Ведомственная проверка

Кто осуществляет ведомственный контроль

При закупках по 44-ФЗ, если проводится ведомственный контроль, проверяют всех: от контрактного управляющего и всех членов контрактной службы и комиссии по закупкам до операторов ЭТП и сотрудников уполномоченных учреждений.

Полный перечень субъектов, в отношении которых осуществляется проверка при ведомственном контроле, приведен в ст. 99 Закона №44-ФЗ, в части 2. Контроль осуществляют не только контрольные органы. Вышестоящие организации следят за тем, чтобы находящиеся в их ведомственном подчинении заказчики корректно соблюдали порядок планирования и проведения закупок.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В числе лиц, которые наделены полномочиями осуществлять ведомственный контроль , сотрудники госорганов и госкорпораций («Росатом» и «Роскосмос»), а также сотрудники муниципальных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.

Как регулируется проведение ведомственного контроля

Правительство РФ утвердило правила, согласно которым проводится ведомственный контроль, в своем № 89 от 10.02.2014, детализировав общие требования к тому, как проводить ведомственные проверки. Все профильные министерства и ведомства к настоящему моменту уже утвердили и ввели в действие свои собственные регламенты закупочного контроля. Такие документы утвердили Минкомсвязь, Минкультуры, Росстат, и другие государственные ведомства и учреждения, вплоть до МЧС.

В документах, которые были утверждены госучреждениями и ведомствами, регламентирован в деталях каждый этап проверки, как его следует проводить, в какие сроки и по какому алгоритму. Помимо регламента самой процедуры, в таких документах учреждения указывают состав комиссий, которые осуществляют проверки, сколько туда должно входить сотрудников, и какие к ним предъявляются требования. Права сотрудников проверочных комиссий, полномочия, которыми они наделены, а также то, как следует оформлять их отчеты и результаты проверки — все это также указано в таких документах.

Сущность ведомственного контроля

Следует особо отметить, что ведомственный контроль проводят только в отношении заказчика и контрактной службы заказчика , но не поставщика. Предметом проверки при ведомственном контроле является соблюдение норм законодательства о контрактной системе. А именно: соблюдает ли заказчик все ограничения и запреты Закона №44-ФЗ, правильно ли обосновывает закупки, верно ли определяет НМЦК, не ограничивает ли конкуренцию и.т.д.

Какие бывают проверки при ведомственном контроле

Проверки при ведомственном контроле бывают двух видов: документарные и выездные (проводятся по приказу главы ведомства). Перед тем, как осуществить проверку, проверяющие обязаны по закону уведомить о ней заказчика.

Заказчик, впрочем, в соответствии с постановлением Правительства РФ №89, не может ни отказать проверяющим в доступе на территорию организации, ни препятствовать фото- и видеосъемке, копированию документов. Заказчик также по закону обязан предоставить либо устно, либо письменно, пояснения на любые вопросы проверки.

Выездные проверки осуществляются в случаях, которые указаны в регламентах ведомственного контроля, утвержденных учреждениями. Например, чтобы проконтролировать реальное соответствие выполненной работы условиям госконтракта (здесь и далее рассматривается пример по регламенту Минобрнауки).

Выездные проверки также осуществляются по поручению министра (или уполномоченного должностного лица). Во всех остальных случаях, не подпадающих под регламент, проверки Министерство осуществляет только документальным образом.

В вышеупомянутом Постановлении №89 срок проведения ведомственного контроля определен как «не дольше 15 дней». Однократно по специальному решению главы ведомства этот срок может быть увеличен на те же 15 дней. В качестве итога ведомственной проверки составляют акт с фиксацией всех найденных нарушений, о которых проверяющие обязаны сообщить соответствующим ведомствам (например, ФАС).

Может ли контролер быть членом комиссии заказчика

Да, закон №44-ФЗ не содержит запрета на то, чтобы специалист ведомственного контроля (ст. 100 44-ФЗ) принимал участие в комиссии по закупкам. Таким образом, контролер теоретически при ведомственном контроле может проверять сам себя и комиссию, в которой он работает.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Деятельность любой организации подлежит контролю со стороны вышестоящих ведомств. Ведомственные ревизии помогают своевременно выявить и устранить нарушения, допускаемые в различных сферах хозяйствования. Рассмотрим подробнее, что такое ведомственный контроль и как он осуществляется на практике. Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

  • Ведомственный.
  • Вневедомственный.

Первый вид — это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, — это ведомственный контроль качества медицинской помощи. Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС — это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства (статья 351.1 ТК РФ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда. Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов. Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи: проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства; выявление и предотвращение нарушений нормативных актов; внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов; выявление неиспользуемых ресурсов. Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в: планировании и проведении проверок; координации работы проверяющих органов; разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии; анализе, выявленных нарушений; обеспечении надзора за устранение нарушений; подготовка отчетов о выполненной работе.

Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона. Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель: обеспечение правильного функционирования всех структур организации; оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов; оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками. По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль — два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

Деятельность любой организации подлежит контролю со стороны вышестоящих ведомств. Ведомственные ревизии помогают своевременно выявить и устранить нарушения, допускаемые в различных сферах хозяйствования. Рассмотрим подробнее, что такое ведомственный контроль и как он осуществляется на практике.

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

  1. Ведомственный.
  2. Вневедомственный.

Первый вид — это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, — это ведомственный контроль качества медицинской помощи.

Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС — это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства (статья 351.1 ТК РФ ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда.

Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи:

  • проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства;
  • выявление и предотвращение нарушений нормативных актов;
  • внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов;
  • выявление неиспользуемых ресурсов.

Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в:

  • планировании и проведении проверок;
  • координации работы проверяющих органов;
  • разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии;
  • анализе, выявленных нарушений;
  • обеспечении надзора за устранение нарушений;
  • подготовка отчетов о выполненной работе.

Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона.

Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель:

  • обеспечение правильного функционирования всех структур организации;
  • оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов;
  • оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками.

По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль — два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок предполагает действие одного из механизмов надзора в сфере закупок. Этот механизм направлен, в первую очередь, на повышение эффективности торговой процедуры. Также стоит отметить, что данный процесс полезен и в целях снижения нарушений в области проведения тендеров. Предметом этого процесса является как стадия планирования, так и стадия непосредственного осуществления торгов.

8.1. Вводная часть

Договор международной купли-продажи товаров является одним из наиболее распространённых в международном коммерческом обороте. Поэтому не случайно внимание к наиболее адекватному регулированию возникающих из него для продавца и покупателя прав и обязанностей.

Среди различных правовых средств регулирования отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров особое место занимают Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов (ICC Rules for the use of domestic and international trade terms ) – Инкотермс .

Широкое распространение Инкотермс объясняется рядом причин.

Во-первых , данный документ разработан авторитетной международной неправительственной организацией — Международной торговой палатой.

В начале 20 века в мире возникла ситуация, требующая создания постоянно действующей международной организации, регулирующей сферу международной торговли. Первая попытка создания международного органа для объединения национальных торговых палат (неправительственных организаций, существующих уже тогда в развитых странах Европы) была предпринята в 1905 году, когда в г. Льеже (Бельгия) был основан Международный конгресс торговых палат, объединивший деловые круги многих европейских стран. В 1914 году в Париже конгресс принял Устав, согласно которому предполагалось создание постоянно действующего органа. Однако в тот период это не удалось реализовать. Второй этап относится к октябрю 1919 года, когда на международной конференции в Атлантик-Сити делегации торговых палат пяти стран – Бельгии, Великобритании, Италии, США и Франции — приняли решение о создании Международной торговой палаты (МТП). Процесс создания МТП завершился третьим этапом, когда в 1920 году на учредительном конгрессе в Париже был принят Устав МТП, согласно которому основной задачей Палаты являлось содействие улучшению экономических отношений между странами и установлению международных контактов, взаимопониманию деловых кругов и их организаций, устранению экономических и политических преград, препятствующих свободному движению товаров, капитала и рабочей силы. Одним из средств достижения целей МТП является разработка различных рекомендаций для возможного использования предпринимателями в договорной практике; при этом обеспечивается международная стандартизация тех или иных правил, что ведёт к достижению единообразия, а через него — к достижению наилучшего взаимопонимания торговыми партнёрами друг друга. Создание в мае 2000 года Национального российского комитета МТП позволило предпринимателям России лучше познакомиться с деятельностью Международной торговой палаты и получить содействие с её стороны.

Во-вторых , данный документ в ходе его исторического развития не только претерпел значительные изменения, следующие за техническим прогрессом, прежде всего процесса транспортировки и обработки товара, но и получил признание со стороны деловых кругов многих стран.

В-третьих , выбор того или иного базисного условия поставки товара определяет цену, распределение расходов по доставке товара, а в конечном счёте коммерческую эффективность сделки международной купли-продажи, так как и продавцу, и покупателю сразу становится ясен объём принимаемых каждым из них обязанностей.

Основной целью Инкотермс является обобщение общепринятой коммерческой практики, согласование наиболее широко распространённых ключевых понятий и обеспечение их использования в виде общепринятых и требующих одинакового толкования понятий.

Впервые к данной теме МТП обратилась в 20-е годы 20 века, когда ею были собраны и опубликованы сведения о принятых в ряде стран торговых терминах – Trade Terms, в которых было приведено применявшееся в 18 странах толкование 10 наиболее употребительных базисных условий поставки товара. Выявившиеся значительные расхождения обусловили проведение работы по их обобщению и выработке единообразных правил толкования, в результате чего уже позднее, в 1936 году впервые появились Правила толкования международных торговых терминов – Инкотермс. Это была первая редакция, известная как Инкотермс-1936. Туда вошло 13 международных торговых терминов, являющихся базисными условиями поставки материального товара. Более поздние редакции Инкотермс – 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 – приводили в соответствие условия поставки товара с изменяющимися постоянно условиями жизни и торговли. Разработанный рабочей группой МТП комментарий к Инкотермс-2000 представлял собой практическое руководство, в очень чёткой форме раскрывающее закономерности взаимоотношений продавца и покупателя при выборе ими различных торговых терминов. В 2010г. специалистами Международной торговой палаты была создана и опубликована последняя на данный момент времени редакция Инкотермс (Инкотермс–2010), которая вступила в силу с 1 января 2011г. В ней общее число терминов сократилось с 13 до 11 и была предложена более простая и ясная презентация всех терминов.

Первостепенным для любого пользователя Инкотермс является вопрос о его юридической природе, иными словами, на каком основании и насколько содержащиеся в нём правила обязывают стороны договора международной купли-продажи товаров. В ряде стран (на Украине, в Ираке, в Испании по импортным операциям) данному документу придаётся сила закона, а в некоторых странах (Польша) он признан торговым обычаем.

Инкотермс предназначен также для урегулирования юридических и коммерческих вопросов, которые не нашли отражения в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров и не всегда одинаково понимаются в разных странах и в различных портах.

Среди коммерческих вопросов, урегулированных в Инкотермс, нужно отметить следующие:

    распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ, иными словами по фактическому исполнению договора международной купли-продажи товаров;

    распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платёжных и иных документов, а также необходимых извещений;

    распределение обязанностей сторон по страхованию товара, т.е. по обеспечению фактического исполнения договора международной купли-продажи товаров;

    распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки товара;

    распределение обязанностей сторон по осуществлению инспектирования товара;

    распределение обязанностей сторон по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза.

Юридические вопросы, урегулированные в Инкотермс, затрагивают следующие обязанности сторон:

    определение момента, когда продавец считается выполнившим свою основную по договору купли-продажи обязанность по передаче покупателю товара;

    определение момента перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели или случайного повреждения товара;

    распределение обязанностей сторон по получению экспортных и импортных лицензий.

Инкотермс не регулирует:

    переход права собственности на товар;

    освобождение от обязанностей и исключение ответственности при наличии неожиданных или непредвиденных событий;

    последствия различных нарушений договора, за исключением тех из них, которые касаются перехода рисков и стоимости, когда покупатель нарушает свою обязанность по принятию товара или по номинированию перевозчика.

Итак, Инкотермс – это лишь правила толкования терминов поставки, в которых не рассматриваются другие условия договора купли-продажи.

Правильное применение зафиксированных в Инкотермс правил толкования международных торговых терминов позволяет сторонам договора международной купли-продажи товаров не только наиболее выгодным для них способом согласовать коммерческие условия, связанные с поставкой и доставкой товара, но и избежать спорных ситуаций, разрешение которых требует материальных затрат и наносит ущерб их деловым взаимоотношениям.

О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу власти организациях



Ключевые слова: ведомственный контроль, трудовое законодательство, подведомственные организации, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, кадровое подразделение государственного органа власти, ежегодный план проверок, эксперты, экспертные организации, плановая проверка, внеплановая проверка, документарная проверка, выездная проверка, уполномоченный орган.

Одной из важной и равнозначной составляющей кадровой работы в государственном органе является ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу организациях (далее — ведомственный контроль) . Авторы рассматривают вопросы осуществления ведомственного контроля на примере Санкт-Петербурга.

Правовые основы. Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 353.1 определяет, что ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации .

В развитие требований Трудового кодекса Российской Федерации в Санкт-Петербурге порядок и условия осуществления ведомственного контроля регламентируется Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2016 № 683–121 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Санкт-Петербурге» (далее — Закон Санкт-Петербурга).

Закон Санкт-Петербурга определяет, что координировать деятельность органов исполнительной власти при осуществлении ведомственного контроля, а также оказывать методическую помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления при осуществлении ведомственного контроля будет уполномоченный орган — уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга орган исполнительной власти .

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2017 № 686 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти

Санкт-Петербурга, осуществляющем координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях» установлено, что Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти

Санкт-Петербурга, осуществляющим координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, а также оказание методической помощи исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях (далее — уполномоченный орган) .

Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Санкт-Петербурге» утвержден Порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях .

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10. 2017 № 889 Комитет по информатизации и связи (далее — Комитет) наделен полномочием осуществлять ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Комитету организациях .

Принимая во внимание трудоемкость и сложность вопросов организации и осуществления ведомственного контроля, авторы обращают внимание на следующие важные положения.

  1. Кадровое обеспечение ведомственного контроля. Кадровое обеспечение ведомственного контроля авторы обозначают как актуальный вопрос. Есть ли в государственном органе профессионалы в вопросах трудового законодательства, способные провести ведомственный контроль? Ответ: Не в каждом. В настоящее время не в каждом государственном органе служат кадровики, посвятившие кадровой работе несколько десятков лет, имеющие несколько соответствующих квалификаций/высших образований, опыт рассмотрения трудовых споров в суде, опыт взаимодействия с государственными инспекциями труда, опыт осуществления мероприятий ведомственного контроля. Уполномоченный орган предлагает в целях кадрового обеспечения осуществления ведомственного контроля следующие решения: создание в государственном органе самостоятельного структурного подразделения; образование рабочей группы без образования самостоятельного структурного подразделения; определение должностных лиц . Опыт показал, что для небольших, по численности сотрудников, государственных органов (до 50 сотрудников), наиболее приемлем последний вариант. На практике, полномочия на осуществление ведомственного контроля возлагаются на кадровое подразделение государственного органа. Руководитель кадрового подразделения государственного органа (далее — руководитель кадрового подразделения) одновременно является уполномоченным должностным лицом на осуществление ведомственного контроля и ответственным за организацию работы по ведомственному контролю. Почему? Потому что, например, гражданские служащие, занимающиеся вопросами информационных технологий либо связи, не имеют высшего образования, опыта, соответствующей квалификации по направлениям ведомственного контроля.
  2. Организация работы по ведомственному контролю. Руководитель кадрового подразделения, как ответственный за организацию работы по ведомственному контролю, решает ряд вопросов от подготовки правовых актов по организации мероприятий ведомственного контроля до осуществления консультирования участников проверок.

Перечень действий по организации ведомственного контроля (далее — перечень действий) определен, в частности, распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р. Формально перечень действий сформирован как логически завершенный. Однако, многолетний опыт авторов, свидетельствует о необходимости дополнения его следующими составляющими: осуществление обучения участников мероприятий ведомственного контроля; обеспечение самоподготовки (актуализации знаний) уполномоченных лиц, осуществляющих ведомственный контроль; проведение разбора результатов проверок с представителями и руководителем подведомственной организации (положительное, отрицательное). Приведенные дополнения не являются исчерпывающими.

  1. Ежегодный план проверок. По мнению авторов, формирование ежегодного плана проверок является одним из основных элементов ведомственного контроля. Опыт показывает, что в планировании проверок должны участвовать тот(те) сотрудник(и) либо руководитель группы сотрудников, которые будут проводить ведомственный контроль. Почему? Потому что конкретные специалисты, учитывая свою компетентность и подготовленность, могут заблаговременно оценить насколько качественно они могут осуществить ведомственный контроль и начать соответствующую самостоятельную подготовку; проработку вопросов по привлечению экспертов, экспертных организаций, представителей уполномоченного органа, в частности, представителей Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
  2. О системе проведения проверок. Всоответствии с пунктом 2.1 Порядка осуществления исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, утвержденного распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Плановая, внеплановая проверки проводится в форме документарной и (или) выездной проверки. Все проверки подведомственных организаций проводятся на основании приказа государственного органа.

Авторы, для удобства в работе, систематизировали основную информацию о проверках, изложенную в законодательстве Санкт-Петербурга , , в схеме 1 (См. схему 1). Представленная таблица позволяет четко ориентироваться в видах и формах проверок.

Таблица 1

Вид проверок

Форма проверки

Основание

Периодичность

Срок проведения

Продлениесрока

Уведомление

Место проведения

Мотивированный

запрос с требованием представить документы необходимые для рассмотрения в ходе проверки

Плановая проверка

Документарная

приказ

Один раз в три года на основании ежегодного плана

Не может превышать 20 рабочих дней

Не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения

Место нахождения госоргана

Мотивированный запрос, заверенная печатью копия приказа государственного органа о проведении проверки.

Выездная

приказ

Не более чем на 20 рабочих дней

Место нахождения организации

Нет

Внеплановая проверка

Документарная

приказ

1.В течении 7 рабочих дней со дня истечения срока для устранения нарушений.

2. В течении 3 рабочих дней со дня поступления обращения, заявления.

Не может превышать 20 рабочих дней

Не менее чем за 24 часа до ее начала

Место нахождения госоргана

Мотивированный запрос, заверенная печатью копия приказа государственного органа о проведении проверки.

Выездная

приказ

Место нахождения организации

Нет

  1. Эксперты. Экспертные организации. Всоответствии с пунктом 8.1 Порядка осуществления исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, утвержденного распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р к экспертным организациям относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие аккредитацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Экспертами признаются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере деятельности и аттестованные в установленном порядке .

  1. Итоги проверок. По результатам проверки непосредственно после ее завершения уполномоченное должностное лицо составляет акт проверки в двух экземплярах по установленной форме, один из которых с копиями приложений в течение семи рабочих дней со дня его составления вручается представителю подведомственной организации под подпись об ознакомлении . Сроки устранения выявленных нарушений определяются в зависимости от их вида, количества, характера и времени, необходимого для их устранения. Опыт показывает, например, что нарушения по направлению «Трудовой договор» устраняются подведомственными организациями в течение 20–30 рабочих дней. Нарушения по направлению «Охрана труда» устраняются подведомственными организациями в течение 2–3 месяцев. Это связано с необходимостью проведения закупочных мероприятий (закупка услуги проведения специальной оценки условий труда).

7.Отчеты. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга подведомственная организация формирует отчет о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности (далее — отчет). Отчет об устранении нарушений направляется в проверяющий государственный орган и Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга не позднее 5 дней со дня истечения срока устранения выявленных нарушений. К указанному отчету прилагаются копии документов и материалов подтверждающих устранение нарушений.

Для наглядности, проработав законодательство Санкт-Петербурга , авторы условно провели систематизацию составляющих ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу организациях в схеме 2 (См. схему 2) (далее — систематизированный материал). Представленный систематизированный материал активно используется на практике, например, на занятиях по специальности в кадровом подразделении государственного органа, в частности, в Комитете по информатизации и связи (Санкт-Петербург); для самоконтроля и анализа подготовки кадрового подразделения к проверкам. Безусловно систематизированный материал не охватывает все тонкости осуществления ведомственного контроля и будет дополняться, и совершенствоваться.

В свою очередь, данная разработка авторов может послужить подспорьем гражданским служащим и работникам кадровых подразделений государственных органов при подготовке к соответствующим проверкам.

В заключении авторы обращают внимание на некоторые моменты.

  1. Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти

Санкт-Петербурга, осуществляющим координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Определен регулятор, координирующий и оценивающий такую равнозначную составляющую кадровой работы как «ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу организациях». Это важно осознать.

  1. Необходимо заметить, что руководитель кадрового подразделения государственного органа, как показывает практика, одновременно является уполномоченным должностным лицом на осуществление ведомственного контроля и ответственным за организацию работы по ведомственному контролю. Руководители кадровых подразделений государственных органов должны принимать во внимание эту особенность.
  2. Подготовка к мероприятиям ведомственного контроля начинается задолго до составления плана проведения плановых проверок. Как показывает опыт, план проведения плановых проверок (далее — план) является результатом большой внутренней работы кадровиков. Увы, качественный план невозможно разработать без знаний и навыков в конкретном направлении ведомственного контроля; соответствующей квалификации; опыта участия в мероприятиях по ведомственному контролю; понимания как осуществляет свою деятельность подведомственная организация; опыта организации мероприятий по ведомственному контролю; прогнозирования основных и дополнительных сроков проведения проверки; глубокого знания руководящих документов; систематической самоподготовки в вопросах трудового законодательства и процедурных вопросах ведомственного контроля. Первые шаги для подготовки мероприятий ведомственного контроля рекомендуется делать под руководством опытного куратора, специалистов уполномоченного органа.
  3. Практика реализации мероприятий ведомственного контроля позволяет заметить о зарождении культуры осуществления ведомственного контроля. Речь идет о первых и последующих шагах взаимодействия проверяющих и проверяемых в ходе проверок. Всегда настраивает на конструктивное взаимодействие краткая информация лиц, представляющих подведомственную организацию, о проделанной работе по проверяемым направлениям ведомственного контроля.

Таблица 2

Структурное подразделение

по осуществлению ведомственного контроля/ рабочая группа / должностные лица, уполномоченные

на осуществление ведомственного контроля. Включение в Положение о кадровом подразделении полномочия

о ведомственном контроле. Включение в должностные регламенты, инструкции сотрудников кадрового подразделения полномочия об осуществлении ведомственного контроля. Приказ о назначении руководителя кадрового подразделения ответственным за организацию работы по ведомственному контролю.

Ежегодный план проверок

Вопросы/направления/предмет. Вид и форма проверки. Срок проверки. Проверяющие лица. Самоподготовка. Количество и качество организаций, которые предстоит проверять. Месторасположение организаций. Нагрузка на проверяющих. Эксперты, экспертные организации, представитель уполномоченного органа.

Прогноз трудностей, рабочих ситуаций, которые могут возникнуть в ходе проверки. Дополнительное время для продления срока проверки. Резерв времени для внеплановых проверок (проверки по событию, происшествию, по оценке устранению ранее выявленных нарушений трудового законодательства).

Проведение проверок

Плановая, внеплановая проверки проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.

Плановые проверки. Предмет: соблюдение подведомственными организациями при осуществлении их деятельности трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение установленного для подведомственной организации срока устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, указанных в акте проведенной проверки нарушений трудового законодательства;

поступление в государственный орган, обращений граждан, организаций, средств массовой информации о фактах нарушений

в подведомственных организациях трудового законодательства.

Документарная проверка. Проводится по месту нахождения государственного органа. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения подведомственной организации и (или) по месту осуществления ее деятельности.

Организация работы по ведомственному контролю

Подготовка и согласование правовых актов, материалов по организации мероприятий ведомственного контроля.

Проект ежегодного плана проверок. Контроль за его своевременным исполнением и размещением на официальном сайте государственного органа. Самоподготовка (актуализации знаний) уполномоченных лиц

по вопросам ведомственного контроля. Проведение проверок.

Журнал учета проверок.

Архив документов.

Информирование о ходе мероприятий по ведомственному контролю. Эксперты, экспертные организации, должностные лица уполномоченного органа.

Результаты мероприятий

по ведомственному контролю.

Ежегодный отчет об осуществлении ведомственного контроля. Информирование, обучение и консультирование участников мероприятий ведомственного контроля.

Проведение разбора результатов проверок (положительное, отрицательное).

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства

в подведомственных государственному органу организациях

Эксперты. Экспертные организации. Представитель уполномоченного органа

Итоги проверок. Акт (2 экз.). Вручение акта в течение 7 рабочих дней со дня составления. Сроки устранения нарушений. Возражения подведомственной организации. Запись в журнале учета проверок.

Отчет подведомственной организации опринятых мерах

по устранению выявленных нарушений.

Отчет об устранении направляется в государственный орган и уполномоченный орган не позднее пяти дней со дня истечения срока устранения выявленных нарушений.

Ежегодный отчет государственного органа

Положительный эффект имеет разбор по «горячим следам» результатов проверки с лицами/представителями подведомственной организации, непосредственно участвующими в проверке. В этот период происходит много значительных действий: обмен мнениями, консультирование, обучение, критика, оценка положительного и отрицательного, информирование. После разбора по «горячим следам» в этот же день важна и необходима встреча проверяющих должностных лиц с директором подведомственной организации. Обмен мнениями о результатах проверки, как правило, носит конструктивный характер и настраивает директора предприятия/учреждения на качественную проработку и устранение выявленных нарушений.

  1. Не секрет, что трудовое законодательство одно из сложнейших. Вопросы охраны труда простыми и легкими тоже назвать нельзя. Практика осуществления мероприятий ведомственного контроля свидетельствует о том, что гражданские служащие и работники кадровых подразделений, направленные на проверки (все виды и формы) обязаны иметь глубокие знания и наработанные навыки в проверяемых направлениях трудового законодательства. Не получится просто применить шаблон действий или перечень документов, например, при проверке направления «Охрана труда». В этом случае необходимо знать, в частности, нормы трудового права/законодательства и технические нормы (ГОСТы). Их взаимосвязь. Толкование. Практику применения. Как восполнить/приобрести такие знания? Ответ очевиден. Необходимо постоянно и системно изучать трудовое законодательство, технические документы. Нарабатывать практику в группе с опытными кадровиками. Вести свои заметки. Повышать квалификацию. Участвовать в обмене опытом. Постоянно учиться вопросам трудового законодательства.

Авторы продолжают исследовать вопросы ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу организациях.

Литература:

  1. Паршин В. Н., Смирнова Н. А., Чернов Д. В. О содержании понятия «кадровая работа» в государственном органе // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2018.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Закон Санкт-Петербурга от 23.12.2016 № 683–121 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Санкт-Петербурге».
  4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2017 № 686 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющем координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях».
  5. Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Санкт-Петербурге».
  6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.10. 2017 № 889.

Общие сведения

Ведомственный контроль осуществляется в отношении государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, где функции учредителя выполняет орган МСУ. Он производится в формате проверок, целью которых является выявление и пресечение нарушений трудового законодательства в поднадзорных органам местного самоуправления организациях.

Стоит отметить, что помимо надзора за исполнением трудового законодательства, можно выделить следующие виды ведомственного контроля:

  1. За закупками. Предметом проверки здесь является соблюдение законодательства о контрактной системе, в частности антимонопольного законодательства, ограничений и запретов Закона № 44-ФЗ. Также проверяется правильность обоснования закупки. Проводится в отношении заказчика и его контрактной службы. В числе лиц, которые наделены полномочиями его осуществлять, — сотрудники госорганов и госкорпораций («Росатом», «Роскосмос»), а также сотрудники муниципальных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
  2. Финансовый. Осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими орга­нами управления по отношению к подведомствен­ным им организациям. Для этого в их составе функционируют специальные ревизионные управления (отделы, группы), основная задача которых — наблюдать за финансово-хозяйственным состоянием, обеспечивать сохранность денежных средств, выявлять резервы и устранять возможные нарушения законодательства.
  3. За деятельностью органов внутренних дел. Здесь основная задача — контролировать выполнение норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов, чтобы обеспечить своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в их работе. Грамотно выстроенная система надзора позволяет повысить не только уровень оперативной деятельности, но и дисциплину сотрудников, а также правильно оценить использование кадров. Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля устанавливает два основных вида проверок: плановые и внеплановые целевые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на квартал. Внеплановая производится в целях реагирования на резкое изменение оперативной обстановки в случае ухудшения результатов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими рекомендациями, которые регламентируют госконтроль.

Виды проверок в сфере труда

Ведомственный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок, в ходе которых определяется соблюдение в учреждении законодательства в сфере труда.

Плановая

В качестве основания здесь выступает ежегодный план, который утверждается руководителем органа, осуществляющего ведомственный контроль. В нем указывается наименование проверяемых организаций, их адреса, сроки проведения проверок, а также ответственный исполнитель. План на следующий год обычно размещается на официальном сайте Администрации района в сети Интернет.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. При этом в случае, если учреждение уже проверяли в рамках государственного надзора, то ведомственная проверка переносится в соответствии с установленной в данном субъекте РФ периодичностью.

Проверяющие будут оценивать работу организации по следующим направлениям:

  • социальное партнерство в сфере труда;
  • условия трудового договора;
  • соблюдение рабочего времени и времени отдыха;
  • оплата труда;
  • соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
  • уровень дисциплины труда;
  • проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • соблюдение норм охраны труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
  • как проходит рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Перечисленные выше направления не являются исчерпывающими и корректируются в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.

Внеплановая

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • поступление в уполномоченный орган сообщения о нарушении трудового законодательства;
  • отсутствие отчета руководителя поднадзорного учреждения об устранении ранее выявленных нарушений.

О проведении внеплановой проверки руководителя уведомляют не менее, чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Однако если требуется проведение сложных исследований, срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *