Устав ппсп 2018 приказ

УДК 159:34.01

РАССТАНОВКА КАДРОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Н. В. Мартиросова

В статье представлены результаты комплексного исследования профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка органов внутренних дел. Разработана модель профессиональных компетенций по должности для подразделений участковых уполномоченных полиции.

Ключевые слова: расстановка кадров, подразделения охраны общественного порядка, компетентностный подход, профессиональная компетентность, компетенции.

Изменения, происшедшие в последние годы в системе МВД России, потребовали повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и определили на одно из первых мест задачу качественного кадрового обеспечения органов внутренних дел. В высшей степени актуальным в данном процессе является методическое обеспечение работы при расстановке кадров с учетом специфики функционирования системы МВД.

Требования к психологическим и психофизиологическим качествам сотрудников полиции продиктованы

специфичностью их деятельности. Эти качества имеют прежде всего значение как социально-экономические ценности общества, от них зависят служебная деятельность, ее безопасность и эффективность. Ошибки, допущенные при расстановке кадров и вытекающие отсюда последствия профессиональной некомпетентности сотрудников, наделенных властными полномочиями, не только неблагоприятны с позиции неэффективного выполнения служебных задач, но и представляют потенциальную угрозу нарушения прав, причинения ущерба здоровью как гражданам, так и самим сотрудникам1.

Расстановка кадров в органах внутренних дел, в том числе в подразделениях охраны общественного порядка, -это формирование активно действующих служебных коллективов в рамках органа внутренних дел, его структурных подразделений или временных групп. Для рациональной расстановки кадров необходимо учитывать соответствие профессиональной квалификации сотрудников, их профессионально-деловых и психологических качеств содержанию и специфике служебной деятельности, конкретным задачам и условиям. Расстановка кадров должна проводиться с учетом складывающихся криминогенной и кадровой ситуаций, на основе и в рамках действующего законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы и работы с кадрами органов внутренних дел 2

В нашей работе понятие компетентностного подхода является основным для формирования профессионального кадрового состава и кадрового резерва, а также для осуществления эффективных управленческих процессов в подразделениях охраны общественного порядка органов внутренних дел (мониторинг качества кадрового состава, комплектование подразделений, организация обучения сотрудников, проведение аттестаций, формирование кадрового резерва)3.

Это обусловливает новые, качественно иные требования к самой системе подбора кадров на местах, их расстановке и оценке. Проблема расстановки кадров в органах внутренних дел на основе компетентностного подхода недостаточно разработана в МВД России и является актуальной для теории и практики юридической психологии. При всем многообразии подходов к данной проблеме существует необходимость интеграции имеющихся знаний

о профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел и проведения новых исследований. На практике существует потребность в разработке технологии и оценки профессиональной компетентности сотрудников подразделений охраны общественного порядка в зависимости от специфики их деятельности в различных подразделениях правоохранительной системы.

В современной теории и практике управления человеческими ресурсами значительное место отводится понятию «компетентность». Модели компетентностей используются для реализации конкретных практических задач или ставятся в центр всей системы управления персоналом для эффективной работы организации в целом 4

Цель исследования — разработка модели профессиональной компетентности специалистов подразделений охраны общественного порядка органов внутренних дел в соответствии с должностными профилями деятельности.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научные работы по изучаемой проблеме и определить теоретико-методологический подход в исследовании профессиональной компетентности сотрудников подразделений охраны общественного порядка органов внутренних дел.

2. На основе психологического анализа профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка методом экспертной оценки разработать модель профессиональной компетентности сотрудников подразделений охраны общественного порядка в соответствии с должностными профилями деятельности.

Материалы и методы исследования. Комплексное эмпирическое исследование проводилось в 2011-2012 гг. В программе исследования представлены 5 основных этапов изучения профессиональной компетентности сотрудников охраны общественного порядка органов внутренних дел с учетом задач и конечных результатов на каждом этапе. В качестве экспертов приняли участие 59 сотрудников подразделений охраны общественного порядка УМВД России по городу Архангельску: участковые уполномоченные полиции, инспекторы по делам несовершеннолетних, полицейские патрульно-постовой службы полиции, инспектора по административному законодательству, полицейские охраны и конвоирования. Возраст экспертов — 33,4±4,5 лет. Стаж службы в органах внутренних дел составил 13±3,3 лет.

Для разработки модели профессиональной компетентности сотрудников подразделений охраны общественного порядка были использованы: метод экспертных оценок; анкета для оценки компетенций сотрудников различных подразделений; структурированное интервью с применением метода критических инцидентов Дж. Фланагана; метод парного сравнения. Математико-статистические расчеты производились с помощью специализированного пакета компьютерных программ обработки данных SPSS-20 и программы Excel.

Первым этапом исследования было определение це-леполагания создания модели компетентности подразделений охраны общественного порядка. К основным целям создания структуры профессиональной компетенции сотрудников охраны общественного порядка было отнесено увеличение возможностей профессионального психологического отбора, создание резерва кадров, аттестации и расстановки кадров на должности сотрудников подразделений охраны общественного порядка органов внутренних дел в различные подразделения на основе оценки профессиональной компетентности специалиста.

На втором этапе в целях создания модели компетентности подразделений охраны общественного порядка нами была собрана информация о задачах, стоящих перед сотрудниками, функциональных обязанностях и характере деятельности специалистов. Для этого были проанализированы документы, регламентирующие деятельность подразделений: Положение о службе в органах внутренних дел; Положение об организации управления подразделений охраны общественного порядка; должностные инструкции сотрудников5. Анализ нормативных доку-

ментов позволил определить наиболее важные направления профессиональной деятельности сотрудника органа внутренних дел, в том числе подразделений охраны общественного порядка.

На основании полученной информации были выявлены: основные задачи, стоящие перед сотрудниками; предмет деятельности; характер деятельности; ориентирующие результаты, которых необходимо достичь в процессе служебной деятельности; мера ответственности и самостоятельности; необходимый уровень культуры, нормы поведения и ценности.

Для создания модели профессиональной компетентности определены следующие компетенции: ответственность, надежность, уверенность в себе, коммуникативность, конфликтоустойчивость, настойчивость, стрессо-устойчивость, нормативность, способность к развитию.

На третьем этапе нами были составлены первичные списки компетентностей, ориентированные на задачи подразделений охраны общественного порядка. Проведены интервью с экспертами при помощи анкетного опроса, метода парных сравнений, метода критических инцидентов. Для исследования профессиональной компетентности сотрудников охраны общественного порядка нами разработана анкета по типу листа О. Липмана б. В анкету был включен заведомо избыточный список компетенций (35), затем, в ходе экспертного оценивания, перечень был сокращен и структурирован.

Необходимые области компетенций мы разделили на четыре блока: индивидуальные (личностные), социальные (общественные), направленные на выполнение задач, методические компетенции.

Индивидуальные компетенции описывают способности, позволяющие вести себя в работе ответственно, мотивированно, с ориентацией на достижение цели. Социальные (общественные) компетенции обязательны для успешной работы самостоятельно и в коллективе.

Компетенции, направленные на выполнение задач, касаются таких способностей, которые необходимы для определения области деятельности, понимания связей. Сюда относится готовность сотрудника справляться с рабочими и специфичными для данной профессии требованиями.

Методические компетенции прежде всего необходимы для того, чтобы понимать проблемы по существу, систематически, осмысленно, структурировать процессы, практически применять полученные знания, разбираться в условиях работы, находить партнера для взаимодействия.

При проведении анкетного опроса и структурированного интервью экспертам предлагалось оценить значимость перечисленных компетенций с точки зрения их роли в профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка органов внутренних дел.

Математико-статистический анализ результатов структурированного интервью и анкетного опроса экспертов проведен с помощью W-коэффициента конкорда-ции Кендалла ^), который измеряет степень согласованности между несколькими связанными выборками7. Конкордантность рассматривается как совпадение (либо рассогласование) мнений экспертов. Коэффициент Кендалла показал статистически значимые групповые отли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

Модель профессиональных компетенций по должности применительно для подразделений

участковых уполномоченных полиции

Описание позиции Профиль подразделений участковых уполномоченных полиции

Профессиональная роль Подчиненный

Формальные условия Образование, стаж службы в органах внутренних дел, служба в вооруженных силах

Характеристика профиля деятельности Знания профессии участкового, профилактическая работа с населением в целях предотвращения правонарушений, преступлений и других чрезвычайных происшествий. Взаимодействие с различными слоями населения и должностными лицами в целях выявления потенциально опасных лиц и ситуаций

Компетенции, овладение которыми способствует успешному выполнению задач по профилю деятельности Конфликтоустойчивость, психическая уравновешенность, самостоятельность, профессиональная мотивация, специальные знания, гибкость в общении, техники ведения беседы, уверенность в своих силах, обучаемость, умение реагировать, аналитические способности

чия в различных подразделениях охраны общественного порядка (р < 0,01).

Значимый (р = 0,0001) коэффициент согласованности W (0,71), вычисленный на основании этого масштаба, указал на высокую меру согласия между экспертами при оценке 35 компетенций. Разброс оценок (использовался диапазон оценок от 1 до 5 баллов), в свою очередь, показал достаточный уровень дифференциации оценок экспертов. Это послужило основанием для дальнейшего анализа показателей по содержательным группам.

В результате проведенного анализа были определены профессиональные компетенции сотрудников охраны общественного порядка. Общими в моделях явились: профессиональная мотивация, гибкость в общении, психическая уравновешенность, конфликтоустойчивость, способность работать командой, ориентация на результат, мотивация успеха.

Кроме общих компетентностей нами были выявлены профессиональные компетенции, имеющие отличия в зависимости от должностных профилей деятельности.

Отличительным в модели инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних было то, что на первую позицию вышли профессиональная мотивация, психическая уравновешенность, умение реагировать, держать обратную связь, коммуникация, конфликтоустойчивость, ориентация на ценности.

Для сотрудников подразделений патрульно-постовой службы полиции наиболее значимы: профессиональная мотивация, гибкость в общении, физическая выносливость, ориентация на результат, мотивация успеха,

Для сотрудников подразделений по административному законодательству значимы: аналитические способности, профессиональная мотивация, ориентация на результат, мотивация успеха, способность стратегически мыслить, гибкость в общении, обучаемость, психическая уравновешенность, конфликтоустойчивость, специальные знания, способность организовывать и планировать, отраслевые и основополагающие методы работы, техника ведения беседы.

Значимым блоком компетенций сотрудников подразделений организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции явились: профессиональная мотивация, самостоятельность, физическая выносливость, психическая уравновешенность, уверенность в своих силах, умение реагировать, держать обратную связь, ком-

муникация, конфликтоустойчивость, способность работать командой, специальные знания.

Для участковых уполномоченных полиции в качестве наиболее значимых выступили такие компетенции, как конфликтоустойчивость, психическая уравновешенность, самостоятельность, профессиональная мотивация, специальные знания, гибкость в общении, техники ведения беседы, уверенность в своих силах, обучаемость, умение реагировать, аналитические способности (табл.).

Заключение. Исследования в области компетенций представляют собой перспективное направление в юридической психологии, а методическое обеспечение данного направления деятельности могут успешно использоваться для оценки и прогноза эффективности служебной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка. Полученные данные могут быть учтены при разработке дальнейших критериев оценки компетентности и разработке новых методов и методик оптимизации работы подразделений охраны общественного порядка. Модель профессиональных компетенций может быть использована в работе юридических психологов, сотрудников кадровых подразделений, преподавательского состава образовательных учреждений МВД России.

1 Методические рекомендации профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и учебу в образовательные учреждения МВД России, а также сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России при перемещении по службе. М., 2010. С. 79.

2 Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел : учебное пособие / под ред. В. Я. Кикотя. М., 2008. С. 400.

3 Разработка и внедрение профессиональной компетентности для различных категорий и групп должностей государственной службы : отчет о научно-исследовательской работе. М., 2010. С. 876.

4 Базаров Т. Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты : практическое пособие. М., 2011. С. 304.

5 Положение об управлении организации охраны общественного порядка. М., 2011. С. 48.

7 Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. С. 220.

Общее законодательство, регламентирующее деятельность органов внутренних дел

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»

Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (утверждает «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», структуру центрального аппарата МВД России)

Указ Президента РФ от 23.05.2011 № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»

Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции»

Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»

Приказ МВД России от 21.04.2011 № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»

Приказ МВД России от 10.07.2013 № 535 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»

Приказ МВД России от 30.08.2011 № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России»

Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (утверждает Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений)

Законодательство, регламентирующее деятельность подразделений ГИБДД

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (утверждает «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (утверждает Правила дорожного движения; Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения)

Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» (утверждает Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения)

Приказ МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»

2.1. Порядок выдачи водительских удостоверений, сдачи экзаменов (контроль за соответствием водителей установленным законом требованиям)

2.2. Регистрация транспортных средств

2.3. Технический надзор

2.4. Дорожный надзор

2.5. Сопровождение транспортных средств

2.6. Спецпродукция (ПТС, СТС, водительские удостоверения, гос регистрационные знаки)

По линии технического надзора:

— Приказ МВД России от 10.09.2019 N 611″Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортныхсредств к перевозке опасных грузов»

— Приказ МВД России от 10 сентября 2019 г. № 612 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства”

— Приказ МВД России от 10.09.2019 N 613 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности»

Регистрация транспорта:

— Приказ МВД России от 21.12.2019 N 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств»

— Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

Водительские удостоверения:

— Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами»

Законодательство регламентирующее деятельность Патрульно-постовой службы

Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (утверждает «Уставом патрульно-постовой службы полиции»)

Законодательство регламентирующее Лицензионно-разрешительную работу ОВД

4.1. Лицензирование и контроль за частной охранной и детективной деятельностью, организациями, осуществляющими торговлю оружием.

4.1.1. Лицензирование торговли оружием

4.1.2. Лицензирование и контроль за частной охранной и детективной деятельностью

4.2. Разрешительные функции и контроль за оборотом оружия

4.2.1. Для граждан:

а) разрешение на хранение и ношение оружия самообороны (длинноствольного, газового)

б) лицензия на приобретение оружия самообороны (травматического — ограниченного поражения)

в) лицензия на приобретение, разрешение на хранение и ношение (использование) охотничьего, спортивного оружия (нарезного, гладкоствольного длинноствольного, пневмотического))

г) лицензия на коллекционирование, экспонирование

д) разрешение на хранение и ношение наградного оружия

e) разрешение на ввоз в РФ и вывоз из РФ гражданского оружия

ж) для иностранного гражданина разрешение на приобретение оружия и его вывоз

з) для военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, должностных лиц государственных органов разрешение на ношение и хранение огнестрельного короткоствольного оружия

4.2.2. Для организаций:

а) лицензии на приобретение, хранение, разрешение на хранение и использование гражданского и служебного оружия

б) разрешение на хранение оружия оружейным магазинам (организациям, осуществляющим торговлю оружием)

в) разрешение на хранение и использование оружия на стрелковом объекте

г) разрешение на ввоз в РФ и вывоз из РФ гражданского и служебного оружия

д) выдача служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям

5. Законодательство, регламентирующее деятельность участковых уполномоченных полиции

Приказ МВД России от 30.08.2011 № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» (утверждает «Инструкцию по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России»)

Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Законодательство, регламентирующее деятельность подразделений по делам несовершеннолетних

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 февраля 2014 года N 110
О внесении изменения в Устав патрульно-постовой службы полиции, утвержденный приказом МВД России от 29 января 2008 года N 80

Пункт 49 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008 года N 80, дополнить абзацем вторым следующего содержания:
_______________
Зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2008 года, регистрационный N 11290, с изменениями, внесенными приказами МВД России от 10 марта 2009 года N 203 (зарегистрирован в Минюсте России 7 апреля 2009 года, регистрационный N 13692), от 13 января 2010 года N 8 (зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 года, регистрационный N 16291), от 11 марта 2012 года N 160 (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2012 года, регистрационный N 23863).
«Для районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, коэффициент потребности сотрудников ППСП составляет 2,74 ед. для маршрутов (постов), закрываемых по 8 ч в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 ч, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,34 ед.».

Министр
генерал-полковник полиции
В.Колокольцев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 марта 2014 года,
регистрационный N 31782
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Российская газета,
N 80, 09.04.2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *