Трибунал по югославии

Международный трибунал по бывшей Югославии

12

Кафедра уголовного права и криминологии

Реферат

Международный трибунал по бывшей Югославии

Доклад выполнил_______________________________________В.А. Пашков

Факультет_______________юридический________ курс____________5

Специальность 40.05.01 правовое обеспечение национальной безопасности

Научный руководитель ____________________________М.Т. Гигинейшвили

Нормоконтролер _ р ____ ____________________________М.Т. Гигинейшвили

Краснодар 2016

1.Причины возникновения конфликта в Югославии

2.Международный трибунал по бывшей Югославии

3. Дело Слободана Милошевича.

4.Дело Радована Караджича.

5. Дело Ратко Младича

6.Дело Грубана Малича

7.Дело Рамуша Харадиная

8.Заключение

9.Список литературы

Причины возникновения конфликта в Югославии

Межэтническая напряжённость в Югославии, раздиравшая её с момента возникновения в 1918 году, несколько ослабла после установления коммунистического режима в 1945 году, сочетавшего федеративную модель с подавлением национализма. В кон. 1960-х — начале 1970-х гг. она вновь заявила о себе (Косово 1968 г., «Хорватская весна» 1971 г.), в 1980-е гг. ещё более обострилась из-за экономического кризиса. Попытки нового руководства Сербии во главе со Слободаном Милошевичем усилить позиции сербов в правящих органах Социалистической Федеративной Республике Югославия имели обратный эффект. В 1990 г. Лига коммунистов Югославии раскололась на 6 республиканских компартий, а на выборах почти во всех республиках победили националисты.

Началом распада Югославии стало провозглашение 25 июня 1991 г. независимости Словении. 10-дневная война словенской милиции и Югославской народной армии закончилась Брионским соглашением о прекращении огня (9 июля) и полным выводом Югославской народной армии с территории Словении (осень 1991 г.).

8 октября 1991 г. независимость провозгласила Хорватия. В ответ хорватские сербы объявили о создании республики Сербская Крайна и при поддержке Югославской народной армии захватили Центральную Хорватию. Сербо -хорватский конфликт завершился в январе 1992 г. образованием на территории Хорватии 4 сербских зон под контролем ООН (план. Вэнса Оуэна).

В 1992 г. независимость провозгласили Македония и Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория образовали Федеративную Республику Югославия (ФРЮ). В Боснии и Герцеговине началась война сербов с боснийцами-мусульманами и хорватами. В 1993 г. она осложнилась конфликтом между боснийцами и хорватами, закончившимся в 1994 г. при посредничестве США созданием мусульмано-хорватской федерации. В 1995 г. налёты авиации НАТО на позиции боснийских сербов вынудили их сесть за стол переговоров с хорватами и мусульманами. По Дейтонским соглашениям (декабрь 1995 г.) в рамках Боснии и Герцеговины были созданы Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская.

Летом 1995 г. хорватская армия захватила все сербские зоны, кроме Восточной Славонии, что привело к массовому исходу сербов из Хорватии. Восточная Славония вошла в состав Хорватии в 1998 г. В 1996 г. Федеративная Республика Югославия признала независимость Хорватии и Боснии-Герцеговины. В том же году албанские националисты начали партизанскую войну за освобождение Косово. Сербии бомбардировки 1999 г. вынудили С. Милошевича вывести армию из автономного края. В Косово были введены войска НАТО.

В 2006 г. Черногория провозгласила независимость, и Федеративная Республика Югославия прекратила своё существование. Распад Югославии, проходивший в основном в насильственной форме, стал самым кровопролитным конфликтом в Европе после 1945 г.

Международный трибунал по бывшей Югославии

В октябре 1992 года Совет Безопасности ООН учредил комиссию экспертов по расследованию и анализу информации о нарушениях Женевских конвенций и других норм международного права на территории бывшей Югославии. За год с небольшим специалисты исследовали 65 тысяч полученных из разных источников материалов, провели 32 исследовательские миссии. Выводы гласили: всемирной организации надлежит немедленно создать судебный орган для расследования и наказания военных преступлений.

Трибунал имеет мандат Совета Безопасности ООН — резолюция 827, принятая 25 мая 1993 года. Этим он отличается от классических международных судов, которые создаются международным договором.

Статья вторая Устава Международного Трибунала по Бывшей Югославии говорит о полномочии Трибунала осуществлять судебное преследование лиц, совершающих или отдающих приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно следующих действий, направленных против лиц или имущества, пользующихся защитой Женевской конвенции:

1) умышленное убийство;

2) пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

3) умышленное причинение тяжких страданий или нанесение увечий, или нанесение ущерба здоровью;

4) незаконное, произвольное, проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью;

5) принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы;

6) умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

7) незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица;

8) взятие гражданских лиц в качестве заложников.

Международный Трибунал по Бывшей Югославии рассматривает военные преступления, совершённые на территории Югославии с 1991 года, связанные с нарушениями Женевской конвенции, нарушением правил ведения войны и геноцидом.

Деятельность Трибунала ограничена временными и географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кроме Словении), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда.

Трибунал имеет полномочия судить конкретных лиц, но не организации и не правительства. Максимальное наказание, которое вправе вынести Трибунал — пожизненное заключение.

Трибунал планировал закончить рассмотрение всех имеющихся дел к 2009 году, а к 2010 году — все апелляции. Однако на декабрь 2014 на рассмотрении МТБЮ остались дела Горана Хаджича, Ратко Младича, Радована Караджича, Воислава Шешеля, и ряд других. В связи с этим полномочия полномочий постоянных судей и судей Международного трибунала были продлены до 31 декабря 2015 года либо до завершения порученных им дел, если это произойдет раньше. Совет Безопасности постановил повторно назначить Сержа Браммерца Обвинителем Председатель Международного Трибунала по Бывшей Югославии Теодор Мерон полагает, что эти дела будут завершены в 2017 году.

К началу 2007г. в Трибунал входили 28 судей из 26 стран мира. Обвинитель отвечает за расследование и обвинение лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права. Он назначается Советом Безопасности ООН по рекомендации генерального секретаря ООН.

Секретариат Международного Трибунала по Бывшей Югославии отвечает за выполнение административных функций и обслуживание Трибунала. Секретарь также назначается Генеральным секретарем ООН.

Разбирательство дел производят три судебные палаты, которые могут вынести любое наказание, ограниченное тюремным заключением .При определении сроков тюремного заключения судебные палаты должны руководствоваться также общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах бывшей Югославии.

Апелляционная палата рассматривает апелляции осужденных судебными палатами или обвинителя в случае ошибки в вопросах права, в результате которой решение утрачивает силу; или в случае ошибки в вопросах факта, которая привела к вынесению неправосудного решения. Апелляционная палата состоит из семи судей, при этом решения по делам выносятся пятью судьями.

Обвиняемые содержаться в Следственном изоляторе ООН в Схевенингене. Приговоренные к лишению свободы отбывают наказание в тюрьмах государств, заключивших специальное соглашение с МТБЮ. К 2007г. трибунал заключил соглашение с 10 государствами, включая Швецию, Италию, Германию и Украину.

Список обвиняемых варьировался от рядовых военнослужащих до премьер-министров и президентов. Одними из наиболее высокопоставленных лиц, обвинённых, были Слободан Милошевич, Милан Бабич, Ратко Младич и Анте Готовина. Первый президент Хорватии Франьо Туджман умер в 1999 году до планируемого предъявления обвинений трибуналом. Следственная группа работала в отношении расследования преступной деятельности не только лидера Югославии Милошевича, но и других руководителей страны: Велько Кадиевича, Благое Аджича, Борислава Йовича, Бранко Костича, Момира Булатовича и других. Но обвинения им так и не были предъявлены.

Процессы против косовских албанцев и боснийских мусульман

В 2003 году МТБЮ предъявил обвинения бывшему командующему группировкой войск Армии Республики Босния и Герцеговина Насеру Оричу в отдаче приказов на уничтожение сел и городов, а также в непринятии мер по предотвращению жестокого обращения с мирными жителями и пленными, приведшего к их убийствам. В результате этих действий погибло более 3 тыс. сербов. В 2006 году Орич был оправдан по большинству пунктов обвинения и приговорен к 2 годам тюремного заключения. В июле 2008 года после повторного рассмотрения дела он был полностью оправдан.

В 2005 году МТБЮ обвинил одного из лидеров косовских албанцев, бывшего полевого командира и премьер-министра Косово Рамуша Харадиная в пытках, убийствах сербов, цыган в городе Дечан в 1998 году. Однако в апреле 2008 году он был оправдан. Повторный судебный процесс начался в августе 2011 года. В ноябре 2012 года МТБЮ вновь вынес оправдательный приговор и освободил Рамуша Харадиная в зале суда.

Также были оправданы косовские албанцы, бывшие командиры Освободительной армии Косова, на счету которых сотни жертв, — Фатмир Лимай, Исак Муслиу, Идриз Балай.

Не следует путать с другими международными судами в Гааге.

Международный трибунал по бывшей Югославии

International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia
Tribunal pénal international pour l’ex-Yougoslavie


логотип Трибунала

Вид

международный судебный орган

Инстанция

суд высшей инстанции

Юрисдикция

Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина
Северная Македония Северная Македония
Сербия Сербия (в том числе Косово)
Хорватия Хорватия

ЧерногорияЧерногория

Дата основания

25 мая 1993 года

Дата роспуска

21 декабря 2017 года

Языки делопроизводства

английский, французский

Состав

судьи избираются Генеральной Ассамблеей по спискам, представленным Советом Безопасности

Управомочен по

Резолюция СБ ООН 827 (англ.), Устав МТБЮ

Срок службы

4 года

Членов

16 постоянных и 12 судей ad litem

Руководство

Председатель

Теодор Мерон

Вступил в должность

17 ноября 2011 года

Зал заседаний

Резиденция Трибунала в Гааге

Местоположение

Гаага

Адрес

Нидерланды, Гаага

Сайт

Вид здания, где размещается МТБЮ, сбоку

В другом языковом разделе есть более полная статья International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Междунаро́дный трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ) (англ. International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia (ICTY)), — структура ООН. Заявленная цель создания — восстановление справедливости в отношении жертв военных преступлений, преступлений против человечества и геноцида, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название — «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года» (International Tribunal for the Prosecution of Persons Responsible for Serious Violations of International Humanitarian Law Committed in the Territory of the Former Yugoslavia since 1991).

История

В октябре 1992 года Совет Безопасности ООН учредил комиссию экспертов по расследованию и анализу информации о нарушениях Женевских конвенций и других норм международного права на территории бывшей Югославии. За год с небольшим специалисты исследовали 65 тысяч полученных из разных источников материалов, провели 32 исследовательские миссии. Выводы гласили: всемирной организации надлежит немедленно создать судебный орган для расследования и наказания военных преступлений.

В мае 1993 года был создан МТБЮ для преследования лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 года и до даты, которую СБ определит после восстановления мира (резолюции 808 и 827). Резолюция о создании Трибунала была принята единогласно.

Председательствовавший на заседании СБ 25 мая 1993 постоянный представитель России Юлий Воронцов заявил: «Виновные в массовых преступлениях…, в нарушениях законов и обычаев войны, преступлениях геноцида, а также против человечности, должны понести заслуженное наказание. Особенно важным представляется тот факт, что впервые в истории не победитель судит побеждённого, а всё международное сообщество в лице Трибунала вынесет свой вердикт тем, кто грубо попирает не только нормы международного права, но и просто человеческие представления о нравственности и гуманности».

21 декабря 2017 года Трибунал объявил о прекращении своей деятельности, оставшиеся не рассмотренными апелляции будет рассматривать Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов.

Полномочия

Трибунал имеет мандат Совета Безопасности ООН — резолюция 827, принятая 25 мая 1993 года. Этим он отличается от классических международных судов, которые создаются международным договором.

Статья вторая Устава МТБЮ говорит о полномочии Трибунала осуществлять судебное преследование лиц, совершающих или отдающих приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно следующих действий, направленных против лиц или имущества, пользующихся защитой Женевской конвенции: 1) умышленное убийство; 2) пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; 3) умышленное причинение тяжких страданий или нанесения увечья или нанесение ущерба здоровью; 4) незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью; 5) принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; 6) умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство; 7) незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; 8)взятие гражданских лиц в качестве заложников.

МТБЮ рассматривает военные преступления, совершённые на территории Югославии с 1991 года, связанные с нарушениями Женевской конвенции, нарушением правил ведения войны и геноцидом.

Деятельность Трибунала ограничена временными и географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кроме Словении), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда.

Трибунал имеет полномочия судить конкретных лиц, но не организации и не правительства. Максимальное наказание, которое вправе вынести Трибунал — пожизненное заключение.

Трибунал планировал закончить рассмотрение всех имеющихся дел к 2009 году, а к 2010 году — все апелляции. Однако на декабрь 2014 на рассмотрении МТБЮ остались дела Горана Хаджича, Ратко Младича, Радована Караджича, Воислава Шешеля, апелляция по делу Ядранко Прлича и ряд других. В связи с этим полномочия полномочий постоянных судей и судей ad litem Международного трибунала были продлены до 31 декабря 2015 года либо до завершения порученных им дел, если это произойдет раньше. Совет Безопасности постановил повторно назначить Сержа Браммерца Обвинителем МТБЮ. Председатель МТБЮ Теодор Мерон полагает, что эти дела будут завершены в 2017 году.

Деятельность

Основная статья: Список обвинённых Международным трибуналом по бывшей Югославии

В своей деятельности трибунал главным образом руководствовался доктриной совместных преступных действий, в соответствии с которой каждый член организованной группы несет индивидуальную ответственность за преступления, совершенные группой в рамках общего плана или установленных ею целей. Всего за время существования трибунала было проведено 142 судебных процесса (в том числе 92 против сербов, 33 против хорватов, 8 против косовских албанцев, 7 против боснийских мусульман и 2 против македонцев). Обвинения Гаагского трибунала выдвинуты против лидеров боснийских сербов Ратко Младича и Радована Караджича. Также обвиняемым на судебном процессе в Гааге являлся бывший президент Югославии Слободан Милошевич, скончавшийся в тюрьме Трибунала.

Критика

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.

Трибунал стал первым после Нюрнбергского трибунала и Международного военного трибунала для Дальнего Востока международным органом для рассмотрения дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде. Однако важное отличие состоит в том, что в Нюрнберге и Токио победители судили побеждённых, а МТБЮ является органом международного сообщества, который рассматривает дела о преступлениях независимо от того, на чьей стороне были те, кто их совершили.

Тем не менее МТБЮ зачастую подвергается критике, особенно со стороны сербских и российских властей, за имеющуюся в его работе необъективность, выливающуюся в гораздо большее число осужденных сербов и более строгие приговоры в их отношении, чем в отношении хорватов, боснийских мусульман и косовских албанцев.

Так, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин 4 июня 2008 года заявил: «Положение дел в МТБЮ считаем неудовлетворительным. Ожидаем от Трибунала подробного отчёта о мерах, принятых по …разоблачениям бывшего Прокурора МТБЮ Карлы дель Понте в отношении фактов, которые до последнего времени замалчивались Трибуналом. Возникает ощущение, что серьёзные обвинения, такие как массовое насильственное изъятие человеческих органов, попросту игнорируются».

Выступая с критикой в адрес трибунала на заседании Совета Безопасности ООН в связи с рассмотрением докладов МТБЮ 6 декабря 2012 года, Виталий Чуркин заявил, что оправдательные приговоры югославского трибунала «дискредитируют идею международного уголовного правосудия». В своей работе международный трибунал «не демонстрирует ни справедливости, ни эффективности. Налицо лишь завышенная самооценка». Он добавил, что «вопрос о том, кто виноват в сотнях убитых и изгнании четверти миллиона сербов с мест их проживания, остаётся открытым», и сообщил о намерении его делегации добиваться завершения деятельности МТБЮ в сроки, определенные Резолюцией Совета Безопасности ООН 1966. При этом он потребовал, чтобы к следующему полугодовому отчету руководство МТБЮ предоставило развернутые графики судопроизводства по каждому делу индивидуально, с раскладом по дням.

Кроме того, критику вызывает то обстоятельство, что МТБЮ учреждён не международным договором, а резолюцией Совета Безопасности ООН. Некоторые юристы полагают, что Совет Безопасности не имеет полномочий преследовать частных лиц и, соответственно, создавать для этого судебные органы.

60 % обвиняемых составляют сербы и черногорцы, в гаагской тюрьме оказалось практически всё военное и гражданское командование Сербии. Хорваты составляли лишь 18 % всех обвиняемых, однако все хорватские генералы были полностью оправданы. В результате, по версии судей, в ходе четырёхлетней войны преступления совершали исключительно сербы, что превращает конфликт в «борьбу добра со злом». Оправдание военных преступлений хорватов нанесло сильный удар по самосознанию сербов.

> См. также

  • Международный уголовный суд
  • Международный трибунал по Руанде
  • Специальный трибунал по Ливану
  • Тюрьма ООН в Гааге

Примечания

  1. Результаты голосования по резолюции ООН № 827
  2. Стенограмма заседания
  3. Закрытие Гаагского трибунала: миссия выполнена, Газета.ру (22 декабря 2017). Дата обращения 25 декабря 2017.
  4. Совбез ООН продлил полномочия судей МТБЮ, Россия решение не поддержала. РИА Новости. Дата обращения 10 января 2015.
  5. Международный трибунал по бывшей Югославии завершит работу не ранее 2017 года. ИТАР-ТАСС. Дата обращения 10 января 2015.
  6. Россия воздержалась при голосовании по резолюции Совбеза по продлению сроков полномочий судей и прокурора МТБЮ. Центр новостей ООН. Дата обращения 10 января 2015.
  7. Международный трибунал по бывшей Югославии (неопр.). www.un.org. Дата обращения 17 декабря 2017.
  8. Русская линия / Новости / Гаагское «правосудие»
  9. Антисербский крен Гаагского трибунала (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2007. Архивировано 15 декабря 2013 года.
  10. Известия. Ру: Бывший прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте: «Косовары потрошили сербов на органы»
  11. МИД РФ: трибунал по Югославии предвзят, его нужно закрыть
  12. РФ выступает за закрытие трибунала по бывшей Югославии — Лавров
  13. Новости@Mail.Ru: Россия выдвинула тяжкие обвинения Гаагскому трибуналу
  14. Представитель России — недавние оправдательные приговоры МТБЮ «дискредитируют идею международного уголовного правосудия» // Центр новостей ООН. — 6 декабря 2012 года.
  15. Доклад главы КС РФ Валерия Зорькина на конференции Межпарламентской ассамблеи СНГ, посвященной 65-летию Нюрнбергского процесса — Валерий Зорькин — Российская газета
  16. 1 2 Как Гаагский трибунал притворился Нюрнбергским — Slon.ru
  17. Готовина и Маркач ослобођени оптужби : Тема дана : ПОЛИТИКА
  18. Reagovanja: Sramna presuda hrvatskim generalima | Vesti | Tanjug

Ссылки

МТБЮ на Викискладе

  • International Criminal Tribunal for the former Yugolavia (англ.) (фр.) (босн.) (хорв.) (серб.) (алб.) (макед.)
  • Как Гаагский трибунал притворился Нюрнбергским
  • Николай Михайлов: Международный трибунал по бывшей Югославии и права человека Обозреватель-Observer
  • Разговор с автором книги «Трибунал» А. Шарым Центр экстремальной журналистики
  • Памяти Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic), последнего законного Президента Сербии и Союзной Республики Югославии: Гаагский процесс. Материалы

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BIBSYS: 90956301 · BNF: 12394597c · CiNii: DA11147408 · GND: 4383997-6 · ISNI: 0000 0004 0501 417X, 0000 0001 2180 0646 · LCCN: n94093864 · NKC: kn20030215041 · NLA: 35561826 · NSK: 000120247, 000553584 · NUKAT: n01071207 · LIBRIS: 264238 · SUDOC: 033038880 · VIAF: 147611109 · WorldCat VIAF: 147611109

Организация Объединённых Наций (ООН)

Главные органы

Членство

Специализированные
учреждения

Вспомогательные органы

Консультативные органы

Программы и фонды

Учебные и научно-
исследовательские институты

Другие организации

Другие целевые фонды

Связанные органы

Отделения

Департаменты, управления

См. также

  • Резолюции (ГА • СБ)
  • История
  • Штаб-квартира
  • Генеральный секретарь
  • Флаг
  • Устав
  • День ООН
  • Международные годы

Миротворческие миссии и операции ООН и НАТО на территории бывшей Югославии

Миссии ООН

ООН СООНО (1992—1995) Хорватия и РСК ОООНВД (1995—1996) ВАООНВС (1996—1998) МНООНПП (1996—2002) ГППООН (c 1998) Босния и Герцеговина МООНБГ (1995—2002) Македония СПРООН (1995—1999) Косово МООНК (c 1999)

Миссии под руководством НАТО

Босния и Герцеговина IFOR (1995—1996) SFOR (c 1996) Косово СДК (c 1999) POLUKRBAT

Операции под руководством НАТО

Юрисдикция Трибунала по бывшей Югославии

Юрисдикции Международного Уголовного Трибунала по Югославии (МУТ) подлежат следующие преступления:

Серьезные нарушения Женевских Конвенций 1949 г.

Нарушения законов и обычаев войны

Геноцид

Преступления против человечности

До Второй Мировой войны термину «преступление против человечности» и подобным выражениям уделялось мало внимания. Преступлением против человечности, в отличие от серьезных нарушений Женевских Конвенций 1949 г., а также геноцида, не дано определения в каком-либо договоре. Поэтому трудно обосновать заявление, что это определение отражает международное право.

Выражение «преступление против человечности» было использовано в Декларации 1915 года правительств Великобритании, России и Франции, осудивших резню армян в Турции. Наиболее серьезные изменения, относящиеся к понятию «преступление против человечности» , произошли после Второй Мировой войны. Во время войны ряд союзных держав выступили с заявлениями, в которых выражалось желание провести соответствующее расследование, предать суду и наказать не только военных преступников в узком смысле слова, т.е. лиц, нарушивших законы и обычаи войны на союзной территории, но и тех, кто несет ответственность за зверства, учиненные на территории держав «оси» против граждан несоюзных держав. 8 августа 1945 года Великобритания, США, СССР и Франция подписали Лондонское соглашение, в котором был приложен Устав Международного Военного Трибунала для судебного преследования и наказания главных военных преступников европейских стран «оси». Тем не менее понятие «преступление против человечности» продолжало оставаться расплывчатым, во многом совпадая с понятием «военные преступления».

В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, нашедшие отражение в Уставе Нюрнбергского трибунала и в решениях Трибунала и подготовить Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества. КМП работала вплоть до 1996 г. В результате на своем 48-м заседании (1996 г.) комиссия приняла проект текста статей 1-20 и комментария к ним. Преступления против человечности обозначены следующим образом:

«Преступлением против человечности является одно из следующих действий, совершаемых систематически или широкомасштабно и по подстрекательству или под руководством государства, организации или группы лиц: а) убийство; b) истребление; с) пытки; d) порабощение; e) преследование на основании политических взглядов, расовой, религиозной или национальной принадлежности; f) институциирование дискриминации на основании расовой, религиозной или национальной принадлежности; g) произвольная депортация или насильственное перемещение населения; h) произвольное лишение свободы; i) принудительное исчезновение людей; j) изнасилование, принуждение к проституции.»

Устав MУT по бывшей Югославии

Также можно найти расхождения в определении комиссии международного права преступлений против человечности и Уставе Международного уголовного трибунала по Югославии. Статья 5 Устава МУТ по Югославии предусматривает:

«Международный трибунал полномочен осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за следующие преступления, когда они совершаются в ходе вооруженного конфликта, будь то международного или внутреннего характера: а) убийство; b) истребление; с) порабощение; d) депортация; e) заключение в тюрьму; f) пытки; g); изнасилование; h) преследование по политическим, расовым и религиозным мотивам; i) другие бесчеловечные акты.»

В свете приведенных выше определений «преступлений против человечности», становится ясно, что пока еще нет четкого, единого определения данного понятия. Безусловно, все согласны, что преступления против человечности являются преступлениями в соответствии с международным правом и общими принципами права и, соответственно, подлежат универсальной юрисдикции. Тем не менее, точные параметры таких преступлений остаются неопределенными.

Геноцид

В отличие от преступлений против человечности, понятие геноцида кодифицировано и обычно не подвергается сомнению. В Уставе специального Трибунала по бывшей Югославии дословно повторена формулировка геноцида, содержащаяся в статье 2 Конвенции 1949 г.:

«… под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо нацию, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.»

Таким образом, в ходе работы МУТ были подняты самые разнообразные вопросы. Решения МУТа по бывшей Югославии широко комментировались в средствах массовой информации.

В конечном счете опыт, накопленный Международным трибуналом, оказался во многом положительным, несмотря на недостатки, присущие ему при создании. Возникновение такого судебного органа было лишь первым этапом в процессе создания постоянно действующего суда, о чем свидетельствуют значительные достижения Комиссии международного права. Опыт деятельности Трибунала привел к созданию Международного Уголовного Суда.

Органы международного уголовного правосудия

Нюрнбергский международный военный трибунал был учрежден в соответствии с Соглашением, заключенным 8 августа 1945 г. между правительствами СССР, США и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным Правительством Французской Республики для справедливого и быстрого суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси. Трибунал состоял из четырех членов и их заместителей.

Согласно Уставу Нюрнбергского трибунала, утвержденного вышеупомянутым Соглашением, данный Трибунал учреждается для суда и наказания главных военных преступников за совершение определенных этим Уставом международных преступлений.

3 мая 1946 г. в Токио приступил к работе Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал). Это был второй судебный процесс над главными военными преступниками, виновными в развязывании Второй мировой войны.

Важным этапом развития международного уголовного правосудия стало создание в первой половине десятилетия в рамках универсальной международной организации ООН двух специальных международных трибуналов (ad hoc) – в отношении бывшей Югославии и Руанды.

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ)

Совет Безопасности ООН, решая вопрос об учреждении Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., в своей резолюции 808 от 22 февраля 1993 г. указал, что действует на основании гл. VII Устава ООН по принятию мер для восстановления международного мира и безопасности. Согласно Уставу МТБЮ, утвержденному резолюцией Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г., ко всем стадиям конфликта на территории бывшей Югославии должны применяться нормы, регулирующие вооруженные конфликты, в частности Женевских конвенций. В юрисдикцию МТБЮ входило «осуществление судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года». Прежде всего речь идет о таких преступлениях, как нарушение законов или обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Юрисдикция МТБЮ распространялась на физических лиц, совершившие данные преступления на территории бывшей Югославии с 1 января 1991 г. МТБЮ состоял из трех камер: двух судебных (по три судьи в каждой) и апелляционной (пять судей) избирались Генеральной Ассамблеей ООН.

Судьи МТБЮ были избраны Генеральной Ассамблеей ООН из представленного Советом Безопасности ООП списка. По рекомендации Генерального секретаря ООН Совет Безопасности ООН назначил обвинителя.

Тюремное заключение преступниками отбывается в государстве, определенном МТБЮ на основе перечня государств, которые заявили Совету Безопасности ООН о своей готовности принять осужденных лиц. Местопребыванием МТБЮ является Гаага. Расходы МТБЮ относятся на счет регулярного бюджета ООН в соответствии с Уставом ООН.

В 1994 г. Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Международный уголовный трибунал по Руанде. Юрисдикция этого Международного трибунала состоит в осуществлении судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

Попытки Совета Безопасности ООН учредить подобные трибуналы ad hoc по Камбодже, Чечне, Восточному Тимору, Гватемале, Ираку не увенчались успехом.

Созданию Международного уголовного трибунала по Руанде предшествовали меры, предпринятые в связи с происходящими в этой стране событиями Советом Безопасности ООН. 30 апреля 1994 г. Председатель Совета Безопасности ООН в своем заявлении осудил нарушения международного гуманитарного права в Руанде и поставил вопрос о необходимости расследования серьезных нарушений гуманитарного права. 1 июля 1994 г. в резолюции 935 Совет Безопасности ООН установил, что геноцид и другие систематические и широкомасштабные нарушения международного гуманитарного права составляют угрозу международному миру и безопасности.

В сентябре 1994 г. в Совет Безопасности ООН поступила просьба от руандийского правительства о создании Трибуната, с учетом которой Совет Безопасности ООН резолюцией 955 от 8 ноября 1994 г. учредил Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с первого января по 31 декабря 1994 г. (далее – Трибунал по Руанде).

Различием между двумя трибуналами – МТБЮ и Трибуналом по Руанде заключаются в следующем. В соответствии со ст. 1–4 Устава Трибунала по Руанде последний компетентен, рассматривать дела о совершении геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Статья 3 этого Устава о преступлениях против человечности исходит из общепризнанного понимания этих преступлений – в ней отсутствуют в качестве условия связь преступления с вооруженным конфликтом, и содержится важный квалификационный признак широкомасштабного и систематического характера нарушений. Трибунал по Руанде имеет более широкую территориальную юрисдикцию, которая не ограничена территорией Руанды, а распространяется на территорию соседних государств в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных гражданами Руанды.

Трибунал по Руанде включал три судебных камеры. Решение о создании третьей судебной камеры было принято с Советом Безопасности ООН с внесением соответствующих изменений в Устав резолюцией 1165 от 30 апреля 1998 г. с целью ускорить рассмотрение дел большого количества обвиняемых, ожидающих суда много месяцев.

Однако небывалый размах международной преступности – многочисленные террористические акты, уносящие тысячи жизней, международная торговля наркотиками, работорговля и другие преступления, широкомасштабные и вопиющие нарушения гуманитарного нрава побудили мировое сообщество к принятию еще более эффективных мер в целях придания суду лиц, ответственных за эти преступления.

Международный уголовный суд ООН (МУС) – первый постоянный международный судебный орган по международным уголовным преступлениям – начал действовать в 2002 г. на основании принятого в июле 1998 г. дипломатической конференции в Риме подавляющим большинством (120 – «за», 7 – «против», 21 – «воздержались») Статута МУС (далее – Римский статут).

МУС, состоящий из 18 судей, согласно Римскому статуту призван преследовать в судебном порядке лиц, виновных в наиболее тяжких, с точки зрения международного права, преступлениях (к юрисдикции МУС относятся только те преступления, которые совершены после вступления в силу Римского статута). К серьезным относятся нарушения международного гуманитарного права, военные преступления, преступления против человечества и геноцид.

В соответствии с принципом «дополнения» МУС действует лишь в случаях неэффективности национального правосудия. Чаще всего это случается, когда речь идет о наказании граждан, занимающих высокое положение, или когда правовая система государства не дает возможности для правосудия.

МУС призван:

  • – быть сдерживающим фактором для тех, кто планирует совершение тяжких преступлений;
  • – побуждать национальные органы юстиции, ответственные за это в первую очередь, привлекать к суду виновных;
  • – предоставлять возможность жертвам насилия и их семьям добиваться справедливости в отношении жертв тяжелых преступлений;
  • – способствовать преодолению безнаказанности.

МУС может рассматривать преступления, которые были совершены либо на территории стран – участниц МУС, либо гражданами этих стран. Согласно Римскому статуту дела могут поступать в МУС двумя способами:

  • 1) инициировать расследование преступлений может прокурор МУС (эту должность занимает человек, обладающий высоким профессионализмом, большим опытом в уголовном судопроизводстве и исключительной нравственностью). Прокурор может основываться на информации из любого источника, включая показания пострадавшего или членов его семьи, если преступление и лицо, его совершившее, относятся к юрисдикции МУС;
  • 2) ратифицировавшие Римский статут государства могут обратиться к прокурору с просьбой расследовать одно или более преступлений, если они относятся к юрисдикции МУС.

Осуществляя правосудие, применяя Римский статут, соответствующие договоры, принципы и нормы международного права, МУС может приговорить виновного к тюремному заключению сроком до 30 лет.

Несмотря на то что в компетенцию суда входят преступления, совершенные либо на территории государства-участника, либо гражданином такого государства, Совет Безопасности ООН имеет право передать на рассмотрение суда ситуацию, сложившуюся на территории любой страны, если в ней есть признаки военных преступлений или преступлений против человечности.

Например, воспользовавшись этим правом, Совет Безопасности. ООН передал в МУС материалы о ситуации в суданской провинции Дарфур, хотя Судан не является членом МУС. В июле 2008 г. прокурор МУС потребовал выдать ордер на арест по обвинению в геноциде президента Судана Омара аль-Башира, который стал первым действующим главой государства, против которого выдвинуто обвинение в органах международной юстиции.

26 января 2012 г. МУС вынес свой первый вердикт, признав виновным в военных преступлениях Тому Лубангу Дьило, который возглавлял вооруженные отряды «Союза патриотов Конго» во время четырехлетнего военного конфликта в Демократической республике Конго, который продолжался до 2003 г. Его арестовали в марте 2006 г. в столице Демократической Республике Конго Киншасе и отвезли в Гаагу, где он оставался под арестом до начала процесса. На суде, который длился с января 2009 г., было доказано, что лидер боевиков привлекал к военным действиям детей младше 15 лет. Его подчиненные забирали подростков из их домов, школ и с футбольных площадок, после отдавая на военную службу. Также его обвиняли в похищении девочек, которых позже насиловали. К слушаниям были привлечены 34 свидетелей, среди которых бывшие дсти-восннослужащие, члены отрядов вооруженного ополчения, а также эксперты. Один из свидетелей – прибывший в Гаагу в сопровождении своего отца ребенок, участвовавший в боевых действиях, также давал показания.

МУС признал Тому Лубангу Дьило виновным в военных преступлениях и приговорил его к пожизненному заключению.

  • Три постоянных члена Совета Безопасности ООН, обладающие правом вето (Россия, США и Китай), до сих пор не ратифицировали Римский статут. Следовательно, они не являются государствами – участниками МУС, что негативно отражается на его репутации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *