Требования к тренеру

Квалификационные требования к тренеру-преподавателю

Квалификационные требования к тренеру-преподавателю установлены в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н. Квалификационными требованиями являются: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы. Таким образом принять на работу студента в этом случае нельзя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 26.08.2010 № 761Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»

Тренер-преподаватель (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в т.ч. самостоятельную, исследовательскую, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей; осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивает эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки обучающихся, воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Ведет профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использование электронных форм. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего тренера-преподавателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности тренера-преподавателя, осуществляет координацию деятельности тренеров-преподавателей, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям, способствует обобщению их передового педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; методику преподавания; особенности физического развития обучающихся, воспитанников разного возраста; методы спортивной подготовки обучающихся, воспитанников и их оздоровления; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами; мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего тренера-преподавателя — высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и стаж работы по специальности не менее 2 лет*.

Можно ли принять на должность тренера-преподавателя студента вуза? (Шадрина Т.)

Развитие каких-либо видов спорта, подготовка отдельных спортсменов и спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта для участия в спортивных мероприятиях, равно как и участие в них, невозможны без квалифицированных кадров, осуществляющих подготовку спортсменов, — тренеров. Спортивные соревнования в настоящее время — не просто соревнования команд, это демонстрация силы и умения спортсмена и тактика преподавателя-тренера. Чем выше уровень знаний тренера, тем эффективней спортивная подготовка. Какими навыками и квалификацией должен обладать претендент на данную должность? Какие требования предъявляются к тренеру?

Общие сведения о тренерах
Для начала давайте разберемся: кто же такой тренер. Тренер — (англ. trainer, от train — воспитывать, обучать) — преподаватель физической культуры, специалист в определенном виде спорта. Именно тренер ведет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства спортсменов, развитие их функциональных возможностей. В основном тренеров готовят факультеты физической культуры и спорта педагогических вузов. За подготовку спортсменов и команд, добившихся выдающихся результатов на международных и всесоюзных соревнованиях, тренеру могут присваиваться почетные звания, например заслуженного тренера России.
Понятие «тренер» для спортсмена — святое. Оно созвучно с понятиями «друг», «учитель», «отец», «мастер». Для спортсмена тренер это образец для подражания. Огромная удача встретить «своего тренера» в этой жизни. Тренер мотивирует спортсмена на достижение целей в спорте и жизни, а по достижении поставленной цели — ставит новую. И так до бесконечности, иначе, как считают спортсмены, нет смысла жить.
Немаловажным аспектом является психологическая грамотность тренера, ведь мало просто построить программу тренировок, определить режим и нагрузку занятий для спортсмена или команды, надо правильно оценить особенности психического состояния каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.
Широта взглядов, уровень знаний, навыков, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность — вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять в работе.
И хотя программа-максимум каждого тренера — вывести своего подопечного в большой спорт, для подростков и молодежи тренер прежде всего остается авторитетным и близким человеком, заставившим поверить в себя, свои силы и возможности.
Квалификационные требования к тренеру-преподавателю
В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н (далее — Квалификационный справочник должностей работников образования), тренер-преподаватель (включая старшего) является педагогическим работником и на него распространяются нормы гл. 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников» ТК РФ.
На основании раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (далее — Квалификационный справочник должностей работников в области физической культуры и спорта), в должностные обязанности тренера входит:
— осуществлять подготовку спортсменов к соревнованиям, а также руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;
— осуществлять подбор перспективных спортсменов в команды;
— обеспечивать физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку спортсменов;
— разрабатывать индивидуальные планы подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий;
— участвовать в разработке комплексной программы подготовки спортсменов команды к соревнованиям по соответствующему направлению в работе;
— обеспечивать внедрение новейших методик подготовки спортсменов (по виду спорта) в практику тренировочного процесса;
— вести учет спортивных результатов спортсменов;
— анализировать результаты выступления спортсменов, команды на соревнованиях, вносить коррективы в их дальнейшую подготовку;
— контролировать выполнение программы подготовки спортивной команды, своевременное прохождение спортсменом допинг-контроля (в соответствии с антидопинговыми правилами);
— принимать участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
— обеспечивать внедрение новейших методик подготовки спортсменов (по виду спорта) в практику тренировочного процесса;
— обеспечивать соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.
В том числе в должностные обязанности тренера входит выполнение требований федерального стандарта спортивной подготовки по соответствующему виду спорта.
Должностные обязанности тренера-преподавателя согласно Квалификационному справочнику должностей работников образования гораздо шире. Помимо обязанностей, предусмотренных по должности, ему необходимо:
— осуществлять набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний;
— отбирать наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования;
— проводить тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
— проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления;
— осуществлять связь педагогической деятельности со спортивной подготовкой;
— обеспечивать и анализировать достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивать эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности;
— участвовать в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим;
— обеспечивать повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки обучающихся, воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность тренировочного процесса;
— вести профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов;
— обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся воспитанников во время образовательного процесса;
— выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.
При выполнении обязанностей старшего тренера-преподавателя, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности, тренер-преподаватель осуществляет координацию деятельности тренеров-преподавателей, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям, способствует обобщению их передового педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Достаточно жесткие требования установлены Квалификационным справочником и к необходимому уровню знаний тренера-преподавателя. В частности, он должен знать не только законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность, но и:
— возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену;
— особенности физического развития обучающихся, воспитанников разного возраста;
— методы спортивной подготовки обучающихся, воспитанников и их оздоровления;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода, основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Естественно, для того чтобы тренер-преподаватель смог качественно выполнять свои обязанности, ему необходимо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта.
Обратите внимание!. Тренером-преподавателем может работать лицо, не имеющее высшего образования. При этом оно должно иметь хотя бы среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта.
По общим правилам требования к опыту работы в квалификационных характеристиках установлены лишь для старшего тренера-преподавателя (не менее двух лет), но образовательные учреждения среднего профессионального образования и дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта самостоятельно, могут устанавливать требования к стажу работы и иным качествам, необходимым для занятия должности тренера-преподавателя.
Возможность трудоустройства студента тренером-преподавателем
Как видно из предыдущего раздела статьи, для трудоустройства на должность тренера-преподавателя необходимо наличие:
— высшего профессионального образования;
— среднего профессионального образования;
— дополнительного профессионального образования в области физкультуры и спорта.
Относительно возможности трудоустройства тренером-преподавателем студента вуза существуют две позиции. Приверженцы первой позиции, считающие возможным трудоустройство студента, основываются на п. 9 Квалификационного справочника должностей работников образования, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Аналогичное положение содержится в п. 6 Квалификационного справочника должностей работников в области физической культуры и спорта.
Кроме этого, они ссылаются на Письмо Минобрнауки России N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году», из п. 8.3 которого следует, что окончание трех полных курсов высшего учебного заведения приравнивается к среднему профессиональному образованию. Следовательно, прием студента вуза на должность тренера-преподавателя не является чем-то противозаконным.
Приверженцы второй точки зрения, считающие недопустимым прием студента вуза на названную должность, основываются также на п. 9 Квалификационного справочника должностей работников образования и п. 6 Квалификационного справочника должностей работников в области физической культуры и спорта. Однако они считают, что студент, окончивший пусть даже три курса, не может обладать достаточным практическим опытом и компетентностью для качественного выполнения должностных обязанностей тренера-преподавателя.
Мы придерживаемся первой позиции. И вот почему. Минобразования еще в Письме от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5 «Об оплате труда работников учреждений образования» (вместе с Временными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)) разъясняло, что окончание трех полных курсов высшего учебного заведения дает право на установление разрядов оплаты труда по ЕТС <1>, предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование.
———————————
<1> Напомним, что в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» оплата по ЕТС отменена.
Более того, в действующем Приказе Госкомспорта СССР от 09.04.1987 N 228 «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта» указано, что в случае, когда тренерско-преподавательского состава недостаточно для проведения занятий с группами начальной подготовки, можно привлекать к этой работе с почасовой оплатой учителей физической культуры, инструкторов и других специалистов физического воспитания (в том числе пенсионеров), а также студентов старших курсов институтов физической культуры и факультетов физического воспитания пединститутов.
Поэтому считаем, что принятие на должность тренера-преподавателя студента вуза не будет противоречить нормам действующего законодательства при условии, что студент отучился в высшем учебном заведении не менее трех курсов.
Оформление приема
Коротко расскажем об оформлении на работу. По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
При приеме на работу студент — будущий тренер-преподаватель предъявляет документы, названные в ст. 65 ТК РФ.
К сведению. Поскольку работодателю необходимо быть уверенным, что студент обучается не менее чем на 4-м курсе, рекомендуем запросить с него справку из образовательного учреждения, подтверждающую данный факт.
Несмотря на то что тренер-преподаватель является студентом, ему полагаются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Напомним, что тренер-преподаватель относится к педагогическим работникам, и работодателю нужно учитывать особенности его труда, установленные ст. ст. 331 — 336 ТК РФ.
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Однако норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) для тренеров-преподавателей (старших тренеров-преподавателей) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 часов в неделю <2>.
———————————
<2> Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Следует помнить, что тренерам-преподавателям полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334 ТК РФ). Продолжительность этого отпуска установлена Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 и для тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования он будет составлять 42 календарных дня.

Правила о порядке присвоения квалификационных категорий тренеров-преподавателей по спорту, инструкторов и инструкторов-методистов, физкультурно-спортивных организаций

ПРАВИЛА

о порядке присвоения квалификационных категорий тренеров-преподавателей по спорту, инструкторов и инструкторов-методистов, физкультурно-спортивных организаций.

1. Квалификационные категории тренерам-преподавателям по спорту, инструкторам и инструкторам-методистам физкультурно-спортивных организаций присваивается независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в целях стимулирования профессионального мастерства, повышения ответственности за обучение и воспитание спортсменов, обеспечения социальной защищенности данной категории работников в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда.

Квалификационная категория призвана способствовать повышению уровня работы физкультурно-спортивных организаций страны, росту престижа и авторитета работников физической культуры и спорта в обществе, расширению возможности их морального и материального поощрения за плодотворный труд.

2. Тренерам-преподавателям, инструкторам, инструкторам-методистам по спорту и инструкторам-спортсменам Дирекции штатных национальных команд присваиваются следующие квалификационные категории:

-тренер-преподаватель высшего уровня квалификации высшей категории;

-тренер-преподаватель высшего уровня квалификации первой категории;

-тренер-преподаватель высшего уровня квалификации второй категории;

-тренер-преподаватель высшего уровня квалификации без категории;

-тренер-преподаватель среднего уровня квалификации высшей категории;

-тренер-преподаватель среднего уровня квалификации первой категории;

-тренер-преподаватель среднего уровня квалификации второй категории;

-тренер-преподаватель среднего уровня квалификации без категории;

-инструктор, инструктор-методист высшего уровня квалификации высшей категории;

-инструктор, инструктор-методист высшего уровня квалификации первой категории;

-инструктор, инструктор-методист высшего уровня квалификации второй категории;

-инструктор, инструктор-методист высшего уровня квалификации без категории;

-инструктор, инструктор-методист среднего уровня квалификации высшей категории;

-инструктор, инструктор-методист среднего уровня квалификации первой категории;

-инструктор, инструктор-методист среднего уровня квалификации второй категории;

-инструктор, инструктор-методист среднего уровня квалификации без категории;

-инструктор-спортсмен Дирекции штатных национальных команд высшего уровня квалификации высшей категории;

-инструктор-спортсмен Дирекции штатных национальных команд высшего уровня квалификации первой категории;

-инструктор-спортсмен Дирекции штатных национальных команд высшего уровня квалификации второй категории.

Порядок присвоения квалификационных категорий тренерам-преподавателям по спорту, инструкторам-методистам спортивных школ, инструкторам, инструкторам-методистам, руководящим работникам физкультурно-спортивных организаций.

Высшая категория тренера-преподавателя высшего уровня квалификации присваивается тренеру-преподавателю, имеющему высшее специальное образование, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных спортсменов, добившихся высоких результатов на международной арене, членов сборной национальной команды республики по видам спорта, в том числе:

-подготовить одного спортсмена, занявшего 1-6 место на Олимпийских играх в индивидуальных, командных номерах программы по видам спорта или игровых видах спорта;

-подготовить одного спортсмена, занявшего 1-3 место на Азиатских играх в индивидуальных, командных номерах программы по видам спорта или игровых видах спорта;

или подготовить одного спортсмена, занявшего 1-5 место на чемпионатах мира, Азии, Европы, Всемирных Универсиадах, Всемирных юношеских играх, международных юношеских играх стран СНГ, Балтии и регионов России в индивидуальных или игровых видах спорта;

или подготовить трех спортсменов в сборную национальную команду республики;

или подготовить четырех спортсменов в сборную молодежную команду республики;

или подготовить пять спортсменов в сборную юношескую команду республики;

или тренерско-преподавательская работа в качестве главного, государственного, старшего тренера сборной команды страны не менее трех лет;

или организационно-методическая работа в республиканском или областном уполномоченном органе не менее трех лет.

Первая категория тренера-преподавателя высшего уровня квалификации присваивается тренеру-преподавателю, имеющему высшее специальное образование, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных спортсменов, добившихся высоких результатов на международной арене, членов сборной национальной команды республики по видам спорта, в том числе:

-подготовить одного участника Олимпийских игр;

-подготовить одного спортсмена, занявшего 4-6 место на Азиатских играх в индивидуальных, командных номерах программы по видам спорта или игровых видах спорта;

или подготовить одного спортсмена участника чемпионата мира, Азии, Европы, Всемирных Универсиад,

или подготовить одного спортсмена занявшего 6-9 место на, Всемирных юношеских играх, международных юношеских играх стран СНГ, Балтии и регионов России в индивидуальных или игровых видах спорта;

или подготовить двух спортсменов в сборную национальную команду республики;

или подготовить трех спортсменов в сборную молодежную команду республики;

подготовить четырех спортсменов в сборную юношескую команду республики;

-или передать четырех спортсменов для дальнейшего совершенствования в школы-интернаты для одаренных в спорте детей или колледж спорта;

или тренерско-преподавательская работа в качестве главного, государственного, старшего тренера сборной команды страны не менее одного года;

или организационно-методическая работа в республиканском или областном уполномоченном органе не менее двух лет.

Вторая категория тренера-преподавателя высшего уровня квалификации присваивается тренеру-преподавателю, имеющему высшее специальное образование, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных спортсменов, членов и кандидатов в сборную национальную команду республики по видам спорта, в том числе:

-подготовить одного спортсмена участника чемпионата мира, Европы, Азии, Азиатских игр, этапов кубка мира, Всемирных юношеских игр, международных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России в индивидуальных или игровых видах спорта;

-или передать четырех спортсменов для дальнейшего совершенствования в школы-интернаты для одаренных в спорте детей или колледж спорта;

-или подготовить трех спортсменов в сборную команду области, гг. Алматы и Астаны;

-или организационно-методическая работа в республиканском или областном уполномоченном органе не менее двух лет;

-или диплом с отличием об окончании института физической культуры или факультетов физического воспитания, университетов и педагогических институтов, а также диплом об окончании указанных учебных заведений и факультетов и наличие спортивного звания не ниже «Мастер спорта Республики Казахстан».

Квалификация тренера-преподавателя высшего уровня квалификации без категории присваивается тренерам-преподавателям имеющим высшее специальное образование.

Высшая категория тренера-преподавателя среднего уровня квалификации присваивается тренеру-преподавателю, имеющему среднее специальное образование, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных спортсменов, добившихся высоких результатов на международной арене, членов сборной национальной команды республики по видам спорта, в том числе:

-подготовить одного спортсмена, занявшего 1-6 место на Олимпийских играх в индивидуальных, командных номерах программы по видам спорта или игровых видах спорта;

-подготовить одного спортсмена, занявшего 1-3 место на Азиатских играх в индивидуальных, командных номерах программы по видам спорта или игровых видах спорта;

или подготовить одного спортсмена, занявшего 1-5 место на чемпионатах мира, Азии, Европы, Всемирных Универсиадах, Всемирных юношеских играх, международных юношеских играх стран СНГ, Балтии и регионов России в индивидуальных или игровых видах спорта;

или подготовить трех спортсменов в сборную национальную команду республики;

или подготовить четырех спортсменов в сборную молодежную команду республики;

подготовить пять спортсменов в сборную юношескую команду республики;

государственного, старшего тренера сборной команды страны не менее трех лет;

или организационно-методическая работа в республиканском или областном уполномоченном органе не менее трех лет.

Первая категория тренера-преподавателя среднего уровня квалификации присваивается тренеру-преподавателю, имеющему высшее специальное образование, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных спортсменов, добившихся высоких результатов на международной арене, членов сборной национальной команды республики по видам спорта, в том числе:

-подготовить одного участника Олимпийских игр;

-подготовить одного спортсмена, занявшего 4-6 место на Азиатских играх в индивидуальных, командных номерах программы по видам спорта или игровых видах спорта;

или подготовить одного спортсмена участника чемпионата мира, Азии, Европы, Всемирных Универсиад,

или подготовить одного спортсмена занявшего 6-9 место на, Всемирных юношеских играх, международных юношеских играх стран СНГ, Балтии и регионов России в индивидуальных или игровых видах спорта;

или подготовить двух спортсменов в сборную национальную команду республики;

или подготовить трех спортсменов в сборную молодежную команду республики;

подготовить четырех спортсменов в сборную юношескую команду республики;

-или передать четырех спортсменов для дальнейшего совершенствования в школы-интернаты для одаренных в спорте детей или колледж спорта;

государственного, старшего тренера сборной команды страны не менее двух лет;

или организационно-методическая работа в республиканском или областном уполномоченном органе не менее двух лет.

Вторая категория тренера-преподавателя среднего уровня квалификации присваивается тренеру-преподавателю, имеющему высшее специальное образование, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных спортсменов, членов и кандидатов в сборную национальную команду республики по видам спорта, в том числе:

-подготовить одного спортсмена участника чемпионата мира, Европы, Азии, Азиатских игр, этапов кубка мира, Всемирных юношеских игр, международных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России в индивидуальных или игровых видах спорта;

-или передать четырех спортсменов для дальнейшего совершенствования в школы-интернаты для одаренных в спорте детей или колледж спорта;

-или подготовить трех спортсменов в сборную команду области гг. Алматы и Астаны;

Квалификация тренера-преподавателя среднего уровня квалификации без категории присваивается тренерам-преподавателям, имеющим среднее специальное образование.

Высшая категория инструктора, инструктора-методиста высшего уровня квалификации присваивается работникам физической культуры и спорта, имеющим высшее специальное образование, обеспечивающим методическое руководство учебно-тренировочного процесса на уровне современных достижений спорта, имеющим опубликованные методические разработки и стаж работы по данной специальности не менее 5 лет;

или научно-преподавательская работа в области физического воспитания и спортивной тренировки в высших учебных заведениях не менее 3 лет;

или самостоятельная работа в должности методиста по спорту в коллективах предприятий, организаций и учреждений в течение 5 лет;

или организационно-методическая и руководящая работа в школах высшего спортивного мастерства, преподавательская работа в высших и средних специальных учебных заведениях в течение 3 лет;

или организационно-методическая и руководящая работа в республиканских и областных уполномоченных органах в течении 3 лет.

Первая категория инструктора, инструктора-методиста высшего уровня квалификации присваивается работникам физической культуры и спорта, имеющим высшее специальное образование, обеспечивающим методическое руководство учебно-тренировочного процесса на уровне современных достижений спорта, стаж работы по данной специальности не менее 3 лет;

или научно-преподавательская работа в области физического воспитания и спортивной тренировки в высших учебных заведениях не менее 2 лет;

или самостоятельная работа в должности методиста по спорту в коллективах предприятий, организаций и учреждений в течение 3 лет;

или организационно-методическая и руководящая работа в школах высшего спортивного мастерства, преподавательская работа в высших и средних специальных учебных заведениях в течение 2 лет;

или организационно-методическая и руководящая работа в республиканских и областных уполномоченных органах в течение 2 лет.

Вторая категория инструктора, инструктора-методиста высшего уровня квалификации присваивается работникам физической культуры и спорта, имеющим высшее специальное образование, обеспечивающим методическое руководство учебно-тренировочного процесса на уровне современных достижений спорта, стаж работы по данной специальности не менее 2 лет;

или научно-преподавательская работа в области физического воспитания и спортивной тренировки в высших учебных заведениях не менее 1 года;

или самостоятельная работа в должности методиста по спорту в коллективах предприятий, организаций и учреждений в течение 2 лет.

Квалификация инструктора, инструктора-методиста высшего уровня без категории присваивается лицам, имеющим высшее специальное образование.

Высшая категория инструктора, инструктора-методиста среднего уровня квалификации присваивается работникам физической культуры и спорта, имеющим среднее специальное образование, обеспечивающим методическое руководство учебно-тренировочного процесса на уровне современных достижений спорта, имеющим опубликованные методические разработки и стаж работы по данной специальности не менее 5 лет;

или научно-преподавательская работа в области физического воспитания и спортивной тренировки не менее 3 лет;

или самостоятельная работа в должности методиста по спорту в коллективах предприятий, организаций и учреждений в течение 5 лет;

или организационно-методическая и руководящая работа в школах высшего спортивного мастерства;

или организационно-методическая и руководящая работа в республиканских и областных уполномоченных органах в течение 3 лет.

Первая категория инструктора, инструктора-методиста среднего уровня квалификации присваивается работникам физической культуры и спорта, имеющим среднее специальное образование, обеспечивающим методическое руководство учебно-тренировочного процесса на уровне современных достижений спорта, стаж работы по данной специальности не менее 3 лет;

или научно-преподавательская работа в области физического воспитания и спортивной тренировки не менее 2 лет;

или самостоятельная работа в должности методиста по спорту в коллективах предприятий, организаций и учреждений в течение 3 лет;

или организационно-методическая и руководящая работа в школах высшего спортивного мастерства в течение 2 лет;

или организационно-методическая и руководящая работа в республиканских и областных уполномоченных органах в течение 2 лет.

Вторая категория инструктора, инструктора-методиста среднего уровня квалификации присваивается работникам физической культуры и спорта, имеющим среднее специальное образование, обеспечивающим методическое руководство учебно-тренировочного процесса на уровне современных достижений спорта, стаж работы по данной специальности не менее 2 лет;

или научно-преподавательская работа в области физического воспитания и спортивной тренировки не менее 1 года;

или самостоятельная работа в должности методиста по спорту в коллективах предприятий, организаций и учреждений в течение 2 лет.

Квалификация инструктора, инструктора-методиста среднего уровня без категории присваивается лицам, имеющим среднее специальное образование.

Высшая категория инструктора-спортсмена высшего уровня квалификации присваивается инструкторам-спортсменам Дирекции штатных национальных команд Республики Казахстан занявшим 1-6 место на Олимпийских играх, 1-3 место на чемпионатах мира, 1 место на Азиатских играх, 1-2 место на чемпионатах Европы и 1 место в финалах кубка мира по олимпийским видам спорта;

Первая категория инструктора-спортсмена высшего уровня квалификации присваивается инструкторам-спортсменам Дирекции штатных национальных команд Республики Казахстан занявшим 4-6 места на чемпионатах мира, 1-3 место на чемпионатах Азии, 2-3 места на Азиатских играх и чемпионатах Европы, 1-3 место на чемпионатах мира среди молодежи, 1 место на чемпионатах Азии среди молодежи по олимпийским видам спорта 1-3 место на чемпионатах мира, 1 место на чемпионатах Азии по не олимпийским видам спорта.

Вторая категория инструктора-спортсмена высшего уровня квалификации присваивается инструкторам-спортсменам Дирекции штатных национальных команд Республики Казахстан добившимся высоких спортивных показателей на международной арене и зачисленным в состав штатных национальных команд Республики Казахстан по видам спорта.

Квалификационные требования к Директору тренировочного центра олимпийской подготовки:

-иметь высшее специальное образование, общий стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 15 лет;

-иметь опыт работы в научно-методическом и медицинском обеспечении учебно-тренировочного процесса, со спортсменами высшей квалификации;

-знать нормативную и правовую базу спорта высших достижений, уметь прогнозировать развитие спортивных достижений;

-иметь в наличии методические разработки, опубликованные работы научно-методического характера в области спорта высших достижений или иметь почетное звание «Заслуженный тренер Республики Казахстан».

Высшая квалификационная категория (высшего и среднего уровня) тренерам-преподавателям по спорту, инструкторам-методистам достигших высоких показателей в работе присваивается Республиканским уполномоченным органом по физической культуре и спорту.

Первая квалификационная категория (высшего и среднего уровня) присваивается — областными, гг. Астаны, Алматы, уполномоченными органами управлениями по физической культуре и спорту.

Вторая квалификационная категория (высшего и среднего уровня) присваивается тренерам-преподавателям по спорту, инструкторам-методистам физкультурно-спортивных организаций руководителями организаций в ведении которых они находятся по подчиненности.

3. Для присвоения категорий тренеры, инструкторы-методисты, руководящие работники физкультурно-спортивных организаций представляют в указанные органы управления квалификационный лист с заявлением и характеристикой о производственной деятельности, заверенной по месту работы (приложение 1).

В необходимых случаях предоставляются заверенные в установленном порядке копии диплома о получении высшего или среднего специального образования, удостоверения о присвоении категории, почетного спортивного звания, документов подтверждающих стаж работы или иные документы.

Кроме того, тренеры представляют справку с места работы о выполнении квалификационных требований (приложение 2), а инструкторы-методисты, руководящие работники методические разработки или опубликованные работы научно-методического характера.

Уполномоченные органы по физической культуре и спорту, руководители физкультурно-спортивных организаций обязаны в месячный срок рассмотреть заявление тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов о присвоении категории.

Решение о присвоении категорий оформляется приказом руководителя соответствующего уполномоченного органа по физической культуре и спорту или физкультурно-спортивной организацией.

Категории тренерам, руководящим работникам физкультурно-спортивных организаций, инструкторам-методистам присваиваются сроком на 5 лет.

Тренерам, руководящим работникам, инструкторам-методистам после присвоения категории выдается удостоверение установленного образца (приложение 3).

Выплата ставок заработной платы тренерам и должностных окладов руководящим работникам, инструкторам-методистам с учетом категорий производится со дня ее присвоения.

Тренеры, руководящие работники и инструкторы-методисты, не позднее, чем за один месяц до окончания срока действия категории имеют право обратиться в соответствующую организацию с заявлением о присвоении категории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *