Учетная политика сельхозпредприятия

Учетная политика для сельскохозяйственных организаций в целях управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Учет и отчетность. Анализ хозяйственной деятельности предприятия»

ственности, финансовом отделе и положения о коммерческой тайне предприятия);

— разработка документов и документооборота, обеспечение взаимосвязей управленческого, финансового, налогового учета. Выполнение данного этапа позволит определить систему показателей управленческого учета; технику оформления и предоставления управленческих документов; план счетов и их корреспонденции; процесс формирования управленческой отчетности;

— разработка систем бюджетирования (планирования и прогнозирования), учета расходов (затрат, калькулирования себестоимости) и доходов (выручки, прибыли), анализа получаемой информации;

— выбор способов принятия управленческих решений, разработка порядка контроля за исполнением принятых управленческих решений;

— внедрение управленческого учета и обучение персонала предприятия;

— организация автоматизированного управленческого учета в условиях интегрированной автоматизированной системы управления с помощью программы 1С: управление производственным предприятием 8.

Определение и реализация этапов создания системы управленческого учета являются необходимым условием результативности постановки, функционирования работы и развития управленческого учета.

Обращаясь к вопросу, нужен ли управленческий учет современному сельскохозяйственному предприятию, мы приходим к выводу: да, нужен, поскольку без квалифицированного управления на основе специально подготовленной информации в условиях конкурентной борьбы не выжить. Для сельскохозяйственных предприятий внедрение управленческого учета крайне необходимо. Необходимость усиления контроля за затратами, совершенствования управления предприятием обус-

ловливают актуальность внедрения управленческого учета. Система управленческого учета способствует проведению детального анализа экономических показателей структурных подразделений, реализации качественного управления подразделениями и его сегментами путем принятия своевременных и обоснованных управленческих решений.

Библиографический список

1. Воронова Е.Ю. Управленческий

учет: учебник / Е.Ю. Воронова. —

М.: Юрайт, 2011. — 551 с.

2. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов /

В.Б. Ивашкевич — М.: Экономистъ, 2006.

— 618 с.

3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет / М.А. Вахрушина.

— 3-е изд., доп. и пер. — М.: Омега-Л, 2004. — 576 с.

4. Бурцев В.В. Управленческий учет и производственное бюджетирование /

В.В. Бурцев // Современный бухучет. —

2006. — № 7. — С. 3-10.

5. Белов Н.Г. Актуальные проблемы бухгалтерского учета в сельском хозяйстве / Н.Г. Белов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006. — № 6. — С. 43-45.

6. Лисович Г. М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий): учебник / Г.М. Лисович. Серия «Экономика и управление». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. — 720 с.

7. Чая В.Т. Управленческий учет: учеб. пособие / В.Т. Чая, Н.И. Чупахина. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с.

8. Ляпухова А.В. Особенности организации стратегического управленческого бухгалтерского учета в условиях аграрной экономики / А.В. Ляпухова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006.

+ + +

УДК 657.1 Ю.А. Игошина

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Ключевые слова: учетная политика, вый учет, сельскохозяйственные органи-

финансовый, управленческий и налого- зации, доходы, расходы.

Введение

Стремление организаций к получению наибольших выгод привело к осознанию важности бухгалтерского учета и возможности его влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Скрываются данные возможности в документе, утверждаемом самой организацией, — учетной политике, поскольку отдельные ее положения влияют на определение расходов и доходов, формирование финансовых результатов и размер уплачиваемых налогов.

В необходимости разработки и применения учетной политики для целей бухгалтерского (финансового) и налогового учета сомнений нет, хотя некоторые организации до сих пор относятся к данному вопросу формально, однако и им в современных условиях придется его решить.

Вместе с тем все больший интерес стала представлять учетная политика для целей управленческого учета. По мере того, как количество организаций, выделяющих управленческий учет в отдельную категорию, стало расти и появилась потребность использовать всё новые возможности сбора и обработки информации для принятия управленческих решений, возникла необходимость в разработке единого положения, охватывающего все аспекты управленческого учета, характерные для конкретной организации.

Объекты и методы

Проблема разработки учетной политики особенно актуальна для сельскохозяйственных организаций, что обусловлено не только спецификой отрасли, но и сложностью становления управленческого учета на сельскохозорганизациях. Изучая данную проблему, объектом исследования определим понятие учетной политики и процесс её формирования на сельскохозяйственных организациях. Используем методы сравнения и анализа.

Определение и назначение учетной политики

Под учетной политикой организации согласно ПБУ 1/2008 понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, что дает все необходимые основания для ведения бухгалтерского учета в соответствии с целями конкретной организации . В отно-

шении налогового учета правила формирования налоговой политики устанавливаются НК РФ и письмами УФНС РФ, которые дают все основания для выбора оптимальной для организации системы налогообложения. Изучение нормативных документов разных уровней регулирования бухгалтерского учета, а также МСФО (IAS) № 8 позволило выявить ряд противоречий и расхождений между ними, но они должны быть решены законодательно, что, возможно, произойдет в скором времени.

Управленческий учет жестко не регламентирован нормативными документами, методические рекомендации по способам учета затрат и ряду других вопросов носят рекомендательный характер, что позволяет организациям полностью самостоятельно определять состав учетной политики для целей управленческого учета, выбрав для себя наиболее приемлемый вариант.

При изучении определения «учетная политика» для целей управленческого учета были выявлены разные точки зрения. Так, М.А. Вахрушина пишет, что учетную политику для целей управленческого учета можно определить как совокупность способов ведения управленческого учета, обеспечивающих его непрерывность и преемственность и способствующих реализации возможностей его элементов (бюджетирования, собственно учета и отчетности, внутреннего контроля и управленческого анализа) в интересах внутрифирменного управления хозяйствующим субъектом . М.С. Кузьмина определяет, что управленческая учетная политика — совокупность регламентированных внутрифирменных процедур информационного обмена, направленных на принятие управленческих решений для достижения целей организации . В свою очередь, по мнению Н.С. Гуляева и

О.В. Стеблецовой, учетная политика для целей управленческого учета должна определять: объекты управленческого учета, квалификационную характеристику объектов управленческого учета, момент признания, денежную оценку, полноту формирования производственной себестоимости, определение финансового результата от продажи продукции по центрам ответственности и др. .

Ряд авторов вносят свои предложения по разделам управленческой учетной политики. Так, Ю.И. Сигидов и А.А. Адаменко придерживаются мнения, что учет-

ная политика, формируемая для целей управленческого учета, имеет три аспекта: методологический, технический и организационный , и раскрывают данные аспекты, тем самым предлагая выделить три раздела. Е.Н. Кузнецова утверждает, что управленческий учет основан на детализации информации, предназначенной для менеджерского состава, учетная политика для целей управленческого учета может состоять из семи разделов:

1) нормы и правила ведения управленческого учета; 2) формы документов и график документооборота; 3) рабочий управленческий план счетов. 4) классификаторы управленческого учета; 5) методы учета и оценки объектов учета; 6) автоматизация управленческого учета; 7) система контроля . Еще одну структуру предлагает М.С. Кузьмина. По мнению автора, положение по учетной политике должно включать разделы: 1) общие положения; 2) базовые принципы и понятия; 3) организационные основы; 4) методические аспекты; 5) технические аспекты .

Процедура принятия, срок действия и изменение учетной политики для целей управленческого учета чаще всего отождествляются с разработкой учетной политики для целей финансового и налогового учета.

Для сельскохозяйственных организаций разработаны и утверждены Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, где учетная политика — это документ, ежегодно составляемый главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждаемый руководителем организации. Он должен содержать основные правила ведения организацией бухгалтерского и налогового учета . Рекомендации состоят из 3 разделов: 1) общие положения;

2) учетная политика для целей бухгалтерского учета; 3) учетная политика для целей налогового учета. Содержат подробное описание процесса формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на сельхозоргани-зациях. Следует отметить, что в данных рекомендациях присутствует понятие управленческого учета, включены предложения по применению методов «Ди-рект-костинг» и «Стандарт-кост», внутренней управленческой отчетности и порядок организации внутреннего контроля, однако представлены не все возможности управленческого учета. Данный факт, а также изучение различных мнений авторов

дают основание для уточнения понятия учетной политики для целей управленческого учета и разработки её структуры в качестве отдельного локального документа организации.

Формирование управленческой учетной политики для сельскохозяйственных организаций

Учетная политика для целей управленческого учета сельскохозяйственной организации — совокупность способов ведения управленческого учета (учета и управленческой отчетности, бюджетирования, управленческого анализа и контроля) для получения информации, направленной на принятие управленческих решений для достижения целей организации.

Учетная политика для целей управленческого учета сельскохозяйственной организации, по нашему мнению, может состоять из следующих разделов:

1. Общие положения управленческого учета.

2. Формы документов и управленческой отчетности, схемы их движения.

3. Управленческий план счетов.

4. Методы учета доходов и расходов.

5. Система бюджетирования.

6. Система управленческого анализа.

7. Система управленческого контроля.

В данных разделах полностью отражены все возможности управленческого учета, активно используемые в настоящее время. Разрабатываться данная политика должна лицом, назначенным руководителем организации по согласованию со всеми пользователями управленческой информации, действовать непрерывно, а корректироваться при возникновении новых обстоятельств в финансово-хозяйственной деятельности организации и введении новых составляющих управленческого учета.

Выводы

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что учетная политика для целей управленческого учета необходима, а качественно разработанная и грамотно изложенная политика позволит получить преимущества как для внутренней деятельности хозяйствующего субъекта, так и перед конкурентами.

Библиографический список

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н.

2. Вахрушина М.А. Учетная политика для целей управленческого учета / М.А. Вахрушина / / Бухгалтерский учет.

— 2007. — № 23. — С. 66-68.

3. Кузьмина М.С. Формирование управленческой учетной политики / М.С. Кузьмина // Бухгалтерский учет. —

2007. — № 4. — С. 73-75.

4. Гуляев Н.С. Объекты учетной политики управленческого учета/ Н.С. Гуляев, О.В. Стеблецова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 12. — С. 41-44.

5. Сигидов И.Ю. Учетная политика сельскохозяйственных организаций для

целей управленческого учета / Ю.И. Си-гидов, А.А. Адаменко / / Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. — 2009. — № 1. — С. 18-23.

6. Кузнецова Е.Н. Структура учетной политики для целей управленческого учета / Е.Н. Кузнецова // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. — 2010. — № 4. —

С. 29-31.

7. Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утверждено директором Департамента финансов и отчетности Министерства сельского хозяйства 16.05.2005 г.

+ + +

УДК 635.07.003.13:001.8:338.512:657.471 Д.М. Пармакли

НЕКОТОРЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Ключевые слова: себестоимость продукции, условно-постоянные и переменные затраты, минимальная урожайность, критический объем продукции, прибыль от реализации продукции, предельная прибыль, рентабельность продукции, окупаемость затрат.

Эффективность производства — это сложная экономическая категория, в которой отражаются действия экономических законов и проявляется важнейшая сторона деятельности предприятия — его результативность.

Чтобы производить продукцию сельского хозяйства, каждое предприятие, коллективное или фермерское хозяйство располагают землей, основными или оборотными фондами, определенными финансовыми средствами, рабочей силой. Использование имеющихся ресурсов обобщенно отражается в эффективности производства. В свою очередь, повышение эффективности производства является основным источником ускорения темпов развития отрасли.

Эффективность производства характеризуется ростом выпуска высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств на ее единицу. При-

менительно к сельскому хозяйству сущность ее означает получение максимального количества продукции с каждого гектара, от каждой головы животных при наименьших затратах живого и овеществленного труда.

Экономическая эффективность производства сельскохозяйственной продукции характеризуется системой показателей, среди которых важнейшими являются себестоимость полученной и реализованной продукции (по видам), доход от реализации с единицы площади и единицы продукции, уровень рентабельности.

Деятельность агропредприятий по производству и реализации конкурентоспособной продукции связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают виды и объемы используемых ресурсов. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и выраженных в денежной форме, называется себестоимостью.

Себестоимость продукции является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы, зеркалом уровня хозяйствования. Затраты на производство одного и того же объема данного вида продукции могут возрастать или снижать-

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено — бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов, оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров — унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств, порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов — порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях, при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *