплата выходных пособий этим законом не установлена.

Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона № 79‑ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79‑ФЗ. Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.

Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2011 № 17‑3/834. Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу № 33‑2106).

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.

Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, на должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.

При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.

Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ – увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом № 79‑ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ, в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.

Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ незаконным и вот почему. В первую очередь, представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона № 79‑ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.

Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ: не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона № 79‑ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.

При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу № 33‑411‑2012).

Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ… но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона № 79‑ФЗ, в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.

Г. работала в МИФНС, но из‑за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ. Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.

В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта – уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу № 33-6618/2012).

При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.

Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее – Управление) – главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.

Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.

Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители», должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность «главный специалист-эксперт» отнесена к категории «специалисты», должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.

Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона № 79‑ФЗ.

Кроме этого, из штатных расписаний Управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника Управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу № 33‑8498, А-9).

Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ других оснований увольнения.

Э. Е. В. в 2013 году заключила служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее – Министерство). Постановлением губернатора Ульяновской области Министерство упразднено. Функции упраздненного Министерства переданы вновь образованному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Э. Е. В. было направлено уведомление за подписью министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с предложением на замещение другой должности государственной гражданской службы. От предложенной должности истица отказалась и просила ее уволить на основании п. 8.2, 8.3 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе; упразднение государственного органа) и выплатить ей денежные компенсации, связанные с увольнением.

Распоряжением исполняющего обязанности министра Э. Е. В. освобождена от замещаемой должности. Основание – отказ гражданского служащего от предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.

Суд первой инстанции отказал в исковых требованиях Э. Е. В., исходя из того, что государственный орган Министерства не упразднен, функции и его полномочия переданы вновь созданному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.

Однако суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился: исходя из смысла и взаимосвязи приведенных норм Закон № 79‑ФЗ предусматривает, что упразднение государственного органа и отказ гражданского служащего от перевода в другой орган, которому переданы функции упраздненного органа, является основанием для увольнения в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ.

Из анализа ст. 24 и 29 Закона № 79‑ФЗ не следует, что упразднение государственного органа и передача его полномочий вновь созданному органу является изменением существенных условий служебного контракта, влекущих его прекращение в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.

То обстоятельство, что во вновь созданном органе есть аналогичная должность, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об изменении существенных условий контракта, поскольку государственный орган, в котором работала истица, упразднен и должность предлагается во вновь созданном государственном органе.

В этом виде правоотношений не может идти речи об изменении существенных условий служебного контракта, поскольку его действие вообще прекращено. В этом конкретном случае произошла реорганизация государственного органа, повлекшая прекращение деятельности органа, с которым у истицы был заключен служебный контракт, и повлекшая создание иного государственного органа – правопреемника ранее существовавшего госоргана и прекращение трудовых отношений с прекратившим свою деятельность госорганом, следствием чего должно стать не изменение существенных условий служебного контракта, а заключение нового служебного контракта совершенно с другим, вновь созданным госорганом, хотя и правопреемником прежнего работодателя.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, судебная коллегия находит основание увольнения истца с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ незаконным и считает, что основание увольнения подлежит изменению на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ, с взысканием с ответчика в пользу истца компенсации в размере четырехмесячного содержания согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.02.2014 по делу № 33‑645/2014).

Апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 14.08.2013 по делу № 33‑3034/13 было оставлено без изменений решение суда первой инстанции о восстановлении в должности служащего, уволенного по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ, и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула.

Работая в должности исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) (ИФНС), Т. получил уведомление об увольнении в связи с назначением на должность начальника ИФНС К. М. Затем Т. была предложена другая должность, от которой он отказался. Впоследствии Т. был уволен со службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ).

При этом суд установил, что Т. было направлено уведомление не об изменении существенных условий служебного контракта, а об увольнении в связи с назначением на занимаемую должность другого служащего. А в нарушение нормы ч. 2 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ работодатель не уведомил истца о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта, а также не разъяснил, что в случае отказа от перевода на другую должность он будет уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.

Кроме этого, суд указал, что ч. 3 ст. 24 Закона № 79‑ФЗ преду­смотрен исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта. В данном перечне в качестве существенного условия служебного контракта назначение на занимаемую работником должность другого сотрудника не предусмотрено. Поэтому основания считать назначение К. М. на занимаемую истцом должность изменением существенных условий служебного контракта Т. отсутствуют.

Таким образом, увольнение истца проводилось с нарушениями законодательства и он должен быть восстановлен на службе.

В заключение

Подводя итог, обратим внимание на основные моменты увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ. Прежде всего, не забывайте, что основанием увольнения является изменение существенных условий служебного контракта, за исключением должностных обязанностей. При увольнении по данному основанию за два месяца следует направить служащему уведомление об изменении существенных условий и предложение иной должности гражданской службы. Если служащий согласен на изменения, с ним заключается соглашение к служебному контракту, если не согласен, – он увольняется по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ. Несогласие работника должно подтверждаться письменным документом. В случаях несоблюдения работодателем хотя бы одного пункта в порядке увольнения работник будет восстановлен в должности. Кроме этого, помните, что не следует «прикрывать» данным основанием увольнения другие, например сокращение штата, упразднение государственного органа.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

III. Существенные условия служебного контракта

Статья 24 Федерального закона, раскрывая содержание служебного контракта, предусматривает, какие сведения и условия должны или могут указываться в служебном контракте. В статье 24 определены существенные условия служебного контракта и их исчерпывающий перечень. Существенные условия обязательно должны быть включены в содержание служебного контракта.

К существенным условиям служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

IV. Должностной регламент гражданского служащего

В соответствии со статьей 47 Федерального закона гражданский служащий осуществляет свою служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом. Должностной регламент — акт, издаваемый на основании примерного должностного регламента для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом таможенного органа, задачами и функциями структурного подразделения таможенного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же или иного таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом таможенного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой (часть 5 статьи 47 Федерального закона). В соответствии с частью 6 статьи 71 Федерального закона до образования соответствующего органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, функции органа по управлению государственной службой в таможенных органах Российской Федерации возложены на ФТС России.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона соблюдение служебного распорядка таможенного органа является основной обязанностью гражданского служащего.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок таможенного органа.

Служебный распорядок — нормативный акт, издаваемый в ФТС России в виде типовых правил внутреннего служебного распорядка таможенных органов Российской Федерации, определяющих для государственных гражданских служащих таможенных органов режим службы (работы) (продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства при организации дежурств, порядок привлечения должностных лиц к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни) и время отдыха (часть 3 статьи 56 Федерального закона).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона служебный распорядок утверждает представитель нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного таможенного органа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *