Виды кредитных организаций

Категория правоспособности кредитных организаций играет колоссальную роль в практической банковской деятельности, так как проблемным аспектом осуществления сделок, не поименованных в ст. ст. 5 и 6 Закона «О банках и банковской деятельности», является их допустимость. Вместе с тем ни доктрина, ни судебная практика к однозначному пониманию этой категории до настоящего времени не пришли. Попытаемся же разобраться в виде, содержании и пределах допустимости правоспособности кредитных организаций.

Категория правоспособности кредитных организаций является одной из фундаментальных в науке банковского права. Одновременно она играет колоссальную роль в практической банковской деятельности, так как проблемным аспектом осуществления сделок, не поименованных в ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон «О банках и банковской деятельности»), является их допустимость. Вместе с тем ни доктрина, ни судебная практика к однозначному пониманию этой категории до настоящего времени не пришли. Попытаемся же разобраться в виде, содержании и пределах допустимости правоспособности кредитных организаций.

Подходы к определению характера правоспособности банка

В цивилистике существует четыре точки зрения о характере правоспособности банка, которая может быть: частично ограниченной и общей, специальной, исключительной и смешанной. Примечательно, что авторы разных точек зрения приводят в качестве веских аргументов своей теоретической позиции ссылки на одни и те же законодательные и судебные источники.

Правоспособность кредитной организации представляет собой частный случай правоспособности юридического лица. В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Эти организации могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности вне зависимости от того, перечислены они в их уставах или нет.

Судебная практика исходит из того, что некоторые коммерческие организации наделены специальной правоспособностью. Так, в соответствии с п. 18 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 6/8) банки, страховые организации, инвестиционные фонды относятся к юридическим лицам со специальной правоспособностью и они не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.

Таким образом, законодательство, а вслед за ним судебная практика и доктрина различают общую и специальную правоспособность юридического лица. Причем под общей правоспособностью, взяв за основу ст. 49 ГК РФ, большинство ученых понимают возможность заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Относительно понятия, содержания и иных видов правоспособности в науке развернулась дискуссия, хорошо иллюстрируемая на примере кредитных организаций.

Позицию, согласно которой кредитные организации обладают частично ограниченной общей правоспособностью, отстаивает Л.Г. Ефимова. Согласно ее рассуждениям коммерческие организации, наделенные общей правоспособностью, в практической жизни вынуждены специализироваться, причем одни по собственной воле, другие — по воле законодателя. В отличие от остальных коммерческих организаций кредитные организации не обладают общей правоспособностью в полном объеме. Но, поскольку действующее законодательство не содержит никаких иных ограничений на свободный выбор кредитными организациями различных видов деятельности и совмещения их с банковскими операциями и сделками, то отсутствуют основания считать их наделенными специальной правоспособностью. Очевидно, речь идет лишь о частичном ограничении общей правоспособности кредитных организаций путем введения для них запрета заниматься определенными видами деятельности <1>.

<1> Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статут, 2010. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. С. 273.

Е.С. Ананских характеризует правоспособность банков как специальную, усматривая ее проявления в том, что им запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, а также введением особого порядка регистрации банков и лицензирования их деятельности.

В содержание специальной правоспособности коммерческих банков Е.С. Ананских включает лишь определенные банковские операции <2>.

<2> Ананских Е.С. Гражданская правоспособность и гражданская процессуальная правоспособность юридического лица: понятие и соотношение: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 46.

А.Я. Курбатов отмечает несколько признаков проявления исключительной правоспособности (правосубъектности), которыми обладают кредитные организации:

  • перечень разрешенных кредитной организации видов деятельности не может быть изменен учредительными документами;
  • кредитная организация не подлежит совмещению с основными видами предпринимательской деятельности;
  • кредитная организация расширяется за счет получения лицензии;
  • отзыв лицензии является основанием для ликвидации кредитной организации.

Исходя из этого А.Я. Курбатов заключает, что кредитные организации реализуют гражданскую правосубъектность путем осуществления банковских операций, банковских сделок, операций с ценными бумагами, иных сделок и видов деятельности в соответствии с законодательством РФ <3>.

<3> Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2009. С. 78 — 82.

Сторонниками смешанной правоспособности кредитной организации являются Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин и А.М. Экмалян, которые полагают, что принципы правоспособности не существуют изолированно друг от друга в том смысле, что на одно и то же юридическое лицо могут одновременно распространяться не один, а несколько принципов <4>.

<4> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2002. С. 203 — 204.

Альтернативная интерпретация законодательства и сложившейся судебной практики

Понимая, что обсуждаемая проблема требует особого изучения, попробуем сформулировать ряд исходных теоретических положений в ее русле. На наш взгляд, существует возможность альтернативной интерпретации законодательных и судебных положений.

Статья 49 ГК РФ подразумевает, что унитарные предприятия, некоммерческие организации и отдельные прямо указанные в законе коммерческие организации имеют специальную правоспособность. В соответствии с этим ст. 52 ГК РФ устанавливает, что в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. В целом же для коммерческих организаций такое требование необязательно.

Таким образом, можно предположить, что специальная правоспособность — основанная на законе возможность заниматься лишь теми видами деятельности, которые соответствуют целям и предмету деятельности юридического лица. Однако нельзя проигнорировать тот факт, что специальными законами о деятельности юридических лиц могут вводиться дополнительные критерии специальной правоспособности <1>.

<1> Напр., в ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено императивное правило, согласно которому в уставе унитарного предприятия помимо целей и предмета деятельности должен быть закреплен перечень видов деятельности, которыми предприятие планирует заниматься. Таким образом, унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении бюджетных и казенных учреждений, устав которых также должен содержать закрытый перечень видов деятельности.

Мы полагаем, что нормы ГК РФ и специальных законов следует применять не по отдельности, а в совокупности, из чего следует, что в отдельных прямо установленных случаях дополнительным критерием специальной правоспособности может являться исчерпывающий перечень видов деятельности. В связи с этим пределы специальной правоспособности следует определять каждый раз по-разному путем системного толкования различных нормативных актов. Отсюда следует, что категорию «специальная правоспособность» надлежит определять как основанную на законе возможность иметь права и нести обязанности, соответствующие целям и предмету, а в отдельных прямо установленных законодательством случаях — и исчерпывающему перечню видов деятельности юридического лица.

В упомянутом нами ранее совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 6/8 говорится и о самоограничении, то есть закреплении учредителями организации исчерпывающего перечня видов деятельности в учредительных документах. Отметим и то обстоятельство, что к специальной правоспособности коммерческих организаций судебная практика вслед за законодателем относит только правоспособность, ограниченную на основе закона. Самоограничение не является ее частным случаем, поскольку основывается на учредительных документах юридического лица, что не допускается при установлении специальной правоспособности. Также оно характеризуется установлением исчерпывающего перечня видов деятельности, что не всегда обязательно для специальной правоспособности.

Современное российское законодательство ввело в официальный оборот термины «исключительный вид деятельности» и «исключительная деятельность» <1>. В связи с этим, по мнению ряда ученых, наряду с общей и специальной правоспособностью юридических лиц необходимо выделять правоспособность исключительную, ключевые признаки которой заключаются в возможности осуществлять определенный вид деятельности при одновременном запрете осуществления иных видов предпринимательской деятельности. По нашему мнению, выделение нового вида правоспособности является недостаточно обоснованным по нижеследующим причинам.

<1> См. подр.: ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; п. 3.2 Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392); Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (разд. I) и др.

Основополагающей характеристикой исключительной правоспособности называется возможность осуществлять определенный вид деятельности. Как известно, для кредитных организаций исключительным видом деятельности является осуществление банковских операций. Однако правоспособность кредитной организации ими не исчерпывается, поскольку ей разрешены к осуществлению сделки, указанные в ст. ст. 5 и 6 Закона «О банках и банковской деятельности». Данные сделки не являются банковскими в собственном смысле, поскольку не обладают признаком исключительности (например, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг имеют право осуществлять не только кредитные организации, но и иные субъекты предпринимательской деятельности).

В перспективе перечень иных разрешенных видов предпринимательской деятельности кредитных организаций, вероятно, будет расширяться, поскольку уже сейчас назрела необходимость закрепления за ними статуса «регистрационных агентов» при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в компетенцию которых входят прием и дальнейшая передача документов на государственную регистрацию в регистрирующий орган, а также удостоверение личности учредителей (участников) юридического лица или индивидуального предпринимателя <1>.

<1> См.: Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 N 317-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 17.08.2013).

Таким образом, на пути квалификации правоспособности банка в качестве исключительной встают законодательные препоны, которые сторонники этой точки зрения вынуждены как-то обходить.

Например, появляются мнения, что правоспособность банка одновременно и исключительная, и специальная, и общая, причем «места обитания» разных видов правоспособности связываются с разными частями ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности». Так, в соответствии с принципом исключительной правоспособности кредитная организация осуществляет банковские операции, в соответствии с принципом специальной правоспособности — перечисленные в ст. 5 данного Закона сделки; в соответствии с принципом общей правоспособности — иные сделки, возможность осуществления которых заложена в ч. 4 ст. 5 этого же Закона <2>. Однако и здесь остается неясным, почему кредитная организация должна осуществлять перечисленные в Законе «О банках и банковской деятельности» сделки на основе принципа специальной правоспособности, в то время как иные юридические лица могут осуществлять их, действуя в соответствии с принципом общей правоспособности.

<2> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2002. С. 203 — 204; Теорию смешанной правоспособности поддерживает и С.К. Соломин, но разделяет ее на общую и специальную (см. подр.: Соломин С.К. Теоретические проблемы гражданско-правового регулирования банковских кредитных отношений: дис. … докт. юрид. наук. М., 2010. С. 132 — 134.

А.Я. Курбатов, обосновывая исключительную правосубъектность кредитных организаций, указывает, что в основе правового регулирования банковской деятельности лежит общий запрет кредитным организациям осуществлять все сделки, операции и виды деятельности, кроме прямо разрешенных и только при наличии лицензии Банка России. В то же время, раскрывая содержание исключительной правоспособности, А.Я. Курбатов включает в нее иные сделки, предусмотренные ч. 4 ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности», делая вывод о том, что под иными сделками кредитной организации понимаются все сделки, прямо не запрещенные кредитным организациям и не связанные с осуществлением ими производственной, торговой и страховой видами деятельности. Поскольку данная форма разрешения противоречит определению исключительной правоспособности, автор предлагает ее коррекцию <1>. Таким образом, с очевидностью можно констатировать, что теория об исключительной правоспособности кредитных организаций не органично вписывается в рамки действующего законодательства.

<1> Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2009. С. 111.

Представляется верным определять вид правоспособности кредитных организаций и очерчивать ее пределы, прибегая к комплексному толкованию законодательства. На наш взгляд, перечисленные в ст. ст. 5, 6 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» сделки кредитной организации допустимо определять как «сопутствующие виды деятельности». Вводя этот общий термин, мы руководствуемся абз. 2 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», которыми установлено, что «если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих». Сопутствующие виды деятельности и порядок их определения будут рассмотрены нами далее.

По существу второго опорного признака исключительной правоспособности — запрета осуществлять иные виды предпринимательской деятельности — также можно высказать замечания. Прежде всего действующее законодательство отнюдь не во всех случаях соответствует выведенной аксиоме. Подчеркнем, что именно у кредитных организаций как раз и отсутствует абсолютный запрет на занятие иными видами предпринимательской деятельности. Напротив, кредитные организации могут осуществлять иные виды деятельности, сопутствующие исключительной правоспособности, кроме производственной, страховой и торговой, да и то с определенными исключениями из этого правила. Каким же образом следует расценивать этот запрет? Думаем, здесь имеет смысл не путать такие понятия как «ограничение правоспособности» и «ограниченная правоспособность». Еще известный ученый-цивилист В.И. Синайский писал: «Специальную правоспособность юридического лица не следует, однако, смешивать с ограничениями его правоспособности» <1>. Разделяет эту позицию и В.С. Белых, указывая, что правовые запреты — это ограничение правоспособности юридического лица в порядке и случаях, предусмотренных законом. Эти ограничения распространяются как на общую, так и на специальную правоспособность юридических лиц <2>.

<1> Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 121.
<2> Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2009.

В случаях установления запрета на осуществление отдельных видов деятельности в нормативных актах, равно как и установление учредителями запрета на осуществление отдельных видов деятельности в учредительных документах юридического лица, а также в иных случаях, например при осуществлении отдельных видов деятельности только на основании лицензии, имеет место лишь ограничение объема общей или специальной правоспособности, а не их трансформация в правоспособность иного вида.

Таким образом, действительное положение вещей демонстрирует, что если юридическое лицо занимается исключительным видом деятельности, то оно имеет возможность осуществлять определенный вид деятельности и сопутствующие ему при одновременном запрете осуществления иных или отдельных видов предпринимательской деятельности. Выведенная формула, на наш взгляд, по своему смыслу и содержанию соответствует специальной правоспособности, несмотря на то что с известной долей условности можно сказать, что она «специальнее специальной».

Иные вычленяемые учеными особенности исключительной правоспособности кредитных организаций связываются с обязательным наличием лицензии на право осуществления банковской деятельности. Однако лицензирование не является автоматическим признанием исключительной или даже специальной правоспособности. Попытка же квалифицировать правоспособность банков как исключительную путем раскрытия особенностей получения и утраты банковской лицензии видится нам методологически неверной, так как в данных рассуждениях смешиваются разные правовые явления. Указанные вопросы составляют содержание гражданской процессуальной правоспособности, или оснований возникновения и прекращения правоспособности (дееспособности), и говорить об их особенностях можно лишь в рамках этих категорий.

Особо отметим то обстоятельство, что специальная правоспособность распространяется на предпринимательскую деятельность банков, но не на иную осуществляемую кредитной организацией деятельность, к которой можно отнести заключение договоров кредитной организацией, направленных на обеспечение ее деятельности (например, договоров аренды, купли-продажи помещений, автомобилей, компьютеров, рекламы и пр.) <1>.

<1> Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2010. С. 136; Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2009.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что кредитные организации обладают частично ограниченной специальной правоспособностью. Содержание правоспособности кредитных организаций заключается в возможности осуществления предусмотренных лицензией банковских операций как исключительного вида деятельности, а также сопутствующих им видов деятельности.

Специальная правоспособность кредитных организаций ограничена запретом на осуществление производственной, торговой и страховой деятельности, за исключением операций, связанных с производными финансовыми инструментами, базовым активом которых является товар, а также заключения договоров в целях выполнения функций центрального контрагента.

Сопутствующие виды деятельности: проблемы определения и реализации

Проблемным практическим аспектом правоспособности кредитных организаций являются сопутствующие виды деятельности, в связи с чем остановимся на них более подробно.

Следует обратить внимание на то, что критерии отнесения иных видов деятельности к категории сопутствующих и обязательное установление их закрытого перечня данным Законом не предусматривается. Чем же надлежит руководствоваться кредитным организациям, прежде чем браться за осуществление того или иного вида деятельности? И что будет положено в основу решений судебных органов при разрешении спорных вопросов об их допустимой правоспособности? Думается, что кроме критериев специальной правоспособности, ограничивающих деятельность кредитных организаций целями и предметом, обратиться не к чему.

Сопутствующие виды банковской деятельности, исходя из логики законодателя, можно разделить на поименованные в ст. ст. 5 и 6 Закона «О банках и банковской деятельности» и иные виды, соответствующие целям и предмету банковской деятельности. Смысл закрепления сделок, указанных в ч. 3 ст. 5 и ст. 6 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», состоит в определении того минимума сопутствующих видов деятельности, в отношении которых действует презумпция банков возможности их осуществления.

За счет иных сделок, возможность совершения которых заложена в ч. 4 ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности», объем специальной правоспособности банков расширяется <1>. Примерами таких сделок могут быть: участие в других коммерческих организациях, заключение посреднических договоров. Некоторые виды иной деятельности, осуществляемой банками, подлежат лицензированию. Например, ОАО Банк «Открытие» имеет лицензию биржевого посредника, совершающего фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле; лицензию на осуществление деятельности с использованием шифровальных (криптографических) средств; лицензию на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации <2>. Таким образом, специальная правоспособность и осуществление исключительного вида деятельности не ограничивает возможность банков заниматься иными лицензируемыми видами деятельности.

<1> Соломин С.К. Теоретические проблемы гражданско-правового регулирования банковских кредитных отношений: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2010. С. 141 — 142.
<2> http://www.openbank.ru/ru/about/bank/license.

Проблемой иных сделок всегда является допустимость их осуществления банком. По мнению цивилистов, банки могут осуществлять все сделки, прямо не запрещенные кредитным организациям и не связанные с осуществлением ими производственной, торговой и страховой деятельности. Поэтому договоры, не имеющие отношения к названным видам деятельности, могут заключаться и исполняться кредитными организациями совершенно свободно <3>.

<3> Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2009. С. 111.

Мы считаем, что современный уровень развития законодательства диктует необходимость корректировки данного подхода. Приемлемым видится определение в качестве иных сделок — сделок, сопутствующих банковской деятельности и не нарушающих установленных ограничений на осуществление производственной, торговой и страховой деятельности.

Возможность осуществления той или иной сделки, отнесение иных видов деятельности к сопутствующим банковской должно осуществляться в первую очередь с учетом соответствия этого вида деятельности целям и предмету банковской деятельности. В частности, в соответствии с данным подходом Президиум ВАС РФ постановил, что деятельность банка-залогодержателя по приобретению заложенного недвижимого имущества для себя или для третьих лиц неразрывно связана с осуществляемой им банковской деятельностью, в силу чего она не выходит за пределы его специальной правоспособности <1>. Такой подход реализуется и в зарубежной предпринимательской практике. Проиллюстрируем его на примере США, где банковское право разграничивает основные виды банковской деятельности (принятие вкладов, предоставление кредитов, оплату счетов и др.) и деятельность, вспомогательную по отношению к банковской. Для определения объема вспомогательной деятельности используются оценки финансового контролера и судебные решения. Из судебных решений наиболее часто цитируется мнение федерального апелляционного суда первого округа по делу Arnold Tours, Inc. v. Camp, в котором суд пришел к выводу, что деятельность банка осуществляется на основании дополнительных прав, если это необходимо или полезно в связи с исполнением одного из основных видов деятельности. В связи с этим деятельность по организации путешествий для привлечения в банк клиентов была признана не входящей в круг обычной деятельности банка <2>.

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.01.2005 N 90 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке».
<2> Трофимов К.Т. Кредитные организации в банковской системе Российской Федерации (гражданско-правовые проблемы): Дис. … докт. юрид. наук. М., 2005. С. 305.

Выводы

К сожалению, ни российское правосудие, ни законодатель, ни надзор при оценке пределов правоспособности банка не руководствуются аналогичным подходом как необходимо обоснованным. Например, опираясь на различные доводы, разъяснено, что за рамки специальной правоспособности банка не выходят:

  1. деятельность банка по организации стимулирующей лотереи, поскольку она не может быть отнесена ни к производственной, ни к торговой, ни к страховой деятельности, которая прямо запрещена в деятельности банков <3>;
  2. деятельность банка по распространению лотерейных билетов, телефонных карт, интернет-карт и пр., так как перечисленные товары не отвечают признакам товара, а являются документарным подтверждением права на участие или права требования <4>;
  3. продажа банком собственного имущества, полученного в счет погашения задолженности по кредиту, поскольку данная деятельность не относится к предпринимательской, а представляет собой сделку, направленную на возмещение расходов, связанных с ранее выданными кредитами, и не преследует по своей природе получение прибыли, а носит компенсационный характер <5>;
  4. сделки по купле-продаже драгоценных металлов, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и ст. 129 ГК РФ драгоценные металлы относятся к объектам, ограниченным в обороте, порядок и условия продажи которых регулируются данным Законом, и не подпадают под действие Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <6>;
  5. заключение банком арендных договоров с возможностью последующего выкупа арендованного у банка движимого имущества и находящегося у него в собственности, так как ограничения кредитной организации в осуществлении торговой деятельности не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами <7>.

<3> Постановление ФАС Московского округа от 28.02.2011 N КА-А40/18164-10. Документ опубликован не был.
<4> Письмо Банка России от 30.08.2007 N 136-Т «Об отдельных вопросах деятельности кредитных организаций и иных юридических лиц».
<5> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 N 09АП-19623/2013-ГК, 09АП-19624/2013-ГК по делу N А40-6960/2013. Документ опубликован не был.
<6> См.: Официальный отзыв Правительства РФ от 05.07.2010 N 3388п-П13 «На проект Федерального закона N 332202-5 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
<7> Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 по делу N А17-3134/2010. Документ опубликован не был.

В рассмотренных примерах регулирующими и судебными органами «сомнительный» вид деятельности проверялся исключительно на его соотношение с торговой деятельностью, в то время как одновременно и обязательно была проведена его проверка на соответствие целям и предмету банковской деятельности. В силу дефективной оценки существуют риски признания подобных сделок недействительными в соответствии со ст. 168 ГК РФ, поскольку некоторые виды деятельности (продажа лотерейных билетов, телефонных и интернет-карт и пр.) не имеют очевидной связи с банковскими операциями.

О.А.Тарасенко

К. ю. н.

кафедра предпринимательского права

МГЮА имени О.Е.Кутафина

В ст. 1 Закона о банках все кредитные организации разделены на два вида: банки, среди которых выделяются иностранные банки, и небанковские кредитные организации (не банки).

Понятие «банк» определено посредством представления совокупности определенных банковских операций.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • 1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  • 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Иностранный банк -банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Небанковской является кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, открытый перечень которых содержится в ч. 1 ст. 5 Закона о банках. К ним относятся:

  • 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • 2) размещение указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • 4) осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов:
  • 8) выдача банковских гарантий;
  • 9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Однако попытка дать определение понятия «небанковская кредитная организация» в целом только на основании возможности проведения отдельно взятой банковской операции, привела бы к тому, что в качестве небанковской кредитной организации можно было бы признать ломбарды, общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, лизинговые и страховые компании и т.д. Именно такая точка зрения встречается в источниках литературы; некоторые авторы, помимо вышеперечисленных, относят к кредитным организациям брокерские, дилерские, факторинговые фирмы. Безусловно, такой подход следует признать неверным, поскольку анализ ряда правовых актов, регулирующих деятельность небанковских кредитных организаций, не позволяет сделать подобного вывода.

Так, в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела» указывается, что предметом деятельности непосредственно страховщиков не может быть банковская деятельность, следовательно, к кредитным организациям страховую компанию отнести нельзя. Однако сомнения продиктованы тем, что страховая организация вправе выдавать банковские гарантии (ст. 368 ГК РФ), а ст. 5 Закона о банках относит такую операцию к числу банковских. В данном случае выдача банковской гарантии носит разовый характер и не сводится к основной деятельности страховой организации.

В ст. 346.12 Н К РФ ломбардам запрещается применять упрощенную систему налогообложения, наряду с банками, инвестиционными фондами, страховщиками, профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Соответственно, можно сделать вывод о выделении законодателем ломбардов из общего перечня финансовых организаций. Кроме того, в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности считается финансовым посредничеством деятельность ломбардов по предоставлению краткосрочных кредитов. В иных видах нормативных правовых актов ломбард относится к специализированным организациям, в большей степени осуществляющих деятельность по хранению (ст. 919 ГК РФ), что представляется более оправданным, нежели отнесение его к кредитным организациям.

Таким образом, основной вид деятельности не может выступать единственным критерием определения статуса организации.

Следующим признаком понятия небанковской организации можно признать указание на организационно-правовую форму.

В Законе о банках указывается, что кредитная организация создается как юридическое лицо только как коммерческая организация в форме хозяйственного общества (ОАО, ЗАО, ООО, ОДО), следовательно, все иные организационно-правовые формы не могут образовывать кредитную организацию. Если учесть фактическое неиспользование такой организационно-правовой формы как ОДО, то их остается всего три.

В частности, в Федеральном законе от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» рассматривает негосударственный пенсионный фонд как особую организационно-правовую форму некоммерческой организации. Следовательно, руководствуясь вышеизложенной нормой, негосударственный пенсионный фонд не может являться кредитной организацией.

Однако не стоит забывать о третьем признаке, имеющем достаточно важное значение. Так, в Законе о банках содержится указание, что любая кредитная организация — это юридическое лицо, действующее на основании лицензии, выданной ЦБР. Так, например, инвестиционный фонд, являясь акционерным обществом, осуществляет деятельность с денежными средствами и ценными бумагами (объект, аналогичный банковской деятельности), однако лицензия для работы инвестиционного фонда выдается не ЦБР; следовательно, это не кредитная организация.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что небанковской кредитной организацией признается юридическое лицо в форме хозяйственного общества, имеющее право на основании лицензии, выданной ЦБР, осуществлять отдельные банковские операции. Отличие данного определения от определения банка состоит лишь в указании на перечень совокупности банковских операций или их отдельных видов.

Кредитная организация помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

  • 1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • 4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
  • 5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • 6) лизинговые операции;
  • 7) оказание консультационных и информационных услуг. Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки

в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, все сделки, которые вправе осуществлять кредитные организации, можно разделить на три группы:

  • — банковские операции;
  • — сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций;
  • — иные сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ.

Дискуссия о соотношении понятий «банковская операция» и «банковская сделка» обсуждается в литературе достаточно долго. Так, еще М. М. Агарков выделял банковские операции из прочих сделок на основании трех признаков: распространение на банковские операции действия банковской тайны, наличие специального источника права, специальные процессуальные правила (изъятие споров с участием банков из подсудности арбитражных комиссий, возможность осуществлять права не в общеисковом порядке, а путем поручения судебного приказа или исполнительной надписи).

Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются ЦБР. Современной российской кредитной системе известно лишь несколько видов небанковских кредитных организаций:

  • — клиринговая организация;
  • — расчетный центр организованного рынка ценных бумаг;
  • — небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитно-кредитные операции;
  • — расчетная небанковская кредитная организация;
  • — организация инкассации.

Клиринговая организация — юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества и имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности. С 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» клиринговая организация может относиться к одному из двух видов: кредитная клиринговая организация, лицензии которой выдаются ЦБР, и некредитная клиринговая организация, лицензии которой выдаются исполнительным органом ФСФР России.

Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по доверительному управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерного инвестиционного фонда, деятельностью негосударственного пенсионного фонда.

Клиринговая организация вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Клиринговая организация обязана иметь совет директоров (наблюдательный совет), к компетенции которого должны относиться:

I) утверждение правил клиринга;

  • 2) утверждение документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего контроля и меры, направленные на снижение рисков клиринговой организации;
  • 3) утверждение положения о комитете по рискам и состава этого комитета;
  • 4) утверждение документа, определяющего меры, принимаемые клиринговой организацией в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления клиринговой деятельности;
  • 5) решение иных вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации.

Клиринговая организация обязана иметь коллегиальный исполнительный орган.

Руководителем, главным бухгалтером, а также членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа клиринговой организации не могут являться:

  • 1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа, входили в состав коллегиального исполнительного органа или осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля (контролера) финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии неосуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет или если в отношении указанных лиц имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства. При этом под финансовой организацией понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, валютная биржа, товарная биржа;
  • 2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  • 3) лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
  • 4) лица, у которых был аннулирован квалификационный аттестат, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет.

Расчетный центр организованного рынка ценных бумаг — профессиональный участник рынка ценных бумаг (относится к кредитным организациям), создан и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг.

Расчетный центр организованного рынка ценных бумаг вправе организовывать централизованные денежные расчеты (переводы) между профессиональными участниками рынка ценных бумаг по итогам сделок с ценными бумагами, заключаемых между профессиональными участниками рынка ценных бумаг на фондовых биржах или у других организаторов торговли на рынке ценных бумаг; вправе осуществлять переводы ценных бумаг по депозитарным счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитно-кредитные операции основана и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции, утвержденным ЦБР 21 сентября 2001 г. № 153-П.

Небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитно-кредитные операции, вправе осуществлять следующие банковские операции:

  • — привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
  • — размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • — купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (исключительно от своего имени и за свой счет);
  • — выдача банковских гарантий.

Небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитно-кредитные операции, не вправе осуществлять следующие банковские операции:

  • — привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;
  • — открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • — осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • — инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • — купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;
  • — привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • — осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Расчетная небанковская кредитная организация основана и осуществляет свою деятельность в соответствии с Инструкцией ЦБР от 26 апреля 2006 г. № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением».

Расчетная небанковская кредитная организация вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:

  • — открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  • — осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • — инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц:
  • — куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
  • — осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Если иное не предусмотрено лицензией на осуществление банковских операций, расчетная небанковская кредитная организация не вправе осуществлять следующие банковские операции:

  • — привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • — открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
  • — осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам;
  • — куплю-продажу иностранной валюты наличной форме;
  • — привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • — выдачу банковских гарантий.

Организация инкассации — кредитная организация, занимающаяся перевозкой денежных знаков в виде банкнот и монет ЦБР, валютных ценностей, драгоценных металлов.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.

В кредитной системе каждой страны выделяются следующие основные кредитно-финансовые учреждения: Центральный (эмиссионный) банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения.

Кроме того, кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации (НКО).

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов.

Главное положение в кредитно-финансовой системе занимает Центральный (эмиссионный) банк.

К основным функциям Центрального банка относятся следующие: эмиссионная, аккумуляции и хранения кассовых резервов, является хранителем официальных золотовалютных резервов страны, осуществляет кредитование коммерческих банков и кассовое обслуживание государственных учреждений, предоставляет кредиты и выполняет расчетные операции для правительственных органов, безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств (клиринг).

Классификация коммерческих банков:

1. По способу формирования УК:

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

-Акционерные банки – УК поделен на акции;

-Паевые банки, в форме ООО – УК состоит из паев и долей.

Слияние банков

2. По видам совершаемых операций:

-Универсальные (все, или большинство банковских операций);

-Специализированные (одну, или несколько банковских операций):

-Сберегательные банки;

-Ипотечные банки — кредитные учреждения, специализирующиеся на выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества — земли и строений. Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг – закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость.

-Инвестиционные банки

— Инновационные банки — кредитно-финансовое учреждение, специализирующееся на кредитовании и финансировании инновационных проектов, создаваемое для содействия изобретательству и широкому применению научно-технических разработок (начиная от проектирования и заканчивая массовым внедрением в производство). Для инновационных банков характерен высокий риск возвратности кредитов, с которым связана и необходимость дополнительных гарантий обеспечения сохранности денежных средств вкладчиков.

3. По территории обслуживаемой банком:

-Работающие на территории всей страны;

-Региональные банки;

-Муниципальные банки.

Функции коммерческих банков:

1. Превращение временно свободных денежных средств в капитал при помощи мобилизации.

2. Осуществление безналичной депозитно-кредитной эмиссии, или проще говоря, создание кредитных денег..

3. Посредническая функция банков, заключается в предоставлении ссуд юридическим и физическим лицам, за счет средств взятых у конечных кредиторов.

4. Кассовое обслуживание клиентов и проведение денежных расчетов. Данная функция банков служит для предоставления посреднических услуг в сфере операций, расчетов и проведения платежей клиентами банка.

5. В функции банка входит покупка, продажа и выпуск ценных бумаг или платежных документов. В таком случае банки выступают каналом, который обеспечивает направление сбережений. Помимо этого банки занимаются выпуском кредитных карт (credit card) для удобства осуществления клиентами всевозможных платежных операций.

Особое место занимают внешнеторговые, или экспортно-импортные банки, которые призваны осуществлять кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов. Основная их задача заключается в поощрении экспорта в целях стимулирования экономического роста.

НКО — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для НКО устанавливает Центробанк.

Классификация небанковских организаций:

1. Расчетные небанковские кредитные организации (биржи, паевые фонды, страховые компании, ломбарды) могут проводить следующие банковские операции:

-открытие и ведение банковских счетов юр. лиц

-расчеты по поручению юр. лиц по банковским счетам

Не разрешается привлекать во вклады ден. средства юр. и физ. лиц в целях их размещения от своего имени и за свой счет.

Имеют право размещать временно свободные средства в виде вложений в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, облигации), а также хранить деньги на корреспондентских счетах в ЦБ.

2. Организации инкассации. Могут совершать одну банковскую операцию: инкассация денежных средств, векселей, расчетных и платежных документов.

3. Небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО)

Функции небанковских кредитных учреждений во многом схожи с функциями коммерческих банков, например, в функции посредника в реализации ссудного капитала, функции мобилизации доходов и сбережений и превращения их в ссудный капитал. Однако небанковские кредитные учреждения мобилизуют доходы и сбережения только физических лиц, в то время как банки мобилизуют поступления, доходы и сбережения и юридических лиц. Кроме того, среди функций небанковских кредитных учреждений отсутствуют такие функции, присущие только коммерческим банкам, как функция создания и уничтожения новых кредитных денег и функция посредника в расчетах между физическими и/или юридическими лицами (по той простой причине, что небанковские кредитные учреждения не открывают своим клиентам текущих счетов). Вместе с тем среди функций небанковских кредитных учреждений присутствует такая функция, как функция поставщика специализированных кредитно-финансовых услуг (предоставляют своим клиентам целый ряд услуг, не оказываемых им коммерческими банками). Например, услуги ломбардов, предоставляющих мелкие потребительские ссуды, услуги страховых обществ.

Специальные финансово-кредитные институты: пенсионные фонды, страховые, лизинговые, инвестиционные, финансовые компании, кассы взаимопомощи, ломбарды..

Страховые компании — для них характерна специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для закупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.

Важное место занимают и пенсионные фонды, создаваемые частными и государственными корпорациями и фирмами для выплаты пенсий и пособий рабочим и служащим.

Касса взаимопомощи — это общественное кредитное учреждение, которое создается на добровольных началах и аккумулирует средства граждан для предоставления им материальной помощи. Кассы создаются при профсоюзных организациях работников и служащих — для членов профсоюза, в колхозах — для колхозников, в отделах социального обеспечения — для пенсионеров.

Ломбарды — это также кредитные учреждения, которые предоставляют денежные займы под залог движимого имущества.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Виды кредитных организаций в России и их функции.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Виды кредитных организаций в России и их функции.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Виды кредитных организаций в России и их функции.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

1. Предварительный этап предназначен для согласования с ЦБ РФ названия будущей кредитной организации. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в ЦБ РФ запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации.

ЦБ РФ в течение 3 рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации и в адрес территориального учреждения Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации.

2. Подготовка и подписание учредительных документов. На этой стадии происходит подписание учредительного договора и устава.

Кредитная организация должна иметь учредительные документы, предусмотренные гражданским законодательством для юридического лица соответствующей организационно—правовой формы.

Для акционерных обществ – это устав, для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью – учредительный договор и устав.

Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы.

3. Государственная регистрация. Не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители направляют в территориальное учреждение ЦБ РФ по предполагаемому местонахождению кредитной организации следующие документы:

  1. заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
  2. учредительный договор и устав;
  3. бизнес—план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации;
  4. документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;
  5. копии государственной регистрации учредителей, аудиторские заключения;
  6. документы, подтверждающие источники происхождения средств;
  7. анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, а также на должности тех же лиц филиалов кредитных организаций.

4. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности. Право на осуществление банковской деятельности у вновь созданной кредитной организации возникнет после получения лицензии. Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации ЦБ РФ в официальном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год.



УДК 342.97

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ

RIGHTS AND OBLIGATIONS OF CREDIT ORGANIZATIONS IN ADMINISTRATIVE AND LEGAL SPHERE

© Соловцова Елена Анатольевна

Elena A. Solovtsova аспирант кафедры административного и финансового права, Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь).

Postgraduate Student, Department of Administrative and Financial Law, North Caucasus Federal University (Stavropol).

ED solovtsova76@mail.ru

Аннотация. Кредитные организации являются участниками административно-правовых отношений. Они обладают административной правосубъектностью, которая имеет ряд специфических черт, обусловленных особой функцией, которую исполняют кредитные организации в современном государстве. Так как банки и небанковские кредитные организации участвуют в реализации государственной финансовой политики, на них возлагаются отдельные государственные функции, которые реализуются через соответствующие права и обязанности. Перечень прав и обязанностей кредитных организаций административно-правовой сфере не закреплён в каком-либо одном правовом акте, а они, соответственно, разбросаны по многочисленным законодательным актам, действующим в сфере регулирования банковской деятельности. При закреплении прав и обязанностей кредитных организаций в действующем законодательстве России, отечественный законодатель исходил из сочетания принципов невмешательства государства в деятельность кредитных организаций и необходимости государственного контроля и надзора за их деятельностью. В результате такого подхода государство наделило кредитные организации большим количеством обязанностей при минимальных правах, а функция государственного управления кредитными организациями реализуется через Центральный Банк Российской Федерации.

Ключевые слова: банк, кредитная организация, финансовое право, банковское право, источники банковского права, административная правосубъектность.

Key words: bank, credit institution, financial right, bank right, sources of the bank right, administrative personality.

%

sisi®’

ВС

► сфере государственных финансов )во всех странах мира, действует большое количество субъектов (кредитных организаций), осуществляющих публичные функции по образованию, распределению, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных государственных денежных фондов и частных финансовых средств в целях реализации задач государства в финансовой сфере.

В России такие организации действуют на основе Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Этим актом определён порядок создания и деятельности кредитных организаций, их виды, права и обязанности, ответственность и т. п. Соответственно, закон о банках и банковской деятельности определяет правовой статус государственных и негосударственных кредитных организаций.

Другие правовые акты, содержащие отдельные положения о деятельности кредитных организаций, этот правовой статус дополняют.

Обладая административно-правовым статусом, кредитные организации имеют и административную правосубъектность.

Соответственно, банки наделены правами и обязанностями в административной сфере.

Как отмечает А. Я. Курбатов, «исходя из этого, права как элементы правосубъектности представляют собой абстрактные возможности лица вступать в правоотношения. В зависимости от типа правового регулирования такие возможности закладываются через общие дозволения (общедозволительный тип правового регулирования) или дозволения в рамках общего запрета (разрешительный тип правового регулирования)» .

Конкретные (субъективные) права и обязанности юридических лиц можно понимать как «предоставленную конкретному субъекту юридическими нормами в целях удовлетворения его интересов меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченную корреспондирующей обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированную государством» .

Соответственно, субъективные права кредитной организации в административно-правовой сфере можно определить как меру должного поведения кредитной организации, предоставленную ей правовыми нормами и гарантированную силой государственного принуждения к другим участникам правоотношений в сфере реализации государственного управления.

Как показал проведённый анализ Федерального закона «О банках и банковской деятельности» практически все права и обязанности кредитных организаций, перечисленные в этом законе, являются выражением реализации гражданско-правового и финансово-правового статуса кредитных организаций. Права и обязанности кредитных организаций в административ-

но-правовой сере закон о банках и банковской деятельности практически не закрепляет.

Прежде всего, отметим, что в силу норм Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (ст.12) и Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» все кредитные организации несут обязанность пройти государственную регистрацию в органах юстиции. Это важнейшая их обязанность в административно-правовой сфере.

При этом, Банк России наделён полномочием по принятию решения о государственной регистрации кредитной организации и по этому поводу взаимодействует с соответствующим государственным органом исполнительной власти.

В дальнейшем, в процессе своей деятельности кредитные организации, в соответствии со ст. 10 закона о банках и банковской деятельности обязаны регистрировать все изменения, вносимые в учредительные документы.

Кроме того, банки, а в определённых законом случаях и небанковские кредитные организации, должны получить у Центрального Банка России государственную лицензию для деятельности в банковской сфере.

С момента государственной регистрации и получения лицензии у кредитных организаций возникает активная административная правосубъектность . Именно после этого кредитные организации активно пользуются правами и исполняют обязанности в административно-правовой сфере.

Так же в силу норм ст. 49 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации несут обязанность предоставлять ежегодно отчётность о своей деятельности в Банк России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень интересной выглядит обязанность кредитной организации, закреплённая в абз. 6-7 ст. 9 Закона «О банках и банковской деятельности» получать и рассматривать запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а также в необходимых случаях сведений о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемые в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии. Такие запросы должны поступать от Центрального Банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ. Кредитные организации несут ответственность за нарушение указанной обязанности.

Этот же закон говорит о том, что у кредитных организаций в случае необходимости и на основании государственного (муниципального) контракта может возникнуть обязанность

по выполнению отдельных поручений органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере государственных (муниципальных) финансов.

Согласно ст. 142 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» кредитные организации обязаны подавать о себе сведения в орган государственной власти, уполномоченный в сфере таможенного регулирования, о включении их в Реестр банков, иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов. В последующем кредитные организации также несут обязанность по уточнению поданных сведений, если они подверглись изменениям.

В контексте изучения реализации кредитными организациями своего административно-правового статуса важно рассмотреть роль и правовое положение Центрального Банка Российской Федерации в системе государственно-властных отношений. При этом отметим, что Банк России имеет особый административно-правовой статус, отличающий его от других банковских кредитных организаций.

Банк России наделён целым рядом полномочий управленческого характера в отношении кредитных организаций от государственной регистрации до отзыва лицензии на совершение банковских операций. Собственно, через Банк России государство осуществляет управление системой кредитных организаций.

Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не является органом государственной власти. Однако его полномочия и характер деятельности говорят о его важной роли в реализации государственной финансовой политики.

Поддерживая законодательное решение о том, что Центральный Банк России не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации, А. Г. Братко пишет: «Банк России не входит в систему органов государства. И это хорошо. Несмотря на то что многие авторы пытаются доказать, что Банк России якобы является органом государства, законодатель проявляет мудрость и не идёт по этому пути» .

В тоже время, в соответствии со ст. 75 Конституции РФ Банк России независим по отношению к любым федеральным органам государственной власти при осуществлении им его монопольной функции эмиссии денежных средств.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 2000 г. по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ч. 3 ст. 75 Закона «О Центральном Банке Российской Федерации» определил следующее: «Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесённым к его компетенции и требующим правового регулирования» .

По этому поводу Т. Э. Рождественская и А. Г. Гузнов пишут: «Одним из основных государственно-властных полномочий Банка России является право издания правовых актов. Важнейшее значение нормативных актов Банка России выражается в том, что они являются средством государственного регулирования банковской деятельности, оказывают регулятивное воздействие на денежно-кредитную и банковскую систему, финансы и экономику государства в целом» . А издаваемые Банком России акты относятся к категории правовых актов, которые обязательны для органов государственной власти, юридических и физических лиц. Кроме того, в силу положений ст. 19 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Банк России осуществляет государственную функцию по контролю и надзору в сфере деятельности кредитных организаций.

В данном случае речь фактически идёт о возложении на Центральный Банк Российской Федерации публичных функций в административно-правовой сфере. Публичные функции в административно-правовой сфере возложены законодательством и на другие кредитные организации, от чего у них появляются соответствующие права и обязанности. Публичные функции не являются конечной целью деятельности кредитных организаций, так как для банков и небанковских организаций конечной целью деятельности является извлечение прибыли, но эти функции связаны с целями деятельности государства.

Анализ федеральных законов «О Центральном Банке Российской Федерации», «О бан-

%

SIS4Ü’

ках и банковской деятельности», Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» указывает на то, что передача отдельных публичных функций кредитным организациям возможна только на основании федерального закона, а исполнение переданных функций не зависит от интересов самой кредитной организации.

Также отметим, что из возможных к передаче публичных функций к административно-правовой сфере может быть отнесена только функция противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В рамках её выполнения у кредитных организаций возникают соответствующие права и обязанности.

Например, правом и обязанностью Центрального Банка России в административно-правовой сфере можно назвать назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (ст. 189.25 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Временная администрация является инструментом административно-правового воздействия на кредитную организацию с целью её финансового оздоровления. В принятии решения Банком России о назначении временной администрации явно прослеживается заинтересованность государства в сохранении порядка и стабильности в сфере деятельности кредитных организаций, т. е. в сфере государственных финансов.

Исполняя свои полномочия по контролю за деятельностью кредитных организаций, представители Центрального Банка России в обязательном порядке входят в комиссию при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями (ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Несмотря на то, что в административно-правовой сфере кредитные организации имеют большое количество обязанностей, в российском законодательстве также можно найти и диспозитивные начала их правового статуса.

Например, кредитные организации на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» вправе принимать решения о том, чтобы участвовать или не участвовать в системе государственного страхования вкладов.

Отметим также, что кредитные организации вправе обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право предоставлено им в силу норм Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Кредитные организации могут обращаться с заявлениями, жалобами и предложениями, а органы публичной власти,

соответственно, несут обязанность по приёму и рассмотрению полученных обращений.

По мнению Д. Н. Бахраха и В. В. Скоро-ходовой, коммерческие банки являются юридическими лицами с особой правосубъектностью . По их мнению, такая особость связана с тем, что, с одной стороны, на банки воздействует государство (обязывая их пройти государственную регистрацию, получить лицензию, находиться под государственным контролем и надзором), а с другой стороны, банки сами могут активно взаимодействовать с юридическими и физическими лицами, используя предоставленные им государством полномочия.

Мы согласны с высказанным мнением и добавим, что все кредитные организации, созданные в установленном законом порядке и получившие лицензию, являются юридическими лицами с особой правосубъектностью.

Особенность правосубъектности кредитных организаций, как показал проведённый анализ, ещё и в том, что у них крайне мало прав в административно-правовой сфере.

Таким образом, проведённый анализ законодательства Российской Федерации в контексте легально закреплённых прав и обязанностей кредитных организаций в административно-правовой сфере привёл нас к следующим выводам:

1) субъективные права кредитной организации в административно-правовой сфере следует определять, как меру должного поведения кредитной организации, предоставленную ей нормами федеральных законов и административных актов Банка России и гарантированную силой государственного принуждения к другим участникам правоотношений в сфере реализации государственного управления, побуждающую их к выполнению взаимных прав и обязанностей;

2) субъективная обязанность кредитной организации в административно-правовой сфере может пониматься как меру должного поведения кредитной организации, предопределённую нормами законодательства Российской Федерации и административными актами Банка России по формуле «так, а не иначе» или «так или иначе, но обязательно», и обеспеченную силой государственного принуждения применительно к самой кредитной организации;

3) основные права и обязанности кредитных организаций в административно-правовой сфере изложены всего в двух федеральных законах: «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке Российской Федерации», притом, что специально права и обязанности в административно-правовой сфере в указанных правовых актах не выделены;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) правовая невовлечённость кредитных организаций в государственный сектор является основной причиной крайне небольшого количества прав и обязанностей кредитных организаций в административно-правовой сфере;

5) кредитные организации имеют чрезвычайно малое количество прав в администра-

тивно-правовой сфере, что указывает на исключительно императивный способ правового регулирования взаимодействия кредитных организаций и государства в Российской Федерации;

6) к основным обязанностям кредитных организаций в административно-правовой сфере относятся: обязанность пройти процедуру государственной регистрации и обязанность получить государственную лицензию на совершение банковских операций;

7) отдельные обязанности кредитных организаций в администра-

тивно-правовой сфере можно найти в законодательных актах, имеющих прописку в таких отраслях российского права как финансовое и банковское право;

8) несмотря на то, что Центральному Банку России государством переданы некоторые административные функции в финансово-правовой сфере, взаимодействие кредитных организаций и ЦБ РФ нельзя рассматривать как реализацию кредитными организациями своего административно-правового статуса.

Материалы поступили в редакцию 28.11.2018 г.

Библиографический список (References)

4. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *