Требования к участникам

Декларация о соответствии единым требованиям — это один из тех документов, которые поставщик прикладывает к заявке на участие в госзакупке. С недавнего времени действуют новые правила оформления.

Зачем нужна декларация

В документации о закупке госзаказчик может устанавливать требования к исполнителю. Участники должны подтвердить, что соответствуют им, иначе их не допустят к торгам. В качестве подтверждения используется декларация о соответствии участника аукциона п. 3–9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ или дополнительным условиям организатора. Правило относится к закупкам не только по Закону о контрактной системе, но и по 223-ФЗ, так как в обоих случаях действуют единые требования к участникам. Обрабатывая заявки, организатор проверяет документы поставщика, в том числе и декларацию. Если окажется, что информация в ней не соответствует действительности, то участника отстранят. Такое условие содержится в части 9 статьи 31 44-ФЗ. Поэтому приукрашать действительность ради участия не имеет смысла.

Скачать образец декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ 2020 года

Скачать образец декларации соответствия 223-ФЗ 2020 года

Какими бывают декларации

В Законе о контрактной системе можно найти два вида декларирования:

  1. Соответствие участника единым требованиям.
  2. Принадлежность к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

Первым документом поставщик подтверждает, что соответствует обязательным требованиям ко всем участникам госзакупки. Они изложены в пп. 3–11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Чтобы подтвердить соответствие по каждому подпункту, не нужен отдельный документ. Всю информацию, основную и дополнительную, можно включить в один. Поэтому отдельная декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ, например, не потребуется. Вторым документом поставщик подтверждает, что относится к СМП или СОНКО. Это нужно в торгах, для участия в которых допускают только такие организации. Параметры, по которым организация будет считаться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной, изложены в ФЗ № 209. В 2018 году в этот закон внесли поправки. Теперь, чтобы быть субъектами малого предпринимательства, нужно:

  1. Соответствовать требованиям по численности, обороту и др.
  2. Быть в реестре субъектов малого предпринимательства.

Это значит, что в качестве декларации о принадлежности к СМП можно использовать выписку из этого реестра.

Что изменилось с 2018 года

В июле 2018 года вступили в силу масштабные изменения в 44-ФЗ. Затронули они и декларирование. Часть 1 статьи 31 44-ФЗ дополнили еще одним пунктом 11, и теперь для участия нужен образец новой декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ. Добавилось условие, что у поставщика нет ограничений на участие в госзакупках. Другое значимое изменение в декларации соответствия 2020 связано с тем, что с 01.07.2018 не обязательно составлять документ на бумаге. Задекларировать соответствие можно автоматически в момент подачи заявки на торговой площадке. Для этого нужно поставить дополнительную галку.

Когда составлять и подавать

В бумажной форме готовьте образец декларации соответствия 44-ФЗ 2020 года одновременно с другой документацией для участия в закупке и подавайте в составе заявки. Если планируете декларировать соответствие электронно, то готовить ничего не нужно. Главное — поставить галочку в форме подачи заявки на торговой площадке. Образец декларации о соответствии требованиям ст. 31 44-ФЗ (2020 год) понадобится для участия в открытом конкурсе, который проводится в бумажной форме. В статье 51 44-ФЗ говорится, что участнику понадобится задекларировать соответствие пунктам 3–9 статьи 31. Не забудьте про новый 11 пункт. Во время участия в электронных процедурах декларировать удобнее электронно с помощью функционала ЭТП (ст. 54.4). Но можно по старинке приложить скан бумажного документа. Оба способа законны. В запросе котировок, как электронном, так и бумажном, потребуется задекларировать соответствие п. 1 ч. 1 ст. 31. Это условие распространяется и на электронные котировки. Для этого тоже можно использовать образец декларации участника закупки 2020 года. Особо внимательным нужно быть, участвуя в запросе предложений. 44-ФЗ требует, чтобы в документации к такой процедуре было указано, что участник полностью соответствует статье 31. То есть всем условиям, включая новый пункт 11. Поэтому обязательно проверьте, что используете обновленный образец.

Как составить в бумажном виде

Каких-либо требований к документу не установлено. Можно оформить его в свободной форме, лучше на официальном бланке. Обязательно проверьте, что текст содержит все условия, перечисленные в статье 31 44-ФЗ:

  • не проводится ликвидация;
  • не приостановлена деятельность;
  • нет долгов по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет;
  • руководство и главбух организации не имеют судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ;
  • в течение последних двух лет организация не привлекалась к ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • между участником и организатором закупки нет конфликта интересов;
  • нет ограничений для участия в госзакупках.

Дополнительно можно добавить, что участник не включен в РНП. Вот так выглядит новый образец с учетом изменений от 01.07.2018 и с дополнительным пунктов про РНП:

Скачать

Особенности декларирования по 223-ФЗ

223-ФЗ не устанавливает требований к участникам. Заказчик, который закупает по этому закону, сам определяет требования и закрепляет их в Положении о закупках. Как правило, они не отличаются от тех, что указаны в п. 3–9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Но не стоит для участия в закупке по 223-ФЗ использовать в качестве образца стандартную декларацию о соответствии требованиям, даже если они полностью совпадают. Заказчик сможет отклонить участника и будет прав. Это подтверждает решение УФАС Забайкальского края № 04-20-984/2018 от 23.03.2018. Можно взять за основу декларацию по 44-ФЗ, но обязательно удалите из нее все упоминания о Законе о контрактной системе и убедитесь, что она совпадает с теми требованиями, которые предъявляет заказчик. Вот универсальный образец декларации по 223-ФЗ:

Скачать

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О требованиях к декларации о соответствии требованиям к участникам закупок по 223-ФЗ. Решение УФАС Забайкальского края № 04-20-984/2018 от 23.03.2018 Скачать
Нельзя отклонять заявку, в составе которой участник приложил декларацию в произвольной форме отдельным файлом. Решение Ленинградского УФАС № 1087-03-7202-РЗ/18 от 17.08.2018 Скачать

Мы продолжаем рассказывать об основных и самых важных условиях участия в тендерах в Контрактной системе. Ранее мы подробно описывали особенности исполнения, изменения и расторжения контракта. Из этой статьи вы узнаете о том, какие требования будут предъявляться к участникам закупок.

В статье 31 закона №44-ФЗ (о Контрактной системе) прописаны непременные условия и требования к участникам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Устанавливает их заказчик, который должен указать информацию о единых требованиях к участникам закупок в извещении об осуществлении закупки. Помните, что заказчик не имеет право устанавливать требования, нарушающие законодательство.

Итак, какими же условиями должен обладать участник?

Участник должен:

  • соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
  • иметь право заключать контракт;
  • обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если закупки связаны с этой областью;
  • обладать необходимым количеством финансовых ресурсов для исполнения контракта.

Отдельные требования предъявляются к поставщикам лекарственных препаратов.

Кроме того, Правительство Российской Федерации может установить для участников закупок дополнительные требования:

  • опыт работы, связанный с предметом контракта;
  • деловая репутация;
  • наличие оборудования и материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • штат компании должны составлять специалисты определенного уровня квалификации;
  • наличие уже исполненных государственных контрактов.

Участник обязан предоставить перечень документов, подтверждающих квалификацию участника.

В каких случаях компанию не допускают к участию в закупках?

  1. Участник не должен быть банкротом или ликвидированным, а также у него не должно быть долгов по налогам, сборам, задолженностей по обязательным платежам.
  2. Еще один немаловажный фактор – в реестре недобросовестных поставщиков не должно быть информации об участнике закупок, а также у участника не должно быть судимости за преступление в сфере экономики.

Закон 44-ФЗ определяет, что требования, предусмотренные в статье 31, в равной мере предъявляются ко всем участникам закупок. Соответствие участника требованиям проверяет комиссия по осуществлению закупок. Если комиссия либо заказчик обнаружит нарушение действующего закона со стороны участника или факт использования участником недостоверной информации, то участник закупок отстраняется от участия.

Если заказчик на законных основаниях отказывается заключать контракт с победителем закупок, то в единой информационной системе не позднее одного рабочего он обязан разместить протокол, в котором подробно документируются основания отказа. Этот же протокол отправляется и победителю закупок.

Участник, отстраненный от процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), вправе обжаловать это решение в установленном Федеральном законе порядке.

У вас остались вопросы? Позвоните, напишите или закажите обратный звонок наших специалистов, и мы вам поможем!

Познакомьтесь с другими статьями о Контрактной системе:

Особенности исполнения, изменения и расторжения контракта в федеральном законе №44-ФЗ​

Что такое «контрактная система»

Новые правила обеспечения заявки

Каковы отличительные особенности исполнения контракта по новому законодательству?

Как подаются заявки на участие в электронных аукционах при КС?

Заявка на участие в аукционе (конкурсе, запросе котировок, запросе предложений) должна содержать:

1) Опись документов, составляющих заявку на участие в аукционе (конкурсе, запросе котировок, запросе предложений);

2) Предложение участника об участии в аукционе (конкурсе, запросе котировок, запросе предложений);

3) Заверенные Участником копии документов, подтверждающих соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в случае если такие требования законодательством Российской Федерации установлены);

4) Заверенные участником копии документов, подтверждающих обладание Участником исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

5) Удостоверенные надлежащим образом сертификат инкорпорации и (или) выписка из торгового реестра страны регистрации участника или иной аналогичный документ, подтверждающий создание, государственную регистрацию и правовой статус участника в соответствии с законодательством страны, на территории которой он создан (для иностранного юридического лица);

6) Заверенная участником копия документа, на основании которого участник закупки осуществляет свою деятельность на территории РФ, содержащий регистрационные данные и иную информацию о лице, осуществляющем функции постоянного представительства иностранной организации на территории РФ (для иностранного юридического лица);

7) Заверенные участником копии учредительных документов и всех изменений к ним (для юридического лица);

8) Гарантийное письмо, подписанное участником, подтверждающее непроведение ликвидации участника (для юридического лица) и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

9) Гарантийное письмо, подписанное участником, подтверждающее неприостановление деятельности участника в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

10) Заверенную участником копию принятой налоговыми органами Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо если участник в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, копию принятой налоговыми органами Российской Федерации упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за период (ы), указанный (ые) в документации о закупке (для юридического лица, зарегистрированного в РФ);

11) Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо заверенная участником закупки копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки и/ или обеспечения исполнения договора является крупной сделкой (для юридического лица);

12) Для юридического лица:

— заверенная участником копия паспорта руководителя, согласие на обработку предоставляемых персональных данных;

Для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя):

— заверенная участником копия паспорта физического лица, согласие на обработку предоставляемых персональных данных;

13) Заверенная участником копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для физического лица);

14) Заверенная участником копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (для физического лица);

15) Иные документы и сведения, предусмотренные документацией о закупке.

Главная → Статьи → Когда нужны дополнительные требования при проведении электронного аукциона?

Заказчик провел электронный аукцион по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) на строительно-монтажные работы на сумму более 10 млн. рублей (работы строительные по прокладке местных линий электропередачи – код ОКПД 42.22.22 и прочее) без предъявления дополнительных требований, указанных в приложениях к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, посчитав, что такие требования не относятся к электронным аукционам, так как ст. 31 Закона № 44-ФЗ говорит только об аукционах. Однако ФАС настаивает, что по ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан был установить эти дополнительные требования и при проведении электронного аукциона.
Должен ли был заказчик в приведенной ситуации при проведении электронного аукциона на строительно-монтажные работы устанавливать дополнительные требования к участникам в соответствии со ст. 31 Закона № 44-ФЗ?

В отношении определенных категорий закупок, помимо единых требований к участникам закупки, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики обязаны устанавливать такие дополнительные требования при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещении о проведении закупки и документации о закупке (ч.ч. 4, 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, смотрите также п. 8 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017)).

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Это могут быть требования в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В настоящее время действуют только дополнительные требования, установленные приложением № 1 и приложением № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Дополнительные требования, предусмотренные приложением 1 к Постановлению № 99, устанавливаются для случаев проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Дополнительные требования, предусмотренные приложением 2 к Постановлению № 99, установлены только в отношении участников конкурса с ограниченным участием для участия в закупках, предусмотренных ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ.

В этой связи следует иметь в виду, что первое предложение ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ устанавливает возможность осуществления закупок товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, не только путем проведения конкурса с ограниченным участием, но и путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент). Второе же предложение ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ буквально говорит, что «к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием”. Приведенная формулировка представляется нам не вполне корректной, поскольку упомянутые нормы не предусматривают категорий закупок, которые должны осуществляться только путем проведения конкурса с ограниченным участием. В правоприменительной практике эта формулировка понимается как указывающая на то, что при закупке товаров, работ, услуг, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации, способами, иными, чем конкурс с ограниченным участием, не должны применяться дополнительные требования, установленные только для этого способа приложением 2 к Постановлению № 99 (письмо Минэкономразвития России от 10.04.2015 № Д28и-992, письмо Минфина России от 19 июня 2017 г. № 24-01-09/38132).

В отношении же указанных в п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ объектов закупки для случаев проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (сюда относятся и упомянутые в вопросе работы) дополнительные требования установлены приложением 1 к Постановлению № 99. В силу ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ соответствующие закупки могут осуществляться и путем проведения электронных аукционов. При этом последнее предложение указанной части на закупки, требования к которым установлены приложением 1 к Постановлению № 99, не распространяется. Следовательно, нет оснований не применять указанные дополнительные требования при осуществлении соответствующей закупки путем проведения электронного аукциона (смотрите также письмо ФАС России и Минэкономразвития России от 28.08.2015 №№ 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15, письмо Минэкономразвития России от 11.07.2016 № Д28и-1754, письма Минэкономразвития России от 24.06.2015 № Д28и-1843, от 27.05.2015 № Д28и-1361, письмо Минэкономразвития России от 21 апреля 2017 г. № Д28и-1716, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2016 г. № Ф01-1587/16 по делу № А38-4478/2015, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2016 г. № Ф01-1589/16 по делу № А38-4479/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2017 г. № 15АП-6180/17, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2016 г. № 01АП-8303/15, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2016 г. № 01АП-8302/15, письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 15 марта 2017 г. №№ 6598-ЕЕ/Д28и, РП/16119/17, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 августа 2017 г. № 03-10.1/236-2017, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июля 2017 г. № 1019). Иными словами, в ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ обязанность устанавливать дополнительные требования обусловлена не используемым способом закупки, а категорией приобретаемого товара (работы, услуги): она возникает при закупке объектов, которые Закон № 44-ФЗ позволяет закупать с использованием процедур, упомянутых в этой части. Таким образом, несмотря на то, что в ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ не упоминаются электронные аукционы в случае, если закупка указанных в вопросе работ осуществлялась путем проведения электронного аукциона, в извещении и документации об электронном аукционе заказчиком должны были быть установлены дополнительные требования, предусмотренные п. 2 приложения 1 к Постановлению № 99.

Ответ подготовил: Каменщиков Александр, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *