Учет нвос

Содержание

С 2019 г. Федеральным законом № 7-ФЗ установлены различные требования к нормированию, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), организации производственного экологического контроля в зависимости от категории объекта НВОС.

Под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ):

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Итак, рассмотрим требования для различных объектов.

Требования для всех объектов

Неизменные требования для объектов любой категории (даже для объектов, категория которых не определена, — так называемых «бескатегорийных»):

• паспортизация отходов I–IV классов опасности.

Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;

• ведение учета в области обращения с отходами.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014);

• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы).

Форма № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766;

• предоставление сведений в государственный кадастр отходов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.

Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018).

Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров содержится в приложении к Правилам представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018).

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;

• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Форма № 2-ТП (водхоз) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815;

• представление сведений по форме 3.1 (при эксплуатации скважины).

Форма 3.1 утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Требования для объектов I категории

Требования для объектов I категории:

• получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510;

К сведению

КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.

• оформление программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522;

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;

• разработка программы повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов).

Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666;

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• расчет и внесение платы за НВОС, представление декларации о плате.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 27.12.2019).

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в ред. от 30.12.2019);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух).

Форма № 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661;

• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год).

Форма № 4-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;

• представление отчета по форме № 2-ОС, сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 (в случае пользования водными объектами).

Форма № 2-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469.

Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Требования для объектов II категории

Требования для объектов II категории:

• представление декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС).

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.

К сведению

ДВОС должна содержать следующие сведения (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта НВОС;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе ПЭК.

Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объект II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующего отраслевого справочника НДТ;

• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов).

Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667;

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Требования для объектов III категории

Требования для объектов III категории:

• представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);

• представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667);

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Обратите внимание

Согласно требованиям санитарного законодательства все природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (независимо от категории НВОС), должны разработать нормативы предельно допустимых выбросов и пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре.

Требования для объектов IV категории

Объектам IV категории необходимо выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам:

• паспортизация отходов I–IV классов опасности;

• ведение учета в области обращения с отходами;

• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы);

• представление сведений в государственный кадастр отходов;

• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров;

• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Больше никаких требований к объектам IV категории не предъявляется. Оформлять программу ПЭК, разрабатывать нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов, вносить плату за НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории) им не требуется.

Требования для объектов без категории

«Бескатегорийные» объекты не относятся ни к одной из четырех категорий. При этом для них предусмотрено дополнительное требование — расчет и внесение платы за НВОС (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).

Вносить плату «бескатегорийным» объектам необходимо только за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при условии, что такие отходы были образованы в отчетном периоде. А в связи с тем, что лимиты на размещение отходов таким предприятиям разрабатывать не нужно, лимитом на размещение отходов для них является фактическое размещение отходов в отчетном периоде.

✚ Постановка на государственный учет объектов негативного воздействия от компании ООО «ЭкоЭксперт» под ключ с гарантией и бесплатными консультациями.

Если говорить официальным языком, эта процедура называется — постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Обязанность постановки объекта на государственный учет объектов негативного воздействия связана внесением изменений в закон «Об охране окружающей среды», а именно – принятием статьи 69.2.

Как принято в нашем государстве, своевременно была принята ответственность на нарушение правил и сроков постановки объектов негативного воздействия на государственный учет, а именно – статья 8.46 КОАП РФ.

В настоящее время все, кто не встал на государственный учет объектов негативного воздействия, могут быть подвергнуты штрафу от 30 до 100 тысяч рублей.

Предприятия может встать на государственный учет негативного воздействия самостоятельно, или обратиться в нашу организацию. За 2016 – 2017 год мы поставили на государственный учет негативного воздействия более 100 предприятий.

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Для начала, давайте выясним что же такое объекты и источники. Если коротко, то согласно законам РФ, негативное воздействие бывает на атмосферный воздух, на поверхностные и подземные воды и размещение отходов.

Те, предприятия и объекты, у кого просто образуются отходы, и нет никаких выбросов в атмосферу или вредных стоков – не должны вставать на государственный учет воздействия, у них источники оказывающие негативное воздействие отсутствуют. Ярким примером таких предприятий и объектов являются офисы, магазины, предприятия оказания бытовых услуг населению.

Как только на предприятии появляется производственный процесс, или котельная, или очистные сооружения (например, жироуловитель в кафе или ресторане), сразу возникает влияние на окружающую среду, и как следствие, обязанность вставать на экологический государственный учет негативного воздействия.

В зависимости от масштаба деятельности, предприятие может быть отнесено к 1, 2, 3 или 4-й категории объектов, оказывающих влияние на окружающую среду. В зависимости от категории, присвоенной предприятию, в дальнейшем будет определен перечень обязательств фирмы в части мероприятий по охране природы и экологии.

Объекты, не входящие в установленные категории, актуализации и постановке не подлежат.

Инструкция по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Вне зависимости от того, где расположено предприятие или объект и к какому уровню государственного контроля (федеральному или региональному) оно относится, регистрация (или постановка на государственный учет, актуализация) объекта осуществляется через портал РосПриродНадзора.

Чтобы встать на учет в области оказывающей негативное воздействие, придется сделать несколько шагов. Здесь они приведены согласно нашей внутренней инструкции, без усложнения или упрощения.

Шаг №0: Регистрируемся на сайте госуслуг

Альтернативой является получение ЭЦП, аккредитованной РосПриродНадзором. Другие варианты мне неизвестны.

Шаг №1: Программу «Модуль природопользователя» необходимо выгрузить с сайта РосПриродНадзора и установить на Ваш компьютер.

Кроме того, нам понадобиться зарегистрироваться в личном кабинете природопользователя.

Он нам понадобится и в дальнейшем, не только для постановки на государственный учет объектов негативного воздействия и актуализации, а например, для сдачи платы за негативное воздействие.

Шаг №2: После входа через сайт госуслуг, нажимаем «Добавить плательщика (получателя)» – кликаем на дом с красной крышей в верхнем правом углу.

Во вкладке «информация» вносим общие сведения о предприятии.

Во вкладке «Загрязняющие вещества» указываем ЗВ, выбрасываемые в атмосферу стационарными объектами, ЗВ сбрасываемые в водные объекты и отходы.

Шаг №3: Добавить производственную территорию – значок с трубой рядом домом.

У предприятия может быть несколько производственных территорий, например – сеть АЗС или несколько заданий на разных кадастровых участках

Во вкладке «информация» автоматически подгружается наименование и местонахождение производственной территории.

  1. а) Необходимо указать дату ввода в эксплуатацию объекта, тип территории объекта (площадной, точечный, линейный).
  2. б) В характеристиках местонахождения указать координаты угловых точек (в десятичной системе, с шестью знаками после запятой!) и выбрать из предложенных шести пунктов, к какой территории относится Ваш объект.

    Справка, предложенная РосПриродНадзором, выдает нам следующее:

    Координаты объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность – 6 знаков после запятой.

    Немного подробнее о координатах.

    Проекция WGS – признанная по всему миру система отображения координат, имеющая в своей основе показатели широты и долготы.

    В своей работе мы берем координаты с карты гугл.

    Если нажать правой кнопкой мыши на объект на карте гул и выбрать «Что здесь?», то на всплывающем окне будут показаны координаты. К сожалению, с картой на сайте Росреестра такие фокусы не проходят, точности 6 знаков после запятой добиться невозможно.

    Секретный секрет: последняя цифра в координатах должна быть «1», иначе не подгружает. Если вы поставите последнюю цифру «0», портала Росприроднадзора выдаст ошибку, посчитает что вы ввели не 6 цифр после запятой, а меньше.

  3. в) В характеристиках водного объекта указывается информация о водоеме, в который производятся сбросы, если они есть.

Шаг №4. На этом с заглавной вкладкой «ИНФОРМАЦИЯ» мы завершаем и переходим к «Постановке на учет»

Во вкладке «Постановка на учет» коды ОКВЭД подгружаются автоматически.

  1. а) В графе наименование и объем производимой продукции указываем основной вид деятельности, указывая фактический объем производимой продукции и проектную мощность с единицами измерения.
  2. б) Пишем о наличии или отсутствии оборотного водоснабжения.
  3. в) Указываем декларируемую категорию объекта с указанием критериев, по причине которых мы присваиваем ту или иную категорию (см. Постановление Правительства РФ №572 от 23 июня 2016 г.). Также указываем уровень государственного экологического контроля.

Во вкладке «Меры по охране окружающей среды» указываем программу экологического производственного контроля. Прописываем все сведения об объекте. При их отсутствии прописываем словами: «отсутствуют».

Шаг №5: Добавить участок/цех/источник выбросов.

Во вкладке «информация» автоматически подгружается наименование и местонахождение производственной территории.

  1. а) Необходимо указать характеристики местонахождения источника выбросов. А именно, координаты (в десятичной системе, с шестью знаками после запятой, как – уже было написано выше!) и выбрать из предложенных шести пунктов, к какой территории относится Ваш объект.
  2. б) В характеристиках источника выбросов указываем тип источника выбросов (организованный) и тип территории объекта. Остальные данные получаем из бланка инвентаризации.
  3. в) Для того, чтобы указать технологические процессы, в результате которых осуществляются выбросы, необходимо предварительно сохранить вкладку с выше заполненными данными.
  4. г) Наименование производственной территории объекта выбираем из предложенного.

Во вкладке «Количество и состав выбросов» выбираем вещества для данного источника и указываем мощность выбросов, а также фактическую массу или объем.

Шаг№6: Добавить выпуск.

Во вкладке «информация» автоматически подгружается местонахождение производственной территории.

  1. а) В наименовании необходимо указать название выпуска.
  2. б) Необходимо указать характеристики местонахождения выпуска.
  3. в) Необходимо указать характеристики водного объекта.
  4. г) Наименование производственной территории выбираем из предложенного.

Шаг №7: Добавить объект размещения отходов.

Данная вкладка заполняется при условии, что у предприятия имеются свои объекты размещения отходов.

Во вкладке «информация» указывается наименование и местонахождение объекта размещения отходов. Указать № ГРОРО

  1. а) Необходимо указать характеристики местонахождения объекта размещения отходов.
  2. б) Наименование производственной территории выбираем из предложенного.

Шаг №8: Возвращаемся во вкладку «Производственные территории».

На панели инструментов выбираем: «Выгрузить заявку для постановки объектов на учет» — значок рядом с гербом РосПриродНадзора.

Далее выбираем орган Росприроднадзора или иной, куда собираемся выгрузить заявку. Далее нажимаем кнопку экспортировать. Отчет выгружен на диск компьютера.

На панели инструментов выбираем: «Открыть Веб-портал Росприроднадзора для отправки расчетов и отчетов». Таким образом мы переходим в личный кабинет природопользователя по подготовке и сдаче отчетности в Росприроднадзор.

Далее переходим во вкладку отчетность и подгружаем отчет с того места где мы его сохранили на диске.

Поздравляю, мы выгрузили заявку на постановку на государственный учет объектов негативного воздействия.

После положительного рассмотрения заявки статус изменится: «Заявка одобрена и подписана». После чего во вкладке информация «I» будет выгружено свидетельство в электронном виде, подписанное ЭЦП.

В бумажном виде ничего не выдается.

Услуги по постановке на государственный учет объектов, имеющих источники негативное воздействие на окружающую среду

Как вы видите, самостоятельно поставить на государственный учет негативного воздействия объекты возможно. Более того, общая процедура актуализации полностью раскрыта, зарегулирована нормативными документами, инструкциями и предписаниями.

Но обратившись в нашу кампанию, вы получаете гарантию того, что мы поставим ваше предприятие или объект на государственный учет быстро и без хлопот с вашей стороны.

Всех нюансов не раскроешь, и кроме того, стандарты и требования согласующих предприятий постоянно меняются, поэтому рекомендуем вам обратиться к профессионалам в своем деле.

Мы поставили на государственный учет предприятия самых разных категорий, от 1-ой до 4-ой, знаем процедуры, законодательство и госслужащих, и можем вам помочь с актуализацией.

Обращение в нашу организацию позволит сэкономить время, а следовательно и деньги, и защитит от претензий природоохранных органов.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по постановке на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие.

Свяжитесь с нами!

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 20 марта 2018 г.

Организации и ИП, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны ставить такие объекты на государственный учет (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Напомним, что объект НВОС – это объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.

О порядке постановки на учет объектов НВОС расскажем в нашей консультации.

Что не является объектом НВОС?

В качестве самостоятельных объектов НВС не рассматриваются отдельные единицы оборудования, а также земельные участки. Не являются объектами НВОС и не ставятся на учет объекты, которые не соответствуют критериям отнесения объектов к I, II, III или IV категорий, которые утверждены Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029. Так, например, открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов (Письмо Минприроды от 18.09.2015 № 12-44/22962). Однако в отношении гаражей (даже используемых только для хранения, въезда и выезда автотранспорта), которые оборудованы вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет являться труба вытяжной вентиляции. А потому ставить на учет гараж и иные аналогичные здания, строения или помещения придется (Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839).

В то же время, нужно учитывать, что одно лишь образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к одной из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому если организация или ИП (к примеру, офисы, школы, детские сады и т.д.) образуют отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно) и при этом не оказывают иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Постановлении Правительства от 28.09.2015 № 1029, то объекты НВОС в таком случае у них не возникают.

Постановка объектов НВОС на государственный учет

Порядок постановки объекта на учет как НВОС предусмотрен ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. На каждый объект, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, формируется заявка (п. 3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554.

Скачать бланк заявки о постановке на учет объектов НВОС можно в формате Word по ссылке.

Заявка может быть представлена в электронном виде, передана лично или направлена посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении.

О способах подготовки заявки о постановке на учет объекта НВОС в электронном виде расскажем ниже.

Модуль природопользователя или личный кабинет: постановка на учет объекта НВОС

Для постановки на учет в Росприроднадзоре объектов НВОС подготовка заявки в электронном виде возможна следующими способами:

  • через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru;
  • в модуле природопользователя;
  • в стороннем программном обеспечении.

Для работы в личном кабинете необходимы:

  • подтвержденная учетная запись в ЕСИА http://esia.gosuslugi.ru;
  • сертификат электронной подписи, который может быть получен в Удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи.

Что касается модуля природопользователя, то это свободно распространяемое программное обеспечение, которое можно скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost.

Подготовить заявку для постановки на учет объекта НВОС можно и в стороннем программном обеспечении при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).

Куда подавать заявку

Заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия подается по месту нахождения объекта (ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • в территориальный орган Росприроднадзора — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору;
  • в орган исполнительной власти субъекта РФ — по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

Напомним, что федеральному экологическому надзору подлежат объекты НВОС, которые:

  • или соответствуют I категории объектов в соответствии с Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029 (к примеру, деятельность по производству нефтепродуктов);
  • или соответствуют критериям, приведенным в Постановлении Правительства от 28.08.2015 № 903 (например, объект размещается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения).

Плата за подачу заявления и постановку на учет объекта НВОС не взимается (п. 15 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС

На основании заявок объекты НВОС включаются в реестр постановки на учет объектов негативного воздействия.

В течение 10 календарных дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ обязаны поставить объект на государственный учет с присвоением ему кода и категории объекта, а также выдать организации или ИП свидетельство о постановке на государственный учет такого объекта (п. 4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Актуализация постановки на учет объектов негативного воздействия

Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением организациями или ИП сведений (п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • о замене организации или ИП, ведущих деятельность на объекте НВОС, реорганизации организации в форме преобразования, об изменении ее наименования, места нахождения, а также об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • об изменении места нахождения объекта НВОС;
  • об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При актуализации сведений об объекте НВОС организация или ИП в течение не более 10 рабочих дней со дня подачи подтверждающих документов получают свидетельство об актуализации учетных сведений (п.п. 9, 10 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Необходимо ли ставить на учет объекты НВОС при строительстве? Или на учет ставятся только объекты, введенные в эксплуатацию? Давайте разбираться.

Данный вопрос является спорным. Постановка на государственный учет объектов НВОС зависит от конкретной ситуации.

Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду считается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается хозяйствующими субъектами не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации данных объектов (п.2 ст.69.2 Закона № 7-ФЗ). С точки зрения Росприроднадзора строительные площадки соответствуют понятию объекта НВОС (Письмо Росприроднадзора от 15.05.2019 г. N 04-03-32/12762).

Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрена постановка на государственный учет объектов НВОС в течении 6 месяцев с момента их ввода в эксплуатацию, включение в заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет, утвержденную Приказом Минприроды России от 23.12.2015 г. N 554, сведений отличных от даты ввода в эксплуатацию, в том числе о начале строительства и базирования вспомогательных объектов, не предусмотрено действующим законодательством (см. письмо Росприроднадзора от 15.05.2019 г. N 04-03-32/12762).

Некорректная постановка на государственный учет объектов строительства, включая присвоение категории НВОС, может повлечь необоснованный рост административной нагрузки на субъекты предпринимательства.

Понятие эксплуатация в Законе № 7-ФЗ не раскрыто, вместе с тем, в общем случае эксплуатация предполагает использование природных богатств (ресурсов), земли, промышленных предприятий, средств транспорта, зданий и т.д. В большинстве случаев эксплуатация объекта начинается с момента ввода в эксплуатацию объекта, (здания, сооружения) и продолжается до момента его вывода из эксплуатации (утилизации, сноса, ликвидации) (Письмо Росприроднадзора от 28.08.2018 г. N РН-04-03-32/18326).

Учитывая, что временные объекты базирования соответствуют понятию объекта НВОС, предполагают осуществление хозяйственной деятельности и использование природных ресурсов, такие объекты подлежат постановке на государственный учет (Письмо Росприроднадзора от 28.08.2018 г. N РН-04-03-32/18326).

Данные временные объекты базирования не являются объектами строительства, однако могут быть технологически связаны с объектами строительства, в связи с чем границы таких объектов и уровень НВОС (включая категорию НВОС) должны определяться в каждом случае индивидуально. Следовательно, сам объект который строиться не подлежит постановки на государственный учет, так как на государственный учет объект должен быть поставлен в течении 6 месяцев со дня начала эксплуатации.
Также на практике может сложиться ситуация, когда объект, на котором хозяйствующий субъект осуществляет деятельность, используется для строительства основного объекта НВОС, может быть поставлен на государственный учет.
Вывод: необходимость постановки объекта на государственный учет зависит от конкретной ситуации и определяется индивидуально.

По материалам: ecoindustry.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *