Торговое наименование

Что такое товарный знак и его место в мире средств индивидуализации

Обычно у не посвященного в эту тему возникает путаница в понятиях: торговое наименование, коммерческое обозначение, фирменное наименование, торговая марка, товарный знак, знак обслуживания и не удивительно, ведь это целый мир – мир средств индивидуализации. Наша команда в настоящем разделе поможет Вам разобраться, чем вышеназванные понятия отличаются между собою, расскажет о том, какие понятия закреплены законодательно, а какие просто вращаются в деловой лексике, как обычаи делового оборота, будет Вашим путеводителем в этом мире средств индивидуализации. Так же здесь будет проанализировано, с какого момента у Вас на них возникают права, и также мы объясним Вам, что такое товарный знак и какие его виды предусмотрены нашим законодательством.

Начнем мы конечно с тех понятий, которые так часто на слуху у обычного обывателя, а именно торгового наименования и (Trade mark) торговой марки.

Торговая марка – дословный перевод с английского (Trade Mark), обобщенный термин, предусмотренный законодательствами многих иностранных государств, указывающий зачастую на производителя товаров и являющимся средством выделения своих товаров из однородных товаров своих конкурентов. Немаловажно подчеркнуть, что данный термин законодательно не закреплен в нашей стране, но вместо него существует понятие товарный знак и знак обслуживания, чем последние два термина отличаются между собой мы расскажем Вам немного позднее.

Торговое наименование – это весьма общее понятие, под которым может подразумеваться само название компании, а иногда и продукта, который она производит. К примеру, компания называется “ГАЗ”, а производит она автомобиль “Волга”.

Поскольку данное понятие за частую не способно разграничить между собой название компании и название продукции, то российский законодатель, выполняя данную задачу, сделал данное разграничение, создав понятия товарный знак и фирменное наименование. Понятие торговое наименование постепенно ушло на задний план и его уже не так часто упоминают в деловом обороте, например данное понятие можно встретить в аннотации некоторых лекарственных средств украинских производителей, которые нередко приходят на российский рынок, используя названия лекарственных средств идентичное зарегистрированным российским товарным знакам (что всегда было противоправным).

Теперь давайте разберемся с понятием коммерческого обозначения и с тем, какие у него имеются характерные признаки, отграничивающие его от понятий фирменного наименования, товарного знака и знака обслуживания.

Несмотря на то, что данное понятие уже существовало с 1995 года с введением в действие части второй ГКРФ законодательно данный термин не был закреплен с того времени, а главой 54 ГКРФ не раскрывалось природы возникновения прав на данный вид интеллектуальной собственности. И только с введением части 4 ГКРФ можно было говорить о полноценности данного правового института, как объекта интеллектуальных прав.

Перед тем, как мы раскроем перед Вами понятие “коммерческое обозначение” проанализируем его характерные признаки:

— во первых коммерческое обозначение используется в качестве средства индивидуализации предприятия или предприятий, а фирменное наименование исключительно, как средство индивидуализации юридического лица;

— во вторых моментом возникновения исключительного права на коммерческое обозначение является начало его использования на вывесках, бланках, счетах, в объявлениях, рекламе, на товарах и упаковках. В отличие от коммерческого обозначения фирменное наименование подлежит обязательной регистрации (т.е. момент возникновения исключительного права возникает с момента регистрации) и обязано содержать в себе обязательное указание на организационно правовую форму;

— в третьих субъектом права на фирменное наименование может являться только юридические лица, в то время как субъектом права на коммерческое обозначение могут быть физическое лицо (как предприниматель без образования юридического лица) или физические лица или когда субъектом права все же выступает определенное юридическое лицо, у которого, например, есть несколько фабрик и заводов, каждый из которых может иметь свое оригинальное название и наконец, самый распространенный случай, когда субъектом права на коммерческое обозначение является юридическое лицо, которое указывает его на изготовляемых им товарах, и данное обозначение еще не было зарегистрировано в качестве товарного знака, а значит, подпадает под правовой режим коммерческого обозначения.

Безусловно, мы соглашаемся с тем, что для возникновения исключительных прав на коммерческие обозначения можно не предпринимать никаких мер по его защите, просто используя и дальше в своей коммерческой деятельности, однако такой подход весьма рискован и может нести в себе для Вас большие финансовые риски, ненужные Вам судебные разбирательства, которые неминуемо могут возникнуть, поскольку права на коммерческое обозначение и факт его использования всегда нужно доказывать, что зачастую является весьма проблематичным и затратным как с точки зрения времени, так и денег.

Если Вам интересно вовремя узнать о своих рисках, связанных с использованием коммерческих обозначений, о рисках, связанных с непроизвольным копированием чужих товарных знаков и фирменных наименований и ответственностью за их незаконное использование Вы можете ознакомиться с нашими статьями в разделе “Публикации”.

Обобщая вышесказанное в отношении отличительных признаков коммерческого обозначения можно дать ему следующее определение:

Коммерческое обозначение – это средство индивидуализации предприятия или предприятий, которое представляет собой обозначение, исключительные права на которое возникает с момента его использования субъектом права на: вывесках, бланках, счетах, в объявлениях, рекламе, на товарах и упаковках.

Безусловно, мы видим, что институт фирменного наименования и институт коммерческого обозначения выполняют схожие функции, а именно функции индивидуализации, однако у них разные цели индивидуализации.

В итоге мы можем сделать вывод, что правовой режим коммерческого обозначения это некие гарантии, которые российский законодатель дает предпринимателю, в период, когда он не успел определить как он его хочет защищать в дальнейшем, как фирменное наименование или как товарный знак/знак обслуживания, поскольку последние имеют куда более надежную правовую защиту. А посему институт коммерческого обозначения правильно воспринимать как дополнение к институту фирменного наименования.

А теперь давайте более детально рассмотрим институт фирменного наименования. Итак, а анализируя содержание ст. 1473 ГКРФ можно сказать, что фирменное наименование – это средство для индивидуализации юридического лица, под которым оно выступает участником в гражданском обороте, закрепленное в его учредительных документах и в едином государственном реестре юридических лиц.

Какие же у него существуют отличия от товарного знака?

Во первых обладателем исключительных прав на фирменное наименование может быть только определенная коммерческая организация, в то время как обладателями исключительных прав на товарный знак могут быть не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели. Если фирменное наименование распространяет свою защиту лишь на словесные формы, в то время как у товарного знака форм, в которых он может быть выражен и защищен гораздо больше.

Во вторых если задаться вопросом о территориальном действии сравниваемых институтов, то мы видим, что товарный знак распространяет свое действие, лишь на территории тех стран, в которых он был зарегистрирован, в том время как фирменное наименование действует там, где находится юридическое лицо.

В третьих фирменное наименование является средством для индивидуализации юридического лица, а товарный знак индивидуализирует товары и услуги.

В четвертых если обратить внимание по сроку, то срок действия товарного знака составляет 10 лет, в то время как право на фирменное наименование может действовать вплоть до ликвидации юридического лица.

В пятых по моменту возникновения исключительных прав, у фирменного наименования они возникают с момента регистрации в государственном реестре данного предприятия, когда как исключительные права на товарный знак возникают с момента окончания регистрационных действий в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Существует множество других отличительных признаков, однако мы с Вами рассмотрели самые существенные из них.

Теперь, после того, как Вы успешно разграничили между собой все понятия именно это Вам поможет лучше понять, что же такое товарный знак и какие его виды существуют?

Итак, из содержания ст. 1477 ГКРФ можно сделать вывод, что товарный знак – это средство для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, зарегистрированным в государственном реестре товарных знаков и охраняемым Свидетельством, выданным федеральным исполнительным органом по интеллектуальной собственности.

Возникает вопрос, чем товарный знак различается от знака обслуживания? Ответ очень прост. Если товарный знак индивидуализирует товары, то функциональным предназначением знака обслуживания является индивидуализация определенных услуг.

Если говорить о разновидностях товарных знаков, то данный перечень предусмотрен ст. 1482 ГКРФ, однако он имеет открытый характер, то есть законодатель допускает, к примеру, существование звукового товарного знака (практика их защиты уже сложилась) Для наглядности приводим примеры их разновидностей ниже:

СЛОВЕСНЫЙ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ

КОМБИНИРОВАННЫЙ

(СОДЕРЖАЩИЙ В СЕБЕ И СЛОВО И ГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ)

ОБЪЕМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

РЕКЛАМНЫЕ СЛОГАНЫ

ОБЪЕМОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ УПАКОВОК ТОВАРОВ

(как один из приемов борьбы с контрафактной продукцией)

Более подробно о том, какие выгоды Вам дает регистрация товарного знака, Вы можете узнать, перейдя в раздел “Предназначение товарного знака”. Для того чтобы больше узнать о регистрации товарного знака в нашей стране перейдите в раздел “Регистрация товарного знака в РФ” . Узнать больше о международной регистрации товарного знака можно зайдя в раздел “Международная регистрация товарного знака”.

Термины «торговое название» и «торговая марка» звучат одинаково, но для владельцев бизнеса, особенно для начинающих компаний, важно знать разницу. Закон делает определенное различие между ними, и важно избегать выбора торгового наименования, которое слишком близко к зарегистрированному товарному знаку, поскольку это может привести вас к потенциальному иску.

Выбор и регистрация торговых наименований и товарных знаков является важной частью создания бренда и признания на рынке для компании и ее продуктов, поэтому этот процесс следует тщательно рассмотреть.

Торговое название

Торговое наименование — это просто официальное название, в соответствии с которым физическое лицо как индивидуальный предприниматель или компания выбирает бизнес. Торговое название обычно называют именем «ведение бизнеса как» (DBA). Юридическая регистрация фирменного наименования является важным шагом в брендинге для компании, но она не предоставляет неограниченное фирменное наименование или использование правовой защиты. Государственные законы различаются в зависимости от требований для регистрации фирменного наименования, но большинство государств требуют регистрации либо с правительством штата, либо через местный канцелярий канцелярии. Практическая функция регистрации фирменного наименования предназначена в основном для административных и учетных целей, таких как подача корпоративной налоговой декларации в IRS, отдельно от вашей личной подоходного налога.

Веб-сайт администрирования малого бизнеса (SBA) предоставляет ссылки на конкретные требования регистрации торговых имен в каждом штате. Требования к регистрации для торговых наименований действительно направлены на то, чтобы сделать агентства по сбору налогов осведомленными о вашем бизнесе, а не о предоставлении существенной защиты торговой марки. Во многих штатах регистрация фирменного наименования не мешает кому-либо другому управлять бизнесом под одним и тем же торговым наименованием, что объясняет, почему вы можете найти несколько «Joe’s Painting and Roofing Co.», работающих в разных городах в одном и том же штате.

Однако, несмотря на то, что регистрация фирменного наименования не обеспечивает юридическую защиту таким образом, чтобы регистрация товарного знака делала это, выбор фирменного наименования должен быть сделан задумчиво, поскольку это начальный шаг в создании идентичность для вашей компании на рынке.

Торговая марка

Товарный знак является более значительным шагом, определяемым с целью установления узнаваемости бренда на рынке. Товарный знак может быть связан с торговым наименованием или его частью и может использоваться для обеспечения правовой защиты использования имен, логотипов, символов или лозунгов компаний. Два легко узнаваемых примера товарных знаков — символ Swoosh от Nike и Coca-Cola от Coke, написанный в его отличительном сценарии.

Товарный знак требует отдельной регистрации от фирменного наименования, и это должно быть сделано на федеральном уровне, а не только на государственном уровне.Регистрация товарного знака гарантирует физическому или юридическому лицу исключительное использование товарного знака, юридически устанавливает, что товарный знак еще не использовался каким-либо другим хозяйственным субъектом до его регистрации и обеспечивает официальную государственную защиту от любого другого бизнеса, впоследствии нарушающего ваш зарегистрированный товарный знак. Он также обеспечивает защиту юридической ответственности в отношении кого-то, утверждающего впоследствии, что вы нарушаете ранее зарегистрированный товарный знак. При регистрации товарного знака вы или ваш бизнес можете напрямую зарегистрировать товарный знак, или вы можете выбрать адвоката, который занимается вопросами права интеллектуальной собственности или регистрации товарных знаков, сделайте это за вас. Наличие адвоката интеллектуальной собственности, связанного с регистрацией, предоставляет дополнительный уровень страхования, что регистрация выполняется надлежащим образом и полностью, и что проведено тщательное расследование, подтверждающее, что товарный знак ранее не был зарегистрирован каким-либо другим лицом или компанией.

Обычная практика заключается в регистрации товарного знака на государственном уровне в дополнение к выполнению федеральных требований регистрации товарных знаков, хотя большинство государств придерживается принципов Закона Ланхэма, который регулирует федеральные требования к товарным знакам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *